Легенда о дятловых горах нижний новгород – Легенды края. Нижний Новгород — Мы родом … — LiveJournal

Легенды края. Нижний Новгород — Мы родом … — LiveJournal

Легенды других краёв

Нижний Новгород. Подводный звон
SmartNews собрал легенды Нижегородской области

Практически каждый город нашей большой страны таит в себе легенды и предания, которые местные жители передают друг другу из уст в уста десятки, а то и сотни лет. Их рассказывают детям и внукам, путешественникам, гостям, собирают в сборники, сочиняют про них песни. Мы собрали самые интересные и содержательные легенды российских регионов, на основе которых можно составить альтернативную историю страны. ©

~~~~~~~~~~~



Нижегородская земля таит в себе немало загадок. Местные жители рассказывают о них шепотом, с придыханием, а подчас и с суеверным страхом. SmartNews собрал истории о самых таинственных и легендарных уголках Приволжского края.

Озеро Светлояр

В 100 километрах севернее Нижнего Новгорода, в Воскресенском районе, лежит озеро Светлояр. Известно оно во всей России. Озеро имеет идеально круглую форму. Вода в большой концентрации содержит серебро, оттого может долго стоять и не портиться. Ученые до сих пор не разгадали тайну происхождения озера, однако в народе широко распространена легенда о старинном граде Китеже, который был осажден войском Орды. Согласно этому преданию, люди взмолились Богородице, и Царица Небесная явилась и накрыла город платком. Так появилось озеро.

— Старики говорили, что если заплыть на середину озера, нырнуть и замереть, то можно услышать звон китежских колоколов. Многим моим друзьям это удавалось, хотя я отношусь скептически к этому поверью. Но то, что озеро наше необычное, — это совершенно точно! У меня есть ощущение, что оно — живое. Я с детства общалась с ним, как с живым человеком, даже не с человеком, а с кем-то, кто намного сильнее, больше и мудрее человека. Очень жаль, что на озеро устроили такое безумное паломничество. Погубят его.
Александра Фролова, жительница с. Владимирское



Озеро Светлояр

В последние годы интерес к озеру значительно вырос. Во время купального сезона Светлояр по количеству отдыхающих может дать фору любому черноморскому курорту. Чтобы подойти к воде, приходится буквально протискиваться через толпу, а припарковать машину в иные дни можно только за несколько километров от берега.

— У нас несколько лет назад поселился в селе профессор из Москвы. Пожилой одинокий человек, который посвятил весь остаток жизни озеру. Он сказал, что озеру осталось недолго, что люди своим излишним вниманием погубят его. А еще он как-то рассказывал, что в лесах есть точная копия нашего озера. Говорил, что переберется со временем туда. Потом он пропал. Наверное, ушел к тому второму озеру. Леса у нас действительно очень серьезные. Там что хочешь затеряется, но как может затеряться озеро? Почему до сих пор с вертолетов его не открыли? Но и не верить профессору тоже нет причин. Он очень образованный.
Татьяна Саванина, жительница с. Владимирское

Дно озера Светлояр


Дятловы горы

Нижний Новгород появился на месте большого дремучего леса. Высокие холмы по правому берегу Оки с глубокими оврагами назывались Дятловыми горами. Давным-давно здесь проживал мордвин Скворец, помощник самого Соловья-разбойника. Скворец, по легенде, имел 18 жен и 70 сыновей. Семья занималась скотоводством на горах и гоняла скот на водопой к Оке. Здесь же, в ущелье горы, жил могучий колдун Дятел, именем которого и прозвали эти места.

— Однажды Скворец спросил у Дятла предсказания о судьбе своих детей. Тот ему ответил, что если дети будут жить мирно, то смогут долго быть хозяевами на этих землях, а если поссорятся, то их покорят русские. Их князья возедут в устье Оки каменный город, который будет крепко стоять, и не смогут его сломить враги. И действительно, после смерти Скворца его многочисленное потомство устроило междуусобную грызню, и Андрей Боголюбский изгнал их, а затем его родня построила тут Нов-Град Нижний, исполнив тем самым предсказание чародея.
Никита Брошин, краевед, кандидат исторических наук, Нижний Новгород


Бабья гора

На реке Ветлуге недалеко от села Троицкого Воскресенского района стоит высокий утес — Бабья гора. Названа она так в честь атаманши Степаниды, которая промышляла в тех местах разбоями и грабежом. В какие времена жила атаманша, точно не известно, однако утверждают, что погибла она, бросившись в реку с крутого утеса. По одной из версий, Степанида была окружена царским войском и не хотела сдаваться живой, по другой — против нее взбунтовалась собственная банда. Как бы там ни было, утес получил название именно в ее честь. Под ним, согласно легенде, покоятся все сокровища Степаниды.


Озеро Вадское

Вадская воклина

А вот жители села Вад, расположенного в 100 километрах южнее Нижнего Новгорода, к местному озеру, названному Мордовским, нежных чувств отнюдь не питают. Даже в самую жару на озере не увидишь ни одного купальщика. Это не удивительно, вода в озере остается очень холодной даже в самый разгар лета. Но не только холод отталкивает людей от этого места.

Вокруг озера ходит множество слухов и легенд. Посреди озера есть бездонная пропасть, карстовая воронка-промоина на дне водоема, называемая воклиной. Говорят, что в этой дыре кануло немало искателей приключений. Воклина с незапамятных времен наводит на местных жителей страх. Даже местный универмаг назван именем этой таинственной пещеры. Некоторые поговаривают даже, что в воклине живет страшное чудовище, типа лох-несского. И хотя местные жители держатся от озера подальше, к нему как магнитом тянет любителей дайвинга со всей Нижегородской области. На берегу озера для любителей подводных загадок даже построили гостиницу, в которой нет отбоя от постояльцев.


Воклина

— Я сам погружался в нее и чудовищ там не видел. То, что там пропадали люди, — это вполне объяснимо, там большое течение. В Воклину нельзя погружаться без веревки, конец которой крепко закреплен на лодке. Воклина — это устье подземной реки. Мордовское — большое озеро, в него впадает река Вадок и еще кое-какие ручейки, а из него никаких рек не выходит. Но куда-то вода должна деваться? Вот она и уходит через эту Воклину в подземную реку. Жутко интересно было бы узнать, куда эта река впадает, но для этого, наверное, потребовался бы батискаф.
Валерий Воронцов, инструктор по дайвингу


В этих местах подземный мир вообще очень богат тайнами. Всего в 40 километрах от озера Мордовского расположен Пустынский заказник. Это уникальный комплекс из пяти карстовых озер, соединенных между собой подводными протоками. Где заканчивается подводная река, начинающаяся Воклиной, никому не известно.

Вадская воклина


Каменный лес

На самой окраине Нижнего Новгорода, рядом с Сормовским кладбищем, есть поле, утыканное сваями. В этом своеобразном бетонном лесу растут грибы и бегают мальчишки из близлежащих домов. Иногда здесь можно увидеть компанию с вином и шашлыками. Откуда взялся этот лес и зачем, большинство местных жителей сказать не может. Вид бетонных свай на многих наводит уныние. Но среди старожилов все же есть те, кто помнит, как эти сваи здесь появились.

— Тут годах в семидесятых или в начале восьмидесятых начали строить больницу, чуть ли не главную в городе. Навбивали свай, завезли стройматериалы, бытовки поставили. И вот приехала какая-то комиссия больших начальников из горисполкома, ходили тут, смотрели, обсуждали. И только тут им в голову пришло, что окна больницы будут выходить на кладбище. Больница планировалась высокая, этажей десять, если не больше. И вот они представили, что из окна люди будут видеть кладбище до самого горизонта. Каково будет с таким пейзажем за жизнь бороться людям? Материалы все вывезли, заборы разобрали, а сваи нам на память оставили, потому что вытаскивать их обойдется дороже, чем они сами стоят.
Иван Мальцев, житель Сормово


Рядом с бетонным «лесом» располагается Новосормовское кладбище, которое считается одним из самых больших по территории кладбищ в Европе. Его площадь — порядка 250 гектаров.

Теплые острова

На Волге, у села Безводного, есть три больших острова. В народе их прозвали Теплыми. Еще до революции в селе рассказывали, что эти острова, заросшие ивняком и дубами, служили защитой для людей, плывших рекой на плотах или баржах. Причалив в непогоду или сильный ветер к островам, они могли переждать бурю, набрать валежника, погреться у костра, сварить на нем похлебки или каши.


Острова у села Безводное

— Сидят они тут, как в натопленной избе, горячий, как из печки, ужин едят и про теплый дом вспоминают… Отсюда, видно, и пошло такое название островов. В Безводном давно живет молва о том, что укрывали Теплые острова не только безвестных волгарей-бурлаков, но и самого Степана Тимофеевича Разина с его удалыми казаками. Говорят, что особенно почитали разинцы Нижний остров. У него больше всего на ночлег останавливались. Причалят, бывало, свои челны расписные за крайние деревья, а сами — на берег — поразмяться да кусты-дровишки пособирать. Натаскают дров и ну кашу варить.
Нижегородские предания и легенды / Сост. В. Н. Морохин. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во. — 1971.

Денис Чернов, Нелли Шестопалова,
Сергей Антонов, Дмитрий Иванов

SmartNews, 4 февраля 2014

yarodom.livejournal.com

Дятловы Горы Нижний Новгород Легенда

Возник Нижний Новгород на месте большого дремучего леса. Высокие холмы по правому берегу Оки, прорезанные глубокими оврагами, назывались Дятловыми горами. А название, говорят, вот откуда пришло.

Во времена стародавние на том месте проживал мордвин Скворец, друг и помощник Соловья-раз­бойника, побежденного и связанного Ильей Му­ромцем. Здесь он женился на восемнадцати женах, и было у Скворца семьдесят сыновей.

Дятловы горы

Все они жи­ли вместе, занимались скотоводством, пасли стада на горах, а по вечерам гоняли их оврагами на водопой к Оке-реке. Тут же, в ущелье горы, обитал чародей Дятел, бывший также некогда в ладах с Соловьем-разбой­ником. Вот раз пришел Скворец к Дятлу и спросил его о будущей судьбе своих детей. И отвечал Дятел: — Если дети твои будут жить мирно и согласно друг с другом, то долго им владеть здешними местами, а если поссорятся, то будут покорены русскими, которые построят на устье Оки град камень и крепок зело, зело, и не одолеют его силы вражеские… Долго толковали они. Под конец разговора Дятел просил Скворца о честном ему погребении. Тот обещал. Время шло. Умер чародей Дятел, и похоронил его Скворец на горе при устье Оки-реки. И прозвалось то место «Дятловы горы». Умер за ним и Скворец. Перед смертью он завещал детям своим взаимное согласие и единодушие, но потомки их, пере­ссорившись, стали враждовать между собой, и тогда Андрей Боголюбский изгнал их с устья Оки, а племянник его Юрий Всеволодович, построив здесь Нов-Град Нижний, исполнил предсказание Дятла.

Легенда найдена П. И. Мельниковым в одном из рукописных сборников XVII века и опубликована в «Нижегородских губернских ведомостях» в 1845 и 1847 гг., Легенда с незначительными изменениями печатается по Полному собранию сочинений П. И. Мельникова (Андрея Печерского). Кроме этой легенды, есть и другие произведения, объясняющие происхождение названия гор, на которых расположен Нижний Новгород. А. С. Гациский, приведя текст этой легенды, в одной из своих книг пишет: «…конечно, всего вероятнее догадка, приписывающая происхождение этого названия от множества дятлов, водившихся в темных лесах, некогда покрывавших нагорный окский берег, признаки ко­торых видны и до сих пор в тянущемся далеко вдоль реки по кручам правого ее берега перелеске, называемом Слудою».

В древние времена подошли татары к Нижнему, хотели город захватить. Жители все заперлись в кремле, а выходить против татар боялись. Была в то время в городе девица-краса, захотела она пойти на речку Почайнуза водой. Взяла ведра накоромысел(а коромысел был железный, два пуда весом). И пошла девица на Почайну. Татары, увидятакое, решили схватить ее в плен и кинулись опрометью все к ней. Помолилась девица на соборы нижегородские, взяла в руки коромысел и как начала татар охаживать. Многих она уложила возле башни кремлевской, но и врагов было невидимо. Одолели они девицу, изрубили в мелкие куски и похоронялиу башни вместе с коромыслом. Но испугались татары на город идти: если бабы в Нижнем такие храбрые и сильные, точто же ждать от ратных людей? И убрались они подобру-поздорову. А башню ту Коромысловой назвали. О Нижегородском кремле сложено немало легенд, и они отражают уверенность народа в его неприступности. И в самом деле, за всю историю он не был ни разу захвачен, враги лишь приближались к его стенам. (Фото В. Харитонова, Р. Яровицына.)

В конце XIX века Нижегородская ярмарка играла роль культурного центра для нижегородцев и представляла собой «город в городе». Она простиралась от собора Александра Невского до вокзала и нынешнего сада им. I Мая. Здесь было множество павильонов, добротных зданий, фонтанов и цветников, пруд, где плавали лебеди.

Дятловы горы

На ярмарке в конце XIX века работало 9 ресторанов, 45 трак-тиров, 49 кухмистерских. 13 пивных. 15 гостиниц, 14 бань, театр, цирк. В каждом из ресторанов, носивших звучные имена — «Россия», «Германия» и др. готовили свое фирменное блюдо. В «Поваре» и «Аполло» пели цыгане, в «России» хор был облачен в костюмы бояр, в «Эрмитаже» — в лохмотья (хор так и назывался «Хор сибирских бродяг»). Сюда приходили послушать венский хор, дамскую капеллу, шансонетные этуали. Простой люд валом валил в цирк Никитина. Гульба на ярмарке отличалась широким разгулом, доходившим порой «до полной разнузданности». В Ярмарочном доме и его павильонах в настоящее время проходят международные выставки и салоны, семинары и пред-ставительские встречи (Фото В. Харитонова.)

Два каменных корпуса казарм дли гарнизона были построены на средства местных дворян. В 1835 году И.Е.Ефимов спроектировал на берегу Волги под кремлем комплекс из четырех зданий (два жилых и соотвстствующие им дворовые службы: конюшни, кухни, кладовые). Лишь к 1844 году вчерне были выложены стены корпусов. За долгострой многие высшие чины, в том числе военный губернатор, оказались под судом. Отделка казарм продолжалась до 1853 года. В настоящее время в этих двух корпусах по-прежнему находятся армейские части. (Фото В. Харитонова.) В 1917 году, благодаря лояльности гарнизона, революционный переворот в Нижнем свершился бескровно. Солдаты без раздумий перешли на сторону большевиков и тем самым спасли тысячи жизней. Вверху — дом военного губернатора в кремле. После Октябрьского переворота здесь был губернский комитет партии, и этот дом называли «домом свободы». Сейчас в здании находится государственный художественный музей.

Дятловы горы — это высокие правые берега Оки и Волги в районе Нижнего Новгорода. (Фото В. Харитонова). Говорят, что в давние времена было здесь много лесов и водилось в них много дятлов. Много сложено легенд о происхождении названия Дятловых гор. Рассказывают о мордвине Скворце, друге и помощнике Соловья-разбойника, в стародавние времена поселившегося в этих местах со своей семьей. У него было 18 жен и 70 сыновей. Жили они дружно, вместе пасли стада на горах, охотились, ловили рыбу. Однажды на охоте Скворец повстречал в ущельях горы чародея Дятла. Дятел предсказал мордвину Скворцу, что если дети его будут всегда жить в дружбе, никто их не одолеет, а если поссорятся, то будут покорены русскими. Когда Дятел умер. Скворец похоронил его на горе при устье Оки-реки, и место то назвали Дятловы горы. Через некоторое время умер и Скворец, завещав детям жить в согласии. Но они не послушали совета и стали спорить из-за наследства. Пришел русский князь Юрий и изгнал их, заложив город Нов-Град Нижний.

Купцы Бугровы, выходцы из удельных крестьян. старообрядцы, решили в 1883 году за свой счет выстроить для обездоленных ночлежный дом на 840 человек. Работы вел заволжский крестьянин П.Г. Григорьев. В 1885 году среди постояльцев разразился сыпной тиф, и больных вывезли за город в «заразные» бараки. После этого установили порядок: постояльцев выпроваживали на весь день и пускали только к вечеру. На фасаде была надпись: «Водки не пить. Песен не петь. Вести себя тихо». Каждый постоялец при входе получал бесплатно один фунт хлеба и кипяток. Рядом с этим домом Н.А. Бугров выстроил торговый дом, доходы которого шли на содержание ночлежки. Это заведение прославил A.M. Горький в своей книге «На дне», списав основных персонажей с живых обитателей дома. Сегодня это административное здание (Фото Р. Яровпцына.)

Место это называлось Гремячей горой, поскольку в прежние времена здесь с холмов по оврагам бурно стекали шумные ручьи. (Фото В. Харитонова.)

Мостик через Похвалинский овраг ведет к гостинице «Нижегородская». Неподалеку «примостился» писатель A.M. Горький, чье имя носил Нижний Новгород в советские годы (Фото Р. Яровицына). Памятник этот был поставлен в 30-х годах прошлого столетия сначала в Зеленом Городе. Скульптор И.П. Шмагун изобразил писателя в том возрасте, когда он уже был известен на весь мир. После реставрации памятник был перенесен на набережную, построенную в 60-х годах и названную именем революционера Н.М. Федоровского. К набережной примыкает улица Суетинская (Суетинка). Название, сохранившееся с прошлого века, напоминает о суетливой, полной забот о хлебе насущном жизни бедных людей.


Нижегородский кремль строился в 1500 — 1520 годах по единому проекту. Прежде в Нижегородском кремле было 14 башен, включая одну отводную, теперь – 13. Названия башням дали церкви, которые находились поблизости. Стены кремля спускаются к Волге уступами и выглядят очень живописно на склонах Дятловых гор, напоминая издалека «каменное ожерелье». Расположение кремля необычно, ведь большинство российских крепостей строились на ровном плато. Архитектура словно слита с формами природы, с массивами холмов и склонами волжских косогоров. Это целое совершенно. Размеры башен и стен точно распределены среди природного окружения. Длина кремлевской стены — более двух километров, на этой территории можно хоть целый день гулять и не соскучиться. Здесь и по сей день очень много неразгаданного и в буквальном смысле нераскопанного. (Фото В. Харитонова.)

Нынешнее здание церкви Жён-мироносиц (или Знамения Пресвятой Богородицы) построено в 1649 году. До 1834 года именовалась собором. Первоначально церковь была построена в первой половине XIV столетия, когда Нижний Новгород был пригородом суздальским. В приходе этого храма родились два великих подвижника русской церкви — Евфимий Суздальский и Макарий Желтоводский. Макарий родился в 1349 году в семье посадского. В этой церкви его крестили. В двенадцать лет он ушел из дома в Печерский монастырь и постригся в монахи. В первой половине XV века в урочище Желтые воды основал мужской (ныне женский общежительный монастырь) Преподобный Евфимий, по просьбе нижегородского князя Бориса Константиновича, основал Спасо-Евфимьевский суздальский монастырь. И Макарий Желтоводский, и Евфимий Суздальский были учениками святого Дионисия, основателя Печорского Вознесенского монастыря. (Фото церкви после реставрации в XXI веке В. Харитонова. Р. Яровицына.)

Был построен в г. Горьком в 1956 году и являлся в те годы крупнейшим в Европе. Шесть лет спустя в городе была создана специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью. Второй 84-метровый трамплин был построен в 1971 году. Через десять лет была начата эксплуатация третьего 45-метрового трамплина. Горьковский трамплин являлся базовым для сборной СССР по прыжкам с трамплина, с постройкой этого спортивного сооружения в городе была создана сильная школа летающих лыжников. Всему миру известно имя нижегородца Гария Напалкова, олимпийского чемпиона. (Фото В. Харитонова. Р. Яровицына).

С Мызинского моста, построенного в 1975 году, открывается вид на Молитовку. (Фото В. Харитонова.) На этом месте с середины XIX века было кладбище, где хоронили бурлаков. По традиции окские бурлаки останавливались здесь, на левом берегу, и истово молились. Название Молитовка закрепилось впоследствии за микрорайоном Ленинского района и одним из мостов через реку. На архивном фото М.П.Дмитриева — окские бурлаки и плотники на нижней набережной в ожидании найма.

В настоящее время в Нижнем Новгороде построено пять мостов через Оку – Канавинский, Сартаковский, Молитовский, Мызинский, Гнилицкий — и один через Волгу — Волжский. Строительство первого, Канавинского моста относится к тридцатым годам, а последнего, Гнилицкого — к 1993 году. Сейчас идет строительство совмещенного моста (в связи с постройкой новой линии метро) в Канавинском районе.


Сергиснская церковь в Благовещенском монастыре относится к 1690 году. Изначально была освящена в честь митрополита Алексея Московского, возродившего монастырь во второй половине XIV века. В середине XIX века переосвящена в память святого старца Сергия Радонежского. В 1365 году святой Сергий по указу митрополита Алексия прибыл в Нижний Новгород для решения спора о великокняжеском престоле между князьями братьями Дмитрием (старшим братом) и Борисом (младшим) Константиновичами. Борис самовольно провозгласил себя на великое княжение в Нижегородско-Суздальском княжестве. Сергий Радонежский приказал закрыть все храмы и церкви в Нижнем Новгороде, наложив анафему на князя Бориса. Святой старец был в Благовещенском монастыре, освятил источник. Считается покровителем монастыря. Сейчас в православном комплексе находятся мужской монастырь, духовная семинария (Фото В. Харитонова.)

Церковь Св. пророка Илии (Ильинская) стоит в самом начале нынешней улицы Ильинской, бывшей Купеческой слободы. Первоначально церковь была построена в 1506 году в честь спасения Нижнего Новгорода от нашествия хана Махмет-Аминя в 1505 году. Нижегородский воевода Хабар Сумский (Иван Васильевич) обратился к пленным «огненным стрельцам литовским» с просьбой о помощи в управлении артиллерией за дарование им свободы. Пленный пушкарь Федя Литвич с первого выстрела поразил ногайского мурзу (зятя татарского хана). Татары и ногайцы, имея огромное численное преимущество — около 60 тысяч войска, в страхе отступили от города. Нижегородцы соорудили церковь на том месте, где пал ногайский мурза, и посвятили её святому пророку Илии как властителю грома и молнии. (Современный вид церкви — фото Р. Яровицына. В. Харитонова.)

Эта часть города имела характер пристани: по веснам и во все времена навигации на набережной толпились бурлаки, коноводы, крючники и другой рабочий люд. Сновали суетливые приказчики, озабоченные судовщики. Нравы и обычаи жителей также имели свою особенность: все обитатели были щедры на поклоны знакомым и незнакомым, любили по вечерам сидеть на лавочках на самом берегу реки, поговорить о делах и делишках. Главный мотив разговора — цены на хлеб, на провоз тяжестей и наем рабочих, коноводов, лоцманов, на товары, относящиеся к торговле и судопромышленности. В середине XVII века Нижний Новгород становится главной перевалочной базой при перевозе товаров российского купечества. Поступавшие с низовий Волги грузы перекладывали здесь на суда с меньшей осадкой. Суда рубили артели плотников зимой на стрелице Оки и Волги. (Современное фото В. Харитонова.)

ПечатьE-mail

Возник Нижний Новгород на месте большого дремучего леса. Высокие холмы по правому берегу Оки, прорезанные глубокими оврагами, назывались Дятловыми горами. А название, говорят, вот откуда пришло. Во времена стародавние на том месте проживал мордвин Скворец, друг и помощник Соловья-раз­бойника, побежденного и связанного Ильей Му­ромцем. Здесь он женился на восемнадцати женах, и было у Скворца семьдесят сыновей.

Нижегородские легенды

Все они жи­ли вместе, занимались скотоводством, пасли стада на горах, а по вечерам гоняли их оврагами на водопой к Оке-реке. Тут же, в ущелье горы, обитал чародей Дятел, бывший также некогда в ладах с Соловьем-разбой­ником. Вот раз пришел Скворец к Дятлу и спросил его о будущей судьбе своих детей. И отвечал Дятел: — Если дети твои будут жить мирно и согласно друг с другом, то долго им владеть здешними местами, а если поссорятся, то будут покорены русскими, которые построят на устье Оки град камень и крепок зело, зело, и не одолеют его силы вражеские… Долго толковали они. Под конец разговора Дятел просил Скворца о честном ему погребении. Тот обещал. Время шло. Умер чародей Дятел, и похоронил его Скворец на горе при устье Оки-реки. И прозвалось то место «Дятловы горы». Умер за ним и Скворец. Перед смертью он завещал детям своим взаимное согласие и единодушие, но потомки их, пере­ссорившись, стали враждовать между собой, и тогда Андрей Боголюбский изгнал их с устья Оки, а племянник его Юрий Всеволодович, построив здесь Нов-Град Нижний, исполнил предсказание Дятла. Дятловы горы. Легенда найдена П. И. Мельниковым в одном из рукописных сборников XVII века и опубликована в «Нижегородских губернских ведомостях» в 1845 и 1847 гг., Легенда с незначительными изменениями печатается по Полному собранию сочинений П. И. Мельникова (Андрея Печерского).Кроме этой легенды, есть и другие произведения, объясняющие происхождение названия гор, на которых расположен Нижний Новгород. А. С. Гациский, приведя текст этой легенды, в одной из своих книг пишет: «…конечно, всего вероятнее догадка, приписывающая происхождение этого названия от множества дятлов, водившихся в темных лесах, некогда покрывавших нагорный окский берег, признаки ко­торых видны и до сих пор в тянущемся далеко вдоль реки по кручам правого ее берега перелеске, называемом Слудою».

Туристический портал Нижегородской области / http://nnwelcome.ru

Мифы Древней Волги.

Результат поиска

Саратов 1996. С. 391-392.

Былина о переходе земли у Дятловых гор под русскую власть

На горах то было, на горах на Дятловых,

Мордва своему богу молится,

К земле-матушке на восток поклоняется.

Едет мурза, московский царь, по Воложке,

По Воложке, на суденышке.

Говорит мурза людям своим:

«Слуги вы мои верные, Слуги верные, неизменные,

Поглядите-ка, посмотрите-ка

Вы на те ли на горы на Дятловы,

Что это за березняк мотается,

К земле-матушке преклоняется?

Вы, слуги мои, пойдите,

Слуги верные, доглядите».

Слуги пошли, доглядели;

Видят слуги: на горах Дятловых

Мордва в белых балахонах стоит,

Стоит, своему богу молится,

К земле-матушке на восток поклоняется.

Слуги воротились,

Низко мурзе поклонились;

Говорят мурзе, московскому царю:

«То не березняк мотается,

Мотается-шатается,

К земле-матушке преклоняется, —

То мордва своему богу молится,

К земле-матушке преклоняется».

/…/

И сказал слугам мурза, московский царь:

«Слуги вы мои, подите,

Слуги верные, отнесите,

Мордве на моляне скажите:

«Вот вам бочонок серебра, старики,

Вот вам бочонок злата, молельщики,

На мордовский молян так и ступайте,

Старикам мордовским серебро, злато отдавайте».

Верные слуги от мурзы пошли,

Мурзин дар старикам донесли;

Старики серебро, злато приняли,

Суслом сладким слуг напоили;

Слуги к мурзе приходят,

Весть мурзе приносят:

«Угостили нас, напоили суслом сладким,

Накормили нас хлебом мягким».

Мордовские старики от мурзы деньги получили,

После моляны судили, рядили:

«Что нам мурзе в дар дать,

Что московскому царю послать?»

Меду, хлеба, соли взяли,

С молодыми ребятами послали,

Молодые ребята, приуставши, сели,

Мед, хлеб да соль поели.

Говорят: «старики не узнают!»

Земли и желта песку в блюда наклали,

Наклавши, пришли

И мурзе, московскому царю, поднесли.

Мурза землю и песок честно принимает,

Крестится, Бога благодарит:

«Слава тебе, Боже, царю!

Что отдал в мои руки мордовскую землю!»

Поплыл мурза по Воложке,

По Воложке на суденышке.

Где бросит земли горсточку –

Быть градечку;

Где бросит щепоточку –

Быть там селеньицу.

(Из народной былины)

Былина о переходе земли у Дятловых гор под русскую власть

Мифы Древней Волги. Саратов, 1996. С. 390-391.

    Нужно скачать сочинение по теме » Легенда о Дятловых горах? Жми и сохраняй

23 Октябрь 2014   Энциклопедия мифологии, легенды и древнейшая история   Учебник  

go2dream.ru

Дятловы горы. Предания русского народа

Возник Нижний Новгород на месте большого дремучего леса. Высокие холмы по правому берегу реки Оки, прорезанные глубокими оврагами, назывались Дятловы горы. А название, говорят, вот откуда пошло.

Во времена стародавние на том месте проживал мордвин Скворец, друг и помощник Соловья-разбойника, побежденного и связанного Ильей Муромцем. Здесь он женился на восемнадцати женах, и было у Скворца семьдесят сыновей. Все они жили вместе, занимались скотоводством, пасли стада на горах, а по вечерам гоняли их оврагами на водопой к Оке-реке. Тут же, в ущельях горы, обитал чародей Дятел, бывший также некогда в ладах с Соловьем-разбойником.

Вот раз пришел Скворец к Дятлу и спросил его о будущей судьбе своих детей.

И отвечал Дятел:

— Если дети твои будут жить мирно и согласно друг с другом, то долго им владеть здешними местами, а если поссорятся, то будут покорены русскими, которые построят на устье Оки град камен и крепок зело-зело, и не одолеют его силы вражеские…

Долго толковали они. Под конец разговора Дятел просил Скворца о честном ему погребении. Тот обещал.

Время шло. Умер чародей Дятел, и похоронил его Скворец на горе. И прозвалось то место «Дятловы горы».

Умер за ним и Скворец. Перед смедтью он завещал детям своим взаимное согласие и единодушие, но потомки их, перессорившись, стали враждовать между собой, и тогда Андрей Боголюбский изгнал их с устья Оки, а племянник его Юрий Всеволодович, построив здесь Нов-град Нижний, исполнил предсказание Дятла.

(П. Мельников-Печерский)

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Легенды и были Нижнего Новгорода

 
В древние времена подошли татары к Нижнему, хотели город захватить. Жители все заперлись в кремле, а выходить против татар боялись. Была в то время в городе девица-краса, захотела она пойти на речку Почайнуза водой. Взяла ведра накоромысел(а коромысел был железный, два пуда весом). И пошла девица на Почайну. Татары, увидятакое, решили схватить ее в плен и кинулись опрометью все к ней. Помолилась девица на соборы нижегородские, взяла в руки коромысел и как начала татар охаживать. Многих она уложила возле башни кремлевской, но и врагов было невидимо. Одолели они девицу, изрубили в мелкие куски и похоронялиу башни вместе с коромыслом. Но испугались татары на город идти: если бабы в Нижнем такие храбрые и сильные, точто же ждать от ратных людей? И убрались они подобру-поздорову. А башню ту Коромысловой назвали. О Нижегородском кремле сложено немало легенд, и они отражают уверенность народа в его неприступности. И в самом деле, за всю историю он не был ни разу захвачен, враги лишь приближались к его стенам. (Фото В. Харитонова, Р. Яровицына.)

 
В конце XIX века Нижегородская ярмарка играла роль культурного центра для нижегородцев и представляла собой «город в городе». Она простиралась от собора Александра Невского до вокзала и нынешнего сада им. I Мая. Здесь было множество павильонов, добротных зданий, фонтанов и цветников, пруд, где плавали лебеди. На ярмарке в конце XIX века работало 9 ресторанов, 45 трак-тиров, 49 кухмистерских. 13 пивных. 15 гостиниц, 14 бань, театр, цирк. В каждом из ресторанов, носивших звучные имена — «Россия», «Германия» и др. готовили свое фирменное блюдо. В «Поваре» и «Аполло» пели цыгане, в «России» хор был облачен в костюмы бояр, в «Эрмитаже» — в лохмотья (хор так и назывался «Хор сибирских бродяг»). Сюда приходили послушать венский хор, дамскую капеллу, шансонетные этуали. Простой люд валом валил в цирк Никитина. Гульба на ярмарке отличалась широким разгулом, доходившим порой «до полной разнузданности». В Ярмарочном доме и его павильонах в настоящее время проходят международные выставки и салоны, семинары и пред-ставительские встречи (Фото В. Харитонова.)

 
Два каменных корпуса казарм дли гарнизона были построены на средства местных дворян. В 1835 году И.Е.Ефимов спроектировал на берегу Волги под кремлем комплекс из четырех зданий (два жилых и соотвстствующие им дворовые службы: конюшни, кухни, кладовые). Лишь к 1844 году вчерне были выложены стены корпусов. За долгострой многие высшие чины, в том числе военный губернатор, оказались под судом. Отделка казарм продолжалась до 1853 года. В настоящее время в этих двух корпусах по-прежнему находятся армейские части. (Фото В. Харитонова.) В 1917 году, благодаря лояльности гарнизона, революционный переворот в Нижнем свершился бескровно. Солдаты без раздумий перешли на сторону большевиков и тем самым спасли тысячи жизней. Вверху — дом военного губернатора в кремле. После Октябрьского переворота здесь был губернский комитет партии, и этот дом называли «домом свободы». Сейчас в здании находится государственный художественный музей.

Дятловы горы — это высокие правые берега Оки и Волги в районе Нижнего Новгорода. (Фото В. Харитонова). Говорят, что в давние времена было здесь много лесов и водилось в них много дятлов. Много сложено легенд о происхождении названия Дятловых гор. Рассказывают о мордвине Скворце, друге и помощнике Соловья-разбойника, в стародавние времена поселившегося в этих местах со своей семьей. У него было 18 жен и 70 сыновей. Жили они дружно, вместе пасли стада на горах, охотились, ловили рыбу. Однажды на охоте Скворец повстречал в ущельях горы чародея Дятла. Дятел предсказал мордвину Скворцу, что если дети его будут всегда жить в дружбе, никто их не одолеет, а если поссорятся, то будут покорены русскими. Когда Дятел умер. Скворец похоронил его на горе при устье Оки-реки, и место то назвали Дятловы горы. Через некоторое время умер и Скворец, завещав детям жить в согласии. Но они не послушали совета и стали спорить из-за наследства. Пришел русский князь Юрий и изгнал их, заложив город Нов-Град Нижний.

Купцы Бугровы, выходцы из удельных крестьян. старообрядцы, решили в 1883 году за свой счет выстроить для обездоленных ночлежный дом на 840 человек. Работы вел заволжский крестьянин П.Г. Григорьев. В 1885 году среди постояльцев разразился сыпной тиф, и больных вывезли за город в «заразные» бараки. После этого установили порядок: постояльцев выпроваживали на весь день и пускали только к вечеру. На фасаде была надпись: «Водки не пить. Песен не петь. Вести себя тихо». Каждый постоялец при входе получал бесплатно один фунт хлеба и кипяток. Рядом с этим домом Н.А. Бугров выстроил торговый дом, доходы которого шли на содержание ночлежки. Это заведение прославил A.M. Горький в своей книге «На дне», списав основных персонажей с живых обитателей дома. Сегодня это административное здание (Фото Р. Яровпцына.)

 

Место это называлось Гремячей горой, поскольку в прежние времена здесь с холмов по оврагам бурно стекали шумные ручьи. (Фото В. Харитонова.)

Мостик через Похвалинский овраг ведет к гостинице «Нижегородская». Неподалеку «примостился» писатель A.M. Горький, чье имя носил Нижний Новгород в советские годы (Фото Р. Яровицына). Памятник этот был поставлен в 30-х годах прошлого столетия сначала в Зеленом Городе. Скульптор И.П. Шмагун изобразил писателя в том возрасте, когда он уже был известен на весь мир. После реставрации памятник был перенесен на набережную, построенную в 60-х годах и названную именем революционера Н.М. Федоровского. К набережной примыкает улица Суетинская (Суетинка). Название, сохранившееся с прошлого века, напоминает о суетливой, полной забот о хлебе насущном жизни бедных людей.


Нижегородский кремль строился в 1500 — 1520 годах по единому проекту. Прежде в Нижегородском кремле было 14 башен, включая одну отводную, теперь – 13. Названия башням дали церкви, которые находились поблизости. Стены кремля спускаются к Волге уступами и выглядят очень живописно на склонах Дятловых гор, напоминая издалека «каменное ожерелье». Расположение кремля необычно, ведь большинство российских крепостей строились на ровном плато. Архитектура словно слита с формами природы, с массивами холмов и склонами волжских косогоров. Это целое совершенно. Размеры башен и стен точно распределены среди природного окружения. Длина кремлевской стены — более двух километров, на этой территории можно хоть целый день гулять и не соскучиться. Здесь и по сей день очень много неразгаданного и в буквальном смысле нераскопанного. (Фото В. Харитонова.)

Нынешнее здание церкви Жён-мироносиц (или Знамения Пресвятой Богородицы) построено в 1649 году. До 1834 года именовалась собором. Первоначально церковь была построена в первой половине XIV столетия, когда Нижний Новгород был пригородом суздальским. В приходе этого храма родились два великих подвижника русской церкви — Евфимий Суздальский и Макарий Желтоводский. Макарий родился в 1349 году в семье посадского. В этой церкви его крестили. В двенадцать лет он ушел из дома в Печерский монастырь и постригся в монахи. В первой половине XV века в урочище Желтые воды основал мужской (ныне женский общежительный монастырь) Преподобный Евфимий, по просьбе нижегородского князя Бориса Константиновича, основал Спасо-Евфимьевский суздальский монастырь. И Макарий Желтоводский, и Евфимий Суздальский были учениками святого Дионисия, основателя Печорского Вознесенского монастыря. (Фото церкви после реставрации в XXI веке В. Харитонова. Р. Яровицына.)

Был построен в г. Горьком в 1956 году и являлся в те годы крупнейшим в Европе. Шесть лет спустя в городе была создана специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью. Второй 84-метровый трамплин был построен в 1971 году. Через десять лет была начата эксплуатация третьего 45-метрового трамплина. Горьковский трамплин являлся базовым для сборной СССР по прыжкам с трамплина, с постройкой этого спортивного сооружения в городе была создана сильная школа летающих лыжников. Всему миру известно имя нижегородца Гария Напалкова, олимпийского чемпиона. (Фото В. Харитонова. Р. Яровицына).

С Мызинского моста, построенного в 1975 году, открывается вид на Молитовку. (Фото В. Харитонова.) На этом месте с середины XIX века было кладбище, где хоронили бурлаков. По традиции окские бурлаки останавливались здесь, на левом берегу, и истово молились. Название Молитовка закрепилось впоследствии за микрорайоном Ленинского района и одним из мостов через реку. На архивном фото М.П.Дмитриева — окские бурлаки и плотники на нижней набережной в ожидании найма.

В настоящее время в Нижнем Новгороде построено пять мостов через Оку – Канавинский, Сартаковский, Молитовский, Мызинский, Гнилицкий — и один через Волгу — Волжский. Строительство первого, Канавинского моста относится к тридцатым годам, а последнего, Гнилицкого — к 1993 году. Сейчас идет строительство совмещенного моста (в связи с постройкой новой линии метро) в Канавинском районе.


Сергиснская церковь в Благовещенском монастыре относится к 1690 году. Изначально была освящена в честь митрополита Алексея Московского, возродившего монастырь во второй половине XIV века. В середине XIX века переосвящена в память святого старца Сергия Радонежского. В 1365 году святой Сергий по указу митрополита Алексия прибыл в Нижний Новгород для решения спора о великокняжеском престоле между князьями братьями Дмитрием (старшим братом) и Борисом (младшим) Константиновичами. Борис самовольно провозгласил себя на великое княжение в Нижегородско-Суздальском княжестве. Сергий Радонежский приказал закрыть все храмы и церкви в Нижнем Новгороде, наложив анафему на князя Бориса. Святой старец был в Благовещенском монастыре, освятил источник. Считается покровителем монастыря. Сейчас в православном комплексе находятся мужской монастырь, духовная семинария (Фото В. Харитонова.)

 

Церковь Св. пророка Илии (Ильинская) стоит в самом начале нынешней улицы Ильинской, бывшей Купеческой слободы. Первоначально церковь была построена в 1506 году в честь спасения Нижнего Новгорода от нашествия хана Махмет-Аминя в 1505 году. Нижегородский воевода Хабар Сумский (Иван Васильевич) обратился к пленным «огненным стрельцам литовским» с просьбой о помощи в управлении артиллерией за дарование им свободы. Пленный пушкарь Федя Литвич с первого выстрела поразил ногайского мурзу (зятя татарского хана). Татары и ногайцы, имея огромное численное преимущество — около 60 тысяч войска, в страхе отступили от города. Нижегородцы соорудили церковь на том месте, где пал ногайский мурза, и посвятили её святому пророку Илии как властителю грома и молнии. (Современный вид церкви — фото Р. Яровицына. В. Харитонова.)

 
Эта часть города имела характер пристани: по веснам и во все времена навигации на набережной толпились бурлаки, коноводы, крючники и другой рабочий люд. Сновали суетливые приказчики, озабоченные судовщики. Нравы и обычаи жителей также имели свою особенность: все обитатели были щедры на поклоны знакомым и незнакомым, любили по вечерам сидеть на лавочках на самом берегу реки, поговорить о делах и делишках. Главный мотив разговора — цены на хлеб, на провоз тяжестей и наем рабочих, коноводов, лоцманов, на товары, относящиеся к торговле и судопромышленности. В середине XVII века Нижний Новгород становится главной перевалочной базой при перевозе товаров российского купечества. Поступавшие с низовий Волги грузы перекладывали здесь на суда с меньшей осадкой. Суда рубили артели плотников зимой на стрелице Оки и Волги. (Современное фото В. Харитонова.)

www.portal.infostr.ru

Разные версии основания Нижнего Новгорода

1
Общепринятой версией появления города считается основание крепости в «усть Окы» Юрием (Георгием) Всеволодовичем. Летопись датирует это событие 1221 годом. С одной стороны, нашему городу повезло: точно можно проследить, когда он был основан, возраст других древних городов определяют по их первому упоминанию в летописи, то есть существует высокая вероятность того, что они старше указанных в летописях дат, но определить насколько достаточно трудно. С другой стороны, до настоящего времени продолжает существовать гипотеза о существовании протогородка («старого города») на Низовских землях, который послужил началом для Нижнего Новгорода. Кроме того, до нас дошли и фольклорные варианты истории основания будущей столицы Поволжья. Сегодня мы хотим предложить читателю альтернативный взгляд на то, как зародился город в месте слияния Оки и Волги.

Версия 1: Нижний Новгород основан Юрием Всеволодовичем в 1221 году

Юрий Всеволодович был князем Владимирским. Он появился на свет в 1187/89 году (летописные источники указывают различные даты). Вся его жизнь была связана с военными походами. Появление Нижнего Новгорода стало следствием борьбы Владимирского князя против камских болгар. Ещё в 1217 году болгары совершили набег на русские земли и дошли до Великого Устюга. Юрий Всеволодович задумал отомстить. Он направил войска под руководством своего брата Святослава против болгар. Они дошли до Ошеля и сожгли этот город. После такой карательной операции болгары запросили мира. Но гордый князь подобную просьбу отклонил. В 1221 году Юрий Всеволодович сам выступает в поход на болгар и отправляется к Городцу. Там его встречает второе посольство с той же просьбой. Князь вновь отказывается от мира. Третье болгарское посольство привозит богатые дары русскому князю, и только в этот раз князь дает согласие на перемирие. Чтобы сохранить за Русью земли при слиянии Оки и Волги, Юрий Всеволодович основывает здесь Новградъ. Строится первая деревянная церковь во имя Архистратига Михаила (впоследствии Архангельский собор).
2

Версия 2: фольклорный вариант – легенда XIX века

В полном собрании сочинений П.И. Мельникова сохранилась мордовская легенда об основании Нижнего Новгорода в стихотворном варианте. Однако большее распространение благодаря С.С. Гасицскому получил прозаический вариант предания:

«Ехал русский князь Мурза по Волге; на ту пору на горе мордва в белых своих балахонах молилась богу; спросил Мурза своих воинов: «Что это за березник мотает­ся-шатается, к земле-матушке на восток приклоняется?» По­сланные донесли, что это не березник мотается-шатается, а мордва своему богу молится; в бадьях у них стоит пиво слад­кое, на рычагах висит яичница, в котлах янбеды (жрецы) говядину варят… Старики из мордвы, узнав о прибытии рус­ского князя Мурзы, послали ему с молодыми людьми говя­дины и пива; молодые люди дорогой говядину съели, пиво выпили, а русскому князю Мурзе принесли земли да воды. Князь Мурза обрадовался этому дару, принял его за знак покорности мордовского племени и поплыл далее по Волге-реке; где кинет на берег горсть поднесенной ему земли — там быть, городу, где бросит щепотку — там быть селу. Так и покорилась русским земля мордовская и основан был Ни­жний Новгород».
3

Версия 3: фольклорный вариант – легенда о Дятле

Эта легенда во многом схожа с предыдущей. Только центральным персонажем в этой истории становится мордвин Дятел. У него огромная семья — восемнадцать жен и семьдесят сыновей. Всех необходимо обеспечивать, и вот он не покладая рук строит хижины для своих родичей на вершине гор, впоследствии получивших его имя. В это время на этих землях появился русский князь. У мордвина не было времени вникать, кто же посетил его края, поэтому он отправил своих сыновей с дарами для того, чтобы задобрить князя. Однако нерадивые отпрыски по пути съели всю провизию и опустошили кувшин. Тогда они набрали в пустой сосуд родниковой воды и вместе с землей принесли русскому князю. Последний не понял подобного подношения и разгневался на мордву. Однако положение спас смекалистый воевода, заявив, что таким образом мордва жалует пресветлому князю свои воды и земли. Такой вариант удовлетворил князя, и он основал на этих землях Нижний Новгород.
4

Версия 4: фольклорный вариант – легенда о Скворце

В полном собрании сочинений П.И. Мельникова можно прочесть и альтернативную версию, где ключевым действующим лицом признан Скворец и его многочисленное потомство:

«Возник Нижний Новгород на месте большого дремучего леса. Высокие холмы по правому берегу Оки, прорезанные глубокими оврагами, назывались Дятловыми горами. А название, говорят, вот откуда пришло…

Во времена стародавние на том месте проживал мордвин Скворец, друг и помощник Соловья-разбойника, побежденного и связанного Ильей Муромцем.

Здесь он женился на восемнадцати женах, и было у Скворца семьдесят сыновей. Все они жили вместе, занимались скотоводством, пасли стада на горах, а по вечерам гоняли их оврагами на водопой к Оке-реке. Тут же, в ущелье горы, обитал чародей Дятел, бывший также некогда в ладах с Соловьем-разбойником.

Вот раз пришел Скворец к Дятлу и спросил его о будущей судьбе своих детей. И отвечал Дятел:

— Если дети твои будут жить мирно и согласий друг с другом, то долго им владеть здешними местами, а если поссорятся, то будут покорены русскими, которые построят на устье Оки град камен и крепок зело, зело, и не одолеют его силы вражеские…

Долго толковали они.

Под конец разговора Дятел просил Скворца о честном ему погребении.

Тот обещал. Время шло.

Умер чародей Дятел, и похоронил его Скворец на горе при устье Оки-реки. И прозвалось то место «Дятловы горы». Умер за ним и Скворец.

Перед смертью он завещал детям своим взаимное согласие и единодушие, но потомки их, перессорившись, стали враждовать между собой, и тогда Андрей Боголюбский изгнал их с устья Оки, а племянник его Юрий Всеволодович, построив здесь Нов-Град Нижний, исполнил предсказание Дятла.»

Источник: Полное собрание сочинений П.И.Мельникова (Андрея Печерского), издание второе, том седьмой. СПБ, 1909, стр. 414
5

Версия 5: гипотеза о «старом городе»

Впервые идея о существовании города на месте Нижнего Новгорода появилась в XVIII веке. Пожалуй, эту мысль можно отследить у В.Н.Татищева в его «Истории Российской», где он писал: «6729 (1221). Князь великий Юрий заложи град от болгор на усть Оки реки, имяновав его Новград Нижний, бе бо ту первее град болгорский». Таким образом, в исторической литературе появилась концепция о существовании  болгарского города на территории «будущей Нижегородчины».

В книге Н.М. Храмцовского «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода» её автором приводится легенда об Абрамове-городке, согласно которой на территории нынешнего города находилось селение мордвина Абрама. Храмцовский утверждает, что услышал легенду у авторитетного «любителя старины». Якобы Абрамов-городок был осажден суздальским князем Мстиславом в 1171 году. В одном из сражений Абрам погиб, однако князю все равно не удалось закрепиться в городе, и он отступил к Суздалю. Летописных источников подтверждающих эту версию нет.

Эта легенда показалась достоверной известному нижегородскому писателю и краеведу П.И. Мельникову. Он отстаивал мысль о том, что ранее на окских землях располагался мордовский городок, находившийся под контролем суздальских князей. А появившийся в 1221 году город получил приставку «нижний» от того, что находился ниже «старого городка». Свою гипотезу Мельников доказывал, опираясь на местный фольклор, Софийскую II летопись и список «Нижегородского летописца». Однако историческим сообществом эта гипотеза была отвергнута, и к ней долгое время не возвращались.

Воскрешение идее о старом городке произошло в 1946 году и связано с именем профессора Горьковского пединститута Н.М. Добротвора. В своей научно-популярной брошюре он утверждал, что раньше на Дятловых горах находилось славянское поселение. Его захватил болгарский хан Ибрагим (Бряхим),  в честь чего город был назван Брахимовым или Ибрагимовым. Однако согласно летописным источникам Брахимов находился на Каме, а не на Оке, и, соответственно, точно не мог быть протопоселением будущей столицы Поволжья. Историк И.А. Кирьянов отождествлял «Абрамов городок» и Бряхимов, обосновывая это этимологическим сопоставлением (Абрам < Ибрагим < Бряхим). Но уже в поздних своих работах он отказался от этой идеи.

Не менее диковинная концепция основания Нижнего появилась в работах профессора Горьковского университета Н.Ф. Филатова. Согласно его идеям, в XII веке в устье Оки существовал «старый город», который был подконтролен суздальским князьям, Нижний Новгород получил своё название от того, что находился ниже «старого города», основателем города стал не Юрий Всеволодович, князь владимирский, а его племянник ростовский князь Василько Константинович. Однако убедительных аргументов в пользу этой теории найти не удалось.

Легенду о «старом городке» разрушили и проведенные на территории Нижнего Новгорода археологические раскопки. Авторитетный археолог Т.В. Гусева пришла к следующим заключениям: самые ранние комплексы Нижнего Новгорода датируются XIII веком, более раннего культурного слоя обнаружено не было.

До сегодняшнего дня находятся поклонники идеи о том, что Нижний старше своего возраста. Однако убедительных доказательств, изменивших бы привычное представление об основании города, пока не найдено.

mashenka9024.livejournal.com

Нижегородский Дятел — Энциклопедия Нижнего Новгорода

Mys-11036276946sila3.jpg Народные герои одобряют эту статью
Поэтому рекомендуют продолжать текст в том же духе
Mys-11036276946sila3.jpg Mys-11036276946sila3.jpg «Встреча с Инязором» (правителем). Мордовское (эрзянская) патриотическое полотно Mys-11036276946sila3.jpg Mys-11036276946sila3.jpg

Нижегородский Дятел — плодовитый и работящий мордвин, мифический протонижегородец, получивший известность как владелец земель исторического центра Нижнего Новгорода, сдавшего свои родовые владения москвичам-основателям города.

Современная легенда о Дятле[править]

Подробный рассказ о Дятле приведен на официальном юбилейном сайте «Нижний Новгород 785 лет», центральную часть главной страницы которого, занимает рассказ об основании Нижнего Новгорода и происхождении названия «Дятловы горы»:

«Нижний Новгород стоит на высоких лесистых холмах Волги и Оки, о которых сложено столько песен».

Интересно было бы услышать хотя бы одну-две. Но перейдем к основной сюжетной линии о труженике-«Дятле»:

«основателем Нижнего Новгорода стал мордвин-язычник. Было у него восемнадцать жен и семьдесят сыновей – вот и пришлось ему строить для них хижину за хижиной, стучать неустанно топором с утра до вечера… прозвали его Дятлом те, кто проплывал мимо… Сыновьям Дятла некогда было вникать – что за князь, но раз просит даров – так пожалуйста… отослали на берег с дарами своих мальчишек-подростков. Ребята по пути так наугощались из кувшина, что пришлось наполнить его родниковой водой…»

Из приведенного текста видно, что абориген Дятел выступает как активный (много детей, все время работает) и в то же время неумный (дети не помогают в строительстве, неученые) человек.

Не удивительно, что «дятлами» обычно называют людей, много и малорезультативно для себя работающих.

В параллельной сюжетной линии рисуются образы москвичей – смекалистых новых хозяев местных земель:

— «…Поссорились как-то два взрослых Дятловых сына, началась драка. В ту пору плыл по Волге русский князь Юрий Всеволодович, заметил в горах мельтешение. Спросил он у всезнающего воеводы, что там происходит. Тот, конечно, дипломатически поведал, что мордва приветствует русского князя и просит его дары принять. Отправил тогда Юрий Всеволодович в Дятлово поселение посланника… Ребята по пути так наугощались из кувшина, что пришлось наполнить его родниковой водой. Князь, было, разгневался, но воевода и тут не сплоховал: «Дороже подарка не может быть: ибо земли и воды свои мордва пресветлому князю жалует», – сказал он. Поплыл князь дальше: где бросит на берег горсть земли – там городу стоять, где щепотку бросит – селу быть. Так, по легенде, на Дятловых горах и вырос вскоре Нижний Новгород».

Здесь сталкиваются два влияния – местное, Дятлово и московское. Причем местное представлено не слишком достойно (потеряли ценные земли по недоумию, несмотря на густую населенность), в то время, как московское – как непререкаемый источник закона (раз истолковал князь при помощи своего «менеджера», что местные подарили ему землю, и это тут же принимает силу договора). Причем закон этот базируется на силе, т.к. единственным и снова не ставящимся под сомнение источником легитимности такого закона является возможность «гнева князя» Юрия Всеволодовича. В то же время легенда не скрывает, что методом приобретения земель москвичами является обман, мошенничество.

Справедливости ради следует отметить, что очищенный от мифической риторики и присущего ей антропоморфизма образ дятла – санитара леса – достаточно позитивен, хотя бы по сравнению с находящимся в одном ряду с ним прототипом московского топонима «Воробьевы горы».

Классическая легенда о Дятле[править]

Парадно-патриотический вариант[править]

Легенда найдена П.И.Мельниковым в одном из рукописных сборников XVII века и опубликована в «Нижегородских губернских ведомостях» в 1845 и 1847 гт.

«Возник Нижний Новгород на месте большого дремучего леса. Высокие холмы по правому берегу Оки, прорезанные глубокими оврагами, назывались Дятловыми горами. А название, говорят, вот откуда пришло…

Во времена стародавние на том месте проживал мордвин Скворец, друг и помощник Соловья-разбойника, побежденного и связанного Ильей Муромцем.

Здесь он женился на восемнадцати женах, и было у Скворца семьдесят сыновей. Все они жили вместе, занимались скотоводством, пасли стада на горах, а по вечерам гоняли их оврагами на водопой к Оке-реке. Тут же, в ущелье горы, обитал чародей Дятел, бывший также некогда в ладах с Соловьем-разбойником.

Вот раз пришел Скворец к Дятлу и спросил его о будущей судьбе своих детей. И Отвечал Дятел:

— Если дети твои будут жить мирно и согласий друг с другом, то долго им владеть здешними местами, а если поссорятся, то будут покорены русскими, которые построят на устье Оки град камень и крепок зело, зело, и не одолеют его силы вражеские…

Долго толковали они.

Под конец разговора Дятел просил Скворца о честном ему погребении.

Тот обещал. Время шло.

Умер чародей Дятел, и похоронил его Скворец на горе при устье Оки-реки. И прозвалось то место «Дятловы горы». Умер за ним и Скворец.

Перед смертью он завещал детям своим взаимное согласие и единодушие, но потомки их, перессорившись, стали враждовать между собой, и тогда Андрей Боголюбский изгнал их с устья Оки, а племянник его Юрий Всеволодович, построив здесь Нов-Град Нижний, исполнил предсказание Дятла.»

(Полное собрание сочинений П.И.Мельникова (Андрея Печерского), издание второе, том седьмой. СПБ, 1909, стр. 414.)

Исходный текст[править]

«В стародавние времена на горах, где стоит теперь Нижний Новгород, жил мордвин Скворец, помощник, побежденного Ильей Муромцем, Соловья-разбойника. От восемнадцати жен родилось у Скворца семьдесят сыновей. Они все жили мирно, занимались скотоводством, вместе пасли стада на горе, а по вечерам водили их на водопой к реке Оке. Здесь на горах жил чародей Дятел, тоже один из друзей Соловья. Однажды Скворец обратился к нему с просьбой предсказать судьбу его детей. Дятел отвечал, что если они будут жить мирно, поддерживая друг друга, долго будут владеть здешними местами; но как только возникнут в их потомстве ссоры, русские завладеют их землями, сгонят их с насиженных мест и поставят у устья Оки «градъ камень и крепокъ зело и не одолеютъ его силы вражескiя».В заключение, в награду за пророчество Дятел просил Скворца о честном ему погребении. Умер старый чародей и похоронил его Скворец на том месте, где теперь Благовещенский монастырь, и прозвалось то место «Дятловыми горами».

Умер и скворец, завещавший перед смертью своим детям навеки хранить согласие. Но скоро после его смерти пошли раздоры в его потомстве. Этим воспользовался святой князь Андрей Боголюбский. Он отогнал мордву от устья Оки, а племянник его князь Юрий построил на месте поселения Мордвы Нижний Новгород.

Исполнилось предсказание Дятла — возникла на Дятловых горах твердыня, несокрушимая и грозная для врагов. Так говорит легенда.

(Храмцевский. Краткий очерк истории и описание Н. Новгорода. 1857 г. Т.1.)

Современная мордовская легенда[править]

По предположениям отдельных мордовских патриотов, Нижегородский Дятел является эрзянским Робин Гудом: он был лесным разбойником, недовольным колонизацией родных мест, в частности, захватом Обранова Городка. За малочисленностью своей дружины Дятел беспокоил владимирско-суздальскую факторию партизанскими методами, нападая в основном на торговые караваны и разрушая («раздалбливая») постройки княжеских людей во время налетов на лесные заимки. Излишки добытых богатств согласно этой легенде Дятел пускал на нужды мордовского Сопротивления, отправляя их на «Большую Землю»: в Эрзянь Мастор.

Критика существования Дятла[править]

Часть произведений, объясняющих происхождение названия гор, на которых расположен Нижний Новгород, обходятся без упоминания мордвина-первопоселенца.

Так, А.С. Гациский пишет: «…конечно, всего вероятнее догадка, приписывающая происхождение этого названия от множества дятлов, водившихся в темных лесах, некогда покрывавших нагорный окский берег, признаки которых видны и до сих пор в тянущемся далеко вдоль реки по кручам правого ее берега перелеске, называемом «Слудою». «Нижегородка» А.С. Гациского. Издание дополненное и исправленное. Н.Новгород, 1877.

Смотрите также[править]

www.nnov.ec

Русские были и небылицы. На горах на Дятловых (И. Н. Кузнецов, 2016)

На горах на Дятловых

(Из собрания П. Мельникова-Печерского)

О начале Нижнего Новгорода

На горах то было, на горах на Дятловых: мордва своему Богу молится, к земле матушке на восток поклоняется… Едет белый царь по Волге-реке, плывет государь по Воложке на камешке. Как возговорит белый царь людям своим: «Ой, вы, гой еси, мои слуги верные, слуги верные, неизменные, вы подите-ка, поглядите-ка на те ли на горы на Дятловы, что там за березник мотается, мотается-шатается, к земле-матушке преклоняется?..» Слуги пошли, поглядели, назад воротились, белому царю поклонились, великому государю такую речь держат: «Не березник то мотается-шатается, мордва в белых балахонах Богу своему молится, к земле-матушке на восток преклоняется». Вопросил своих слуг белый русский царь: «А зачем мордва кругом стоит и с чем она Богу своему молится?» Ответ держат слуги верные: «Стоят у них в кругу бадьи могучие, в руках держит мордва ковши заветные, большие-наибольшие; хлеб да соль на земле лежат; каша, яичница на рычагах висят, вода в чанах кипит, в ней говядину янбед[5] варит». Как возговорит белый русский царь: «Слуги вы мои, пойдите, дары от меня мордве отнесите, так ей на моляне[6] скажите: “Вот вам бочонок серебра, старики, вот вам бочонок злата, молельщики”. На мордовский молян вы прямо ступайте, мордовским старикам серебро, злато отдайте». Верные слуги пошли, царский дар старикам принесли. Старики серебро, злато приняли, сладким суслом царских слуг напоили. Слуги к белому царю приходят, вести про мордву ему доводят: «Угостили нас мордовские старики, напоили суслом сладким, накормили хлебом мягким». А мордовские старики от белого царя казну получившие, после моляна, судили-рядили: что бы белому царю дать, что б великому государю в дар от мордвы послать. Меду, хлеба, соли набрали, в блюда могучие наклали, с молодыми ребятами послали. Молодые ребята, приуставши, сели: мед, хлеб-соль поели, «старики-де не узнают». Земли да желта песку в блюда наклали, пошли и белому царю поднесли. Белый русский царь землю и песок честно принимает, крестится, Бога благословляет: «Слава тебе, Боже, царю, что отдал в мои русские руки мордовскую землю». И поплыл тут белый царь по Волге-реке, поплыл государь по Воложке на камешке, в левой руке держит ведро русской земли, а правой – кидает ту землю по берегу… И где бросит он горсточку, там город ставится, а где бросит щепочку, там селеньице.

Возник Нижний Новгород на месте большого дремучего леса. Высокие холмы по правому берегу реки Оки, прорезанные глубокими оврагами, назывались Дятловы горы. А название, говорят, вот откуда пошло.

Во времена стародавние на том месте проживал мордвин Скворец, друг и помощник Соловья-разбойника, побежденного и связанного Ильей Муромцем. Здесь он женился на восемнадцати женах, и было у Скворца семьдесят сыновей. Все они жили вместе, занимались скотоводством, пасли стада на горах, а по вечерам гоняли их оврагами на водопой к Оке-реке. Тут же, в ущельях горы, обитал чародей Дятел, бывший также некогда в ладах с Соловьем-разбойником.

Вот раз пришел Скворец к Дятлу и спросил его о будущей судьбе своих детей.

И отвечал Дятел:

– Если дети твои будут жить мирно и согласно друг с другом, то долго им владеть здешними местами, а если поссорятся, то будут покорены русскими, которые построят на устье Оки град каменн и крепок зело-зело и не одолеют его силы вражеские…

Долго толковали они. Под конец разговора Дятел просил Скворца о честном ему погребении. Тот обещал.

Время шло. Умер чародей Дятел, и похоронил его Скворец на горе. И прозвалось то место «Дятловы горы».

Умер за ним и Скворец. Перед смертью он завещал детям своим взаимное согласие и единодушие, но потомки их, перессорившись, стали враждовать между собой, и тогда Андрей Боголюбский изгнал их с устья Оки, а племянник его Юрий Всеволодович, построив здесь Нов-град Нижний, исполнил предсказание Дятла.

Коромыслова башня

Три дня стояли по Нижним разбойники-татары; все православные заперлись в кремле и на новую-то стену надеялись, и татар-то боялись, – никто не смел выйти за ворота кремлевские.

Была тогда в городе одна девица-красавица; имени и отечества ее не помнят. Понадобилось ей за водой сходить на Почайну-реку; не хотелось, видно, пить колодезной. Вот взяла она ведра на коромысел, а коромысел тот был железный, два пуда весом. И пошла она, девица, за город на Почайну-реку.

Татары заметили ее возле башни и, кто их знает, в полон ли хотели взять, красоте ли ее позавидовали, только кинулись все на нее опрометью.

Вот она, видя беду неминучую, поставила ведра на землю, помолясь на соборы нижегородские и, взяв коромысел в руки, дожидалась первого татарина. Подходили к ней татары не по одному, не по два, а целыми сотнями: и всех тех татар девица уложила возле башни спать непробудным сном. Уж этих татар она била-била, а все еще их много было.

Одолели наконец они девицу, изрубили ее в мелкие кусочки и похоронили у башни вместе с коромыслом ее. Князья же татарские Сеит, да Булат, да Камелей подумали-погадали – да и решили от Нижнего убраться подобру-поздорову.

– Если бабы в Нижнем такие сильные, – говорили они, – что же нам будет, если ратные люди на нас выступят?

Вот отчего та башня зовется Коромысловой: возле нее было это побоище.

Мордовские кости

Верстах в восьми от Нижнего Новгорода, в сторону Арзамасского тракта, между деревней Щербинки (она же Новая), стоящей на самом тракте, и деревней Ляхово в настоящее время пролегает сухой дол – когда-то пойма, теперь пересохшая в этом месте, у бывшего истока речки Рахмы, впадающей в Волгу около села Великий Враг.

На этом месте, по преданию, в 1171 году происходило побоище войск князя Боголюбского Мстислава Андреевича с мордвой. Место этого боя и в настоящее время известно старым жителям Щербинок под названием Мордовские кости.

О речке Рахме говорят, что в старые годы она исчислялась от самой деревни Щербинки, протекала мимо деревни Ляхово, и их жители всегда пользовались ее водой. Но между ляховскими крестьянами в ту пору был один знахарь, который, поссорившись со своими односельчанами, в отместку им пошел и заговорил исток Рахмы, после чего она совсем пересохла в этом месте и теперь начинает свое течение лишь ниже села Константинова. Ляховцы очутились у сухого дола без воды, что причинило им большие осложнения в жизни и бедствия.

Для добывания воды стали рыть колодцы, в которых воды было мало, а к тому же деревня часто страдала от пожаров.

Тогда ляховские крестьяне видят: дело плохо. Дознались, чьих рук это дело, и пошли к знахарю на поклон, а хитрый колдун отвечает им: так и так, говорит, жаль мне вас теперь и самому, да ничего не поделаешь, больно заговор силен положил я – на веки вечные, сам снять не могу, и не течь здесь Рахме до второго пришествия; пустить снова Рахму я не властен, а вот что могу сделать: положу заговор великий на вашу деревню, чтобы не горела вовеки.

И действительно, с 1881 года, когда в Ляхове случилось два пожара – один в деревне, другой – в барской усадьбе, старики не помнят, чтобы когда-нибудь горело оно.

Местное предание вот что рассказывает о начале Ардатова. Когда царь Иоанн Васильевич Грозный в 1552 году шел на Казань через эти места, тогда мордвины, жившие на речке Лемети, вызвались быть его проводниками. Три брата, Ардатка, Кужендей и Таторша, провели русские войска через знакомые им леса и после, с милостью царской, возвратились на Леметь. Ардатка поселился на месте Ардатова, а братья его – на месте села Кужендеева (верстах в четырех от города).

С той поры мордва охотно селилась вместе с проводниками царскими, и вскоре на этом месте выросла деревня, ставшая впоследствии дворцовым селом, а с 1779 года – городом нижегородского наместничества.

Предание говорит, что на месте Арзамаса жили два мордовских князя: на горе – Арза, а под горою – Маза, но когда это было, арзамасцы не припомнят…

При царе Иоанне Васильевиче Грозном в нем была деревянная крепость, устроенная на валу, и особенный воевода (Шетнев). Во время смутных обстоятельств царствования Василия Иоанновича Шуйского Арзамас был разорен мордвою и толпами бродяг, а жители его ушли в Тушинский стан. Вскоре, однако, воевода Пушкин привел город в подданство Василию. Крепость арзамасская сгорела в 1726 году, когда уже Арзамас был провинциальным городом Нижегородской губернии.

kartaslov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *