Мавзолей хусейн бека: Чишминские мавзолеи. Мавзолей Хусейн-бека и Тура-хана — Ураловед

Содержание

Мавзолей Хусейн-бека / Муниципальный район Чишминский район Республики Башкортостан

Недалеко от железнодорожной станции Чишмы на старом мусульманском кладбище Акзират находится квадратное строение из крупных тесаных глыб известняка, увенчанное сферическим куполом. По преданию, здесь покоится прах Хусейнбека.

Камень для надгробия прислал бухарский хан.

До своего разрушения мавзолей Хусейнбека был довольно заметным архитектурным сооружением. Одно из преданий гласит, что камень для надгробия прислал бухарский хан Темир-Ленг на двенадцати волах. На этом же месте Тамерлан, по преданию, похоронил шестерых своих князей. Их могилы и положили начало кладбищу Акзират.

Не менее интригующие легенды связаны также с другим каменным сооружением, расположенным недалеко от кэшэнэ Хусейнбека, — мавзолеем Тура-хана. По преданию, здание являлось «домом суда», где судили виновных, там же их казнили и хоронили. Сам Тура-хан, по одной из версий, был потомком Чингисхана и перекочевал сюда со своими подданными с берегов Тобола.

Историческая наука рассматривает эти памятники как усыпальницы эпохи Средневековья. Мусульманские мавзолеи Хусейнбека и Тура-хана в Чишминском районе и оригинальный кирпичный мавзолей Бэндибикэ в Кугарчинском районе Башкортостана принято датировать XIV — XV вв. Это было время активной деятельности мусульманских миссионеров среди башкир.

Традиционно распространение ислама на обширной территории Южного Приуралья, заселенного кыпчакоязычными племенами башкир, связывается с именем хана Золотой орды Узбеком. Он в 1312 году, узурпировав власть в орде, придал исламу, как сейчас бы мы выразились, статус государственной религии. Предположительно, Хусейнбек был посланником этого золотоордынского хана для пропаганды ислама в пределах Волжской Булгарии.

Нам остается только догадываться, какие коллизии и столкновения происходили между адептами ислама и языческими родовыми жрецами, стремившимися сохранить контроль над религиозным сознанием народа. Ученый И. И. Лепехин в своих записках говорит о существовании в XVIII в. языческих жрецов. По его наблюдениям, при некоторых заболеваниях башкиры обращались за помощью к людям, которых они называли «шайтан курязя», что в переводе означает «чертовидец». Экстаз пляшущего «курязя» напоминал им шаманские радения. Таким образом, пласт домусульманских религиозных представлений сохранялся вплоть до позднего времени.

Кого похоронили вместе с миссионером?

Уфимский археолог Г.Н. Гарустович тщательно исследовал мавзолей и выявил девять погребений. В трех простых могильных ямах были похоронены взрослые люди: сам Хусейнбек, женщина и мужчина. Все остальные погребения детские. В одном их них находился подросток.

Погребенные лежали на спине в гробах-табутах головами строго на запад. Лица, по мусульманскому обряду, были повернуты в сторону Мекки. Кроме зубов лошади, найденных в одной детской могиле, никаких других вещей в захоронениях не было.

Вокруг могилы Хусейнбека, располагавшейся в центре усыпальницы напротив входа, археологи обнаружили следы оградки овальной формы, сложенной из каменных плиток без раствора.

Над могилой женщины были обнаружены фрагменты ступенчатого гипсового надгробия, уложенного по всей длине могилы. Погребение женщины, отмеченное столь сложным, оригинальным надгробием, свидетельствует, вероятно, о ее высоком социальном статусе.

Могила мужчины отмечена простой гипсовой плитой прямоугольной формы. Останки погребенного находились в деревянном гробовище оригинальной формы. Прямоугольный ящик был сколочен железными коваными гвоздями и имел крышку в форме призмы. Гроб украшали железные пластинчатые оковки в форме трилистника.

Неизвестно, почему этих людей похоронили с миссионером. Наверняка их погребли здесь позже. Во всяком случае, мавзолей похож на семейно-родовую усыпальницу. Возможно, они состояли в родственной связи с Хусейнбеком. Но об этом могут сказать только генетики.

На одной стороне надмогильной плиты, некогда стоявшей в изголовье могилы Хусейнбека, высечена арабская эпитафия. К сожалению, некоторые строчки нельзя разобрать (это невозможно было сделать уже в XIX веке).

Надпись на могильном камне позволяет установить лишь дату смерти Хусейнбека — 1339 год и узнать некоторые обстоятельства его биографии — хаджи, сын Омарбека, родом из Туркестана.

Другую сторону камня занимает надпись в стихах на языке тюрки. Приблизительный перевод этого стихотворного текста означает: «Всяк родившийся умирает, еще родятся, и они умрут. Смерть скоро ко всем приходит, мы видим, что никто на этом свете не останется жить». Данная стихотворная формула считается обычной для среднеазиатского суфизма.

Кто же ты, Хусейнбек? Неужели неумолимый бег времени отнял у нас возможность вглядеться в твое лицо?

Но возможно ли по черепу восстановить канувшие в Лету черты лица? Научный метод, позволяющий это сделать, был разработан советским ученым М. Герасимовым. Он изучил рентгеновские снимки живых людей, работал в морге, исследуя толщину мягких тканей, и предложил метод, благодаря которому мы можем видеть лица, скрытые завесой времени.

Российская школа пластической антропологической реконструкции продолжает совершенствовать метод восстановления лица по черепу. В стенах лаборатории пластической антропологической реконструкции ведутся исследования под руководством ученицы М. Герасимова Г. Лебединской, расширяющие наши знания о соотношении между черепом человека и покрывающими его мягкими тканями лица.

Значительный вклад в развитие метода вносят судебные медики, которым приходится очень часто решать проблему отождествления личности по костным останкам. Московское бюро судебно-медицинской экспертизы является центром, в практике которого часто используется реконструкция лица по черепу как вид судебно-медицинской экспертизы. Именно здесь под руководством эксперта-криминалиста С.А. Никитина, на счету которого не одна сотня экспертиз, автор этих строк приобщался к тонкостям метода антропологической реконструкции.

Череп человека индивидуален настолько, насколько неповторимо его лицо. Именно своеобразие черепа обеспечивает портретное воспроизведение внешнего облика человека. Каждая новая реконструкция, работаешь ли ты над восстановлением образа безымянного человека эпохи бронзы, железного века или же над восстановлением облика известной исторической личности, — это еще одна возможность как можно глубже научиться «читать» череп, то есть изучить его настолько, чтобы максимально «снять» с него всю информацию об индивидуальных особенностях лица.

Череп Хусейнбека хорошо сохранился, что позволило нам приступить к восстановлению облика мусульманского миссионера. На фотографиях, сопровождающих публикацию, представлены три этапа процесса реконструкции: череп с восстановленными жевательными и височными мышцами, определяющими форму лица, половина восстановленного лица, окончательный вариант реконструкции.

В целом череп Хусейнбека, возраст которого определяется нами в пределах 25-30 лет, представляет гармоничное сочетание мозговой и лицевой частей. Его даже можно назвать выразительным. Особенностью является высокий лоб. Надбровный рельеф выражен слабо. Изящная, средних размеров нижняя челюсть. Обращает на себя внимание среднеазиатский тип лица, или, как говорят ученые, «тип Среднеазиатского междуречья», характерный для большей части таджиков и узбеков. К сожалению, никаких остатков волос в погребении не сохранилось, что лишает нас возможности воспроизвести прическу мусульманского миссионера. Традиционно мусульмане бреют голову.

Трудно представить себе внешний облик человека без такого, как говорят антропологи, интегрального показателя, каким является длина тела. Особенно, когда это касается исторических личностей, чьи останки находятся в руках у антропологов.

Рост средний, в пределах 160 сантиметров. Никаких следов патологии или заболеваний, вызывающих изменение костной системы, обнаружено не было (исследование проводилось с участием эксперта-криминалиста СМЭ МЗ РБ К.А. Горшкова). Скелет обычного нормального человека среднего роста, без видимых старческих изменений. Кстати, это первый восстановленный портрет исторического лица в Башкортостане.

 

Мавзолей Хусейн-бека

Мавзолей Хусейн-бека является одним из нескольких сохранившихся средневековых построек, имеющих статус мусульманской святыни (см. мавзолей Тура-хана и мавзолей Кесене). Мавзолей Хусейн-бека — это место погребения первого имама, проповедовавшего Ислам среди башкирского населения. Гробница расположена на территории кладбища Акзират — древнейшего мусульманского кладбища, менее чем в 1 км от поселка Чишмы и в 50 км от города Уфы.

 

История и легенды

Из биографии Хусейн-бека известно, что родился он в начале XIV века в Туркестане. В юности окончил медресе и вступил в бродячее братство проповедников-суфиев Ясавия. В более зрелом возрасте совершил паломничество в священный для мусульман город — Мекку. На башкирские земли Хусейн-бек был направлен по просьбе здешнего хана Борака о необходимости проповедования религии Ислам среди населения местного. На башкирской земле Хусейн-бек получил титул кади (верховный судья по шариату). Он успешно выполнял свои обязанности, распространял Ислам среди местных жителей — был первым имамом башкирских земель. Скончался Хусейн-Бек в 1366 году в возрасте 76 лет. Его тело было похоронено на возвышенности недалеко от озера Акзейрат (сейчас здесь кладбище).

В конце XIV века, около 1393-1394 годах на земли башкирии вместе со своей ордой пришел хан Тамерлан, преследовавший Тохтамыша — хана Золотой Орды. По одним из легенд Тамерлан лично дал распоряжение построить на месте погребения имама Хусейн-бека большой мавзолей. Гробница была выстроена из грубо отесанных известняковых глыб. Это была квадратная постройка с толщиной стен 1,5 метра. Вершину строения украшал купол. Общая высота мавзолея Хусейн-бека составляла 4,2 метра. Надгробная плита для захоронения была изготовлена на родине имама — в Туркестане. К месту постройки мавзолея она была привезена на 12 волах ханом Темир-Ленгом. Надпись на на ней гласила:

Да будет милосердие Бога покойному Хаджи-Хусейн-беку, сыну Гумар-бека из рода Тарасов, из земли Туркестана. Господи, Боже мой, не оставь его твоей милостью! Хусейн-бек, сын Гумар-бека умер в 744 году Хижри (в 1366 году по миляди) имеет от роду 76 лет. Внемлите, правоверные

 

На сегодняшний день надгробной плиты нет на мавзолее, она хранится в краеведческом музее города Уфы. Тамерлан вместе со своей ордой остался зимовать на месте построенной для имама гробницы. По невыясненным обстоятельствам, часть войнов могучего хана не смогла переживать зиму. Погибшие соратники были захоронены здесь же, недалеко от гробницы Хусейн-Бека.

В начале XVIII века гробница Хусейн-бека оказалась полностью разрушенной. Восстановительные работы начались только в XX веке, после 1911 года по инициативе муфтия города Уфы. В 1985 году археологической экспедицией под руководством Г.Н. Гарустовича произведены раскопки внутри мавзолея. Обнаружены 9 погребений, три из которых принадлежали взрослым и шесть — детям. Все обнаруженные останки были захоронены лицом в сторону священного города Мекка. В результате проведенных экспертиз было выявлено, что одно из захоронений вероятнее всего принадлежит имаму Хаджи-Хусейн-беку. Учеными был восстановлен его образ — это был низкорослый человек, рост которого составлял не более 160 см, с выраженными чертами лица европейца. Он не страдал ни от каких болезней, не имел травм или переломов. Это подтверждает то, что умер Хусейн-бек своей смертью в старости.

Мавзолей Хусейн-бека является мусульманской святыней, памятником археологии и культуры. Каждый год гробницу посещают множество паломников и туристов.

 

Автор фотографий: Kudrajshov Andrey

Мавзолей Хусейн-бека — Википедия с видео // WIKI 2

Мавзолей Хусейн-бека (башк. Хөсәйенбәк кәшәнәһе) — место захоронения Хаджи-Хусейн-бека — первого имама (духовного главы мусульман) на территории современного Башкортостана. Находится на кладбище Акзират посёлка Чишмы Чишминского района республики Башкортостан. Имеет статус мусульманской святыни.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/2

    Просмотров:

    407

    397

  • ✪ Разница между приближенных Милостивого и друзьями мавзолеев и могил

  • ✪ Параклис — мавзолей «Св. Георги Победоносец»

Содержание

Жизнь Хусейн-бека

Хусейн-бек, сын Омар-бека родился в начале XIV века в Туркестане. В молодости поступил в местное медресе, где изучил мусульманское право и вступил в суфийское братство Ясавия. Позднее Хусейн-бек совершил хадж в Мекку.

В начале XIV века башкирский хан обратился в Туркестан с просьбой прислать в башкирские земли человека для распространения ислама. В земли башкир был направлен Хусейн-бек.

место захоронения Хаджи-Хусейн-бека

В башкирских землях он стал духовным судьёй и носил титул кади. После определенных успехов в распространении ислама Хаджи-Хусейн-бек становится первым имамом башкир.

Он умер в 1341-42 году и был похоронен рядом с озером Акзират, на небольшом холме. Теперь это территория поселка Чишмы.

Согласно Ризаитдину Фахретдинову, существует мнение, что он был одним из беков, направленных золотоордынскими ханами из Сарая в эти места в качестве наместника

[1].

Возведение кэшэнэ

В 1393—94 году Тамерлан вступил на территорию башкирских земель, преследуя золотоордынского хана Тохтамыша. Наткнувшись на могилу Хаджи-Хусейн-бека, Тамерлан решил воздвигнуть в его честь величественную гробницу. Надгробную плиту привезли из Туркестана на 12 волах. На ней было написано : «Да будет милосердие Бога покойному Хаджи-Хусейн — беку, сыну Гумар-бека из рода Тарасов, из земли Туркестана. Господи, Боже мой, не оставь его твоей милостью! Хусейн-бек, сын Гумар-бека умер в 744 году Хижри (в 1366 году по миляди) имеет от роду 76 лет. Внемлите, правоверные». Сейчас плита находится в Уфимском краеведческом музее.

Скоро гробница была построена. Она представляла собой квадратное строение из крупных тесаных глыб известняка, увенчанное сферическим куполом.

Про мавзолей рассказывают много легенд неопределённого происхождения. Например, будто бы на том же холме, где была возведена гробница, Тамерлан со своим войском переждал зиму. Из-за неустановленой причины часть войска погибла. И рядом с Мавзолеем Хусейн-бека были похоронены шесть князей-военачальников. Их могилы и дали начало древнему мусульманскому кладбищу Акзират.

Дальнейшая судьба

надгробные плиты на месте захоронения Хаджи-Хусейн-бека

К XVIII веку мавзолей был полностью разрушен. И только в 1911 году уфимский муфтий принял решение о восстановлении гробницы, так как она была очень почитаемой мусульманской святыней. В связи с этим начались раскопки гробницы. В результате были обнаружены 9 захоронений. В шести погребениях были дети, а в остальных мужчина, женщина и сам Хусейн-бек. Археологи реконструировали его облик: рост примерно 160 см, среднеазиатский тип лица.

Каждый год в Чишминском районе проходят мероприятия в память Хусейн-Бека.

Примечания

Литература

См. также

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 23 сентября 2020 в 16:47.

Мавзолей Хусейн-бека — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мавзолей Хусейн-бека

Мавзолей Хусейн-бека (башк. Хөсәйенбәк кәшәнәһе) — место захоронения Хаджи-Хусейн-бека — первого имама (духовного главы мусульман) на территории современного Башкортостана. Находится на кладбище Акзират посёлка Чишмы Чишминского района республики Башкортостан. Имеет статус мусульманской святыни.

Жизнь Хусейн-бека

Хусейн-бек, сын Омар-бека родился в начале XIV века в Туркестане. В молодости поступил в местное медресе, где изучил мусульманское право и вступил в суфийское братство Ясавия. Позднее Хусейн-бек совершил хадж в Мекку.

В начале XIV века башкирский хан обратился в Туркестан с просьбой прислать в башкирские земли человека для распространения ислама. В земли башкир был направлен Хусейн-бек.

место захоронения Хаджи-Хусейн-бека

В башкирских землях он стал духовным судьёй и носил титул кади. После определенных успехов в распространении ислама Хаджи-Хусейн-бек становится первым имамом башкир.

Он умер в 1341-42 году и был похоронен рядом с озером Акзират, на небольшом холме. Теперь это территория поселка Чишмы.

Возведение кэшэнэ

В 1393—94 году Тамерлан вступил на территорию башкирских земель, преследуя золотоордынского хана Тохтамыша. Наткнувшись на могилу Хаджи-Хусейн-бека, Тамерлан решил воздвигнуть в его честь величественную гробницу. Надгробную плиту привезли из Туркестана на 12 волах. На ней было написано : «Да будет милосердие Бога покойному Хаджи-Хусейн — беку, сыну Гумар-бека из рода Тарасов, из земли Туркестана. Господи, Боже мой, не оставь его твоей милостью! Хусейн-бек, сын Гумар-бека умер в 744 году Хижри (в 1366 году по миляди) имеет от роду 76 лет. Внемлите, правоверные». Сейчас плита находится в Уфимском краеведческом музее.

Скоро гробница была построена. Она представляла собой квадратное строение из крупных тесаных глыб известняка, увенчанное сферическим куполом.

Про мавзолей рассказывают много легенд неопределённого происхождения. Например, будто бы на том же холме, где была возведена гробница, Тамерлан со своим войском переждал зиму. Из-за неустановленой причины часть войска погибла. И рядом с Мавзолеем Хусейн-бека были похоронены шесть князей-военачальников. Их могилы и дали начало древнему мусульманскому кладбищу Акзират.

Дальнейшая судьба

надгробные плиты на месте захоронения Хаджи-Хусейн-бека

К XVIII веку мавзолей был полностью разрушен. И только в 1911 году уфимский муфтий принял решение о восстановлении гробницы, так как она была очень почитаемой мусульманской святыней. В связи с этим начались раскопки гробницы. В результате были обнаружены 9 захоронений. В шести погребениях были дети, а в остальных мужчина, женщина и сам Хусейн-бек. Археологи реконструировали его облик: рост примерно 160 см, среднеазиатский тип лица.

Каждый год в Чишминском районе проходят мероприятия в память Хусейн-Бека.

Литература

См. также

Ссылки


Мавзолей Хусейн-бека — Википедия. Что такое Мавзолей Хусейн-бека

Мавзолей Хусейн-бека

Мавзолей Хусейн-бека (башк. Хөсәйенбәк кәшәнәһе) — место захоронения Хаджи-Хусейн-бека — первого имама (духовного главы мусульман) на территории современного Башкортостана. Находится на кладбище Акзират посёлка Чишмы Чишминского района республики Башкортостан. Имеет статус мусульманской святыни.

Жизнь Хусейн-бека

Хусейн-бек, сын Омар-бека родился в начале XIV века в Туркестане. В молодости поступил в местное медресе, где изучил мусульманское право и вступил в суфийское братство Ясавия. Позднее Хусейн-бек совершил хадж в Мекку.

В начале XIV века башкирский хан обратился в Туркестан с просьбой прислать в башкирские земли человека для распространения ислама. В земли башкир был направлен Хусейн-бек.

место захоронения Хаджи-Хусейн-бека

В башкирских землях он стал духовным судьёй и носил титул кади. После определенных успехов в распространении ислама Хаджи-Хусейн-бек становится первым имамом башкир.

Он умер в 1341-42 году и был похоронен рядом с озером Акзират, на небольшом холме. Теперь это территория поселка Чишмы.

Возведение кэшэнэ

В 1393—94 году Тамерлан вступил на территорию башкирских земель, преследуя золотоордынского хана Тохтамыша. Наткнувшись на могилу Хаджи-Хусейн-бека, Тамерлан решил воздвигнуть в его честь величественную гробницу. Надгробную плиту привезли из Туркестана на 12 волах. На ней было написано : «Да будет милосердие Бога покойному Хаджи-Хусейн — беку, сыну Гумар-бека из рода Тарасов, из земли Туркестана. Господи, Боже мой, не оставь его твоей милостью! Хусейн-бек, сын Гумар-бека умер в 744 году Хижри (в 1366 году по миляди) имеет от роду 76 лет. Внемлите, правоверные». Сейчас плита находится в Уфимском краеведческом музее.

Скоро гробница была построена. Она представляла собой квадратное строение из крупных тесаных глыб известняка, увенчанное сферическим куполом.

Про мавзолей рассказывают много легенд неопределённого происхождения. Например, будто бы на том же холме, где была возведена гробница, Тамерлан со своим войском переждал зиму. Из-за неустановленой причины часть войска погибла. И рядом с Мавзолеем Хусейн-бека были похоронены шесть князей-военачальников. Их могилы и дали начало древнему мусульманскому кладбищу Акзират.

Дальнейшая судьба

надгробные плиты на месте захоронения Хаджи-Хусейн-бека

К XVIII веку мавзолей был полностью разрушен. И только в 1911 году уфимский муфтий принял решение о восстановлении гробницы, так как она была очень почитаемой мусульманской святыней. В связи с этим начались раскопки гробницы. В результате были обнаружены 9 захоронений. В шести погребениях были дети, а в остальных мужчина, женщина и сам Хусейн-бек. Археологи реконструировали его облик: рост примерно 160 см, среднеазиатский тип лица.

Каждый год в Чишминском районе проходят мероприятия в память Хусейн-Бека.

Литература

См. также

Ссылки

Мавзолей Хусейн-Бека: evri4ka — LiveJournal

В прошедшую пятницу ездили с фотоакадемией в фотоэкспедицию в Чишминский район, в мавзолей Хусейн бека. Интересное место, но всё-таки после древностей в Украине, и уж тем более после Херсонеса-остатка почти прошлой цивилизации, такие памятники стариной не кажутся, но тем не менее съездить было любопытно. В Башкирии вообще мало именно архитектурных памятников. Но зато это компенсируется потрясающей природой.

Мавзолей Хусейн-бека — место захоронения Хаджи-Хусейн-бека — первого имама (духовного главы мусульман) на территории современного Башкортостана. Находится на кладбище Акзират посёлка Чишмы Чишминского района республики Башкортостан. Имеет статус мусульманской святыни.

В начале XIV века башкирский хан обратился в Туркестан с просьбой прислать в башкирские земли человека для распространения ислама. В земли башкир был направлен Хусейн бек.

Хусейн-бек, сын Омар-бека родился в начале XIV века в городе Туркестане (ныне относится к Республике Казахстан). В молодости поступил в местное медресе, где постиг науки фикх и вступил в суфийское братство Ясавия. Позднее Хусейн бек совершил хадж в Мекку.

В Башкирии он стал духовным судьёй над башкирами и носил титул кади. После определенных успехов в распространении Ислама среди башкир Хаджи-Хусейн-бек становится первым имамом Башкортостана.

Он умер в 1341-42 году и был похоронен рядом с озером Акзират, на небольшом холме. Теперь это территория поселка Чишмы.

Уже к 18 веку мавзолей был полностью разрушен. И только в 1911 году уфимский муфтий принял решение о восстановлении гробницы

1

2

3

4

На том же холме, где была возведена гробница, Тамерлан со своим войском переждал зиму. Из-за неустановленой причины часть войска погибла. И рядом с Мавзолеем Хусейн-бека были похоронены шесть князей-военачальников. Их могилы и дали начало древнему мусульмскому кладбищу Акзират.
5

6

Хусейн-бек из Туркестана – первый башкирский имам

Хусейна-бека проповедовать на земли башкир в XIV в. отправил Ахмед Ясави, а гробницу над его могилой воздвиг Тамерлан.


По легенде, в XIV в. башкирский хан Борак обратился к туркестанскому святому Ходжи Ахмеду Ясави с просьбой прислать своего ученика, который мог бы распространять ислам среди башкир. Выбор наставника пал на Хусейн-бека. Точных сведений о жизни этого благородного человека не сохранилось, и судить о ней можно только на основе преданий и предположений. Вероятно, он родился в начале XIV в. в Туркестане, в юности окончил медресе и стал учеником кого-то из духовных преемников Ходжи Ахмеда, жившего в XII веке. в

Переехав в Башкирию в 1341 г., он поселился в ставке хана. Его проповедь была успешной, у него появилось немало последователей – он распространял ислам и тарикат ясавия среди башкирских племен и родов. Поэтому он заслуженно получил право именоваться первым башкирским имамом. Спустя некоторое время он совершил хадж, а вернувшись, уже именовался титулом хаджи. Помимо прочего, он выполнял обязанности мусульманского судьи – кади. Скончался Хаджи Хусейн-бек в 1366 г. в возрасте 76 лет и похоронен на возвышенности над широкой поймой реки Дема (сейчас это место возле поселка Чишмы Чишминского района Башкортостана). После смерти был признан святым, а его могила стала местом паломничества

Тайказан в Туркестане – символ величия Ходжи Ахмеда Ясави.

Мавзолей Хусейн-бека / Источник: Павел Распопов/uraloved.ru

Согласно ещё одной легенде, не подтверждающейся историческими фактами, в 1393-1394 г. в этих краях, преследуя своего давнего противника Тохтамыш-хана, оказался Тамерлан. Здесь он и решил перезимовать. Следует сказать, что духовным наставником полководца, по легенде, был суфийский учитель Мир Саид Барака, принадлежавший к тарикату ясавия. Узнав, что в могиле на холме покоится его земляк и ученик Ходжи Ахмеда Ясави, Тамерлан приказал воздвигнуть мавзолей. Здесь также был установлен могильный камень с надписью:

Справедливый в своих решениях Хусейн-бек сын Омар-бека… из Туркестана, покойного, боже мой, помилуй милостью обширною, чти же его своим благодетелем. Скончался (девятого) дня благословенного богом месяца четвертого, года семьсот сорокового».

Зимовка оказался трудной для войска Тамерлана, воины страдали от холода, кроме того, среди них вспыхнула эпидемия. Многие погибли, в том числе и шесть военачальников. Их похоронили неподалеку от гробницы Хусейна-бека. Эти захоронения стали началом кладбища Ак-зират, надгробные камни которого возвышаются до сих пор.

Оренбургский караван-сарай – мусульманский памятник Российской империи.

Шесть старинных каменных надгробий с эпитафиями на арабском. Считаются что здесь покоятся шесть военачальников Тамерлана / Источник: Павел Распопов/uraloved.ru

Долгие годы гробница почиталась среди башкир как святое место, но к XVIII-XIX вв. она превратилась, фактически, в руины.

Фотография С.М. Прокудина-Горского, сделанная в 1910 г. Мавзолей в то время представлял собой руины / Источник: С.М. Прокудин-Горский

В 1911 году по инициативе уфимского муфтия М. Султанова мавзолей был заново отстроен, но при этом он изменил первоначальную форму. От старого здания сохранился лишь фундамент.

Пришедшие к власти большевики, пропагандируя атеизм, всячески пытались стереть из народной памяти воспоминания о святом. За территорией вокруг мавзолея никто не ухаживал, около него и внутри него собирался мусор.

Начало перестройки принесло гробнице, как ни странно, новую напасть. В 1985 г. археологическая экспедиция под руководством Г.Н.Гарустовича начала раскопки внутри мавзолея. Были обнаружены 9 погребений, три из которых принадлежали взрослым и шесть – детям. Все они были захоронены лицом в сторону Мекки. Останки были перевезены в Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. В результате проведенных экспертиз было выявлено, что одно из захоронений вероятнее всего принадлежит имаму Хаджи-Хусейн-беку. Исследования подтвердили легенды – действительно, это был выходец из Средней Азии. Удалось даже воссоздать облик его, а также других людей захороненных в гробнице. Более 30 лет останки находились в институте.

Мавзолей Аппака Ходжи – великолепный памятник уйгурского народа.

Источник: Павел Распопов/uraloved.ru

Для верующих подобное обращение с прахом святого человека являлось кощунственным. К ученым стали обращаться сначала общественные организации, затем администрация Чишминского района и ЦДУМ России. В результате этих усилий останки были переданы верующим, и в июле 2016 г. состоялась церемония их перезахоронения.

С 2004 г. по решению Верховного муфтия, при поддержке Правительства РБ в Чишминском районе, а если быть точнее, в поселке Чишмы, где находится мавзолей Хусейн-бека ежегодно стали проводиться съезды мусульман Башкортостана.

Мавзолей Хусейн-бека был огорожен, очищен от мусора, в оконные проемы установлены резные решетки. Сюда приезжают учащиеся школ республики, гости района различного уровня и ранга во время Всероссийских и Всемирных мероприятий.

В Узбекистане снесли и построили заново древний мавзолей.

Источник: Павел Распопов/uraloved.ru

Исламосфера / По материалам Павла Распопова, Рамиля Рахматова.

Семь чудес: Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе

г. Мавзолей в древнем городе Галикарнас был гробницей царя Мавсола. (Авторские права Lee Крыстек, 2011)

В 377 г.C., город Галикарнас был столицей небольшого королевства на средиземноморском побережье Малой Азии. Это было в тот год, правитель этой земли, Гекатомн из Миласы, умер и оставил контроль над королевством своему сыну Мавсолу. Гекатомн, местный сатрап персов, был амбициозен и взял контроль над несколькими соседними городами и районами. потом Мавсол во время своего правления расширил территорию еще дальше так что в конечном итоге он включал большую часть Юго-Западной Малой Азии.

Мавсол со своей царицей Артемизией правил Галикарнасом. и прилегающей территории на 24 года. Хотя он спустился от местных жителей Мавсол говорил по-гречески и восхищался греческими образ жизни и правительство. Он основал множество городов греческого дизайна. вдоль побережья и поощрял греческие демократические традиции.

Мавсола Смерть

Семь Факты

Расположение: Halicarnassus (Современный Бодрум, Турция)
Построено: Около 350 Б.С.
Функция: Могила для Короля города, Мавсол
Уничтожено: Повреждено землетрясениями 13 века н.э. Окончательное уничтожение Крестоносцы в 1522 году н.э.
Размер: 140 футов (43м) в высоту.
Сделано из: Белый мрамор
Другое: Встроено в сочетании египетского, греческого и ликийского стилей

Затем в 353 г.К. Мавсол умер, оставив свою королеву Артемизия, которая также была его сестрой, с разбитым сердцем (это был обычай в Карии для правителей жениться на собственных сестрах). Как дань уважения для него она решила построить ему самую великолепную гробницу в известный мир. Это сооружение стало настолько известным, что имя Мавсола теперь ассоциируется со всеми величественными гробницами по всему миру через слово мавзолей .Здание, богатое скульптурами и рельефной резьбой, был настолько красив и уникален, что стал одно из семи чудес древности Мир.

Artemisia решила, что нельзя жалеть средств в здании гробницы. Она отправила гонцов в Грецию, чтобы найти самых талантливых художников того времени. Среди них архитекторы Сатирос и Пифей, разработавшие общую форму гробницы.К участию в проекте были приглашены и другие известные скульпторы. Бриаксис, Леохар, Тимофей и Скопас из Пароса (кто был ответственным для восстановления Храма Артемиды в Эфесе, еще одного чудеса). По словам историка Плиния Бриаксиса, Леохара, Тимофей и Скопас каждый взяли для украшения одну сторону гробницы. К этим скульпторам присоединились также сотни других мастеров и мастера.Вместе они завершили постройку в стилях три разные культуры: египетская, греческая и ликийская.

Гробница построена на холме, возвышающемся над городом. Вся конструкция находилась в центре закрытого двора. на каменной платформе. Лестница, окруженная каменными львами, вела на вершину этой платформы. Вдоль внешней стены двора было много статуй, изображающих богов и богинь.На каждом углу каменные воины на конях охраняли могилу.

А карта города Галикарнас, нарисованная археологом Ж. Д. Барби дю Бокаж в 1802 году с изображением гробницы посередине города.

В центре платформы находилась сама гробница.Построенная в основном из мрамора, конструкция поднималась в виде квадрата, сужаясь. блок примерно до одной трети высоты Мавзолея 140 футов. Эта секция была покрыта рельефной скульптурой с изображением сцен действия из греческого мифа / истории. Одна часть показала битву кентавров с лапифами. Другой изображал греков в битве с амазонками, раса женщин-воинов. На вершине этой части гробницы тридцать шесть тонкие колонны поднимались еще на треть высоты.Стоя в между каждой колонной стояла другая статуя. За колоннами было массивный блок, несущий вес массивной крыши гробницы.

Крыша, составлявшая большую часть последней трети высоты, имел форму ступенчатой ​​пирамиды с 24 уровнями. Наверху находилась предпоследняя скульптура гробницы. Питеоса: Четыре огромных коня тянут колесницу с изображениями Мавсола и Артемизии ехали.

Город в кризисе

Вскоре после постройки гробницы началась Артемизия оказалась в кризисе. Родос, остров в Эгейском море между Грецией и Малой Азией, был завоеван Мавсолом. Когда родосцы услышали о его смерти, они восстали и послали флот кораблей для захвата города Галикарнас.Знаю это родосский флот был в пути, Артемиса спрятала свои корабли в секретное место в восточной части городской гавани. После войска родосского флота высадились для атаки, Артемизия флот совершил внезапный набег, захватил родосский флот и отбуксировал это в море.

Видео: В честь короля: Мавзолей в Галикарнасе

Артемиса отправила своих солдат на корабли захватчиков и отплыл обратно на Родос.Обманутый на мысль, что возвращающиеся корабли были их собственным победоносным флотом, родосцы проиграли поставить оборону и легко захватить город, подавив восстание.

Артемиса прожила всего два года после смерти ее мужа. Оба будут похоронены в еще не достроенной гробнице. По словам Плиния, мастера решили остаться и закончить работать после смерти покровителя «, учитывая, что это было сразу памятник своей славы и скульптурного искусства.«

Мавзолей с видом на город Галикарнас на протяжении многих веков. Он был нетронутым, когда город пал перед Александром. Великий в 334 г. до н. э. и все еще не был поврежден после нападения пиратов в 62 и 58 г. до н.э., он возвышался над руинами города для некоторых 17 вв. Затем серия землетрясений 13 века. разбил колонны, и каменная колесница рухнула на земля.К 1404 году нашей эры только основание мавзолея оставалось узнаваемый.

Разрушение крестоносцами

крестоносцы, мало уважавшие древнюю культуру, оккупировали город с тринадцатого века и перерабатывали большая часть строительного камня в свои собственные конструкции. В 1522 г. слухи о турецком вторжении заставили крестоносцев усилить замок в Галикарнасе (который к тому времени был известен как Бодрум) и некоторые из оставшихся частей гробницы были разбиты и используется в стенах замка.Действительно, участки полированного мрамора из гробницы все еще можно увидеть там сегодня.

Другая интерпретация Мавзолея. Авторские права Lee Krystek, 1998

В это время на базу вошла группа рыцарей. памятника и обнаружил комнату с большим гробом.Решив, что в тот день открывать его было слишком поздно, вечеринка вернулась. на следующее утро найти гробницу и все сокровища, которые в ней могут быть содержат, разграблены. Тела Мавсола и Артемизии были тоже отсутствует. Рыцари утверждали, что в этом виноваты мусульманские жители за кражу, но более вероятно, что некоторые из крестоносцев сами могилы грабили.

До заземления большей части оставшейся скульптуры Мавзолея в известь для штукатурки, рыцари удалили несколько лучших работ и смонтировал их в замке Бодрум.Там они оставались там три столетия. В то время посол Великобритании получил несколько статутов из замка, которые сейчас находятся в Британском музее.

Осталось Расположен Чарльзом Ньютоном

В 1846 году музей прислал археологу Чарльзу Томас Ньютон ищет другие останки Мавзолея. Он была трудная работа.Он не знал точное местонахождение гробница, а стоимость скупки всех небольших участков земли в этом районе искать было бы астрономически. Вместо, Ньютон изучил рассказы древних писателей, таких как Плиний, чтобы получить примерный размер и расположение мемориала, то купили земельный участок в наиболее вероятном месте. Копаем, Ньютон исследовал окрестности через туннели, которые он вырыл под прилегающие участки.Он смог найти некоторые стены, лестницу, и наконец три угла фундамента. С этим знаний, Ньютон смог выяснить, какие дополнительные графики земли ему нужно было купить.

Мрамор из гробницы можно увидеть в замке Бодрум даже сегодня. (передано в общественное достояние Хорватом)

Затем Ньютон раскопал участок и нашел участки рельефов, украшавших стену здания и участки ступенчатой ​​кровли.Также разбитое каменное колесо колесницы из На крыше была обнаружена скульптура диаметром около семи футов. Наконец, он нашел две статуи, которые, по его мнению, были единственными Мавсола и Артемизии, стоявших на вершине здание. По иронии судьбы, землетрясение повалило их на землю. спас их. Они были спрятаны под осадком и, таким образом, избегали судьба превратиться в ступу для замка крестоносцев.

Сегодня эти произведения искусства стоят в Мавзолее. Зал Британского музея. Там изображения Мавсола и его королева навсегда присмотрит за несколькими сломанными останками прекрасного гробницу она построила для него.

Copyright 2011 Lee Krystek. Все права защищены.

.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане · блог о путешествиях и туризме Казахстана

Мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави находится в городе Туркестан Южно-Казахстанской области. Это центральный объект историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан».

Мавзолей построен на месте захоронения суфийского поэта Ходжи Ахмеда Ясави, который пользовался большим авторитетом среди мусульман региона и оказал влияние на ислам в Средней Азии.Фотографии сделаны Ильей Афанасьевым.

Khoja Ahmed Yasawi Mausoleum, Kazakhstan, photo 1

Khoja Ahmed Yasawi Mausoleum, Kazakhstan, photo 1

Существующее здание было построено более чем через 200 лет после смерти проповедника по приказу Тамерлана (конец 14 — начало 15 века).

Он состоит из большого прямоугольного здания (46,5 × 65,5 м) с порталами и куполами. Высота сводчатого портала — 37,5 метра, высота главного купола — 44 метра, диаметр — 22 метра. Мавзолей имеет один из крупнейших кирпичных куполов в Средней Азии.

Khoja Ahmed Yasawi Mausoleum, Kazakhstan, photo 3

Мемориальный комплекс «Азрет Султан» помимо мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави включает в себя множество других построек рядом с ним в разные годы.

Khoja Ahmed Yasawi Mausoleum, Kazakhstan, photo 5

Khoja Ahmed Yasawi Mausoleum, Kazakhstan, photo 6

Khoja Ahmed Yasawi Mausoleum, Kazakhstan, photo 7

Khoja Ahmed Yasawi Mausoleum, Kazakhstan, photo 8

Khoja Ahmed Yasawi Mausoleum, Kazakhstan, photo 9

Khoja Ahmed Yasawi Mausoleum, Kazakhstan, photo 10

Khoja Ahmed Yasawi Mausoleum, Kazakhstan, photo 11

Khoja Ahmed Yasawi Mausoleum, Kazakhstan, photo 12

Khoja Ahmed Yasawi Mausoleum, Kazakhstan, photo 13

Khoja Ahmed Yasawi Mausoleum, Kazakhstan, photo 14

Khoja Ahmed Yasawi Mausoleum, Kazakhstan, photo 15

Khoja Ahmed Yasawi Mausoleum, Kazakhstan, photo 16

Khoja Ahmed Yasawi Mausoleum, Kazakhstan, photo 17

Теги: г. Туркестан

Пока комментариев нет.

Неземные пейзажи озера Тузколь

Казахстан — рай для фотографа: Часть 2 >>

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *