Древнерусские храмы: Древнерусские храмы

Древнерусские храмы

В основе архитектуры православных храмов в эпоху Древней Руси лежала крестово — купольная система. История постройки прочных монументальных крестово — купольных храмов из камня берет свое начало с возведения Десятинной церкви в Киеве, строительство которой длилось семь лет ( с 989 по 996 годы).

 

Десятинная церковь в Киеве

 

Изначально технология постройки каменных храмов и типология их архитектуры заимствовалась древнерусскими зодчими из византийских традиционных канонов. К тому же, после важного исторического события — Крещения Руси, первые храмы были построены приглашенными из Византии мастерами.

Такие постройки можно смело называть выдающимися образцами византийской стилистики архитектуры, однако с самого начала в этих христианских культовых сооружениях стали проявляться собственные оригинальные черты. Их появление было обусловлено особенностями местных условий и пожеланий заказчиков.

Спустя год после крещения Руси в 988 году было начато строительство Десятинной церкви, которая сначала была построена из древесины.

Впоследствии эта жемчужина древнерусской архитектуры была разрушена во времена нашествия хана Батыя.

Во времена правления великого киевского князя Ярослава Мудрого развернулось масштабное строительство христианских храмов. Именно в эту эпоху был построен Софийский собор, размеры которого не имели себе равных не только на Руси, но и в самой Византии.

С древнейших времен Киев называют матерью городов русских. Официальной датой рождения города считается 1037 год, хотя первые поселения появились на берегу Днепра на пять столетий раньше.

После победы русичей над печенегами во времена правления Ярослава Мудрого, Киев приобретает значение главного города Древнерусского государства. И это главенство закрепляется возведением Софийского собора, который был построен в 1037 — 1044 годы.

София Киевская выполняла роль главного храма всей Древней Руси, население которой только что приняло крещение. Поэтому грандиозные габариты и красота сооружения должны были потрясать воображение и восхищать каждого, кто видел Софийский собор.

 

Софийский собор в Киеве

 

Тринадцатиглавый, пятинефный крестовокупольный храм отличался массивностью и тяжеловесностью форм, придававших ему торжественность и значительность. Экстерьер собора уникален — простая кирпичная кладка без штукатурки подчеркивает строгость и величие сооружения.

Внутреннее оформление интерьера было богатым и искусно выполненным лучшими мастерами своего времени. Изнутри все стены и своды храма были покрыты красочными фресками и мозаиками на христианскую тематику.

 

Мария Оранта — мозаика Софийского собора.

 

Собор выполнял роль не только культового, но и главного общественного здания Древней Руси. Здесь принимали иноземных послов и давали право на княжение новгородским, суздальским и ростовским князьям.

По образцу и подобию Софии Киевской строился и второй образец древнерусской крестово — купольной архитектуры —

Софийский собор в Новгороде ( 1045 — 1050 годы). Однако храм имел значительные отличия. Он был сложен из необработанных камней, сохранявших свою природную форму. Между собой камни были скреплены известковым раствором.

Впоследствии стены были побелены штукатуркой, что в сочетании с золотыми куполами придавало постройке еще большую живописность.

 

Софийский собор в Великом Новгороде

 

Новгородский Софийский собор дышит богатырской силой. Этот храм выполнял роль главной святыни Новгородской республики. Новгородцы очень гордились своей Софией, почитали собор и говорили: » Где София, там и Новгород».

В XII столетии Софийский собор стал символом независимого от Киева и остальных городов Новгородского княжества. В Новгороде было свое выборное правление — вече. На собрания вече людей созывал вечевой колокол Софийского собора. Впоследствии Новгород покорился московскому князю Ивану III, и вечевой колокол был снят и увезен в Москву.

В 1066 году была построена третий храм — семикупольный пятинефный Софийский собор в Полоцке. Строительство трех однотипных храмов на территории нынешней России, Украины и Беларуси являлось показателем политического и культурного единства трех главных частей древнерусского государства.

 

Полоцкая София

 

В XII столетии на Руси самым сильным было Владимиро — Суздальское княжество. Его правители — князья, стремясь закрепить свое могущество, строили величественные дворцы и храмы, которые должны были сохранить славу о них на века.

 

Богородице — Рождественский собор, построенный в XI веке ( Суздаль).

 

Основателем города Владимира в 1108 году  был внук киевского князя Ярослава Мудрого Владимир Мономах. Дела отца продолжил его сын и преемник Юрий Долгорукий, которого прозвали так за стремление расширить территорию своего княжества и подчинить себе Киев.

Во времена княжения Юрия были заложены наиболее значительные города Владимиро — Суздальской земли: Юрьев — Польский, Звенигород, Москва, Дмитров, Переяславль — Залесский. На сегодняшний день все они являются городами — памятниками, составляющими славу и гордость мастеров древнерусского зодчества.

Наибольшего расцвета Владимиро — Суздальское княжество достигло в эпоху правления Андрея Боголюбского — сына Юрия Долгорукого. За неполные 20 лет своего княжения Андрей стал инициатором постройки множества прекрасных архитектурных сооружений, которыми мы продолжаем восхищаться и в наши дни.

Согласно данным из летописных источников, в период с 1158 по 1164 годы были построены Золотые ворота во Владимире, а также златоглавый

Успенский собор, который стал символом богатства и силы могущественного князя Андрея.

 

Успенский собор во Владимире

 

Настоящим шедевром стала маленькая и изящная церковь Покрова на Нерли. Она была построена князем Боголюбским в честь погибшего сына. Утонченные формы храма вызывают восхищение искусством зодчих Древней Руси.

 

Церковь Покрова на Нерли

 

Технология строительства

Главным строительным материалом Владимиро — Суздальской земли был белый камень. Из него вырубали блоки размером 50 на 50 см. Стены храмов выкладывались из двух рядов таких блоков, а пространство между ними заполнялось щебнем и заливалось связующим раствором.

Подобный способ возведения стен позволял сделать не только придать кладке дополнительную прочность, но и использовать меньшее количество белого камня, который считался дефицитным материалом из — за сложности добычи. На сегодняшний день белого камня осталось совсем мало.

Резьба по камню

Белый камень хорошо поддается обработке. Зодчие Древней Руси использовали это качество материала для украшения фасадов своих построек. Резьба по камню в XII — XIII столетиях была очень популярным приемом декорирования стен храмов.

В качестве яркого образца резного каменного декора выступает Дмитриевский собор во Владимире, построенный в 1194 — 1197 годы. Его стены покрыты сплошным резным каменным рельефом. Сложнейшие узоры являются символом богатства и разнообразия мира, населенного диковинными зверями и сказочными птицами, сидящими на ветвях невиданных растений.

 

Дмитриевский собор во Владимире

 

Декор храмов

Неотъемлемой частью украшения русских храмов являлись иконы — живописные изображения святых. Самой почитаемой была икона Богоматери с младенцем на руках. Одним из совершеннейших произведений мирового искусства по праву считается

икона Владимирской Богоматери, написанная в XI — XII веках.

 

Икона Владимирской Божьей Матери

 

Огромную художественную ценность представляют также иконы, фрески и мозаики, выполненные известными мастерами во многих других церквях. Среди них фрески Дионисия, иконы Андрея Рублева, керамические изразцы Степана Полубеса. Наиболее значительные произведения этих великих мастеров на сегодняшний день хранятся в Третьяковской галерее и других музеях.

 

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре

 

Изразцы на стенах храма — творение Степана Полубеса.

 

Искусство Древней Руси. Домонгольский период, Первые храмы в Киеве и Чернигове — Г. Колпакова

По преданиям известно, что первые христианские храмы были возведены равноапостольной Ольгой, бабкой св. Владимира. Считается, что княгиня построила на своей родине во Пскове первый христианский храм, такой же храм был ею возведен в Киеве. К еще более раннему времени9 относят церковь Св. Илии. Однако конкретных сведений о них или их реальных остатков нет. К самому раннему этапу русского зодчества относятся немногочисленные сооружения. Это несохранившаяся Десятинная церковь в Киеве, Спасо-Преображенский собор в Чернигове и храм Св. Софии в Киеве. Неоднократно изученные, хотя и имеющие многочисленные утраты, эти памятники оцениваются весьма неравномерно: либо принижаются по своему уровню, либо национально выпячиваются. Действительно, в отношении к раннему этапу русского зодчества достаточно трудно удержать верные интонации, поскольку очевидно, что при всей близости к византийской традиции русская архитектура представляет собой оригинальное явление. Постижение специфики этой оригинальности и представляет собой наибольшую трудность. Вербализация собственно русских, а не придуманных особенностей (вроде пресловутого многоглавия), возможно, обусловлена интонацией, присущей только русским памятникам, – заключенному в них «непроговоренному смыслу», параллельному отсутствию строго научного богословия. Эта трудно уловимая специфика определяет для многих исследователей (петербургская школа) отказ от собственно стилистического анализа. Сведение архитектурного образа к описанию конструкций, пропорций, технологических приемов, деятельности артелей, что, безусловно, важно, существенно умаляет характеристику общей картины русской архитектуры.

Еще одна особенность русской архитектуры – положение между православным Востоком и католическим Западом. Несмотря на, казалось бы, «полное перенесение» византийской строительной традиции, характерный для Византии тип храма, на работу греческих мастеров, использование греческой техники и технологий, в русском зодчестве подспудно возникают интонации, родственные западной культуре. Активность, напор, известная грубоватость, светская торжественность, репрезентативное начало – все это заведомо чуждо архитектуре Константинополя, пышной, но рафинированной. Параллели этим особенностям русского зодчества можно найти на Западе – среди молодых, неискушенных варварских народов, но, с другой стороны, их можно обнаружить в провинциальной греческой среде, где в меньшей степени культивировалась изощренная и продуманная эстетика византийской столицы, где отношение к образу было более непосредственным. Репрезентация, внешняя зримость и эффектность, декларативность, выпуклая героичность – эти черты роднят русскую архитектуру с западной. В обеих – более активное чувство материи, связанность с предметным миром, обнаженная реалистичность вещного мира, вес, тяжесть. Похожим оказывается и доступно выраженное рациональное начало. Холодноватый греческий интеллект, отстраненность равноощутимы и в рафинированной и спиритуализированной византийской культуре, и в архаичных корах, и в ранних памятниках дорики. Умозрение, созерцательность, строгая дисциплина ума византийцев, впечатление иррациональности, достигаемое продуманными средствами, – все это противоположно не только славянскому, но и западному восприятию. Меньшая структурная четкость, большая рыхлость и расплывчатость форм парадоксально соединяются в русской архитектуре с демонстративностью общей структуры, удостоверенной крупным масштабом.

Для общей ситуации раннего этапа русского зодчества важно констатировать достаточно широкий ареал строительства: кроме самого Киева это Новгород и Полоцк с их Софийскими соборами, это Чернигов и даже далекая Тмутаракань, где строит Мстислав Удалой, в конце XI в. интенсивно строят в Переславле южном. Связан с киевской ранней архитектурой и княжеский Новгород, где ведется активное строительство в первой трети XII в., завершающее киевскую традицию XI в. Рубежом, определяющим хронологию этапа, являются 20-е годы XII в., когда во всех русских центрах формируются собственные школы, восходящие к Киеву, но имеющие самостоятельный художественный облик.

Самая первая постройка великой киевской архитектуры – Десятинная церковь, возведенная князем Владимиром в 989–996 гг., – не сохранилась. Судя по летописным известиям, её возводили греческие мастера (об этом же свидетельствует археология находок), она отличалась большими размерами и роскошью своего убранства. Церковь была разрушена татарами при взятии Киева в 1240 г. и долгое время сохранялась в руинированном состоянии, зафиксированном рисунками XVII–XVIII вв. Однако в начале XIX в., не изучив археологически древнего здания, на её фундаментах возвели новое строение, разрушенное в Великую Отечественную войну. Очевидна сложность исследования этого памятника даже на археологическом уровне, не говоря уже об архитектурном. По остроумному предположению А. И. Комеча, реконструкция облика храма возможна благодаря сравнительному анализу его сохранившихся либо фиксированных в источниках фрагментов с храмом, построенным той же артелью, в той же типологии и технике и в близкое время. Речь идет о Спасо-Преображенском соборе в Чернигове, как известно, возведенном по образцу Десятинной церкви. Его строительство было начато10 во заказу черниговского князя Мстислава Владимировича Удалого, и в год его смерти (1036) собор был, по свидетельству летописи, завершен до уровня всадника, сидящего на коне с поднятой рукой, то есть примерно до уровня 3–4 м. Храм относился к типу крестово-купольных построек, доминировавших в эту эпоху в Византии. Его структура была трехнефной, четырехстолпной, с нартексом (к нему относилась пара опор на западе), с развитой алтарной частью. Алтарная зона наряду с тремя апсидами включала виму (промежуточное поперечное деление), которой принадлежала дополнительная пара опор. Традиционно считается, что наличие вимы – черта столичной архитектуры, где пышное богослужение с большим количеством священников требовало более обширного пространства. Справедливо уточнение, внесенное А. И. Комечем11 относительно определения типологии Черниговского собора. Такие постройки, как и храмы без вимы, как правило, именуют восьми- или шестистолпными. Между тем дополнительные опоры, будь то на западе или на востоке, не имеет отношения к основному пространству храма. Они относятся к отдельным зонам – к виме на востоке или к нартексу на западе. Их обособленность от внутреннего пространства самого храма, как правило, демонстрируется особой конфигурацией лопаток – сильнее выдвинутых, чем у других опор, и подчеркивающих границы помещения, в котором они находятся. Так, в Спасском соборе поперечные лопатки западной пары опор превращены в далеко выступающие стенки, а опоры в виме имеют Т-образные очертания. Поэтому справедливо считать большие домонгольские храмы с нартексами и вимой постройками четырехстолпного типа.

Столпы Спасского собора – крестчатые, они совершенно необычны для традиционного византийского зодчества этой поры. В храме четырехколонного типа в качестве опор применялись мраморные колонки, в храме вписанного креста – квадратные опоры, иногда «отходящие» к углам квадрата плана и зрительно превращающие такую структуру в бесстолпную. Крестчатые опоры – мотив архаический, восходящий к ранневизантийской архитектуре (Дере-Ази), они «всплывают» в зрелое византийское время в провинциальных постройках (храм в Элегми). Сложные и массивные опоры в константинопольских постройках, вроде храма Гюль Джами,12 не могут быть названы крестчатыми, хотя и имеют лопатки, поскольку сами опоры вместе с плоскими пилястрами интерпретированы как стены. В Спасском соборе опоры воспринимаются как отдельно стоящие столпы, по месту в пространстве похожие на массивные колонны, но снабженные плоскими лопатками, придающими столпу крестчатые очертания. Между тем система перекрытий Спасского собора – та же, что и в храмах на четырех колонках.

Основанием для изменения формы столпов стали хоры.13 Обширные хоры над нартексом и над боковыми нефами делают эти зоны двухэтажными. Применение колонн обычного типа невозможно, поскольку они оказались перерезанными посредине плоским перекрытием хор. С очертаниями крестчатых опор хоры согласуются даже органичнее, чем с обычными квадратными столпами. На границе хор пространство между подкупольными столпами занимают аркады. Они помещены и в первом ярусе, где, вторя аркаде хор, отгораживают боковые нефы. Вся структура Спасского собора, несмотря на меньшие по сравнению с ранневизантийскими храмами размеры, весьма напоминает купольные базилики, где аркады, сопровождающие продольное движение и фланкирующие центральное подкупольное пространство, были обязательными. В качестве примера можно привести обширный круг памятников: Алахан монастырь, Св. Ирина и Св. София в Константинополе, Каср ибн Вардан и др. А. И. Комеч выделяет как особенно близкую Спасскому собору постройку в Дере-Ази, размеры которой совпадают с Черниговским храмом.

Ключевое отличие Черниговской церкви от ранневизантийских памятников – расположение хор не на сводах, а на плоских перекрытиях. Эта особенность не найдет повторения в последующем древнерусском зодчестве, где хоры будут устраиваться по обычному типу – на сводах. Особенно странным выглядит в Спасском соборе совмещение аркады первого яруса (а не плоского архитрава) с этими плоскими перекрытиями. Данная черта не имеет аналогий и является исключительной. В результате пространство боковых нефов – свободное и достаточно развитое – оказывается несвязанным с центральным, оно не включено в общее движение и обходит центральный подкупольный квадрат. Правда, это обходящее движение прерывается в нартексе, где под хорами устроены своды. Считается, что эта черта Черниговского собора – архаическая. Крестово-купольный храм, обретший полное единство и даже зальность интерьера в зданиях на колонках, возвращается здесь к разделению пространства на обособленные зоны. Но надо сказать, что обходящее центральный неф с трех сторон движение станет обязательной чертой домонгольских русских храмов. Не случайно мотив «обхода» центра повторяется в Киевской Софии, построенной в 1037 г. другой артелью мастеров. Благодаря декорации он здесь даже особо подчеркнут. В пределах центрального ядра на гранях лопаток столпов помещены изображения святых, а в крайних нефах лопатки украшены орнаментами или процветшими крестами.

Хоры, определившие выбор крестчатых опор и, следовательно, изменение структуры храма, необычным образом не доходят «до востока», они обрываются на уровне восточных столпов и имеют в плане П-образную форму. Тем самым в их очертаниях повторен рисунок окружения центра, явственный на уровне первого яруса. Очевидно, что алтарь намеренно исключен из зоны развития хор и противопоставлен основному пространству. Подобно алтарю на западе наосу – основному пространству – противостоит нартекс, поскольку, как уже было сказано, он перекрыт коробовым сводом, развернутым по поперечной оси. В углах нартекса – крестчатые своды. К нартексу с севера примыкала круглая лестничная башня, а с юга – крещальня. Оба объема, по мнению Ю. С. Асеева, симметрично повторялись угловыми капеллами на востоке. Плановые отношения выглядят простыми и логичными. Ширина подкупольного квадрата вместе с лопатками столбов, деленная на два, равна ширине боковых нефов. Тот же размер у поперечных членений – вимы, западной трети и нартекса.

Структура храма в целом не кажется однородной. В нижнем ярусе в большей степени выявлено продольное осевое движение. Вытянутость всего объема по оси восток-запад, дополнительные пары столпов с запада и на востоке, выступающие лопатки крестчатых опор, переходящие в подпружные арки, которым вторят лопатки на стенах, способствуют осознанию частого и мощного ритма, ведущего к алтарю. Аркады, обрамляющие центральный неф, заставляют вспомнить купольные базилики; они усиливают эффект базиликальности и своим продольным ритмом, и люнетами, увенчивающими аркады и отгораживающими от центрального нефа склоны южного и северного коробовых сводов. Можно предполагать, что необычные для зрелого византийского зодчества базиликальные черты возникли благодаря ориентации Черниговского собора на Десятинную церковь, образцом для которой стала в свою очередь дворцовая церковь Фаросской Богоматери. Построенное внутри Императорского дворца в Константинополе, это здание предназначалось для хранения самых чтимых христианских реликвий. Черниговский собор не был храмом-реликварием, но его образец – Десятинная церковь – хранила самую первую и главную русскую христианскую святыню – мощи св. Климента, а также «святость», привезенную Владимиром из Корсуни.

В храме – бесконечное количество круглящихся форм. Это и малые арки в тройных аркадах хор, и арки первого и второго ярусов, перекинутые к стенам, и, конечно, коробовые своды нартекса, и главные подпружные арки, расположенные чуть ниже центральных сводов и потому не только отчетливо читающиеся, но буквально обручами охватывающие пространство центрального нефа. Кажется, именно благодаря обилию круговых и дугообразных линий, стремящихся к куполу центральной главы, который словно становится ближе к входящему в храм, чем в старинных купольных базиликах или в более сложных и изощренных по форме константинопольских храмах, преодолевается базиликальность Спасского собора. Тем не менее впечатление энергичного движения к алтарю, выраженного в том числе выступающими арками главных сводов на оси восток-запад, очень отчетливо и зримо напоминает романские постройки.

В черниговском храме много от роскошного константинопольского вкуса. Это ярко освещенные четырьмя дополнительными куполами (кроме окон в стенах) хоры, тонкие резные капители, приставные мраморные колонки в аркадах, узорчатые парапеты, ограждающие хоры, орнаментальный пол из розового шифера и многое другое. Все формы в соответствии с установками столичной архитектуры исполнены ясности, несмотря на сложную профилировку деталей. Повсюду ощутимо чисто византийское стремление как можно более «развеществить» материю, придать ей расчлененность и тем самым сделать её одухотворенной, включить её в общий ритм криволинейных движений. Колонки здесь всегда тоньше капителей, уже, чем импосты арок: широкой стороной они везде обращены к скрытой от глаз части – к интерколумнии арок. Обилие тонких профилировок, обводящих каждую форму, каждое членение, особенно перспективная разделенность колонок аркад, лишают их массивности, придают им плоскостный, «отступающий» в глубину характер.

Большое количество оконных проемов, расположенных в три яруса по высоте, отсутствие широких плоскостей ничем не запятых стен (даже люнеты над аркадами прорезаны окнами) ведет к облегчению стены, к её прозрачности, столь характерной для византийских памятников. Обязательное объединение прямых (вертикальных или горизонтальных) форм с криволинейными, подчинение их непрестанному ритму кружения арок и купола, интуитивное осознание сложного устройства здания, ощущение космической гармонии – все это роднит Спасский собор с лучшими византийскими постройками. Редкая черта Спасского собора – выделенность центральных подпружных арок. Их поверхность активно выступает над поверхностями заполняющих их люнетов, подчеркивая значимость и эффектность мотива центрического и круговидного завершения здания. По мнению А. И. Комеча,14 подпружные арки в храме играют особую роль. Можно полагать, что причиной тому явились массивность и вертикализм опор, движение которых вверх усилено выступающими лопатками. Очевидно, для того, чтобы нейтрализовать и гармонизировать этот не очень характерный для Византии ритм, зодчим пришлось усилить профили подпружных арок. Еще одна редкая черта – равенство колонок аркад в верхнем и нижнем ярусах. Этот мотив напоминает систему соотношений по высоте в аркадах константинопольской церкви Сергия и Вакха15 и по происхождению является эллинистическим, восходящим к ордерной системе, оказывающейся значимой не только для знаменитого константинопольского придворного храма, но и для русского собора.

Вместе с тем во всем, даже в формах внешне типично константинопольских, очевиден русский прононс. Здесь нет легкости и неуловимости массы константинопольских произведений, масштаб лишен рафинированности и иррациональности. Ощутимы плотность оболочки, массивность, телесная наполненность, всюду одинаково крупный однородный масштаб, подчеркнутый вертикальный ритм, не играющие заметной роли в Византии. Масштабные соотношения в византийских храмах всегда очень тонко дифференцированы, в то время как размерная шкала в Черниговском соборе выглядит упрощенной. Пропорциональный строй вертикального построения собора прочитан со стороны подкупольного квадрата. Именно эта высота определяет высоту хор, однако последняя взята такой, как если бы подкупольные столпы не имели лопаток, а потому зрительно кажется более значительной, чем подкупольное пространство. Сам собор значительно выше столичных греческих построек. Высота определена, во-первых, высоким уровнем расположения хор, а во-вторых, высотностью всех членений, располагающихся над хорами. Особенно зрительно ощутима высота подъема столпов, все вертикали которых усилены дублирующими их лопатками. Двойные капители, проходящие в самых значимых по высоте ярусах (уровень хор и уровень выведения центральных подпружных арок), подчеркивают монументальность опор. Во всем – энергия, активность и размеренная величавость, совсем не схожая с типичной византийской изощренностью, вычурностью и дробностью членений.

Вошедший в храм объят со всех сторон крупными формами, вовлечен в поступательное движение в восточную сторону лопаток столпов, подчинен масштабности и монументальности окружающего пространства. В византийской же постройке человек всегда ощущает себя сам материальной частью: все формы вокруг него – зыбкие и иррациональные. В Спасском соборе безусловны акценты на моментах государственного величия, репрезентативного начала, связанного с князем и его дружиной, «звон и блеск» раннего русского христианства, а не сотериология или подчеркнутость индивидуального начала. Вместо текучести пространства, поражающей в византийских постройках даже малых размеров, постоянной изменчивости форм в русском соборе на первый план выдвинуто иное: размах, величие, «остановленность», важность, простота и внушительность. Грандиозность и строгость княжеской дворцовой церкви в Чернигове оказываются сродни не придворным константинопольским строениям, а крупным общественным постройкам – большим митрополичьим соборам в огромных городах, вроде Софии Охридской или Софии Салоникской.

Трудно сказать, где и какого рода живописный декор располагался в этом здании. Сохранившийся фрагмент фресковой росписи (св. Фекла в рост на одном из столпов в нартексе) относится к 1036 г. – времени декорации Св. Софии Киевской. Округлый ритм, массивность объема, сдержанность колористической гаммы обнаруживают аналогии среди мозаик киевской митрополичьей церкви. Отсутствие мозаичных фрагментов в археологических раскопках, равно как и большого количества фрескового боя, позволяет полагать, что первоначальное живописное убранство либо отсутствовало вовсе, либо, возможно, сводилось к отдельным фрагментам – своего рода настолпным иконам, выполненным в технике фрески. Не исключено, что отсутствие живописной отделки большого импозантного здания можно объяснить смертью князя Мстислава Удалого, удачливого соперника киевских князей. Его преемники на черниговском столе не были озабочены декорацией старейшей черниговской постройки и свои материальные возможности направляли на создание собственных храмов и строительство в Киеве.

Снаружи собор поражает своей обширностью и высотой. Угловые части по сторонам от ветвей центрального креста сильно понижены – обычная черта для этого раннего этапа. Скорее всего, они не имели закомар и завершались плоско: именно такую реконструкцию Спасского собора предлагает, в частности, П. А. Раппопорт.16 Кроме того, в их верхней зоне, соответствующей угловым ячейкам хор, отсутствуют окна (их было трудно вписать в сравнительно низкие своды перекрытия хор, поэтому окна есть только в первом ярусе под хорами). Эти части хора прекрасно освещались дополнительными главами. Распространение хор в западной части на боковые нефы повлекло многоглавие Спасского собора. Обилие глав характерно для Византии, однако они располагались в основном над западной или восточной частью – именно там сосредоточивались особые капеллы второго яруса, для освещения которых требовались дополнительные главы. Мнение о том, что многоглавие ранних русских храмов является национальной и оригинальной чертой, не может быть подтверждено типологическими исследованиями. Тем более что исходный памятник, служивший доказательством многоглавия прообразов в органически присущем для росичей материале – дереве, – летописная построенная из дуба Св. София «о тринадцати верхах» в Новгороде, скорее всего, является домыслом позднейшего времени.17 Все главы ранних русских построек, в том числе и Спасского собора, имеют функциональное назначение и неотрывны от замысла храма с обширными хорами. Отличие Спасского собора в Чернигове – редкая компактность глав центрального объема и дополняющих их малых покрытий: капелл, крещальни, лестничной башни. Его пирамидальный силуэт отличает удивительная зрительная завершенность.

Лопатки фасадов и внутренние членения (внутристенные лопатки и опоры) нигде не соответствуют друг другу. На фасадах они определяют зрительную симметрию боковых стен: их организации (и это достаточно редко) придано не меньшее значение, чем оформлению западного и восточного фасадов. Система горизонтальных членений стен в целом отличается дробностью и сложностью. Большое число окон, крупных и совсем маленьких ниш, составляющих горизонтали, полуколонки, меандровые пояса (единого мнения по поводу уровня их расположения у разных исследователей не существует), веерообразные «обводки» полуциркульных ниш и оконных проемов лишают поверхность стены массивности, делают её внешне изменчивой и податливой. Константинопольским вкусом навеяны тройные окна в центральных люнетах. Простенки между окнами украшены тонкими полуколонками. Такие же тонкие спаренные полуколонки врезаны в плоскость всех стенных пилястр. Эта многоуровневая система подчинена единой структуре: четко читаются основные горизонтальные членения, проходящие в центральных высотах здания – в уровне хор, пят центральных подпружных арок. Вместе с тем замечательно, что многослойность, характерная для Черниговского храма, развита не только по горизонтали, но и в глубину стенной поверхности, что роднит этот памятник с центральными византийскими постройками. Традиционно отличается широтой и роскошью своего орнамента декор барабанов глав и апсид. Сложная узорчатость, подвижность и динамика стенной поверхности, конечно, усугублялись плинфяной кладкой, традиционной для Византии.

Итак, очевидно, что по всем своим характеристикам Черниговский собор связан с центральными явлениями константинопольской культуры, однако при этом византийские черты здесь особенным образом интерпретированы, что делает храм непохожим на столичные постройки. Если в придворной архитектуре столицы Византии в целом в эту эпоху господствовали небольшие размеры, стремление к камерным интерьерам, убранным с изощренной роскошью, то иное можно видеть в русском храме. Заказ князя объясняет появление этих структурных и выразительных различий. Большая высота, многокупольность, обязанные своим происхождением развитым П-образным хорам, сочетаются здесь с активными репрезентативными функциями. В этой подчеркнутой зрелищности, масштабности – будущее русской архитектуры, надолго сохрани

Древние храмы XI-XIII веков

Название церкви тип Область Нас. пункт
Век
Год Монастырь Адрес
Покрова на Нерли церковь Владимирская Боголюбово XII 1165    
Рождественский собор Владимирская Боголюбово XII
 
Свято-Боголюбский  
Дмитриевский собор Владимирская Владимир XII 1197    
Ризположения в Золотых воротах надвратная Владимирская Владимир XII 1164    
Успенский собор Владимирская Владимир XII 1160    
Бориса и Глеба церковь Владимирская Кидекша XII 1152    
Рождества Богородицы собор Владимирская Суздаль XIII 1225 Кремль ул. Кремлевская
Георгиевский собор Владимирская г.Юрьев-Польский XIII 1234   ул. 1-го Мая
Георгиевский собор Ленинградская Старая Ладога XII 1165-1166   пр. Энгельса, 10
Успенский (перестроен в XVII веке) собор Ленинградская Старая Ладога XII 1157-1158 Успенский монастырь  
Спаса на Нередице церковь Новгородская д. Спас-Нередицы XII 1198    
Георгиевский собор Новгородская Новгород (Юрьево) XII 1130 Юрьевский  
Рождества Богородицы церковь Новгородская Новгород (Юрьево) XIII 1226 Перынский скит южнее Юрьева монастыря
Благовещенья в Аркажах (на Мячине) церковь Новгородская Новгород Великий XII 1179    
Ильи на Славне (перестроена в XV в. ) церковь Новгородская Новгород Великий XIII 1202   у впадения Федоровского ручья в Волхов (ул.Знаменская (бывшая Красилова, Ильинская))
Николая Чудотворца (Николо-Дворищенский) собор Новгородская Новгород Великий XII 1136 Ярославово Дворище Ярославово Дворище
Параскевы Пятницы на Торгу церковь Новгородская Новгород Великий XIII 1207 Ярославово Дворище Ярославово Дворище
Петра и Павла на Синичьей горе (на Сильнище) церковь Новгородская Новгород Великий XII 1192   Петровское кладбище (по ул. Петровской и Юрьевскому шоссе)
Рождества Богородицы собор Новгородская Новгород Великий XII 1119 Антониев ул.Студенческая
Софийский собор Новгородская Новгород Великий XI 1050 Кремль  
Федора Стратилата на Щиркове ул. церковь Новгородская Новгород Великий XIII 1294   пересечение ул. Новолучанская (Комсомольская) и ул. Стратилатовская (Лермонтова).
Спаса Преображения собор Новгородская Старая Русса XII 1198 Спасо-Преображенский пл. Фрунзе
Николы на Липне церковь Новгородская устье Мсты XIII 1292   устье Мсты
Иоанна Предтечи собор Псковская Псков XII   Ивановский (бывш.) ул. Горького, 1
Спасо-Преображенский собор Псковская Псков XII 1153 Мирожский Красноармейская наб., 4
Иоанна Богослова на Варяжках церковь Смоленская Смоленск XII 1173   ул. Дзержинского (ок.моста через Днепр)
Михаила Архангела (Свирская) на пристани церковь Смоленская Смоленск XII 1197   Б.Краснофлотская
Петра и Павла на Городянке церковь Смоленская Смоленск XII 1146   ул. Кашена, 20
Спасо-Преображенский собор Ярославская Переславль-Залесский XII 1160 Кремль Красная пл.

Древние храмы России XIV-XVI веков

Название церкви тип Район Нас. пункт Век Год Монастырь Адрес
Успенский собор   г.Владимир XV-XVI   Княгинин ул. Княгининская
Троицкий (Покровский) собор Александровский г.Александров XVI 1513 Александрова слобода Музейный пр.
Успенский собор Александровский г.Александров XVI 1565 Александрова слобода Музейный пр.
Распятская церковь-колокольня Александровский г.Александров XVI 1565 Александрова слобода Музейный пр.
Покровская церковь Александровский г.Александров XVI   Александрова слобода Музейный пр.
Благовещенский собор Киржачский г.Киржач XVI   Благовещенский ул.Гагарина 27
Благовещенский собор Кольчугинский ур.Благовещенский Погост XVI 1501   близ села Тимошкино
Благовещенский собор Муромский г.Муром XVI   Благовещенский Красноармейская ул., 16
Спасо-Преображенский собор Муромский г.Муром XVI   Спасо-Преображенский ул.Лакина, 1
Козьмы и Дамиана церковь Муромский г.Муром XVI 1552   ул.Набережная
Спасо-Преображенский собор Суздальский г.Суздаль XVI   Спасо-Евфимиев  
Успенская трапезная церковь Суздальский г.Суздаль XVI 1525 Спасо-Евфимиев  
Покровский собор Суздальский г.Суздаль XVI 1510-1514 Покровский  
Благовещенская надвратная церковь Суздальский г.Суздаль XVI 1510-1518 Покровский  
Зачатьевская трапезная   Суздальский г.Суздаль XVI после 1551 Покровский  
Ризположенский собор Суздальский г.Суздаль сер. XVI   Ризположенский  
Название церкви тип Район Нас. пункт Век Год Монастырь Адрес
Рождества Христова трапезная церковь Боровский г.Боровск, п.Роща XVI 1511 Боровский Пафнутьев  
Колокольня колокольня Боровский г.Боровск, п.Роща XVI 1522 Боровский Пафнутьев  
Рождества Богородицы собор Боровский г.Боровск, п.Роща XVI 1590-1596 Боровский Пафнутьев  
Спасский собор Калужский с.Спас XVI после 1552 Спасо-Преображенский Воротынский  
Успения Богородицы собор Перемышльский с.Перемышль XVI      
Название церкви тип Район Нас. пункт Век Год Монастырь Адрес
Николая Чудотворца церковь Кингисеппский Ивангород XV ок.1498   Ивангородская крепость
Успенская церковь Кингисеппский Ивангород XVI 1558   Ивангородская крепость
Покрова Богородицы трапезная церковь Лодейнопольский п.Свирское XVI 1533-1535 Александро-Свирский  
Георгиевская церковь Подпорожский Юксовичи (Родионово) XV 1496    
Звонница звонница Тихвинский Тихвин XVI 1600 Тихвинский Богородице-Успенский
ул. Тихвинская, 1
Покровская церковь Тихвинский Тихвин XVI 1581 Тихвинский Богородице-Успенский
ул. Тихвинская, 1
Успенский собор Тихвинский Тихвин XVI 1507-1515 Тихвинский Богородице-Успенский
ул. Тихвинская, 1
Название церкви тип Район Нас. пункт Век Год Монастырь Адрес
Вознесенский собор Калининский с.Орша XVI 1557 Оршин Вознесенский п/о Каблуково, с.Орша
Троицкая («Белая Троица») церковь Калининский г.Тверь XVI 1564   ул. Троицкая, 38
Рождества Богородицы на Волге церковь Конаковский с.Городня XV 1412    
Никольский собор Краснохолмский с.Слобода XV 1481 Антониев Краснохолмский  
Смоленская церковь Рамешковский с.Кушалино XVI 1597    
Успенская церковь Старицкий с.Иваниши XVI 1539    
Успенский собор Старицкий г.Старица XVI 1530 Успенский Володарского ул.
Введенская трапезная церковь Старицкий г.Старица XVI 1570 Успенский Володарского ул.
Название церкви тип Район Нас. пункт Век Год Монастырь Адрес
Борисоглебский собор Борисоглебский п.Борисоглебский XVI 1524 Борисоглебский Советская пл., 10
Благовещенская трапезная церковь Борисоглебский п.Борисоглебский XVI 1526 Борисоглебский Советская пл., 10
Сергиевская надвратная церковь Борисоглебский п.Борисоглебский XVI 1545 Борисоглебский Советская пл., 10
Петра Митрополита церковь Переславский г.Переславль-Залесский XVI 1585 Кремль Красная пл.
Никиты Мученика собор Переславский г.Переславль-Залесский XVI 1564 Никитский  
Феодора Стратилата собор Переславский г.Переславль-Залесский XVI 1557 Федоровский  
Троицкий собор Переславский г.Переславль-Залесский XVI 1532 Троице-Данилов  
Никиты Мученика церковь Переславский с.Елизарово XVI 1567    
Богоявленский собор Ростовский г.Ростов XVI 1554 Авраамиев ул. Желябовская
Вознесенский (Исидора Блаженного) церковь Ростовский г.Ростов XVI 1566   ул. Карла Маркса
Успенский собор Ростовский г.Ростов XVI   Кремль  
Введенская трапезная церковь Угличский с.Улейма XVI 1563 Николо-Улейменский  
Спасо-Преображенский собор Ярославский г.Ярославль XVI 1516 Спасо-Преображенский пл. Подбельского
Звонница звонница Ярославский г.Ярославль XVI   Спасо-Преображенский пл. Подбельского

Самые древние храмы России

Свидетели истории, хранители культуры, произведения искусства — старинные храмы России. Они пережили монголо-татарское иго, войны и годы гонений. О самых древних и необычных — в материале «Моей Планеты».

Нижний Архыз: храмы средневековой Алании

 Около 1100 лет

 Единственная на Северном Кавказе крещальня 

Мы уже рассказывали о древнейшем храме Российского государства — Софийском соборе в Великом Новгороде, построенном в середине XI века. Но на территории современной России есть культовые сооружения, возведенные еще раньше, до крещения Руси, — например, церкви Нижнего Архыза в Карачаево-Черкессии. Предполагают, что здесь находилась столица средневековой Алании, жители которой приняли христианство еще в 912 году.

Примерно тогда же была построена самая большая и величественная Северная церковь, посвященная Николаю Чудотворцу, — кафедральный храм Аланской епархии. Здание сложено из крупных песчаниковых плит, скрепленных прочным известковым раствором. В нем проводили службы и крестили местных жителей: в углу обнаружили кубический резервуар из каменных плит — единственную на Северном Кавказе крещальню.

Позже неподалеку появилась небольшая Южная (Ильинская) церковь, которая действует и по сей день, а рядом с ней можно увидеть Архызский лик — наскальное изображение Христа.

Керчь: древнейшая действующая церковь

 Около 1500 лет

 Каменная плита с отпечатком стопы Андрея Первозванного 

В центре Керчи возвышается храм с долгой и трудной историей — церковь Иоанна Предтечи в византийском стиле. Когда была построена церковь, точно не известно: историки датируют ее IX, VIII и даже VI веком. С тех пор сохранился фундамент, колонны и мощеный внутренний дворик, где лежит каменная плита с отпечатком стопы Андрея Первозванного. Позже церковь перестраивали русские князья, при половцах она стояла в запустении, а во времена турецкого владычества была мечетью. В советское время храм Иоанна Предтечи закрыли, в годы войны он сильно пострадал от пожара, но затем был восстановлен и сейчас считается древнейшей действующей православной церковью на территории России.

Пройти через века и испытания храму помогли конструктивные особенности: крестово-купольное здание укреплено колоннами, а в кладке стен чередуются ряды белого камня и красного кирпича — этот «слоеный пирог» обеспечивает устойчивость сооружения.

Владимир: собор как символ единства

 828 лет

 Фрески Андрея Рублева 

Строительство белокаменного Успенского собора началось в XII веке, при князе Андрее Боголюбском. По замыслу правителя собор должен был стать главным храмом сильнейшего княжества — Владимиро-Суздальской Руси, символом единения русских земель. Поэтому работы велись с размахом, а по высоте грандиозное сооружение превзошло Софийские соборы Киева и Новгорода. В роскоши и великолепии церковь им тоже не уступает: стены расписаны фресками, пол покрыт цветной мозаикой и позолоченными плитами, под сводами сияют золотые и серебряные люстры.

Собор не раз горел и возрождался из пепла. Самый страшный пожар случился в 1238 году, когда во Владимир вторгся хан Батый. В дыму погибли горожане, затворившиеся в храме, все церковные реликвии были разграблены, живопись повреждена огнем, но храм выстоял и был восстановлен сто с лишним лет спустя. Именно тогда, в начале XV века, собор расписывал Андрей Рублев, и это одна из немногих церквей, где можно увидеть фрески знаменитого иконописца.

Во время съемок фильма Андрея Тарковского о Рублеве в 1966 году пожар повторился — от дымовых шашек загорелись стропила церкви, но их быстро потушили. Совсем недавно в храме снимался еще один фильм, сюжет которого связан с рублевскими фресками, — «Фея» Анны Меликян.

Костомарово: подземная церковь

 Около 900 лет, точно не известен

 Храм выдолблен в меловых «дивах»

В донских степях Воронежской области немало пещерных храмов, а самый большой и самый древний — Спасский собор одноименного монастыря у села Костомарово. Церковь выдолблена в причудливых меловых столбах — «дивах», происхождение которых до сих пор остается загадкой.

Монахи начали строить храм в XII веке, работы с перерывами продолжались несколько столетий. В итоге получился огромный подземный собор, вмещающий 2000 человек. Снаружи он украшен яркими куполами и мозаичными иконами, колокольня установлена между двумя «дивами», а внутри стены покрыты фресками, вырезанными прямо в меловой породе. Рядом, в склоне мелового холма, выдолблены кельи монахов-отшельников — узкие и тесные помещения с позеленевшими от сырости стенами. А самое суровое место монастыря — пещера Покаяния: длинный темный коридор ведет в небольшую келью, предназначенную для исповеди. До революции сюда направляли самых отчаянных грешников, а сейчас в пещеру Покаяния едут паломники со всей России.

Эски-Кермен: храм в обломке скалы

 Около 900 лет

 Очень маленький, всего 5,5 х 3,5 м 

Самое необычное сооружение крымского пещерного города Эски-Кермен — миниатюрная церковь, высеченная в округлой известняковой глыбе в XII веке. Храм занимает всего 5,5 м в длину и 3,5 м в ширину. В огромном валуне вырублены два входа и небольшое окно, а почти половину внутреннего пространства занимает алтарь. На северной стене сохранилась единственная фреска с редким сюжетом, давшая название храму. На ней изображены три всадника в развевающихся плащах: в центре — Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона, справа и слева — всадники с копьями, а за спиной одного из них сидит ребенок. Возможно, это образы местных героев, погребенных здесь, — в полу церкви вырублено две могилы, а вокруг нее располагался городской некрополь. По другой версии, на фреске представлен святой Георгий в трех лицах: защитник, драконоборец и спаситель.

Кижи: самая древняя деревянная церковь

 Около 630 лет

 Самый древний тип храма — клетский

Старейший из дошедших до нас деревянных храмов — церковь Воскрешения Лазаря в Карелии. По преданию, она была срублена в XIV веке, при жизни основателя Муромского монастыря, греческого монаха Лазаря.

Это самый простой и древний тип деревянного храма — клетский. Он напоминает обычную избу, не имеет никаких внешних украшений и состоит из трех срубов-клетей, соединенных вместе. Размеры тоже скромные: общая длина церкви — около 9 м, ширина — 3,6 м. О древности храма говорят архаичные элементы, например двери без петель и волоковые окна — неширокие прорези, которые изнутри закрывались (заволакивались) доской. После смерти Лазаря церковь стала объектом поклонения и паломничества, ее считали «исцелительницей от недугов».

В XIX веке над храмом соорудили деревянный защитный футляр, а в 1959-м перевезли на остров Кижи, отреставрировали и установили у подножия знаменитого Преображенского собора.

Великий Новгород: шедевр средневековой архитектуры

изображений, изображений и векторных изображений русского храма

В настоящее время вы используете более старую версию браузера, и ваш опыт работы может быть не оптимальным. Пожалуйста, подумайте об обновлении. Учить больше. ImagesImages homeCurated collectionsPhotosVectorsOffset ImagesCategoriesAbstractAnimals / WildlifeThe ArtsBackgrounds / TexturesBeauty / FashionBuildings / LandmarksBusiness / FinanceCelebritiesEditorialEducationFood и DrinkHealthcare / MedicalHolidaysIllustrations / Clip-ArtIndustrialInteriorsMiscellaneousNatureObjectsParks / OutdoorPeopleReligionScienceSigns / SymbolsSports / RecreationTechnologyTransportationVectorsVintageAll categoriesFootageFootage homeCurated collectionsShutterstock SelectShutterstock ElementsCategoriesAnimals / WildlifeBuildings / LandmarksBackgrounds / TexturesBusiness / FinanceEducationFood и DrinkHealth CareHolidaysObjectsIndustrialArtNaturePeopleReligionScienceTechnologySigns / SymbolsSports / RecreationTransportationEditorialAll categoriesEditorialEditorial главнаяРазвлеченияНовостиРоялтиСпортМузыкаМузыка домойПремиумBeatИнструментыShutterstock EditorМобильные приложенияПлагиныИзменение размера изображенияКонвертер файловСоздатель коллажейЦветовые схемыБлогГлавная страница блогаДизайнВидеоКонтроллерНовости
PremiumBeat blogEnterprisePric ing

Войти

Зарегистрироваться

Меню

ФильтрыОчистить всеВсе изображения
  • Все изображения
  • Фото
  • Векторы
  • Иллюстрации
  • Редакция
  • Кадры
  • Музыка

  • Поиск по изображению

русский храм

Сортировка по

Наиболее актуальные

Свежее содержание

Тип изображения

Все изображения

Фото

Векторы

Иллюстрации

Ориентация

Все ориентации

Горизонтальная

Вертикальная

Заблудшие родственники латышей и литовцев — Deep Baltic

Агрис Дзенис
Похоже, ни одно балтийское племя или племенная группа не имело такой динамичной, богатой событиями и трагической историей, как древние пруссаки.Они вымерли во время конфликтов между двумя средневековыми европейскими культурами — христианской и языческой — и были физически уничтожены или ассимилированы. Латыши и литовцы должны благодарить старопруссов за свое существование больше, чем кто-либо другой. Под прикрытием их героического сопротивления крестоносцам, продолжавшегося почти весь XIII век, были заложены основы Великого княжества Литовского, что, в свою очередь, стало препятствием для массового притока крестоносцев и немецких колонистов. на территорию Латвии.
Древние пруссы принадлежали к западно-балтийской группе племен, в которую также входили курши, жямайты, скалвы, галинды и ятвяги. Примерно за 3000 лет до Рождества Христова древние пруссаки отделились от первых индоевропейских народов и вошли в землю, где они будут жить вплоть до своего окончательного исчезновения. Сегодня ареал проживания древних пруссаков разделен между Россией (Калининградская область) и Польшей (Эльблонгская и Ольштынская области).
Работа римского историка I века Тацита Германия была первым текстом, в котором упоминались западные балты. Тацит называл их «Эсти», что означает «жители Востока». Так же и их западные соседи, немцы, относились к прибалтам. Эсти описывались как трудолюбивые фермеры и миролюбивые люди. Они собирали янтарь на берегу моря, и, поскольку он казался им бесполезным, они были удивлены, получив за него плату. По сути, именно янтарь, который в Древнем Риме ценился выше золота, привлек внимание цивилизованных народов Европы к регионам, населенным балтами.Самым богатым регионом был край древних пруссаков — Сембия (ныне Земландский полуостров в Калининграде). Из земель балтов янтарь поступал в Рим в основном через немецких посредников. В обмен на эти «камни солнца» прибалты получали железо, оружие, римские монеты и украшения. В начале нашей эры, один римлянин знатного происхождения путешествовал со своей свитой в регионы, откуда пришел янтарь, и привез так много, что арены гладиаторов и оружие бойцов были украшены драгоценностями.
Прусское слово «Precun» впервые появляется в тексте IX века вместе с другими старопрусскими словами: «Pruzzi», «Brus», «Borussi» и «Brutheni». Летописец XI века Адам Бременский охарактеризовал их как очень гуманных людей (« homines humanissimi »), которые часто спасали моряков от кораблекрушений и пиратских нападений. Пруссаки не признали, что кто-то из них будет господином над другими и расценивать их как никчемные меха, золото и дорогую ткань.
Балтийские племена до вторжения немецких крестоносцев [Изображение: Creative Commons]

Древние прусские племена населяли одиннадцать регионов (на старопрусском языке « tautos »), имена которых упоминаются в писаниях 13 века: Семба, Натанга, Надрава, Памеде, Варме, Барта, Скалва, Судава, Галинда. и Кульма.Современные историки не относят скалвианцев, судавцев, ятвягов или галиндов к старопрусским, но считают их отдельными западно-балтийскими племенами. Каждым регионом управлял правитель и собрание уважаемой знати. Древние прусские земли вместе образовали федерацию племен, и в случае войны обычно работали вместе, хотя случаи внутренних конфликтов внутри регионов были нередкими.

Согласно древнепрусской легенде, первыми лидерами были два брата, Прутенс и Вудевутс, которые прибыли вместе со многими другими из-за границы в старые времена.Вудевутс был избран криву кирвайт: — высшим земным вождем пруссаков, посредником между богами и людьми. krīvu kirvaits , также известное как krīvu krivs , упоминается во многих старых текстах, а летописец Тевтонского ордена Петр Дуйсбергский писал, что krīvs подчинялись не только пруссакам, но и другим балтийским племенам. , точно так же, как христианские народы подчинялись Папе. Печать krīvu kirvaits была кривой палкой — krivule .Эту печать несли также посланники кривов и , которые были разосланы по всем старопрусским землям, чтобы известить людей о приказах первосвященника.

Прутенс приказал пруссакам молиться и отдавать дань уважения трем высшим богам — Патримпам, Паркунам и Патолису. Изображения этих богов помещали в дупло огромного вечнозеленого дуба, который рос в главном святом месте древних пруссаков Рамаве или Рикоите в районе Надравы. В Рамаве жил криву кирвайтов сам, а также здесь встречался прусский дворянин, который решал все самые важные вопросы, стоящие перед народом.Следует отметить, что топонимы с лингвистическим корнем «баран» встречаются во всех странах Балтии (в Латвии есть Рамава, Рамуни и Рамниеки), что заставляет нас думать, что слово «Рамава» («место мира» ») Обычно использовался для обозначения святого места для старых балтов. Подробности священных рощ древних пруссаков можно найти в ряде хроник. Это были места, где люди не рубили деревья, не косили траву и не охотились на животных; Людям даже не разрешалось идти туда без принесения жертвы богам.В священных рощах также проходили национальные собрания, на которых принимались решения по вопросам войны и мира и судились преступники.
Древним пруссакам разрешалось приносить жертвы трем высшим богам только в Рамаве. Патримпс был богом молодости, плодородия и удачи и изображался в образе радостного юноши с венком из колосьев на голове. Его изображение было помещено перед горшком, наполненным живыми травяными змеями. Паркунс был богом природных явлений и справедливости и изображался как суровый мужчина средних лет с короной из пламени.Перед его изображением горело священное пламя, которое продолжалось день и ночь. Патоллс был богом смерти и подземного мира; он был представлен как мертвенно-бледный старик с накидкой на голову. Перед его изображением были помещены черепа людей, лошадей и коров.
Изображения прусских богов Patrimps, Parkuns и Patolls [Изображение: Creative Commons]

Внешний вид и роли Патримпов, Паркунов и Патоллов связаны с тремя основными процессами в природе и человеческой жизни — рождением / ростом, зрелостью, старением / смертью.Непрерывное повторение этих процессов действует как двигатель мира, непрерывное движение через изменения. Источником двигателя был Бог — создатель мира и меньшие боги, — которого признали все балтийские народы, в том числе древние пруссаки. Они звали Бога по имени Дейвс [в современном латышском «Диевс» и в литовском «Диевас»] и Укапирмис (Первый из всех) и рассматривали дневной свет как его видимое проявление. Возможно, что древние пруссаки молились не напрямую Богу, а через сыновей Бога — Патримпов, Паркунов и Патоллов, которым Бог дал власть над миром.Среди людей самым популярным культом божества был культ, который заботился о важных вещах в жизни — плодородии земли, благоприятных природных условиях, крепком здоровье, успехах в земледелии и войне. В древних текстах много упоминаний о низших богах и мифических существах древних пруссаков: Куркисе — боге кукурузы, который обитал на последнем снопе кукурузы, который нужно было скашивать, как и древнелатышский бог Юмис; Аушавты — бог здоровья; Пилвитис — бог богатства; Бардаитс — бог мореплавания; berzduki и markopoli — дом гномов и духов.Еда и домашний скот приносились в жертву богам; и высшим богам была принесена в жертву треть военных трофеев. Жертвоприношения обычно сжигались на священном огне в священных рощах. В особенно трудные для людей времена, такие как война и неурожай, приносились в жертву люди, большинство из которых были пленными, захваченными в битве. В летописях упоминаются случаи, когда древние пруссаки сжигали пленных крестоносцев вместе с их лошадьми и оружием.

В старопрусском обществе необычайно большое значение придавалось «духовному разуму», а также первосвященникам и жрицам.Это были неженатые или овдовевшие мужчины и женщины, совершавшие религиозные обряды — жертвоприношения, благословение земли и жилищ. Они были учителями, прорицателями, певцами и провидцами людей. Многие священники — уважаемые старые вдовцы — жили вместе с криву кирваитами в Рамаве.

Резное изображение первосвященника [латышский — vaidelotis ] на памятнике Свободы в Риге [Изображение: Creative Commons]

Еще в 16 веке летописец Симон Грунау наблюдал за работой первосвященника в прусской деревне.Первосвященник рассказал жителям деревни о происхождении и богах пруссаков и дал этические наставления, которые летописец описал как объяснение десяти заповедей. Священник убил козла, чтобы искупить грехи жителей деревни, которую затем пруссаки вместе приготовили и съели. За помощью к этим священникам обращались даже мужчины христианских стран. В 1525 году прибрежным территориям Ливонского ордена угрожал большой польский флот. Магистр Ордена обратился за помощью к известному первосвященнику Вайтинсу Суплицу, который убил свиноматку на берегу моря, наложил ряд магических заклинаний, а затем бросил тело животного в море.Польские солдаты на кораблях внезапно испытали такое огромное необъяснимое чувство страха, что не посмели высадиться на берегу. Кроме того, вся рыба улетела из вод рядом с берегом, так что рыбакам грозил голод. Но после того, как священник вернулся на берег и совершил несколько заклинаний, рыба вернулась.

Когда легендарные правители древних пруссаков Прутены и Вудевуты достигли возраста более ста лет, прусские земли были разделены между сыновьями Вудевутов; от них и получил свое название каждый регион.Прутенс приказал священникам выбрать из своих рядов новый krīvu kirvaits . Затем, в Рамаве, оба старика благословили людей в последний раз, убеждали их чтить высоких богов, жить в гармонии друг с другом и защищать свободу своего народа. Тогда Прутенс и Вудевутс добровольно забрались на костер и были сожжены в жертву богам.

Древние пруссаки верили, что через огонь люди и жертвы достигают мира богов. Археологические раскопки показали, что древние пруссаки сжигали своих мертвецов вместе со своими рабочими инструментами, украшениями и оружием, которые служили в загробном мире так же, как они это делали в стране живых.Прах погребального костра часто сливали в глиняный горшок и закапывали в землю.
Древние пруссы поклонялись своим предкам Прутенсу и Вудевуту как богам Урскайтам и Изсвамбратам (в переводе — Старшему и его брату). Эти боги благословили земледелие, особенно скот и птицу. Старые пруссы установили каменные изображения Урскайтов и Изсвамбратов, чтобы обозначить границы своих земель.
Богатство «янтарных земель» и их благоприятное положение для торговли на Балтийском море издавна искушали нежеланных вооруженных посетителей.В середине I века н.э. начался конфликт между старопруссами и их южными соседями — восточнославянским племенем мазурцев или мазовецков. Мазурские князья пытались заставить старых пруссаков признать их хозяевами и регулярно платить им дань. Но пруссаки твердо придерживались приказа Прутенса быть верными своим богам и своей свободе. В VII веке они разгромили армию, состоящую из воинов восточных славян и могущественного кочевого тюркского племени авар.Спустя некоторое время сам мазурский князь принес жертву старопрусским богам в Рамаве. Среди аварских войск было много прусской молодежи, попавшей в плен в детстве во время предыдущих нападений на прусские земли. Перед решающей битвой они перешли на сторону своих соотечественников, принеся с собой новое ценное приобретение — знания аварцев о конной войне.
Старопрусские земли были частично защищены от нападений восточных славян лесами и сетью болот, но не было возможности создать препятствия для захватчиков, пришедших через балтийское побережье — скандинавских викингов, которые начали прибывать в свои лодки, в поисках торговли и грабежа.На полуострове Семба у села Вискаутена находится скандинавское кладбище, что свидетельствует о том, что здесь долгое время было поселение викингов. Многие нападения датских викингов на Сембу зафиксированы в хрониках XII века, хотя эти нападения не представляли особой угрозы независимости старых пруссаков, поскольку их целью было грабеж, а не завоевание территории.
Святой Адальберт Пражский, убитый старопруссаками [Изображение: литургия. нетто]

После присоединения Мазурского княжества к Польскому королевству польский вождь неоднократно пытался подчинить себе и старопрусских.Во второй половине X века Польша приняла христианство. Король Болеслав Храбрый был первым, кто попытался обратить старопрусские земли в христианство. При его поддержке в 997 году прибыл первый миссионер — Адальберт, епископ Праги. Старые пруссаки понимали, что обращение в христианство может угрожать их независимости; они убеждали Адальберта покинуть их землю, но он не повиновался и был убит. Вскоре Адальберта сделали святым, и описания его жизни сделали слово прусский более известным в средневековой Европе.

В XII и начале XIII веков на древние пруссаки неоднократно вторгались польские войска. В 1218 году Папа объявил священную войну пруссакам, и крестоносцы со всей Европы начали присоединяться к польской армии. Их численность изначально была не особенно велика, и поэтому старопруссакам удалось успешно отбить их атаки.
Ситуация изменилась в 1226 году, когда принц Мазур Конрад призвал тевтонских рыцарей, чтобы они помогли ему в борьбе со старопруссаками.Рыцари оказались «безработными» после изгнания крестоносцев из Палестины. В качестве оплаты за помощь Конрад предложил Ордену область Кульмы, которую покорила Польша. В том же году император Священной Римской империи Фридрих II передал старопрусские земли Ордену и дал им власть покорять жителей. Немецкие рыцари изо всех сил старались прорваться в глубь прусских земель; оказавшись там, они построили замки, гарнизоны которых регулярно разрушали окрестные деревни и сельскую местность, чтобы вынудить старых пруссаков принять христианство и признать власть Ордена.Несмотря на цепкое сопротивление со стороны пруссов, военная сила была на стороне ордена, потому что они помогли вооруженным силами всей Европы. Все большее число лидеров приходило на помощь Ордену в трудные моменты, надеясь прославиться как христианский рыцарь и получить богатые военные трофеи. Итак, в 1255 году чешский король Оттокар II отправился с большой армией в Сембу через южные области древних пруссаков. Он взял сембийский замок Твангсте в устье реки Пригле и построил там крепость, которая впоследствии стала известна как Кенигсберг («Королевский холм» по-немецки; теперь город Калининград в России].
Город Кенигсберг [Изображение: cybernations]

Сопротивлению старых пруссаков крестоносцам препятствовало также отсутствие внутреннего единства. В течение долгого времени разные регионы не могли объединиться против общего врага, и Ордену также удалось привлечь на свою сторону многих старопрусских дворян, выделив им самые большие участки земли и, таким образом, сохранив высокий социальный статус дворян даже после Христианизация. Рыцари приветствовали дворян и пруссаков с более низким статусом в свое братство, и они преданно служили Ордену.Реестр братьев Ливонского ордена XV века включает семь старопрусских имен.

Геркус Монте, наиболее значительный прусский вождь 13 века [Изображение: history.skyforger.lv]

Между Орденом и старопруссаками был заключен ряд мирных договоров и перемирия, но старые пруссаки неоднократно использовали возможности для восстания. Общее прусское восстание началось в 1260 году после поражения немецких крестоносцев в битве при Дурбе. Старые пруссаки в разных регионах выбрали военачальников и начали скоординированные военные действия.Было взято много замков, которые были важными опорными пунктами Ордена. Самым значительным прусским лидером был натангийский дворянин Геркус Монте, который в молодости долгое время был заложником в Германии и хорошо разбирался в европейской войне. Орден проявил необычайную жестокость, подавив это восстание, полностью разрушив жилища восставших старых пруссаков и уничтожив их жителей. С помощью полка маркграфа Бранденбургского и чешского короля, а также отступничества некоторых старопрусских лидеров Ордену удалось к 1283 году подчинить все старопрусские земли.В 1295 году было последнее восстание, но особых успехов оно не принесло.

Завоеванные земли Старой Пруссии вошли в состав государства Немецкого Ордена. Летописец Симон Грунау писал, что даже в начале 16 века некоторые районы, опустошенные в 13 веке, оставались пустынными и необитаемыми. После поражения многие старые пруссаки бежали из-под ига крестоносцев и бежали в Литву. Из-за нехватки рабочей силы в тех регионах, разоренных войной, Орден поселил там многих колонистов из Германии.Однако было бы неверно утверждать, что во время правления Ордена происходил процесс германизации. Чтобы обеспечить лояльность пруссаков и предотвратить угрозу новых восстаний, рыцари вели себя с ними терпимо: немецким колонистам разрешалось селиться только в районах, оставшихся бесплодными из-за войны, а Орден выделял лучшие из них. землю оставшимся пруссакам. Магистры Ордена неоднократно подчеркивали, что пруссакам должно быть разрешено оставаться прусскими, и они не навязывали им немецкий язык или образ жизни.
В 1525 году католическое государство Ордена стало частью светского герцогства Пруссии и Бранденбурга, одной из первых лютеранских стран в Европе. Во второй половине XVI века при поддержке герцога Прусского были составлены три катехизиса на старопрусском языке — важные свидетельства этого исчезнувшего языка. Под властью герцогства поляки переселились в западные районы Пруссии, а литовские фермеры переселились в восточные районы — особенно в Надраву и Скалву — и смешались с пруссаками.С конца XVI века части Пруссии, населенные литовцами, стали называть Малой Литвой, которая в последующие века стала центром литовской национальной культуры. Точнее было бы сказать, что пруссаки не были германизированы, а были полонизированы и литованы.

В 1701 году Прусское герцогство стало королевством, и примерно в то же время были объединены все остальные немецкие земли. Старопрусский язык по большей части исчез после Великой чумы в начале 18 века, когда почти все «чистые» пруссаки погибли.Их ассимилированные потомки вместо этого писали и говорили на немецком или литовском языке. В 1871 году было провозглашено объединенное германское государство, и старопрусские земли оставались частью страны, как регион Восточной Пруссии, до конца Второй мировой войны.
В конце Второй мировой войны ситуация в конце крестовых походов повторилась — исторические прусские земли были оккупированы во второй раз. На этот раз это сделали не крестоносцы, а советская армия, действовавшая в соответствии с договоренностями, достигнутыми на Ялтинской конференции.В 1946 году была создана Калининградская область, которая существует до сих пор. Немецкоязычные жители Восточной Пруссии были изгнаны в Германию, а на их место пришли колонисты из России. Большинство древних восточно-прусских топонимов заменено банальными русскими названиями; Были уничтожены «немецкие» архитектурные памятники.
Однако культура и язык древних прусаков сохранились до сих пор. Общество «Толкемита» действует в Германии; его члены — бывшие жители Восточной Пруссии и их потомки.Многие из них считают себя пруссаками. Общество регулярно выпускает сборники письменных работ и организует научные конференции, посвященные истории, культуре и языкам Восточной Пруссии. В 1980-х годах, работая с сохранившимися образцами старопрусского языка, немецкий лингвист Гюнтер Крафт Скалвинас и литовский лингвист Летас Пальмайтис смогли реконструировать старопрусский язык, который они назвали новым прусским.
Современные старопрусские [Изображение: История Латвии] Перевод с латышского Уилла Мавхуда
Заголовок — древнепрусское священное место, Ромава (Изображение: Creative Commons)
© Deep Baltic 2016.Все права защищены.
Как то, что делает Deep Baltic? Пожалуйста, рассмотрите возможность ежемесячного пожертвования — помогите поддержать наших писателей и всестороннее освещение Эстонии, Латвии и Литвы. Узнайте больше на нашей странице Patreon.

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

Древнерусский — определение древнерусского языка по The Free Dictionary

Место в то время было резиденцией графа Баранова, губернатора различных колоний; грубый, суровый, гостеприимный, пьяный старый русский; что-то вроде солдата; что-то вроде трейдера; прежде всего, приятный компаньон старой школы Ройстеринга с сильным крестом медведя.

Помимо упомянутых непосредственных крепостных и иждивенцев, старый русский властелин оказал значительное влияние на многочисленный и нерегулярный класс морских торговцев, которые обращались к нему за помощью и боеприпасами и через которых он, как можно сказать, имел градус, распространил свою власть по всему северо-западному побережью.

Убийство старого русского Михаила Саброва без друзей его большой дрессированной обезьяной было предметом комментариев в газетах в течение нескольких дней.

Не прошло и месяца, как тщательное расследование выявило тот факт, что мальчик покинул поезд до того, как тот ушел со станции в Лондоне, и был найден таксист, который отвез его по адресу старого русского , что Тарзан из обезьян понял, что Акут каким-то образом был связан с исчезновением мальчика.

(с тем своеобразным выражением вежливой усталости, которое прямо говорит: «Если бы это не было моим долгом, я бы ни на минуту не разговаривал с вами»), слушал старого русского генерала с орденами, который стоял очень прямо, почти на цыпочках. , с подобострастным солдатским выражением на багровом лице, сообщает о чем-то. Вот запись об убийствах Тарлтона, и дело Вамберри, виноторговца, и приключения старой русской женщины, и необычная история с алюминиевым костылем, а также полный отчет о косолапости Риколетти и его мерзкой жене.Отмечая, что лингвисты хорошо поработали над изучением грамматики древнерусского языка на буквах, он вместо этого сосредоточился на прагматической перспективе, особенно на вопросах устной речи и грамотности. посетите место старого русского форта, на котором был установлен тлинкитский тотемный столб после службы примирения, на которой присутствовал потомок первоначального представителя России, Александр Баранов, и потомки тлинкитов, которые сражались с ним двести лет назад.Произведения древнерусской литературы, как правило, были сосредоточены в основном на двух тематических проблемах: истории и нравственном назидании. Или былины Традиционная форма древнерусской и русской героической повествовательной поэзии, передаваемая устно. Том Мортон BBBC Radio Scotland покупает дешевые штаны и раскрывает свою любовь к старому русскому ветру -up часы 1 Leki «Wanderfreund» из углеродного волокна трость. Восприятие Китая россиянами можно выразить одним словом «призрак», которое является старым русским названием китайца.

Шишкин — мой любимый русский художник — Из России с любовью

Этот вид искусства не очень популярен в России. современный мир.Теперь, если вы хотите стать популярным, вы должны выразить себя, чтобы создать то, что никто другой не сделал.
Но я всегда предпочитал этот вид искусства. называется «фотореализм» — я полюбил это слово, когда впервые услышал его.
Фотографии Ивана Шишкина настолько реальны, настолько живы, что можно подумать, что это фото — каждый деталь живая.
Это самая известная его картина: «Утро в сосновом лесу» (или медведи на дереве)

Иван Шишкин (25 января 1832 — 20 марта 1898 г.) был известным русским пейзажистом, участником движения «Передвижники».

Его портрет — работа другого известного Русский художник — Крамской.

Шишкин родился в городе Елабуга Вятского района. Губернаторство (ныне Республика Татарстан), окончил Казанскую гимназию. Потом учился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в течение 4 лет посещал Санкт-Петербургская Императорская Академия художеств с 1856 по 1860 год, которую окончил с высшими наградами и золотой медалью. Получил Императорскую стипендию. для его дальнейшего обучения в Европе.Пять лет позже Шишкин стал членом Императорской Академии в Санкт-Петербурге и был профессором живописи. с 1873 по 1898 год. В то же время Шишкин возглавлял пейзажную живопись. класс в Высшей художественной школе В Санкт-Петербурге.

Некоторое время Шишкин жил и работал в Швейцарии и Германии на стипендия Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств. По возвращении в Санкт-Петербург он стал членом Кружка передвижников и Общества русских Акварелисты.Также он принимал участие в выставках в Академии. искусств, Всероссийская выставка в г. Москва (1882 г.), Нижегородская (1896 г.), Всемирная ярмарка (Париж, 1867 и 1878 гг.), Вена, 1873 г.). Методика рисования Шишкина была основана на аналитических исследованиях природа. Он прославился своими лесными пейзажами, а также был выдающимся рисовальщик и гравер.

Иван Шишкин владел дачей в селе Выра на юге Санкт-Петербурга. Там он написал некоторые из своих лучших пейзажей.Его работы примечательны поэтическое изображение времен года в лесу, дикой природы, животных и птиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *