Музей чуйского тракта: Отдел «Музей Чуйского тракта» — Бийский музей

Музей Чуйского тракта в г.Бийске


Чуйский тракт — одна из немногих дорог России, которым посвящёны целые музейные экспозиции.

Музей Чуйского тракта находится в центре города Бийска. Он разместился на втором этаже отдела природы Бийского краеведческого музея имени В. Бианки по ул. Советская, 42.

Расположение отдела музея в здании купца-чуйца Варвинского очень символично, так как здание находится у истоков легендарного Чуйского тракта.

Дом на ул. Советской, 42 в настоящее время является лишь фрагментом не сохранившейся усадьбы Варвинского — коллекционера изданий русской литературы, составившего большую библиотеку. Дом целен в композиционном объёме и сдержан в декоре. Дом представляет собой крупное кирпичное двухэтажное здание, выходящее восточным фасадом на улицу Советскую. Уцелели металлическая ажурная ограда над карнизом, водосточные трубы с ажурными навершиями водостоков. В интерьере сохранились лепные плафоны, первоначальные двери с металлическими дверными ручками.

В первые годы после революции в доме Варвинского размещались поочередно англо-американское общество «Сиб-Юнион», воинская казарма и детский дом. В 1928 году туда въехал краеведческий музей, на втором этаже которого и

находится музейная экспозиция Чуйского тракта.

2В музее Чуйского тракта собраны документы и фотографии времён его строительства, есть уникальный объёмный макет дороги, картины, диорамы и другие интересные экспонаты.

Чуйский тракт – это не просто широкая лента асфальта, уходящая вдаль, но это и окружающие его разнообразные природные зоны и ландшафтные особенности, расположенные в непосредственной близости памятники истории и археологии. Уникальная карта, составленная ученым и художником В.Заборским, наглядно показывает объекты природы, подлежащие охране.

В музее история Чуйского тракта представлена от вьючной тропы до современной автомагистрали М-52, от купцов-чуйцев до известных людей современности, жизнь и творчество которых тесно связано с Чуйским трактом. В разные времена по тракту проходили пути таких знаменитых людей, как Обручев и Потанин, Рерих и Сапожников, Шишков, Шукшин, Евдокимов и др.

Древнейшая история развития Алтая представлена палеонтологической коллекцией. Из полезных ископаемых — образцы различных руд,3 минерального сырья, цветных глин и облицовочного камня. Вы увидите геодезические инструменты, в том числе принадлежавшие В.Я. Шишкову — известному писателю, который в начале 20 века занимался изыскательскими и проектными работами на Чуйском тракте.

В коллекции экспонатов Чуйского тракта наибольший интерес вызывают не только подробный макет тракта, но также макеты машин, костюм шофёра. Экспозиция по истории Чуйского тракта начинается с рельефной карты, выполненной художником С.Дулепинским в 1992 году, на карте четко прослеживаются формы рельефа местности, по которой проходит дорога.

Карта подкреплена схемой продольного профиля Чуйского тракта.

Информация о Чуйском тракте, представленная в музее, существенно пополнит Ваши знания и, несомненно, подогреет интерес к более подробному и практическому ознакомлению с уникальными объектами природы, истории и археологии, расположенными на всем протяжении трассы М-52 (Чуйского тракта).

Информация и фото с сайта музея: museum.biysk.ru

Алтай-2016. День1. Бийск. Музей Чуйского тракта: nemologos — LiveJournal

Поскольку нам предстояло в дальнейшем довольно много ехать по Чуйскому тракту, я настоял на том, чтобы зайти в Музей Чуйского тракта.
Люблю, знаете ли, всякого рода символичность, а тут прям и карты в руки))

Когда-то давно с этого здания вообще начинался Бийский краеведческий музей. Затем здание (бывшая усадьба купца Варвинского) стало филиалом краеведческого, тут оставили Отдел Природы.
В 1992-м году музей получает свое нынешнее наименование.


Более того, около него ставят специальный знак, который условно обозначает нулевой километр Чуйского тракта.
Не знаю почему, но мы этот знак не увидели, фото взял в инете. Судя по всему, мы заходили с другой стороны. В общем, тут явно какие-то проблемы логистики))

Билет на взрослого — 60 р. Пофотографировать — еще 50 р. Нигде более с нас отдельно за фотографирование не брали, хотя мы в такие классические музеи и не заходили, разве что в Палеопарк.
Музей нам понравился. То, что тут был Отдел Природы краеведческого, очень заметно.
Вообще по факту музей и есть краеведческий — только он краеведческий музей не города, не региона, а дороги. Что, кстати, редкость даже в мире, не то что в России. А те, что есть, в основном посвящены железным дорогам.

Центр притяжения в первом зале — модель китайской повозки 19 века и колесо (я так понимаю, от аналогичной телеги). Вроде бы именно на таких повозках китайцы ездили торговать с бийскими купцами. Судя по размерам, таких повозок нужно немало, чтобы хорошо заработать за рейс))

Тут же, с ходу, начинаются всякие древности…

Бивни мамонта, наверное, неотъемлемый атрибут краеведческих музеев по всей Сибири))

Как впрочем и отдельные зубы и челюсти…

Какая шикарная птица!

Это уже культурные древности. В былые времена их без зазрения совести брали с родного места и увозили в региональные центры и столицы…
В Томске, например, в Университетской роще есть несколько каменных баб, увезенных с Алтая. Около Ини мы видели безголовую каменную бабу, голова которой была отколота и тоже увезена. Петроглифы многие так появились в музеях. С находками из пазырыкских курганов то же самое — в местном музее почти ничего подлинного,  только копии.
Что-то я сразу вспомнил про увезенные в Кемерово пушки Кузнецкой крепости…

Около колеса смоделирован «кусочек Чуйского тракта», показывающий, как тяжело было там водителям раньше…

Едвали не центральная фишка музея — объемный макет Чуйского тракта. Можно изучить будущий путь, ну или увидеть в полном, так сказать, охвате — где побывал.

А так можно проследить перепады высот на пути…

Интересная диорама. Прямо проникаешься сложностью старого пути…

Зал флоры и фауны=)

Ваня делает селфи с высокохудожественной композицией =))

Результат)))

Леха кроме отдела природы больше нигде особо не хотел светиться)

Уголок Бианки, который немало сделал для развития  Бийского Краеведческого музея.

Еще один макет.

Ваня крутит «колесо истории». На каждой странице — часть истории Чуйского тракта. Страниц много, уж не буду все постить. Но почитать интересно.

Экипировка путников Чуйского тракта в доавтомобильную эпоху.

Экипировка водителя 1930-х годов. Гармонь прямо обязательна)))

Экспозиция, посвященная заключенным, которые строили современный Чуйский тракт в ХХ веке.

Довольно много разных моделек…

Пояснительная записка утверждает, что это модель машины, которая без капремонта прошла миллион километров!

Первый и очень скромный памятник Кольке Снегиреву. По сути — традиционный памятник погибшим шоферам Чуйского тракта.
О самом Кольке Снегиреве и истории, связанной с ним мы поговорим попозже, уже у нового памятника.

Чем ремонтировались водители Чуйского тракта.

Что ели водители Чуйского тракта.
Кто увидел «пепси» на банке, не спешите удивляться — это не газировка, а пепсин =)
Для створаживания молока, как я понял.

Что курили шофера Чуйского тракта =)
Звучит двусмысленно, но все прозаично))

Уголок В. Шукшина. Его рассказ и фильм «Живет такой парень» определенно прославили Чуйский тракт в свое время.

Именных экспозиций в музее, кстати, хватает. Многие из известных людей (Сапожников, Шишков, Потанин, Бианки, Шукшин и т.д.) сделали что-то для тракта — исследовали, строили, писали о нем…

Ну а мы впервые за время путешествия покупаем сувениры, покидаем музей и двигаемся дальше от нулевого километра))
Вам же всячески советую посетить музей, если вы будете в Бийске, не пожалеете.

По-Сибири — Музей Чуйского тракта в Бийске

Овеянный легендами Чуйский тракт… Посвященная автодороге единственная музейная экспозиция в стране, находится в Бийском городском краеведческом музее имени Виталия Бианки. Исторический особняк купца-чуйца, знатока и коллекционера произведений литературы Варвинского, торговавшего когда-то на Чуйской тропе, весьма символичен для организации в нем музея, ведь такие купцы и стояли у истоков торговли и строительства дороги.

На музейных стендах и экспозициях бережно собраны старинные фотографии и подлинные документы времени строительства дороги, изготовлена объемная  красочная модель тракта, картины алтайских художников, панорамы и множество содержательных  экспонатов.

Трасса М52 не просто полоса асфальта, ведущая в горные дали, но и соседствующие с  ней живописнейшие исторические, природные, архитектурные и археологические объекты, вызывающие неподдельный интерес у туристов, приезжающих сюда на отдых. Карта ученого В. Зибровского показывает охраняемые туристические памятники.

Здесь представлен исторический ход строительства дороги, от вьючной торговой тропы до новой транспортной магистрали.

Экскурсоводы рассказывают о роли бийских купцов-чуйцев, с их именами связано развитие дороги и многие названия населенных пунктов и объектов. В разное время по Чуйской дороге проходили пути знаменитых исследователей Алтая В.А. Обручева, Г.Н. Потанина, Н.К.Рериха, В.В. Сапожникова,  В.Я. Шишкова, историческую справку об этих поездках можно увидеть в экспозиции музея.

В музее представлены образцы из алтайской палеонтологической коллекции, собрание минералов и пород, знаменитые поделочные камни, яшмы, нефриты, порфиры, мраморы, кварцы.

Отдельной коллекцией представлены инструменты, использовавшиеся в разное время при строительстве дороги, есть здесь и инструменты В.Я. Шишкова,  известного инженера и писателя, в 1914 году руководил изыскательскими работами и проектировал строительство на правобережье Катуни.

Среди музейных редкостей наибольший интерес представляет подробный макеты  дороги и машин того времени, меховой комбинезон чуйских шоферов. На рельефной карте художника краеведа С.Дулепинского просматривается рельеф местности в районе дороги, рядом продольный профиль трассы.

 

Loading…

Музей Чуйского тракта, Алтайский край

Расположение: Алтайский край, Город Бийск

посмотреть на карте

Музей Чуйского тракта находится в центре города Бийска. Это из немногих музеев России и единственный в Сибири музей, посвященный дороге — Чуйскому тракту. Федеральная трасса М52 (Р256), начинается от Новосибирского автовокзала и заканчивается у границы с Монголией около села Ташанта. Чуйским трактом принято называть часть этой трассы от центра Бийска до Ташанты. Но Чуйский тракт — это не просто широкая лента асфальта, но и окружающие разнообразные природные зоны и ландшафтные памятники и расположенные в непосредственной близости памятники истории и археологии.  Уникальная карта, составленная ученым и художником В.Заборским, наглядно показывает эти объекты.

Музей разместился на втором этаже отдела природы Бийского краеведческого музея имени В.Бианки по ул. Советская, 42. Расположение отдела музея в здании купца-чуйца Варвинского очень символично, так как здание находится у самого начала Чуйского тракта.

Этот дом является лишь фрагментом не сохранившейся усадьбы Варвинского. Это крупное кирпичное двухэтажное здание. До настоящего времени уцелели металлическая ажурная ограда над карнизом, водосточные трубы с ажурными навершиями водостоков. В интерьере сохранились лепные плафоны, первоначальные двери с металлическими дверными ручками.

В первые годы Советской власти в доме Варвинского размещались поочередно англо-американское общество «Сиб-Юнион», воинская казарма и детский дом. В 1928 году здание передано краеведческому музею, на втором этаже которого и находится музейная экспозиция Чуйского тракта.

В музее Чуйского тракта собраны документы и фотографии времен его строительства, есть уникальный объемный макет дороги, картины, диорамы и другие интересные экспонаты.

История Чуйского тракта представлена в музее от вьючной тропы до современной автомагистрали, от купцов-чуйцев до известных людей современности, чья жизнь и творчество которых тесно связано с Чуйским трактом. В разные времена с трактом были связаны имена таких знаменитых людей, как Обручев и Потанин, Рерих и Сапожников, Шишков, Шукшин…

Древнейшая история развития Алтая представлена палеонтологической коллекцией.

Из полезных ископаемых — образцы различных руд, минерального сырья, цветных глин и облицовочного камня. Представлены различные геодезические инструменты, в том числе принадлежавшие В.Я.Шишкову, известному писателю, который в начале XX века занимался изыскательскими и проектными работами на Чуйском тракте.

Экспозиция по истории Чуйского тракта начинается с рельефной карты, выполненной художником С.Дулепинским в 1992 году, на карте четко прослеживаются формы рельефа местности, по которой проходит дорога. Карта сопровождается схемой продольного профиля Чуйского тракта.

Информация о Чуйском тракте, представленная в музее, несомненно, подогреет интерес к более подробному и практическому ознакомлению с уникальными объектами природы, истории и археологии, расположенными на всем протяжении Чуйского тракта.

достопримечательности по километражу, история Чуйского тракта в Алтае и интересные факты

Фото: Чуйский тракт

Дороги тоже могут быть достопримечательностями. Примеров много — «Атлантическая дорога» в Норвегии, «Дорога Больших ворот» в Китае, «Великая океанская дорога» на австралийском континенте. В ТОП-10 красивейших дорог мира журнал «National Geographic» включил также Чуйский тракт на Алтае. Он стал первой полноценной дорогой, соединившей Россию и Китай.

От Сибири до Индийского океана

На дорожных картах Чуйский тракт значится под номером Р256. Трасса длиной 968 км начинается в Новосибирске и финиширует в селе Ташанта, что на самой границе с Монголией. Она пересекает Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Вдоль дороги расположены такие города как, Бердск, Новоалтайск, Бийск и другие.

Фото: Чуйский тракт в Республике Алтай

В свою очередь, тракт входит в состав трансазиатской трассы АН4. Его зарубежная часть начинается в монгольском приграничном городке Ярантай. Далее дорога идет через китайский Урумчи и заканчивается в пакистанском порту Карачи. Таким образом, стартовав в Сибири, можно с ветерком доехать до Индийского океана.

Этапы большого пути

Большинство дорог не имеет истории. Точнее, история у них, конечно, есть, но ее никто кроме дорожных строителей не знает. Совсем другое дело Чуйский тракт! Это дорога имеет богатую историю, о ней даже рассказывают школьные учебники. Дело в том, что на месте современной трассы еще тысячу лет назад проходил Мунгальский путь, по которому перемещали товары из России в Китай и обратно. Конечно, это был не Великий Шелковый путь, но он тоже имел большое значение.

Фото: Строительство тракта

Обустройство караванной тропы началось во второй половине XIX века. Деньги на строительство выделила Сибирская железная дорога и бийские купцы. В 1901 году начались строительные работы, которыми руководил инженер И. И. Биль. Однако первый блин оказался комом. Построенный участок отработал несколько лет и разрушился. Правда, доходы купцов за этот короткий период выросли в шесть раз!

Фото: Начало эксплуатации дороги

Поскольку тракт сулил большие выгоды, было решено возобновить строительство. В 1914 году начались изыскательские работы, и через два года на карте появился маршрут. На строительстве трассы были задействованы заключенные из окрестных лагерей, в том числе, немало репрессированных. Официально Чуйский тракт начал действовать 1 января 1935 года.

Чуйский тракт: step by step

Рассматривая карту достопримечательностей Алтая, можно обнаружить немало необычных памятников природы. Например, государством охраняются одиночный кедр в селе Залесово и степь у села Сибирячка. Не менее интересен вопрос о происхождении многих географических названий, дающих повод вволю пофантазировать. Например, у горы «Змеиной», возможно, топографов напугала змея. А при исследовании пещеры «Каторжной» было затрачено чересчур много сил и времени.

Фото: На машине по Чуйскому тракту

Чуйский тракт весьма востребован среди авто-, мото- и велотуристов. Это вызвано не только живописными ландшафтами, которыми изобилует дорога, но и большим количеством примечательных мест, расположенных в непосредственной близости от трассы. Ну что же, совершим виртуальное путешествие по легендарной дороге.

37 км. Бердск. На берегах Бердского залива имеется множество турбаз, санаториев и пансионатов. Главным природным хитом этих мест считаются Бердские скалы. Они представляют собой высокий скальный участок вдоль правого берега Берди. Река здесь делает крутой разворот на 180 градусов.

Фото: Бердские скалы

217 км. Новоалтайск. Подъездная дорога к Барнаулу. Столица Алтайского края находится чуть западнее от тракта, тем не менее, заслуживает внимания. Город основан во времена Петра I. Он появился благодаря открытию месторождения меди. Знаменитый уральский заводчик Демидов выбрал место для строительства медеплавильного завода на берегу реки Барнаулки. Это случилось в 1730 году.

Надежда Крупская, переезжая к Владимиру Ильичу в Шушенское, можно сказать, возвращалась в родные края. Ее дед, Василий Иванович Тистров, был родом из Барнаула. В 1823 году он стал первым смотрителем Алтайского краеведческого музея, который действует и поныне. Его стоит посетить, чтобы составить представление об истории и особенностях края.

Фото: Барнаул

250 км. У поворота на село Верхнее Жилино Косихинского района стоит скромный указатель – «Дом-музей летчика-космонавта Германа Титова». Из соседнего села Косиха родом поэт Роберт Рождественский.

364 км. В Бийском краеведческом музее действует экспозиция, посвященная Чуйскому тракту. Здесь представлены не только карты, планы и фотографии, но и древние артефакты, которые археологи нашли во время строительства дороги. В музее имеются модели автомобилей того времени, костюм шофера, а также картины, посвященные легендарной дороге.

400 км. Сростки. Алтайская земля чрезвычайно богата на выдающихся людей. Село Сростки в Бийском районе является родиной Василия Шукшина. Туристы посещают музей-заповедник и дом, в котором жил известный писатель. На горе Пикет стоит памятник Шукшину. Интересен парк скульптур «Чудики». Прототипами для забавных деревянных фигурок послужили герои рассказов Василия Шукшина.

Фото: Памятник Василию Шукшину в Сростках

416 км. Река Иша. На берегу имеются отличные места для отдыха. Поскольку течение плавное, есть возможность искупаться и позагорать на песчаном пляже. Рыбаков ждет отменная рыбалка.

453 км. Майма. В поселке находится подъездная дорога к Горно-Алтайску — столице Республики Алтай. Древнейшим памятником эпохи нижнего палеолита является Улалинская стоянка древнего человека, открытая в 1961 году. Она расположена в черте Горно-Алтайска. Древние находки с этого места хранятся в местном краеведческом музее. Здесь, например, можно увидеть каменные ножи и стрелы, которые были изготовлены десятки тысяч лет назад.

Возле села Нижне-Каянча, которое административно относится к Алтайскому краю, находится туристический комплекс «Бирюзовая Катунь». Здесь имеется аквапарк, искусственное озеро, горнолыжные трассы, отели и базы отдыха. Комплекс расположен неподалеку от Горно-Алтайска.

Фото: «Бирюзовая Катунь»

511 км. От села Усть-Сема, что на Чуйском тракте, можно доехать до районного центра Чемал. В этих местах, на берегах Катуни, образовался, так называемый «Чемальский тупик». Крупнейшая алтайская зона отдыха протянулась от Чемала до села Соузга. Она включает кемпинги, турбазы, гостиницы, в которых можно остановиться на ночлег или остаться на отдых на продолжительное время.

530 км. Черга. В селе продают оригинальные сувениры из керамики. Есть возможность совершить полет на дельтаплане.

652 км. Онгудай. В эти удаленные места едут любители экстремальных развлечений. Особой популярностью пользуются Онгудайский, Кош-Агачский и Улаганский районы. От тракта расходятся туристские тропы по Северному и Южному Чуйскому хребтам.

686 км. Перевал Чике-Таман. Это красивое место находится между селами Хабаровка и Купчегень. На перевале есть смотровая площадка, с которой открывается открыточный вид. Есть кафе, где можно вкусно пообедать. В окрестностях перевала сохранились фрагменты старой дороги, которую возводили еще заключенные СибЛАГа.

691 км. Купчегень. Неподалеку от старинного села археологи откопали древнее городище. Комплекс назвали Кор-Кечу. К природным достопримечательностям этих мест относится Ильгуменский порог. Это излюбленное место поклонников экстремальных сплавов.

Фото: Петроглифы

710 км. Речные террасы на Катуни считаются еще одним природным хитом.

722 км. Иня. Неподалеку от села высится большое количество древних курганов. Известной археологической достопримечательностью являются «Ининские стелы» высотой около двух метров. Не менее впечатляет Ининский подвесной мост, переброшенный через Катунь. Он был первым в мире двухцепным висячим мостом.

731 км. Река Чуя, которая и дала название тракту. Среди туристов популярно место, где она сливается с Катунью.

744 км. На легендарной трассе можно встретить памятники необычным персонажам. Здесь, например, увековечен герой старой песни, которая называется «Есть по Чуйскому тракту дорога». Слова к ней написал алтайский поэт Михаил Михеев. Она посвящена простому шоферу Кольке Снегиреву, который водил грузовик «АМО». Он был страстно влюблен в девушку Раю. Она тоже была шофером, но ездила на «Форде». Песня стала хитом 30-х годов. На ее основе даже сняли кинокартину «Ехали два шофёра».

Фото: Памятник шоферу Кольке Снегиреву

В 70-е годы возле скалы Белый Бом, что в Онгудайском районе, поставили памятник легендарному водителю. Деньги на него собрали друзья реального шофера Николая Ковалева, послужившего прототипом для героя песни. На памятной табличке выгравировали ее текст. Считается, что именно в этом месте разбился Снегирев. В 2014 году поставили новый памятник, а старый перенесли в Музей Чуйского тракта.

865 км. Пейзажи Кызыл-Чина. В Чуйской степи, в окрестностях села Чаган-Узун, высятся необычные разноцветные горы, напоминающие марсианский ландшафт.

942 км. Ташанта. Финишная точка Чуйского тракта. В селе действует пограничный КПП. Здесь пересекают российско-монгольскую границу. Вблизи села сохранились наскальные рисунки первобытных людей.

Из глубины веков

На Алтае, в окрестностях Чуйского тракта, сохранилось множество культовых сооружений, созданных руками древних людей. Например, возле села Тигирек Краснощековского района находится, так называемая «Лев-гора». Свое название она получила из-за скалы, похожей на египетского сфинкса. На вершинах близлежащих гор археологи нашли плоские обработанные камни. По всей видимости, они играли роль жертвенников.

Алтай известен также своими курганами. Их относят к так называемой назырской культуре. В некоторых захоронениях нашли мумии – точно такие же, как в Египте! Возраст некоторых курганов превышает 5000 лет! Они старше египетских пирамид. Не менее интересны пирамиды ступенчатой формы высотой около полутора метров. Они установлены прямо на курганах. Их обнаружили в Чарышском районе на берегу реки Сентелек.

Фото: Археологи за работой

Порой в этих краях находят и вовсе удивительные вещи. Рассказывают случай, когда возле села Покровка под землю провалился мальчик. Вскоре мать нашла у него золотое изделие, которое явно было изготовлено много веков назад. Слух о находке быстро облетел округу, и вскоре в село прибыли археологи. Экскаватором и лопатами они сняли верхний слой почвы в том месте, где провалился ребенок. В земляной нише оказалась статуя индийского божества. «Золотой Будда» весил 25 кг!

Место силы

Горный Алтай славится многочисленными пещерами. Одна из них – «Страшная» — находится на реке Иня в Краснощековском районе. В ней найден семиметровый культурный слой — зола, кости, предметы, изготовленные древними обитателями этих мест. Археологи долгое время изучали это место.

На реке Иня есть и другая, не менее удивительная, пещера. Она находится в кратере, на верхушке большой горы, имеющей пирамидальную форму. На дне кратера — большое озеро. Именно там находится вход в пещеру. Говорят, пока никто не смог пройти ее до конца.

Фото: Красоты Горного Алтая

А еще Алтай считается «местом силы». Курганы, наскальные рисунки, каменные стелы — все это можно встретить в горных долинах. В этих краях сохранилось немало древних культовых сооружений. Возможно, в будущем регион станет центром сенсационных открытий. Пока что преградой для его изучения является труднодоступность некоторых районов. Но Алтай терпеливо ждет своих исследователей!

Наш турклуб предлагает следующие программы походов:

Город Бийск, музей Чуйского тракта

Город Бийск – второй по величине и самый старый город Алтайского края, раскинулся на берегах реки Бии. Основан в 1703 г., входит в Союз исторических городов РФ, носит статус наукограда. В Бийске — 272 памятника архитектуры, истории и культуры, около 50 памятников археологии и 11 памятников природы.

Бийск – это «Алтайские ворота», город, через который проходят дороги, ведущие в республику Алтай (к горе Белухе, плато Укок, Телецкому озеру и др.), в Монголию и далее в Азию.

Из Бийска берет начало легендарный Чуйский тракт, хотя официально он начинается от Новосибирска, но именно от Бийска начинаются все достопримечательности.

Музей Чуйского тракта расположен в здании купца-чуйца Варвинского, которое расположено у истоков легендарного Чуйского тракта. В отделе Чуйский тракт представлен от вьючной тропы до современной автомагистрали М-52, от купцов-чуйцев до известных людей, жизнь и творчество которых тесно связано с трактом (Обручев и Потанин, Рерих и Сапожников, Шукшин и Евдокимов, Шишков).

Наибольший интерес вызывают: подробный макет Чуйского тракта, макеты машин, костюм шофёра, геодезические инструменты, в том числе принадлежавшие В.Я. Шишкову — известному писателю, который в начале 20 века занимался изыскательскими и проектными работами на Чуйском тракте.

Экспозиция по истории Чуйского ракта начинается с рельефной карты, выполненной художником С.Дулепинским в 1992 году, на карте четко прослеживаются формы рельефа местности, по которой проходит дорога. Карта подкреплена схемой продольного профиля Чуйского тракта.

Первые сведения о Чуйском тракте относятся ко второй половине 18 века, о чем свидетельствуют многочисленные артефакты, представленные в музее: первые географические карты, петроглифы, материалы археологических раскопок, колёса от повозок китайского и монгольского происхождения.

Экспозицию прекрасно дополняют масштабные модели первых автомобилей, рабочий костюм шофёра Чуйского тракта 20-30х годов. Не забыты имена первых шоферов-ветеранов, работавших на Чуйском тракте в разные годы. Часть экспозиции посвящена строителям Чуйского тракта, легендам и былям времён его освоения. В фондах музея хранятся уникальные чертежи дороги и нивелир, принадлежавшие В.Я.Шишкову – талантливому исследователю, топографу,  ставшему впоследствии   известным писателем. Картины бийских художников, посвященные Чуйскому тракту размещены в залах музея соответственно тематике.

Тур по Горному Алтаю 2020 — Чуйский тракт с RussiaDiscovery

1 день Чуйский тракт и долина реки Каракол

После встречи группы в аэропорту завтрак в городском кафе и переезд в долину Каракол. По дороге вы остановитесь, чтобы пообедать и отведать блюда местной кухни: «марал» (оленина) и «хариус» (рыба).

Далее вы продолжите путешествие по Чуйскому тракту, который входит в топ-10 самых красивых дорог мира. Вы преодолеете знаменитый Семинский перевал, сделаете остановку на рынке и у памятной стелы. Затем вы переместитесь в одно из самых загадочных и почитаемых мест Алтая — долину реки Каракол.

Прибытие в гостиницу вечером, размещение и отдых. Затем вас ждет ужин в традиционном алтайском доме «Аил». Здесь можно не только попробовать национальную кухню, но и насладиться шоу горлового пения, которое преподносят местные жители.

Протяженность маршрута: 180 км от Горно-Алтайска, 420 км от Барнаула на автомобиле, 1,5 км пешком.

День 2 Национальный парк Уч-Энмек

Сегодня вас ждет обзорная экскурсия по археологическим и культурным памятникам национального парка Уч-Энмек. Это место имеет большое значение для алтайцев. Здесь на протяжении веков местные жители совершают множество различных шаманских ритуалов, а гора Уч Энмек является второй по значимости (после горы Белуха).

Археологи со всего мира съезжаются в эти места, чтобы выяснить значение необычных древних построек. Алтайцы верят, что люди, пришедшие в эти места с чистыми мыслями, покидают их с утроенной силой любви и доброты.


Далее вы продолжите путешествие по Чуйскому тракту через перевал Чике-Таман (1460 м) и скалистые берега реки Большой Яломан. Здесь вы сделаете остановку на обед.

Затем вы переедете в деревню Инь, где посетите Цаплинский мост и древние каменные скульптуры. Далее вы остановитесь у слияния рек Чуй и Катунь, которое считается сильным «местом силы». Здесь вы увидите наскальные рисунки «Калбак-Таш» — более 7000 петроглифов разных эпох.

Во время этого тура у вас будет достаточно времени, чтобы насладиться волшебными природными пейзажами, сфотографироваться и понаблюдать за местными птицами и животными.Вечером приедете в гостиницу, поужинаете и отдохнете.

Протяженность маршрута: 160 км на машине, 2,5 км пешком.

3 день Алтай Марс и сплав по реке Чуя

После завтрака и утренней фотосессии вы отправитесь в уникальное место, которое называется «Алтайский Марс». Скалы и пейзажи здесь необычных красно-желтых тонов, где-то они лежат в виде ярких слоев, где-то переплетаются или переплетаются в причудливых узорах.Все эти цвета придают пейзажу космический вид.

Здесь вы совершите легкий поход в горы, поищете окаменелые остатки древних раковин и устроите пикник в роще небольшого оазиса.

Днем вас ждет сплав по реке Чуя. Имеет третью категорию сложности (сплав оплачивается дополнительно). Затем вернетесь в гостиницу, поужинаете и отдохнете.

Протяженность маршрута: 180 км на машине, 3 км пешком, 12 км сплав.

День 4 Конный маршрут к реке Шабага

После завтрака вам дадут все необходимые инструкции по дальнейшему конному маршруту. Затем на машине вас отвезут к месту старта.

Вы прокатитесь на лошади к истокам реки Орой. От реки Чуя тропа круто набирает высоту и выходит на плато на высоту около 1700 м.Здесь можно было насладиться захватывающими видами на Северо-Чуйский хребет. По дороге вы пообедаете и продолжите путь к месту слияния рек Шавла и Шабага. Здесь вы разберете лагерь, поужинаете и переночевите в палатках.

Протяженность маршрута: 5 км на машине, 17 км на лошадях.

5 день Конный маршрут до Нижнего Шавлинского озера

После завтрака вы продолжите конный маршрут до Нижнего Шавлинского озера.Тропа выходит в пойму реки Шавла, среди деревьев часто бывает болотистая почва. Чтобы добраться до озера, вам придется преодолеть крутой подъем по склону древней морены (высота 1983 м).

Затем вы разберете лагерь, в котором остановитесь на следующие два дня. У вас будет свободное время на озере. После посещения русской бани вы сможете насладиться купанием в ледяном озере. Вечером вас ждет праздничный ужин с обрядом исполнения желаний перед большим костром.

Протяженность маршрута: 24 км верхом.

6 день Радиальный треккинг к озеру Верхнее Шавлинское

После завтрака вы подготовитесь к трекинговому маршруту к озеру Верхнее Шавлинское. Он расположен на высоте 2500 м над уровнем моря. Узкая тропинка идет прямо по долине между горами.

По пути вы полюбуетесь прекрасным видом на горных гигантов — вершины с романтическими названиями «Мечта», «Красавица» и «Сказка».Необычайная красота и энергия этого места позволяет с большой эффективностью проводить различные духовные практики.

Вечером вернетесь в лагерь, поужинаете и отдохнете. Вы услышите разные легенды Алтая и покатаетесь на лодке по озеру.

Протяженность маршрута: 12 км пешком.

7 день Переход к перевалу Нижний Шавлинский

После завтрака радиальный выход на перевал (1 категория сложности).С вершины открывается потрясающий вид на Нижнее и Верхнее Шавлинское озеро, окруженное заснеженными горными вершинами. Затем вы вернетесь в лагерь и отдохнете. Вечером вас ждут ужин и горячая русская баня.

Протяженность маршрута: 8 км пешком.

8 день Начало обратного маршрута от Шавлинских озер

После завтрака вы соберете лагерь и попрощаетесь с Шавлинскими озерами. Сегодня вам предстоит большой обратный переход по рекам до кемпинга на реке Шабага. Вечером ужин и ночлег в палатках.

Протяженность маршрута: 20 км верхом.

9 день Прибытие в село Чибит

Сегодня вы продолжите конный маршрут через перевал Орой до села Чибит, где разместитесь в гостинице.Вечером вы отправитесь в русскую баню и отведаете праздничный ужин.

Протяженность маршрута: 24 км верхом.

День 10 Обратный трансфер в Барнаул и Новосибирск

Сегодня последний день вашего путешествия на Алтай. После завтрака вы проедете по самой красивой и живописной части Чуйского тракта в сторону Семинского перевала.По пути вы остановитесь, чтобы пообедать и посетить сувенирный рынок, где вы сможете купить различные изделия местных ремесленников.

В 14.00 будет организован переезд в Горно-Алтайск, Барнаул и Новосибирск (прибытие в Горно-Алтайск планируется в 15.00, в Барнаул — в 19.00, в Новосибирск — в 23.00). По прибытии в город вы поужинаете и проведете ночь в отеле недалеко от аэропорта.

Протяженность маршрута: 1,5 км пешком, 330 км на машине от Горно-Алтайска, 580 км от Барнаула и 780 км от Новосибирска.

День 11 Отправление

Сегодня вы отправляетесь домой.

Чуйский тракт · Глоссарий · Туроператор «Саянское кольцо»

Чуйский тракт — самая известная дорога в Алтайском крае. Дорога федерального значения Р-256 (также известная как М-52). Исторический Чуйский тракт начинается от моста через реку Бия в городе Бийске, пересекает территорию всех гор Алтая и заканчивается на государственной границе России и Монголии.Его длина 616,7 км. Современная трасса Р-256 начинается в Новосибирске (с 1961 г.), протяженность 962 км. Сегодня вся дорога заасфальтирована.

В 2014 году журнал National Geographic включил Чуйский тракт в десятку самых красивых дорог мира.

На Чуйском тракте есть два перевала: Семинский (583 км урочища, 1717 м. Н. Э.) И Чике-Таман (659 км урочища, 1295 м. Н. У. М.). На территории Новосибирской области Чуйский тракт пересекает равнину, постепенно поднимаясь в Алтайском крае и переходя в Горный Алтай в Республике Алтай. Поля сменяются смешанными лесами и степями (Курайская и Чуйская степи). Серпантинный маршрут проходит по рекам Катунь и Чуя.

Ключевые населенные пункты на урочище: Новосибирск, Новоалтайск (поворот на Барнаул), Бийск, Майма (поворот на Горно-Алтайск), Усть-Сема (поворот на Чемал), Онгудай, Чибит, Акташ (поворот на Улаган), Курай (поворот в долину Актру), Кош-Агач, Ташанта (пограничные ворота России).

Это одна из старейших дорог России. Запись о дороге есть в китайской хронике тысячелетней давности.А первые упоминания в русских письменных источниках встречаются с 1788 года, когда русские купцы впервые достигли реки Чуя в Курайской степи для торговли с Монголией. Тогда это была просто горная тропа, по которой можно было прокатиться только на лошади. При езде на самых узких скальных участках гонщик подходил к месту старта и ставил на дорогу фуражку, чтобы показать встречный караван, чтобы уступить дорогу другому. Иначе невозможно было передать друг друга. Отсутствие асфальтированной дороги (около 250 км от Онгудая до Кош-Агача) осложняло торговлю и международные отношения Российской Империи в Средней Азии. Первая дорога Хабаровка — Кош-Агач, пригодная для проезда повозок, была построена в конце 19 -го годов. Позже ее улучшили, но из-за отсутствия ремонта она очень скоро к 1914 году оказалась в очень плохом состоянии. Поэтому экспедиция была отправлена ​​на Алтай с целью составить проект строительства новой дороги. Однако работа была прервана революцией и гражданской войной, поэтому работы возобновились только в 1920-х годах. Чуйский тракт сдано в эксплуатацию , в 1935 году .

Чуйский тракт привлекает тысячи туристов, водителей, байкеров, велосипедистов, автостопщиков. Наиболее развитая туристическая зона сосредоточена от Усть-Семы до Чемала, в районе села Манжерок, озера Ая и Бирюзовой Катуни. Любители этнографического туризма и нетронутой природы приглашаются в Республику Алтай (Онгудайский, Кош-Агачский и Улаганский районы).

На территории Новосибирской области и Алтайского края у водителей не будет проблем с автозаправочными и ремонтными станциями, а в республике Алтай малонаселенный, поэтому все проблемы с заправкой и ремонтом автомобилей мы рекомендуем решать заранее, чтобы не было пустого бака.

В городе Бийск можно посетить музей Чуйского тракта.

См. Также долина Каракол, Калбак-Таш

Смотрите также все туры по Чуйскому тракту

АЛТАЙ — ЗЕМЛЯ ДУХОВ, 8 дней

Это самый насыщенный тур по Горному Алтаю.
Это лучший тур, чтобы понять и ощутить Дух Великого Алтая — земли, где люди до сих пор живут в единстве с природой, сохраняя древние традиции своих предков.
Это лучший тур, чтобы увидеть всю красоту и разнообразие Алтайского края: тур проведет вас по всем дорогам Алтая — до границ Монголии и Казахстана; Вы увидите все разнообразие ландшафтов и климатических зон. Высокогорные степи и снежно-ледовые горы, массивы непроходимой тайги и альпийские луга, озера и водопады Алтая. При пересечении Алтая с севера на юг меняется не только животный и растительный мир, но и образ жизни местного населения.
Тур сочетает в себе насыщенную программу и достаточно комфортное пребывание, а потому способен удовлетворить самого любознательного путешественника, не требует от участников отличной физической формы и не имеет возрастных ограничений.

Программа

Выезд группы из Новосибирск в 22:00. Время местное, опережает московское на 4 часа.
Для туристов, заказавших трансфер из Барнаула, выезд в первый день тура в 8.00.
Трансфер на такси из порта Горно-Алтайск в первый день тура.


День 1
Размещение на базе отдыха в Майминском районе Республики Алтай. Расслабление.
Экскурсия в с.Чемал (машина + пешеход). Визитная карточка всего Чемальского района — Чемалская ГЭС, первая гидроэлектростанция на Алтае, построенная в 1935 году. Недалеко от гидроэлектростанции находится место слияния рек Чемал и Катунь. Лучшая смотровая площадка — это место, названное в честь героя алтайского эпоса Сартакпайские ворота. Кроме того, вы посетите храм на острове Патмос, где прикоснетесь к истории основания христианской миссии в Чемале, увидите самообновляющуюся икону.
Экскурсия «Долина горных духов». Экскурсия в урочище Чеч-Кыш — живописный скалистый каньон в долине реки. Катунь Вы услышите легенду урочища, подниметесь на смотровую площадку, откуда открывается великолепный вид на Катунь.
В свободное время можно заказать экскурсии (по желанию, за дополнительную плату 300 — 700 руб. С человека): Тавдинские пещеры, конные прогулки, сплав по реке Катунь и др.


День 2

Экскурсия в Горно-Алтайский ботанический сад СО РАН.Вы познакомитесь с редкими и лекарственными растениями Горного Алтая. Специалисты помогут подобрать чаи или медицинские услуги.
Экскурсия по Чуйскому тракту. Усть-Сема — Акташ.
В 2016 году Чуйский тракт, главная дорога Алтая, вошел в пятерку красивейших дорог мира по версии журнала National Geographis: «По Чуйскому тракту — это все равно что пересечь всю Россию»
Но не только Красота и природные памятники представляют интерес на этой дороге. На протяжении веков эта земля была перекрестком дорог.Сотни народов прошли здесь, оставив следы своего пребывания в виде наскальных рисунков, каменных скульптур, курганов, в виде сохранившихся традиций и верований местных жителей.
Сегодня мы преодолеем перевалы Семинский и Чике-Таман, увидим красивые реки Катунь и Чуя, место их слияния (природный парк Чуй-Ооза) и несколько порогов (3-5 категорий сложности), по которым проходят водные маршруты. Пройдем, посетим древний комплекс Петроглифов Калбак-Таш. Комплекс содержит более 500 композиций, состоящих из более чем 5000 рисунков, самые старые из которых относятся к 8 тысячелетию до нашей эры.е. Двигаясь по Чуйскому тракту вглубь Алтая, мы увидим смену природно-климатических поясов. Чуйский тракт «поднимается» все выше и выше, и вместе с ним мы попадаем в Курайскую и Чуйскую степи — одни из самых высоких в мире (высота уровня моря до 2000 м). Величественная панорама Северо-Чуйского хребта, степей и полупустынь … — сегодня у нас есть много возможностей увидеть и запечатлеть необыкновенные пейзажи!
Размещение в гостинице, в с. Акташ.


День 3

Знакомство с достопримечательностями Улаганского и Кош-Агачского районов. Это самые удаленные высокогорные районы Горного Алтая. Кроме того, это районы со своей прекрасной культурой. Большую часть населения Кош-Агачского района составляют казахи, а улаганский — один из древнейших этносов, населяющих Алтай, — теленгитов.
Продолжим путешествие по Чуйскому тракту, проехав почти до границы с Монголией, посетим озеро Гейзер и Марс, места с необычными «космическими» пейзажами.
Ждем в гости к «смешанной» казахской и Теленгитской семье, ужин с блюдами национальной казахской кухни. Мы примем участие в приготовлении древнего напитка кочевников — чая хаан.
Экскурсия на кумысную ферму (или стоянку животновода, в зависимости от сезона).


День 4

Возвращение по Чуйскому тракту в Онгудайский район. Размещение в гостинице этно-природного парка Уч-Энмек. Онгудайский район — один из крупнейших районов Горного Алтая.Здесь до сих пор сохраняются традиционные верования и образ жизни алтайцев.
Обзорная автомобильная экскурсия в этно-природный парк «Уч-Энмек», долина Каракол: «Тайны священной долины». Вас встретит особо охраняемая природная территория Алтая — Каракольская долина, издревле имеющая сакральное значение для коренного населения. Во время экскурсии путешественники соприкоснутся с историей Алтая, познакомятся с археологическими комплексами древней пазырыкской культуры, наскальными рисунками.Уникальная возможность открыть для себя тайные знания людей, которым доверено сохранение духовных ценностей Алтая.
Фольклорный концерт (горловое пение), ужин с дегустацией национальных блюд.


День 5

Переезд в Усть-Коксинский район Республики Алтай (380 км). По дороге остановка на перевалах Кырлыкский, Громотуха, Ябоганский. Размещение в отеле.
Экскурсия в с. Топ-Уймон, в музее Н. К. Рериха.
Музей-заповедник Рерихов открыт в усадьбе В.С. Атаманов. Здесь останавливался известный ученый, путешественник и художник Николай Рерих во время Среднеазиатской экспедиции. По результатам экспедиции Рерих опубликовал огромное количество научных статей, создал сотни прекрасных картин и проект строительства поселения будущего Звенигорода в Уймонской долине. Вы сможете познакомиться с культурным наследием. и научное наследие Рерихов.

День 6

Экскурсия в Уймонскую долину.C XVIII века старообрядцы поселились здесь на окраине Российской империи. На протяжении веков заповедная долина привлекала свободолюбивых и диссидентских людей, искавших не только спасения от гонителей веры, но и легендарной страны Беловодье, где «все жили справедливо и по Божественному закону». До сих пор в поисках Беловоды и Шамбалы в Уймонскую долину съезжаются многие люди со всей России, некоторые остаются здесь навсегда. Попробуйте «прикоснуться» к тайне Уймонской долины!
Вы познакомитесь с природой и историей долины, посетите священные для местных жителей места (Алтай и старообрядцы), познакомитесь с интересными людьми, познакомитесь с фольклором и бытом старообрядцев в Музее истории и культуры Уймона. Долина, посещение пасеки и многое другое

День 7

Свободный день.Этот день в заповедной Уймонской долине можно посвятить отдыху, прогулкам, оздоровительным процедурам в отеле или (при желании за дополнительную плату 1500 руб / чел, оплата на месте) отправиться на экскурсию на Мультинские озера. или Красная гора. Весь день (около 9 часов) вы проведете среди живописной природы Катунского заповедника. На внедорожниках (ГАЗ-66) от поселка Мульта доходим до Нижнего Мультинского озера. Пройдите по несложной тропинке к Среднему Мультинскому озеру. Тропа проходит через «Шум» — живописный канал между Нижним и Средним озерами, образованный огромными валунами, эта каменная гряда является завершающей мореной древнего ледника.Вода прорывается через эту плотину, контрастируя с тихой гладью двух озер.
17.00 Выезд и возвращение в гостиницу в Майминском районе Республики Алтай (320 км). Размещение в отеле. Расслабление.

День 8

Окончание тура, выезд в Горно-Алтайск / Новосибирск / Барнаул (согласно заказанного трансфера). Ориентировочное время прибытия в Новосибирск / Барнаул — 22:00. Местное время.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *