Кантеле музыкальный инструмент: Кантеле музыкальный инструмент: история, описание

Содержание

Кантеле музыкальный инструмент: история, описание

Кантеле — финский национальный щипковый музыкальный инструмент, ближайший родственник гуслей. Встречается у народов финно-угорской группы: карелов, вепсов, ингерманландцов, ижорцев.

История

Происхождение названия до конца не выяснено. Чарующий и загадочный инструмент северных народов. Имеет многовековую историю и легенду возникновения, связанную с волшебником Вяйнямёйненом. Старец играл на кантеле и все живые существа очаровывались и замирали при звуках музыки.

Во многих культурах встречаются аналоги этого инструмента, но только в кантеле вкладывается такой поэтический и эпический смысл для передачи в музыкальной и песенной форме философии жизни народов севера.

По мнению ученого Тимо Лейсио, возраст инструмента около четырех тысяч лет. Композитор и этнограф В.П. Гудков полностью преобразил и усовершенствовал кантеле. В 1936 году благодаря его стараниям был создан национальный ансамбль песни «Кантеле», а сам музыкальный инструмент начинает новую жизнь на большой сцене.

Где используется

Кроме оркестров, его используют сольно. Часто применяется в аранжировках и саундтреках для фильмов. Современные музыкальные группы применяют его как инструмент с уникальным неподражаемым звучанием, служащий дополнением или фоном основному звуковому ряду.

В музыкальных школах Карелии и Финляндии существуют отдельные классы для изучения игры на кантеле. Под его звуки ставят народные танцы, проводят фестивали. Звучание на престижных площадках и телевизионных шоу уже обычная практика последних десятилетий.

Устройство инструмента

Относится к семейству цитр. Состоит из: подставки, струн, розетки (круглого отверстия в верхней части инструмента), настроечной колки и резонирующей деки.

Старое кантеле имело пять жильных или из конского волоса струн. Короб был цельно выдолбленным из ольхи или березы. Постепенно инструмент развивался. Взамен жильным пришли металлические струны. Сам корпус начали изготавливать из еловой доски. Количество струн увеличилось до 16 с диатоническим строем и 32 с хроматическим.

Отличается от других сородичей очень компактными размерами, что удобно для перевозки. Толщина до 10 см, а длина около 80 см.

Способ игры на нем

При игре держат на коленях в горизонтальном положении. Иногда для удобства слегка наклоняют. Играют пятью пальцами двух рук: указательным и средним левой руки и большим, указательным, средним правой. Если кантеле имеет пять струн, то за каждой струной закрепляется палец. Струны задевают ногтями или подушечками пальцев.

В настоящее время практикуется прием бряцанья, используется при аккомпанементе какому-либо другому музыкальному инструменту. Не требует такой тренировки исполнения и легче в освоении.

Виды кантеле

Существует два вида:

Хроматические — используют для игры классической музыки. Самые усовершенствованные. Есть несколько разновидностей:

  • кантеле-бас
  • кантеле-прима
  • кантеле-альт
  • кантеле-пикколо.

Диатонические — предназначены для исполнения народных мотивов, героических сказаний и песен. Не существует ограничений в выборе жанра: джаз, рок, металл. Все будет звучать чудесно и неподражаемо на кантеле.

Кантеле — музыкальный инструмент — история, фото, видео

Кантеле

Струнные щипковые

Основные сведения



Кантеле — карельский и финский струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный гуслям. Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати четырех. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала».

Удивительный инструмент – кантеле. Древний. Загадочный. В нем словно скрыта какая-то тайна, а звучание его завораживает волшебной лиричностью, раскрывая законы мирозданья… С незапамятных времен кантеле играло такую большую роль в жизни людей, что его значение выходит далеко за рамки понятия музыкального инструмента.

Кантеле – это скорее символ, объединяющий в себе и культуру, и трудовую деятельность, и историческое развитие многих поколений людей северного народа. Наиболее явно это запечатлено в знаменитом карело-финском эпосе «Калевала» – собрании рун, которые обработал и издал в 1835 году финский ученый-фольклорист Элиас Лённрот.

Кантеле – один из наиболее архаичных инструментов карелов, вепсов, финнов и жителей Ингерманландии. Это самобытный инструмент с многовековой историей, притягивающий и чарующий своей волшебной лиричностью и неповторимым нежным тембром. В его звонко-серебристом звучании генетически заложена глубоко содержательная образная сфера. Кантеле – это не только уникальный музыкальный инструмент, это, прежде всего, особая эстетика национальной культуры, связанная с исконными духовными традициями коренных народов нашего края.

По классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса кантеле относится к классу хордофонов, группе дощечных цитр со струнами, расположенными параллельно корпусу, с резонаторным ящиком.

Родственниками кантеле в большой семье национальных струнных щипковых инструментов являются литовский канклес, латышский кокле, эстонский каннель, русские гусли, удмуртский крезь, китайский цинь, японское кото…

Происхождение



У многих народов мира есть инструменты, родственные кантеле, но, пожалуй, только карелы и финны так поэтизируют и одушевляют его. По давней традиции, само происхождение музыкального инструмента кантеле связывается с именем старца-волшебника Вяйнямёйнена, легендарного прародителя карельского и финского народов, одного из главных героев знаменитого эпоса «Калевала». В национальной эпической поэме в необычайно поэтичной форме рассказана история изготовления кантеле и рождения приемов игры.

Главная особенность кантеле, отмечаемая многими исследователями фольклора, – его древнее ритуальное назначение. Пользоваться инструментом мог только наделенный в роду статусом ведуна старейшина, хранитель высшей духовной мудрости. Потому и служил такой музыкальный инструмент для передачи в песенной форме накопленной поколениями предков философии бытия. Игра на кантеле была своего рода священнодействием. Всякий раз, как отмечается в «Калевале», собиравшиеся слушать мудреца Вяйнямёйнена люди, звери, птицы и рыбы очаровывались волшебными звуками музыки.

Долгое время кантеле оставался инструментом с диатоническим строем, способным воспроизводить лишь определенный круг наигрышей. Для того чтобы «короб многострунный» зазвучал во всей своей силе и красоте и стал полноправным концертным инструментом, нужен был человек с богатым личностно-творческим потенциалом, художник-творец прогрессивного мышления.

Таким человеком стал Виктор Пантелеймонович Гудков (1899-1942) – поэт, композитор, этнограф, ученый-фольклорист, проявлявший глубокий интерес к искусству и традициям народов северного края.

С его именем связана целая веха в развитии и реконструкции инструмента кантеле. Подхватив идею В.В.Андреева – возродить древнерусские народные инструменты (балалайка, домра, гусли), Гудков переосмысляет подход к традиционному народному инструментарию. Он восстанавливает карельские народные инструменты (кантеле, вирсиканнель, йоухикко, пастушьи рожки и др.) и разрабатывает проект усовершенствования инструмента кантеле и организации кантеле-оркестра.

Благодаря активной творческой деятельности В.П.Гудкова, а также благоприятным условиям в области развития культуры в Карелии появился уникальный по своей значимости коллектив, который в 1936 г. был преобразован в Государственный национальный ансамбль песни и пляски «Кантеле». В.П.Гудков изучил кантеле в совершенстве; с любовью и терпением он обучал исполнительскому искусству деревенских девушек и парней, прививая им любовь к народным традициям.

Благодаря В.Гудкову в наши дни этот инструмент уже является не только народным – он становится в полной мере профессионально-академическим.

Традиционное кантеле



К инструменту кантеле как объекту исследования ученые обращались с начала XIX века. Это Э.Леннрот, А.Вяйсянен, Т.Лейсиё, А.Черепахина, И.Семакова. По предположению Д.Бубриха, само слово «кантеле» заимствовано из древнебалтийских языков. Название инструмента, по версии карельских ученых-фольклористов, происходит от слов «канси» – крышка, «канта» – носить или «канто» – пень. В южных районах Карелии инструмент имел такие названия – «kanteleh», «kantelevo», «kandalla». Этимология названия инструмента на сегодня окончательно не выяснена.

Как предполагает А.О.Вяйсянен, один из дошедших до нас инструмент – карельское 5-струнное кантеле – был изготовлен в 1699 году; его длина 73 см, самая большая ширина 12 см, ширина от стержня 7 см, толщина 5,5 см. Вяйсянен так описывает инструмент: «Кантеле – инструмент с повсеместно распространенным прямосторонним резонатором, вытянутым в направлении расположенных на его верхней деке струн, которые и определяют размеры инструмента».

Согласно А.Вяйсянену, народные кантеле в деревнях южной и северной Карелии имели, как наиболее распространенное, число струн от 5 до 24. Первые инструменты были цельнодолблеными. Строй пятиструнного кантеле – диатонический пентахорд со звукорядом g1 – a1 – h2 (b) – c2 – d2. В зависимости от третьей струны настройка мажорная либо минорная. У старинных кантеле корпус выдалбливался снизу и не закрывался, у позднейших выдалбливался сверху и закрывался декой с вырезанными в ней резонаторными отверстиями в виде кружков, треугольников, крестиков. По сведениям Т.Лейсиё, деку к корпусу привязывали либо лентой из бересты, либо прикрепляли деревянными или железными гвоздями.

Позже кантеле стали изготавливать путем склеивания корпуса из

Кантеле — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Олонецкий крестьянин-рунопевец. Начало XX века

Ка́нтеле (карел. и фин. kantele) — карельский и финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям, относится к группе дощечных цитр.

Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати девяти.

Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала».

История

Первые инструменты были цельнодолблёными и имели пять струн. Короб кантеле изготавливали из ольхи, колки из берёзы, струны из конского волоса. По мере развития музыкальной культуры совершенствовался и инструмент. Верхнюю деку стали изготавливать из еловой дощечки. На смену струнам из конского волоса пришли жильные, а затем и металлические. Увеличивалось и количество струн. Наиболее распространенными были 5-, 10-, 12- и 16-струнные кантеле, которые имели диатонический строй. В настоящее время в Карелии существует две разновидности кантеле, диатоническое и хроматическое. Диатоническое кантеле предназначено для исполнения народной музыки. Для исполнения классической музыки необходимо иметь инструмент с хроматическим звукорядом, чем и была вызвана необходимость в усовершенствовании инструмента. На хроматическом кантеле можно исполнять как народную, так и классическую музыку.

Первым, кто обратился к изготовлению хроматического кантеле, был Элиас Лённрот — создатель «Калевалы». В 1830-х — 1840-х годах им было изготовлено два хроматических кантеле, одно из которых сейчас хранится в музее в Финляндии. В начале 30-х годов XX столетия под руководством сотрудника фольклорной секции научно-исследовательского института В. П. Гудкова мастерами Клюхиным и Ямщиковым был изготовлен профессиональный инструмент — кантеле с хроматическим строем. В 1936 году был организован Государственный ансамбль КАССР «Кантеле» во главе с В. П. Гудковым[1]. В настоящее время хроматическое кантеле получило распространение и в Финляндии.

Большую работу по изготовлению хроматических кантеле проделали мастера Клюхин, Ямщиков, Кристал, Кук, Челомбитько, Фролов, Смолин.

В настоящее время изготавливаются кантеле-пикколо, кантеле-прима, кантеле-альт и кантеле-бас.

От слова «кантеле» образовано слово «Кантелетар» — название сборника финских народных рун (стихов), составленный Элиасом Лённротом и впервые изданный тремя выпусками в 1840—1841 годах. Суффикс tar (фин) указывает на женский род, то есть кантелетар — дочь кантеле или муза-покровительница игры на кантеле[2].

Производители

Примечания

Литература


Кантеле / Kantele — «Республика»

Рунический напев исполняет Ирина Шишканова, кантелистка, заслуженная артистка Карелии и России.

В Доме кантеле Ирина начала работать почти двадцать лет назад: на вахте. Когда в ансамбле освободилось место, заняла его, и с тех пор собрала множество наград и регалий.

Для вас Ирина исполняет собственное произведение, написанное по мотивам рунического напева Калевальского района.

 

Инструмент / Soitin

Кантеле — самый известный и, по-видимому, самый древний из сохранившихся финских/карельских музыкальных инструментов. Ученые относят его к группе дощечных цитр — струнных щипковых инструментов, покорявших рок-н-ролльную публику Центральной Европы примерно в XVIII веке.

Один из самых близких родственников кантеле — русские гусли (которые тоже относят к цитрам). Почти наверняка известно, что само слово, от которого произошло название карельского инструмента, прибалтийско-финские народы взяли у славян. Другие родственники — литовский канклес, латышский кокле, эстонский каннель, удмуртский крезь и даже китайский цинь и японское кото.

Исторические кантеле работы Юсси Лаасанена. Источник: history.kantele.ru

 

Оригинальное кантеле представляло собой деревянную доску с пятью струнами. Цельнодолбленый корпус поначалу делали из ольхи, струны — из конского волоса. Затем неумолимый прогресс заставил предка подойти к делу более утонченно: верхнюю деку стали изготавливать из ели (а иногда в одном инструменте использовали даже несколько видов древесины). Струны стали использовать не только «волосатые», но и жильные — а позже и металлические.

Со временем менялось и количество самих струн. Вместо изначальных пяти дерзкие инноваторы придумали кантеле с десятью, двенадцатью и даже шестнадцатью струнами. Сегодня — страшно сказать! — их число доходит до тридцати девяти, что некоторыми расценивается как музыкальное святотатство и полное неуважение к традиции.

Самую большую коллекцию исторических кантеле вы найдете в Национальном музее Карелии. Старинные инструменты часто черного цвета. Дело не в древности предмета, а в способе консервации древесины: готовый короб мастера коптили в дыму (например, в бане по-черному).

Кантеле, 1888 г. Место изготовления — Карелия. Зарегистрировано в документации Национального музея РК в 1929 году как «коллекция старых поступлений» за № 77-5

Благодаря копчению поры дерева закрываются, древесина становится более плотной, приобретает особый тембр звучания. Опять же защита от жучков. Порой инструмент даже не коптили, а просто тонировали с помощью краски.

 

Миф / Starin

По преданию, не верить которому оснований нет, первое кантеле создал старый мудрый Вяйнямёйнен. В творческом своем акте он использовал зубы и челюсти огромной щуки, которую карел почему-то называл речной собакой. Струны будущий песнопевец сделал из «волос коня у Хийси».

Потом Вяйнямёйнен долго просит каждого встречного сыграть на кантеле что-нибудь душевное — ни у кого не получается. Дошло до того, что один из собеседников посоветовал изобретателю утопить свое творенье. Тут не выдержало само кантеле, начавшее человечьим голосом молить о пощаде. Именно оно, кантеле, и подало первую здравую идею: «Пусть на мне играет мастер». Вяйнямёйнен то есть, который до этого по неведомым причинам за струны не брался.

Провел рунопевец рукой по струнам — и сразу всем новый инструмент понравился. Послушать музыку прибежали звери, прилетели птицы, приплыли рыбы.

«Калевала», художник Мюд Мечев

Позже первое кантеле все же уходит под воду, но Вяйнемёйнен создаст новое — из карельской березы. И об этом пойдет речь в 44-й руне.

Siitä vanha Väinämöinen
Koivun soitoksi kuvasi.
Veisteli kesäisen päivän,
Kalkutteli kanteletta
Nenässä utuisen niemen,
Päässä saaren terhenisen.
Veisti kopan kanteletta,
Emäpuun iloa uutta,
Kopan koivusta lujasta,
Emäpuun visaperästä.

Kalevala

Вековечный Вяйнямёйнен
Сотворил певучий короб.
Целый летний день трудился,
Кантеле строгал упорно
Там, на мысе вечно мглистом,
Там, на острове туманном.
Вытесал певучий короб,
Сделал кантеле основу,
Создал новую отраду
Из березы свилеватой.

Калевала. Песнь 44.
Перевод Э. Киуру, А. Мишин

История / Histourii

Сколько лет кантеле на самом деле, никто сказать не может. Есть версии о нескольких столетиях истории, есть — о двух тысячелетиях.

Что касается попадания инструмента в нынешнюю Карелию, то есть две версии. По первой, кантеле сначала занесли из балтийского региона в Западную Финляндию и только оттуда оно добралось до Карелии. Другая версия утверждает, что в Карелию финские гусли попали напрямую из Балтии.

Одно из старейших доживших до нашего времени кантеле, как считают историки, было изготовлено в самом конце XVII века. В длину оно насчитывает 73 сантиметра, в ширину — до двенадцати.

Спустя сто лет прибывший в Карелию губернаторствовать Гаврила Державин писал: «…лопляне забавляются игрой на гуслях пятиструнных, сделанных из сосны. Можно сказать, что сосна их греет, сосна питает, сосна и веселит».

Долгое время кантеле был инструментом диатоническим, то есть на нем можно было воспроизводить только диатонический звукоряд. На таком кантеле удобно исполнять народную музыку.

Элиас Лённрот был первым, кто сумел создать хроматическое кантеле. Первые два экземпляра он изготовил в тридцатых и сороковых годах XIX века. Одно из них сохранилось до сегодняшнего дня. Струны находятся на двух уровнях — те, что соответствуют черным фортепианным клавишам, ниже остальных. Стержень кантеле был заменен подставкой.

Главное практическое отличие хроматического кантеле в том, что на нем можно исполнять не только народную, но и академическую музыку.

Элиас Лённрот унаследовал свой талант музыкального мастера от деда. Всего изготовил более двадцати кантеле и большую часть раздарил друзьям. А уж играл на инструменте врач и собиратель фольклора ежедневно: между завтраком и часами научной работы.

 

Автор «Калевалы» мечтал продвинуть кантеле в массы — в первую очередь, конечно, в школы. «И, хотя не у всех детей есть талант к исполнительству, вряд ли кто не согласится», писал Лённрот.

В Карелии сегодня есть школа, где идея Лённрота живёт и побеждает: в Вокнаволоке на кантеле умеет играть каждый из сорока учеников деревенской школы. И никто не отказывается!

 

Традиция / Perindö

В России серьёзным исследователем кантеле стал уроженец Воронежа Виктор Гудков. Карельский музыкальный инструмент он впервые увидел в тридцатые годы двадцатого века в Кандалакше, где работал редактором газеты. Кантеле молодого человека впечатлило настолько, что он разработал проект усовершенствования инструмента и занялся организацией кантеле-оркестров. Благодаря этой работе его приняли в Карельский научно-исследовательский институт.

Несколько лет подряд Гудков ездил в фольклорные экспедиции. И больше всего внимания уделял кантеле.

Виктор Гудков. Петрозаводск, 1937. Фото: Г. Анкудинов (из Национального архива Карелии)

— При внимательном, любовном изучении его выяснилось, что кантеле никогда не умирало, что в различных районах Карелии живут замечательные мастера игры на кантеле, что в Пряжинском, например, районе кантеле можно найти почти в каждой деревне, а в некоторых деревнях — почти в каждом доме. Выяснилось, что кое-где кантеле заменяет гармонику, сопровождая танцы на деревенских вечеринках, а в Пряже местный радиоузел еще в 1933 году транслировал игру местного кантелиста-виртуоза С.И. Тупицына, — писал Виктор Пантелеймонович Гудков в середине 30-х.

Со временем Гудков по-настоящему усовершенствовал кантеле (сам он делал только чертежи, непосредственной изготовкой занимались столяры). Его первый инструмент получился 14-струнным, с металлическими колками и двойным углублением на колодке. Инструмент до наших дней сохранился только на очень плохих фотографиях и в схемах самого автора.

Вскоре Гудков, одержимый идеей создания кантеле-оркестра, придумал альт-, бас- и прима-кантеле. Последними по его чертежам были изготовлены контрабас- и пикколо-кантеле. Получился настоящий оркестр.

Викторов Гудков, 1935 год. Фото из Национального архива Карелии

Ансамбль кантелистов, 1930-е. Виктор Гудков стоит слева. Фото из Национального архива Карелии

 

 

Ансамбль «Кантеле» / Ansamb’lu «Kantele»

Всё началось с основанного Виктором Гудковым в 1932 году кружка кантелистов при Доме народного творчества в Петрозаводске. Занимались там преимущественно старшеклассники финно-угорской школы и студенты педагогического института.

Через пару лет участники кружка стали давать концерты, а летом 35-го президиум ЦИК Карельской АССР постановил создать тот самый «Оркестр кантеле», о котором мечтал Гудков. В него вошли не только занимавшиеся в кружке любители, но и несколько профессиональных музыкантов со стороны.

Весной 1936 года оркестр занял первое место на всесоюзном радиофестивале. После этого крутость музыкантов осознали даже в партии, которая через некоторое время издала решение о создании ансамбля. Отсюда и «официальная» дата рождения коллектива — 1 июня 1936-го.

Первые артисты ансамбля «Кантеле». Фото из Национального архива Карелии

Первое время ансамбль, как и задумывал его создатель, представлял собой «художественно-этнографическую организацию», собиравшую, хранившую и распространявшую карельский фольклор в его песенной и танцевальной части. Постепенно завязалось сотрудничество с профессиональными композиторами — Леопольдом Теплицким, Рувимом Пергаментом, Гельмером Синисало.

Во время Зимней войны ансамбль дал серию концертов в частях Красной армии, выступал на линии фронта. Артистам приходилось не только постоянно передвигаться невдалеке от боевых действий, но и, например, помогать в строительстве оборонительных сооружений.

Во время Великой Отечественной ситуация была сложнее, ансамбль решили эвакуировать. Несколько месяцев артисты провели в «гастрольной эвакуации»: передвигаясь в специальном вагоне, они выступали в гоститалях, военных училищах, на предприятиях. В этих гастролях, в январе 42-го, умер Гудков. Руководить ансамблем стал главный дирижер Яков Геншафт.

 

Мастер / Soittimien muasteri

Сегодня «Кантеле», национальный ансамбль песни и танца Карелии, сохраняет не только музыкальные традиции. В Доме кантеле работают и мастерская костюма, и мастерская музыкальных инструментов.

Александр Фролов, мастер Дома кантеле, сегодня обеспечивает музыкальными инструментами весь оркестр. На кантеле, созданных руками Александра, играют по всей России, в Японии и даже в Австралии.


К уроку готовились:
Евгений Лисаков, журналист
Алиса Агранович, журналист
Татьяна Бердашева, научный сотрудник Национального музея Карелии
Николай Смирнов, фотограф
Сергей Беляев, оператор
Илья Дедюшко, режиссер
Михаил Проскалов, режиссер
Павел Степура, дизайнер
Елена Фомина, автор и редактор проекта «Уроки карельского»


При поддержке Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями


«Уроки карельского» — национальный проект «Республики». Мы рассказываем о народе, который столетиями жил на берегах Онежского и Ладожского озер, о наших предках и современниках — о людях. История и природоведение, литература и география, труды и физкультура: всё о карелах, финнах, вепсах.

 


Кантеле — это… Что такое Кантеле?

Ка́нтеле (карельск. и фин. kantele) — карельский и финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям. Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати девяти. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала».

От слова «кантеле» образовано происходит слово «Кантелетар» — название сборника финских народных рун (стихов), составленный Элиасом Лённротом и впервые изданный тремя выпусками в 1840—1841 годах. Суффикс tar обозначает женский род, то есть кантелетар — дочь кантеле или муза-покровительница игры на этом инструменте[1].

История

Сам музыкальный инструмент, как и слово, его обозначающее, был заимствован прибалтийско-финскими народами у славян. Приб.-ф. *kant(e)le «гусли» восходит к раннему славянскому *gǫdtli «струнный музыкальный инструмент»[2], давшему позже у славян *gǫsli (др.-рус. гусли).

Первые инструменты были цельнодолблёными и имели пять струн. Короб кантеле изготавливали из ольхи, колки из берёзы, струны из конского волоса. По мере развития музыкальной культуры совершенствовался и инструмент. Верхнюю деку стали изготавливать из еловой дощечки. На смену струнам из конского волоса пришли жильные, а затем и металлические. Увеличивалось и количество струн. Наиболее распространенными были 5-, 10-, 12- и 16-струнные кантеле, которые имели диатонический строй. В настоящее время в Карелии существует две разновидности кантеле, диатоническое и хроматическое. Диатоническое кантеле предназначено для исполнения народной музыки. Для исполнения классической музыки необходимо иметь инструмент с хроматическим звукорядом, чем и была вызвана необходимость в усовершенствовании инструмента. На хроматическом кантеле можно исполнять как народную, так и классическую музыку.

Первым, кто обратился к изготовлению хроматического кантеле, был Элиас Лённрот — создатель «Калевалы». В 1830-х — 1840-х годах им было изготовлено два хроматических кантеле, одно из которых сейчас хранится в музее в Финляндии. В начале 30-х годов XX столетия под руководством сотрудника фольклорной секции научно-исследовательского института В. П. Гудкова мастерами Клюхиным и Ямщиковым были изготовлены кантеле с хроматическим строем, а в 1936 году был создан Государственный ансамбль КАССР «Кантеле» во главе с В. П. Гудковым. [3] В настоящее время хроматическое кантеле получило распространение и в Финляндии.

Большую работу по изготовлению хроматических кантеле проделали мастера Клюхин, Ямщиков, Кристал, Кук, Челомбитько, Фролов.

В настоящее время изготавливаются кантеле-пикколо, кантеле-прима, кантеле-альт и кантеле-бас.

Примечания

Ссылки

Внеклассная беседа для 5 класса «История кантеле».

Республика Карелия

Администрация города Петрозаводска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя Общеобразовательная школа № 20»

Петрозаводского городского округа

(МОУ «Средняя школа №20)

185007 г. Петрозаводск ул. Олонецкая, дом 75, тел.72-22-00,72-22-16.

Конспект внеклассной беседы для 5 класса

в рамках национально-регионального компонента

«ИСТОРИЯ КАНТЕЛЕ».

Учитель музыки МОУ «Средняя школа № 20»

Тимофеева Юлия Геннадьевна

Тема беседы: История кантеле.

Тип беседы: Информационно-познавательная.

Цель:

Знакомство с историей создания и особенностями национального инструмента карелов и финнов – кантеле.

Задачи:

  1. Пробудить интерес к истории национального инструмента – кантеле.

  2. Сравнить внешний вид кантеле с родственными ему народными струнно-щипковыми инструментами.

  3. Найти фрагменты о кантеле в тексте карело-финского эпоса «Калевала», понять значимость этого инструмента для его создателя Вяйнемейнена.

  4. Подчеркнуть необходимость знаний о кантеле для современного школьника.

План беседы:

1. Кантеле – символ культуры для многих поколений народов, населяющих Карелию.

2. Родственники кантеле в семье финно-угорских народов.

3. Древнее ритуальное назначение кантеле в карело-финском эпосе «Калевала».

4. Кантеле в быту жителей Карелии.

5. Разновидности кантеле.

6. В.П.Гудков и ансамбль «Кантеле».

Литература:

  • Элиас Леннрот. Калевала. Эпическая поэма на основе древних карельских и финских народных песен, в переводе Э.Киуру, А.Мишина. Петрозаводск «Карелия» 1998.

  • http: //www. Kalevala.gov.karelia.ru /Иллюстрации к «Калевале».

  • http: //www. images.yandex.ru/ Иллюстрации из «Калевалы».

  • http: //www. images.yandex.ru/ Инструмент кантеле.

  • http: //www.vikipedia / Кантеле.

  • http: //www.history.kantele.ru / Кантеле: окна в историю.

  • http: //www. melma.ru/ Кантеле.

  • http: //www. eomi.ws / Энциклопедия музыкальных инструментов. Струнные щипковые. Кантеле – основные сведения.

«История кантеле».

Удивительный инструмент – кантеле. Древний. Загадочный. В нем словно скрыта какая-то тайна, а звучание его завораживает волшебной лиричностью, раскрывая законы мирозданья. С незапамятных времен кантеле играло такую большую роль в жизни людей, что его значение выходит далеко за рамки понятия музыкального инструмента.

Кантеле — это не просто музыкальный инструмент, это символ, объединяющий в себе такие понятия, как культура, трудовая деятельность и историческое развитие многих поколений людей северного народа.

Кантеле – старинный народный струнный инструмент, на котором играли карелы и финны в течение сотен лет. Легенда о его создании сохранилась в карело-финском эпосе «Калевала», в котором кантеле выступает как звучащий символ культуры Северного края. Поэтому кантеле считают одним из наиболее архаичных инструментов карелов, вепсов, финнов и жителей Ингерманландии. Это самобытный инструмент с многовековой историей, притягивающий и чарующий своей волшебной лиричностью и неповторимым нежным тембром. В его звонко-серебристом звучании генетически заложена глубоко содержательная образная сфера. Кантеле – это не только уникальный музыкальный инструмент, это, прежде всего, особая эстетика национальной культуры, связанная с исконными духовными традициями коренных народов нашего края.

До сих пор этот инструмент популярен как у финно-угорских, так и у прибалтийских народов. Многие ученые уверены в его родстве с русскими гуслями.

Вспомните сюжет былины о Садко.

По классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса кантеле относится к классу хордофонов, группе дощечных цитр со струнами, расположенными параллельно корпусу, с резонаторным ящиком.

Знаете ли вы родственников этого замечательного инструмента?

Родственниками кантеле в большой семье национальных струнных щипковых инструментов являются:

литовский канклес и эстонский каннель

латышский кокле

русские гусли

и марийские гусли

удмуртский крезь

мансийский сангквылтап и хантыйский насс-юх

китайский цинь

японское кото

Армянский, азербайджанский и турецкий канун

У многих народов мира есть инструменты, родственные кантеле, но, пожалуй, только карелы и финны так поэтизируют и одушевляют его. Наиболее явно это запечатлено в знаменитом карело-финском эпосе «Калевала» – собрании рун, которые обработал и издал в 1835 году финский ученый-фольклорист Элиас Лённрот.

Назовите имя героя «Калевалы», который обладал умением игры на кантеле?

По давней традиции, само происхождение музыкального инструмента кантеле связывается с именем старца-волшебника Вяйнямёйнена, легендарного прародителя карельского и финского народов, одного из главных героев знаменитого эпоса «Калевала». В национальной эпической поэме в необычайно поэтичной форме рассказана история изготовления кантеле и рождения приемов игры.

Главная особенность кантеле, отмечаемая многими исследователями фольклора, – его древнее ритуальное назначение. Пользоваться инструментом мог только наделенный в роду статусом ведуна старейшина, хранитель высшей духовной мудрости. Потому и служил такой музыкальный инструмент для передачи в песенной форме накопленной поколениями предков философии бытия. Игра на кантеле была своего рода священнодействием. Всякий раз, как отмечается в «Калевале», собиравшиеся слушать мудреца Вяйнямёйнена люди, звери, птицы и рыбы очаровывались волшебными звуками музыки.

Из чего было сделано первое кантеле? Знаете ли почему?

КАНТЕЛЕ был создан Вяйнямейненом, мудрым старцем и героем Калевалы. Он смастерил первый инструмент из костей рыбы,

  «Из костей, однако, может
    Выйти кантеле, пожалуй,
    Веселящая услада,
    Звонкий короб многострунный».
    Короб кантеле откуда?
    Он из челюсти той щуки.
    Гвозди кантеле откуда?
    Из зубов огромной рыбы.
    Струны кантеле откуда?
    Из волос коня у Хийси.
    Создан короб многострунный,
    Кантеле давно готово,
    Короб тот из щучьей кости,
    Кантеле из рыбьих перьев.

второе кантеле было сделано из березы,

Сделал старый Вяйнямёйнен
    Из березы той утеху,
    Целый летний день строгал он,
    За день кантеле устроил…


    Молвит старый Вяйнямёйнен,
    Говорит слова такие:
    «Короб кантеле закончен,
    Всем на радость этот ящик.
    Где же гвоздиков достану,
    Где возьму колков хороших?»

    На дороге дуб поднялся,
    На дворе высоко вырос.
    Ветви ровные на дубе,
    С желудями были ветки,
    И на желуде по шару,
    И на шаре по кукушке.
    И кукушка куковала;


    Пять тонов там раздавалось,
    Золото текло из клюва,
    Серебро текло обильно
    На пригорки золотые,
    На серебряные выси.
    Взял для кантеле гвоздочки,
    Взял он колки для утехи.


    Добежал он до девицы
    И волос у девы просит,
    Говорит слова такие:
    «Дай волос своих, девица,
    Дай кудрей твоих нежнейших,
    Чтоб они пошли на струны,

Многие пробовали играть на первом кантеле, но лишь для Вяйнямейнена оставалось возможным, перебирая струны, околдовывать все сущее.

Давайте подумаем, почему так происходило? И послушаем строчки из «Калевалы».

Слушаем аудиозапись С.Стангрида. «Рунический напев».

Вот настроил эти струны,
    Музыки родник наладил.
    Кантеле взял на колени,
    Поперек его поставил;
    Вот бегут по струнам пальцы,
    Все пять пальцев пробегают,
    Пальцы струны рвут с весельем,
    Перепрыгивают быстро.
    Начал старый Вяйнямёйнен;
    Он на кантеле играет.
    Пальцы тонкие он выгнул,
    Приподнял большие пальцы.

Вековечный Вяйнямейнен

принялся играть чудесно

на певучем инструменте…

Радовал игрою Вяйно.

Не было такой зверюшки

среди всех четвероногих,

среди скачущих по лесу,

чтобы слушать не явилась,

не пришла дивиться чуду.

Лоси по борам скакали,

в рощах радовались рыси.

Волк проснулся на болоте,

встал медведь на боровине,

вышел из берлоги хвойной,

чтобы кантеле послушать,

чтоб игрою насладиться.

Давайте посмотрим, как можно играть на кантеле. Учитель показывает приемы игры на кантеле.

Древнейший способ игры на кантеле — это бесконечная импровизация, сопровождавшая старинную эпическую поэзию рунопевцев, переносившая музыканта, по поверьям финнов и карел, в другой мир, другую реальность. Способы игры – щипок, бряцание, или же смешанный прием игры. На кантеле импровизировали и аккомпанировали пению.

Но кантеле это не только магический, волшебный инструмент. Так же широко он использовался в быту жителей Карелии. В 1785 году великий русский поэт Гаврила Романович Державин, бывший в то время олонецким губернатором, писал, что «…лоптяне забавляются игрой на гуслях пятиструнных, сделанных из сосны. Можно сказать, что сосна их греет, сосна питает, сосна и веселит».

Первые инструменты были цельно долблеными и имели пять струн. Короб кантеле изготавливали из ольхи, колки из березы, струны из конского волоса.

Давайте рассмотрим внешний вид инструментов кантеле – 5-ти и 10-ти струнных, из каких деталей они состоят?

Позже кантеле стали изготавливать путем склеивания корпуса из досок ольхи, ели, сосны, березы. Корпус обычно выделывался из березы, дека – из ели. В узкой стороне корпуса имеются «щечки», между которыми вставляется деревянный или металлический струнодержатель. На широкой стороне располагаются деревянные вращающиеся колки, позже они были заменены на металлические. Аутентичные кантеле имели пять жильных струн, кантеле позднейших типов – металлические.

По мере развития музыкальной культуры совершенствовался и инструмент. Верхнюю деку стали изготавливать из еловой дощечки. На смену струнам из конского волоса пришли жильные, а затем и металлические. Увеличивалось и количество струн. Наиболее распространенными были 5-ти, 10-ти, 12-ти и 16-ти струнные кантеле, которые имели диатонический строй.

В настоящее время в Карелии существует две разновидности кантеле, диатоническое и хроматическое. Диатоническое кантеле предназначено для исполнения народной музыки. Для исполнения классической музыки необходимо иметь инструмент с хроматическим звукорядом, чем и была вызвана необходимость в усовершенствовании инструмента. На хроматическом кантеле можно исполнять как народную, так и классическую музыку. Современные КАНТЕЛЕ бывают от 5-ти до 39-ти струнных концертных.

Первым, кто обратился к изготовлению хроматического кантеле, был Элиас Леннрот — создатель «Калевалы». В 1830-1840 гг. им было изготовлено два хроматических кантеле, одно из которых сейчас хранится в музее в Финляндии.

Долгое время на территории Карелии кантеле оставался инструментом с диатоническим строем, способным воспроизводить лишь определенный круг наигрышей. Для того чтобы «короб многострунный» зазвучал во всей своей силе и красоте и стал полноправным концертным инструментом, нужен был человек с богатым личностно-творческим потенциалом, художник-творец прогрессивного мышления.

Таким человеком стал Виктор Пантелеймонович Гудков (1899-1942) – поэт, композитор, этнограф, ученый-фольклорист, проявлявший глубокий интерес к искусству и традициям народов северного края. Но почему-то хочется думать, что совсем не случайно он, русский, уроженец Воронежа, явился в Карелию, чтобы стать зачинателем великого дела возрождения кантеле.

В.П.Гудков. Кружок кантелистов.1934 год. Памятная доска на

«Доме кантеле».

«Еще в детстве читал «Калевалу» в русском переводе. Потом, в 1931 году, увидел у одного рабочего финна кантеле, музыкальный инструмент, воспетый в «Калевале» Разработал проект усовершенствования инструмента и организации кантеле-оркестров. Послал этот проект в Карельский научно-исследовательский институт. Меня приняли в аспирантуру…» 

В 1936 г. был создан Государственный ансамбль Карельской АССР «Кантеле» во главе с В. П. Гудковым.

Слушаем аудиозаписи ансамбля «Кантеле».

Вывод беседы:

Как вы думаете, что изменилось в отношении к инструменту на протяжении веков?

Может ли современный человек прикоснуться к древнему искусству игры на кантеле?

Времена изменились, как и музыкальные инструменты — но и современный человек может прикоснуться к древнему искусству импровизации, найти свои собственные мотивы, выразить с помощью кантеле свои чувства, рассказать свои истории.

Кантеле своими руками — Как это сделано, как это работает, как это устроено — LiveJournal

Делюсь с вами процессом создания кантеле, музыкального инструмента, родственного гуслям, распространённого в Карелии и Финляндии. В конце поста — видео со звуком.


1) Разметка будущего инструмента на сосновой доске.

2) Выпиливание заготовки.

3) Изготовление резонаторной полости.

Саму полость я выбирал с помощью резцов по дереву, затем гравером и наждачной бумагой убрал все неровности.

4) Придание корпусу окончательной формы, просверливание отверстий для колков.

5) Изготовление деки.

Материал для деки- сосновая доска, которую мой знакомый распустил на станке на тонкие дощечки. Далее следовала разметка, придание заготовке окончательной толщины с помощью рубанка и шлифовальной машинки, выпиливание деки.

После этого в корпусе инструмента был вырезан паз для деки.

Далее я приклеил к деке пружины, вырезал резонаторное отверстие и приклеил деку к корпусу.

6) Изготовление струнодержателя.

7) Шлифовка инструмента и покрытие морилкой.

8) Изготовление колков.

Материал — дуб. После разметки я выпилил грубые заготовки, которым я придал форму с помощью рашпиля и стамески, затем на шлифовальном круге придал колкам окончательный вид, просверлил отверстия для струн. Также я решил сделать ключ для настройки.

9) Заключительный этап — установка струн (использовал гитарные).

Звук:

Источник

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Телеграме

и как обычно в инстаграме.    Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!

Музыкальный инструмент 5-ти струнный Кантеле Гусли Кокле Каннель

5-струнный KANTELE
Пятиструнный кантеле — простой в освоении инструмент.
Вы можете взять его с собой куда угодно. Всякий раз, когда вам нравится петь с семьей, или если вы работаете с детьми или пожилыми людьми на работе или в качестве волонтера, возьмите кантеле в руки, чтобы поддержать или аккомпанировать своему пению.

Псалтырь — красивый мелодичный инструмент, издающий прекрасный звук.На гуслях тоже очень легко играть.
Когда не играешь, можно повесить как произведение искусства, это так красиво.
Посетите наш веб-сайт http://balticpsalteries.com/shop/ для получения дополнительной информации о наших приборах.

Корпус: ольха
Верх: ель

Колки: металлические
Струны: металлические

Цвет: натуральный, палисандр, лимон, красное дерево, лиственница, дуб, мокко, мореный дуб, эбеновое дерево, черный.

Длина: 700 мм
Ширина: 120 мм
Толщина: 75 мм

Вес: 0.7 кг

Возможна настройка: D, E, F, G, A или D, E, F #, G, A.

Диаметр струн:
1 струна — 0,5 мм.
2 струны — 0,45 мм.
3,4 струна — 0,4 мм.
5 струна — 0,35 мм.

на складе

Почему мы лучшие?
Мы изготавливаем псалтири только высокого качества и продаем по доступной цене.

Все наши псалтыри имеют яркое, чистое звучание, потому что:

— Мы придерживаемся старых технологий изготовления.
-Все наши псалтыри вырезаны из цельного куска дерева.
-Подкладка псалтырей из многовековой резонансной ели.
— Мы используем струны и штифты немецкого производства.
-Мы изготавливаем псалтыри своими руками с минимальным использованием механических инструментов.
-Мы можем изготовить уникальные гусли на заказ, в том числе росписи или надписи.
-Мы даем 3 (три) года гарантии на наши псалтири. Если инструмент будет поврежден при транспортировке, мы обменяем его на новый.

.

Музыкальный инструмент Цитра 9-струнная Авдоши Гусли Кантеле

9-струнный АВДОШИ

Глас изготовлен на основе уникального исторического инструмента из села Авдоши Псковской области России. Профессиональные музыканты часто выбирают этот музыкальный инструмент. Необычная форма и крупное тело Avdoshi делают звук глубоким и насыщенным.
Псалтырь — красивый мелодичный инструмент, издающий прекрасное звучание. На гуслях тоже очень легко играть.
Когда не играешь, можно повесить как произведение искусства, это так красиво.
Посетите наш веб-сайт http://balticpsalteries.com/shop/ для получения дополнительной информации о наших приборах.

Корпус: ольха
Верх: ель
Держатель для колышков: бук

Колки: металлические
Струны: металлические

Цвет: натуральный, палисандр, лимон, красное дерево, лиственница, дуб, мокко, мореный дуб, эбеновое дерево, черный.

Длина: 750 мм
Ширина: 180 мм
Толщина: 70 мм

Возможна настройка: A / (G), C, D, E, F, G, A, A #, C.

Диаметр струн:
1 струна — 0,50 мм.
2 струны — 0,45 мм.
3,4,5 струна — 0,40 мм.
6,7 струна — 0,35 мм.
8,9 струна — 0,30 мм.

В наличии

Поставляется с ключом для настройки и 3-летней ограниченной гарантией.

Почему мы лучшие?
Мы изготавливаем только качественные псалтыри и продаем их по доступной цене.

Все наши псалтыри имеют яркое, чистое звучание, потому что:

-Мы придерживаемся старых технологий изготовления.
-Все наши псалтири вырезаны из цельного куска дерева.
-Подкладка псалтырей из многовековой резонансной ели.
— Мы используем струны и штифты немецкого производства.
-Мы изготавливаем псалтыри своими руками с минимальным использованием механических инструментов.
-Мы можем изготовить уникальные гусли на заказ, в том числе расписанные или с надписями.
-Мы даем 3 (три) года гарантии на наши псалтыри. Если инструмент будет поврежден при транспортировке, мы обменяем его на новый.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *