Коровино меленковский район гончарное производство: Гончарное производство семьи Малаховых

Содержание

Меленковский гончарный промысел во Владимирской области

Меленковская гончарная посуда с конца XIX века была хорошо известна на всех территориях Владимирского края. Ее продавали на базарах и ярмарках в самих Меленках, во Владимире, Суздале, Муроме, иногда вывозили в Выксу, Кулебаки, Павлов. Всюду эта керамика находила широкий спрос и одобрение, нравилась удобством и разнообразием своих форм, прочностью обжига, четкостью и выразительностью оформления. С конца XIX века здесь полностью перешли к изготовлению светлоглиняных изделий, покрытых цветной контрастной глазурью, что сделало меленковскую бытовую керамику более нарядной и гигиеничной. Прежде, на протяжении почти всего XIX века, местные мастера делали в основном задымленную чернолощеную посуду, долго применяя при этом ручную лепку и ручной гончарный круг (он сохранялся здесь вплоть до середины XX века). Переход к новой технике изготовления был обусловлен не только знакомством с ножным гончарным кругом, но и открытием новых возможностей в работе с самим материалом — местной глиной.

Центром меленковского гончарного промысла издавна было село Коровино. С 1932 по 1956 год в Коровине работал завод, выпускавший гончарную посуду, черепицу и глиняную игрушку. В те годы он объединял всех местных мастеров, позже основным стало надомное производство (каждый гончар имел свою мастерскую-баню с печью для обжига). Какое-то время и в Меленках в составе Райпромкомбината существовал цех по производству гончарных изделий. В нем работали три потомственных мастера, руководивших его деятельностью — это П.А. Еремин, И.И. Николаев и В.М. Сухарников. Часть коровинских гончаров-надомников сдавала в этот цех свою продукцию. Затем она официальным путем, вместе с продукцией цеха, поступала в продажу в городах Меленки, Владимир, Муром.

В конце 1960-х и в 1970-е годы в работе цеха в Меленках принимали довольно активное участие сотрудники лаборатории художественной керамики НИИХПе. Вместе с местным мастером-гончаром П.А. Ереминым ими была создана коллекция традиционных форм меленковской посуды: «кувшин» (необычный для других мест шаровидный крупный сосуд с низкой горловиной без ручки), банка (высокий цилиндрический сосуд), кашный горшок, крынка, миски, «курган» (кувшин с высоким горлом, напоминающий очертаниями узкогорлый тюркский сосуд кумган), цветочные горшки, «корчаги» (большие сосуды, имеющие сходство с «кувшином», но без слива).

В те годы в Меленках существовал проект создания майоликового цеха, который должен был выпускать не только утилитарную, но и художественную керамику, однако этот проект не был осуществлен.

Центром местного гончарства в наши дни снова стало село Коровино. Действующий там цех возглавляет Алексей Михайлович Малахов (1957 г.р.), которому помогают его жена, Зинаида Федоровна (1956 г.р.), дочь потомственного коровинского гончара, и двое их сыновей — Алексей (1981 г.р.) и Михаил (1982 г.р.). Они, как и отец, полностью освоили весь процесс изготовления традиционной меленковской керамики. Учителем А.М. Малахова был тесть, опытный гончар, работавший в Коровине еще с довоенного времени, когда там был завод по изготовлению керамических изделий. Своя мастерская появилась у Малахова в 1982 году, а до этого времени он работал в мастерской тестя. Большую мастерскую-цех гончар сумел создать только через тринадцать лет – в 1995 году. К этому времени вместе с ним работало уже 46 человек. Сейчас эта мастерская хорошо известна в области и за ее пределами. Она имеет большие заказы, участвует в региональных и Всероссийских выставках. Средства, которые дает ей активная деятельность, во многом уходят на расширение и усовершенствование керамического производства.

В настоящее время продолжает старые традиции еще один мастер — Владимир Васильевич Караваев (1962 г.р., родом из села Коровино). Будучи инженером-технологом, он хорошо знает все особенности сложного процесса изготовления меленковской керамики и отстаивает традиционность в развитии промысла. Его образцы гончарной посуды точно повторяют строгие формы старых коровинских изделий, известных с начала XX века. Все они по-прежнему сохраняют самобытность и особую пластичность, характерную для местных форм. Орнаментальные украшения четки и предельно просты. Им используется глазурная роспись в виде косой цветной сетки, нанесенной кистью, или в виде мраморных разводов, образованных потёками разноцветной глазури (в один, в два или даже три цвета). Само устройство мастерской В.В. Караваева, его печь для обжига типичны для Коровина. Таких мастерских-бань здесь было когда-то много. Они располагались на определенном расстоянии от домов и друг от друга на свободном поле, разделявшем село на две части.

Цех А.М. Малахова тоже продолжает старые коровинские традиции, но делает это с трезвым учетом современной ситуации, с ориентацией на спрос и конкретных заказчиков. На данном этапе главная задача его мастерской — расширение производства и, тем самым, популяризация промысла. А это значит — усовершенствование производственного процесса, гарантирующее качество создаваемых изделий, расширение ассортимента гончарной поливной посуды, исходя из возможностей местной глины и утвердившейся здесь технологии.

Керамическое производство начинается здесь, как и в других гончарных центрах, с самого длительного процесса — тщательной заготовки глины. В Коровине на это уходит около 3-х лет. Заготавливают глину здесь только зимой, когда ее легче извлекать. Затем она вылеживается в специальных ямах — «вешняках». Омываемая вешними водами глина начинает «созревать» на солнце. Только после этого она считается годной для следующего этапа керамического производства.

Второй этап — тоже трудоемкий, но менее длительный — приготовление глиняного теста. Из «вишняков» глину привозят «в колоду», замачивают и доводят до такого состояния, когда из нее можно вылепить кучу — так называемую бабу. После этого глину несколько раз перетаптывают ногами, сворачивают, опять перетаптывают много раз и в конце мнут руками. Глина должна обрести необходимую эластичность для того, чтобы при формовке она держала форму и, как тесто, отлипала от рук. Сыновья Малаховых придумали свою установку, которая очищает глину от попавших в нее камней (иногда в ней встречаются мелкие включения).

Третий этап — не только кропотливый, но очень ответственный — это формовка глиняных изделий на гончарном круге. Малаховы пользуются и старыми, традиционными формами глиняной посуды (делают крынки, горшки, миски, кашники) и одновременно разрабатывают новые формы на основе давно и хорошо известных.

Следующий за формовкой четвертый этап традиционно связан в керамическом производстве с сушкой готовых изделий. Ее продолжительность зависит от размера посуды. В среднем сушка занимает примерно неделю. При хорошей погоде посуду выносят сушить на улицу, а при плохой, в осеннее и зимнее время, — оставляют на полках в мастерской.

Заключительный пятый этап в гончарстве — это обжиг. От него зависит все: и прочность, и красота изделий. В мастерской Малаховых два горна, старый и новый. Старую печь для обжига весной стала затапливать вода, поэтому пришлось строить новую. Краситель для глазури Малаховы покупают на специальных заводах в Дулёве. Цветовая гамма применяется разная. Особым спросом пользуется коричневая, в меньшей степени — желтая и зеленая. Цветные наружные стенки обычно контрастируют со светлой внутренностью сосуда, покрытой бесцветной прозрачной глазурью, поэтому посуда у Малаховых выглядит нарядной и современной. Обжиг ведется только при топке хвойными породами. Два часа Малаховы коптят свои изделия, а потом 8-9 часов выжигают ту сажу, которая на них нагорела, и выжигают до такой степени, пока поверхность не становится блестящей. Если не дожжешь — нужен повторный обжиг. Для сохранения определенного температурного режима необходимо, чтобы воздух не выходил. Для этого Малаховы используют специальные пластинки из глины. Без отражателя обжига посуда будет матовой. Глиняные пластинки и приспособление для очистки глины от камней (а это ускоряет процесс приготовления), выдумал младший сын Малахова — Михаил Алексеевич. По технологии обжиг должен занимать 8 часов, а остывает готовая продукция 24 часа. На практике это получается не всегда.

Еще в 1970-1990-е годы возникли контакты коровинских мастеров с разными заказчиками из Владимира, Суздаля и Мурома. В основном, это рестораны, часто заменявшие обычную фарфоровую и фаянсовую посуду на старорусскую керамическую с целью поддержания национального колорита. Гончарные коровинские изделия органично вписывались в интерьеры, которым придавался этнографический характер. Кроме мисок со временем появились тарелки, традиционные латки трансформировались в блюда (даже в блюда в виде лаптя для заливного), кашник с крышкой — в горшочки для первых и вторых блюд или в солонки с крышкой, стоящие с наклоном. Традиционный курган модифицировался в высокий чайник, кружки — в чашки для чая, большие горшки — в супницы. Количество новых форм постепенно увеличивалось, а традиционных понемногу уменьшалось. Но заказы на бытовую и ресторанную посуду — это еще не все. Второе направление в деятельности коровинской мастерской – изготовление на заказ керамических деталей для военных предприятий.

Поскольку количество заказов в мастерской Малаховых постоянно возрастает, ее керамическое производство становится массовым. Акцент делается пока на чисто функциональные моменты. Все внимание уделяется сохранению качества и удовлетворению спроса, то есть тому, что делает данное производство прибыльным. Вместе с тем мастерской создаются и более художественные вещи, которые выставляются на  региональных и всероссийских выставках, но они составляют небольшой процент от общего объема изделий. Расширение арсенала форм благодаря инновациям, конечно, может оцениваться положительно (оно продиктовано самим временем), однако, то упрощение в декоре изделий, которое при этом невольно обращает на себя внимание, несколько настораживает, как и исчезновение некоторых традиционных форм. Как показывает сравнение старых образцов  меленковской керамики из Меленок и Коровина с новыми, средства художественной выразительности также обедняются. Тогда использовались и рельефные валики, и гравировка в виде простых геометрических орнаментов, и налепные украшения в виде мелких скульптурных деталей, более широко применялись и потёчные глазури.

В Коровино за глиняным горшком

В путеводитель по самым привлекательным селам России, составленном Общественной палатой РФ, попал единственный населенный пункт из Владимирской области — село Коровино Меленковского района

Общественная палата РФ совместно с порталом Культура.рф презентовала итоговую версию всероссийского путеводителя по сельскому туризму, куда вошли 27 сел из 18 регионов страны. На интернет-портале путеводитель обозначен как «Культурные маршруты России», он разделен на 4 блока: самые красивые села, центры традиционных промыслов, самые литературные села и лучшие сельские гастрономические.

Работа над путеводителем велась в рамках акции ОП РФ #отдыхаемвРоссии, цель которой — показать, что в России есть все возможности для отличного отдыха.

Инициатор проекта #отдыхаемвРоссии, председатель Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина:

«Сегодня все больше россиян стремятся уйти от привычных моделей отдыха в шумных городах-курортах, предпочитая им спокойный и размеренный отпуск на природе. В нашем путеводителе как раз собраны лучшие предложения страны, способные конкурировать по популярности с традиционными направлениями отдыха как с рекреационной, так и с культурной точки зрения».

В итоге организаторы прельстились северными пейзажами, назвав в числе самых красивых деревень и сел аж три населенных пункта из Архангельской области, два из Мурманской, два из Бурятии, также в числе самых живописных — деревни и села из Ярославской и Саратовской областей, с Камчатки и из Карелии.

Ни один участник владимирского конкурса на самую красивую деревню в путеводитель федеральной Общественной палаты не попал.

Также мимо путеводителя «пролетели» владимирские села и деревни с особыми кулинарными традициями и богатым литературным прошлым. Зато в разделе «Старинные ремесла: 5 мест на карте России» нашлась строчка для региона-33.

Вместе со слободой Дымково (которая вообще-то микрорайон города Кирова), деревней Жостово из Московской области, дагестанским селением Кубачи и селом Преображеновка (Липецкая область) — среди сельских ремесленников России отмечены мастера гончарного промысла из села Коровино Владимирской области.

Сообщается, что в своей работе они использовали для работы местную глину — белую и красную. Керамику особым образом обжигали, а потом покрывали цветной контрастной глазурью. Прочная и красивая глиняная посуда пользовалась большим спросом на ярмарках Владимира, Суздаля, Мурома и Павлова:

«По старинным технологиям изготавливают здесь керамику и сегодня. Мастера сами заготавливают глину. Сначала она хранится в специальных ямах и «дозревает» на солнце. Потом в нее добавляют воду и готовят «глиняное тесто». Вылепленную посуду мастера сушат, потом обжигают и украшают цветной или прозрачной глазурью. Мастера могут покрыть все изделие целиком, расписать его или декорировать «под мрамор», смешивая несколько цветов».

Гости села Коровино могут не только посмотреть на работу мастеров, но и взять несколько уроков по гончарному делу, туристам здесь расскажут об истории местного промысла и научат основным его секретам, обещает путеводитель от ОП РФ.

Правда, в путеводителе не уточняется, куда именно ехать за секретами от владимирских умельцев: в регионе-33 сел с названием Коровино сразу три. В данном случае речь идет о Меленковском районе — село Коровино, где хранят секреты гончарного промысла, расположено в 9,5 километрах от Меленок и является частью Даниловского сельского поселения.

Как сообщается на сайте Областного центра народного творчества, с начала XIX века село Коровино было центром производства керамики. Гончары были известны простой хозяйственной и фасонной посудой, лепной игрушкой. В советское время мастера были объединены в артель в Коровине. С 1932 года в Коровине работал керамический завод. В послевоенные годы гончары работали в бригаде имени Куйбышева. В начале 60-х годов гончарное производство вошло в Меленковский промкомбинат.

В начале XXI века гончарный промысел на Меленковском промкомбинате был утрачен. Традиции сохраняет династия гончаров Малаховых — они изготавливают горшки, крынки, кашники, блюда, кружки, кувшины и т. д. В 2008 году династии Малаховых было присвоено звание «Лауреат областной премии в области культуры, искусства и литературы» с вручением Диплома за большой вклад в развитие декоративно – прикладного искусства».

Искусствоведы отмечают, что особый интерес в коровинском гончарстве представляют лепные игрушки, истоки которых уходят в древнейшие времена — образцы их встречались при археологических раскопках. Вплоть до начала ХХ века лепная игрушка прочно удерживалась в коровинском производстве.

Ими занимались преимущественно женщины и подростки. Лепили от руки фигурки коней, медведей, баранов, птиц (игрушки – свистульки). Раскрашивались они масляной краской красного, желтого, зеленого и коричневого цветов в виде беспорядочно разбросанных декоративных пятен.

история, традиции, сохранение промысла в Меленковском районе Владимирской области.

Гончарное ремесло считается одним из древнейших на земле. Оно зародилось еще в эпоху неолита, что подтверждают многочисленные находки археологических раскопок: вылепленные вручную глиняные изделия, примитивная посуда для приготовления пищи на огне, сосуды для воды и зерна. Глина была распространена повсеместно и являлась тем подручным материалом, который легко можно обработать и из которого можно вылепить все. В умелых руках мастера бесформенный, пластичный материал, как по волшебству, превращался в посуду и украшения. С изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига, гончарные изделия стали самыми распространенными в быту.

На Руси было множество гончарных мастерских, изделия которых отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига. Гончарство считалось самым почетным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался. Одним из центров гончарного посудного производства на Владимирской земле было село Коровино Меленковского уезда.

Коровинская чернолощеная посуда была хорошо известна своей простотой и функциональностью: пищевые горшки различной емкости, молочные крынки, кашники, плошки, блюда, тарелки, кружки, курганы для браги, воды и молока, квасники, корчаги и бочата для солений и запасов пищи, кувшины и т. д. Мастера использовали ручной гончарный круг и ручную лепку.

С конца XIX века стал применяться ножной гончарный круг, обусловивший переход к новой технике изготовления посуды. В XX в. началось производство светлоглиняных изделий, покрытых цветной контрастной глазурью, что сделало коровинскую бытовую керамику более нарядной и гигиеничной. Она постепенно вытеснила чернолощеную посуду.

Эту глиняную посуду продавали на базарах и ярмарках в разных городах Владимирской губернии и даже за ее пределами. Она нравилась прочностью обжига, сдержанным декором, удобством и разнообразием форм.

Вплоть до начала XX в. в коровинском гончарстве удерживалось и изготовление лепных игрушек, истоки которого уходят в древнейшие времена. Им в деревне занимались женщины и подростки, которые вручную лепили фигурки птиц, коней, медведей, баранов. Затем игрушки раскрашивались масляной краской красного, желтого, зеленого и коричневого цветов в виде беспорядочно разбросанных декоративных пятен.

В советское время отдельные коровинские мастера объедились в сельскую артель. С 1932 г. в селе Коровино работал керамический завод. В послевоенные годы гончары трудились в отдельной бригаде имени Куйбышева в г. Меленки. С 1960-х годов гончарным производством занимался отдельный цех Меленковского промкомбината, где работали потомственные мастера-гончары. Часть коровинских гончаров-надомников сдавала в этот цех свою продукцию. Однако к началу XXI в. это гончарное производство было утрачено.

В настоящее время традиции гончарного ремесла сохраняет семья Малаховых в селе Коровино. Она создала целый домашний гончарный цех,

передавая ремесло из рук в руки, из поколения в поколение. В 2008 г. династии гончаров Малаховых было присвоено звание Лауреата Областной премии в области культуры, искусства и литературы с вручением Диплома за большой вклад в развитие декоративно-прикладного искусства. Гончары творчески подходят к использованию местных традиций. Они не просто копируют форму изделий и их художественное оформление, но в процессе работы изменяют ее, разнообразят детали.

Мастерская-цех, которую возглавляет Алексей Михайлович Малахов, хорошо известна во Владимирской области и за ее пределами, имеет большие заказы. Семья Малаховых участвует в региональных, всероссийских и международных выставках народных промыслов, побеждает в творческих конкурсах. Средства, которые дает ей активная деятельность, во многом уходят на расширение и усовершенствование керамического производства.

Мастера постоянно работают над созданием современного ассортимента практичной и декоративной керамической посуды.

Сыновья Алексея Михайловича – Алексей и Михаил Малаховы – устраивают мастер-классы. Работа и изделия гончаров Малаховых по-прежнему вызывают восторг и восхищение, ведь перед глазами публики оживает история. Сейчас у А.М. Малахова подрастают внуки, которые уже тянутся к гончарному кругу, пытаются создавать свои первые творения из глины. И можно надеяться, что гончарное искусство, которое столь популярно в настоящее время, не забудется и не исчезнет с лица земли.

В 2016 г. гончарное ремесло села Коровино Меленковского района было отмечено на российском уровне. Оно было признано одним из лучших традиционных промыслов и было включено во всероссийский путеводитель по сельскому туризму, представленный Общественной палатой РФ совместно с порталом Культура.рф.

Адрес: Владимирская область, Меленковский район, село Коровино, Гончарная мастерская Малаховых
Телефоны: +7 (49247) 2-10-02, +7 (920) 625-72-31, +7 (920) 625-72-19

Автор: В. Королькова

Малахов Алексей Михайлович | Живая нить традиций. Владимирская область

Информация о мастере

Алексей Михайлович Малахов – глава известной династии гончаров Малаховых из села Коровино Меленковского района. Уроженец Меленковского района (с. Большой Приклон), он и дело своей жизни – гончарное производство – реализует на меленковской земле, в селе Коровино. С 20 лет  А.М. Малахов учился гончарному ремеслу у своего тестя, Ф.М. Дёмина, потомственного гончара села Коровино, которое славилось гончарным делом. И хотя по специальности Алексей Малахов – учитель физкультуры (Владимирский государственный педагогический институт), он посвятил себя сохранению и развитию традиционного промысла.

Своя гончарная мастерская у А.М. Малахова появилась в 1982 г., после того, как он уже приобрёл солидные профессиональные навыки в мастерской тестя. К 1993 г. Алексей Малахов уже смог создать крупный гончарный цех, в котором вместе с ним работало более 40 человек. Сейчас эта мастерская-цех хорошо известна во Владимирской области и за её пределами, имеет большие заказы. Основная задача А.М. Малахова – расширение производства и на этой основе популяризация промысла. Обогащается ассортимент гончарной продукции в соответствии с изменяющимся спросом, но всегда учитываются возможности местной глины (прежде всего, светлой) и утвердившиеся здесь технологии.

Гончарное ремесло села Коровино передаётся из поколения в поколение. Алексею Михайловичу Малахову в его работе помогают жена Зинаида Фёдоровна, дочь потомственного коровинского гончара, двое его сыновей, Алексей и Михаил, а также дочь Мария. Они – гончары в пятом поколении. Даже внуки Алексея Михайловича Малахова уже начали пробовать гончарный круг. Как и глава династии, они полностью освоили весь процесс изготовления традиционной меленковской керамики, а также ищут новые, в том числе и декоративные формы. Сегодня гончары Малаховы работают над созданием современного ассортимента практичной и декоративной керамической посуды. Разработаны новые предметы: чайники-травники, турки и кофейные наборы, соусницы, омлетницы, подсвечники, кашпо и др. Гончарная мастерская А.М. Малахова является творческой лабораторией для керамистов Владимирского края, здесь проводятся мастер-классы для всех желающих.

Малаховы – активные участники региональных, всероссийских и международных выставок и конкурсов народного декоративно-прикладного искусства, областных праздников  и ярмарок ремёсел. Свое мастерство коровинские гончары демонстрировали на Международном фестивале искусств «Славянский базар» в Витебске (Беларусь), Всероссийском фестивале семейного творчества «Семья Росси» (г. Москва), Всероссийском празднике День семьи, любви и верности (г. Муром).  

В 2008 г. династия гончаров Малаховых  стала Лауреатом Областной  премии в области культуры, искусства и литературы с вручением соответствующего диплома за большой вклад в развитие декоративно-прикладного искусства. В 2016 г. Алексею Михайловичу Малахову и его сыну Михаилу Алексеевичу Малахову присвоено звание «Мастер декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремёсел Владимирской области». Работы Малаховых представлены в экспозиции Областного Центра народного творчества.

Знай наших: гончары Малаховы — новости Владимирской области

Они на протяжении многих лет занимаются глиняной лепкой и популяризируют это древнее искусство. Главными героями нашей рубрики «Знай Наших» сегодня станут потомственные гончары из села Коровино Меленковского района. Семья Малаховых — уникальная в области. Изделия из глины этих мастеров ценятся далеко за пределами 33 региона. О секретах гончарного промысла умельцы рассказали Елене Емельяновой, которая побывала в гостях у известных меленковских гончаров.

В мастерской нас встречает — глиняная баба. Так называют гончары слепок из глины, который практически готов к работе. Материал привезен из леса. Самую лучшую глину достают из-под земли — глубина 4 метра. Такая вот традиция испокон веков, — говорит наш герой, потомственный гончар — Алексей Малахов.

АЛЕКСЕЙ МАЛАХОВ (МЛАДШИЙ), ПОТОМСТВЕННЫЙ ГОНЧАР

То, что на поверхности — это не глина, а суглинок. Она верховая идет на кирпичи простые, облицовочные. А если нужно делать огнеупорный кирпич — его достают из глубины, хорошую глину, чтобы она выдержала перепады. Так же и горшки.

Но даже чистую глину необходимо подготовить к лепке, — говорит мастер. Просеивают материал и вытаскивают мелкие камешки из него с помощью вот этой самодельной конструкции. Дальше в дело идут … ноги гончара. Иначе от пузырьков и других неровностей на глине не избавиться.

Затем материал отправляется на гончарный круг. Брат нашего героя — Михаил Малахов — буквально за минуту превращает ком глины вот в такую вещицу. Никакой автоматики — все делается умелыми руками и.. опять же ногами. Если вместо плошки нужно сделать корчагу, круг утяжеляют обручем.

АЛЕКСЕЙ МАЛАХОВ (МЛАДШИЙ), ПОТОМСТВЕННЫЙ ГОНЧАР

За счет этого он дольше кружится, чтобы, когда центруешь, берешь эту глину, ты ее хватаешь, прям цапаешь, чтобы она никуда не убежала. Центровка, это самое сложное, самое серьезное дело. Поэтому для больших изделий нужен тяжелый круг, чтобы долго не останавливался.

Сегодня семья Малаховых — по сути — единственная в области, которая не просто чудеса из глины лепит — на протяжении долгих-долгих лет искусство глиняной лепки в массы продвигает. А вот подарки своих единомышленников-керамистов хранят так сказать — для красоты, но сами ничего подобного не делают. Уж слишком хлопотное это дело.
Порой изделие в печи томится — только вдумайтесь — по 8 с лишним часов. Когда оно окрепнет, его покрывают глазурью — и снова в печь.

Когда-то село Коровино Меленковского района славилось гончарным искусством. Но в советское время такой заработок в почете не был, а молодым людям проще было работать в райцентре. Гончарное производство не бросили лишь Дёмины. И то, подрастающие в семье дети интереса к ремеслу не проявили. Так бы и пропало искусство вовсе, если бы к дочери Дёмина не посватался Алексей из соседней деревни. В 20 лет молодой зять впервые сел за гончарный круг, и ему понравилось. Да так, что его гончарный круг крутится и по сей день.

АЛЕКСЕЙ МАЛАХОВ (СТАРШИЙ), ПОТОМСТВЕННЫЙ ГОНЧАР

Со временем дети выросли, они стали преемниками, наследниками своих предков, как минимум в пятом поколении гончары, они мастера оказались очень хорошие, великолепные, они гораздо лучше меня все делают. И потом, у нас уже 5 внуков. Мальчик уже садится за круг, ему 9 лет, но уже что-то показывает.

Традиционные глиняные крынки и плошки, к сожалению, все реже на кухне у современных городских хозяек. Не мудрено, что туристы, приезжающие в гости к Малаховым признаются: никогда не пробовали щи или кашу из глиняной посуды. А ведь, в таком сосуде и аромат еды сильнее, и тепло дольше сохраняется. Мастера уверены: ремесло ни в коем случае не должно быть утеряно. Иначе традиции уйдут — и за гончарный круг встать будет не кому. А этого допустить нельзя, — уверены наши герои.

С потомственными гончарами из Меленковского района познакомились мы — Елена Емельянова и Егор Беспалов.

 

Смотреть сюжет

Владимирский Областной Центр народного творчества :: Ремесла :: Гончарное дело

На владимирской земле гончарное дело имеет древние традиции. Производство керамики, изразцовое искусство были развиты во Владимире, Суздале, Александрове, Муроме, Гороховецком, Ковровском, Вязниковском, Меленковском и других районах. Этому способствовали богатые залежи на территории области разноцветных пластичных глин. И хотя многие промыслы утрачены, связь традиций не прервалась. Гончарное искусство сохраняется при Центрах ремесел, на частных керамических предприятиях, в семейных мастерских, любительских коллективах, творчестве отдельных мастеров.

Мастеров гончарного дела и глиняной игрушки готовят Дома народного творчества и ремесел, Центры традиционной культуры, Дома искусства, мастерские ремесел, клубы и любительские объединения декоративно-прикладного искусства Владимирской области. Особый интерес представляет меленковская керамика. Промысел гончарной посуды в Меленковском районе стал известен в середине XIX века, когда изделия местных гончаров были показаны на кустарных выставках.

В «Памятной книжке Владимирской губернии», изданной в XIX веке, село Коровино и деревня Ратново Меленковского уезда упоминаются как центры гончарного посудного производства. Однако гончарное дело имеет здесь очень древние традиции. Глиняным сосудам, найденным в археологических раскопках, присущи черты, имевшие явно дославянское происхождение. Славянская колонизация IX — X столетий только косвенно затронула глухую, малопроходимую Мещеру. Вплоть до начала XX века этот край хранил собственное своеобразие, которое проявлялось, да и до сих пор заметно, в местном быту, обычаях, говоре, одежде и в местных ремеслах.

До конца XIX века здешние мастера изготовляли посуду «вналепку»-гончарный круг появился позднее. Гончары с.Коровино были известны чернолощеной — простой хозяйственной и фасонной (фигурной и столовой) посудой — пищевыми горшками различной емкости, молочными крынками, кашниками, плошками, блюдами, тарелками, кружками, курганами для браги, воды и молока, квасниками, корчагами и бочатами для солений и запасов пищи, кувшинами и т. д. Мастера гончарного производства хорошо понимали материал — светложгущиеся глины, добываемые в с.Коровино. Позднее для украшения своих изделий они стали использовать яркие поливы (глазури). В XX веке глазурованная посуда постепенно вытеснила чернолощеную.

Формы коровинских сосудов отмечены едиными стилистическими чертами. Они строго функциональны по значению и сдержаны по декору, непритязательны по очертанию и слегка грузноваты по пропорциям, в этом сказывается выработанная веками целесообразность эстетического и утилитарного.

Заслуживают внимания в коровинском гончарстве и лепные игрушки, истоки которых уходят в древнейшие времена. Ими в деревне занимались женщины и подростки. Лепили от руки фигурки птиц, коней, медведей, баранов. Раскрашивались они масляной краской красного, желтого, зеленого и коричневого цветов в виде беспорядочно разбросанных декоративных пятен.

В советское время отдельные мастера были объединены в артель в с.Коровино. С 1930 года в с.Коровино работал керамический завод. В послевоенные годы гончары трудились в отдельной бригаде в г.Меленки, а в настоящее время занимаются надомным трудом, в домашних мастерских, передавая ремесло из рук в руки, из поколения в поколение.

Сегодня традиции коровинских гончаров сохраняет и семейная династия Малаховых. Гончары творчески подходят к использованию местных традиций. Они не просто копируют форму изделий и их художественное оформление, но в процессе работы изменяют ее, разнообразят детали.

Мастера постоянно работают над созданием современного ассортимента практичной и декоративной керамической посуды.

Семейная династия Малаховых — активные участники областных праздников и выставок. Свое мастерство коровинские гончары демонстрировали на Международном фестивале искусств «Славянский базар» в Витебске (Беларусь), Всероссийском празднике Семьи, Любви и Верности (г.Муром), Московской Межрегиональной выставке-конкурсе народных мастеров «Русь мастеровая» и др.

В августе 2003 года в г. Суздале основано ООО «Суздальская керамика». Все керамические изделия в мастерской объединения изготавливаются только вручную, на основе подлинных образцов старинной керамики XV-XVII веков. В росписи кувшинов, тарелок используются исторические сюжеты, взятые со старинных фресок местных храмов и монастырей. На сегодняшний день мастера и художники объединения помимо традиционной чернолощеной керамики изготавливают изделия разных видов, а также плитку и изразцы.

В объединении «Суздальская керамика» проводятся уроки гончарного мастерства для всех желающих. Можно попробовать различные техники изготовления: лощение, вощение, дымление, ангобирование, старение, а также росписъ изделий.

Применяют и совершенствуют различные способы изготовления изделий из глины и их художественное оформление гончары и керамисты г. Владимира — Гольцова В.П., Каменских Ю.М., Сбитнева И.С., Сахарова Е.А., Кашникова Н.С., Коскина О.В., Иванов В.А. и др. Мастера сохраняют и развивают в своем творчестве все лучшее, что было передано им предшествующими поколениями.

Гольцова В.П. работает в традициях Владимирских гончаров. Скромность и простота внешнего облика сосудов, изготовленных мастером, способствуют их восприятию как изделий практичных, нужных, утилитарных. Валентина Павловна – участница областных и Межрегиональных выставок декоративно-прикладного творчества, Всероссийской выставки «Гончары России» (г. Вологда).

Каменских Ю.М. занимается гончарным делом более 20 лет, любит создавать сложные формы сосудов, ищет свой стиль в интерьерном дизайне и парковой скульптуре. Работы Ю.М. Каменского отличает изящество и пластичность. Мастер принимает участие в Межрегиональных и областных выставках. Демонстрировал свои изделия в Германии.

Сахарова Е.А. гончарному делу училась самостоятельно Работает в различных техниках: жгутово-лоскутная лепка, дымление, лощение, восстановительные глазури и др. Изготавливает оригинальные декоративно-прикладные изделия, мелкую пластику, игрушки, украшения, посуду, изразцы.

Сбитнева И.С. гончарным делом занимается 16 лет и изготавливает разнообразные декоративные сосуды. В школе-интернате для слабовидящих и слепых детей г. Владимира, она ведет авторский курс «Лепка из глины» для учащихся 1 — 8 классов. Сбитнева И.С. и ее ученики участники Всероссийской выставки «Гончары России» «Посуда» (г. Вологда) и «Игрушка, детское творчество» (г.Тверь ).

Глиняная игрушка всегда была неотъемлемой частью народного быта. Ею развлекались и дети, и взрослые в дни ярмарок и праздничных народных гуляний. Игрушки служили забавой. Но эти скромные «потешки» всегда являлись образцами творчества мастеров-игрушечников.

Сегодня глиняная игрушка является одним из востребованных видов творчества во Владимирской области. На основе изучения местных исторических, краеведческих, экспедиционных материалов глиняная игрушка получила распространение в г. Владимире, Александрове, Муроме, Коврове, Радужном, Вязниковском, Камешковском, Киржачском, Ковровском, Собинском и др. районах.

Павлихина Н.М. — прирожденный керамист, чувствующий скульптурность глины. Занимается керамикой с 1990 года. В 1995 году родились первые авторские работы и сформировался свой собственный узнаваемый стиль. С этого времени ее работы можно узнать по характерной близкой к природе цветовой гамме, которая в значительной мере определяется использованием технологии «обваривание». Этот забытый народный метод декорирования изделий из глины был восстановлен экспериментальным путем и является визитной карточкой автора.

Работы Павлихиной Н.М. — это в основном окарины, которые она создает сериями. Среди излюбленных тем автора — фантастические рыбы, забавные кошки, притягательные и трогательные натюрморты.

Павлихина Н.М. — участница Международных, Межрегиональных, областных выставок. Ее работы находятся в фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника, коллекциях Государственного Российского Дома народного творчества, Областного Центра народного творчества.

Значительную работу по возрождению игрушки проводит ООО фабрика «Ковровская глиняная игрушка», современная история которой ведет отсчет с 1993 года. С давних времен, на берегах реки Клязьмы, богатых месторождениями красной и голубой глины широко развивался гончарный промысел. Об этом свидетельствуют результаты предпринятых в 1925 году археологических исследований в Ковровском районе. При раскопках городища села Кляземский городок, на месте которого находился древний город Стародуб-Кляземский, было обнаружено 135 черепков гончарной и лепной посуды, глиняных игрушек XII – XVI столетий.

Новое развитие гончарный промысел на территории Ковровского уезда получил во второй половине XIX века.

На рубеже XX-XXI веков, традиционный промысел возродился в новом качестве. Наличие сырья, исторически обусловленная потребность в возвращении к истокам отечественной культуры, способствовали созданию предприятия, основатель и руководитель которого Н.П. Баранова сумела сохранить верность традиции и создать стиль, присущий современной ковровской глиняной игрушке. Ее отличительные черты – яркая цветовая гамма традиционной палитры Владимирской школы живописи, тематическое многообразие, добрый народный юмор.

Воплощенные в глине жанровые сцены русского быта, традиционные сказочные, евангельские, исторические сюжеты и образы являются авторскими разработками художников предприятия.

Фабрика «Ковровская глиняная игрушка» удостоена дипломов престижных выставок регионального, российского и международного уровня, занесена в 2002 году в Энциклопедию народных художественных промыслов России.

В 2005 году предприятие (совместно с Ковровским историко-мемориальным музеем) было удостоено Гранта Президента Российской Федерации за представленный проект интерактивной музейной экспозиции «Мир глиняной игрушки».

Навыкам изготовления Ковровской глиняной игрушки обучаются дети в Доме детского творчества под руководством Т.Ю. Охраменко и в мастерской школы №10 (зав. мастерской — О.К. Аверина).

Глиняная игрушка развивается не только в городе, но и в ряде населенных пунктов Ковровского района. С 1996 года в Новосельском филиале МУК «Районный Дом культуры» Ковровского района работает образцовая студия декоративно-прикладного творчества. Руководит студией Тепаева Е.К. Участники студии не только лепят глиняную игрушку, но и собирают, изучают историю Ковровского промысла. Яркие свистульки и сюжетные композиции выполненные ребятами успешно демонстрируются в учреждениях культуры района.

Большую исследовательскую работу по изучению и сохранению глиняной игрушки проводят мастера округа Муром и Муромского района.

В МУК «Дом народного творчества» г. Мурома 15 лет работает студия-мастерская по изготовлению изделий из глины под руководством Ивановой О.В. В студии — мастерской занимаются дети и взрослые, подростки с ограниченными возможностями, организовано семейное обучение. Работы О.В. Ивановой и ее учеников имеют яркий индивидуальный характер, собственный стиль. В студии-мастерской разрабатываются декоративные изделия, игрушки и памятные сувениры по темам: «Древний град Муром», «Муромские былины и сказки».

Определенный опыт работы с детьми по созданию глиняных изделий имеет творческая мастерская керамики «Форма» Дворца Детского (юношеского) творчества г. Владимира. В мастерской под руководством О.Н.Павловой дети учатся лепить фигуры людей и животных, посуду и музыкальные инструменты, проводить мастер-классы. Девиз мастерской: «Твори, выдумывай, пробуй и не сдавайся». Участники мастерской дипломанты конкурса Российского детского фонда «Радуга детства» и Всероссийского конкурса мастеров декоративно-прикладного искусства «Русь мастеровая» (Чувашия) и др.

Лепную керамику возрождают в Центре ремесел г.Александрова, здесь детей и подростков практическим навыкам по лепке и росписи глиняной игрушки, работе за гончарным кругом обучает Титова А.М. Ни один праздник города Александрова не обходится без участия А.М. Титовой и ее учеников.

Ищут свой стиль в изготовлении глиняных игрушек в студии «Радуга» Дома культуры ст. Мстера Вязниковского района (руководитель — И.Р. Портнова) и в кружке «Волшебная глина» МУК Камешковский районный Дом культуры «13 Октябрь» (руководитель — Е.Ю. Жукова).

В декоративно-прикладной студии «Сувенир» Центра внешкольной работы «Лад» ЗАТО г. Радужный дети от 7 до 14 лет занимаются по оригинальной авторской программе, включающей в себя изучение народной глиняной игрушки, освоение доступных элементов художественной керамики и свободное творчество детей. Главное в процессе обучения это — бережное отношение к творчеству ребенка, считает руководитель студии Г.В. Кучинская.

На основе местных традиций создают глиняную игрушку в Гороховецком районе.

Интересен опыт работы студии «Глиняная игрушка» МУК Гороховецкого района «Районный Дом культуры и спорта». Руководитель студии — Ермилова И.А. Она принимает в свою студию детей с трехлетнего возраста и занимается с ними по авторской методике.

В Межпоселенческом Доме народного творчества и ремесел работает студия-мастерская «Гороховецкие глинянки», которой руководит Л.П. Веселовская. В мастерской занимаются дети и взрослые, а также работники культуры Гороховецкого района. Студийцы лепят из глины гороховецкие игрушки, которые вызывают интерес у зрителей и пользуются спросом на народных гуляниях и праздниках «Богатырские забавы», «Гороховые игрища на царском дворе», «Купеческий разгуляй».

При знакомстве с Владимирской керамикой видно, как велик круг предметов, производимых из глины. Здесь и изразцы, и простейшая утварь, необходимая в хозяйстве, и праздничные декоративные сосуды, украшающие быт, и занимательные глиняные игрушки.

С 1992 года при Областном Центре народного творчества работает творческая лаборатория «Русская народная керамика и игрушка». Лаборатория объединяет людей искренне заинтересованных в возрождении гончарства — мастеров, руководителей студий, кружков, мастерских культурно-досуговых учреждений, Домов детского творчества, Центров внешкольной работы, преподавателей детских художественных школ и школ искусств, искусствоведов, краеведов и др. Именно их усилиями сохраняется сегодня древний вид народного искусства.

Большой популярностью у гончаров пользуется ежегодный Межрегиональный фестиваль народного творчества и ремесел «Золотое кольцо России» — можно и себя показать и на других посмотреть, обменяться опытом, подружиться.

В 2010 году фестиваль проходил в городе Муроме. Ярмарка ремесел, прошедшая в рамках фестиваля, стала ярким свидетельством мастерства умельцев нашей области и показала, что живет в народе любовь и уважение к гончарному ремеслу, работают и передают свой опыт народные мастера, а значит, будет жить и развиваться традиционное гончарное искусство на владимирской земле.

Материал подготовила главный специалист
Областного Центра народного творчества
Е.В. Латышева

Дата размещения информации: 10.06.2010, 11:45:27

Гончарная мастерская в Коровино: тепло человеческих рук

— С чего начинается процесс производства, вы сами добываете глину?
— Глину мы добываем в местных лесах, в районе двух-трех километра отсюда, есть небольшие залежи. С момента добычи до того момента, как глину можно использовать должно пройти опеределенное время, желательно, чтобы она замерзла и оттаяла хотя бы один раз. Чем больше, тем лучше, конечно, мы обычно один цикл выдерживаем. Даже если просто зимой приносим в тепло замерзшую глину — она оттаивает и можно после этого с глиной работать.

Верхний слой глины используется для производства технической посуды, например, для производства тиглей химических. Подобная продукция пользуется постоянным спросом, их делал еще мой дед и завод до сих пор работает. Конечно, и такую «техническую» глину можно довести до ума и использовать для хорошей посуды, но для этого ее надо распустить в шликер и пропустить через сито, чтобы отсеялись все камни.

Дальше глина вылеживается, она становится мягкой, камни мы стараемся убирать во время добычи, часть в техническую идет, как я уже сказал, а то, что использовать нельзя —  в отвал. Для работы мы используем лопату и копаем обычно зимой, так как грунтовые воды подходят близко. Копается колодец от 3 до 5 метров — если нашли глину, то повезло. Если нет — копаем следующий, практически как золотоискатели. На этом месте раньше находилось древнее море, мы часто находим останки разнообразных молюсков, окаменелости, ракушки всякие. ..

Итак, глину занесли, она оттаяла, потом мы ее мнем, перетаптываем ногами — определенное количество глины разминается в такой своеобразный коврик, скручивается в рулон, опять разминается и так много раз. Сначала как слоеное тесто, а потом уже становится однородной массой, без комочков, без пузырьков — с такой глиной уже можно работать.

После того, как глину помяли, несем ее на круг и делаем посуду, круги мы используем ножные — также, как делали деды и прадеды. Электричество нам пока не нужно, ноги крутят.

— Это семейное дело?
— Да, уже не первое поколение в нашей семье занимается гончарным ремеслом. Родители помогают и еще работают, хоть и тяжеловато уже для них. Здесь работали дед, прадед, прапрадед — все они были гончарами.

— И сколько же штук Вы делаете в день?
— Все зависит от величины изделия: чем больше, тем медленнее. Например, горшочек 0,2 мл — было дело и 500 с чем-то штук в день делал. Это сложно, конечно, но бывает.

Из подготовленной глины мы сделали горшки на кругах, потом они сушатся на стеллажах, хорошо видно, что сверху они постепенно белеют — там высохло уже, а снизу темнее — еще сырой. Как только они немного подсыхают, мы их обрабатываем — ямки, трещинки, шероховатости — в процессе сушки все это замазывается, сглаживается, потом уже окончаельно досушивается для последующего обжига. Сразу в печь ставить нельзя, потому от быстрой сушки изделия лопнут. Конечная обработка уже высохших изделий для выравнивания острых краев — наждачкой, а потом — обжиговая печь.

— А чьи это поделки?
— Это ребятишки балуются-лепят. Мои тоже прибегают, мастерят что-то.

Вот печь обжиговая, на этой стене зарубки делаются по количеству топок в обжиге — некоторые уже заросли и по новой пишем. Конструкция обжиговой печи довольно древняя, снизу под всей печкой идет топка, с края загрузочная камера, сюда садится человек: ему подают горшки, он их аккуратно раскладывает, особенно второй ряд требует внимания. Обжиг у нас двойной и второй обжиг надо аккуратно разложить так, чтобы они боками друг друга не касались (только верхом и низом), иначе будет брак. Вот он сидит и часа три-четыре укладывает, потом после закладки горшков все замуровывается: закладывается кирпичом и замазывается раствором на время обжига. Сам обжиг длится от восьми до десяти часов, как получится. Все зависит от того, какие дрова, какая посуда в горне (для обжига глазури, например, нужна 1000 с небольшим градусов, 1100 где-то).

Рядом с первой печью — большая яма. Это второй горн, который мы сделали частично в земле. Так он дольше держится: от перепадов температур горн сужается-расширяется, температура-то немаленькая, и постепенно разрушается. Вот, например, первый горн обтянут железом. И то периодически приходится перекладывать, ремонтировать — топка сделана сводами и они падают. А вот второй в земле подольше продержится, так как земля закрывает его со всех сторон и перепады температур менее разрушительны. Технология не новая, так делали еще наши деды. Здесь за деревней есть холмы — от начала и до конца населенного пункта, это как раз и были полевые печи для обжига. То есть те же печи, только их засыпали землей и обкладывали пластами. Раскопок, правда, не было.

Брак, конечно, бывает, но и его мы после используем — как капсулы или как подставки (там, где хорошее изделие не подставишь), остальное пока выкидывать некуда, складируем здесь, а так — закапываем неподалеку. Какой-то процент брака всегда присутствует, особенно с большими изделиями, которые в обжиге частенько трескаются от перепада температур — подток холодного воздуха все равно есть. Да и треснуть может как во время сушки, так и во время обжига самого — первого или второго. Поэтому такие вещи делаем реже.

Розоватый оттенок изделия — это покрытые глазурью (ее мы покупаем под Москвой на заводе). В процессе обжига глазурь плавится (температура порядка 1000 градусов) и придает определенный цвет посуде — темнее или светлее в зависимости от пигмента. Может быть и бесцветный, тогда изделие будет белым под цвет глины.

Здесь уже складируется готовая посуда, которая идет на продажу — на крытый рынок в Муроме (в «Витязе»), в кафе и рестораны, на производства, да много куда. Также мы участвуем в выставках в основном летом, конечно, в сезон по субботам-воскресеньям проводим мастер-классы в суздальском Музее деревянного зодчества (брат как раз сейчас там), на дни города выезжаем  с продукцией и с мастер-классами в Муром, в Меленки, во Владимир, в Суздаль, в Судогду на гуляния на Барских лугах, в Гороховец на День самовара, на День города, на Богатырские забавы.

— А что самое сложное в работе?
— Даже не знаю. Вот недавно начал самовар делать. Пожалуй, не так просто, да и много времени уходит: он состоит из нескольких частей, их надо вовремя склеить. Но это для себя, для души. Остальное нетрудно.

— А дети по Вашим стопам пошли?
— Вы знаете, заставлять нельзя — точно ничего хорошего не будет, тут аккуратнее надо. Детей у меня двое (одна в третьем, второй в первом классе), у брата тоже двое, помладше. Они иногда приходят, лепят-возятся. Из-под палки тут ничего не получится. У моего деда, например, ни один сын по его стопам не пошел, дело перешло к моему отцу, его зятю.

— А Вы сами когда решили для себя, поняли, что будете именно этим заниматься?
— Я занимаюсь глиной с 14 лет, до этого тоже только иногда приходил, что-то делал. А как школу закончил, девять классов, так и пришел сюда работать. Работы много и разной, ведь мы не только горшки делаем — и печь кладем, и глину добываем…

— Вы, конечно, уже состоявшийся мастер своего дела. А новичку сколько времени надо, чтобы научиться? Приходят ученики?
— Все зависит от усидчивости, от желания. Ученики бывают заходят, пробуют в основном. Но это ведь не простое дело, трудно… Но показывать мы с удовольствием показываем — добро пожаловать в гости!

Беседовала Елена Мальцева ©

_________________________________
Гончарное производство в Коровино, Меленковский район
— ручная работа
— изготовление на заказ
— мастер-классы

Видео — Работа гончара (Михаил Малахов) — в соответствующей теме на форуме

Мастера: Алексей и Михаил Малаховы
тел. : (49247) 2-10-02
8-920-625-72-31, 8-920-625-72-19

В Меленковском районе собрали рекордный урожай картофеля

21 сентября в Меленках, в день осеннего равноденствия, когда сходятся лето и зима, в День картофеля широко гуляли. Обошли город, все сельские поселения. Гуляли гости — из соседних районов, из Владимира и даже из Москвы.

Героиней праздника стала картошка. Из простого клубня она превратилась в красавицу, то в воина-героя, то в крестьянина Степана Картофана.Меленковцы сочинили этого персонажа всего шесть лет назад, но через несколько столетий он обязательно станет эпическим. А будущие историки будут спорить, в каком селе Меленковском вырастили знаменитую «картофельную» картошку размером с человека.

Пара китайских туристов вытаращились во все стороны и щелкнули своими «пушками». В Центральном парке не было многолюдно, можно сказать, картошке некуда было упасть. В этом году в Меленковском районе был выращен беспрецедентный урожай картофеля, рекорд — беспрецедентный не только для нашей области: до 500 центнеров с гектара!

Фото Леонида Новикова.

— В этом году планируем собрать 46-48 тысяч тонн картофеля — это уже железо! — заявил «Владимирским ведомостям» глава региона Виктор Гаврилов. — А раньше больше 36 тысяч тонн не собирали. Этот год — рекордный! Сейчас средняя урожайность составляет более 370 центнеров с гектара. В области под картофель засеяно 3125 га, у нас 1550 га — почти 48% всех площадей. Но «валовка» превысит половину урожая всего региона.И обычно было 40%.

К самой реке Унджи из городского парка принесло: «Ой, мой ящик полон!» «Каждый день в доме варят и жарят картошку; Недаром этим овощем славится вся Россия! » — пели вокальные меленковские девушки.

«Празднуется День картофеля, славится урожай со всего мира!» — пришел со сцены. Даже милиционеры, приписанные к порядку, танцевали на площади, через которую крепкие парни только мешки с картошкой несли к себе домой.Они продали ее здесь за бесценок — ловите момент! «Мы привезли вам на ярмарку красавицу: мы точно знаем, что она понравится всем!»

Фото Леонида Новикова.

Картофель на ярмарке подавали и жареный, и тушеный, и запеченный, и маринованный, и «чипсы», и в пирогах, и в щах, и в мундире, и без мундира. «Гуляй, Россия, гуляй красиво!» — усилили праздничность самодеятельные артисты сельских баз отдыха.Но при этом напомнили: «Идите, ребята, без вина, страну нужно спасти!»

«Эх, картошка-носок, пионеры идеальны!» Не знает удовольствия, кто картошку не ел! »- хор девочек исполнил старинную скаутскую песню, которой почти сто лет.

Кстати, можно сказать, что редкий житель нашей страны не ел меленковскую картошку! Семенной картофель из колхоза «Большевик» уже не один десяток лет сажают по всему Союзу.Но история меленковской картошки уходит в глубь веков.

Фото Леонида Новикова.

Краеведы утверждают, что впервые в России картофель был посажен в Меленковском районе. И собрали такой урожай, что все уезды области последовали примеру Меленковицких. «Я уже собрал столько архивных материалов, что хватит и трех книг», — рассказал «ВВ» краевед. — Моя мечта: поставить памятник Петру в Меленках не хуже, чем в Таганроге.Ведь можно спорить, главное, свой флот или свою картошку! »

Вместе со всеми меленковцами порадовал глава районной администрации Виктор Гаврилов:

— У нас сейчас самый большой праздник картошки — мы идем на рекорд! Пусть в нашем регионе не самая большая клин картофеля по сравнению с другими регионами. Но технология его выращивания и хранения, я думаю, у нас одна из самых передовых — не везде есть.

Между тем с «улиц» — экспозиций семи сельских поселений звонили: «Где печь, там и хватка, потому что всем рады! Мы будем играть хваткой и приглашаем вас. играть! Задача простая: берем чугунки и кто быстро доходит до печки ». И горожане, никогда не державшие в руках, хватали горшочки с картошкой и несли в печь.« Вот как они стараются, но они сказали, что не могут этого сделать! »

«Проходите, дорогие гости, на Гончарную!»: Меленковский район славится мастерами гончарного дела из села Коровино. Здесь домашняя посуда вылеплена из белой глины, обожжена на дереве, покрыта глазурью. Где саксонский Китай! Кому надо, принесут такую ​​глазурь, что саксонец взорвет лоб.

Фото Леонида Новикова.

А пока на сцене танцевали Ляховские девчонки, сердце уже было настроено. «Ох ох!» — вскочили деды на скамейки. «Пойдем, дедушка, попробуем щи, — крутятся бабушки, — будет жарче!»

И щи были действительно супер, просто супер супы!

— У нас есть свой Меленковский гастрономический фестиваль, в этом году он называется «Прости», — пояснили организаторы фестиваля.- Каждый поселок варил щи в чугуне по заветному рецепту.

Рецепты щи вроде бы действительно древние: «Вот щи из Бутилица, а из Ляхи!», «А в моей щи есть бульон на грибах, не ищи в них мяса. : тогда щи грибные! »,« Хрустящая свежая капуста, лук на кольцах, перец на сердечках! »,« А морковь красивая — ложкой приготовь! » ».

Фото Леонида Новикова.

Ляховские каюты получили Гран-при: стоявшая в очереди публика вылила чугун на дно. Граждане требовали рецепт. Но все просто: главное, чтобы капуста и картошка были Ляховскими. Секрет только в том, что капуста должна быть цветной.

На площади, где была продемонстрирована сельхозтехника, стояла лошадь в телеге с телегой. Это был символ прошлого. В подарке были американские и английские автомобили-гиганты, ребята попросили сесть в такси.

Фото Леонида Новикова.

«Я из села Лехтово Илькинского сельского поселения, — сказал владелец лошади Володя. — А я на своем участке сажаю картошку и помогаю другим. Вот и весь мой инструмент: плуг, борона, окучник. Делали это даже при царе — по наследству от дедов. Урожай в этом году — не соберешь! С четырех соток — больше 30 мешков, а посадили четыре! И лошадь в деревне теперь самое первое! Трактор едет в сельский огород? А я с лошадью — так легко!

Лошадь согласилась с тихим ржанием: «Верно, Володя, ты говоришь. Больше, чем в крестьянских садах, картошку никто не выкапывает. Она на конском навозе! »

А дальше играли гармонисты, вручили награды лучшим хозяйствам, танцевали девушек, опорожняли чугун щей, а куклу Степана Картофана летали на воздушном шаре над полями Меленки и деревнями.

Она поднялась высоко в небо, прямо к облакам, и унесла ее далеко-далеко по ветру. А Степан Картофан с неба разглядывал, как крестьяне Меленкова добывают свое картофельное золото, пользуясь им в погожий день, как Унжа лазурной лентой обламывается по расчищенным полям, а где-то на горизонте родственники Меленки.«Я хорошо гуляла! — вспоминает Картофан. «Я обязательно буду летать в следующем году».

Источник: https://vedom.ru/

Керамика

Керамика считается одним из древнейших ремесел на земле. Он зародился в эпоху неолита, что подтверждают многочисленные находки из археологических раскопок: глиняная посуда ручной лепки, примитивная кухонная утварь на огне, сосуды для воды и зерна. Глина была распространена повсюду и была удобным материалом, который можно было легко обрабатывать и из которого можно было все слепить.В умелых руках мастера бесформенный пластичный материал словно по волшебству превратился в посуду и украшения. С изобретением гончарного круга, а затем с открытием технологии обжига керамика стала наиболее распространенным явлением в повседневной жизни.

В России было много гончарных мастерских, изделия которых различались по форме, размерам и технологии обжига. Гончарное дело считалось самым почетным и важным ремеслом, которое постоянно развивалось и совершенствовалось.Одним из центров гончарного производства на Владимирской земле было село Коровино Меленковского района.

Черно-глянцевая посуда Коровино славилась простотой и функциональностью: пищевые горшки разной вместимости, молочная посуда, каши («кашники»), тарелки, блюда, блюдца, кружки, насыпи для браги, воды и молока. кувшины для кваса, корчаги, бочки для солений и еды и др. Мастера использовали ручной гончарный круг и ручную лепку.

С конца 19 века начали использовать ножной гончарный круг, что привело к переходу на новую технику изготовления посуды.В ХХ веке началось производство изделий из светлой глины, покрытых цветной контрастной глазурью, что сделало бытовую керамику Коровино более элегантной и гигиеничной. Постепенно на смену ему пришла черно-глянцевая посуда. Эта керамика продавалась на базарах и ярмарках в разных городах Владимирской губернии и даже за ее пределами. Он привлекал потребителей прочностью обжарки, сдержанным декором, удобством и разнообразием форм.

До начала 20 века производство лепных игрушек сохранялось и в керамике Коровино, истоки которой уходят в глубь веков.Этим занимались женщины и подростки села, вылепляли вручную фигурки птиц, лошадей, медведей, баранов. Затем игрушки раскрашивали масляной краской красного, желтого, зеленого и коричневого цветов в виде хаотично разбросанных декоративных пятен.

В советское время отдельные мастера Коровино объединились в сельскую артель. С 1932 года в селе Коровино работал керамический завод. В послевоенные годы гончары работали в городе Меленки в отдельной бригаде имени Куйбышева.С 60-х годов прошлого века производством керамики занималась специальная мастерская комбината «Меленки», где работали потомственные мастера-гончары. Некоторые из Коровинских гончаров-надомников привозили свои изделия в эту мастерскую. Однако к началу 21 века это гончарное производство было утрачено.

В настоящее время семья Малаховых хранит традиции гончарного ремесла в селе Коровино. Они создали целую домашнюю гончарную мастерскую, передавая ремесло из рук в руки, из поколения в поколение.В 2008 году династия гончаров Малаховых была удостоена звания Лауреата Областной премии в области культуры, искусства и литературы с вручением Диплома за большой вклад в развитие декоративно-прикладного искусства. Гончары творчески подходят к использованию местных традиций. Они не просто копируют форму изделий и их украшение, а в процессе работы меняют его, разнообразят детали.

Мастерская Алексея Михайловича Малахова хорошо известна во Владимирской области и за ее пределами, имеет крупные заказы.Семья Малаховых принимает участие в региональных, всероссийских и международных выставках народных промыслов, побеждает в творческих конкурсах. Средства, которые дают их созидательную деятельность, во многом идут на расширение и совершенствование керамического производства. Мастера постоянно работают над созданием современной линейки практичной и декоративной керамической посуды.

Сыновья Алексея Михайловича — Алексей и Михаил Малаховы — проводят мастер-классы. Работа и изделия гончаров Малахова до сих пор вызывают восторг и восхищение, ведь история оживает на глазах у публики.Теперь А. Подрастают внуки Малахова, которые уже тянутся к гончарному кругу, пытаясь создать свои первые изделия из глины. И можно надеяться, что столь популярная сейчас керамика не будет забыта и не исчезнет с лица земли.

В 2016 году гончарное ремесло села Коровино (Меленковский район) было отмечено на российском уровне. Он был признан одним из лучших традиционных ремесел и вошел во Всероссийский путеводитель по сельскому туризму, представленный Общественной палатой РФ совместно с порталом «Культура».рф.

Адрес : Владимирская область, р-н Меленки, село Коровино, Малаховская гончарная мастерская
Телефоны : +7 (49247) 2-10-02, +7 (920) 625-72-31, +7 (920) 625 -72-19

Автор: Королькова В.

Керамика | Cerámica Wiki | Fandom

фарфора династии Мин вазе датированы 1403-1424

пожарной испытательной печи, изолирующая огнеупорным кирпичом и керамической волокнистой изоляцией.

Несъемный частичный протез, или «мост»

Керамика представляет собой неорганическое неметаллическое твердое вещество, полученное под действием тепла и последующего охлаждения. [1] Керамические материалы могут иметь кристаллическую или частично кристаллическую структуру или могут быть аморфными (например, стекло). Поскольку наиболее распространенная керамика является кристаллической, определение керамики часто ограничивается неорганическими кристаллическими материалами, в отличие от некристаллических стекол.

Самой ранней керамикой была глиняная посуда [ цитата необходима ] предметов или фигурок возрастом 27000 лет, сделанных из глины, либо самой по себе, либо в смеси с другими материалами, закаленной в огне.Позже керамику покрыли глазурью и обожгли, чтобы получить цветную гладкую поверхность. Керамика теперь включает бытовые, промышленные и строительные изделия и предметы искусства. В 20 веке были разработаны новые керамические материалы для использования в передовой керамической технике; например, в полупроводниках.

Слово «керамика» происходит от греческого слова κεραμικός ( keramikos ), «гончарный» или «гончарный», [2] от κέραμος ( keramos ), «гончарная глина, плитка, керамика». . [3] Самое раннее упоминание корня «керами-» — в микенском греческом ke-ra-me-we , «работники керамики», написанном слоговым письмом Linear b. [4] «Керамика» может использоваться как прилагательное, описывающее материал, продукт или процесс; или существительное в единственном числе, или, чаще, как существительное во множественном числе, «керамика». [5]

Для удобства керамические изделия обычно делят на четыре сектора; они показаны ниже с некоторыми примерами:

  • Конструкционные, включая кирпичи, трубы, напольную и кровельную черепицу
  • Огнеупоры, такие как футеровка печей, газовые обогреватели, тигли для производства стали и стекла
  • Белая посуда, включая столовые приборы, кухонные принадлежности, настенную плитку, керамические изделия и сантехнику
  • Technical, также известна как инженерная, продвинутая, специальная, а в Японии — тонкая керамика.К таким предметам относятся плитки, используемые в программе Space Shuttle, сопла газовых горелок, баллистическая защита, таблетки оксида урана ядерного топлива, биомедицинские имплантаты, покрытия лопаток турбин реактивных двигателей, керамический дисковый тормоз, носовые обтекатели ракет, подшипник (механический). Часто сырье не включает глины. [6]

Примеры белой керамики [editar | Эдитар Кодиго]

Классификация технической керамики [editar | Эдитар Кодиго]

Техническую керамику также можно разделить на три категории материалов:

Каждый из этих классов может развивать уникальные свойства материала, потому что керамика имеет тенденцию быть кристаллической.

  • Лезвия ножа: лезвие керамического ножа будет оставаться острым намного дольше, чем лезвие стального ножа, хотя оно более хрупкое и его можно сломать, уронив его на твердую поверхность.
  • Керамика, такая как оксид алюминия и карбид бора, использовалась в баллистических бронежилетах для отражения огня из крупнокалиберных винтовок. Такие пластины широко известны как защитные вставки для стрелкового оружия (SAPI). Подобный материал используется для защиты кабины некоторых военных самолетов из-за небольшого веса материала.
  • Керамические шарики могут использоваться для замены стали в шарикоподшипниках. Их более высокая твердость означает, что они гораздо менее подвержены износу и могут обеспечить более чем трехкратный срок службы. Кроме того, они меньше деформируются под нагрузкой, а это означает, что они меньше контактируют с опорными стенками подшипника и могут катиться быстрее. В приложениях с очень высокими скоростями тепло от трения во время прокатки может вызвать проблемы для металлических подшипников, которые уменьшаются за счет использования керамики. Керамика также более химически стойкая и может использоваться во влажных средах, где стальные подшипники могут ржаветь.В некоторых случаях их электроизоляционные свойства также могут быть полезны для подшипников. Два основных недостатка использования керамики — это значительно более высокая стоимость и подверженность повреждению при ударных нагрузках.
  • В начале 1980-х годов Toyota исследовала производство адиабатического двигателя с использованием керамических компонентов в области горячего газа. Керамика допускала бы температуру выше 3000 ° F (1650 ° C). Ожидаемые преимущества заключаются в более легких материалах, отсутствии системы охлаждения или ее меньшем количестве, а значит, в значительном снижении веса.Ожидаемое повышение топливной экономичности двигателя (вызванное более высокой температурой, как показано теоремой Карно) не могло быть подтверждено экспериментально; Было обнаружено, что теплопередача на горячих керамических стенках цилиндра выше, чем на более холодных металлических стенках. Очевидно, более холодная газовая пленка на поверхности металла работает как теплоизолятор. Таким образом, несмотря на все эти желательные свойства, такие двигатели не были успешными в производстве из-за стоимости керамических компонентов и ограниченных преимуществ.(Небольшие дефекты керамического материала с его низкой вязкостью разрушения приводят к трещинам, которые могут привести к потенциально опасному отказу оборудования.) Такие двигатели возможны в лабораторных условиях, но массовое производство невозможно при существующих технологиях. [ необходима ссылка ]
  • Ведутся работы по разработке керамических деталей для газотурбинных двигателей. В настоящее время даже лопатки из современных металлических сплавов, используемые в горячей части двигателей, требуют охлаждения и тщательного ограничения рабочих температур.Турбинные двигатели, изготовленные из керамики, могли работать более эффективно, давая самолету большую дальность полета и полезную нагрузку при определенном количестве топлива.
  • Недавние успехи были достигнуты в керамике, которая включает биокерамику, такую ​​как зубные имплантаты и синтетические кости. Гидроксиапатит, природный минеральный компонент кости, был получен синтетическим путем из ряда биологических и химических источников и может быть преобразован в керамические материалы. Ортопедические имплантаты, покрытые этими материалами, легко связываются с костью и другими тканями тела без отторжения или воспалительных реакций, поэтому представляют большой интерес для доставки генов и каркасов тканевой инженерии.Большинство гидроксиапатитовой керамики очень пористы и не обладают механической прочностью и используются для покрытия металлических ортопедических устройств, чтобы способствовать образованию связи с костью или в качестве наполнителей кости. Они также используются в качестве наполнителя для ортопедических пластиковых винтов, чтобы помочь уменьшить воспаление и увеличить абсорбцию этих пластиковых материалов. Ведутся работы по созданию прочных, полностью плотных нанокристаллических гидроксиапатитовых керамических материалов для ортопедических весовых устройств, заменяя инородные металлические и пластмассовые ортопедические материалы синтетическим, но естественным костным минералом. В конечном итоге эти керамические материалы могут быть использованы в качестве заменителей костей или с добавлением белковых коллагенов, синтетических костей.
  • Высокотехнологичная керамика используется в часовом производстве для изготовления корпусов часов. Этот материал ценится часовщиками за его легкий вес, устойчивость к царапинам, долговечность и гладкость на ощупь. IWC — один из брендов, положивших начало использованию керамики в часовом производстве. Корпус двойного хронографа Pilot’s Watch модели IWC 2007 Top Gun edition выполнен из черной керамики. [7]

СЭМ-микрофотография с низким увеличением современного керамического материала. Свойства керамики делают разрушение важным методом контроля.

Керамический материал — это неорганический, неметаллический, часто кристаллический оксид, нитрид или карбид. Некоторые элементы, например углерод или кремний, можно считать керамикой. Керамические материалы хрупкие, твердые, сильные на сжатие, слабые на сдвиг и растяжение. Они противостоят химической эрозии, которая возникает в других материалах, находящихся в кислой или едкой среде.Керамика обычно выдерживает очень высокие температуры, например от 1000 до 1600 ° C (от 1800 до 3000 ° F). Стекло часто не понимают как керамику из-за его аморфного (некристаллического) характера. Однако производство стекла включает в себя несколько этапов керамического процесса, и его механические свойства аналогичны керамическим материалам.

Традиционное керамическое сырье включает глинистые минералы, такие как каолинит, тогда как более современные материалы включают оксид алюминия, более известный как оксид алюминия.К современным керамическим материалам относятся карбид кремния и карбид вольфрама. Оба материала ценятся за их стойкость к истиранию и, следовательно, находят применение в таких областях, как износостойкие пластины дробильного оборудования при горных работах. Современная керамика также используется в медицине, электротехнике и электронной промышленности.

Кристаллическая керамика [редактор | Эдитар Кодиго]

Кристаллические керамические материалы не поддаются большому диапазону обработки.Способы борьбы с ними, как правило, делятся на две категории: либо получение керамики желаемой формы путем реакции in situ , либо путем «формования» порошков в желаемую форму с последующим спеканием с образованием твердого тела. Методы формования керамики включают ручное формование (иногда включая процесс вращения, называемый «бросание»), литье в шликере, литье ленты (например, для изготовления очень тонких керамических конденсаторов), литье под давлением, сухое прессование и другие варианты. Подробности этих процессов описаны в двух книгах, перечисленных ниже.Некоторые методы используют гибрид двух подходов.

Некристаллическая керамика [редактор | Эдитар Кодиго]

Некристаллическая керамика, будучи стеклом, обычно образуется из расплавов. Стеклу придают форму в полностью расплавленном состоянии путем литья или в состоянии вязкости, напоминающей ириску, с помощью таких методов, как выдувание в форму. Если в результате более поздней термической обработки это стекло становится частично кристаллическим, полученный материал известен как стеклокерамика, широко используемая в качестве варочной панели.

Керамические артефакты играют важную роль в археологии в понимании культуры, технологий и поведения народов прошлого.Это одни из самых распространенных артефактов, которые можно найти на археологических раскопках, как правило, в виде небольших фрагментов разбитой керамики, называемых черепками. Обработка собранных клочков может быть согласована с двумя основными типами анализа: техническим и традиционным. [8]

Традиционный анализ включает в себя сортировку керамических артефактов, клочков и более крупных фрагментов по определенным типам на основе стиля, состава, производства и морфологии. Создавая эти типологии, можно различать различные культурные стили, цель керамики и технологическое состояние людей среди других выводов. [9] Кроме того, глядя на стилистические изменения керамики с течением времени, можно разделить (сериализовать) керамику на отдельные диагностические группы (комплексы). Сравнение керамических артефактов с известными датированными собраниями позволяет определить хронологическое положение этих предметов. [10]

Технический подход к анализу керамики включает более тонкое исследование состава керамических артефактов и осколков для определения источника материала и, следовательно, возможного производственного участка.Две основные области, которые необходимо изучить в этом процессе, — это состав глины и состояние, используемое в процессе производства керамики. Закалка — это материал, добавляемый к глине, который помогает в процессе нагрева и расширения при обжиге для производства керамики лучшего качества. Типы закалки включают осколки раковин, осколки гранита и измельченные осколки, называемые грогами. Закалка обычно определяется микроскопией закаленного материала. Идентификация глины определяется процессом повторного обжига глины и присвоения ей цвета с использованием обозначения цвета почвы Манселла.Определив состав глины и состава и географически расположив регион, где, как известно, встречаются и то, и другое, можно определить источник материала. Исходя из определения источника артефакта, можно провести дальнейшие исследования на месте изготовления. [11]

  1. ↑ Стандарты керамической плитки и камня. Ctioa.org. Проверено 28 ноября 2011.
  2. ↑ κεραμικός, Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , в цифровой библиотеке Персея
  3. ↑ κέραμος, Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , в цифровой библиотеке Персея
  4. ↑ Палеолексикон, Средство изучения слов древних языков
  5. ↑ «ceramic», Oxford English Dictionary (2.ª edición), Oxford University Press, 1989, http://oed.com/cgi/findword?query_type=word&find=Find+word&queryword=ceramic.
  6. ↑ Грег Гейгер Введение в керамику, Американское керамическое общество
  7. ↑ Керамика в часовом деле. Watches.infoniac.com (9 января 2008 г.). Проверено 28 ноября 2011.
  8. ↑ Институт археологических исследований керамики, [1], дата обращения 11. 04.2012.
  9. ↑ Институт археологических исследований керамики, [2], дата обращения 11.04.2012.
  10. ↑ Археологический центр долины Миссисипи, [3], дата обращения 11.04.2012.
  11. ↑ Институт археологических исследований керамики, [4], дата обращения 11.04.2012.

Санкт-ПетербургЭкскурсия по гончарному делу Croix Valley — это функциональное искусство, живописные студии, гостеприимные хозяева

.

Ежегодное мероприятие приглашает посетителей изучить сельский регион и художников, которые называют его своим домом.

Грег Зейтц | | 2 минуты чтения

Последние 27 лет выходные в честь Дня матери в долине Санта-Крус означали гончарное мастерство в живописных сельских мастерских. Гончарный тур по долине Санта-Крус приглашает посетителей со всего мира прогуляться по проселочным дорогам округа Чизаго, штат Миннесота.и исследуйте искусство, от функционального до фантастического.

Керамика, предлагаемая на продажу, разнообразна и высокого качества, но красивая обстановка, волшебство весны на острове Санта-Крус, гостеприимные хозяева и дружелюбные толпы также являются основными причинами ее популярности.

Основная причина того, что в долине Санта-Крус так много талантливых гончаров, — это влияние Уоррена Маккензи, скончавшегося в последний день 2018 года. Маккензи разработал философию и практику под названием Миннесота Мингеи, основанную на японском народном искусстве. движение, зародившееся в 1920-х годах, прославляющее практичную и красивую ручную работу.

«У него было несколько поколений студентов и студентов студентов, которые развили этот интерес и сделали Миннесоту международным центром горшков», — сказал недавно Country Messenger бывший студент, друг и ведущий тура Гильермо Куэльяр. «Он просто приобрел собственную энергию».

Мемориал Маккензи состоится на следующий день после экскурсии в концертном зале имени Теда Манна при Миннесотском университете.

Это новое короткое видео о туре было подготовлено Ceramic Arts Daily, оно включает интервью с ведущим гончаром Мэттом Кроузи и кадры из всех семи участвующих студий.

Тур 2019 начинается сегодня и продлится до воскресенья. Помимо гончаров-хозяев, на мероприятии будут присутствовать 55 гончаров из семнадцати штатов и Англии. Узнайте больше на сайте Гончарного тура долины Санта-Крус.

Карта принимающих студий:

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *