Музей финифти в ростове: Музей финифти в Ростове Великом

Содержание

Музей фабрики «Ростовская финифть»: воспоминания и впечатления

В мае этого года, совершая тур по Золотому кольцу России, мы приехали в город Ростов Ярославской области. После прекрасного Ярославля, Костромы, Плёса и других городов Ростов показался сначала не очень ухоженным городом. Но позже, побывав в Ростовском кремле, в Спасо-Яковлевском монастыре и в музее фабрики «Ростовская финифть», мы, переполненные впечатлениями, были уже в полном восторге.

Ростовский кремль знаком, без преувеличения, каждому россиянину по всеми любимому фильму «Иван Васильевич меняет профессию», снятому по пьесе Михаила Афанасьевича Булгакова Леонидом Гайдаем именно там.

А вот по этим галереям убегали от опричников Жорж Милославский и домоуправ Бунша.

Вид с галереи на прекрасное озеро Неро.

О финифти как художественном промысле первые упоминания были уже в 12-м веке в летописи как о русской эмали. С изобретением эмалевых красок можно уже говорить о самобытной ростовской финифти — уникальном русском художественном промысле, получившем расцвет в начале 17-го века.

В 18-м веке в Спасо-Яковлевском монастыре уже работает большая художественная мастерская.

Спасо-Яковлевский монастырь

Изначально финифть использовалась для украшения церковной утвари, икон и для одежды священнослужителей.

В Советское время фабрика стала выпускать украшения, шкатулки и многие другие изделия мирского назначения, не остановив производства ни на один день!

Технология изготовления, конечно же, имеет много секретов. Но вот что нам рассказали: на медную отбитую пластинку наносятся слои белой эмали, и потом она просушивается в печи. (Эта белая эмаль на пластинке очень похожа на белый кахолонг — такая же молочно-белая). Затем по этой белой эмали делают рисунок огнеупорными эмалевыми красками в несколько приёмов, между которыми может быть до семи обжигов, так как все краски имеют разную температуру плавления! Мастер должен учитывать, что краски при обжиге могут поменять свой цвет!

Готовую пластинку надо оправить в серебро, а это — ювелирная работа, часто это — скань (филигрань), то есть, вид ажурной ювелирной техники из, как правило, серебряной или золотой проволоки.

Вот лишь часть экспозиции музея при фабрике «Ростовская финифть». На стенах — дипломы, благодарственные письма и грамоты.

К сожалению, в магазине при музее нельзя было фотографировать, но предметы и украшения, выставленные там в витринах, имеют, безусловно, большую художественную ценность! Себе я купила там колечко с бабочкой, они продаются всевозможных цветов, размеров и форм и оправлены в серебро. Конечно же, есть и браслеты, серьги, ложечки, шкатулки… В общем, райский уголок для ценителей такой красоты и изящества, как ростовская финифть!

Святитель Димитрий и ростовская финифть

Святитель Димитрий и ростовская финифть

Федорова Марина

Святитель Димитрий Ростовский. Роспись алтаря Димитриевского храма Спасо-Яковлевского монастыря. XIX век

 История ростовской финифти, как и самого Ростова Великого, во второй половине XVIII — XIX веках неразрывно связана с памятью о святителе Димитрии, митрополите Ростовском. Важное значение для Ростова имело не только обретение святых мощей первого русского святого Нового времени, но и формирование под воздействием этого события новых явлений в духовной, культурной и даже экономической жизни древнего города. Мы коснемся только одной стороны этого процесса, связанного с ростовской финифтью.

Ростовский кремль. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 год

Святитель Димитрий митрополит Ростовский был прославлен в лике святых в 1757 году. В это время Ростов еще был центром одной из крупнейших и древнейших русских митрополий. Однако, уже через пятьдесят лет все изменилось — архиерейская кафедра была переведена в Ярославль. Несмотря на то, что древние ростовские святыни остались на месте, вывод администрации епархии в губернский город, снижал статус города как крупного духовного центра. Сдерживающим фактором в этом движении стало обретение святых мощей и развитие культуры почитания памяти свт. Димитрия, митрополита Ростовского.

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь — бывший архиерейский дом.

Фотография 1890-х годов

В XVIII веке такое значительное событие церковной жизни, как прославление нового (и единственного в этот период) святого, способствовало объединению интересов самых различных слоев населения. В Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь со всей России потянулись паломники. Богатые и не очень, каждый со своей мольбой и посильной лептой. Помолившись у святыни, кто-то вкладывал в обитель собственноручно вышитый покровец, Шереметьев и Орлова-Чесменская строили храмы. Их украшали скульптурой, настенными росписями, возводили иконостасы для новых икон. Это были иконы и храмы барокко и классицизма. Они создавались с опорой на профессиональную архитектуру и живопись. Все это способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению различных явлений единой некогда русской культуры, представленной в это время уже народной и элитарной ветвями. Одним из результатов этого процесса стало развитие ростовской финифти, когда сложное ювелирное дело живописи по эмали получило развитие в народной культуре и впоследствии стало народным промыслом.

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Фотография 1911 года

Сама личность святителя Димитрия — не только духовного пастыря, но ученого и просветителя, подразумевала интерес к нему людей просвещенных, что влекло за собой  использование более современных форм и средств почитания. Одним из этих средств, стало использование прижизненных портретов при формировании иконографии святого, другой — расширение традиционных иконописных техник, одной из которых стали иконы на эмали.

Ростовская икона на эмали в стенах Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря  была не первым священным образом, выполненным в этой технике. Скорее всего, самым ранним памятником с живописными эмалями стало Евангелие московской печати 1748 года [1]. Евангелие сохранилось, сейчас оно экспонируется в экспозиции Музея финифти ГМЗРК [2]. На его окладе размещен уже традиционный к этому времени набор из пяти дробниц (миниатюр) с изображением Воскресения Христова и четверых евангелистов. Евангелисты изображены в интерьере, в движении и напоминают образы западноевропейской графики прошлого столетия.

Происхождение миниатюр неизвестно, но судя по живописным особенностям это московские эмали 1740 — 1760-хгодов. Совершенно иным уровнем исполнения, высоким профессионализмом, отличаются  миниатюры на митре красного бархата, вложенной графиней Натальей Федоровной Брюсовой 10 августа 1770 года (также из собрания ГМЗРК [3]). Таким образом, в монастыре появлялись иконы на эмали, выполненные столичными и зарубежными мастерами. Поэтому столь редкая и трудоемкая техника живописи по эмали, появившаяся в Ростовском архиерейском доме в начале 1760-х годов уже была знакома в обители.

Образ святителя Димитрия на эмали ростовские мастера стали писать одним из первых. Иначе и быть не могло. Ведь решения об освидетельствования мощей свт. Димитрия (для признания их святыми) и заведения финифтяного мастерства в Ростове принадлежали одному и тому же человеку — митрополиту Ростовскому и Ярославскому Арсению (Мацеевичу).

Портрет митрополита Арсения Мацеевича

В первых документах, свидетельствующих о деятельности финифтяной мастерской при архиерейском доме, — «Ведомости Учиненной в доме святейшего правительственного синода члена Преосвященного Афанасия Епископа Ростовского и Ярославского имеющимся в наличестве по 7 число декабря 1765 году домовым заготовленным к финифтяному делу иконописному мастерству финифтам и разным краскам сколько их звания и весом»

упоминаются две «штучки»(пластинки) с образом святителя Димитрия. Скорее всего, эти две «штучки»предназначались епископу Афанасию, сменившему на ростовской кафедре митрополита Арсения, для личного благословения и отправлялись в Ярославль, как сказано в документе, для их оправы в серебро.

Миниатюра на эмали — образок с ликом святого, как нельзя лучше, подходила для паломников в качестве иконы и как памятный знак о посещении обители. Она была представлена мощевиками, нагрудными образками, подвесными иконками, паломнической иконой.

Св. Димитрий Ростовский. Ростовская финифть. Начало XIX века. Государственный Эрмитаж

Первые сведения о массовом заказе Спасо-Яковлевским монастырем икон на эмали с образом свт. Димитрия относятся к 1770 году. В «Ведомости прихода и расхода денежных сумм по Ростовскому Спасо-Яковлевскому монастырю за 1771 — 1775 гг.» [4] сказано, что «В расходе 771 году по количеству для промену и для раздачи в благословение по требованию … состоящих от 770 года покупке разных святых образов на досках липовых и кипарисных 874 финифтовые в оправе серебряной 65 без оправы 180 а всего 1119»

. В 1773 году обитель выделила деньги на покупку «разных святых образов на досках липовых и кипарисных 2020 финифтовые в оправе серебряной четыре а всего 2140»[5]. Таким образом, через год их понадобилось уже почти в два раза больше. Возможно, интерес к образкам на эмали был связан с тем, что первоначально это были не только иконы, но и мощевики — медальоны, для хранения святыни. Их было значительно меньше, но они тоже сохранились.

Использование ростовского финифтяного образка как благословения обители получило широчайшее распространение в России во второй половине XIXвека. Но только Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь мог позволить себе это и в XVIII-ом, и в XIX-ом, и в начале XX-го веков.

Какими были образки святителя Димитрия середины 1760-х и начала 1770-х годов мы можем только предполагать, так как самое раннее подписное и датированное произведение ростовской финифти относится к 1777 году.

Святитель Димитрий Ростовский. Ростовская финифть. Конец XVIII века

Среди миниатюр на эмали последней четверти XVIII — первой половины XIX веков, сохранившихся в различных музейных и личных собраниях образ святителя Димитрия встречается чаще всего. Это изображения святого и в рост, и по пояс, и погрудно, и в келье, и на фоне монастыря, и на «ровном» фоне. Миниатюры различаются и облачением святого, он изображается то в клобуке и архиерейской мантии, то в богослужебных митре,  саккосе и омофоре. Все это многообразие было связано с тем, что в отличие от иногородних иконописцев, у ростовских мастеров была возможность выбора между различными иконографическими источниками, в основе которых лежало использование прижизненных портретов святого.

«Персона Преосвященного Димитрия Митрополита Ростовского и Ярославского». Начало XVIII века. Государственный музей Палехского искусства

Таких портретов было несколько. Самыми известными в XVIII — XIX веках были портрет с надписью «Персона Преосвященного Димитрия Митрополита Ростовского и Ярославского» и портрет из церкви бывшего Кирилловского монастыря в Киеве. Опираясь на эти оригиналы, ростовские мастера писали образки и иконы, где святитель Димитрий изображался либо погрудно, благословляющим с посохом, либо, стоящим во весь рост в келье рядом со столом с книгами и Распятием. Замечательные образцы подобных миниатюр хранятся в собрания прежней столицы Российской империи — Государственном Эрмитаже и Русском музее, куда они вывозились высокопоставленными паломниками в XVIII веке.

Святитель Димитрий Ростовский. Мастерская Киево-Печерской лавры. 1825. ЦАК МДА

После прославления святителя итальянским художником работавшим в России — Пьетро Ротари был создан официальный портрет святителя Димитрия, ставший основой для многих графических изображений. Портрет работы П. Ротари и портрет работы В. К. Шебуева, входившие в надгробный комплекс святого в церкви Зачатия св. Анны в Ростовском Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре впоследствии стали образцами для различных вариаций образов святого в иконе на эмали. Местонахождение портрета П. Ротари неизвестно, но сохранились гравюры с него, с погрудным изображением святого и несколько идеализированными чертами лица, что также нашло отражение в ростовской финифти XVIII века.

Гравюра с изображением св. Димитрия Ростовского, оригиналом для которой послужил портрет святителя, написанный П. Ротари

Портрет работы В. К. Шебуева, где святой изображен почти во весь рост, стоящим в храме был более популярен и воспроизводился на эмали и в XVIII-ом, и в XIX-ом веках. Правда, миниатюра со временем становилась все менее подробной, лаконичной. Возник и компромиссный вариант, совмещавший два оригинала (Кирилловский портрет и работы В. К. Шебуева), а также испытавший влияние надгробного комплекса, когда святитель изображался стоящим в архиерейском облачении, но не во весь рост, в келье и не с книгами, а с Ватопедской иконой Богоматери, которая находилась у раки святого.  Образки данной иконографии легли в основу своеобразного канона, которым ростовские мастера часто пользовались в дальнейшем.

Св. Димитрий Ростовский. Ростовская финифть. XIX век. Государственный Эрмитаж

Писали и сам надгробный комплекс. Его можно увидеть на миниатюрах конца XVIII — начала XIX веков, посвященных самому событию — обретению святых мощей.

Обретение мощей святого митрополита Димитрия Ростовского. Ростовская финифть. Мастерская Спасо-Яковлевского монастыря (?). Конец XVIII — первая четверть XIX века. Государственный Эрмитаж

В начале XIX века появились миниатюры, посвященные святителю Димитрию с пейзажным или архитектурным фоном. Как правило, они были посвящены двум святителям — Димитрию и основателю Спасо-Яковлевского монастыря епископу Иакову Ростовскому. Эти замечательные небольшие иконки сохранили для нас изображение ансамбля монастыря, каким он был в начале XIX века.

Святители Иаков и Димитрий Ростовские на фоне Спасо-Яковлевского монастыря. Ростовская финифть. XIX век. Государственный Эрмитаж

Во второй половине XIX века, когда самая высокая волна интереса к святому начала спадать на относительно крупных икона святителя Димитрия стали писать не отдельно, а в группе ростовских святых.

В то же время, как бы мы сказали сегодня, создавались и «подарочные» иконы, которые являлись благословением обители, с прекрасной живописью, на которых святители Димитрий и Иаков изображались на пейзажном фоне.

Святители Иаков и Димитрий Ростовские на фоне Спасо-Яковлевского монастыря. Ростовская финифть. 1880-е годы. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»

К концу столетия ростовская финифть приобрела черты массового производства — народного промысла. Появились грошовые образки с изображением святых, в том числе, и Димитрия Ростовского, где его можно было определить только по архиерейскому облачению и посоху в левой руке.

Св. Димитрий Ростовский. Ростовская финифть. XIX век. Государственный Эрмитаж

Св. Димитрий Ростовский. Ростовская финифть. XIX век. Государственный Эрмитаж

Распространение финифтяной иконы с образом святителя Димитрия привело к тому, что в первой половине XIXвека. Спасо-Яковлевский монастырь стал самым крупным посредником между мастерами ростовской финифти и ее покупателями. Лучшие годы ростовской финифти прошлого, связаны с деятельностью по распространению финифтяной иконы, которые осуществляли в это время архимандрит монастыря Иннокентий и его помощник иеромонах Флавиан.

Портрет архимандрита Иннокентия Порецкого. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль». 1843 год

Если в первой трети XIX века создавались лучшие по живописи миниатюры, то позже, когда интерес к иконе на эмали снизился и она стала дешевле, возросли объемы заказываемых монастырем миниатюр. Распространение финифтяной иконы, главным образом с изображением святителя Димитрия, митрополита Ростовского, стимулировало развитие промысла, поддерживало интерес к святому и Спасо-Яковлевской обители, влияло на экономику монастыря и города в целом.

Вплоть до октября 1917 года монастырь продолжал покупать финифть для ее дальнейшей перепродажи. Среди адресов были: станция Черниговская Приморской области, Алушта Таврической губернии, Карагополь Олонецкой губернии, Нижний Новгород, Киев и другие города, а так же обители: Угличский Богоявленский женский монастырь, Троицкий Николаевский монастырь, Козьмо-Демьянский женский монастырь, Александро-Огневский монастырь [6].

Таким образом, общерусское почитание памяти святителя Димитрия митрополита Ростовского явилось стимулом для развития финифтяной иконы в Ростове в XVIII веке. Оно дало возможность закрепиться на ростовской земле искусству эмалевой миниатюры, этому, по своей сути монастырскому, элитарному ремеслу. Благодаря заказам обители создавались лучшие миниатюры, с образом святителя Димития в том числе, в ростовской финифти XVIII — XIX веков.

 

[1]  РФ ГАЯО Ф. 145 Оп. 1 Д. 9. 1770 г.Копия описи имуществаСпасо-Яковлевского монастыря. Л. 13 об. — 14

[2] ГМЗРК. Инв. Як. -413

[3] ГМЗРК. Дм.- 33

[4]  ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 13. Л. 4 — 4 об.

[5]  Там же. Л. 10 об.

[6] Архив ГМЗРК. АД 210/377. Л. 1 — 2 об.

Св. Димитрий Ростовский. Мастер Мощанский. 1820-е годы. Государственный Эрмитаж

Экспозиция в Музее финифти. Ростовский кремль

Экспонаты из Музея финифти. Ростовский кремль

Святители Иаков и Димитрий Ростовские. XIX век. Государственный Эрмитаж

Св. Димитрий Ростовский. Ростовская финифть. Современная икона

Экспонаты из Музея финифти. Ростовский кремль

Экспонаты из Музея финифти. Ростовский кремль

Св. Димитрий Ростовский. XIX век. Ростовская финифть. Государственный Эрмитаж

Экспозиция в Музее финифти. Ростовский кремль

Св. Димитрий Ростовский. Художник Куландин Н. А. 1991 год

Рака с мощами св. Димитрия Ростовского. Клейма — ростовская финифть. 2009 год

Владимирская икона Божией Матери. Ростовская финифть. Современная работа

Святая великомученица Варвара. Ростовская финифть. Современная работа

Складень. Ростовская финифть. Современная работа

Ангел хранитель. Ростовская финифть. Современная работа

Складень. Ростовская финифть. Современная работа

Преподобные Петр и Феврония Муромские. Ростовская финифть. Современная работа

Экспонаты из Музея финифти. Ростовский кремль

Экспонаты из Музея финифти. Ростовский кремль

Экспонаты из Музея финифти. Ростовский кремль

Преподобный Савва Сторожевский. Ростовская финифть

Экспонаты из Музея финифти. Ростовский кремль

Нательные образки святых. Ростовская финифть. Конец XIX — начало XX века

Св. Димитрий Ростовский. Начало XIX века. Ростовская финифть. Государственный Эрмитаж

Экспонаты из Музея финифти. Ростовский кремль

Преподобный Авраамий Ростовский. Ростовская финифть. XIX век

Житийная икона св. Димитрия Ростовского. Ростовская финифть. Художник Смирнова Л. В. 2009 год

Св. Димитрий Ростовский. Ростовская финифть. Современная работа

Неизвестный святитель. Ростовская финифть. XIX век

Св. Димитрий Ростовский. Ростовская финифть. 1808 год. Государственный Эрмитаж

Экспонаты из Музея финифти. Ростовский кремль

Ростовские святые. Ростовская финифть. XIX век

Святая Троица. Ростовская финифть. Современная работа

Музей «Ростовский кремль» отмечает день рождения финисажем и научной конференцией

Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» отметил 137-ю годовщину со дня основания. В день рождения музея на финисаже выставки «Ростов: люди и город» собрались участники фоторезиденции, которая прошла в Ростове и Ростовском районе 11-13 сентября.

В проекте участвовали мастера цифровой и аналоговой фотографии из Ярославля, Великого Новгорода, Владимира, Ростовского района. Партнерами проекта выступили администрация Ростовского муниципального района и Гостиничный комплекс «Bravis».

– Выставка представляет собой своеобразный фоторепортаж о жизни ростовцев. Все фотографии, показанные на выставке, – не постановочные и без ретуши. Обыденные сегодня, спустя годы эти фотографии будут представлять исторический интерес, – отметил куратор выставки Вячеслав Иванов.

По словам директора музея-заповедника Наталии Каровской, особую ценность представляют фотографии, на которых запечатлен рабочий процесс на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях района. Это фабрика «Ростовская финифть», завод «Сыктывкар Тиссью Групп», сельхозпредприятие «Красный маяк». В постсоветское время жанр промышленной фотографии, особенно в малых городах, переживает сложные времена. Тем ценнее кадры, сделанные на недоступных для широкой публики предприятиях.

– Фоторезиденция «Ростов: люди и город» – прекрасный пример сотрудничества власти, культуры и бизнеса! Мы мечтали об этом слиянии, очень много сделали для этого, и наконец-то все сложилось. Наконец-то мы начинаем работать вместе, – сказала Наталия Каровская.

В свою очередь заместитель директора музея-заповедника Сергей Сазонов анонсировал открытие традиционной научной конференции:

– Тридцать лет мы в день рождения проводим научную конференцию «История и культура Ростовской земли». Юбилейная конференция в этом году проходит в онлайн формате. Российские ученые – историки, искусствоведы, археологи, реставраторы, архитекторы – ежегодно собираются в начале ноября, около даты основания музея (музей основан 10 ноября (28 октября ст. ст. 1883 года), в стенах Ростовского кремля, чтобы

сообщить о результатах своих исследований, об открытиях – и вписать тем самым новые страницы в историю древней Ростовской земли.

Финифть из Ростова Великого: единственная и неповторимая

seo-content

Самые ненаглядные русские украшения

Ростовская финифть радует глаз, ею просто невозможно не любоваться. Финифтевую брошь или заколку немедленно хочется взять в руки и рассмотреть получше – настолько притягивает внимание тонкий замысловатый узор. Его плавные, спокойные, размеренные линии создают ощущение гармонии. Этот вид искусства прославлен на весь мир. А наши соотечественники испытывают к финифти нечто вроде любви на генетическом уровне – настолько её история переплелась с историей Руси. Когда смотришься в расписное зеркальце, кажется, что именно ему сказочная красавица адресовала вопрос Я ль на свете всех милее?. Ростовская финифть относится к тем народным промыслам, скопировать которые совершенно невозможно, как ни старайся. В чём же уникальность этого искусства? Почему подобные серьги, кольца, браслеты невозможно изготовить больше ни в одной точке планеты? Или ростовским мастерам известны какие-то особые секреты?

В чём тайна расписных украшений?

Во-первых, секреты производства таких изделий действительно существуют. Способы изготовления украшений на основе финифти долгие века передавались из поколения в поколение. За определением ростовская финифть стоят целые династии потомственных мастеров. Во-вторых, само происхождение этого народного промысла – чистое, духовное. Изначально (когда финифть была не ростовской, а, скорее, московско-петербургской) ею декорировали церковную утварь. Затем финифтью стали украшать праздничные одежды священнослужителей. Позже этот промысел из столицы перекочевал в Ростов, ставший духовным центром нашей страны. Финифтью стали расписывать иконки для паломников – это было не только красиво, но и практично: закалённая эмаль совершенно не портилась от солнца, влаги и пыли. Маленькие образки с ликами святых разъезжались из Ростова во все концы света. И лишь затем этот филигранный декор перешёл на серебряные украшения, бонбоньерки, ароматницы, медальоны.

Легенды и факты о финифти

В XVIII веке ростовским центром выпуска финифти стал Яковлевский монастырь. И сам монастырь, и слобода при нём изготавливали чудесной красоты иконы из расписной эмали. Заслышав о промысле Яковлевского монастыря, сюда стали устремляться лучшие живописцы того времени, желавшие послужить людям и улучшить таким образом свою судьбу. Так благодаря финифти Ростов стал городом выдающихся художественных талантов. Говорили, что обилие праведных людей начало творить в городе настоящие чудеса. Здесь исцелялись больные люди, воссоединялись семьи, появлялись долгожданные дети. В итоге не проходило ни дня, чтобы в город не прибыли очередные паломники. Дошло до того, что в Ростове побывала сама государыня-императрица Екатерина II. Этот визит – исторический факт: он был связан с чествованием святителя Димитрия, в чудесное влияние которого императрица искренне верила. Она даже унесла из монастыря финифтевый образок с изображением Димитрия Ростовского.

Финифть в советское время

После Октябрьской революции, когда другие народные промыслы, связанные с религией, были преданы забвению, ростовская финифть сумела выжить. После 1917 года производство не застопорилось ни на один месяц! Ростовчане нашли выход: они стали выпускать украшения из серебра с финифтью – эстетичные изделия всё с тем же самобытным витиеватым почерком. Женщины стали носить в расписных медальонах портреты любимых, мужчины – кольца с изображением русских городов. А на ростовские ювелирные украшения равнялись фабрики всей страны. Шкатулка с финифтью стала самым желанным подарком для дамы, а представители сильного пола любили расписные табакерки. Все умения, приобретённые мастерами за годы изготовления мирских украшений (как-никак это 70 лет), применяются и совершенствуются по сей день. Вот почему уникальная ростовская бижутерия, создаваемая этим методом, сегодня не имеет себе аналогов во всём мире.

Как делается финифть?

О технологии изготовления ростовской финифти можно рассказать лишь в общих чертах. Поскольку этот народный промысел – самое настоящее таинство, досконально известное только опытному мастеру. В целом процесс выглядит так. Лист меди режется на пластинки требуемой формы. Затем медь выбивают, делая будущее изделие выпуклым. После этого медную пластинку в несколько слоёв покрывают белой непрозрачной эмалью (эмаль предварительно смешивается с водой в строго определённой пропорции). После этого оборотную сторону пластинки тоже покрывают эмалью (на этот раз достаточно одного слоя). Благодаря этому ходу пластинка не утратит своей формы. Затем будущее изделие поступает в печь на просушивание. Сушится оно при температуре от 700 до 800 градусов Цельсия. Именно благодаря этой процедуре эмаль и приобретает гладкую поверхность и блеск, характерный для готовой финифти. Основа для рисунка готова. Наступает пора покрыть лицевую часть пластинки огнеупорной краской и снова отправить пластинку на просушивание. Саму краску мастер должен выбрать предельно точно: при обжиге она изменит цвет. К тому же все краски имеют собственную температуру плавления, это тоже придётся учесть. Для создания многоцветных изделий картинка на эмали дорисовывается и обжигается вплоть до 7 (!) раз. Последний этап – помещение пластинки в ювелирную оправу (если речь идёт об украшении).

rosfinift.ru – кратчайший способ купить ростовскую финифть

Сегодня у каждого есть возможность приобрести самобытную и неповторимую ростовскую финифть. Купить украшения, в основе которых лежит расписная эмаль, можно прямо на сайте. Гарнитуры, колье, заколки, броши – всё это авторские изделия, в которые ростовские мастера вложили свой талант и умение. Сегодня такие украшения называют штучным товаром. То есть эксклюзивным предметом, который больше нигде не найти. Изделия, созданные с любовью в самом сердце Ростова, вы найдёте в колонке слева. Мы уверены: среди этих колье, зеркал, подвесок непременно найдётся та самая вещь, которая станет вашей своеобразной семейной реликвией.

обзор музеев, история основания, экспозиции, фото и отзывы

Ростов Великий — древний город. В записях 826 г. есть упоминания о его существовании. Главное, что нужно посмотреть при посещении Ростова Великого — достопримечательности: музеи и отдельные памятники, которых насчитывается около 326. В том числе и музей-заповедник Ростовский Кремль, включенный в список ценнейших объектов культуры России. Посещение этого города входит в знаменитый маршрут «Золотое кольцо России». Музеев Ростова Великого тоже насчитывается немало. Вот некоторые из них.

Самый главный музей в Ростове Великом

Музей-заповедник занимает территорию кремля. Среди всех музеев Ярославской губернии он единственный имеет значение федерального уровня. В его комплекс входят 14 памятников, представляющих собой различные постройки. Музей имеет научную ценность, там изучают историю, архитектуру и археологию. Это самый большой комплекс музеев Ростова Великого (фото ниже).

История Кремля

Территория кремля обнесена прочной стеной, не имеющей оборонительной функции. Кремль Ростова был задуман как православный рай с белоснежными храмами, колоколами и прудом. Кремль должен был служить резиденцией священнослужителей. Его территорию можно разделить на южную, центральную и северную части.

Строительство Кремля датируется 1650 годом, он был возведен при митрополите Ионе Сысоевиче. Начало Кремля было положено с постройкой нового Архиерейского двора на месте старого деревянного. Части его строений все еще остались. Отстраивал новый двор мастер — каменщик Петр Досаев. Все постройки на территории Кремля относятся к разным годам, что позволяет проследить за изменениями в архитектуре. Завершилось строительство в 1683 г. при митрополите Иоасафе.

В 1787 г. собрания епархии были перенесены в Ярославль. Тогда территория Кремля осталась заброшенной. В храмах не велись службы, помещения отдали под склады. Митрополиты были готовы снести здания, но в 1860-х годах ростовское купечество взялось за реставрацию всего комплекса за свой счет.

В 1883 году 10 ноября после реставрации в здании открылся первый музей, в котором были представлены церковные древности. Находилась экспозиция в Белой палате. В это время за ростовским Кремлем закрепился статус музея. Первыми экспонатами музея были пришедшие в негодность иконы и церковная утварь. За все время существования музей собрал большую коллекцию экспонатов. В 1922 году музею была передана коллекция картин авангардистов.

В 1953 году комплекс снова пришлось реставрировать, так как он был частично разрушен августовским смерчем.

В 2010 г. поступило предложение отдать церкви весь комплекс кремля Ростова Великого, но оно было встречено протестом, так как Ростовский Кремль представляет особую важность в качестве музея-заповедника Ростова Великого.

Известный фильм «Иван Васильевич меняет профессию» снимался на территории Ростовского Кремля.

Успенский собор

Успенский собор входит в состав достопримечательностей Ростовского Кремля. Он был построен раньше, чем начал строиться Кремль. Первый собор, построенный на месте современного храма, сгорел в 1160 году. Затем собор заново отстраивали и в 1204 г. , и в 1408 г., но каждый раз то пожар, то обрушение уничтожали его. В период с 1508 по 1512 годы была построена кирпичная церковь. А в период постройки Архиерейского двора эта церковь была частично реконструирована. Смерч 1953 г. снес купола с храма, в скором времени отстроили новые купола и крыши, которые больше соответствовали ранним постройкам храма.

Совершенно точно известно, что в одной из построек Успенского собора был крещен Сергий Радонежский. Кроме того, одним из служителей монастыря был отец богатыря Алеши Поповича.

Собор стоит на Соборной площади, обнесенной невысокой оградой, рядом с Архиерейским двором. Для его строительства использовали кирпич и белый камень. Высота собора — 60 метров. Собор имеет пять глав, четыре из которых расположены по углам, а самый большой, пятый купол, расположен в центре. Архитектура собора напоминает Московский Кремль. Фасад здания украшен лопатками, окна, расположенные в 2 яруса, разделяются поясом из декоративных арок. Главы опираются на декоративно украшенные высокие световые барабаны. Барабан — это цилиндрическая часть здания, на которую опирается купол.

Внутренняя роспись храма сохранила как очень старые фрески, так и более новые. Из летописей известно о художественных работах, проходивших в 1581 г. Затем росписью занимались в 1659 году мастера С. Дмитриев и И. Владимиров. В 1669 г. роспись была еще не окончена, и на помощь к ним пришли костромские мастера Г. Никитин и С. Савин. Но пожар 1671 года уничтожил часть фресок, роспись пришлось обновлять. В 1843 году были отрисованы новые фрески, что уничтожило прежние. В 1950 году при реставрации были обнаружены части росписей, относящихся к XVIII, XVI и даже XII векам. Также сохранился иконостас, построенный в 1730 году в стиле барокко.

Звонница

К храму прилегает звонница, построенная в 1682 году. Несмотря на почти столетнюю разницу от начала строительства, Успенский Собор и звонница выполнены в одном стиле. Изначально звонница состояла из 3-х частей. Первыми были отлиты 2 купола — Лебедь и Полиелейный. Купола были настроены на минорный лад. Но митрополит пожелал, чтобы купола были перестроены на мажорный лад. Он пригласил мастера отливки колоколов Терентьева Флора. Мастер отлил самый большой колокол в звоннице. Его общий вес составляет 2000 пудов, а вес языка — 100 пудов. Мастер сделал колокол, который в аккорде с другими колоколами давал мажорное строение лада. Говорят, что точность отливки колокола составляет 99.67% для того, чтобы составить нужный аккорд с другими колоколами. Новый колокол получил имя «Сысой» в честь отца митрополита. Для него была сделана пристройка к уже имеющейся звоннице, так как он был слишком большой.

В 1689 году в состав звонницы входило 13 колоколов. А в конце 19 века добавили еще 2 колокола. И по сей день в звоннице Ростовского Кремля висят 15 колоколов.

Колокола хотели изъять для переливки их в оружие для участия в швейцарской войне. Но митрополиты не допустили этого. Они отдали императору Петру I запасы серебренной утвари из монастыря, а потом еще и заплатили собственные деньги, чтобы не отдавать колокола. Продолжать строительство на территории Кремля больше не представлялось возможным, так как средств у митрополитов больше не осталось. Но зато знаменитые и тогда и теперь колокола остались нетронутыми. Во время гражданской войны, когда новая власть хотела избавиться от напоминаний о царском режиме, купола хотели изъять и перелить для промышленных нужд. Но благодаря усилиям директора музея Д. Ушакову и наркому А. Луначарскому колокола спасли. После пришла еще одна беда: в 1923 году оборвался ремень, на который был подвешен язык самого большого колокола. Тогда язык пришлось подвесить на металлический стержень. Это изменило звучание колокола. Специалисты считают, что необходимо перевесить язык колокола на прежнее место.

На нижних этажах звонницы находится церковь входа Иисуса в Иерусалим.

Церковь Одигитрии

Находится церковь на Архиерейском дворе. Построена она была в 1693 году в стиле барокко. К моменту начала строительства церкви забор Архиерейского двора был уже построен. Поэтому строителям пришлось сделать церковь такой, чтобы она не выглядела чужеродно.

Здание церкви двухэтажное. Под церковные нужны использовался всегда лишь второй этаж. Отличительной особенность внешнего вида церкви от других ростовских храмов является наличие балкона, который протянут по периметру всего второго этажа.

Облицовка церкви, выполненная в технике руст, была окрашена в бронзовый цвет. Руст — это ровные кусочки граненого камня, расположенные вплотную друг к другу.

Внутри церкви есть непринятые для церквей лепные картуши. Это архитектурные миниатюры, в составе которых обычно имеется надрезанный рулон или свиток, внутри которого расположен герб или надпись. Картуши были расписаны сразу после их установки. Во время запустения двора, во второй половине XIX века, картуши обветшали. К приезду Николая II в Ростов Великий их обновили. Но в 1950 году картуши были побелены, что окончательно скрыло роспись. После 2000 года картуши были отреставрированы.

Сейчас в здании церкви находится музейная выставка.

Основные экспозиции музея-заповедника Ростовский Кремль

В комплексе музея заповедника располагаются несколько музейных коллекций. Чтобы разобраться в их расположении, на первом этаже здания Красной палаты имеются карта территории кремля, экраны, с помощью которых можно посмотреть все коллекции музеев города Ростова и его области.

Чтобы посмотреть искусство Древней Руси, нужно пройти в Самуилов корпус. В нем представлена экспозиция с иконами, литьем, резьбой и церковными предметами из драгоценных металлов.

В храме Одигитрии представлена самая большая коллекция церковных предметов, икон и скульптур. Называется эта экспозиция — «Сияет злато и лазурь».

На территории музея также есть залы, в которых посетители могут увидеть историю Ростова и области. В них представлены археологические находки — орудия труда, останки доисторических животных. А в здании Красной палаты находятся экспонаты, относящиеся к более поздней истории региона.

Еще одна знаменитая экспозиция — музей финифти в Ростове Великом.

Музей финифти

Финифть — это древнее искусство миниатюрного художественного украшения, который подразумевает изображение на эмали детальных сценок. Подобная работа требует высокого мастерства художника и представляет собой сложный процесс изготовления. Такой вид промысла считается элитарным.

Музей финифти располагается в здании действующей фабрики «Ростовская Финифть», которая была открыта 15 лет назад и сейчас является единственным представителем данного промысла в России.

В музее представлена экспозиция, рассказывающая 200-летнюю историю образования и развития финифти, быт и мастерство создателей эмалевых миниатюр. Во время экскурсии посетителям покажут процесс изготовления финифти, редкие экземпляры, созданные с участием великих ювериров и художников. Более того, участники экскурсии смогут попробовать создать такую миниатюру самостоятельно. В музее также есть и сувенирный магазин, в котором можно приобрести финифть.

Музей Царевны-лягушки

Музей лягушки в Ростове Великом был открыт при гостинице «Царевна-лягушка» в 2012 году. Здание, в котором расположился музей, принадлежало купцам Малышевым и было построено в 1790 году.

Идея создания музея лягушки в Ростове Великом была взята из произведения Рыбакова Б.А. «Язычество древней Руси». В книге говорится о том, что у предков ростовского народа — угро-финского племени меря — лягушка была священна. Предполагается, что сказка о Царевне-лягушке имеет свои истоки именно в Ростовской области.

Экспозиция в музее Царевны-лягушки в Ростове Великом окунет посетителей в сказку. В ней представлены интерьеры крестьянской избы, которая включает в себя печку, стол, скамьи и другие атрибуты деревенского быта. А еще в музее представлена экспозиция, состоящая исключительно из различных статуэток лягушек, их насчитывается около 4000.

Кроме экспозиций в музее Ростова Великого для детей предлагается интерактивная программа. Она включает в себя сражение с Кощеем, испытания за красавицу-невесту, угощения из волшебной печки и другие сказочные приключения.

Музей Лягушки является самым сказочным из всех музеев Ростова Великого.

Музей Купечества.

Музей Купечества находится в доме городской усадьбы. Эта усадьба до 1918 года принадлежала купцу Кекину. Затем до 1999 года в ней располагался сельскохозяйственный техникум. После же здание было отдано государственному музею-заповеднику Ростовский Кремль. В 2008 году здесь был открыт музей Купечества Ростова Великого.

В музее представлена экспозиция, раскрывающая жизнь купечества на примере семьи Кекина. Внутри здания воссозданы интерьеры комнат, которые были при жизни семейства Кекиных. Также экспозиция представляет документы, фотографии и другие экспонаты, принадлежавшие этому знаменитому роду. Вот так, на примере одной семьи показана жизнь ростовского купечества.

Также в этом музее проходят временные выставки.

Помимо музейных экспозиций, входящих в комплекс музея заповедника Ростова, есть и другие интересные музеи Ростова Великого.

Художественная галерея «Хорс»

В этой галерее выставлены работы художника Михаила Селищева. Помимо картин, полотен, панно и эмалевых миниатюр представлена коллекция предметов быта ростовчан XIX-XX веков.

Музей «Лукова-Слобода»

Музей, посвященный луку, традициям его выращивания и использования в различных целях. Здесь предоставлены интерактивные программы для детей, в которых можно попробовать сплести косу из лука, сделать оберег или куклу, а еще расписать что-нибудь батиком. В музее предлагают отведать чай с луковым хлебом.

Музей «Щучий двор»

Интерактивное пространство для детей с родителями. Здесь рассказывают о легендах и байках озера, на берегу которого построен Ростов Великий. А еще показывают театрализованную программу «По щучьему веленью». Это самый необычный музей Ростова Великого.

Музей «Золотой Улей»

Цель экспозиции — рассказать о развитии и традициях пчеловодства в России. Часть музея находится в помещении, а часть — под открытым небом. Среди экспонатов — типы ульев и инвентарь пчеловода. Во время экскурсии можно попробовать разные сорта меда и квас на меду.

Дом ремесел

Экспозиция включает в себя уникальной красоты изделия из чернолощеной керамики, кружева, изделия из бересты и скульптуры из дерева. Во время экскурсии можно понаблюдать за работой народных мастеров. А также поучиться плетению из бересты и кожи, изготовлению кукол, росписи деревянных изделий.

Двор «Жар птица»

Здесь, на ремесленном дворе, можно узнать о кузнечном ремесле. Помимо инвентаря, необходимого для кузнечного дела, посетителям предлагают на некоторое время принять на себя образ кузнеца и попрактиковаться в ковке.

Город Ростов Великий однозначно нужно посетить, чтобы окунуться в тихую, но безумно интересную жизнь ростовского народа. У всех музеев Ростова Великого часы работы разные. Некоторые открыты с утра, некоторые открываются только во второй половине дня. Но обязательное место для посещения в Ростове Великом — Кремль. Музей, в котором можно насладиться видами белоснежных храмов, услышать перелив колоколов и изучить историю и архитектуру Ростовского края.

Если вы приехали в город в первый раз, для удобства можно пользоваться картами мобильного гида. Так вам будет проще ориентироваться.

Упоминание о ростовских эмалях напоминает драгоценные миниатюры, веками украшавшие церковную утварь, предметы домашнего обихода и украшения.

Упоминание о ростовских эмалях приносит вспомнить драгоценные миниатюры, веками украшавшие церкви посуда, предметы домашнего обихода и украшения. Яркие цвета светящиеся на фоне белых эмалевых бляшек оживляли сцены библейских и русская история и отраженная разнообразная жизнь и красота родной земли.Мастерские мастера Ростова Великого, в котором уникальная техника эмалирования применялась более двух веков, производят эти сокровища до наших дней. В прошлом мастера Ростовского епископства и монастырей расписаны по заказу от духовенства, эмалевые бляхи для украшения икон, чаш, мощей и другие культовые предметы. Позже обыватели взялись за дорогое ремесло эмали, передавая свои секреты от отца к сыну, от одно поколение другому.

В своей двухвековой истории Ростовские эмали неоднократно переживали периоды расцвета и упадка. Основная тема поделки — дань уважения красоте родной. земля и высокий дух человека — однако никогда не покидали. Ростовские эмальеры сохранились до наших дней и продолжили лучшее традиции русской эмалевой миниатюры.Ремесло никогда существовали изолированно: развивая местную традицию иконы живопись, она попала под влияние других школ живописи. Известно, что техника перегородчатой ​​эмали использовалась на Киевской Руси еще в 11 веке. Это называлось «финифт», что в переводе с древнегреческого означает сплав или сияние. камень. Стекловидная поверхность эмали, украшающая старинные ритуальные сосуды, женские диадемы, кольты-подвески, погоны и т. д., действительно сиял глубоким светом драгоценных камней.

Эмалирование началось не с нуля в Ростове, чьи иконописцы и мастера были хорошо известны в прошлом. Известно, что в Ростовской епархии была иконопись. мастерская издавна. Сложно сказать, когда дорого ремесло эмалирования прижилось именно в этом провинциальном городке. Легенда Рассказывают, что сосланный итальянский эмальщик обучал своему ремеслу местных иконописцев при императрице Анне Иоанновне, а там документального подтверждения этого факта нет.Многие ученые стремились пролить свет на малоизвестную историю появления ростовских эмалей. Некоторые связывали это с деятельностью митрополита Ионы Сысоевича, внесший вклад в развитие Ростовского епископства в конец 17 века. Епископская мастерская действовала до конца 1780-х гг., выполняя церковные заказы из разных русских города и поселки. После переноса столичной канцелярии до Ярославля некоторые эмальеры продолжали выполнять епископские орденов, а другим, например братьям Исаевым, — родственникам. независимости и поступила на учёт в эмалевый цех г. Ростовский ремесленный трибунал.Этот факт можно считать стартовым точка в развитии эмалирования как полноценного промысла в город. Семинары Ростовской епархии сыграли важную роль в сыграют в эволюции ростовских эмалей.

Ростовские эмалевые традиции, однако, гораздо более универсальный. Он веками развивался в тесном контакте с другими крупными художественными школами и великими стилями.С самого начала Ростов эмалеры исполнили яркий, насыщенный символами стиль барокко и сложились на его основе собственные художественные традиции. Иллюстрированный стиль ростовских эмалей начали обновляться в первой половине XIX века как из-за изменения вкуса, так и из-за влияние классицистских принципов храмовой архитектуры Ростова и его внутреннее убранство. Эмалевые миниатюры, украшающие церковная утварь составляла лишь крохотную часть всего ансамбля и, естественно, перенял изобразительный язык нового стиля.Ростов эмалеры, использованные в качестве моделей гравюр с картин западноевропейских и русских художников, а также многочисленные оригинальные религиозные картины которые попали в ростовские монастыри и церкви в виде пожертвований. Ростовские мастера продавали свои изделия в разных городах России и городов и, посетив столицу, можно было увидеть работы Академии художники. Менее привязанные к религиозным канонам, эмали, живущие в города быстрее усваивали изобразительные техники классицизма.Они естественным образом восприняли иконографию и традиционные формы. как высокие эстетические идеалы нового стиля. провинциального городка и близость местных горожан и крестьяне не могли не повлиять на развитие эмалирования. Хотя в целом руководствуясь питерскими трендами, ростовская финифть остались верны ценностям местной народной культуры в первой половине 19 века.К середине 19 века насчитывалось около 50 эмальщики в Ростове, некоторые из них владеют собственным бизнесом но большинство работает дома. Объединенные торговой корпорацией, эмальщики оставались независимыми как в своей работе, так и в маркетинге. свою продукцию. Лучшие из них сохранили индивидуальность и свое собственная оригинальная идиома.

Ростовские мастера после революции 1917 г. образовалась артель, выпускавшая эмалированные шкатулки, шкатулки, броши. и запонки.Многие талантливые художники, способные продолжить местные традиции присоединились к бизнесу в конце 1960-х годов. Они проанализировали новые возможности для развития ростовских эмалей. Сплоченный группа одаренных мастеров появилась на фабрике в 1970-х гг. 1980-е годы. Выпускники различных художественных школ, владеющие ремеслом, овладел секретами живописной традиции и декоративной искусство эмалирования.Лучшие из них, наделенные ярким креативом. индивидуальности, поработали над обновлением идиомы ростовских эмалей и изменять дизайн украшений. Декоративность миниатюрных картин, которые могли украсить как большие, так и маленькие предметы, обеспечили долговечность и широкое применение ростовских эмалей. Они пестрые сияют оттенки в ювелирных изделиях, созданных современными мастерами. Рама плетения металлической проволоки причудливыми узорами дополняет изысканная эмаль миниатюры.Художники и ювелиры объединяют усилия для создания необычных целостные произведения искусства, будь то декоративное панно, шкатулка, портрет или женские украшения. Хотя это и не обязательно, эти вещи добавляют цвет нашим домам и жизни, даря радость и тепло жители этого холодного индустриального мира. Когда мы смотрим на эти миниатюрные картинки русской природы или древней истории, нам приносят вернуться к нашим истокам и вечным ценностям.
Ростовский эмалевый бизнес обладает огромным творческим потенциалом. Пока придерживаясь местных живописных традиций, каждое новое поколение художники привносят новое мировоззрение и собственное представление о прекрасном ростовским финишам. Однако, как и любое истинно народное ремесло, ростовские эмали сохранить неизменным идеал красоты русской природы и человека.

Очередной этап в истории Жостово ремесло началось в 1960-х годах и продолжается до наших дней.Преодоление склонность к станковой живописи и естественности, поднос живопись завоевала престиж и популярность не только благодаря масштабному выпуску серийных работ, но и благодаря уникальным предметы, которые все больше привлекали внимание публики на многочисленных выставках как дома, так и за рубежом. С момента зарождения Жостовское ремесло разработан несколькими поколениями мастеров, которые сформировали живописных династии.Его сегодня ведет родной Беляев, Кланы Кледовов, Антиповых, Савельевых, Гогиных и Вишняковых. Многие из них удостоены почетного звания Заслуженный артист России, являются членами Союза художников, награждены медалями. Академии художеств, были отмечены дипломами и наградами многих выставки разного уровня. Их работы хранятся как национальные сокровищница и экспонируется в крупнейших национальных музеях.

Постоянно совершенствуя свое мастерство, Жостовские художники дают волю импровизации, демонстрируя разнообразные стили и техники. Современные жостовские мастера все чаще превращение подноса из домашнего предмета в произведение искусства, и декоративная Жостовская роспись возведена в разряд самостоятельного жанр, способный напрямую обращаться к мыслям и чувствам людей.Б. Графов продолжает: «Жостовские лотки все чаще приобретение значения декоративных предметов, а не просто домашнего хозяйства посуда в силу особой важности их росписи. Наши подносы одновременно красивы и значимы. На первый взгляд картина вроде добивает и украшает поднос, но есть еще к нему, чем кажется на первый взгляд … Присмотритесь, и вы будете очарованы со смыслом букета… Каждый цветок смотрит на тебя и говорит вам что-то или напоминает вам о чем-то. Эти цветы неповторимы и всегда разные, каждый со своим оригиналом персонажа, и даже сам художник не сможет произвести тот же букет ».
Жостовских подносов превратились из хозяйственного объекта в полноценные. декоративные панно в ходе своей истории, а ремесло который служил дополнительным источником дохода для фермеров, приобрел статус уникального русского народного искусства.

История русской эмали Ростовская финифтовая бижутерия

Вот краткая история финифтовой российской ювелирной эмали. Если вы заинтересованы в покупке таких товаров, посетите страницу категории Finift Jewelry.

История

Искусство росписи по эмали зародилось в Ростове в 1760-х годах, когда в доме архиепископа была организована первая мастерская. Позже отдельные мастера работали по заказам поместных церквей и монастырей.Они писали небольшие иконы, которые использовались в основном для украшения предметов церковного обихода. Во второй половине XVIII века в художниках чувствуется влияние стиля барокко, сочетающегося с традициями иконописи и элементами народных народных промыслов.

В течение XIX века производство эмалевых изделий и ювелирных изделий в Ростове приобрело массовый характер. Увеличилось количество художников, появилась узкая специализация, связанная с отдельными этапами процесса изготовления изделий. Обнаружены небольшие цеха по производству эмали — мастер-владелец, один-два подмастерья и один-два ученика.Во второй половине XIX века способ производства и распределения изменился. Лидирующую позицию в организации ремесла занимал дилер, который доставлял материалы в мастерские, покупал и продавал готовую продукцию в разных городах России. Увеличилось массовое производство изделий, основную часть продукции составляли иконы.

Художественный язык ростовской эмали в XIX веке был менее однороден, чем в предыдущий период. В творчестве мастеров почти до середины века черты барокко, хотя в целом с 1820 — 1830-х годов классицизм имел более активное влияние на искусство.Художники-дирижеры, стремящиеся к вершинам мастерства, следовали принципам академической живописи. Но более многочисленной была когорта ремесленников, производивших изделия массового производства. Их примитивные от природы миниатюры были вдохновлены местной народной культурой.

Интенсивное развитие массового производства отрицательно сказалось на художественном уровне изделий, поэтому в конце XIX — начале XX века были предприняты попытки выхода из кризисной ситуации. С этой целью были созданы школы-мастерские, в которых были задействованы профессиональные художники, накоплен новый опыт по созданию бытовых изделий с росписью в виде цветов.

После Октябрьской революции в 1917 г. была организована артель по производству художественной эмали. В 1920-1930-е гг. Мастера изготавливали шкатулки, броши, пудреницы, рамки для фотографий и другие предметы с росписью по эмали. Сюжеты росписи — портреты политических и общественных деятелей Советского государства, писателей, жанровые композиции, цветочный орнамент. В годы Великой Отечественной войны (ВОВ) деятельность артели угасла.

В послевоенное время работа артели возобновилась.В 1960 году преобразован в фабрику «Ростовская эмаль». Вторая половина ХХ века в целом характеризуется ростом производства, расширением ассортимента и улучшением качества продукции. Наряду с производством серийного производства создаются новые оригинальные образцы. Сейчас в Ростове три фабрики по производству эмалевых изделий, есть группа художников, работающих в личных творческих мастерских. Творчество современных ростовских художников развивается по самым разным жанровым и стилистическим направлениям.

Современные художники фабрики «Ростовская эмаль», производящие широкий ассортимент изделий (броши, серьги, подвески, браслеты, туалетные ящики, шкатулки, другие сувениры …), довели свои изделия до лучших художественных образцов мира. уровень.

Техника росписи эмалью

Роспись по эмали по технике близка к росписи по фарфору. Основа для этой картины — тонкая медная пластинка, покрытая с двух сторон слоем эмали. В процессе покраски огнестойкие эмалевые краски на плите несколько раз подгорают, при этом цвет красок меняется, как и при обжиге фарфора.

Оригинальна традиционная технология выполнения эмали. Из тонкого, до 1,5 мм, медного листа (медь и золото наилучшим образом принимают эмаль) штампуются слегка выпуклые пластины различных форм и размеров. Затем тщательно очищенные поверхности пластин покрываются одноцветной эмалевой массой.

Enamel clearcole — основа для окраски, представляет собой смесь растертой белой эмали с водой. Наносится на лицевую сторону плиты в три слоя. После нанесения каждого слоя пластину сушат в сушильном шкафу и обжигают в обжиговой печи при температуре 700-800ÑС до тех пор, пока эмаль не расплавится, а поверхность не станет гладкой.

Для защиты пластины от возможной деформации при прожоге ее обратная сторона покрывается эмалевым слоем «контрэмаль».

Покраска тарелки начинается с рисунка, который сначала выполняется на бумаге. Затем под него укладывается чистый лист бумаги, и рисунок по контуру протыкается иглой. На нижнем листе получается точечный отпечаток рисунка. Этот лист накладывается на загрунтованную пластину лицевой поверхности и натирается сажей, смешанной со скипидаром, в результате чего рисунок переносится на эмалевую основу.

Как было сказано, для окраски используются огнестойкие краски с температурой плавления от 700 до 8000ÑС. Они приготовлены из тщательно измельченных пигментов, смешанных со скипидаром и лавандовым или скипидарным маслом. Каждая краска имеет определенную температуру плавления и при горении меняет свой первоначальный цвет. Поэтому художники в процессе работы используют палитру «опыт» — белую эмалевую пластину с пробами красок. С его помощью определяется температура плавления каждой краски и ее цвет после обжига.

На первом этапе покраски тонкой кистью делается «подмалевок» — наносятся основные цвета. После этого пластину просушивают в сушильном шкафу до удаления паров скипидара с красок, а затем обжигают в муфельных печах до тех пор, пока краски не солодовятся и не приобретут яркость и блеск.

Затем пластина достается из муфельной печи, остывает и в процессе выполняется первая окраска детали. Затем тарелку снова сушат, обжигают и охлаждают.

На втором этапе выявляются второстепенные детали, производятся полутона и уточняются цветовые отношения.Произведено третье сжигание.

При создании простой композиции с использованием ограниченной цветовой палитры роспись завершается на втором или третьем этапе. Для изготовления сложной миниатюры, богатой цветом и оттенками, требуется от 4 до 7 росписей и столько же выжигания.

Покраска огнестойкими красками на эмалевой основе практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Не подвергается, как и другие виды покраски, воздействию таких деструктивных факторов, как свет, температура, влажность, загрязнения.

Достопримечательности Ростова — информация, фото, на карте

Ростов упоминается в летописи IX века. В XIII-XV веках этот город был центром княжества, но позже утратил этот статус. И тем не менее он оставался большим и значительным. Местные князья чеканили свои монеты, а земли Ростова доходили почти до Великого Новгорода. Ростов был также важным духовным центром. В середине XV века местные архиереи получили статус архиепископов, а спустя полвека образовалась Ростовская митрополия.Ростов до сих пор носит звание серьезного религиозного центра. В любое время года паломники со всей России стремятся в ростовские монастыри — Спасо-Иаковский монастырь, Богоявленский Авраамовский монастырь и другие.

Смутное время начала 17 века принесло городу огромные разрушения, после чего он медленно восстановился и в 1660-х годах благодаря усилиям митрополита Ионы получил свой главный символ — Ростовский кремль, который превратился в музей 200 лет спустя.Сегодня Ростовский Кремль с его церквями и палатами — визитная карточка города.

В XVII веке Ростов стал торговым городом, а его ярмарка была третьей по величине в России. Местные купцы тратили деньги на развитие города так же охотно, как и зарабатывали. Купеческие семьи Кекиных и Селивановых навсегда вошли в историю Ростова покровительством и поддержкой культуры и образования. Отдельный музей посвящен жизни и делам ростовского купечества.

В Ростове можно посетить удивительные музеи. Например, Ростовский музей «Финифт» — искусство «огненной живописи» по эмали. Еще одна экспозиция финифта находится на территории завода «Ростовский финифт». Баклуши (заготовки для ложек) и ростовский лук также украшают собственные музеи. А музей-усадьба Леонтьевых Дворян расскажет вам о повседневной жизни местных аристократов прошлых веков.

Ростовчане считают, что знаменитая русская сказка «По воле щуки» (как по волшебству) родилась именно на их земле: ведь здесь щуки в почете.Есть даже рецепт местного супа из щуки — ростовская уха. Лучшая возможность попробовать его — фестиваль супа Ростова Великая Уха, который проводится в городе в конце весны. Лук здесь тоже в почете. Все разнообразие блюд из лука можно отведать в кафе музея «Лукова Слобода». Здесь без труда можно найти и другие блюда русской кухни: вареники, щи, соленья и пироги. Помимо русских напитков, кваса и сбитня, обязательно нужно попробовать ростовскую медовуху.

Весна и лето, наверное, лучшее время для посещения Ростова. Помимо фестиваля Уха, в мае в Ростове отмечается День города и проходит фестиваль музыки и ремесел «Живая древность», где можно услышать звон волшебнейших ростовских колоколов, а также Народный праздник «Березовое лето». Березовое лето »). В июле разноцветные воздушные шары взлетают над озером Неро. Это фестиваль воздушных шаров «Золотое кольцо России». Богат событиями и август: в последний месяц лета проходят Международный фестиваль русской средневековой монашеской культуры «Ростовское действо», праздник «Алеша Попович — герой Ростова» с кулачными боями, историческими танцами и ярмаркой ремесел.В сентябре проводится гастрономический фестиваль «Луковая ярмарка».

Ростов — отличный вариант хотя бы для посещения на выходных. За выходные можно изучить не только Кремль, но и посетить хотя бы один монастырь, любопытный музей и обойти исторический центр, который не сильно изменился за последние сто лет, а также прокатиться на лодке по озеру Неро, чтобы оценить пейзажи Ростова с воды. Этот город останется в памяти надолго.

Проложить маршрут

Самый быстрый способ добраться до Ростова — по железной дороге.Ростов — единственная остановка на пути поезда Москва-Ярославль, время в пути менее трех часов. Поездка на автобусе занимает 4 часа. Из Ярославля можно добраться до Ростова примерно за час на автобусе или электричке.

9 достопримечательностей Ростова Великого

Спасо-Яковлевский монастырь | © Liza veta / WikiCommons

Ростов Великий — старинный город с историей, уходящей корнями в 862 год, является популярным местом на маршруте Золотого кольца. Известный своей исторической архитектурой, традиционной культурой и аутентичной кухней, он также идеально подходит для однодневной поездки из Москвы.Вот девять лучших вещей, которые нужно увидеть и чем заняться в городе.

Проверить озеро Неро

Озеру Неро по оценкам около 500 000 лет. Одна из главных достопримечательностей Ростова, он пользуется популярностью как среди местных жителей, так и среди туристов. Остановитесь здесь, чтобы отправиться на рыбалку, восстановить силы на пляже, попытать счастья в верховой езде или просто прогуляться по берегу и полюбоваться видами.

Спасо-Яковлевский монастырь на озере Неро, Ростов © Alexxx Malev / Flickr

Сделайте снимок в Авраамиево-Богоявленском монастыре

Самый старый монастырь в Ростове Великом был основан где-то между концом XI и началом XVIII в. 12 века.Монастырь красиво расположен на берегу озера Неро и является одним из самых фотогеничных мест в городе.

Авраамиево-Богоявленский монастырь © Евгений Шалковников / WikiCommons

Посетите Ростовский кремль

Ростовский кремль, одна из наиболее хорошо сохранившихся средневековых крепостей России, является самой узнаваемой достопримечательностью города. Кремль, первоначально являвшийся резиденцией архиепископа, состоит из пяти церквей, знаменитого Успенского собора и ряда общественных зданий, окруженных оборонительной стеной.Ростовский Кремль также появился в классической советской кинокомедии Иван Васильевич: Назад в будущее .

Ростов, Ростовский Кремль, Церковь Воскресения Христова © Alexxx1979 / WikiCommons

Поразитесь Спасо-Яковлевскому монастырю

Этот монастырский комплекс, потрясающий визуально, расположен в не менее впечатляющем месте на берегу озера Неро. Основанный в 14 веке, монастырь является живым зрелищем истории России: в его церквях молились многие российские монархи, в том числе Екатерина Великая, Александр II и последний император России — Николай II.

Спасо-Яковлевский монастырь © Елена Апухтина / WikiCommons

Гимназия имени Кекина

Гимназия имени Кекина была основана в 1910 году. Ростовец А.Л. Кекин был успешным петербургским купцом. После того, как его единственный сын умер, состояние, которое он оставил своему родному городу, было использовано для строительства этого визуально привлекательного и хорошо сохранившегося спортзала.

Гимназия имени Кекина © Ludvig14 / WikiCommons

В свободное время в луковом музее Луковой Слободы

Расположенное в красивом деревянном здании, стилизованное под традиционную избушку, это, пожалуй, самое необычное место в Ростове Великом.Как следует из названия, весь этот музей посвящен луку. Первый этаж здания занимает кафе, где каждый пункт меню готовится с луком. На втором этаже находится небольшой музей, посвященный истории выращивания лука в регионе.

Обзор Ростовский музей эмали

Ростов Великий всегда славился эмалевыми миниатюрами. Это ремесло пришло из Византии в X веке и было особенно популярно в России в XVI и XVII веках.В музее хранится крупнейшая коллекция ростовских эмалевых миниатюр, которая включает около 2500 произведений, созданных в период с 18 по 20 века.

Регистрация в музее Царевны-Лягушки

Этот музей, расположенный в отреставрированном особняке 18 века, посвящен Царевне-Лягушке — одному из самых популярных сказочных персонажей России. Музей пользуется успехом у детей, которым нравятся веселые интерактивные квесты, очаровательные лягушки и еда, запеченная в традиционной русской печи.

Enjoy Троице-Сергиев Варницкий монастырь

В отличие от других монастырей в списке, этот подвергся коренной реставрации, в ходе которой был построен новый собор. Настоящий праздник для глаз, монастырь был назван в честь преподобного Сергия Радонежского, основавшего первоначальный Троицкий монастырь.

: Музеи :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр



Удивительна история этого маленького старинного городка, центра древнего княжества, на окраине которого была основана сама Москва.Ростов, жемчужина Золотого кольца, хранит множество уникальных реликвий и замечательных народных промыслов. В одном только Ростовском Кремле около десятка музейных экспозиций.
Музеи Ростовского Кремля
Мультимедийные экраны в гостиной музея на первом этаже Красной палаты помогут найти нужные музейные объекты и просмотреть карты города и его окрестностей. Отсюда можно совершать виртуальные экскурсии в любой музей, монастырь или исторический объект Ростова и Ростовской области.
В залах Самуиловского павильона вы увидите постоянную экспозицию, посвященную древнерусскому искусству. Здесь представлены старинные иконы, искусное литье, изящная вышивка, резьба по дереву и кости, а также ценные предметы церковной службы. Но это не все! Самая богатая и полная коллекция церковной утвари, скульптуры и икон представлена ​​в церкви Одигитрия Ростовского кремля.
Золотое кольцо России — тур на 7 дней

Два зала специально созданной исторической экспозиции рассказывают о древнейшем прошлом Ростовской земли.Это собрание уникальных археологических артефактов, найденных на территории Ростова и Ростовской области — кости и черепа доисторических животных и орудия труда первобытных людей.
Часы работы: с 10:00 до 17:00 ежедневно.
Адрес: в 15 мин пешком от Ростовского вокзала, г. Ростов.

Музей Ростовского купечества
Здесь Вы можете увидеть, как выглядела купеческая усадьба 19 годов века. Посетители найдут здесь мастерски воссозданные интерьеры усадьбы с предметами быта, старинными гравюрами, изображающими виды города, и портретами ростовских купцов.
Часы работы: с 10:00 до 17:00 каждый день, кроме понедельника и вторника.
Адрес: г. Ростов, ул. Ленина, 32.
Discover Russia — Книжный тур в Москву, Санкт-Петербург и Золотое кольцо

Музей фабрики «Ростовская финифть»
Ростов издавна славится традиционными эмалевыми миниатюрными ремеслами, которые очень высоко ценятся во всем мире. В музее при Ростовской эмалевой фабрике представлены эмалевые изделия, созданные лучшими художниками и дизайнерами в разные годы.Интересно, что здесь проводят мастер-классы по обучению уникальной технике миниатюрной росписи на эмалевых пластинах.
Часы работы: со вторника по пятницу с 9 до 16 часов: обеденный перерыв с 12 до 13 часов.
Адрес: г. Ростов, Борисоглебское шоссе, 3.
Russian Souvenirs Online

Завод «Ростовский Парусник»
Один из самых оригинальных музейных проектов Ростова, завод был основан для реконструкции российского маломощного флота.Теперь здесь можно увидеть деревянные парусники, построенные в строгом соответствии с традициями судостроения 12 — 14 вв. При их строительстве мастера использовали исторические описания, редкие гравюры и произведения искусства.
Часы работы: с 10:00 до 17:00 каждый день.
Адрес: г. Ростов, ул. Спортивная, 11.
ПОБЕГ ПО ГОРОДУ: 9-часовой индивидуальный тур по Золотому кольцу
Фото с сайта http://www.varyag-onego.ru
Дом ремесел
Изумительно красивые выставки черной глазурованной керамики, изделий из бересты, кружева , плетеные изделия и резные деревянные скульптуры представлены в Доме ремесел, который находится на живописном берегу озера Неро.Помимо готовой продукции в музее можно лично увидеть мастеров в творческом процессе, а также научиться у них искусству лепки из глины и теста, изготовления кукол и сувениров из кожи и коры, а также росписи деревянных поделок.
Часы работы: с 11:00 до 19:00 ежедневно, кроме понедельника и вторника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *