Иткульская культура википедия: ИТКУЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА • Большая российская энциклопедия

Иткульская культура Википедия

Иткульская культура — археологическая культура раннего железного века (1-го тысячелетия до н. э.) на Среднем и Южном Приуралье (в основном в Зауралье, в бассейнах рек Ай и Уфа — в Предуралье). Названа по раскопкам городища Ит­куль­ское I (Дау­тов­ское I) на озере Иткуль в Верхнеуфалейском районе Челябинской области. Выделена отдельно в 1950-1960-х годах[1].

В дальнейшем городища были обнаружены и в других местах, к примеру на озере Иртяш (некоторые из городищ), Малом Вишнёвом острове (Аргазинское водохранилище), Петрогроме (гора у Калмацкого Брода)[2][3][4] и т. д[5][6]. Различают западный (уральский) и восточный (притобольский) варианты.

Характеризуется развитием укреплённых городищ, развитой металлургии (медь, бронза, железо), торговыми отношениями продуктами металлургии с населявшими территории Западной Сибири, Северно-казахстанских степей, Южного и Западного Урала[1][7]

. Формировалась в лесостепной зоне, на стыке лесной, горно-таёжной и степной зон Приуралья. Население относилось к финно-угорской группе. Характерны охота, рыболовство, скотоводство, жертвоприношения.

Городища иткульской культуры имеют от 1 до 4 площадок, в элементах керамики наблюдается заимствования из гамаюнской культуры бронзового века[8]. Различают также смешанную гамаюно-иткульскую культуру[9].

Примечания

  1. 1 2 Иткульская культура // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. —
    М.
     : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. Матюшенко В. И., Стоянов В. Е. Древние поселения Урала и Западной Сибири: сборник научных трудов / Вопросы археологии Урала, Том. 17 // Свердловск: Уральский государственный университет, 1984. — 158 с. (С. 142).
  3. Бельтикова Г. В. Памятник металлургии на острове Малый Вишнёвый / Уральский университет, Материальная культура древнего населения Урала и Западной Сибири // Свердловск: Изд-во УрГУ, 1988. С. 103-117.
  4. ↑ Петрогромского типа памятники // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. —
    М.
     : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  5. ↑ Уральская историческая энциклопедия / Изд. 2-е, перераб. и доп., УрО РАН: Институт истории и археологии. Под гл. ред. В. В. Алексеева // Екатеринбург: Академкнига, 2000. — 640 с., ил. ISBN 5-7691-0795-2, ISBN 5-93472-020-1. С.: 58 (Археология Урала), 245-246 (Иткульская культура), 211-212 (Зауральский (Иткульский) очаг медной металлургии), 246 (Иткульское I (Даутовское I) городище), 421 (Петрогром гора, Петрогромский тип памятников).
  6. ↑ Этнические взаимодействия на Южном Урале: материалы VI Всероссийской научной конференции / Под общей ред. В. И. Богдановского // Челябинск, 2015. — 464 с., ил. ISBN 978-5-905081-13-2. (Статьи: Ю. П. Чемякин. «Cледы военных конфликтов на алакульских поселениях» c. 174, Е. В. Русланов. «Памятники финальной бронзы Береговского археологического микрорайона» с.
    185, А. М. Наумов. «Жилищные постройки Иртяшских городищ раннего железного века» с. 227-235).
  7. А. Наумов, А. Теличко. Иткульская культура на берегах Иртяша // Уральский следопыт. — 2016. — № 8. — С. 24—29.
  8. Борзунов В. А. Зауралье на рубеже бронзового и железного веков (гамаюнская культура) // Екатеринбург: Уральский университет, 1992. — 187 с. ISBN 978-5-7525-0184-5. С. 92, 94, 181.
  9. Борзунов В. А. О культурной принадлежности иткульских и гамаюно-иткульских древностей Зауралья // Научная статья в № 3 от 2019 г. журнала «Российская археология».

Исторические путевые заметки: Иткуль (часть первая)

Продолжаю свое маленькое большое путешествие. Выбираюсь из города на природу. Эта часть путешествия будет целиком посвящена северным озерам области. Места удивительные и по красоте, и по историческому звучанию. Не влюбиться в них трудно.
Путешествие планирую от северной жемчужины — Иткуля, через Синару — в Каслинский каскад озер — до самого Иртяша.
Впрочем, нет смысла затягивать предисловие — прыгать в воду лучше с разбегу…

К началу времен

Путешествие по северным озерам Южного Урала: от Иткуля до Иртяша – недостаточно назвать просто историческим. Это настоящая апология древних культур, необыкновенный простор для археологических изысканий. Михаил Фонотов очень точно выразился: «древность здесь буквально хрустит под подошвами». Археологические артефакты попадаются не только на местах древних стоянок во время раскопок – на них натыкаются даже садоводы, возделывая свои участки.

Иткульские находки

Это изобилие свидетельствует – в глубокой древности (как минимум, три тысячелетия назад) здешние места были плотно заселены. В этом «этническом котле» переваривались различные древние культуры – от индоиранских до угорских.

Черкаскульские предки

Система Каслинских озер, Теплый Стан с перевалкой через Камень – это и есть наш, южноуральский, перекресток в движении народов и культур.

На самой границе Челябинской области есть небольшое, неприметное озеро, заболоченное и почти целиком поросшее по берегам, с одноименной забытой Богом деревушкой в несколько дворов – Черкаскуль. Здесь в 1956 году основатель южноуральской археологической науки Константин Владимирович Сальников открыл древнее городище и назвал по имени озера целую культуру.

Черкаскульцев называли «лесниками бронзового века», считали их частью огромного андроновского ареала и предками финно-угорских племен. Обосновавшись между лесом и степью, черкаскульцы оказались «проводниками» между Севером и Югом, переплавляя вместе с бронзой культурные архетипы прошлого. Черкаскульская кровь будет течь и в жилах древних иткульцев.

Таинственные иткульцы

С этим народом до сих пор много неясного – как минимум, среди исследователей нет общего взгляда на четкую принадлежность их к одной из древних культур.

Они появились в уральских землях 2700 лет назад; появились всего на четыре века, а затем исчезли, оставив после себя мифы о «чуди белоглазой», ушедшей под землю. Хотя…

Именно иткульские городища, укрепленные по всем правилам древней фортификации, будут встречаться практически на всех северных озерах Южного Урала. А главное – повсюду останутся плавильные горны и глинобитные площадки, литейные формы для отливки наконечников стрел, мечей, аккинаков, кельтов, ножей и украшений, а также шлак, руда, фрагменты воздуходувных сопел, тигли, металлическая медь в каплях и слитках…

Иткульские ножи

Археологи не стесняются в определениях – здесь, задолго до демидовских заводов, существовала самая настоящая металлургическая империя.

— Иткульские металлурги являлись основными поставщиками меди и изделий из нее сарматам Южного Урала, племенам лесостепи Зауралья и Западной Сибири, — говорит профессор Александр Таиров. — Часть металла поступала к племенам ананьинской культуры лесного Приуралья, к скифам Северного Причерноморья.

Неординарность иткульской культуры в том и состоит, что еще в глубокой древности здесь была поставлена на промышленный уровень обработка меди и железа, причем, металл производился и обрабатывался в невероятных для того времени масштабах. Порой археологи находили до трех десятков металлургических печей сразу, на одном месте, в пределах одного городища.

Последующая судьба древних иткульцев, повторимся, неизвестна…

Тай

Иткульцы — металлурги-кузнецы |

Иткульцы — металлурги-кузнецы

Прошла тысяча лет с тех пор, как погас огонь в металлургических печах южноуральских городов бронзового века. Один за другим сменялись народы. Наступил железный век. Степные просторы Южного Урала населяли кочевники: сначала саки, затем сарматы. Вдоль хребтов Урала, в лесах, по берегам рек и озер, там, где сейчас север Челябинской и юг Свердловской областей, в период с 2700 по 2300 лет назад жили

иткульцы — металлурги-кузнецы. «Имя» они получили по названию озера Иткуль.

Археологам известны десятки иткульских городищ, поселений и несколько погребений. Городища располагались на возвышенностях у озер, а также на высоких мысах у рек. При этом рвы и  стены либо пересекали мыс поперек, либо «подковой» отсекали часть площади высокого берега. Особенность городищ этого древнего уральского народа состоит в том, что часто они располагались парами: большое и совсем маленькое, с почти незаметным ныне рвом и валом. Некоторые из этих городищ имели до четырех линий обороны! Земляные валы дополнялись деревянной стеной.

Со стороны реки или озера площадки городищ надежно защищались обрывом.

Раскопки дали огромное количество свидетельств плавки и обработки меди и бронзы. Дело в том, что в распоряжении иткульцев оказался богатый Гумешевский рудник у нынешнего городы Полевского и много мелких месторождений. В городище у озера Иткуль обнаружено около 30 металлургических печей в три ряда вдоль внутреннего края оборонительной стены — целый металлургический цех! Плавильные «цеха» также найдены на Малом Вишневом острове на Аргазинском водохранилище, на Думной горе у Полевского.

И вот что кажется странным. Век-то железный, а находки в основном медные. Почему? Еще несколько сторон жизни иткульцев удивили ученых. Во-первых, бронзовые предметы, прежде всего оружие, были как две капли воды похожи на оружие степных кочевников.

Во-вторых, среди животных у иткульцев, жителей лесов, а не степей, преобладали лошади. Очевидно, что иткульцы — металлурги-кузнецы — ковали оружие и прочие хозтовары   и обменивали их у кочевников на лошадей.

Металлургия считалась тогда колдовством. Есть версия что маленькие городища рядом с большими были святилищами. Рвы иткульских городищ были слишком мелкими и узкими, чтобы играть роль обороны. Скорее всего это были «волшебные границы», отделявшие мир, где колдуны-металлурги общались с духами от мира обычных людей.

История народа великих плавильщиков меди прервалась около 2300 лет назад. Почему? В то время распространились предметы из железа. А их вероятно умели делать не только иткульцы.

К сожалению огненное ремесло требовало огромных затрат леса. Ведь тогда металл плавили используя древесный уголь. Для выплавки одной тонны меди требовалось превратить в уголь полтора-два гектара леса! В степных районах, возможно, с тех пор стали безлесными долины рек около бывших поселений древних металлургов, а плодородный слой земли оказался смытым.

Озеро Иткуль.

Название происходит от башкирских слов Ит — «мясо», кул — «озеро», т.е. озеро, богатое рыбой. По другой версии слово «иткуль» в древние времена звучало как «иккуль» или если точнее «ыййкуль», что может означать «священное озеро». Есть еще версия, что в основе названия — тюркское имя Иткол, весьма распространенное у башкир, которые живут здесь последние 300 лет.

Озеро расположено на севере Челябинской области, в 20 км от Верхнего Уфалея, окружено невысокими горами. Выделяется гора Карабайка (от татаро-башкирского кара-бай, дословно «черный бай», богач) В Иткуль впадает речка Карабайка.

Озеро очень красиво. На нем расположен оригинальный остров, состоящий из груды камней и валунов, который издали напоминает стадо коров, забравшихся в воду от зноя. Еще интересна одинокая скала (фото выше), стоящая в воде на значительном удалении от берега —  Шайтан-камень («злой дух», «черт»).  Эта скала играла важную роль в жизни местных обитателей. Если лето было слишком дождливым, то на Шайтане чтобы вызвать солнце, приносили в жертву белого барашка.

Если же была засуха и надо было выпросить у Бога дождь, то на Камне приносили в жертву черного барашка.

Советую посмотреть

Уральская историческая энциклопедия — иткульская культура

археол. культура раннего жел. в. (VII-III в. до н.э.) горно-лесного и лесостепного Зауралья. И.К. имеет автохтонное происхождение, корнями уходит в межовскую, гамаюнскую, бархатовскую культуры. Выделена К.В.Сальниковым на материалах Юж. Зауралья. Сев. ее аналог исетская культура, выделенная Е.М.Берс в Ср. Зауралье. В.Е.Стоянов объединил обе культуры в одну, сохранив название иткульской.

И.К. представлена городищами, неукрепленными пос. и святилищами. Городища имели замкнутую и разомкнутую системы обороны из 3-4 элементов (бревенчатая стена, вал или завалинка, ров или канава). Они одноплощадочные, редко двухплощадочные, одно четырехплощадочное. Пл. от 432 до 3900 кв.м.

Из сооружений на иткульских пам. изв. помещения, горны, специально оборудованные площадки. Помещения бывают наземные и углубленные в грунт на 20-25 см, овальные и прямоугольные в плане, пл. от 3 до 58 кв.м, с глинобитным или комбинированным покрытием пола. Элементы интерьера нары, очаги, горны, небольшие площадки с глинобитной или каменной вымосткой. По назначению помещения делятся на жил., произв. и произв.-жил. В помещениях последних двух типов осуществлялась выплавка и обработка металла (Зауральский (иткульский) очаг металлургии).

Традиционные формы керамики: горшки и низкие широкогорлые чаши с раздутым туловом. Гребенчатым или гладким штампом орнаментировалась верхняя треть сосудов. Композиции однообразны, составлены из горизонтальных, вертикальных, наклонных параллельных оттисков, реже взаимопроникающих заштрихованных углов, разнозаштрихованных полей. Выделено два хронологических типа посуды.

Др. категории мат. культуры представлены медными, редко жел. вещами, а также матрицами для отливки медных изделий. Орудия труда пластинчатые ножи, плоские и втульчатые долота, стамески, иглы, шилья, топоры-кельты. Оружие имеет скифо-савроматский облик втульчатые и черешковые двух-трехлопастные медные наконечники стрел; наконечники копий со сплошным и прорезным пером; жел. мечи-акинаки. Украшения, предметы туалета и культа круглые бляхи и зеркала с ушком на обороте, перстни с плоским щитком, проволочные серьги, подвески, браслеты, плоское литье: антропоморфные, зооморфные птицевидные фигурки, жел. булавки.

Осн. формами произв. деятельности были металлургия меди, горное дело, углежжение. На базе И.К. функционировал очаг медной металлургии. Есть осн. предполагать большесемейную и клановую специализацию иткульского нас. в этом произв.

По костным остаткам на пос. реконструируется смешанный охотничье-рыболовческий тип х-ва. В иткульском стаде присутствуют лошадь, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот. Промысловые виды косуля, лось, сев. олень. Однако следует учесть, что высокая степень специализации в мет. произв. предполагает большие масштабы обменных операций, поэтому зафиксированное на пам. соотношение костных остатков диких и домашних животных может давать искаженную картину хоз. структуры об-ва.

И.К. как металлоносная имела шир. связи с сопредельными тер. (см.: Зауральский (Иткульский) очаг металлургии).

ЗахЗимина | ипос

 

  ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ. Выпуск 5, 2004 г.

В. А. Зах, О. Ю. Зимина

Об ареале иткульской культуры1

В 1960-е гг. на территории Зауралья К. В. Сальниковым была выделена иткульская культура, а Е. М. Берс — исетская. Последняя имела более широкие территориальные и хронологические границы [Сальников, 1960; Берс, 1963]. Близкие характеристики материалов обеих культур позволили В.

Е. Стоянову объединить их под названием иткульских вместе с воробьевскими как локальные варианты в рамках исетской общности [Стоянов, 1970].

Обобщенная характеристика памятников иткульской культуры была дана
Г. В. Бельтиковой. Ею были проанализированы материалы около 40 памятников. На основе анализа керамических коллекций поселений выявлены две группы посуды. Охарактеризованы типы поселений, инвентарь. Определены основанные на стратиграфических наблюдениях и типологическом анализе инвентаря хронологические рамки культуры [Бельтикова, 1977]. Дальнейшие исследования памятников иткульской культуры позволили характеризовать ее на новом качественном уровне и утверждать, что на ее базе в VII–III вв. до н. э. функционировал очаг металлургического производства [Бельтикова и др., 1991; Бельтикова, 2002].

При исследовании древностей рубежа бронзового — железного веков в Нижнем Притоболье выявлен целый круг памятников с керамикой иткульского облика второго типа. Кроме давно известных — Андреевской стоянки, Андреевских 5 и 7 городищ, Тарманского селища, керамика иткульского облика была встречена на других памятниках, расположенных на берегах системы Андреевских озер — р. Дуван, в материалах поселений озер Ипкуль и Байрык, Тоболо-Исетского междуречья, междуречья Тапа и Тобола (рис.).

Рис. Ареал иткульской культуры

Более пристальное изучение древностей переходного времени на территории Нижнего Притоболья позволяет сделать вывод о том, что на рубеже бронзового — раннего железного веков на границе лесостепи и подтайги от Урала до правобережья Тобола существовала иткульская культура, в рамках которой можно предположить наличие двух локальных вариантов — западного и восточного.

В пределах западного варианта иткульской культуры функционировал очаг металлургии. Среди поселений встречаются укрепленные и неукрепленные. Фортификации замкнутого или разомкнутого характера состоят из 3–4 элементов — стены, вала или завалинки, рва или канавки. Большинство занимают высокие места над уровнем воды — холмы на мысах и террасах, участки мысов, останцов, островов. Размеры поселений варьируются от 250 до 3800 м2. Из сооружений на площадках памятников фиксируются основания металлургических горнов, подсобные ямы, кострища, основания помещений — жилых, производственно-жилых, производственных. Постройки концентрируются по краям площадки, центральная часть остается свободной; кроме того, наблюдается размежевание объектов по флангам: с одной стороны, как правило, производственные блоки, с другой стороны — жилые и производственно-жилые. Иткульские жилища различны по размерам (25–58 м2), встречаются прямоугольные
и овальные в плане, наземные и полуземляночные, с одним-двумя очагами, с глиняными вымостками, деревянными лежанками [Бельтикова, 1977, 2002; Бельтикова и др., 1991]. Посуда западного варианта изготавливалась из теста с обильной примесью талька. Представлена двумя типами сосудов: с прямыми или отогнутыми шейками — у первого типа без утолщения, у второго — с утолщением шейки. Основные элементы орнамента — взаимопроникающие треугольники, вертикальные, горизонтальные зигзаги, горизонтальные и наклонные линии, косая решетка, «елочка». Причем для второго типа керамики характерны композиции из сложных элементов орнамента, выполненных чаще оттисками мелкозубой гребенки; два ряда ямок в шахматном порядке, между которыми нередко проходит валик,— этот элемент считается одним из типообразующих [Бельтикова, 1977].

Восточный вариант, в отличие от западного, характеризуется поселениями и обширными (2–3 га) городищами замкнутой кольцевой планировки. Памятники находятся преимущественно на берегах озер и в глубине террас. Фортификации укрепленных поселений, не имевшие оборонительного значения, состоят, как правило, из невысокого вала и неглубокого рва или канавки глубиной 0,20–1,25 м. Наземные постройки, как и в западном варианте, расположены по периметру укреплений, центр относительно свободен от сооружений. Подобная планировка могла отражать скотоводческую направленность хозяйства населения восточного варианта иткульской культуры [Романова, Сухина, 1974]. В культурном слое отмечены лишь некоторые свидетельства металлообработки: остатки тиглей, льячек, изделий и сплесков бронзы. Керамический комплекс поселений восточного варианта характеризуется наличием только второго типа посуды, в тесте которой в качестве примеси присутствует лишь небольшое количество слюды.

На зауральских поселениях первый и второй типы посуды сопутствуют друг другу в разном соотношении. Считалось, что только Андреевская стоянка, расположенная в восточной части ареала, дала чистый комплекс второго типа [Бельтикова, 1977]. Однако последние исследования выявили еще ряд памятников — таких как укрепленные поселения Карагай Аул 4, 1, расположенные в юртоборовском микрорайоне, и другие, на которых представлены, на наш взгляд, чистые комплексы иткульской керамики второго типа.

По данным радиоуглеродного анализа памятники восточного варианта датируются началом IX — VII в. до н. э. Радиоуглеродные определения и наличие только второго типа керамики, который считается более ранним на основании преобладания сложных элементов в композиции, характерных для орнамента зауральских культур эпохи бронзы [Там же], указывают соответственно на более ранний возраст памятников восточного варианта иткульской культуры.

Таким образом, явные различия в характере поселений вдоль Урала и на Тоболе служат основанием для выделения этих двух вариантов. Условная граница может быть проведена по среднему течению рр. Туры, Пышмы, Исети (см. рис.).

В целом ареал иткульской культуры совпадает с ареалом бархатовской культуры, на территорию которой в конце эпохи бронзы проникают гамаюнские коллективы. Результатом синтеза двух культурных традиций, по нашим предположениям, и является иткульская керамика второго типа. В лесостепи памятником, отражающим взаимодействие бархатовских и гамаюнских коллективов, является городище Усть-Утяк 1, расположенное недалеко от г. Кургана [Кайдалов, Шилов, 2002]. В подтаежной зоне подобные памятники пока не исследовались. (О близости к комплексам эпохи поздней бронзы могут свидетельствовать плоскодонные сосуды и меандровые узоры на керамике городища Карагай Аул 4.) Однако на этой территории (в частности, в юртоборовском микрорайоне) мы наблюдаем дальнейшее развитие комплексов иткульской культуры, которая за непродолжительное время претерпевает значительные изменения. В развитии культуры рубежа бронзового — железного веков Нижнего Притоболья можно выделить этапы: иткульский, карагай-аульский и вак-куровский (по одноименным исследованным памятникам). Как и в планировке поселков, прослеживается преемственность в развитии керамических комплексов, орнаменты которых трансформируются от сложных до простых в виде пояска ямок или «жемчужин», меняется и форма сосудов.

Вероятно, на вак-куровском этапе ареал культуры несколько сокращается, хотя целенаправленные исследования в лесостепной зоне могут привести к другому заключению. В связи с тем, что узоры на керамике памятников вак-куровского этапа во многом близки баитовским, перспективно дальнейшее изучение проблемы происхождения и развития как лесостепных, так и «лесных» баитовских комплексов.

Литература

Бельтикова Г. В. Иткульские поселения // Археологические исследования на Урале и в Западной Сибири. Свердловск, 1977. С. 119–133.

Бельтикова Г. В. Иткульский очаг металлургии // Уральский исторический вестник. Екатеринбург, 2002. № 8. С. 142–163.

Бельтикова Г. В., Борзунов В. А., Корякова Л. Н. Некоторые проблемы археологии раннего железного века Зауралья и Западной Сибири // ВАУ. 1991. Вып. 20. С. 102–114.

Берс Е. М. Археологические памятники Свердловска и его окрестности. Свердловск, 1963. 116 с.

Кайдалов А. И., Шилов С. Н. Охранные раскопки Усть-Утякского городища («Змеиная горка») // АО 2002 г. М., 2003.

Романова М. В., Сухина Л. В. Городища 5 и 7 раннего железного века на Андреевском озере // Из истории Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1974. Вып. 15. С. 43–46.

Сальников К. В. Некоторые итоги и проблемы изучения древней истории Урала // Из истории Урала. Свердловск, 1960. С. 7–17.

Стоянов В. Е. Классификация и периодизация западносибирских лесостепных памятников раннего железного века // Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. Томск, 1970. С. 238–253.


1 Работа выполнена при поддержке программы РАН «Этнокультурное взаимодействие народов Евразии».

Иткульская культура

   археол. культура раннего жел. в. (VII-III в. до н.э.) горно-лесного и лесостепного Зауралья. И.К. имеет автохтонное происхождение, корнями уходит в межовскую, гамаюнскую, бархатовскую культуры. Выделена К.В.Сальниковым на материалах Юж. Зауралья. Сев. ее аналог — исетская культура, выделенная Е.М.Берс в Ср. Зауралье. В.Е.Стоянов объединил обе культуры в одну, сохранив название иткульской.

   И.К. представлена городищами, неукрепленными пос. и святилищами. Городища имели замкнутую и разомкнутую системы обороны из 3-4 элементов (бревенчатая стена, вал или завалинка, ров или канава). Они одноплощадочные, редко — двухплощадочные, одно — четырехплощадочное. Пл. — от 432 до 3900 кв.м.

   Из сооружений на иткульских пам. изв. помещения, горны, специально оборудованные площадки. Помещения бывают наземные и углубленные в грунт на 20-25 см, овальные и прямоугольные в плане, пл. от 3 до 58 кв.м, с глинобитным или комбинированным покрытием пола. Элементы интерьера — нары, очаги, горны, небольшие площадки с глинобитной или каменной вымосткой. По назначению помещения делятся на жил., произв. и произв.-жил. В помещениях последних двух типов осуществлялась выплавка и обработка металла (Зауральский (иткульский) очаг металлургии).

   Традиционные формы керамики: горшки и низкие широкогорлые чаши с раздутым туловом. Гребенчатым или гладким штампом орнаментировалась верхняя треть сосудов. Композиции однообразны, составлены из горизонтальных, вертикальных, наклонных параллельных оттисков, реже — взаимопроникающих заштрихованных углов, разнозаштрихованных полей. Выделено два хронологических типа посуды.

   Др. категории мат. культуры представлены медными, редко жел. вещами, а также матрицами для отливки медных изделий. Орудия труда — пластинчатые ножи, плоские и втульчатые долота, стамески, иглы, шилья, топоры-кельты. Оружие имеет скифо-савроматский облик — втульчатые и черешковые двух-трехлопастные медные наконечники стрел; наконечники копий со сплошным и прорезным пером; жел. мечи-акинаки. Украшения, предметы туалета и культа — круглые бляхи и зеркала с ушком на обороте, перстни с плоским щитком, проволочные серьги, подвески, браслеты, плоское литье: антропоморфные, зооморфные птицевидные фигурки, жел. булавки.

   Осн. формами произв. деятельности были металлургия меди, горное дело, углежжение. На базе И.К. функционировал очаг медной металлургии. Есть осн. предполагать большесемейную и клановую специализацию иткульского нас. в этом произв.

   По костным остаткам на пос. реконструируется смешанный охотничье-рыболовческий тип х-ва. В иткульском стаде присутствуют лошадь, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот. Промысловые виды — косуля, лось, сев. олень. Однако следует учесть, что высокая степень специализации в мет. произв. предполагает большие масштабы обменных операций, поэтому зафиксированное на пам. соотношение костных остатков диких и домашних животных может давать искаженную картину хоз. структуры об-ва.

   И.К. как металлоносная имела шир. связи с сопредельными тер. (см.: Зауральский (Иткульский) очаг металлургии).

   Лит.: Бельтикова Г.В. Иткульские поселения // Археологические исследования на Урале и в Западной Сибири. Свердловск, 1977; Берс Е.М. Археологические памятники Свердловска и окрестностей. Свердловск, 1954; Сальников К.В. Иткульская культура (К вопросу о Зауральском ананьине) // Краеведческие записки. Вып. I. Челябинск, 1961; Стоянов В.Е. Ранний железный век Западно-Сибирской лесостепи (Опыт классификации и периодизации). Автореф дисс. … канд. ист. наук. Свердловск, 1969.

   Бельтикова Г.В.

Поделитесь на страничке

Что такое культура, определение, особенности и характеристики культуры

Культура — это центр общества, и без культуры ни одно общество не может существовать . В этом главное отличие человека от животных. Это наследие, передаваемое из поколения в поколение. Он включает в себя все способы и формы поведения в социальной жизни. Человек рождается в среде культуры , в которой он ищет свой способ поведения и действий в данном обществе.Вы также можете найти эффектов этноцентризма .

Определение культуры

Ниже приведены некоторые важные определения культуры социологами

Определение культуры Хортона и Ханта : «Культура — это все, что разделяется и усваивается членами общества».

Тайлор определил «Это то сложное целое, которое включает в себя верования, искусство, регион, ценности, нормы, идеи, закон, учение, знания, обычаи и другие способности, приобретенные человеком как членом общества.”

Это совокупность человеческого опыта, приобретенного во время передачи наследия от одного поколения к другому, и изучение способов обучения, еды, питья, поведения, ходьбы, одежды и работы — это культура человека.

Особенности и характеристики культуры

Некоторые из важных характеристик культуры приведены ниже.

1. Культура познается

Культура не наследуется биологически, но социально опирается на человека в обществе.Это не врожденная склонность, а приобретенная человеком в результате общения с другими людьми, например пить, есть, одеваться, ходить, вести себя, читать — всему этому человек учится.

2. Культура социальная

Это не индивидуальное явление, а продукт общества. Он развивается в обществе через социальное взаимодействие. Его разделяет человек общества. Ни один человек не может приобрести его без ассоциации с другими. Человек есть человек только среди людей. Это помогает развивать качества людей в социальной среде.Лишение мужчины его общества — это лишение человеческих качеств.

3. Культура разделяется

Культура — это нечто общее. Это не что иное, как то, что может пройти индивид, но разделяемое простыми людьми территории. Например, обычаи, традиции, ценности, верования разделяются человеком в социальной ситуации. Эти верования и обычаи принимаются всеми одинаково.

4. Культура передается

Культура способна передаваться от одного поколения к другому.Родители передают своим детям культурные черты, а они взамен передают их детям и сыну. Он передается не через гены, а через язык. Язык — это средство общения, которое передает культурные черты от одного поколения к другому.

5. Культура непрерывная

Это непрерывный процесс. Это похоже на ручей, перетекающий из поколения в поколение на протяжении веков. «Культура — это память человечества».

6.Культура накопительная

Культура — это не вопрос месяца или года. Это непрерывный процесс, добавляющий новые культурные черты. Многие культурные черты заимствованы извне и поглощены той культурой, которая их заимствует, поскольку культура накапливается и сочетает в себе подходящие культурные черты.

7. Культура интегрирована

Все культурные аспекты взаимосвязаны друг с другом. Развитие культуры — это интеграция различных ее частей.Например, система ценностей неразрывно связана с моралью, обычаями, верованиями и религией.

8. Культура меняется

Он остается изменяющимся, но не статичным. Культурный процесс претерпевает изменения. Но с разной скоростью от общества к обществу и от поколения к поколению.

9. Культура варьируется от общества к обществу

В каждом обществе своя культура и свой образ поведения. Это не везде одинаково, но происходит по-разному в разных обществах.Каждая культура уникальна сама по себе — это конкретное общество. Например, ценности, обычаи, традиции, идеологии, религия, убеждения, обычаи не похожи, а различны в каждом обществе. Однако способы еды, питья, разговоров, приветствий, одевания и т. Д. В одно и то же время различаются от одной социальной ситуации к другой.

10. Культура отзывчива

Культура реагирует на меняющиеся условия физического мира. Он вмешивается в окружающую среду и помогает человеку от всех опасностей и стихийных бедствий e.грамм. наши дома несут ответственность за то, чтобы дать нам убежище и безопасность от штормов и проливных дождей.

11. Культура доставляет удовольствие

Отрадно и предоставляет все возможности для удовлетворения потребностей и желаний. Эти потребности могут быть биологическими или социальными, но их необходимо удовлетворить. Наши потребности — это еда, кров, одежда, а желания — статус, слава, деньги, секс и т. Д. — все это примеры, которые выполняются в соответствии с культурными традициями. Фактически это определяется как процесс, посредством которого люди удовлетворяют свои потребности.

12. Связаны с обществом

Последняя, ​​но не менее важная характеристика культуры, что культура и общество — одно и то же. Но если мы скажем, что эти двое — сестры-близнецы, это будет правильно. Общество — это совокупность людей, и они взаимодействуют друг с другом через него. Это связать людей в обществе.

Определение культуры

Определение культуры

КУЛЬТУРА


НЕКОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  • Культура относится к совокупному депозиту знаний, опыт, убеждения, ценности, отношения, значения, иерархии, религия, представления о времени, роли, пространственные отношения, концепции вселенной, материальные объекты и владения приобретается группой людей в течение поколений индивидуально и в группе стремление.
  • Культура — это системы знаний, разделяемые относительно большая группа людей.
  • Культура — это общение, общение — это культура.
  • Культура в самом широком смысле — это культивируемое поведение; что это совокупность усвоенного, накопленного человеком опыта, который социально передается, или, короче, поведение через социальное обучение.
  • Культура — это образ жизни группы людей — поведения, убеждений, ценностей и символов, которые они принимают, обычно не задумываясь их, и которые передаются путем общения и подражания от одного поколения к следующий.
  • Культура — это символическое общение. Некоторые из его символов включать навыки, знания, отношения, ценности и мотивы группы. Значения символы изучаются и сознательно сохраняются в обществе через его институты.
  • Культура состоит из явных и неявных шаблонов за поведение, приобретаемое и передаваемое посредством символов, составляющих отличительное достижение человеческих групп, включая их воплощения в артефактах; сущность культуры состоит из традиционных идей и особенно связанных с ними ценностей; системы культивирования могут, с одной стороны, рассматриваться как продукты действия, с другой стороны, как обусловливание влияет на дальнейшие действия.
  • Культура — это сумма усвоенного поведения группа людей, которые обычно считаются традициями этих людей и передается из поколения в поколение.
  • Культура — это коллективное программирование разума, отличает членов одной группы или категории людей от другой.

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА

  • Позиция, в которой идеи, значения, убеждения и ценности люди изучают как члены общество определяет человеческую природу.Люди — это то, чему они учатся. Оптимистичная версия культурный детерминизм не накладывает никаких ограничений на способности людей делать или быть все, что они хотят. Некоторые антропологи предполагают, что универсального «права» не существует. способ «быть человеком.» Правильный путь «почти всегда» наш путь «; «наш путь» в одном обществе почти никогда не соответствует «нашему пути» ни в каком другое общество. Правильным отношением информированного человека может быть только терпимость.
  • Оптимистическая версия этой теории постулирует, что человеческая природа бесконечно податливый, человек может выбирать тот образ жизни, который ему больше нравится.
  • Пессимистическая версия утверждает, что люди такие, какими они должны быть; этот это то, что они не могут контролировать. Люди — существа пассивные и что бы ни велела им их культура. Это объяснение приводит к бихевиоризму, который находит причины человеческого поведения в сфере, полностью неподвластной человеческому контролю.

КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛАТИВИЗМ

  • Различные культурные группы думают, чувствуют и действуют по-разному.Нет научного стандарты рассмотрения одной группы как превосходящей или низшей по своей сути по отношению к другой. Изучение различий в культуре между группами и обществами предполагает позицию культурный релятивизм. Это не означает нормальности ни для себя, ни для своего общества. Это, однако требует осуждения при работе с группами или обществами, отличными от своя. Информация о природе культурных различий между обществами, их корнях, и их последствия должны предшествовать суждениям и действиям. Переговоры с большей вероятностью добиться успеха, когда заинтересованные стороны понимают причины различий в точки зрения.

КУЛЬТУРНЫЙ ЭТНОЦЕНТРИЗМ

  • Этноцентризм — это вера в то, что собственная культура превосходит культуру других культур. Это форма редукционизма, которая сводит «другой образ жизни» к искаженная собственная версия. Это особенно важно в случае глобальных сделок. когда компания или частное лицо проникнуты идеей, что методы, материалы или идеи которые работали в своей стране, будут работать и за границей.Экологические различия: поэтому игнорируется. Этноцентризм по отношению к глобальным отношениям можно классифицировать как следующим образом:
    • Важные факторы в бизнесе игнорируются из-за одержимости определенными причинно-следственные связи в собственной стране. Всегда полезно обратиться к контрольные списки человеческих переменных, чтобы быть уверенным, что все основные факторы были учтены меньше всего учитывается при работе за границей.
    • Даже если можно признать различия в окружающей среде и проблемы, связанные с изменить, но может сосредоточиться только на достижении целей, связанных с родной страной.Это может привести к потере эффективности компании или отдельного лица с точки зрения международная конкурентоспособность. Цели, установленные для глобальных операций, также должны быть Глобальный.
    • Различия признаются, но предполагается, что связанные изменения настолько фундаментальны. что они могут быть достигнуты без особых усилий. Всегда полезно оценить затраты анализ предлагаемых изменений. Иногда изменение может нарушить важные ценности и тем самым может столкнуться с сопротивлением реализации.Стоимость некоторых изменений может превышать выгоды, полученные от внедрения таких изменений.

ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Культурные различия проявляются по-разному и на разных уровнях глубина. Символы представляют самые поверхностные и ценят самые глубокие проявления культура, с героями и ритуалами между ними.

  • Символы — это слова, жесты, изображения или предметы, несущие определенное значение, которые признается только теми, кто разделяет определенную культуру.Легко появляются новые символы, старые исчезают. Символы из одной конкретной группы регулярно копируются другими. Этот вот почему символы представляют собой самый внешний слой культуры.
  • Герои — это люди, прошлые или настоящие, настоящие или вымышленные, обладающие характеристиками которые высоко ценятся в культуре. Они также служат образцом поведения.
  • Ритуалы — это коллективные действия, иногда излишние для достижения желаемых целей, но считаются социально важными.Поэтому они выполняются в большинстве случаев ради них самих (способы приветствия, уважения к другим, религиозные и социальные обряды и т. д.).
  • Ядро культуры составляют ценности. Это широкие тенденции предпочтений определенное положение дел для других (добро-зло, правильное-неправильное, естественное-неестественное). Многие ценности остаются бессознательными для тех, кто их придерживается. Поэтому их часто нельзя обсуждены, и они не могут быть непосредственно рассмотрены другими. Значения могут быть выведены только из как люди действуют в разных обстоятельствах.
  • Символы, герои и ритуалы являются материальными или визуальными аспектами практики культура. Истинный культурный смысл практик нематериален; это раскрыто только когда практика интерпретируется инсайдерами.

Рис. 1. Проявление культуры на разных уровнях глубины


СЛОИ КУЛЬТУРЫ

Люди, даже принадлежащие к одной культуре, несут в себе несколько уровней ментального программирования. самих себя.Различные слои культуры существуют на следующих уровнях:

  • Национальный уровень: связан с нацией в целом.
  • Региональный уровень: связан с этническими, языковыми или религиозными различиями, которые существуют внутри нации.
  • Гендерный уровень: Связан с гендерными различиями (женский и мужской)
  • Уровень поколения: Связан с различиями между бабушками и дедушками и родителями, родители и дети.
  • Уровень социального класса: связан с образовательными возможностями и различиями в род занятий.
  • Корпоративный уровень: связан с особой культурой организации. Применимо к тем, кто работает.

ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Переменная может быть операционализирована с помощью методов единичной или составной меры. А метод единого измерения означает использование одного индикатора для измерения области концепция; метод составной меры означает использование нескольких показателей для построения индекс для концепции после эмпирической выборки предметной области.Хофстеде (1997) разработал метод составного измерения для измерения культурных различий. среди разных обществ:

  • Индекс дистанции власти: индекс измеряет степень неравенства, которая существует в общество.
  • Индекс избегания неопределенности: индекс измеряет степень, в которой общество чувствует угрожают неопределенные или неоднозначные ситуации.
  • Индекс индивидуализма: индекс измеряет степень индивидуализма в обществе. Индивидуализм относится к слабо связанным социальным рамкам в обществе, в котором люди должны заботиться только о себе и своих ближайших родственниках.Другой конец спектр будет коллективизм, который возникает, когда есть жесткие социальные рамки в какие люди различают группы внутри и вне; они ожидают своих групп (родственники, кланы, организации) заботиться о них в обмен на абсолютную лояльность.
  • Индекс маскулинности (достижения или отношения): индекс измеряет степень, в которой доминирующие ценности напористость, деньги и вещи (достижения), не заботясь о других или качестве жизнь. Другой Конец спектра — женственность (отношения).

УЧЕТ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Культурная осведомленность:

  • Прежде чем приступить к выполнению глобального задания, вероятно, необходимо идентифицировать культурные различия, которые могут существовать между родной страной и страной ведения бизнеса операция. Если существуют различия, необходимо решить, насколько практика страны происхождения может быть адаптирована к внешней среде.В большинстве случаев различия не очень очевидны или ощутимы. Некоторые аспекты культуры можно изучить осознанно (например, методы приветствия), некоторые другие различия усваиваются подсознательно (например, методы решения проблем). Повышение культурной осведомленности может непростая задача, но после выполнения она определенно помогает эффективно выполнять работу в чужая среда.
  • Обсуждения и чтение о других культурах определенно помогает повысить культурную осведомленность, но представленные мнения должны быть тщательно взвешены. Иногда они могут представлять необоснованные стереотипы, оценка только подгруппы определенной группы людей, или ситуация, которая с тех пор претерпела кардинальные изменения. Всегда полезно получить разные точки зрения на одну и ту же культуру.

Кластеризация культур:

  • Некоторые страны могут иметь много общих атрибутов, которые помогают формировать их культуру (модификаторы может быть язык, религия, географическое положение и т. д.). На основании этих данных, полученных из прошлые кросс-культурные исследования, страны могут быть сгруппированы по сходству в ценностях и отношения.При перемещении внутри кластера различий можно ожидать меньше, чем при перемещении. из одного кластера в другой.

Определение степени глобального участия:

  • Не все предприятия, работающие в глобальном масштабе, должны иметь одинаковую степень осведомленности о культуре. На рисунке 2 показано, насколько компании необходимо понимать мировую культуру в разные уровни вовлеченности. Чем дальше компания уходит от единственной роли ведя внутренний бизнес, тем лучше понимать культурные различия.Переезд вовне по более чем одной оси одновременно делает необходимость построения культурного осознание еще более важно.

Рис. 2. Культурная осведомленность и степень глобального участия


Артикул:

Хофстеде, Г. (1997). Культуры и организации: программное обеспечение разума. Новый Йорк: Макгроу Хилл.


Некоторые Последние публикации


Культура Шоковые вызовы Фирмы, ищущие заграницу

The U.S. строительство промышленность всегда имела большой опыт выигрывает работу за границей, но местами соблазняет реконструкцию например, Афганистан и Ирак могут привлечь к себе некоторые фирмы. Большой международные фирмы имеют много ресурсов для работы с огромные проблемы работы на глобальном рынке. Но массовый восстановление стран, опустошенных войной, может сбить с толку их.

Политические и физические риски являются самыми коварными и должны быть считаться с.Нельзя игнорировать языковые и культурные различия. Разумное их решение может открыть множество возможностей для достижения успеха.

Конференция правительства США по восстановлению Афганистана, проведенная в Чикаго на прошлой неделе очень подробно рассказал о своих возможностях. Эти информационно-пропагандистские программы — хорошее начало, потому что многим фирмам необходимо обучение как работать за границей. Первый урок — отказаться от этноцентрических взглядов, которые мир должен приспособиться к нашему методу заключения контрактов, а не к наоборот.

На отдельном заседании, также состоявшемся на прошлой неделе в Чикаго, ENR представила вместе строительство руководителей в годовом руководстве конференция. Американские фирмы заинтересованы в планах Китая по строительству Олимпийских игр и другую работу, особенно тех, кто готов терпеливо выслушать перевод, услышал богатые подробности от китайских представителей.

Терпение, внимательность и чуткость — редкость строительство черты характера, но они могут помочь в культурах отличных от наших своя.

Язык и культурные различия могут быть коварными при переговорах.

[ENR (2003). Культурный шок бросает вызов компаниям, ищущим заграницу. Vol. 250, № 23. Новое Йорк: Макгроу Хилл.]


Смотрим ли мы глазами в глаза? Значение культурных различий для исследований в области межкультурного менеджмента и Практика

Аннотация

Хотя наблюдение — это общей методики исследования, мало внимания уделялось влиянию культура суждения наблюдателя.Эти исследования утверждают, что соображения культурных различий имеет решающее значение при применении методов наблюдения в кросс-культурные исследования, а также в прикладных контекстах перформанса оценка и международный менеджмент. Лабораторное исследование было проведено изучить возможность расхождений в оценках наблюдателей среди азиатских Американские и кавказские американские подданные. Результаты исследования подтверждают важность культурных влияний в исследованиях и управлении.

[Ли и Караковски (2001).Мы Сходиться во взглядах? Последствия культурных различий для межкультурных Управленческие исследования и практика. T . Психологический журнал , 135 (5), 501-517.]


Что такое культура?

Представлять Соединенные Штаты и американцев, живя и работая за границей, — это честь и привилегия. В то же время отвечать на вопросы от имени нации и ее народа может быть ошеломляющим и пугающим, особенно учитывая разнообразие американского опыта.Каждому американцу, живущему или работающему за границей, нужны навыки и уверенность, чтобы вежливо и содержательно отвечать на сложные вопросы, уважая при этом многие культурные реалии всех межличностных контактов.

Этот интерактивный ресурс, Так вы американец? Руководство по ответам на сложные вопросы за рубежом предназначено для развития навыков и уверенности в ответах на сложные вопросы о культуре и национальности. В частности, этот ресурс ориентирован на обработку повседневных запросов от любопытных людей со всего мира.Вы когда-нибудь прыгали в такси и задавались вопросом: «Почему американцы так любят свое оружие?» или какой-то такой вопрос погряз в истории, культуре и ценностях? Или вы были на местном рынке, пытаясь купить подарок, и были удивлены, что то, что должно было быть 10-минутной встречей, превратилось в 45-минутный ритуал чаепития, презентации товаров и подробного объяснения процесса ремесленника?

Так ты американец? Руководство по ответам на сложные вопросы за рубежом — это онлайн-ресурс, созданный Институтом дипломатической службы Государственного департамента для всех американцев, живущих и работающих за границей, которые хотят подготовиться к множеству неофициальных и неофициальных вопросов, которые они получат, находясь за границей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *