Литераторские мостки Волковского кладбища: кто похоронен
Содержание
История мемориала Кто похоронен
Литераторские мостки – часть территории петербургского Волковского кладбища, где находятся музей-некрополь и могилы многих русских прославленных писателей, актеров и музыкантов, политиков и ученых.
История мемориала
В 1933 г. некрополь Литераторские мостки стал официально считаться закрытым кладбищем. С тех пор погребения на нем происходят лишь в исключительных случаях. Сегодня некрополь относится к петербургскому музею городской скульптуры.
Могила Ольги Берггольц. Источник: gmgs.
Столь необычное название у мемориала неслучайно. В 18-19 вв. дорожки Волконского кладбища, ведущие к надгробиям, стелили мостками – дощечками, защищающими посетителей от слякоти и грязи. Поэтому в те времена многие участки Волконского кладбища называли мостками (еврейскими, цыганскими и т. д.).
Кто похоронен
Некоторые дореволюционные знаменитости, похороненные на Литераторских мостках, нашли тут свое вечное пристанище только в советское время. Так, прах автора «Обломова» И. Гончарова был перенесен на Волковское кладбище в 50-е годы.
Литераторские мостки в Санкт-Петербурге – это не только могилы, но также и уже упомянутый храм Воскресения. В нем находится музей, посвященный похороненным знаменитостям.
Сделать это нетрудно: нужно на метро доехать до станции «Лиговский проспект». Оттуда к мемориалу довезут трамваи под номером 25, 10 или 44, а также автобус номер 57; можно на метро доехать до «Обводного канала», а затем сесть на маршрутку номер 170. Выходить следует на остановке «Старообрядческий мост».
Так можно попасть на Литераторские мостки Волковского кладбища. Часы работы музея следующие: с понедельника по среду и пятницу по воскресенье мемориал открыт с 11 до 19. Выходной день – четверг.
Некрополь «Литераторские мостки»
Волкова деревня или Волково упоминается в Писцовых книгах Ижорской земли в 1640 г. в описании Спаского погоста. Указом Сената от 11 мая 1756 года здесь было устроено кладбище вместо существовавшего с 1710-х годов при церкви Иоанна Предтечи в Ямской слободе.
Кладбище открыли летом 1756 г. и к конце года на нем было совершено 898 погребений. Кладбище было бедным, доходов почти не приносило, но хоронили на нем с каждым годом все больше. Одновременно была заложена деревянная на каменном фундаменте церковь, которая была освящена 3 декабря 1759 году во имя Спаса Нерукотворного Образа.
К 1809 году богослужения в Спасской деревянной церкви были прекращены из-за ее ветхости. Новый храм было решено ставить в западной части кладбища, южнее нынешних Смотрительских мостков. Пришлось новому церковному старосте — купцу П. И. Пономареву отремонтировать старый деревянный храм, в котором с 1812 года вновь стали служить. В следующее десятиление возросшие доходы позволили построить по проекту арх. П. Ф. Воцкого Святые ворота и ограду со стороны Расстанной улицы, существующие и сейчас.
В 1837 г. был заложен наконец новый храм, его строителем стал Ф. И. Руска. Третью по времени возведения каменную церковь обычно называли «Пономаревской» по имени купца П. И. Пономарева, на средства которого она была построена. Закладка состоялась в 1850 году, а в 1852 году церковь была освящена.
Имя другого благотворителя сохранилось в просторечном названии четвертого каменного храма, который часто именовали Крюковским. Это единственная действующая в настоящее время церковь на Волковском кладбище. Церковь св. Иова заложенв в 1885 г. и строилась на средства П. М. Крюковой над могилой ее мужа.
Последняя по времени строительства церковь – Успенская, строилась на средства, пожертвованные вдовой табачного фабриканта Т. В. Колобово, посвятившей церковь памяти своей умершей сестры. К строительству приступили в 1910 г. Служить в храме стали через три года.
Чтобы облегчить перемещение по извечной грязи некрополя, его дорожки мостили досками, от которых пошло название «мостки». В XIX веке число дорожек достигло 120, а их общая протяженность к концу века превышала двенадцать верст. Вокруг церквей дорожки-мостки выстлали плитами, а остальные были деревянными.
Северо-восточная часть Волковского кладбища со второй половины XIX века получила название «Литераторские мостки», поскольку стала традиционным местом погребения известных деятелей литературы и искусства. Первым в этом списке был Александр Николаевич Радищев. Он был похоронен в сентябре 1802 года. Могила оказалась забыта, но предполагается, что Радищева похоронили близ каменной Воскресенской церкви. В память об этом на стене здания в 1987 году была установлена мемориальная доска.
В XVIII-XIX веках Волковский некрополь был крупнейшим в Петербурге.
Помимо православного, Волковский некрополь включает в себя также старообрядческое и лютеранское кладбища, многие надгробия которых представляют собой выдающиеся образцы ритуальной архитектуры.
В 1935 году некрополь «Литераторские мостки» стал филиалом Государственного музея городской скульптуры. В разное время на этом мемориальном кладбище были похоронены выдающиеся деятели науки, культуры и искусства.
Писатели: Н.С.Лесков, Г.И.Успенский, М.Е.Салтыков-Щедрин, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Д.Н.Мамин-Сибиряк, О.Ф.Берггольц Д.В.Григорович, Л.Н.Андреев.
Поэты: А.Н.Апухтин, С.Я.Надсон, А.А.Блок, М.А.Кузмин, В.А.Рождественский.
Ученые: физиологи — В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, путешественник, географ — Н.Н.Миклухо-Маклай, изобретатель радио – А.С.Попов, ученый, юрист, писатель – А. Ф.Кони, химик – Д.И.Менделеев.
Композиторы: С.М.Майкапар, В.П.Соловьев-Седой, В.А.Гаврилин.
Артисты: Е.А.Лебедев, В.В.Меркурьев, Ю.В.Толубеев, Е.И.Тиме-Качалова, И.О.Горбачев, Н.К.Симонов, оперные певицы – С.П.Преображенская., Г.А.Ковалева.
Артисты балета: А.Я.Ваганова, А.Я.Шелест, Н.М.Дудинская, К.М.Сергеев.
Режиссеры: Г.М.Козинцев, А.А.Брянцев, Н.П.Акимов.
Архитекторы, художники, скульпторы: Н.А.Троцкий, Л.А.Ильин, Л.В Шервуд, Е.Е.Моисеенко, М.К.Аникушин, Е.С.Кругликова, К.С. Петров-Водкин и многие другие.
В некрополе похоронены также участники политических движений: Г.В.Плеханов, Г.А.Лопатин, П.Ф.Якубович.
На «Литераторских мостках» находится мемориал семьи Ульяновых.
Литераторские мостки, Санкт-Петербург: лучшие советы перед посещением
Одно из самых ярких воспоминаний моего детства: взрослые меня ставят на табуретку, и я пою «Гори, гори, моя звезда!». Родители и гости весело комментируют – «вылитый Штоколов!».…«Литераторские мостки» — самое большое мое открытие 2019 года. Оказался здесь случайно – ездили посмотреть, как красят кронштейны для охранного освещения, и Волковское кладбище оказалось по пути к метро. Точно не помню, какая из громких фамилий стала причиной зайти на кладбище и музейный его участок – «Мостки». Скорее всего – так и не получивший Нобелевскую премию (привет русским ученым!) Менделеев. Но это и не важно, главное – мы зашли! А дальше – каждый сам находил знакомые и близкие ему имена великих людей.
Всех не перечислить – здесь похоронен «мучитель собак» Иван Петрович Павлов (получивший-таки «нобелевку», в отличие от Менделеева) и автор «Муму», знаток тургеневских девушек Иван Сергеевич Тургенев. Изобретатель радио Александр Степанович Попов и основатель психиатрической школы Владимир Михайлович Бехтерев. Самарский помещик, чьим именем названа станция метро в Новосибирске, Николай Георгиевич Гарин-Михайловский и академик Нистратов «Васька-Индюк» Василий Васильевич Меркурьев.
Для меня посещение «Мостков» запомнилось тем, что здесь, как оказалось, похоронены Анатолий Юрьевич Равикович (Хоботов, ты смешон!), Всеволод Михайлович Гаршин (его мало кто читал, но многие видели его глаза – на картинах Репина «не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван»). И, конечно же, Народный артист СССР Борис Тимофеевич Штоколов. И на его надгробии – строки того самого романса – «Гори, гори, моя звезда».
Из истории. Некрополь «Литераторские мостки» получил свое название и стал популярным местом захоронения для деятелей культуры и науки после того, как на этом участке в 1848 году был похоронен Белинский, а в 1861 году рядом с Белинским похоронили Николая Добролюбова. Да, мы все читали их произведения в школе. И вряд ли кто сейчас без подготовки сможет сказать что-то внятное об этих людях и их творчестве. Оказывается, эти литературные критики были «трендсеттерами» еще и до Революции 1917 года. Самым первым из известных людей на этом участке Волкова кладбища был похоронен управляющий Санкт-Петербургской таможней, писатель Александр Николаевич Радищев.
Из географии и топонимики. Добраться до «Мостков» можно как с метро «Волковская» (придется идти через все кладбище, маршрут совсем не очевиден) так и с метро «Обводной канал» — чуть дольше по расстоянию, но понятнее навигация – ориентир улица Расстанная. Название улицы, ведущей на кладбище, легко запомнить — оно от слова «расставаться».
Немного профдеформации. На входной калитке «Мостков» висит забавная табличка – «Территория охраняется служебной собакой». Да-да, в единственном числе. Тут скорее влияние Тургенева, чем Павлова :о)
Кладбище «Литераторские мостки» в Санкт-Петербурге
Первоначально кладбище называлось «Натрубными мостками» из-за того, что дорожки между могилами были уложены специальными досками — мостками, но после похорон в 1888 году Всеволода Гаршина некрополь получил современное название. В 1935 году «Литераторские мостки» стали филиалом Государственного музея городской скульптуры. На кладбище перенесли останки Н. Г. Помяловского, А. А. Блока, И. А. Гончарова. К некрополю относится Воскресенская церковь, возведенная в 1783–1785 годах.
Могилы знаменитостей
В 1933 году кладбище «Литераторские мостки» получило статус закрытого, однако и в наши дни при сохранении музейного статуса здесь осуществляются похороны выдающихся жителей Санкт-Петербурга. Из захоронений последних лет — актеры Бруно Фрейндлих, Николай Трофимов, режиссер Владислав Пази, композитор Андрей Петров, певец Борис Штоколов.
К «Литераторским мосткам» ведет Расстанная улица. Название свое она получила, предположительно, потому что именно по ней шли родственники вслед за усопшими, расставаясь с ними и провожая их в последний путь.
Сейчас на кладбище находится около 500 надгробных памятников, представляющих историческую и культурную ценность. В 1953 году завершились работы по благоустройству и озеленению территории.
План-схема некрополя «Литераторские мостки» Волковского кладбища
Схема кладбища «Литераторские мостки»Схема проезда и часы работы
Как добраться: на автобусе № 57, трамваях №№ 10, 25 и 44 от метро «Лиговский проспект». На трамваях №№ 16, 25 и 49 (остановка «Кожный диспансер»), на автобусах №№ 54, 74, 76, 91 и 141 от метро «Обводный канал» (остановка «Старообрядческий мост»). На маршрутном такси № К170 до остановки «Старообрядческий мост». Каменные ворота с боковыми калитками, расположенные в конце ул. Расстанной, — это центральный вход на мемориальный комплекс.
Ближайшая станция метро — «Волковская», находится в 700 м.
Литературные мостки Волковского кладбища
Время работы музея: понедельник — среда и пятница — воскресенье: 11:00 — 19:00, четверг: выходной.
Литераторские мостки в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото
Литераторские мостки Волковского кладбища
Литераторские мостки — часть старинного Волкова кладбища, находившегося на окраине Санкт-Петербурга, где предавали земле в основном бедных жителей города. В 1848 г. здесь похоронили известного литературного критика и публициста Виссариона Белинского, затем писателей демократического лагеря Николая Добролюбова, Дмитрия Писарева. После похорон в 1888 г. Всеволода Гаршина замощенная досками дорожка к их могилам стала называться Литераторскими мостками.
Общая информация
Позже название распространилось на всю прилегающую территорию кладбища, которая стала традиционным местом погребения писателей, ученых, деятелей культуры, государственных и общественных деятелей. Здесь покоятся известнье российские писатели и поэты Иван Тургенев, Михаил Салтыков-Щедрин, Иван Гончаров, Николай Лесков, Александр Куприн, Леонид Андреев, Александр Блок, Ольга Берггольц.
Кроме того, здесь похоронены известные ученые Дмитрий Менделеев, Иван Павлов, Николай Миклухо-Маклай, Владимир Бехтерев, Александр Попов, Абрам Иоффе, художники Кузьма Петров-Водкин и Евсей Моисеенко, скульптор Михаил Аникушин, балерина Агриппина Ваганова, композитор Василий Соловьев-Седой, кинорежиссер Григорий Козинцев, режиссер и художник Николай Акимов и множество других выдающихся мастеров искусств.
Здесь также находятся могилы общественных деятелей, народовольцев, революционеров (среди них Георгий Плеханов, Герман Лопатин, Вера Засулич). В некрополе захоронена и часть семейства Ульяновых (мать Ленина Мария Александровна, его сестры Анна и Ольга и зять Марк Елизаров).
В старинной Воскресенской церкви (она была построена на кладбище еще в XVIII в.) есть экспозиция, рассказывающая о знаменитых людях, похороненных на Литераторских мостках.
Посетителям
- Адрес: Расстанная ул., 30. «Литовский проспект».
- Тел.: 766-23-83.
- Открыт ежедневно, кроме чт, с 1 1.00 до 17.00. Осмотр — 1 ч.
- Вход свободный.
Литераторские мостки на Волковском кладбище, С-Петербург
«Литераторские мостки» — участок на Волковском кладбище Санкт-Петербурга, музей-некрополь, где захоронены многие русские и советские писатели, музыканты, актёры, архитекторы, учёные и общественные деятели.
История
Связанная с этим некрополем традиция восходит к 1802 году, когда здесь, возле церкви Воскресения Христова (конец XVIII века) похоронили А. Радищева (эта могила не сохранилась). В 1848 году здесь был захоронен публицистВ. Г. Белинский. В 1861 году рядом с могилой Белинского был похоронен ещё один критик левого толка, Н. А. Добролюбов, а в 1868 году рядом с ними — публицист Д. И. Писарев.
На «Литераторских мостках» похоронены писатели И. С. Тургенев,М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, А. И. Куприн, революционеры Г. В. Плеханов и В. И. Засулич, Н. С. Тютчев, учёныеД. И. Менделеев, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, Н. Н. Миклухо-Маклай,А. С. Попов, архитектор В. В. Козлов и др.
Здесь же покоятся мать В. И. Ленина и его сёстры.
В 1935 году «Литераторские мостки» были превращены в отделГосударственного музея городской скульптуры. Сюда были перенесены останкиН. Г. Помяловского, А. А. Блока, И. А. Гончарова. На территории некрополя насчитывается около 500 надгробных памятников, в том числе имеющих значительную художественную ценность.
Известные люди, похороненные на кладбище
- Агамирзян, Рубен Сергеевич (1922—1991) — режиссёр, педагог, народный артист СССР.
- Акимов, Николай Павлович (1901—1968) — театральный режиссёр и художник.
- Андреев, Леонид Николаевич (1871—1919) — писатель.
- Аникушин, Михаил Константинович (1917—1997)— скульптор.
- Анненская Александра Никитична (1840—1915) — детский писатель, переводчик, педагог.
- Апухтин, Алексей Николаевич (1840—1893) — поэт.
- Белинский, Виссарион Григорьевич (1811—1848) — литературный критик, публицист.
- Бенуа, Леонтий Николаевич (1856—1928) — зодчий.
- Берггольц, Ольга Фёдоровна (1910—1975) — поэтесса.
- Блок, Александр Александрович (1880—1921) — поэт.
- Борисов, Александр Фёдорович (1905—1982) — актёр.
- Бродский, Исаак Израилевич (1883/1884-1939) — художник.
- Брянцев, Александр Александрович (1883—1961) — театральный режиссёр.
- Ваганова, Агриппина Яковлевна (1879—1951) — русская балерина.
- Вельяминов, Пётр Сергеевич (1926—2009) — советский актёр театра и кино.
- Вивьен, Леонид Сергеевич (1887—1966) — российский и советский актёр, режиссёр.
- Гаврилин, Валерий Александрович (1939—1999) — композитор.
- Гаршин, Всеволод Михайлович (1855—1888) — писатель.
- Гончаров, Иван Александрович (1812—1891) — русский писатель.
- Горин-Горяинов, Борис Анатольевич (1883—1944) — актёр.
- Горбачёв, Игорь Олегович (1927—2003) — актёр.
- Горбачёва, Людмила Ивановна (1930—2010) — актриса.
- Григорович, Дмитрий Васильевич (1822—1898) — русский писатель.
- Григорьев, Аполлон Александрович (1822—1864) — русский критик, поэт, переводчик.
- Дмитриев, Иван Петрович (1915—2003) — актёр театра и кино.
- Добролюбов, Николай Александрович (1836—1861) — литературный критик.
- Домашёва, Мария Петровна (1875—1952) — актриса.
- Дудинская, Наталья Михайловна (1912—2003) — артистка балета, народная артистка СССР.
- Зайцев, Владимир Николаевич (1938—2010) — генеральный директор РНБ в 1985—2010 гг., заслуженный работник культуры РФ.
- Закушняк, Александр Яковлевич (1879—1930) — артист театра и эстрады, мастер художественного слова.
- Ковалёва, Галина Александровна (1932—1995) — советская и российская оперная певица.
- Козинцев, Григорий Михайлович (1905—1973) — кинорежиссёр.
- Козлов, Василий Васильевич (1887—1940) — скульптор, архитектор.
- Копелян, Ефим Захарович (1912—1975) — актёр.
- Королькевич, Анатолий Викентьевич (1901—1977) — актёр.
- Красницкий, Иван Яковлевич (1830—1898) — художник, фотограф, писатель, издатель, археолог.
- Крестовский, Всеволод Владимирович — (1840—1895) русский поэт и прозаик, литературный критик. Умер в Варшаве, был похоронен в Александро-Невской лавре, затем перезахоронен на Литераторских мостках.
- Кузмин, Михаил Алексеевич (1872—1936) — поэт.
- Куприн, Александр Иванович (1870—1938) — русский писатель.
- Лавров, Николай Григорьевич (1944—2000) — актёр.
- Лаптев, Константин Николаевич (1904—1990) — оперный певец
- Лебедев, Евгений Алексеевич (1917—1997) — советский театральный актёр.
- Лесков, Николай Семёнович (1831—1895) — русский писатель.
- Лобанов, Пётр Васильевич (1905—1989) — актёр.
- Лозинский, Михаил Леонидович (1886—1955) — русский и советский поэт, переводчик, один из создателей советской школы поэтического перевода.
- Любимов, Александр Михайлович (художник) (1879—1955) — русский советский художник—живописец, график, портретист, жанровый живописец, педагог, профессор Ленинградского института живописи.
- Майкапар, Самуил Моисеевич (1867—1938) — композитор.
- Макарьев, Леонид Фёдорович (1892—1975) — актёр, драматург, режиссёр, один из основоположников отечественного театра для детей.
- Макарьева-Зандберг Вера Алексеевна (1897—1975) — актриса.
- Максимов, Сергей Васильевич (1831—1901) — этнограф-беллетрист, почётный академик Петербургской АН.
- Мамаева, Нина Васильевна (1923—2001) — актриса.
- Мамин-Сибиряк, Дмитрий Наркисович (1852—1912) — писатель.
- Меркурьев, Василий Васильевич (1904—1978) — актёр.
- Моисеенко, Евсей Евсеевич (1916—1988) — художник.
- Мусин, Илья Александрович (1903—1999) — российский дирижёр, музыкальный педагог и теоретик дирижирования, создатель ленинградской дирижёрской школы.
- Надсон, Семён Яковлевич (1862—1887) — русский поэт.
- Никольский, Александр Сергеевич (1884—1953) — советский архитектор.
- Оссовский, Александр Вячеславович (1871—1957) — российский и советский музыковед и критик.
- Пальм, Александр Иванович (1823—1885) — российский писатель, поэт и драматург.
- Пальм, Сергей Александрович (1849—1915) — русский артист оперетты.
- Петров, Андрей Павлович (1930—2006) — композитор.
- Пименова, Эмилия Кирилловна (1854—1935) — журналистка и писательница.
- Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич (1878—1939) — художник.
- Пинчук, Вениамин Борисович (1908—1987) — скульптор.
- Писарев, Дмитрий Иванович (1840—1868) — русский публицист и литературный критик, революционный демократ.
- Плеханов, Георгий Валентинович (1856—1918) — теоретик и пропагандист марксизма.
- Помяловский, Николай Герасимович (1835—1863) — писатель.
- Попова, Эмма Анатольевна (1928—2001) — актриса.
- Потапенко, Игнатий Николаевич — русский прозаик и драматург.
- Преображенская, Софья Петровна — оперная певица, солистка Мариинского театра.
- Равикович, Анатолий Юрьевич (1936—2012) — народный артист РСФСР, актёр театра и кино.
- Радищев, Александр Николаевич (1749—1802) — писатель.
- Рокотов, Владимир Дмитриевич (1836—1900) — актёр
- Рождественский, Всеволод Александрович (1895—1977) — поэт.
- Рылов, Аркадий Александрович (1870—1939) — русский живописец, график, пейзажист, анималист.
- Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович — писатель.
- Саутов, Иван Петрович — директор Государственного музея-заповедника «Царское Село».
- Серафимов, Сергей Саввич (1878—1939) — архитектор.
- Сергеев, Константин Михайлович — танцовщик и балетмейстер, первый президент Академии русского балета.
- Серебряков, Павел Алексеевич ― пианист, ректор Ленинградской консерватории.
- Симонов, Николай Константинович — актёр театра и кино.
- Соколов, Егор Тимофеевич (1750—1824) — русский архитектор.
- Соловьёв-Седой, Василий Павлович — композитор.
- Столпянский, Пётр Николаевич — историк, краевед, библиограф.
- Стржельчик, Владислав Игнатьевич (1921—1995) — актёр.
- Сушкевич, Борис Михайлович — режиссёр, актёр.
- Твелькмейер, Виктор Федорович (1902—1956) — советский архитектор.
- Телегин, Виктор Ильич (певец) (1822—1859) — придворный певчий.
- Тиме, Елизавета Ивановна (1884—1968) — драматическая актриса, режиссёр.
- Товстоногова, Натела Александровна (1926—2013).
- Толубеев, Андрей Юрьевич (1945—2008) — актёр театра и кино.
- Толубеев, Юрий Владимирович (1906—1979) — актёр, народный артист СССР.
- Тон, Константин Андреевич (1794—1881) — русский архитектор.
- Трофимов, Николай Николаевич (1920—2005) — актёр.
- Троцкий, Ной Абрамович (1895—1940) — советский архитектор.
- Тургенев, Иван Сергеевич(1818—1883) — русский писатель.
- Угаров, Борис Сергеевич (1922—1991) — художник, президент Академии художеств СССР.
- Успенский, Глеб Иванович — писатель.
- Фрейндлих, Бруно Артурович — актёр.
- Хохлов, Константин Павлович (1885—1956) — актёр, режиссёр, народный артист СССР.
- Цензор, Дмитрий Михайлович — поэт Серебряного века.
- Чехов, Александр Павлович — прозаик, публицист, мемуарист. Старший брат А. П. Чехова.
- Чапыгин, Алексей Павлович — русский советский писатель, автор исторических романов.
- Шварц, Дина Морисовна (1921—1998) — советский и российский театровед, заслуженный деятель искусств РСФСР.
- Шварц, Исаак Иосифович (1923—2009) — композитор.
- Шелест, Алла Яковлевна (1919—1998) — балерина.
- Шокальский, Юлий Михайлович — океанограф, президент Географического общества СССР.
- Штоколов, Борис Тимофеевич (1930—2005) — певец (бас).
- Щербачёв, Владимир Владимирович (1889—1952) — композитор и педагог.
- Элиасберг, Карл Ильич ― дирижёр.
- Юнгер, Елена Владимировна (1910—1999) — актриса.
- Янсонс, Арвид ― дирижёр.
Политические деятели
- Богучарский-Яковлев, Василий Яковлевич (1860—1915) — революционер-народник, писатель, журналист, редактор.
- Засулич, Вера Ивановна — революционерка, писательница.
- Лопатин, Герман Александрович (1845—1918) — революционер.
- Маневич, Михаил Владиславович (1961—1997) — российский экономист и политический деятель, вице-губернатор Санкт-Петербурга.
- Ульянова, Мария Александровна — мать В. И. Ленина;
сёстры В. И. Ленина Анна Ильинична, Ольга Ильинична; Елизаров, Марк Тимофеевич — муж Анны Ильиничны Ульяновой, революционер, нарком путей сообщения.
- Прибылёв, Александр Васильевич (1857—1936) — революционер-народоволец, эсер, муж Прибылёвой-Корбы А. П.
- Прибылёва-Корба, Анна Павловна (1849—1939) — член Исполнительного комитета партии «Народная воля», историк, редактор, жена Прибылёва А. В.
- Ювачёв, Иван Павлович (1860—1940) — революционер-народник, духовный писатель.
- Якубович, Пётр Филиппович (1860—1911) — революционер-народоволец, поэт, писатель.
Учёные
- Анненский Николай Федорович (1843—1912) — экономист, статистик, публицист-народник, журналист, общественный деятель.
- Берг, Лев Семёнович (1876—1950) — отечественный зоолог и географ, автор теории номогенеза, идеи о природных комплексах.
- Бехтерев, Владимир Михайлович (1857—1927) — русский медик-психиатр.
- Визе, Владимир Юльевич (1886—1954) — полярный исследователь, учёный.
- Гаккель, Яков Модестович (1874—1945) — инженер-электротехник.
- Гвоздев, Алексей Александрович (1887—1939) — основоположник истории западноевропейского театра.
- Гольдштейн, Михаил Юльевич (1853—1905) — российский учёный, педагог, общественный деятель.
- Иоффе, Абрам Фёдорович (1880−1960) — физик, организатор науки, создатель научной школы.
- Качалов, Николай Николаевич (1883—1961) — химик-технолог, член-корреспондент АН СССР.
- Киселёв, Андрей Петрович (1852—1940) — русский и советский педагог, «законодатель» школьной математики.
- Кони, Анатолий Фёдорович (1844—1927) — русский юрист, государственный и общественный деятель.
- Костомаров, Николай Иванович (1817—1885) — историк, писатель, член-корр. Петербургской АН (1876).
- Крачковский, Игнатий Юлианович (1883—1951) — российский востоковед, академик.
- Крылов, Алексей Николаевич (1863—1945) — кораблестроитель, специалист в области механики, математик.
- Лесгафт, Пётр Францевич (1837—1909) — врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания.
- Марков, Андрей Андреевич (старший) (1856—1922) — русский математик.
- Менделеев, Дмитрий Иванович (1834—1907) — учёный-энциклопедист.
- Миклухо-Маклай, Николай Николаевич (1846—1888) — российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник.
- Михайловский, Николай Константинович (1842—1904) — публицист, социолог и критик, идеолог народничества.
- Павлов, Иван Петрович (1849—1936) — учёный-физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности.
- Павлов, Николай Никифорович (1902—1985) — астроном, учёный.
- Попов, Александр Степанович (1859—1905) — русский физик и электротехник, изобретатель радио.
- Соломенко, Николай Степанович — (1923—1995) — учёный-механик, академик АН СССР, академик РАН, инженер-контр-адмирал.
- Ухтомский, Алексей Алексеевич (1875—1942) — физиолог, академик АН СССР.
- Филиппов, Михаил Михайлович (1858—1903) — химик, математик, научный критик.
Библиография
- Нетунахина Г. Д., Удимова Н. И., Ленинградский музей городской скульптуры, 2 изд., Л., 1972;
- Охотников И. В., Литераторские мостки, 3 изд., Л., 1972.
Литераторские мостки
План Литераторских мостков, 1914 год
«Литераторские мостки» — участок на Волковском кладбищеСанкт-Петербурга, музей-некрополь, где захоронены многие русские и советские писатели, музыканты, актёры, архитекторы, учёные и общественные деятели.
История
Связанная с этим некрополем традиция восходит к 1802 году, когда здесь возле церкви Воскресения Словущего похоронили А. Радищева (могила не сохранилась, позже на кладбище был установлен кенотаф). В 1844 году здесь был захоронен историк и переводчик Д. И. Языков1, в 1848 году — публицист В. Г. Белинский. В 1861 году рядом с могилой Белинского был похоронен ещё один критик левого толка, Н. А. Добролюбов, а в 1868 году рядом с ними — публицист Д. И. Писарев.
На «Литераторских мостках» похоронены писатели И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, С. Я. Надсон, А. И. Куприн, революционеры Г. В. Плеханов и В. И. Засулич, Н. С. Тютчев, учёные Д. И. Менделеев, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. С. Попов, скульптор В. В. Козлов и др. Здесь же покоятся мать В. И. Ленина и его сёстры.
В 1935 году «Литераторские мостки» были превращены в отдел Государственного музея городской скульптуры. Сюда были перенесены останки литераторов с кладбищ, которые предназначались к уничтожению, — Н. Г. Помяловского, А. А. Блока, И. А. Гончарова. В отдельных случаях переносили только надгробия, но не сами останки23. На территории некрополя насчитывается около 500 надгробных памятников, в том числе имеющих значительную художественную ценность.
В ходе реконструкции Волковского кладбища и создания музея «Литераторские мостки» были бесследно утрачены или затеряны могилы многих выдающихся петербуржцев, деятелей отечественной истории, науки и культуры, таких как В. Ф. Адлерберг, Е. В. Аладьин, генерал-лейтенант Н. И. Ахвердов, сын камердинера Петра III А. Я. Бастидон, А. П. Башуцкий, П. Я. Башуцкий, генерал-лейтенант, профессор Николаевской инженерной академии Н. В. Болдырев, П. Г. Бутков, А. Л. Витберг, сенатор Н. М. Гамалея, книгоиздатели И. П. Глазунов и И. И. Глазунов, С. Н. Глинка, И. И. Григорович, профессор-акушер С. А. Громов, П. Ф. Данилов, обер-священник армии и флота И. С. Державин, издатель «Медицинского вестника» врач-офтальмолог Д. И. Дмитровский, А. И. Ермолаев, И. В. Забелин, П. В. Злов, П. М. Копьев, главный священник армии и флота В. И. Кушневич, К. Н. Лебедев, отец М. В. ПетрашевскогоВ. М. Петрашевский, Д. П. Рунич, С. В. Руссов, А. И. Рыхлевский, Ф. Ф. Сидонский, А. Ф. Смирдин, генерал-майор С. Н. Старов — участник дуэли с А. С. Пушкиным, А. Н. Страннолюбский, лейб-медик Д. К. Тарасов, А. И. Теребенев, И. И. Теребенев, композитор А. С. Фаминцын, Д. И. Языков4.
Известные люди, похороненные на кладбище
- Похороненные на Литераторских мостках
Библиография
- Нетунахина Г. Д., Удимова Н. И., Ленинградский музей городской скульптуры, 2 изд., Л., 1972;
- Охотников И. В., Литераторские мостки, 3 изд., Л., 1972.
- Некрополь «Литераторские мостки»: План-путеводитель / ФГУПСЗРПЦГиМ (центр «Севзапгеоинформ») ; Сост.: Ю. М. Пирютко и др. ; — Санкт-Петербург, 2008. — 160 с.
Примечания
- Языков, Дмитрий Иванович // Петербургский некрополь / Сост. В. И. Саитов. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1913. — Т. 4 (С—Ө). — С. 672.
- На Литераторские мостки в 1940 году был перенесен надгробный памятник русскому психиатру и невропатологу, тайному советнику И. П. Мержеевскому в связи с ликвидацией Выборгского католического кладбища, при этом прах И. П. Мержеевского остался на месте прежнего захоронения
- Метрические экстракты, с. 635 — приложение в формате doc на компакт-диске к изданию: Козлов-Струтинский С. Г. Бывшее Выборгское римско-католическое кладбище в Санкт-Петербурге и церковь во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы. // Материалы к истории римско-католического прихода во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы и к истории католического кладбища Выборгской стороны в Санкт-Петербурге: Сб. — Гатчина: СЦДБ, 2010. — 263 с.
- Кобак А. В., Пирютко Ю. М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. — Издание второе. — М.-Спб.: Центрполиграф, 2011. — С. 411-412. — 797, [3] с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-227-02688-0.
«Литературные мосты» Волковское кладбище, Санкт-Петербург: описание, особенности и расположение
В пешей доступности от метро «Волковская», на территории Волковского кладбища, находится знаменитый некрополь «Литературный мост». Памятник привлекает внимание тем, что является местом захоронения многих выдающихся личностей, живших в XIX и XX веках: здесь похоронены писатели и поэты, композиторы и актеры, ученые и общественные деятели. С 1933 года кладбище считается закрытым, но в редких случаях до сих пор остаются захоронения.На сегодняшний день посетители могут увидеть более 500 надгробий, представляющих культурную, историческую и художественную ценность.
Чтобы осознать культурную ценность этого объекта, необходимо упомянуть, кто похоронен на «Литературном мосту» Волковского кладбища.
Историческая справка
Само кладбище было основано в 1756 году и предназначалось для малоимущих. В течение нескольких десятилетий это место не было благоустроено, до некоторых мест было трудно добраться из-за отсутствия дорог и тропинок.
История Литературного мостика Волковского кладбища в Санкт-Петербурге восходит к 1802 году, когда здесь был похоронен известный писатель и общественный деятель Александр Радищев, автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Местоположение могилы неизвестно, надгробие также не сохранилось. Однако информация о захоронении содержится в церковных отчетах, и в 1987 году соответствующая памятная доска была открыта в некрополе.
Ранние захоронения
Одно из ранних захоронений датируется 1831 годом, когда на Волковском кладбище был похоронен друг Пушкина Антон Дельвиг.«Литературный мост» в то время не существовал как отдельный объект культуры, и прах поэта был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры сто лет спустя, правда, в контексте событий, связанных с формированием некрополь, это событие нельзя не отметить.
В 1848 г. здесь был похоронен известный критик В. Г. Белинский, а в 1861 г. Н. А. Добролюбов. Их надгробия расположены рядом друг с другом и окружены общей чугунной оградой. Рядом — другой известный отечественный критик Д.И. Писарев.
Конец XIX — начало XX века
Позже, ближе к концу XIX века здесь были похоронены известные писатели М.Е. Салтыков-Щедрин, И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, А.И. Куприн и многие другие. В ХХ веке, когда некоторые городские кладбища решили перенести или разрушить, в некрополь были перенесены останки И. А. Гончарова, А. А. Блока и других выдающихся представителей русской литературы, искусства и науки. Однако в некоторых случаях перевозили только памятные знаки, но не прах самих умерших.
Несмотря на то, что объект культурного наследия носит название «Литературный мост», на Волковском кладбище похоронены ученые, революционеры, представители различных профессий, завоевавшие известность и уважение в своей сфере деятельности. Здесь покоятся известные медики, академики И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, создатель периодической системы химических элементов Д. И. Менделеев, путешественник и этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай, изобретатель радио А. С. Попов.
В 1935 году объект вошел в состав Государственного музея городской скульптуры.
Как добраться
Ближайшая станция метро, от которой можно добраться до некрополя, — Волковская. Вопроса, как добраться до «Литературного моста» Волковского кладбища, возникнуть не должно: сразу после выхода из метро можно увидеть могилы на противоположной стороне дороги. Желаемое место, где находится некрополь, находится в северной части кладбища. Соответственно, для достижения цели посетителю необходимо будет обогнуть его по периметру, пройдя вдоль забора по улице Касимовской, переходя на Камчатку.
Другой вариант — выйти на станции метро «Обводный канал» и сесть на автобус под номером 74, идущий в нужное место. Пройдет 7 остановок, конечная точка маршрута будет располагаться справа относительно направления движения.
Наконец, вы можете выйти на станции Лиговский проспект и дождаться трамвая № 49 или 25. Любой из этих способов приведет вас к Литературному мосту, и, чтобы убедиться, что вы не ошиблись, вы можете попросить кондуктора уведомить вас о необходимой остановке.Цель поездки в этом случае будет слева.
Режим работы и экскурсии
Культурный объект открыт для посещения в выходные дни, а в будние дни — исключение составляет четверг, когда музей не работает. Режим работы Литературного моста на Волковском кладбище в летний период — с 10 до 19 в любой из указанных дней. С сентября по май пропуск на территорию осуществляется с 10 до 17 часов.
Кроме того, здесь проводятся различные экскурсии, во время которых посетители могут не только осмотреть места отдыха великих, но и узнать много интересного об их биографии, а также истории самого некрополя, гораздо более интересного, чем может показаться. на первый взгляд.
Стоимость билета для самостоятельного посещения составляет всего 100 рублей, а для категорий граждан, имеющих льготы — 50 рублей. Стоимость экскурсий может варьироваться в зависимости от продолжительности и начинается от 1000 руб. При этом по четвергам, когда «Литературные мосты» Волковского кладбища закрыты для самостоятельного посещения, экскурсионное обслуживание проводится в обычном режиме.
Для информации или бронирования экскурсий вы можете воспользоваться телефоном, указанным на официальном сайте.
Наконец
Неизвестно, почему некрополь получил название «Литературный мост», ведь здесь находили последнее прибежище представители разных профессий. Однако в посещении этого места есть что-то поэтическое — турист погружается в атмосферу не кладбища, а объекта культурного наследия, хранящего память нескольких сотен известных и даже выдающихся личностей, оставивших свой след в истории.
Понимание того, что люди, которые с детства знают и любят книги, чьи труды продвинули отечественную и мировую науку, отдыхают на этой земле, порождает желание узнать больше об их биографии и истории родной страны.«Литературные мосты» Волкова кладбища — неотъемлемая часть облика города и хранят память о людях, имена которых достойны памяти и уважения будущих поколений.
«Литературные мосты» Волковского кладбища, Санкт-Петербург: описание, особенности и расположение
В пешей доступности от метро Волковская, на территории Волковского кладбища, находится знаменитый некрополь Литераторскими мостками. Памятник привлекает внимание тем, что является местом захоронения многих выдающихся личностей, живших в 19-20 веках: здесь отдыхают писатели и поэты, композиторы и актеры, ученые и общественные деятели.С 1933 года кладбище считается закрытым, но в редких случаях здесь до сих пор проводятся захоронения. На сегодняшний день посетителям доступны более 500 надгробий, представляющих культурную, историческую и художественную ценность.
Чтобы осознать культурную ценность этого объекта, необходимо упомянуть, кто похоронен в Литературных проходах Волковского кладбища.
Историческая справка
Само кладбище было основано в 1756 году и предназначалось для малоимущих.В течение нескольких десятилетий место не было благоустроено, некоторые участки были труднодоступными из-за отсутствия дорог и тропинок.
История Литературных мостов Волковского кладбища в Санкт-Петербурге восходит к 1802 году, когда здесь был похоронен известный писатель и общественный деятель Александр Радищев, автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Местоположение могилы неизвестно, надгробие также не сохранилось. Однако информация о захоронении содержится в церковных отчетах, а в 1987 году на территории некрополя была открыта мемориальная доска.
Раннее захоронение
Одна из самых ранних могил датируется 1831 годом, когда на Волковом кладбище был похоронен друг Пушкина Антон Дельвиг. «Литературных мостов» в то время не существовало как отдельного культурного объекта, и останки поэта через сто лет были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невского монастыря, но в контексте событий, связанных с образованием некрополя, это событие следует отметить.
В 1848 году известный критик В.Здесь похоронен Г. Белинский, а в 1861 г. — Н. А. Добролюбов. Их надгробия находятся рядом и обнесены общей чугунной оградой. Рядом лежит другой известный отечественный критик — Д.И. Писарев.
Конец XIX — начало XX века
Позднее, ближе к концу XIX века, известные писатели М.Е. Салтыков-Щедрин, И. Тургенев, Н. Лесков, А. Здесь похоронены Куприн и многие другие. В ХХ веке, когда было решено перенести или разрушить некоторые городские кладбища, останки И.В некрополь перенесены А. Гончаров, А. А. Блок и другие видные представители русской литературы, искусства и науки. Однако в некоторых случаях перевозили только памятные знаки, но не прах умерших.
Несмотря на то, что объект культурного наследия называется «Литературный мост», на Волковском кладбище также похоронены ученые, революционеры, представители различных профессий, получившие известность и уважение в своей сфере деятельности.Здесь отдыхают известные врачи, академики И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, основатель периодической системы химических элементов Д. И. Менделеев, путешественник и этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай, изобретатель радио А. Попов.
В 1935 году объект вошел в состав Государственного музея городской скульптуры.
Как добраться
Ближайшая станция метро, от которой можно добраться до некрополя, — Волковская. Вопрос о том, как добраться до Литераторских мостов Волковского кладбища, возникнуть не должен: сразу после выхода из метро можно увидеть могилы на противоположной стороне дороги.Искомое место, на котором расположен некрополь, находится в северной части кладбища. Соответственно, для достижения цели посетителю необходимо будет обойти ее по периметру, пройдя вдоль забора по улице Касимовской, которая переходит в Камчатку.
Другой вариант — дойти до станции метро «Обводный канал» и сесть на автобус №74, идущий в нужное место. Вам нужно будет проехать 7 остановок, конечная точка маршрута будет располагаться справа относительно направления движения.
Наконец, вы можете выйти на станции Лиговский проспект и дождаться трамвая под номером 49 или 25. Любой из этих способов приведет вас к Литературному пешеходному мосту, и, чтобы не ошибиться, вы можете попросить кондуктора проинформировать вас. о необходимой остановке. Цель поездки в этом случае будет слева.
График работы и экскурсии
Культурный объект открыт для посещения по выходным, а также в будние дни, за исключением четверга, когда музей закрыт.График работы Литературных мостов Волковского кладбища в летний период с 10 до 19 часов в любой из указанных дней. В период с сентября по май пропуск на территорию осуществляется с 10 до 17 часов.
Кроме того, проводятся различные экскурсии, во время которых посетители могут не только посмотреть на места отдыха великих, но и узнать много интересного об их биографии, а также истории самого некрополя. кажутся на первый взгляд.
Стоимость билета для самостоятельного посещения составляет всего 100 рублей, а для категорий граждан, имеющих льготы, — 50 рублей. Стоимость экскурсий может варьироваться в зависимости от продолжительности и начинается от 1000 руб. При этом по четвергам, когда Литераторские мостки Волковского кладбища закрыты для самостоятельного посещения, экскурсионное обслуживание осуществляется в обычном режиме.
Для информации или бронирования экскурсий вы можете воспользоваться телефоном, указанным на официальном сайте.
Наконец
Неизвестно, почему некрополь получил название «Литературные мосты», ведь последнее пристанище здесь нашли представители разных профессий. Однако в посещении этого места есть что-то поэтическое — турист окунается в атмосферу не кладбища, а объекта культурного наследия, хранящего память нескольких сотен известных и даже выдающихся личностей, оставивших свой след в истории.
Понимание того, что на этой земле отдыхают люди, имена которых мы знаем и любим по книгам, чьи труды тронули отечественную и мировую науку, рождает желание узнать больше об их биографии и истории родной страны.Литературный пешеходный мост на Волковском кладбище является неотъемлемой частью облика города и хранит воспоминания о людях, чьи имена заслуживают памяти и уважения будущих поколений.
Волковское кладбище в Санкт-Петербурге
Самая примечательная часть Волковского кладбища — это так называемые «Писательские аллеи», где похоронены многие русские и советские писатели, музыканты, актеры, архитекторы, ученые и общественные деятели. Также здесь можно осмотреть старые гробницы и склепы лютеранского кладбища, расположенного на противоположной стороне реки Волковки.
Литераторские мостки на Волковом кладбище.
История Волковского кладбища начинается в 1759 году, когда по указу императрицы Елизаветы Петровны у села Волковка было построено кладбище для нищих. Захоронения происходили без общего надзора, и вскоре кладбище стало больше напоминать дикий парк, чем упорядоченное кладбище. В 19 веке было проложено несколько дорожек и построено несколько церквей. Из них уцелела только церковь Св.Иов, 1887 года постройки.
В конце 18 века для лютеран, старообрядцев и старообрядцев (участников движения Единоверие, пытавшегося достичь компромисса между старообрядцами и официальной православной церковью) была выделена земля за рекой Волковка. Основанный в 1772 году, он обслуживал прихожан лютеранской церкви Святого Петра и церкви Святой Анны. В отличие от ортодоксальной секции, лютеранская секция изначально была организована. С 1820 по 1935 год здесь было похоронено более 40 тысяч человек.Многие надгробия, семейные гробницы и памятники сохранились в хорошем состоянии.
Надгробие писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка на Волковом кладбище.
В XIX веке Волковское кладбище стало одним из крупнейших в Санкт-Петербурге. В этот период началась традиция захоронения литературных и художественных достоинств в восточной части кладбища. Из-за постоянной сырости грунтовых дорожек были уложены деревянные доски — так называемые «мостки», которые вскоре будут называться «Тротуарами писателей».Одним из первых известных писателей, похороненных на этом месте, был радикальный общественный критик Александр Радищев, автор скандального Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву . За ним последовали другие реформаторские критики, включая Виссариона Белинского и Николая Добролюбова. После похорон другого журналиста, Дмитрия Писарева, в 1868 году репутация этого уголка как литературного Пантеона упала.
Надгробие химика Дмитрия Менделеева на Волковском (Волковском) кладбище
Другие известные могилы вдоль «Писательских аллей»: писатели Иван Тургенев, Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Лесков, Геннадий Успенский и Александр Куприн; поэты Алексей Апухтин, Семен Надсон, Михаил Кузьмин; ученые Дмитрий Менделеев, Владимир Бехтерев и Иван Павлов; исследователь Николай Миклухо-Маклай; и радио-пионер Александр Попов.В 1935 году останки писателей Николая Помяловского, Александра Блока и Ивана Гончарова были перенесены на «Писательские аллеи», а уход за кладбищенской территорией был передан Государственному музею городской скульптуры. В этой части кладбища сейчас более 500 гробниц, многие из которых имеют значительную художественную и историческую ценность.
В конце ХХ века «Писательские аллеи» были в новостях, когда шли активные дискуссии и предложения об изъятии тела Ленина из мавзолея на Красной площади в Москве и его последующем перезахоронении здесь.Мемориал семье Ульяновых (настоящая фамилия Ленина) расположен на «Писательских аллеях», что делает его очевидным местом для захоронения отца революции, но этот план так и не осуществился. Хотя планы и не увенчались успехом, многие все же искали тайную могилу Ленина на Волковском кладбище.
Адрес: | , Расстанный переулок, 7а, | ,
---|---|
, метро: | ,, Волковская, | ,
. следуйте трамвайным линиям по Касимовской улице и сверните за угол на улицу Камчатская к входу на Православное кладбище и «Писательские аллеи»). | |
Сайт (кладбище): | http://volkovka.ru/ |
Сайт (Дорожки писателей): | http://litmostki.ru/ |
Сайт (музей): | http://www.gmgs.ru/expoz/lmst |
Телефон: | +7 (812) 166-23-83 |
Часы работы: | Музей: ежедневно с 11.00 до 17.00, выходной Четверг |
Что рядом? | Река Волковка, Лиговский проспект |
Некрополь пос… Знаменитые некрополи
Некрополь — это … Известные некрополи
Некрополь — большое старинное кладбище с надгробиями. По-гречески это слово буквально означает «город мертвых». В отличие от могил в городах, которые были распределены в разных местах и в разные периоды истории, некрополь представляет собой отдельный могильник на значительном удалении от города. Хотя это слово чаще всего используется для древних могил, оно также иногда применяется к некоторым современным кладбищам, таким как некрополь Глазго.
Знаменитые некрополи
Таких построек в мире немало. Знаменитый египетский некрополь — место захоронения в Гизе, которое является одним из старейших и, вероятно, самых известных в мире с тех пор, как Великая пирамида Гизы была включена в семь чудес древнего мира. Помимо пирамид, предназначенных для захоронения фараонов, египетский некрополь включал мастабу, типичную королевскую гробницу раннединастического периода.
Накше-Рустам — древний некрополь, расположенный примерно в 12 км к северо-западу от Персеполя, в провинции Фарс, Иран.Самый древний рельеф в Накш-Рустаме был создан в 1000 году до нашей эры. е. Хотя он сильно поврежден, на нем изображен человек с необычным головным убором, рельеф считается эламским по происхождению. Изображение является частью более крупного изображения, большая часть которого была удалена.
Этруски буквально переняли понятие «город мертвых». Для них некрополь — это типичная гробница Бандитаччи, которая представляет собой курган, покрывающий одну или несколько подземных могил. Эти гробницы имели несколько комнат и были тщательно декорированы.
Почитание умерших
В Древнем Риме, например, семья первоначально хоронила своих умерших родственников в своих домах из-за римской практики поклонения своим предкам. Цели создания некрополей были разными у разных народов, но их объединяло то, что таким образом люди отдавали последнюю дань уважения умершим родственникам.
Противоречие произведений Ивана Тургенева: «… хочу правды, а не спасения…»
9 ноября 2019 года исполняется 201 лет со дня рождения Ивана Тургенева (1818–1883) — ведущего деятеля русской литературы, создавшего шесть романов, множество рассказов и пьес, большое количество сказок и бесподобных лирических стихотворений в прозе.Год назад к 200-летию писателя Президентская библиотека представила на своем портале обширную коллекцию Ивана Тургенева. В него вошли не только электронные копии произведений автора, но и полностью эксклюзивные материалы: Критическое обозрение об Иване Тургеневе и Льве Толстом Н. Страхова (1885 г.), Тургенева в его произведениях А. Незеленовой (1885 г.), Ивана Тургенева в мемуарах. революционеров семидесятых (1930), Письма Ивана Тургенева Полине Виардо (1900) и др., опубликованные в журналах: «Русский вестник», «Обозреватель», «Русская старина», «Вестник Европы».
В биографическом очерке Н. Плисского «Иван Тургенев» (1883 г.) говорится, что будущий писатель родился в Орле. Историк русской литературы А. Смирнов в раритетной книге «Иван Тургенев 1908» пишет: «… Мать Тургенева, которая всегда была полновластной хозяйкой дома, олицетворяла опьянение властью, созданное крепостным правом. «Меня наказывали, — вспоминал Тургенев, — почти каждый день по всяким пустякам». Это, по мнению Смирнова, одна из причин «того глубоко печального мотива, который звучит во всех произведениях Тургенева, от первого до последнего».Природа Спасского спасла впечатлительного немолодого парня », — отмечается в Собрании сочинений Аполлона Григорьева, размещенном на портале Президентской библиотеки (1915).
Будучи студентом московского, а затем и петербургского вузов, Тургенев уже завоевал литературное имя. Повесть на стихи Параши начинающего автора была опубликована в 1843 году. Публикация вызвала восторженный отклик у Белинского, поспешившего на встречу с Тургеневым. Авторитетный критик в издании 1908 года «Иван Тургенев» писал: «Беседы и споры с ним дали мне душу.Приятно встретить человека, оригинальное и характерное мнение которого, переплетаясь с вашим, искры искры … <...> Он понимает Россию «.
Орест Миллер в исследовании «Русские писатели после Гоголя» (1886), доступном в электронном читальном зале Президентской библиотеки, отмечал, что поначалу многие недоумевали, так как цензура пропускала «Зарисовки спортсмена», общий смысл которых заключался в отрицании крепостного права. «Этот роковой всеобщий смысл», — подчеркивает Миллер, открыл Тургенев еще в сороковых годах XIX века, потому что до этого наша литература в лице своих крупных представителей умела как-то оставаться ко всему этому равнодушной.Известно, что Пушкин с этой стороны к людям почти не подходил. Даже у Гоголя язва крепостного права была указана лишь косвенно ».
«Зарисовки спортсмена» окончательно укрепили литературную славу Тургенева, и не только на его родине. Знаменитые Мопассан, Золя, Флобер, братья Гонкур во многом сформировали свои эстетические взгляды под влиянием творчества Тургенева и личных встреч с ним. С 1847 года Иван Сергеевич жил преимущественно за границей, в основном в Париже, где подружился с творческой чете Виардо.
Публикация четвертого романа Тургенева «Отцы и дети» в 1861 году стала знаменательным событием. Она имеется в Полном собрании сочинений Ивана Тургенева. Vol. 2. Почти сразу же вокруг романа завязалась ожесточенная литературная дискуссия. В мартовском номере «Русского вестника» появилась раздраженная статья М. Антоновича, обвинявшего Тургенева в бездарности и клевете на молодое поколение. В ответ на страницах того же журнала появилась статья Д. Писарева «Базаров», в которой роман получил высокую оценку.
Мнение Писарева и статья критика Н. Страхова, опубликованные в сборнике «Критическое обозрение об Иване Тургеневе и Льве Толстом» (1885 г.), заключаются в следующем: «Базаров представляет собой живое воплощение одной из сторон русского духа. Мы вообще не очень элегантны. Мы слишком трезвы для этого, слишком практичны. Энтузиазм и высокомерие нам не по вкусу; мы больше любим простоту, едкий юмор, высмеивать. И в этом плане, как видно из романа, сам Базаров — великий художник ».
Живя в Баден-Бадене, Тургенев написал свой самый большой роман «Целинная почва», который был опубликован в 1877 году в журнале «Вестник Европы». К тому же Иван Сергеевич был прекрасным переводчиком как прозы, так и поэзии: переводил на русский язык Байрона, Шекспира, Гете, Уитмена.
Иван Тургенев скончался 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале, пригороде Парижа, от тяжелой болезни, которую врачи так и не диагностировали. По мнению критика и историка литературы П.Анненкова, это было противостояние «невообразимо болезненной болезни и невообразимо сильного организма». На похороны Тургенева в Русской церкви Парижа собралось около 500 человек, в том числе известные писатели и художники того времени. По воле покойного его тело было доставлено в Санкт-Петербург. Похоронен писатель на Литературных мостах Волковского кладбища.
Шекспир на русском языке, часть вторая: дореволюционные Шекспиры
Шекспир занимал место выдающееся положение в 19 -х -х гг. русская культура претерпела многократные переводы, хотя полное собрание сочинений Шекспира не было переведено единственный автор до 1841 года.В Место рождения Шекспира обладает множеством дореволюционных русских переводы полного собрания сочинений: Николая Христофоровича Кетчера 1862 г., Николая Васильевича Гербеля 1880 г., Александра Лукивича Соколовского 1894 г. и Семена Афанасьевича Венгерова 1902 г.
Каждый из этих текстов доступен в России для Пример в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Однако, если хотите чтобы получить доступ к одному за пределами России, возможности ограничены. Текст Венгерова, пожалуй, самый распространенный доступны: WorldCat показывает 26 других нероссийских библиотек, хранящих библиотеку 1902 г. перевод.Хотя университет Калифорния оцифровала свою копию, физическую версию издания Кетчера 1862 года. по-видимому, доступен только в четырех других местах за пределами России. Гербеля 1880 г. Собранные переводы можно найти только в 6 других нерусских библиотеках. Текст Соколовского 1894 года кажется доступным только еще в одной нерусской библиотеке.
Кетчер
Кетчер, получивший медицинское образование в Медико-хирургической академии, предоставил первый перевод Полного собрания сочинений в 1841 году.Кетчер работал с Фолио Пейна Кольера 1632 года. Возможно, из-за своего точного медицинского образования Кетчер предпочитал дословный перевод прозы, а не попыткам перевести стихи Шекспира. Российские комментаторы, похоже, разделились во мнениях о том, была ли это хорошая идея. Возможно, наиболее милосердным является толкование Н. В. Захарова, когда он полагает, что Кетчер так любил Шекспира, что не стал бы менять ни слова, хотя, возможно, дословный перевод больше подходит для научных, чем художественных поисков.Некоторые, например Иван Тургенев, считали, что в своем стремлении к точности Кетчер «исказил» слова Шекспира. Другие, такие как Энтони Весоловски, считали, что хороший прозаический перевод является важным промежуточным этапом перед тем, как действительно может быть получен хороший поэтический перевод. Какие бы недостатки ни были в переводе, Захаров предполагает, что переводы Кетчера были постановочными и оказали влияние на будущих русских художников.
Текст, хранящийся на месте рождения, — это 2-е издание, напечатанное в 1862 году на основе перевода 1841 года.Он был одобрен к изданию государственной цензурой 2 декабря 1861 г. и напечатан в Москве. Стоил он 1 серебряный рубль.
Гербель
Это издание 1880 года было отредактировано Николаем Васильевичем Гербелем и включает переводы нескольких русских авторов. Гербель был известен и как переводчик, и как редактор переведенных произведений. В дополнение к своей работе о Шекспире с 1857 по 1880 год Гербель также опубликовал издания полного собрания сочинений других европейских писателей, также переведенных на русский язык, в том числе Шиллера, Байрона и Гете.В этом ему помогала жена Ольга Ивановна. В 1861 году он также, по-видимому, издал за границей запрещенные цензурой стихотворения Пушкина.
Текст 1880 года является третьим изданием собрания сочинений Гербеля. Однако он не был идентичен предыдущим выпускам. Вначале Гербель ссылается на новые переводы некоторых пьес, а также на включение ранее отсутствовавших стихотворений, таких как «Венера » и «Адонис ». Первый том содержит длинную биографию Шекспира в ранней современной английской истории, и каждой пьесе предшествует критический комментарий.Стоимость издания 12 рублей.
Соколовский
Соколовский начинал как переводчик отдельных произведений Шекспира. Некоторые из его индивидуальных переводов даже были включены в сборники Гербеля. Однако, поскольку его отдельные переводы начали затмеваться другими, Соколовский обратился к завершению перевода полного собрания сочинений.
Работа начинается с обсуждения Шекспира в литературе и биографии Шекспира в ранней современной английской истории, и каждой пьесе предшествует критический комментарий.В конце концов, именно перевод Соколовского «Ромео и Джульетта » послужит текстовой основой для запланированной оперы Чайковского, от которой остается пятнадцатиминутный дуэт.
Переводческий подвиг Соколовского в конечном итоге принес Соколовскому Пушкинскую премию в 1901 году. На этом тексте стоит автограф автора «с комплиментами автора» от 23 ноября 1903 года в Санкт-Петербурге.
Венгеров
Венгеров был биографом, переводчиком и историком литературы.Он выпустил переводы Шекспира, Мольера, Шиллера и Байрона.
Как и издание Гербеля, издание Венгерова представляет собой сборник работ нескольких переводчиков, некоторые из которых достаточно стары, чтобы предположить, что многие переводы не были специально заказаны для этого издания. Действительно, некоторые переводчики уже были опубликованы Гербелем. Каждой пьесе предшествует критический комментарий. Кроме того, по всему изданию есть иллюстрации. Они отражают различные картины и репродукции других исторических деталей.Опять же, возраст некоторых из них достаточен, чтобы предположить, что это были не заказанные иллюстрации, а отобранные иллюстрации.
После смерти в 1920 году Венгеров был похоронен на Литературном мосту Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
Кладбище мостов | Колония CDC, Техас
Самая старая могила
На самой старой разборчивой могиле с надписью «Младенческая дочь, 5 апреля 1855 г.», а на самой последней — детский камень с пометкой «Б. 1967, Д.1967. » Из-за отсутствия надгробий и неразборчивых надписей возможна дата захоронения ранее 1855 года.
Маркер посвящения
В конце 1970-х годов IBM приобрела землю вокруг кладбища Бриджес и закрыла дороги, ведущие к этому участку. Примерно в это же время была создана Ассоциация кладбищ Бриджес (BCA), «чтобы дать потомкам и другим людям, интересующимся кладбищем, возможность поделиться своим временем, энергией и ресурсами для постоянного ухода за кладбищем.”В дополнение к сохранению истории и целостности кладбища Бриджес, BCA также работал над получением исторического маркера. В середине 1980-х члены BCA подали заявку на получение Техасского исторического маркера; маркер был одобрен Исторической комиссией Техаса в 1986 году в рамках празднования пятисотлетия Техаса, и после того, как BCA собрал средства на его отливку, маркер был освящен в июне 1988 года.
Девелопмент
До строительства Подразделение Legends в The Colony in 1999, Bridges Cemetery не имело особых удобств.Он был расположен на большом неосвоенном участке земли, по существу изолированном от общины. В начале 1980-х годов, через несколько лет после приобретения земли вокруг кладбища, IBM пожертвовала средства на строительство сетчатого забора вокруг собственности. В 1990-х годах, когда собственность была облицована, вдоль восточной границы кладбища, выходящей на Морнинг Стар Драйв, установили декоративный забор из кованого железа.
Усовершенствования
BCA, потомки и другие общественные группы продолжали охранять кладбище до тех пор, пока Департамент парков и отдыха колонии не начал контролировать его общее обслуживание в 2001 году.В августе 2013 года город Колония заключил соглашение о сотрудничестве с округом Дентон с целью поддержания и улучшения кладбища Бриджес.
Картирование и геофизические исследования кладбища Бриджес в 2016 году показали, что на кладбище имеется 141 могила и потенциальная могила. Эпидемия оспы 1910 года и эпидемия гриппа 1918 года унесли множество жертв в этом районе. Из отмеченных могил большинство камней — песчаник и гранит; Благодаря почти 160-летнему воздействию погодных условий эти мягкие камни стали неразборчивыми и нуждаются в ремонте и консервации.
.