Где жил соловей разбойник: Где на самом деле обитал Соловей разбойник

Содержание

Где на самом деле обитал Соловей разбойник

Русские былины с детских лет знакомы каждому жителю нашей страны. При этом большое количество исследований посвящено тому, кем на самом деле являлись былинные богатыри. В то же время об их противниках практически ничего не известно. Вместе с тем было бы интересно узнать, кем в реальной жизни являлся, например, Соловей-разбойник: птицей или человеком и где находилось его разбойничье логово?

Соловей разбойник: герой «средневековых комиксов»

Самое невероятное, что если история Ильи Муромца хорошо известна, а в Киево-Печерской Лавре даже покоятся останки прототипа легендарного богатыря, то происхождение Соловья-разбойника покрыто мраком тайны. Ни в одной из былин нельзя найти «биографии» этого отрицательного персонажа. Исходя из текста былин, можно лишь предположить, что он являлся либо птицей-оборотнем либо обычным разбойником. Если верить лубочным картинам, широко распространенным на Руси, в XVII веке, то Соловей-разбойник все же представляется именно бандитом с большой дороги, а не мифическим существом, как можно было бы предположить сначала.

Если бы он был неким сказочным персонажем, то его так бы и изображали, как птицу-Сирин дуальным существом. Но, нет, Соловей – разбойник всегда описывается, как обычный человек.

Разбойник по фамилии Соловьев

Анализируя имя разбойника, с которым боролся Илья Муромец лингвисты пришли к выводу, что ничего странного в нем нет. В средневековой Руси людям часто давали прозвища, посвященные тому или иному животному, которые с течением времени трансформировались в фамилии. Хорошо известно, что царский род «Романовых» берет свое начало от боярина Андрея Кобылы. Знаменитый разбойник Голуб орудовал в центральной России во времена Ивана Грозного. У покорителя Сибири Ермака в соратниках числились бывшие грабители Сокол и Петух. Так, что если бы потомки Соловья-разбойника дожили до наших дней, не изменив своему ремеслу, их бы знали под фамилией Соловьевы.

Где расположен дуб Соловья-разбойника?

Место обитания Соловья-разбойника согласно тексту былин – гнездо на трех, семи, девяти или сорока дубах. Конечно, человеку не пристало жить на дереве, но для бандитской засады оно подходит как нельзя лучше. Впрочем, в истории средневековой Европы существовала популярная традиция постройки домов на деревьях. В 1873 году историк немецкого происхождения Ф. Либнехт подробно описал некий дом крестоносцев расположенный на большом раскидистом дубе в Польше. Самое интересное, что если установить, кем являлся прототип Соловья-разбойника, сегодня не представляется возможным, то место его обитания — известно. Если проложить прямой маршрут из Мурома в Киев, то дорога, действительно, пройдет через Чернигов. Именно здесь былинный Илья Муромец и повстречал Соловья-разбойника на опушке дремучих Брянских лесов. Переложив текст былины на топографическую карту, можно увидеть, что между Киевом и Черниговым находятся Брынские или Брянские леса.

Родовое имение Соловья-разбойника

При этом интересно отметить, что вблизи Брянских лесов находится город Карачев, около которого протекает речка Смородиновка.

Но, ведь именно около, считающейся легендарной реки Смородины Илья Муромец и встретил Соловья-разбойника. Дальше еще интереснее: в полутора десятках километров от города расположено село с необычным названием «Девять дубов». В былине же прямо говорится о том, что Соловей-разбойник восседал на девяти дубах, а рядом в селении жили его многочисленные родственники. 14 апреля 1890 года «Московские ведомости» опубликовали сообщение жителя Карачева, который заявил, что местные старожилы знают точное место битвы Ильи Муромца и Соловья-Разбойника. По его словам даже жив пень, на месте которого росли девять дубов, где находилась засада Соловья-разбойника. Учитывая, что дубы имеют срок жизни до 900 лет. Эти слова вполне могли быть правдой. Получается, что Соловей-разбойник вместе со своей семьей жил в селении Девять дубов в 13 километрах от города Карачева в Черниговской области. Логично предположить, что современное население этого села, является потомками знаменитого разбойника.

В логове Соловья-разбойника. Новости. Первый канал

На исторической родине Соловья-разбойника сегодня побывал наш корреспондент Дмитрий Разворотнев.

Обитатели деревни Девять Дубов живут среди сказок и легенд. Они помнят, как у реки Смородины сошлись на Калиновом мосту в смертельном поединке их земляк Соловей-разбойник с легендарным богатырeм Ильeй-Муромцем. Соловей, как известно, проиграл. Во всяком случае, местные жители уверены — именно так всe и было. А свистеть в Девяти Дубах до сих пор умеют не хуже любого Соловья-разбойника.

В новогодние праздники по орловской деревне Девять Дубов эхом разносятся необычные звуки. И прямо мурашки по коже. То свист оглушит среди ночи, то зверем кто-то зашипит.

В национальном парке «Орловское полесье» обитает самое крупное в России вольное поголовье зубров. И вот одни считают, что это животные шумят. Но Мария Михайловна говорит: ничего подобного. Тут сама земля звучит сказочно. Уже не одно столетье местные бабушки пересказывают своим внукам, что именно здесь в Девяти Дубах промышлял нечистым делом былинный разбойник Соловей.

Разбойник Соловей Одихмантьев сын — по легенде — день и ночь сидел в кроне вот такого раскидистого дуба. А что? Очень удобно. С высоты хорошо просматривается древний Карачевский тракт. По нему в то время ездили из Владимира в Киев торговые люди. То ли условный знак это был, то ли мера устрашения. Но — известное дело: Соловей лихо свистел. Говорят, даже лошади с ног валились от страха. Затем спрыгивал разбойник и шел собирать дань за проезд через его деревню.

Орловские историки изучили старинные описания разбойничьего логова: «…Да у той ли речки у Смородины, у того креста у Леванидова, сидит Соловей Разбойник на сыром дубу…» Покопались ученые и сами ахнули. Все сходится. И дубы — их тут девять, как в названии деревни. Рядом дорога древняя в Киев. И течет река за околицей с тем же вкусным названием.

Самое удивительное, что речка Смородинка до сих пор сохранилась. И люди даже говорят о Калиновом мостке. Народная память хранит гораздо больше, чем мы можем представить. Шлиман когда-то откопал Трою, опираясь только на народные предания…

Ученые полагают, что Соловей никому не подчинялся. И, если говорить современным языком, у него был абсолютно незаконный бизнес. Захватил себе дорогу и деньги вымогал. Ну, кому такое понравится? И вот «ко речке ко Смородине», по легенде, и подъехал Илья Муромец. Да и победил Соловушку. И отвез пленного в Киев князю Владимиру.

Впрочем, у разбойника остались в Девяти Дубах три дочери и три зятя, а там, глядишь, и внуки пошли. Вот и местные мужики, — может, гены сказываются, — так свистят от души, что и зубры вздрагивают.

Соловей-разбойник. 101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда

Соловей-разбойник

Соловей-разбойник является персонажем поздних славянских легенд и былин, в основном, киевского цикла. Этот персонаж сочетает в себе черты птицы, злого волшебника и одновременно богатыря, способного участвовать в сражении с силачами, представителями рода человеческого.

Соловей-разбойник является также более поздним аналогом чудовищ змееподобной породы. Это человек-оборотень. По легенде, Соловей-разбойник жил в лесах под Черниговом около речки Смородины и в течение 30 лет сторожил дорогу в Киев, никого туда не пропуская, оглушая путешественников чудовищным свистом и ревом.

У Соловья-разбойника было гнездо на семи дубах. В легенде также говорится о том, что у него имелся терем и три дочери. Былинный герой Илья Муромец не испугался чудовища и вступил с ним в бой, во время которого свист Соловья-разбойника повалил весь лес в округе. Богатырь привез плененного злодея в Киев, где князь Владимир ради интереса попросил Соловья-разбойника посвистеть — чтобы проверить, правду ли говорит молва о суперспособностях этого злодея. Соловей, конечно же, свистнул, да так, что чуть не разрушил половину города. После этого Илья Муромец увез его в лес и отрубил голову. Соловей-разбойник в дальнейшем выступил помощником Ильи Муромца в бою.

Этот разбойник представляет собой сложный образ мифического князя-оборотня, в котором проявляются черты птицы и человека.

Он свил себе на двенадцати дубах гнездо, залег на дороге в Киев и тридцать лет никого по ней не пропускал. Это событие имеет символический смысл. Оно непосредственным образом связано с историей взаимоотношения русских князей с соседями, в частности, с половцами. Они мешали северным князьям в торговле с южными рынками, нападали на караваны и грабили их. Поэтому в 1185 году князь новгород-северский Игорь Святославович предпринял поход на половцев. Его целью было овладение рекой Дон и городом Тмутаракань. Эта территория в конце XII века входила в состав Половецкой земли. В X–XIII веках эти прямоезжие дороги перехватывали не только половцы, но также печенеги, еще раньше хазары, а позднее с XIII по XVI века волжские или крымские татары. Очищение этих дорог от «соловьев-разбойников», в воображении составляющих былины, имело политическое значение, поэтому они поэтизировали героев-борцов с врагами, усиливая вражьи черты таким образом, что они представляли собой нереальных по мощи и внешнему виду персонажей.

В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» борьбу Ильи Муромца с Соловьем-разбойником можно трактовать, как символическую борьбу неподкупного добра со злом. Когда жена Соловья-разбойника хотела подкупить Илью Муромца, поскакал он к Соловьиному гнезду, натянул тетиву и пустил стрелу, которая угодила Соловью в правый глаз и вылетела через левое ухо. Так раненого Соловья Илья связал ремнями сыромятными и подвязал к левому стремени. В тот же час разбойник понял, что попал в крепкие руки и что больше на свободе жить не будет.

Образ Соловья-разбойника напоминает мифологических героев, которые превращались в зверей, чаще всего в птиц. В былине разбойник принял вид соловья, который свистал по-соловьиному, рычал по-звериному, шипел по-змеиному. Ужасный звук парализовал и обессиливал противников. Богатырь, несмотря на опасность, сражается с разбойником. Мир, который изображен в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник», кажется сказочным, но при ее прочтении появляются различного рода исторические параллели.

Миф и история переплетаются.

Некоторые современные исследователи трактуют образ Соловья-разбойника, как образ типичного уголовника из верхов общества, что по нынешним меркам, вероятно, сравнимо с высокопоставленным чиновником-коррупционером. На тот факт, что Соловей-разбойник, символизирующий собой определенного злодея, принадлежит к верхам общества, наводит обращение его дочерей к богатырю Илье Муромцу, как «мужичище-деревенщине». Сам Соловей-разбойник, похоже, деревенщиной себя отнюдь не считает. Но этот «деревенщина» и задает разбойнику в конце концов, вывозит в чисто поле и срубает голову, чтобы не бесчинствовал на дорогах, где добры люди ходят.

Сам по себе соловьиный свист может также ассоциироваться с соловьиными трелями, которые в переносном смысле означают увод человека от истины, заговаривание зубов, ложь. В этом вероятно и виделся авторам былинного и сказочного образа Соловья-разбойника настоящий разбой на дороге жизни. Потому что, если поведешься на эти трели, потеряешь иногда не только время жизни, но и самого себя. В этом образе также проскальзывают черты христианского лукавого, сатаны, сбивающего человека с истинного пути своими наваждениями, которые можно расценить как свист, от которого ничего в жизни не разберешь.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Соловей-разбойник. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

Соловей-разбойник

В восточнославянских мифах и былинном эпосе Соловей-разбойник – чудовище – противник героя; расправляется с врагами страшным свистом. Сродни Змею – рогатому соколу (соловью) в белорусском эпосе. Сидя в своем гнезде на двенадцати дубах, Соловей-разбойник перекрывает дорогу в стольный град Киев, никого не пускает. Герой (в былинах богатырь Илья Муромец) выдерживает страшный свист Соловья-разбойника, вступает с ним в поединок, попадает ему стрелой в правый глаз. Потом везет в княжий двор, где Соловей-разбойник демонстрирует свои сверхъестественные свойства: разрушает свистом княжий терем, валит с ног людей. Илья Муромец в конце концов убивает Соловья-разбойника и сжигает его, что напоминает общеславянский миф о поединке громовержца и его змеевидного противника.

Интересными являются исследования краеведов Броварского района Киевской области (Владимира Гузия, Николая Барбона и др. , газета «Сегодня», 28 октября 2001 г.):

«…Былины и предания о Муромце и Соловье сохранились в селах в округе Броварского леса – Княжичах, Броварах, Требухове, Зазимье, Погребах, Рудне.

Кто же такой Соловей? В сборнике броварского фольклора 1923 года есть предание, которое рассказывает об основании Броваров: «В лесу Броварском жил Соловей, у которого было двадцать помощников. Разбойники наворовали девушек и поставили несколько хат. Женщины хозяйничали, варили, а мужчины ходили по добычу». Кстати, остатки древнего дубового бора сохранились и сегодня.

Соловей был малым удельным сиверским князем, который удерживал возле днепровских переправ свое языческое полукняжество. Как и его далекий предок, князь Кий, Соловей брал налог с пешего и конного на переправе через Днепр. Его богатырские заставы на торговых заднепровских дорогах приносили серьезную прибыль, обеспечивая политическую автономию. Одна из резиденций Соловья находилась в лесу, на реке Дарница (ныне урочище Дворец в селе Княжичи).

Дарница протекала довольно далеко от древнего Киева, и не киевский, а местный князь брал тут подати-дары. На северной торговой дороге также была своя Дарница (ныне – сельский уголок в селе Липки) и поселение Соловья – Кутузово (В. Гузий предполагает, что с. Кутузово – ныне с. Погреба, потому что в погребах-кутузках в древности удерживали пленников). В нем был перевоз и стоял еще один дворец – Зазимный, где жила семья Соловья. Третий дворец известен как урочище на Трубеже возле с. Русаново. Там и сегодня распространена фамилия Соловей. Ее носит почти треть сельских жителей. А в селе Рудня до сих пор ходят легенды о двух братьях-близнецах с такой фамилией, которые жили тут сто лет тому назад, прославляя себя недюжинной силой до глубокой старости…

Предание называет Соловья «Рахмановым сыном». Слово «рахман» (брахман) имеет индоевропейские корни и означает принадлежность к высшему социальному сословию. Еще одно из известных имен Соловья – Будимирович. В 1616 году правитель Броварского края – Янович позаимствовал историческое имя Соловья, давая понять жителям края, что он тоже «будит мир» восстанием против поляков (будимир означает «петух»).

Что ж не поделили Соловей и Муромец? Былины южно-киевского (сиверского) цикла (который существовал параллельно официальному киевскому циклу и был своеобразным андеграундом) рассказывают о столетней борьбе сиверцев с варягами, язычников с христианами. Муромец – чужак-завоеватель, который принял христианскую веру, Соловей – местный князь-язычник, который защищает славянскую независимость от наемников и князей вражьего варяжского племени.

Князь Владимир. Рисунок из Киево-Печерской иконописной мастерской

…Князь Владимир родом из Новгорода, и в Киеве не было его приверженцев. Потому он позвал мужей из муромы, вятичей, кривичей заселять грады на Десне, Остре и Трубеже. На этот призыв отозвался и Муромец.

…По дороге на Киев язычник Илья становится христианином. А свою новую родину называет землей Святорусской. Он побеждает непокорных черниговских мужей. В другом варианте – трех царевичей-бунтовщиков. Сиверский (черниговский) царь дает ему описание Соловьиной заставы, где на семи дубах сидит Соловей. Это действительно была приграничная сторожевая застава, похожая на позднюю казацкую заставу, где казаки делали ложа на дубах. У такой заставы был и чисто броварской вариант названия – выглядка (известное одноименное урочище над Трубежем).

Прямоезжая дорога из Киева в Чернигов – это старая Киевская Летняя, или Дуковая, дорога. Она проходила возле острова Мурома через село Погреба. По преданиям, здесь держала перевоз через Днепр старшая дочь Соловья-разбойника Елена Сиверянка» («Соловей-разбойник – основатель Броваров». Людмила Поветкина, газета «Сегодня», 28 октября 2001 г., Киев).

Имея точное описание, Муромец тайком подкрался к заставе Соловья, ранил его в правый глаз. То, что Соловей кричал по-звериному и свистел по-птичьему – древние охотники умело повторяли крик ночных пугачей-сычей и рык лесных туров, предупреждая своих и пугая неприятеля. Везя Соловья-отца в клетке, Муромец шантажирует его двенадцать сыновей и дочь Елену Сиверянку, которые пытаются освободить отца, и заставляет их везти в Киев богатые дары. Соловей в Киеве не подчинился, свысока отнесся к богатырям Алеше Поповичу и Добрыне и был убит.

«Позже, как рассказывают броварские предания, Соловья похоронили по сиверскому обычаю: тело сожгли на тополином костре, совершили над ним тризну. Прощаться с вождем пришли все поборники старой веры. Пепел и обугленные кости положили в горшок и закопали. Над ними насыпали курган-могилу.

После смерти Соловья его родных и волхвов сожгли вместе с Зазимным двором приверженцы князя Владимира. Позже на пепелище зять Владимира Мономаха Всеволод Давидович, князь Городецкий, основал свою зимнюю вотчину – Зазимье…» (Людмила Поветкина).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Свист особой силы. Кем на самом деле был Соловей-разбойник

Говорят, не свисти – денег в доме не будет. Или чего хуже – накличешь беду и вызовешь злых духов. Еще в давние времена наши предки наделяли свист особенной силой. У Соловья-разбойника он вообще был главным оружием. Своим свистом это чудовище могло не просто оглушить человека, а даже поднять ураганы и смести целые города. Кто-то называет Соловья-разбойника змеем, другие считают, что он был драконом с девятью головами. Но и в том, и в другом случае он представлял собой серьезную угрозу. По приданию, Соловей целых 30 лет сидел на 12 дубах и не давал людям пройти к Киеву – просто сдувал их. Кто же смог победить разбойника – выяснила корреспондент «МИР 24» Екатерина Макарова.

То ли свирепый зверь с птичьими крыльями, то ли человек-злодей. Однозначного представления о Соловье-разбойнике в легендах и былинах не найти. Ясно одно: это чудище наводило на людей животный страх. Сидя в своем гнезде на 12 дубах, Соловей-разбойник 30 лет стерег дорогу в Киев и встречал путников ревом, которым мог и убить. Победить Соловья-разбойника удалось только Илье Муромцу. По одним преданиям, богатырь его убил, а по другим – сделал своим помощником в битвах.

«Русский эпос дал Соловью-разбойнику все отрицательные черты, но в то же  время показывает его достаточно доверчивым. Своим детям он говорит, что не надо сражаться с богатырем, который его полонил, предлагает его угостить, вдруг он смилостивится и тогда отпустит. Разбойник доверчиво едет вместе с Ильей Муромцем в Киев-град, где по просьбе князя Владимира демонстрирует свой богатырский посвист», – рассказала фольклорист Мария Нефедова.

В некоторых былинах Соловья-разбойника описывают как семьянина. У него есть жена, дети и большой двор. Историки считают, что на самом деле это был удельный князь, который не захотел подчиняться воле киевского правителя. По другим сведениям, Соловей был лесным бандитом.

В русском эпосе Соловей-разбойник часто ассоциируется с монголо-татарскими захватчиками. Потому что, как и они, Соловей долгое время держал в страхе всю русскую землю, и, возможно, свист его был не просто устрашающим. Это мог быть тайный язык. Со временем свист Соловья-разбойника стали обыгрывать в народном творчестве.

«Раньше свистели на бересте, отрывали от берез кусочек коры и на ней свистели. Сейчас удобней свистеть на целлофановой пленке. Можно и пальцами, но на бересте получается более соловьиный свист – можно изображать соловья и подражать разным птицам», – говорит солист ансамбля «У барина» Сергей Брянский.

«Долгое время свист ассоциировался с каким-то негативом, считалось, что если человек свистит, он может деньги просвистеть и все свое имущество. Но потом люди поняли, что свист показывает и молодецкую удаль, залихватство, это стало использоваться в русских народных песнях», – отметил руководитель ансамбля «У барина» Виктор Баринов.

Артистов фольклорного ансамбля суевериями не запугать. Шутят, Соловей-разбойник всю жизнь свистел и не бедствовал – богатство у него только прибавлялось. Кстати, считается, что у Соловья-разбойника было отчество Ахматович или Рахматович. А «рахман» в переводе с арабского значит веселый и бесшабашный — никакого намека на злодейство.

Екатерина Макарова

Соловей-Разбойник. Соловей — разбойник — кто он?

Соловей-Разбойник. Соловей — разбойник — кто он?

Еще с детства нам знакомы сказки о подвигах русского богатыря Ильи муромца и разбойничьих выходках противненького свистуна по прозвищу соловей. О муромце известно, что он — реальная историческая личность, его останки хранятся в пещерах киево-печерской лавры. А как насчет соловья? Оказывается, и он жил на самом деле. Неплохо устроившись на. Киевских землях.

Так уж сложилось, что для советских мальчиков и девочек рассказы о соловье ходили в паре с рассказами о муромце. Отдельно соловей как бы не существовал. Тем не менее в украинских селах из поколения в поколение передавались предания о князе по фамилии соловей, который, по всей видимости, и стал прототипом былинного разбойника. Существует даже версия, что название броварского района киевской области пошло от «Бравых» или «боровых» воров, поселившихся в здешних лесах во времена киевской Руси.

Все приведенные ниже результаты исследования «дел Давно Минувших Дней» принадлежат местным жителям: историкам, археологам, фольклористам. В учебниках и книгах по истории информация по этому поводу попросту отсутствует. Дело в том, что броварской край каким-то образом «Выпал» из общей истории нашего государства. Сегодня броварчане постепенно заполняют пробелы, собирая по крупицам подробности жизни своих предков, которые веками умышленно перекручивались или умалчивались.

Князь и двадцать разбойников.

— жизнь, описанная в сказках, на самом деле не была такой уж сказочной, — рассказывает краевед Владимир гузий. — древние исторически летописи в свое время поддавались цензуре княжеской власти, вследствие чего приобрели идеологическую окраску. Именно так появились герой муромец и антигерой соловей. Былины и предания о них сохранились в селах в округе броварского леса — княжичах, Броварах, требухове, зазимье, погребах, Рудне.

Кто же такой соловей? В сборнике броварского фольклора 1923 года есть предание, рассказывающее об основании Броваров: «в лесу броварском жил соловей, у которого было двадцать помощников. Разбойники накрали девчат и поставили несколько хат. Женщины хозяйничали, варили, а мужчины ходили за добычей». Кстати, остатки древнего дубового бора сохранились и по сей день.

Соловей был малым удельным сиверским князем, который держал возле днепровских переправ свое языческое полукняжество. Как и его далекий предок князь кий, соловей брал налог с пешего и конного, переправляющегося через Днепр. Его богатырские заставы на торговых заднепровских дорогах приносили немалую прибыль, обеспечивая политическую автономию. Одна из резиденций соловья находилась в лесу, на реке дарница (ныне это урочище двирец в с. княжичи.

Дарница протекала довольно далеко от древнего Киева, и не киевский, а местный князь брал здесь налог — дар. На северной торговой дороге тоже была своя дарница (теперь — сельский уголок в с. летки) и поселение соловья — кутузовое (Николай гузий предполагает, что с. кутузовое — ныне с. погребы, потому что в погребах — кутузках в древности держали узников. В нем был перевоз и стоял еще один дворец — зазимний, где жила его семья. Третий дворец как урочище на Трубеже возле с. Русанова известен. Там и сегодня распространена фамилия соловей. Ее носит почти треть сельских жителей. А в с. Рудня до сих пор ходят легенды о двух братьях — близнецах с такой фамилией, которые жили здесь сто лет назад, славясь недюжинной силой до глубокой старости. Не генетическая ли наследственность древнего рода?

Предание соловья «Рахмановым Сыном называет». Слово «Рахман» (брахман) имеет индоевропейские корни и обозначает принадлежность к высшему социальному сословию. Еще одно из известных имен соловья — Будимирович. В 1616 году правитель броварского края — Янович, принял историческое имя соловья, давая понять жителям края, что он тоже «Будит мир» восстанием против поляков (Будимир значит «петух».

Крестовый поход муромца.

Что же не поделили соловей и муромец? Былины южно — киевского (сиверского) цикла (который существовал параллельно официальному киевскому циклу и был своеобразным андеграундом) рассказывают о столетней борьбе сиверцев с варягами, язычников с христианами. Муромец — чужак — завоеватель, принявший христианскую веру, соловей — местный князь — язычник, защищающий славянскую независимость от наемников и князей вражеского варяжского племени.

Дело в том, что князь Владимир родом из Новгорода, и в Киеве не было его сторонников. Поэтому он бросил клич мужам из чуди, муромы, вятичей, кривичей заселять грады на десне, Остре и Трубеже. На сей клич отозвался и муромец. Кстати, академик Петр толочко, исследуя систему киевских крепостей, трактует их строительство не так для потребностей защиты от степовиков, как для поселения чужаков в противовес местному боярству.

Так вот, по дороге в киев язычник Илья становится христианином. А свою новую родину землей святорусской называет. Он непокорных черниговских мужиков побеждает. В другом варианте — трех царевичей — бунтарей. Сиверский (черниговский) царь дает ему описание соловьиной заставы, где на семи дубах сидит соловей. Это действительно была приграничная сторожевая застава, похожая на позднюю казацкую, где казаки делали ложа на дубах. У такой заставы был и сугубо броварской вариант названия — выглядка (известно одноименное урочище над трубежом.

Прямоезжая дорога из Киева в Чернигов — это старая киевская летняя или дуковая дорога. Она проходила возле о. муромец, через с. погребы. По преданию, здесь держала перевоз через Днепр старшая дочь соловья — разбойника Елена сиверянка. В былине также упоминается река смородинка, которая протекала вблизи соловьиных дубов, в другом варианте — где леванидов крест. Краеведы утверждают, что речь идет о реке плоская руда, второе название которой смолянка. Местные жители назвали ее так из-за черного, торфяного, цвета воды. Это ведет к народной цветовой ассоциации: черный — смоляной — смородиновый. А вот ручеек колодня, протекающий около с. Рудня, может служить объяснением былинному «Дорожка Заколоденна». Имеются сведения о «Диких» дорогах, которые перекрывали столбами поваленных деревьев против вражеской конницы. Вот почему конь муромца так часто спотыкается.

Свист вместо меча.

Итак, получив точные данные о местонахождении заставы, русский богатырь с отрядом напал ночью, внезапно. Соловью выбили правый глаз и он свалился с дерева, став легкой добычей. Ведь воевал соловей не с оружием, а с помощью звериного крика и птичьего свиста. Согласно былине, «Муромцы» услышали неизвестный в северных краях рев трубежских туров. Разбойники соловья, как опытные охотники, могли ему подражать, так же как и свисту ночного пугача — сыча, который предвещает несчастье.

Илья хотел убить князя, вынуть сердце — душу, но тот попросил оставить душу на покаяние (вероятно, речь идет о каком-то неизвестном языческом обычае. Муромец требует от разбойника: «скажи, где твоя казна золотая лежит! » Тут проявляется истинный интерес Ильи, ведь соловей, как удельный князь, был небеден. Муромец посадил пленного в клетку (как позднее, по московскому обычаю, Степана Разина. А возле с. погребы он встречает двенадцать сынов — соловьят. Они хотят помочь отцу, но соловей отговаривает. Почему? Может, силы были неравными и отцу было жаль детей. Муромец ставит ультиматум: «Если вы, Соловьята, не Привезете в Киев Свои Пожитки, то Всем вам — и Молодому, и Старому — Смерти не Минуть».

Старшая дочь соловья тоже хотела освободить отца: «как подъехал богатырь к дому соловьиному, выскочила Елена на широкий двор, схватила палицу чугунную и замахнулась ею на Илью муромца. Захотела ударить его по буйной голове. Но знал Илья муромец увертки богатырские и увернулся он от удара великого. Удар ему лишь по правой руке пришелся».

В Киеве плененный и раненый соловей вел себя достойно. Алешу поповича обругал, Добрыню назвал слугой, а великому киевскому князю заявил: «не твой я холоп, не служу тебе! » Согласно былине соловья убили, а тело бросили на растерзание собакам. Тут сразу возникают ассоциации с убийством суздальцами Андрея боголюбского, чье тело тоже выкинули на улицу. Позже, как рассказывают броварские предания, соловья похоронили по сиверскому обычаю: тело сожгли на тополином кострище, отслужив над ним тризну. Попрощаться с вожаком пришли все поборники старой веры. Пепел и обугленные кости положили в горшок и закопали. Сверху насыпали курган — могилу.

Могилу соловья сровняли с землей.

— после смерти соловья его родных и волхвов сожгли вместе с зазимним двором сторонники князя Владимира, — продолжает рассказ краевед Николай барбон. — позже на пепелище зять Владимира Мономаха Всеволод Давидович, князь Городецкий, основал свою вотчину, пригодную для проживания зимой — село зазимье.

Вплоть до 60-х годов прошлого века в урочище стыгло (возле одноименного озера) возвышался курган. С детства помню, как местные старики утверждали, что это могила соловья. Говорили и о его несметных сокровищах, зарытых где-то в броварском лесу. Одним из наиболее вероятных мест считался тот же курган. Поэтому горе — кладоискатели практически уничтожили его.

В 1963 году я с товарищем решил обследовать курган. Он был около сорока метров в обхвате и метров семь в высоту. Попробовали зондировать почву вокруг кургана, но в радиусе полуста метров не выявили признаков культурного слоя. На верхушке и у подножия кургана уже кто-то копал, да забросил. Мы тоже сделали трехметровый шурф с наклоном к центру кургана. Почва была сухой и серо — черной (перепаленной), с кусочками глины. На этом решили остановить раскопки, боясь быть засыпанными. А когда, через некоторое время я вернулся с креплением для мини — шахты, обнаружил, что курган наполовину уничтожен. Оказалось, о наших поисках разузнали два брата, тоже из местных. Решив, что в кургане сокрыто золото соловья, они раскурочили его бульдозером. Не обнаружив ничего интересного, кроме непонятного горшка с пеплом и костями, братья от злости его разбили, разбросав останки по земле.

Для меня же эта Находка настоящую ценность представляла. Что касается остатков кургана, то на глубине трех метров от верхушки пролегал слой пепла и обугленной древесины из осокора и сосны. Ниже был 15-сантиметровый слой глины и тот же пепел с углем. На дне ямы лежала обгорелая дубовая древесина: древние славяне хоронили покойников в гробах — дубовых колодцах, которые сжигались вместе с телом.

Разбойнику — памятник.

К сожалению, на момент Находки археологические исследования броварского района мало кого интересовали. В конце 90-х, когда барбон вернулся к кургану, оказалось, что тот сровняли с землей. Прилегающая территория к тому времени уже была «Частной Собственностью» какого-то предприятия. Так что идея поставить на месте кургана памятную табличку осталась тогда нереализованной.

— более-менее серьезные исследование нашего района начались пару лет назад, — рассказывает Леонид Вайсфельд, председатель броварской райгосадминистрации. — и чем больше исследовали, тем больше появлялось загадок. То, что соловей — реальная историческая личность — факт доказанный. Некоторые краеведы его этаким Робин гудом из броварского леса называют. Хотя, чтобы утверждать это, нужны серьезные научные исследования (мы, впрочем, уже привлекли к поискам профессионалов. Идея хороша с табличкой на месте кургана -. Однако прежде чем ее устанавливать, нужно взвесить все «за» и «против». Таким образом, если «за» перевесят, не исключено, что соловей станет официальным символом броварщины.

Змей Горыныч (змей-дракон)

0

Змей Горыныч – герой русских сказок и былин, представленный огнедышащий драконом с несколькими головами. Выступает в роли главного антагониста произведения, не редко оказывается побежденным в конце.

По преданиям, Горыныч обитает около царство мертвых, охраняя основной вход. Иногда может менять дислокацию, проживая в уединении в лесу и горах. В современных версиях сказок Змей контактирует с другими злыми персонажами – Кощей, Баба-Яга.

Внешность дракона своеобразная – несколько голов, обычно три, но встречаются упоминания и о шести и девяти головах. Перемещаться может как по земле, так и по воздуху. Изображают злобного персонажа с длинным телом, покрытым чешуей, когтистыми лапам и мощным хвостом.

Пугает народ не сколько внешний облик злодея, сколько его способность извергать пламя. Огонь вырывается из пасти при наступлении опасности. Благодаря трем головам и мощному телосложению Змей Горыныч может спалить дотла целое поселение. Также неуязвимая чешуя, которая не пробивается ни одним оружием, внушает страх в местных жителей.

Отличительной особенностью персонажа является регенерация потерянных голов. Даже при кровопролитной схватке с бесстрашными полководцами и уничтожением головы, Змей в состоянии одолеть противников, отрастив новую. Еще одной особенность антагониста является способность изображать голоса животных и воспроизводить человеческую речь, что помогает заманивать путешественников на верную смерть.

Наиболее популярные произведения с данным драконом – народные былины. Там Змей Горыныч встречается с Добрыней Никитичем, известным богатырем на Руси. В сказках же больше раскрывается сущность персонажа – он то женится на усатой дочери Бабы Яги, то пытается измениться, то обладая возможностью превращаться в людей, становится певицей и выступает на пиршестве князя.

Есть у Горыныча и слабые места. Во-первых, детеныши – слабые и неокрепшие особи, способные погибнуть от рук любого воина. Их броня уязвима, а извержение огня недостаточно сильное, чтобы причинить вред. Во-вторых, есть болевая точка и у взрослых драконов. Она находится на шее за самой головой, там чешуя наиболее мягкая и ее можно пробить оружием.

Убить Змея Горыныча можно только при уничтожении трех голов, при этом важно, чтобы сами головы не отделялись от туловища. При отрубании Змей просто восстанавливает потерянные конечности. Некоторые легенды гласят, что один конь смог победить огнедышащее чудище, раздробив все головы копытами.

Видео Соловей Разбойник

Соловей-Разбойник былина. Илья Муромец и Соловей Разбойник — русская народная былина

Былина Илья Муромец и Соловей Разбойник читать:

Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А й побил он эту силу всю великую.

Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,
Выходили мужички да тут черниговски
И отворяли-то ворота во Чернигов-град,
А й зовут его в Чернигов воеводою.
Говорит-то им Илья да таковы слова:
— Ай же мужички да вы черниговски!
Я не йду к вам во Чернигов воеводою.
Укажите мне дорожку прямоезжую,
Прямоезжую да в стольный Киев-град.
Говорили мужички ему черниговски:
— Ты, удаленький дородный добрый молодец,
Ай ты, славный богатырь да святорусский!
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела.
А й по той ли по дорожке прямоезжею
Да й пехотою никто да не прохаживал,
На добром коне никто да не проезживал.
Как у той ли то у Грязи-то у Черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя,
Да у той ли речки у Смородины,
У того креста у Леванидова
Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу,
Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются, —
А что есть людей — то все мертвы лежат.
Прямоезжею дороженькой — пятьсот есть верст,
А й окольноей дорожкой — цела тысяча.

Характеристика Соловья разбойника. Характеристика персонажа

В былинах нет единого мнения о том, как выглядит Соловей-разбойник. Каждый автор представляет его по-своему: кто-то видит его змеем, чье гнездо расположено на 12 разных дубах, кто-то считает, что он человек, а его сила равняется мощи знаменитого богатыря Ильи Муромца, кто-то представляет его ветром под стать урагану, который сбивает всех и все на своем пути, а кто-то использует его образ как аллегорию, сравнивая его свист с татарским войском.

Почему Соловей-разбойник ассоциируется в русском народном эпосе с татарами в принципе понятно и объяснимо. А вот аллегория в виде змея понятна только тем, кто знаком с историей. Дело в том, что Илья Муромец, главный положительный герой древнерусского эпоса, появился в литературе в период, когда там царило многобожие. Главный бог Перун, прототипом которого и был Илья Муромец, смог победить змея. Вполне возможно, он связан о Змеем, который совратил библейских Адама и Еву. С любой стороны, как ни крути, речь идет об отрицательном персонаже.

Соловей-Разбойник сказка. Илья Муромец и Соловей разбойник

С качет Илья Муромец во всю конскую прыть. Его конь, Бурушка-Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает. Доскакали они до Брынских лесов, дальше Бурушке скакать нельзя: разлеглись болота зыбучие, конь по брюхо в воде тонет. Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья настилов настелил — до сих пор по ним люди добрые ездят.

Так дошел Илья до речки Смородиной. Течет река широкая, бурливая, с камня на камень перекатывается. Заржал конь Бурушка, взвился выше темного леса и одним скачком перепрыгнул реку. А за рекой сидит Соловей-разбойник на трех дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни змей не проползет. Все боятся Соловья-разбойника, никому умирать не хочется… Услыхал Соловей конский скок, привстал на дубах, закричал страшным голосом:

— Что это за невежа проезжает тут, мимо моих заповедных дубов? Спать не дает Соловью-разбойнику!

Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал. А Илья в седле сидит, не шевельнется, русые кудри на голове не дрогнут. Взял он плетку шелковую, ударил коня по крутым бокам.

— Травяной ты мешок, не богатырский конь. Не слыхал ты разве писка птичьего, шипения гадючьего. Вставай на ноги, подвези меня ближе к Соловьиному гнезду, не то волкам тебя брошу на съедение.

Тут вскочил Бурушка на ноги, подскакал к Соловьиному гнезду. Удивился Соловей-разбойник

– Это что такое?

Из гнезда высунулся. А Илья, ни минуточки не мешкая, натянул тугой лук, спустил каленую стрелу, небольшую стрелу, весом в целый пуд. Взвыла тетива, полетела стрела, угодила Соловью в правый глаз, вылетела через левое ухо. Покатился Соловей из гнезда, словно овсяной сноп. Подхватил его Илья на руки, связал крепко ремнями сыромятными, подвязал к левому стремени.

Глядит Соловей на Илью, слово вымолвить боится.

— Что глядишь на меня, разбойник, или русских богатырей не видывал?

— Ох, попал я в крепкие руки, видно не бывать мне больше на волюшке!

Поскакал Илья дальше по прямой дороге и прискакал на подворье Соловья-разбойника. У него двор на семи верстах, на семи столбах, у него вокруг железный тын, на каждой тычинке по маковке, на каждой маковке голова богатыря убитого. А на дворе стоят палаты белокаменные, как жар горят крылечки золоченые.

Увидала дочка Соловья богатырского коня, закричала на весь двор:

— Едет, едет наш батюшка Соловей Рахманович, везет у стремени мужичишку-деревенщину.

Выглянула в окно жена Соловья-разбойника, руками всплеснула:

— Что ты говоришь, неразумная! Это едет мужик-деревенщина и у стремени везет нашего батюшку — Соловья Рахмановича!

Выбежала старшая дочка Соловья — Пелька — во двор, ухватила доску железную, весом в девяносто пудов и метнула ее в Илью Муромца. Но Илья ловок да увертлив был, отмахнулся он от доски богатырской рукой, полетела доска обратно, попала в Пельку и убила ее до смерти. Бросилась жена Соловья Илье в ноги:

— Ты возьми у нас, богатырь, серебра, золота, бесценного жемчуга, сколько может увезти твой богатырский конь, отпусти только нашего батюшку, Соловья-разбойника.

Говорит ей Илья в ответ:

— Мне подарков неправедных не надобно. Они добыты слезами детскими, они политы кровью русскою, нажиты нуждой крестьянскою. Как в руках разбойник — он всегда тебе друг, а отпустишь — снова с ним наплачешься. Я свезу Соловья в Киев-город, там на квас пропью, на калачи проем.

Повернул Илья коня и поскакал к Киеву. Приумолк Соловей, не шелохнется. Едет Илья по Киеву, подъезжает к палатам княжеским. Привязал он коня к столбику точеному, оставил на нем Соловья-разбойника, а сам пошел в светлую горницу. Там у князя Владимира пир идет, за столами сидят богатыри русские. Вошел Илья, поклонился, стал у порога:

— Здравствуй, князь Владимир с княгиней Апраксией, принимаешь ли к себе заезжего молодца?

Спрашивает его Владимир Красное Солнышко:

— Ты откуда, добрый молодец, как тебя зовут? Какого ты роду-племени?

— Зовут меня Ильей. Я из-под Мурома. Крестьянский сын из села Карачарова. Ехал я из Чернигова дорогой прямой, широкой. Я привез тебе, князь, Соловья-разбойника, он на твоем дворе у коня моего привязан. Ты не хочешь ли поглядеть на него?

Повскакали тут с мест князь с княгинею и все богатыри, поспешили за Ильей на княжеский двор. Подбежали к Бурушке-Косматушке. А разбойник висит у стремени, травяным мешком висит, по рукам-ногам ремнями связан. Левым глазом он глядит на Киев и на князя Владимира.

Говорит ему князь Владимир:

— Ну-ка засвищи по-соловьиному, зарычи по-звериному!

Не глядит на него Соловей-разбойник, не слушает:

— Не ты меня с бою брал, не тебе мне приказывать.

Просит тогда Владимир-князь Илью Муромца:

— Прикажи ты ему, Илья Иванович.

— Хорошо, только ты на меня, князь, не гневайся, закрою я тебя с княгинею полами моего кафтана крестьянского, не то, как бы беды не было. А ты, Соловей Рахманович, делай, что тебе приказано.

— Не могу я свистеть, у меня во рту запеклось.

— Дайте Соловью чару сладкого вина в полтора ведра, да другую пива горького, да третью меду хмельного, закусить дайте калачом ржаным, тогда он засвищет, потешит нас…

Напоили Соловья, накормили, приготовился Соловей свистать.

— Ты смотри, Соловей, — говорит Илья, — ты не смей свистать во весь голос, а свистни ты полусвистом, зарычи полурыком, а то будет худо тебе.

Не послушал Соловей наказа Ильи Муромца, захотел он разорить Киев-город, захотел убить князя с княгинею и всех русских богатырей. Засвистел он во весь соловьиный свист, заревел во всю мочь, зашипел во весь змеиный шип.

Что тут сделалось! Башенки на теремах покривились, крылечки от стен отвалились, стекла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали, на четвереньках по двору расползлись. Сам князь Владимир еле живой стоит, шатается, у Ильи под кафтаном прячется.

Рассердился Илья на разбойника:

— Я велел тебе князя с княгиней потешить, а ты сколько бед натворил. Ну, теперь я с тобой за все рассчитаюсь. Полно тебе обижать отцов-матерей, полно вдовить молодушек, сиротить детей, полно разбойничать. Взял Илья саблю острую и отрубил Соловью голову. Тут и конец Соловья настал.

— Спасибо тебе, Илья Муромец, — говорит Владимир-князь. — Оставайся в моей дружине, будешь старшим богатырем, над другими богатырями начальником. И живи ты у нас в Киеве, век живи, отныне и до смерти.

Илья Муромец (русский богатырь)

15

Илья Муромец легендарный русский богатырь и один из центральных персонажей древнерусских былин, был широко известен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами, как например, в древнегерманских поэмах 13 века существует упоминание о русском доблестном витязе Илье Русском.

Русский богатырь, защитник русских земель, храбрый и могучий воин Илья Муромец это не мифический былинный персонаж, а реально существовавший человек, живший приблизительно в 12 веке на Руси и похороненный в пещерах Киево-Печерской Лавры. Он был канонизирован русской православной церковью в середине 17 столетия, день его памяти почитается православными христианами 1 января (19 декабря).

Кстати, он является небесным защитником Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации, так что российские воины особо чтут его и в трудное время просят о помощи и заступничестве.

Образ богатыря — рождение, призвание былинного героя

( В. Васнецов «Богатырский скок» 1914г )

Родился будущий защитник русской земли в 1143 году у крестьян Ивана и Ефросиньи Тимофеевых в селе Карачарово вблизи Мурома во Владимирской области. В исторических летописях тех лет его имя не обнаружено, однако это может быть связано с тем, что русские города и селения часто подвергались набегам татар и половцев, и исторические документы были просто уничтожены в пожарах и грабежах.

В 80-х годах ХХ века ученые-антропологи исследовавшие останки св. Ильи Муромца, сохранившиеся до наших дней в Лавре, установили, что это был крупный, высокий (рост 177 см) мужчина, могучего телосложения. Умер он в возрасте около 45-55 лет от многочисленных ран, и переломов, полученных вследствие ударов мечом, копьем и саблей, что подтверждает его былинные ратные подвиги.

Еще учеными было уставлено, что этот мужчина в раннем возрасте страдал параличом нижних конечностей и не мог ходить. Как написано в былинах «тридцать лет и три года сидел Илия и не имел в ногах хождения», исцелен он был чудесным образом перехожими каликами, которые попросили его водицы испить. Тогда Илья и почувствовал в ногах силу небывалую, смог встать и дать странникам воды. Так он был исцелен и получил благословение на подвиги во славу Отечества, к которым он немедля и приступил, посвятив всю свою дальнейшую жизнь служению русскому народу и его защите.

Годы, которые он провел, практически заточенный в четырех стенах, закалили его характер, который по утверждению былинных сказителей отличался великим терпением, кротостью и удивительной силой духа.

Славные подвиги русского богатыря

( Кадр из фильма «Илья Муромец» 1956г )

Описанные в былинах подвиги русских богатырей, какими бы фантастическими и удивительными они не были, имеют под собой реальную основу, потому что они все равно перекликаются с реальными событиями, имевшими место в настоящей жизни, немного приукрашенные и с добавлением толики вымысла и фантазии, сочинивших их людей.

Одни из самых знаменитых подвигов Ильи Муромца является его битва и победа над легендарным Соловьем-Разбойником, который грабил и убивал безвинных людей и торговцев на пути в Киев. Правивший в те времена киевский князь Мстислав организовал княжескую дружину для защиты торговцев и их товаров, и скорее всего, назначил её руководителем опытного и мудрого воина Илью Муромца, который в это время служил в этой дружине. Сразив в бою свистуна-грабителя Соловья-разбойника, олицетворявшего в былинах всех лихих людей того времени, русский легендарный богатырь освободил дорогу на Киев, тем самым совершив по мнению народа немалый ратный подвиги доброе дело для всей русской земли.

Также известны и другие подвиги знаменитого русского богатыря, которого почитал и прославлял русский народ за всего славные деяния во благо Отчизны, это его победа над Идолищем Поганым (скорее всего это собирательный образ всех кочевников, нападавших на русские земли), борьба с Бабкой-Горынкой, Жидовином, разными разбойниками и лихими людьми.

( Борис Федорович Андреев — народный артист СССР в роли Ильи Муромца )

И хотя Илья Муромец по утверждениям былинных сказителей никогда не терпел поражений и всегда побеждал в бою, он никогда этим не гордился и не выставлял себя напоказ, а побежденных врагов миловал и даже отпускал на все четыре стороны.

Получив в одном из сражение неизлечимое ранение в грудь русский богатырь отошел от ратных дел и приняв монашеский постриг стал жить в Киево-Печерской Лавре. Об этой стороне его жизни известно не многое, скончался он в возрасте 45 лет от колотой раны в сердце (существует версия, что монах-воин был убит в своем последнем сражении, когда он защищал Киев от нападения половцев). Был он похоронен с особыми почестями на территории Софийского собора, в те времена бывшей главной усыпальницей великих русских князей. Позже его останки перезахоронили в одной из пещер Лавры, где его нетленные мощи хранятся и по сей день.

Соловей и роза

Оскара Уайльда


Соловей и роза впервые был опубликован в 1888 году как часть сборника детских рассказов Оскара Уайльда под названием Счастливый принц и другие сказки . В этот сборник детских рассказов также входят: Счастливый принц , Эгоистичный гигант , Преданный друг и Замечательная ракета .

«Она сказала, что будет танцевать со мной, если я принесу ей красные розы», — воскликнул молодой студент; «но во всем моем саду нет красной розы.

Из своего гнезда в каменном дубе Соловей услышал его, и она выглянула сквозь листву и удивилась.

«Ни одной красной розы во всем моем саду!» — воскликнул он, и его прекрасные глаза наполнились слезами … «Ах, от каких мелочей зависит счастье! Я прочитал все, что написали мудрецы, и все секреты философии принадлежат мне, но из-за отсутствия красной розы моя жизнь стала несчастной ».

« Вот, наконец, настоящий любовник, — сказал Соловей. «Ночь за ночью я пел о нем, хотя и не знал его: ночь за ночью я рассказывал его историю звездам, и теперь я вижу его.Его волосы темные, как цветок гиацинта, а губы красные, как роза его желания; но страсть сделала его лицо бледным, как слоновая кость, а печаль наложила печать на его лоб ».

« Принц дает бал завтра вечером, — пробормотал молодой студент, — и моя любовь будет в компании. Если я принесу ей красную розу, она будет танцевать со мной до рассвета. Если я принесу ей красную розу, я буду держать ее в своих руках, и она положит голову мне на плечо, и ее рука будет сжиматься в моей.Но в моем саду нет красной розы, поэтому я буду сидеть одиноко, а она пройдет мимо меня. Она не обратит на меня внимания, и мое сердце разобьется ».

« Вот истинный любовник, — сказал Соловей. — То, о чем я пою, он страдает — что для меня радость, а для него — боль. Несомненно, любовь — прекрасная вещь. Он дороже изумрудов и дороже прекрасных опалов. Жемчуг и гранат нельзя купить, и он не продается на рынке. Его нельзя купить у торговцев или взвесить на весах для золота.«

» Музыканты будут сидеть в своей галерее, — сказал молодой Студент, — и играть на своих струнных инструментах, и моя любовь будет танцевать под звуки арфы и скрипки. Она будет танцевать так легко, что ее ноги не будут касаться пола, и придворные в своих веселых платьях будут толпиться вокруг нее. Но со мной она не будет танцевать, потому что у меня нет красной розы, чтобы подарить ей »; и он бросился на траву, закрыл лицо руками и заплакал.

« Почему он плачет? »- спросил он. маленькая Зеленая Ящерица, когда он пробегал мимо него с поднятым хвостом.

«Почему?» — сказала Бабочка, порхавшая после солнечного луча.

«Почему?» — прошептала Дейзи своему соседу мягким низким голосом.

«Он плачет по красной розе», — сказал Соловей.

«За красную розу?» они плакали; «как очень смешно!» и маленькая Ящерица, которая была чем-то вроде циника, откровенно рассмеялась.

Но Соловей понял тайну печали Студента, и она молча сидела на дубе и думала о тайне Любви.

Внезапно она расправила коричневые крылья для полета и взлетела в воздух. Она шла через рощу, как тень, и как тень она плыла по саду.

В центре лужайки стояла красивая роза, и, увидев ее, она подлетела к нему и осветила брызги.

«Дайте мне красную розу, — кричала она, — и я спою вам свою самую сладкую песню».

Но Дерево покачало головой.

«Мои розы белые», — ответил он; «белее пены морской и белее снега на горе.Но пойдите к моему брату, который растет вокруг старого солнечного циферблата, и, возможно, он даст вам то, что вы хотите ».

Итак, Соловей полетел к Розе, которая росла вокруг старого солнечного циферблата. Дай мне красную розу, — кричала она, — и я спою тебе свою самую сладкую песню.

Но Дерево покачало головой.

«Мои розы желтые, — ответила она, — такие же желтые, как волосы русалка, восседающая на янтарном троне, желтее, чем нарцисс, цветущий на лугу, прежде чем косилка приходит с косой.Но иди к моему брату, который растет под окном Студента, и, возможно, он даст тебе то, что ты хочешь ».

Итак, Соловей полетел к Розе, которая росла под окном Студента.

« Дайте мне красный роза, — воскликнула она, — и я спою тебе свою самую сладкую песню.

Но Дерево покачало головой.

«Мои розы красные, — ответила она, — такие же красные, как лапы голубя, и еще краснее чем большие любители кораллов, которые волнуются и волнуются в пещерах океана. Но зима остыла в моих жилах, и мороз порезал мои бутоны, и буря сломала мои ветви, и в этом году у меня не будет роз вообще.»

» Одна красная роза — это все, что я хочу, — воскликнул Соловей, — только одна красная роза! » Есть ли способ, которым я могу его получить? »

« Есть способ, — ответило Дерево, — но он настолько ужасен, что я не осмеливаюсь рассказать его тебе ».

« Скажи это мне », сказал Соловей: «Я не боюсь».

«Если вы хотите красную розу, — сказал Дерево, — вы должны построить ее из музыки при лунном свете и окрасить ее кровью своего сердца». Ты должен петь мне грудью против шипа. Всю ночь ты должен петь мне, и шип должен пронзить твое сердце, и твоя жизненная кровь должна течь по моим венам и стать моей.«

» Смерть — это большая цена за красную розу, — воскликнул Соловей, — а жизнь очень дорога всем. Приятно сидеть в зеленом лесу и смотреть на Солнце в своей золотой колеснице и Луну в ее жемчужной колеснице. Сладок аромат боярышника, сладки колокольчики, прячущиеся в долине, и вереск, веющий на холмах. И все же Любовь лучше Жизни, и что такое сердце птицы по сравнению с сердцем человека? »

И она расправила свои коричневые крылья для полета и взлетела в воздух.Она пронеслась по саду, как тень, и, как тень, она проплыла через рощу.

Молодой Студент все еще лежал на траве, где она оставила его, и слезы еще не высохли в его прекрасных глазах.

«Будь счастлив, — воскликнул Соловей, — будь счастлив; ты получишь свою красную розу. Я построю ее из музыки при лунном свете и окрасу ее кровью своего сердца. Все, что я прошу от тебя взамен» в том, что вы будете истинным любовником, потому что Любовь мудрее философии, хотя она мудра и могущественнее Силы, хотя он могущественнее.Его крылья цвета пламени, а тело цвета пламени. Его губы сладки, как мед, а его дыхание похоже на ладан.

Студент поднял глаза от травы и прислушался, но он не мог понять, что сказал ему Соловей, потому что он знал только то, что написано

Но Дуб понял, и ему стало грустно, потому что он очень любил маленького Соловья, который построил свое гнездо в его ветвях.

«Спой мне последнюю песню, — прошептал он, — я буду чувствовать себя очень одиноко, когда тебя не будет.

Так пел Соловей Дубу, и голос ее был подобен воде, бурлящей из серебряного кувшина.

Когда она закончила свою песню, Студент встал и вытащил блокнот и карандаш. из его кармана

«У нее есть форма, — сказал он себе, уходя через рощу, — в этом ей нельзя отказать; но есть ли у нее чувства? Я боюсь, не. Фактически, она похожа на большинство художников; она вся в стиле, без всякой искренности. Она не пожертвовала собой ради других.Она думает только о музыке, и всем известно, что искусство эгоистично. И все же надо признать, что в ее голосе есть прекрасные нотки. Как жаль, что они ничего не значат и не приносят никакой практической пользы ». И он вошел в свою комнату, лег на свою маленькую кровать из тумбочки и начал думать о своей любви; и, спустя время, он заснул.

И когда луна засияла в небе, Соловей прилетел к Розе и прижался грудью ее к шипу. Всю ночь она пела грудью о шип, и холодная хрустальная Луна наклонилась. и слушал.Всю ночь она пела, и шип все глубже и глубже входил в ее грудь, и ее жизненная кровь текла из нее.

Сначала она пела о рождении любви в сердце мальчика и девочки. И на самом верху куста Розы расцвела чудесная роза, лепесток за лепестком, песня сменяла песню. Сначала он был бледным, как туман, нависающий над рекой, — бледным, как утренние ноги, и серебряным, как крылья зари. Как тень розы в серебряном зеркале, как тень розы в водоеме, так была роза, распустившаяся на самых верхних брызгах Древа.

Но Дерево закричало Соловью, чтобы он прижался к шипу. «Прижмись ближе, маленький Соловей, — воскликнуло Дерево, — или День наступит раньше, чем роза исчезнет».

Так Соловей прижался к шипу, и все громче и громче росла ее песня, ибо она пела о рождении страсти в душе мужчины и служанки.

И нежный румянец розовел на листьях розы, как румянец на лице жениха, когда он целует губы невесты.Но шип еще не достиг ее сердца, поэтому сердце розы оставалось белым, потому что только кровь сердца соловья может покрасить сердце розы.

И Дерево воззвало к Соловью, чтобы он прижался к шипу. «Прижмись ближе, маленький Соловей, — воскликнуло Дерево, — или День наступит раньше, чем роза исчезнет».

Итак, Соловей еще сильнее прижался к шипу, и шип коснулся ее сердца, и жестокая боль пронзила ее. Горькой, горькой была боль, и все буйнее и необузданнее росла ее песня, потому что она пела о Любви, совершенной Смертью, о Любви, которая не умирает в могиле.

И чудесная роза стала малиновой, как роза восточного неба. Малиновый был пояс из лепестков, и багровый, как рубин, было сердце.

Но голос Соловья стал тише, и его крылышки начали биться, и на глаза налетела пленка. Ее песня становилась все слабее и слабее, и она чувствовала, как что-то душит ее в горле.

Затем она издала последний взрыв музыки. Белая Луна услышала это, и она забыла о заре, и задержалась в небе. Красная роза услышала это, и она задрожала от восторга и распахнула лепестки на холодном утреннем воздухе.Эхо принесло его в свою пурпурную пещеру в холмах и разбудило спящих пастухов от их сна. Он плыл по тростникам реки, и они несли его послание морю.

«Смотри, смотри!» воскликнул Дерево, «роза закончилась»; но Соловей не ответил, потому что она лежала мертвая в высокой траве, с шипом в сердце.

И в полдень Студент открыл окно и выглянул.

«Какая чудесная удача!» он плакал; «вот красная роза! Я никогда в жизни не видел такой розы.Он настолько красив, что я уверен, что у него длинное латинское имя »; он наклонился и сорвал его.

Затем он надел шляпу и подбежал к дому профессора с розой в руке.

дочь профессора сидела в дверном проеме, наматывая голубой шелк на катушке, а ее маленькая собачка лежала у ее ног.

«Вы сказали, что станете со мной танцевать, если я принесу вам красную розу», — воскликнул Студент. «Вот самая красная роза в мире. Вы наденете его сегодня вечером рядом с вашим сердцем, и пока мы будем танцевать вместе, он скажет вам, как я люблю вас.

Но девушка нахмурилась.

«Боюсь, это не подойдет к моему платью», — ответила она, — и, кроме того, племянник Чемберлена прислал мне несколько настоящих драгоценностей, и все знают, что драгоценности стоят намного дороже, чем цветы.

«Ну, честное слово, вы очень неблагодарны», — сердито сказал Студент и бросил розу на улицу, где она упала в сточную канаву, и колесо телеги проехало по ней.

«Неблагодарна!» — сказала девушка. «Вот что я вам скажу, вы очень грубо; и, в конце концов, кто ты? Только студент.Да ведь я не верю, что у вас даже есть серебряные пряжки на ваших туфлях, как у племянника Чемберлена «; и она встала со стула и вошла в дом.

» Какая глупая вещь Любовь, «сказал студент когда он уходил. «Она не так полезна, как Логика, потому что она ничего не доказывает и всегда говорит о том, чего не произойдет, и заставляет поверить в то, что не является правдой. Фактически, это совершенно непрактично, и, поскольку в наш век практичность — это все, я вернусь к философии и изучу метафизику.

Итак, он вернулся в свою комнату, вытащил большую пыльную книгу и начал читать.




Создайте библиотеку и добавьте свои любимые истории. Начните, нажав кнопку «Добавить».

Добавить Соловей и роза в вашу личную библиотеку Добавьте Соловей и роза в свою личную библиотеку

3 юмористических рассказа

Вы сердитесь, сэр?

Однажды Марк Твен ехал по Франции поездом. Он собирался в небольшой городок недалеко от Парижа. Он заснул очень поздно ночью. Он попросил кондуктора разбудить его, когда они дойдут до города, и лег спать.

Он проснулся рано утром. Поезд уже был под Парижем. Марк Твен был очень зол. Он подбежал к кондуктору и закричал: «Я просил вас разбудить меня! Почему вы этого не сделали? Я очень зол на вас!»

Кондуктор на мгновение взглянул на него, а затем сказал: «Вы можете сердиться, сэр, но не так сердитесь, как американец, которого я отложил поезд вместо вас.

Великий художник и великий врач

Джозеф Тернер был великим английским художником. У него была собака, которую он очень любил. Однажды он играл со своей собакой. Собака упала и сломала ногу. Тернер послал за доктором. Но он не хотел вызывать ветеринара. Он послал за лучшим доктором Лондона.

Когда пришел доктор, Тернер сказал: «Доктор, я рад, что вы пришли. Моя собака сломала ногу. Я знаю, что вы слишком хороши для этой работы, но, пожалуйста, сделайте это. Это так важно для меня ».

Врач разозлился, но не показал этого.

На следующий день доктор попросил Тернера прийти к нему домой. « Доктор хочет поговорить со мной по поводу моей собаки », — подумал Тернер. »

Когда Тернер пришел к врачу, доктор сказал:« Мистер Тернер, я рад вас видеть. Я хочу. прошу вас покрасить мою дверь. Я знаю, что вы слишком хороши для этой работы, но, пожалуйста, сделайте это. Это так важно для меня ».

Не грабитель

Молодой человек, живший на окраине большого английского города, шел домой с железнодорожного вокзала. Была темная ночь, и в доме никого не было. Вдруг он услышал, что кто-то идет за ним. Чем быстрее он шел, тем быстрее мужчина бежал за ним. Наконец он решил свернуть на небольшую улочку, чтобы посмотреть, что этот человек сделает. Через несколько минут он оглянулся и увидел, что мужчина все еще бежит за ним.

«Он хочет меня ограбить», — подумал молодой человек. Он увидел высокую садовую стену и перепрыгнул через нее. Другой мужчина тоже перепрыгнул через стену. Теперь молодой человек был уверен, что человек позади него был грабителем. Но он не мог понять, почему грабитель не спешит напасть на него.

Молодой человек не знал, что делать. Затем он повернулся и сказал: «Что тебе нужно? Почему ты преследуешь меня?»

«Вы всегда таким образом идете домой? Или вы сегодня занимаетесь спортом?» ответил мужчина. «Я иду к мистеру Уайту, но не знаю, где он живет. Человек на вокзале сказал мне следовать за вами, потому что я очень легко могу найти его дом, поскольку мистер Уайт живет по соседству с вами. Ты пойдешь домой или еще займешься гимнастикой? »

ЕГЭ: Чтение 3 части № 1

В одном городе жил врач, продававший желтую краску. Это было столь необыкновенное достоинство, что всякий, кто был расписан им с головы до пят, был освобожден от опасностей жизни, рабства греха и страха смерти навеки.Так сказал врач в своем проспекте; так говорили все горожане; и в сердцах людей не было ничего более настоятельного, чем быть должным образом раскрашенными самих себя, и ничто не доставляло им большего удовольствия, чем видеть других нарисованными.

Жил в том же городе молодой человек из очень хорошей семьи, но несколько безрассудного образа жизни, который достиг зрелого возраста и ему нечего было сказать краске. «Завтра было достаточно скоро», — сказал он; и когда наступит завтра, он все равно откладывает это.Он мог бы продолжать делать это до самой смерти; только у него был друг примерно его возраста и во многом со своими манерами; и этот юноша, гуляющий по общественной улице без единого пятна краски на теле, внезапно был сбит водной тележкой и отрезан в период расцвета своей наготы. Это потрясло другого до души; так что я никогда не видел человека более серьезного, чтобы его нарисовали; и в тот же самый вечер, в присутствии всей своей семьи, под соответствующую музыку и самого себя, громко рыдая, он получил три полных слоя и немного лака сверху.Врач (который сам был поражен даже до слез) возразил, что никогда не выполнял такую ​​тщательную работу.

Примерно через два месяца молодого человека на носилках отнесли к дому врача. «Что это значит?» — воскликнул он, как только дверь открылась. «Я должен был быть освобожден от всех опасностей жизни; и вот меня сбила та же самая тележка с водой, и у меня сломана нога ». « Боже мой! » — сказал врач. «Это очень печально. Но я понимаю, что должен объяснить вам действие моей краски.Сломанная кость — в худшем случае — очень маленькое дело; и это относится к классу несчастных случаев, к которым моя краска совершенно неприменима. Грех, мой дорогой юный друг, грех — единственное бедствие, которое должен уяснить мудрый человек; Я подготовил вас против греха; и когда вы подойдете к искушению, вы сообщите мне новости о моей краске ».

« О, — сказал молодой человек, — я этого не понял, и это кажется довольно разочаровывающим. Но я не сомневаюсь, что все к лучшему; А пока я буду признателен вам, если вы поставите мне ногу.«Это не мое дело, — сказал врач. «Но если носильщики отнесут вас за угол к хирургу, я уверен, что он принесет облегчение».

Спустя три года молодой человек прибежал к дому врача в большом смятении. «Что это значит?» — воскликнул он. «Здесь я должен был быть освобожден от рабства греха; и я только что совершил подлог, поджог и убийство ».« Боже мой, — сказал врач. «Это очень серьезно. Немедленно снимай одежду.И как только молодой человек разделся, он осмотрел его с головы до ног. «Нет, — воскликнул он с большим облегчением, — ни единой чешуи не сломано. Не унывай, мой юный друг, твоя краска как новенькая.

«Боже правый! — воскликнул молодой человек, — а что тогда от нее?» «Почему, — сказал врач, — я Поймите, я должен объяснить вам природу действия моей краски. Это не совсем предотвращает грех; вместо этого оно смягчает болезненные последствия. Это не столько для этого мира, сколько для следующего; это не против жизни; Короче говоря, я снарядил вас против смерти.А когда умрешь, сообщишь мне новости о моей краске ».

« О! — воскликнул молодой человек. — Я этого не понял, и это кажется немного разочаровывающим. Но нет никаких сомнений в том, что все к лучшему: а пока я буду признателен, если вы поможете мне устранить зло, которое я навлек на невинных людей ».« Это не мое дело, — сказал врач. «Но если вы свернете за угол в отделение полиции, я уверен, что сдача себя принесет вам облегчение».

Шесть недель спустя врача вызвали в городскую тюрьму.«Что это значит?» — воскликнул молодой человек. «Вот я буквально покрылась твоей краской; и я сломал ногу, и совершил все преступления в календаре, и должен быть повешен завтра; а я тем временем нахожусь в таком сильном страхе, что мне не хватает слов, чтобы представить это ».« Боже мой, — сказал врач. «Это действительно потрясающе. Ну ну; возможно, если бы вас не рисовали, вы бы испугались еще больше ».

Как Флоренс Найтингейл произвела революцию в современном сестринском деле

Флоренс Найтингейл, возможно, наиболее известна тем, что изменила историю сестринского дела во время Крымской войны.Солдаты стали называть ее «Дама с лампой», поскольку она с неизменной решимостью ухаживала за больными и ранеными, часто гуляя по ночам возле их кроватей с лампой.

По мере приближения 200-летия годовщины ее смерти, вклад Флоренс Найтингейл в общественную жизнь приобретает особую актуальность сегодня не только по причине даты и ее прозвища.

Флоренс Найтингейл, больше, чем «Дама с лампой»

В эпоху Covid-19 наша повседневная жизнь поглощена страхом заболеть и верой в медицинскую систему.Если бы не модель чистоты и приверженность уходу за больными, которые продемонстрировала Флоренс Найтингейл, у современного общества, возможно, не было бы шансов на борьбу с этой пандемией.

Флоренс Найтингейл, будучи медсестрой, произвела революцию не только в своей профессии, но и во всей области медицины.

Она родилась 12 мая 1820 года во Флоренции, Италия, в британской семье с высоким социальным статусом. Ее назвали по месту рождения. Выросшая между двумя красивыми поместьями, Флоренс получила образование, достойное девушки ее статуса.Ее отец был ее учителем и дал ей образование, которое включало немецкий, французский и итальянский языки.

В юности Флоренс любила заботиться о людях в своей деревне. Она чувствовала, что Бог призвал ее работать медсестрой. Однако уход за больными не подходил для женщины ее статуса. Согласно статус-кво того времени, Флоренс должна была выйти замуж за богатого жениха с хорошим прошлым.

Работа считалась уделом женщин из низших слоев общества.Флоренс не чувствовала этого и настойчиво преследовала свои мечты. После того, как она отклонила предложение руки и сердца и в последующие годы продолжала заниматься своей страстью к медсестре, родители Флоренс наконец разрешили ей получить образование медсестры.

Она получила образование в Германии и начала работать в Лондоне.

СВЯЗАННЫЕ: 10 САМЫХ ВЕЛИКИХ ЖЕНЩИН В СТЕПЕНИ

Флоренс Найтингейл спасает жизни благодаря гигиене

Талант Флоренс Найтингейл как медсестры быстро стал очевиден, когда она поднялась в рейтинге больницы, где она работала.Она сыграла важную роль в борьбе со вспышкой холеры в своей больнице, поскольку настаивала на соблюдении санитарных норм.

Флоренс была стойким сторонником гигиены, что, в свою очередь, спасло жизни многих ее пациентов на протяжении всей ее карьеры. Это особенно верно для ее роли в Крымской войне, в которой британцы боролись с русскими за контроль над Османской империей.

Источник: Goodman / Wikimedia Commons

Флоренс была отправлена ​​в Крым для ухода за солдатами и была потрясена ужасающими условиями в больницах.

Позже она отправилась в Константинополь (ныне Стамбул, Турция) в главный госпиталь для британских солдат. Больница Barrack в Скутари, которая сейчас является районом Стамбула под названием Ускюдар, была кошмаром. Полы были покрыты слоями человеческих отходов, больница была наводнена грызунами и насекомыми.

Возможно, что хуже всего, оказывается, что больница была построена над канализацией, а вода была токсичной.

Флоренция мобилизовала больницу, пациентов и персонал на масштабную уборку.До этого солдаты умирали не от ран, а от инфекционных болезней, таких как холера и брюшной тиф. После того, как больница была очищена и соблюдены стандарты гигиены, смертность снизилась на две трети.

Флоренс Найтингейл боролась с хронической болезнью

В то время как ее усилия в Крымской войне сделали ее национальной героиней, Флоренс вернулась домой хрупкой и слабым здоровьем. Она заразилась «Крымской лихорадкой» во время службы на войне и будет страдать от ее последствий до конца своей жизни.Изнурительное заболевание (теперь известное как бруцеллез ) было эпизодическим и затронуло ее психологически и физически.

Она страдала депрессией и часто не могла ходить, годами прикованная к постели и испытывая мучительную боль. Из-за как прямых, так и косвенных психологических последствий ее болезни, Флоренс Найтингейл часто обвиняли в том, что она имитировала свою болезнь или использовала ее в качестве уловки, чтобы сохранить ее благоприятное положение в глазах общественности. Несмотря на свои личные и общественные трудности, Флоренс продолжала работать.

Мать современной гигиены рук

Работая с постели, в 1860 году Флоренс Найтингейл написала «Заметки по уходу за больными», в котором, среди прочего, она заявила, что медсестры должны мыть руки как можно чаще. В то время как другие культуры в то время уже разработали методы гигиены, это было революционным для западной медицины. Врачи и медсестры Британии в то время плохо понимали, как гигиена может работать на них или против них, поддерживая жизнь пациентов.

Флоренс Найтингейл работала со своим правительством, проводя статистическое исследование, результаты которого она проиллюстрировала на простой для понимания диаграмме, объясняющей уровень смертности в армии. 16000 из 18000 солдат умерли от предотвратимых болезней из-за плохой санитарии.

Найтингейл основала больницу и всю оставшуюся жизнь продолжала работать в комиссиях по здравоохранению и санитарии.

Теории Флоренс Найтингейл сделали ее самой известной медсестрой в мире.Она была милосердной, трудолюбивой, и ее открытия в области санитарии спасли бесчисленное количество жизней.

Уроки соловья во время пандемии

Поскольку медсестры всего мира сталкиваются с разрушительными последствиями последней пандемии человечества, коронавируса, внимание Флоренс Найтингейл к мытью рук и гигиене в больницах сейчас так же важно, как и при ее жизни. Гигиена рук — это то, чему людей нужно учить, несмотря на ее очевидную важность.

Медсестры, работающие с COVID-19, также сталкиваются с тем, с чем столкнулась Флоренс Найтингейл во время Крымской войны, с массовыми человеческими жертвами и риском для собственного здоровья из-за отсутствия оборудования и правил гигиены, достаточных для предотвращения распространения болезни.

Публикации Флоренс Найтингейл многому научили людей в области медицины, но самый простой из ее уроков, гигиена рук, может укрепить имидж Найтингейл как одной из самых важных исторических фигур в области медсестер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *