Дом рукавишникова: НГИАМЗ — — Усадьба Рукавишниковых

Содержание

Архитектурное наследие Рукавишниковых в Нижнем Новгороде

Основанный на устье двух рек, Нижний Новгород являлся центром купеческой жизни страны. Его архитектурный облик украшали богатые усадьбы, купеческие особняки и доходные дома. Среди всех этих построек особо выделялись здания, так или иначе связанные с фамилией Рукавишниковых, с династией миллионеров — магнатов, которая стала оплотом общественной жизни города XIX века.

Усадьба на Верхне-Волжской набережной

Родовое гнездо династии Рукавишниковых располагается на живописном склоне Дятловых гор — Волжском откосе. Строительство усадьбы датируется 1877 годом. Её владельцем был известный купец — сын нижегородского магната Сергей Рукавишников. Когда-то его отец приобрел на этом месте двухэтажный дом с мезонином, а позднее, в 1875 году, Сергей решил построить здесь новое здание.

Позже сын Сергея, поэт и прозаик серебряного века Иван Рукавишников в романе «Проклятый род» так опишет эту задумку: «И будет дом-дворец.

И во дворце сто комнат… И будет дворец тот стоить ровно миллион… Пусть весь город ахнет». Дом действительно обошелся хозяину почти в миллион, в то время как на строительство здания городской управы на улице Большая Покровская ушло 260 тысяч.

Владелец будущего особняка выбрал архитектором Петра Бойцова. Несмотря на возведение настоящего дворца, прежнее сооружение решили оставить и сделать частью нового. Старая тетка владельца наотрез отказалась переезжать в другое место. Здание не тронули, но даме пришлось смириться с постоянным шумом строительных работ.

Дворец строился в модном тогда стиле эклектики. Архитектор использовал элементы разных исторических стилей и соединил их в одном произведении. Нынешнее здание отличается от других обилием различных декоративных элементов на фасаде. Дворец украшают скульптуры атлантов, кариатид и ангелочков-путти. Периметр первого этажа декорирован тщательно прорисованными замковыми камнями и маскаронами в форме львиной головы. Крыша украшена балясинами и пилястрами.

Многие сравнивают особняк с итальянским палаццо, однако такое сравнение беспочвенно. Оба здания объединяют разве что монументальность и рустованный фасад.

В советское время усадьба Рукавишниковых была национализирована. Сейчас она является Нижегородским государственным историко-архитектурным музеем-заповедником.

Усадьба Рукавишниковых на Верхне-Волжской набережной

Усадьба Рукавишниковых на Верхне-Волжской набережной
Фотография: Анастасия Голикова

Усадьба Бурмистровых

Недалеко от особняка Рукавишниковых, на улице Минина, находится другая усадьба членов этой богатой семьи. Ею владела супружеская пара Бурмистровых. Глава семьи Дмитрий — известный купец, гласный нижегородской городской думы, а его супруга Варвара — уроженка купеческого рода Рукавишниковых.

В 1879 году Варвара в счет наследства приобрела усадьбу с деревянным домом и флигелем. Под руководством архитектора Николая Григорьева в 1885 году дом перестроили в стиле эклектики. На наличники фасада здания архитектор поместил фигуры кариатид, а под окна ― золотистые гирлянды.

В семейном романе Иван Рукавишников о самом особняке пишет вскользь, зато сад описывает в деталях. По сюжету романа сад простирается до самой Волги и украшается фонтанами, мраморной лестницей, множеством скульптур и гротом. Известно, что Дмитрий Бурмистров был страстным садоводом и построил на территории сада три оранжереи, которые, к сожалению, не сохранились. Говорят, что именно отсюда везли цветы к гробу Ленина.

После Октябрьской революции особняк Бурмистровых национализировали и отдали под городской музей. Почти двадцать лет в усадьбе располагались различные учреждения: от художественно-исторического музея до общежития работников Горьковской партийной школы. В 1934 году здание передали Литературному музею имени Горького. Прежняя хозяйка, овдовев, прожила в собственной усадьбе, где ей выделили небольшую комнату, до 1930 года.

Усадьба Бурмистровых

Дом трудолюбия имени Михаила и Любовии Рукавишниковых

В 1887 году на заседании нижегородской гордумы прозвучал призыв открыть в городе дом трудолюбия, где бесприютные и нищие смогли бы заниматься трудом. Идею о создании такого здания поддержала семья Рукавишниковых. В 1893 году Михаил Рукавишников приобрёл столярную фабрику имени И. Т. Хворинова, в которой открыл помещения для трудоустройства бедноты. Однако сооружение прослужило недолго, так как было деревянным и вскоре сгорело. Тогда дети Михаила и Любовии Рукавишниковых решили построить на прежнем месте каменное здание и назвать его в честь родителей.

Сооружение выполнили из несгораемых материалов: бетона и керамического кирпича. Внутри располагались просторные светлые мастерские, оборудованные различными удобствами. Личность архитектора точно не установлена: по одним данным, им был Павел Домбровский, по другим — Анатолий Шмаков. Здание построено в стиле рационального модерна. В нём часто строились промышленные сооружения, как, например, проходная завода «Красное Сормово». Ввиду особенностей стиля архитектура Дома трудолюбия не богата. Всё соответствует идее о лаконичности, простоте, рациональном использовании пространства, это при том что модерн — вычурный стиль.

Сейчас мы видим ещё более упрощённый угловой фасад здания, потому что в советское время фигурные завершения крыши заменили на надстройку.

В 1914 году в здании располагался военный госпиталь, большинство бедняков ушло на фронт. После войны в бывшем Доме трудолюбия открылась типография, которая работает там и сегодня.

Дом трудолюбия имени Михаила и Любовии Рукавишниковых
Нижполиграф с 1922 года

Торговый дом и банк Сергея Рукавишникова

В начале XX века экономика страны испытывала подъем. Открывались новые банковские предприятия. В 1910 году Сергей Рукавишников построил здание на улице Рождественской, в котором разместился Русский торгово-промышленный банк, один из крупнейших в стране. Через год на Нижне-Волжской набережной началось строительство торгового дома. Архитектором обоих зданий, составлявших единый комплекс, стал один из известнейших представителей эпохи модерна в России и Европе Федор Шехтель. Он спроектировал здания в стиле позднего модерна, в котором декоративное убранство фасадов выглядело лаконично и не вычурно.

Оба сооружения отсылают нас к готическим мотивам и отражают романтическое настроение модерновых архитекторов. Здесь присутствует и сильный ритм вертикалей, и даже имитация контрфорсов (выступающих элементов на фасаде торгового дома). Основное внимание сосредоточено на окнах, столбах, пропорциях фасадных плоскостей.

Торговый дом Сергея Рукавишникова был достроен уже после начала Первой Мировой войны. В просторных помещениях здания расположилась военно-обмундировочная швейная мастерская, эвакуированная из Варшавы. Затем в бывшем торговом доме долгое время находилась швейная фабрика «Маяк», прекратившая свою работу в 2015 году. Банковское здание так и осталось административным по своему назначению.

Банк Сергея Рукавишникова

Торговый дом

Доходный дом Узатис-Рукавишникова

Ещё одним памятником архитектуры, относящимся к династии нижегородских миллионеров, является доходный дом Узатис-Рукавишникова. По преданию, старший сын основателя купеческой династии Иван Рукавишников, третий из наследников, очень хотел жениться на молодой дворянке — дочери полковника Бирина. Чтобы соответствовать высокому статусу невесты, Иван купил дом на центральной улице города. Прежним владельцем особняка был Алексей Узатис — руководитель сормовского пароходного завода и майор корпуса горных инженеров. Постройка дома датирована 1865 годом. Известно, что здесь в конце XIX — XX века находилось общественное собрание, ставшее центром музыкальной жизни города. В советское время здание переделали под областную филармонию. Она просуществовала на этом месте до 1968 года, пока не получила новое помещение в Кремле. Сам же дом подвергся капитальной реконструкции под кукольный театр, проектом которого руководил архитектор Сергей Тимофеев.

Доходный дом Узатис-Рукавишникова
Театр кукол с 1929 года

Ксения Юферова
16+

Особняк Н. А. Симоновой — Е.К. Рукавишниковой

Посольство Мьянмы занимает на Большой Никитской очень интересный особняк. И хотя архитектурное решение его не очень пышно, решено в типичный формах рядовой застройки, но выделяется оно красивый застекленным фонарем над портиком входа.


История владения прослеживается с середины XVIII века. На обширном участке усадьбы Бессоновых, занимавшей до середины 19 века полквартала на плане 1757 года показаны одноэтажные каменные палаты с полуподвалом. К французскому нашествию владение уже было несколько меньше. В пожаре 1812 года главный дом уцелел в отличие от соседних владений. В 1830 году новая хозяйка — дочь статского советника Н. А. Симонова – надстраивает у него мезонин. В 1876 году жена коллежского секретаря Е. Д. Викулина делит участок на две части – один, который потом стал 43 она оставляет себе и строит там себе новый дом, а западную часть (41) со старым домом продает купцу Василию Никитичу Рукавишникову. Рукавишниковы были весьма значимой купеческой фамилией. Купцы первой гильдии, они не были москвичами. Происходили с Урала и являлись крупными золотопромышленниками. Глава династии — Василий Никитич Рукавишников — купец 1 гильдии, владелец золотых приисков, начал свою деятельность в Оренбургской губернии. В 1875 году он с супругой Еленой Кузьминичной в Москву, где уже получали высшее образование его три сына.
  Сам Василий Никитич был человеком просвещенным, имел хорошее образование и такое же постарался дать своим сыновьям. В семье царил патриархальный дух. Купеческим, предпринимательским навыкам он обучил и своих детей. Его супруга Елена Кузьминична Рукавишникова, женщина набожная, воспитывала в детях достоинство, добродетельность, внимательность к ближним, учила их состраданию. Их средний сын Николай в 1870 году возглавил уникальное благотворительное учреждение исправительный приют для малолетних преступников дворянского Общества трудолюбия и посвятил ему 5 последних своих лет короткой жизни. С тех пор этот приют получил название Рукавишниковский.   В 1875 году Николай умирает в 29 лет. Родители решают продать особняк на Тверском бульваре и переехать в другой дом. Участок был оформлен на его жену Елену Кузьминичну, от которой в том же году поступила просьба о перестройки дома. Проект был доверен родственнику — архитектору Александру Степановичу. Каминскому. Был надстроен второй этаж и пристроен ризалит с северной стороны. А.С. Каминский также существенно изменил архитектурный облик фасада в свойственной ему эклектической манере с использованием мотивов московского необарокко. После смерти Елены Кузьминичны в 1879 году в особняк к отцы переезжает младший сын Константин Васильевич Рукавишников с семьей. И особняк оформляют на его супругу Евдокию Николаевну, урожденную Мамонтову. Она происходила из знаменитой купеческой семьи, была младшей сестрой Веры Николаевны Третьяковой. Через нее Рукавишниковы породнились с половиной купеческой Москвы.
    Константин Васильевич Рукавишников несколько лет состоял в правлении Московского отделения Русского музыкального общества. Заседания Правления, на которых присутствовали П.И. Чайковский, С. И. Танеев, А.С. Аренский часто проходили в особняке. Савва Иванович Мамонтов – кузен Евдокии Николаевны приходил к ней со своими друзьями артистами и художниками. Тут бывали молодые Ф.И. Шаляпин, К. Коровин, даже И.А. Айвазовский бывал здесь, так как дружил с хозяевами, чья дача была в Феодосии.
    В 1893 году после убийства Н.А. Алексеева, К.В. Рукавишников был избран Московским Городским головой на 4 летний срок. Он заканчивал много проектов, которые не успел сделать его предшественник – канализация, водопровод, больницы и школы. Одновременно он много сил и времени отдавал Рукавишниковскому детскому исправительному приюту для малолетних преступников, которым бессменно руководил после смерти брата и до своей смерти. А его супруга устроила похожий приют для девочек – Титовскую школу рукоделия на Поварской, в своем доме.
    В 1904 году во время Русско-Японской войны на втором этаже своего особняка супруги оборудовали хирургический лазарет, который позже был преобразован в «Хирургическую лечебницу Е. Н. Рукавишниковой». Для светлой операционной надстроили вторым этажом ризалит входа, которая смотрится как эркер-фонарик. Получилось очень светлое, хорошее помещение. Вообще в клинике легко помещалось 20 человек больных. Ежедневно велся еще прием и амбулаторных пациентов. Клиника считалась одной из лучших частных хирургических лечебниц города и Евдокия Николаевна очень ею гордилась.  Во время Первой Мировой войны из нее опять сделали лазарет для раненных. В 1917 году особняк и клинику национализировали. В советское время дом находился в ведении Мосздравотдела, В 1960 году был отдан под посольство Мьянмы, которое находится здесь до сих пор.

Город наизнанку. Нижний Новгород. ч. 7. Усадьба Рукавишниковых.

Сегодня знакомимся с Усадьбой Рукавишниковых на Верхневолжской набережной Нижнего Новгорода. Это одно из красивейших зданий города.

Само здание, конечно же знакомо многим, до 1994 года здесь располагался краеведческий музей. Моя задача показать, что внутри этого здания сейчас.

Усадьба Рукавишниковых является объектом культуры регионального значения. Была построена владельцем первого в Нижнем сталелитейного заводаМ. Г. Рукавишниковым. Его наследник С. М. Рукавишников решил превратить усадьбу на Верхневолжской набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо.

Здание обильно украшено лепниной, балкон поддерживают атланты, а оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид.

С 1924 года в особняке располагается краеведческий музей (ныне — Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник).

История постройки здания

Первоначально 2-х этажный каменный особняк на Верхне-Волжской набережной принадлежал купцу 3-й гильдии Серапиону Везломцеву и перешел за долги в 1840-х гг. владельцу первого в Нижнем Новгороде сталелитейного завода и крупному ростовщику — процентщику М. Г. Рукавишникову.


Фасад главного дома усадьбы Серапиона Везломцева. 1840-е гг. Копия с архивного чертежа (Центральный архив Нижегородской области)

Его наследник С.М. Рукавишников решил превратить Усадьбу на Верхне-Волжской набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо. Для осуществления этой идеи были приглашены архитектор П.С. Бойцов, который выполнил проект реконструкции старого дома – превращения его в здание дворцового типа и художник из Петербурга М.О. Микешин, автор богатого фасадного декора. Сохранив несущие стены старого здания, архитектор пристроил к нему крылья и надстроил третьим этажом, с южной стороны пристроил мраморную парадную лестницу к двухсветному залу, богато декорированному лепниной и росписью. Все внутренние помещения особняка отличаются пышностью отделки стен и дорогим художественным паркетом. Здание обильно украшено лепниной, балкон 2-го этажа поддерживают атланты, оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид. По второму этажу особняк связан с двухэтажным кирпичным флигелем.


Схема показывает, что старое здание 1840-х гг.составляет всю правую часть особняка С. М. Рукавишникова.
Граница старой и новой частей дома видна на первом этаже: в кабинете С. М, Рукавишникова есть наклонный переход в маленькие комнаты. С них и начинается «старое здание» 1840-х гг.

По завершении реконструкции, в 1877 г ., Дом Рукавишникова стал самым заметным и богатым в Н. Новгороде. В целом, это – пример хорошо сохранившегося крупного городского усадебного комплекса последней четверти ХIХ в.

В годы Великой Отечественной войны экспозиция была перевезена в село Тонкино Горьковской области. Как показали архивные исследования, в эти годы под Верхневолжской набережной располагался бункер Сталина. И главная его часть скрывалась под зданием музея. Подробнее об этом рассказано в одной из серий цикла «Искатели».

После войны и вплоть до 1994 года в здании находился краеведческий музей.


Внутренний дворик с фонтаном и верандой — уютное место отдыха

В течение 16 лет (с 1994 г .) двери парадного подъезда рукавишниковского палаццо были закрыты. В 2010 году реставрационные работы на красивейшем здании Верхне-Волжской набережной завершены. Предпринятое максимально возможное восстановление первоначально богатой и изысканной отделки интерьеров, выявленной в ходе исследования здания, во многом подтверждает свидетельства современников строительства особняка.


Главный дом усадьбы в наши дни становится таким же, каким он был ярко и самобытно представлен в художественном произведении одного из потомков знаменитого нижегородского купеческого рода. И.С. Рукавишников – писатель и поэт, придерживаясь до некоторой степени известных биографических сведений о семье, в романе «Проклятый род» (выходил в 1912 и 1914 гг., переиздан в 1999г.) с большой долей точности и достоверности описывает творение своего отца – овеянный легендами дворец Рукавишниковых на Волжском откосе.

Войдем же внутрь этой усадьбы.

Первое, что видишь попадая в это здание — это широкая парадная лестница с огромным зеркалом наверху.


Стены лестницы богато украшены лепниной.

Потолок расписан  в стиле барокко

И конечно, главное украшение лестницы — зеркало

К моему великому сожалению, большинство залов запрещено снимать. Поэтому пофотографировать в них мне не удалось. А там много интересного. Музейные смотрители ссылаются на запрет местного руководства снимать экспонаты, якобы они могут придти в негодность  из-за вспышек фотоаппаратов. Хотя как может вспышка испортить, например, чугунную пушку или кресла, которых, кстати сказать, в экспозиции великое множество, мне непонятно.

На мой взгляд это прямое нарушение Указа Президента о доступности музейных ценностей.

В Интернете нашлось лишь пара фоток одного из залов. Видимо запрет на съемку выполняется неукоснительно.

Следующий зал который разрешают фотографировать -сиреневая гостиная

Потолок изумителен! Просто не оторвать взгляда.

Стены  покрыты барельефами в том же стиле

Центральное место в гостиной занимает стол в виде бублика

Следующим помещением, в котором дозволена съемка, оказался танцевальный зал. Конечно он производит неизгладимое впечатление.

Весь зал, стены и потолок украшены лепниной.


На полу зала — наборный паркет из различных пород дерева

На одной из стен опять же огромнейшее зеркало, площадью, более 10 кв. м. (оно слева на следующей фото)

После осмотра танцевального зала посетители выходят обратно на парадную лестницу

На самом выходе из здания нас провожает еще одно произведение искусства — тамбур, выполненный из резного дерева.

Такой мы увидели Усадьбу Рукавишниковых в воскресенье.

Посты по теме:

Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.1. Храм адвентистов седьмого дня http://milutkin.livejournal.com/37788.html
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.2. Армянская церковь http://milutkin.livejournal.com/37918.html
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.3. Храм христиан-баптистов http://milutkin.livejournal.com/44366.html

Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.4. Синагога http://milutkin.livejournal.com/44786.html
Город наизнанку. Нижний Новгород.ч. 5. Церковь пятидесятников http://milutkin.livejournal.com/44966.html

Город наизнанку. Нижний Новгород. ч. 6. Католический храм http://milutkin.livejournal.com/46040.html

Музей-Усадьба Рукавишниковых

Усадьба Рукавишниковых является объектом культурного наследия регионального значения, федеральной собственностью и входит в состав музейного объединения ГБУК «Нижегородский государственный историко-архитектурный музей — заповедник».

Музей-Усадьба Рукавишниковых

Первоначально 2-х этажный каменный особняк на Верхне-Волжской набережной принадлежал купцу 3-й гильдии Серапиону Везломцеву и перешел за долги в 1840-х гг. владельцу первого в Нижнем Новгороде сталелитейного завода и крупному ростовщику — процентщику М. Г. Рукавишникову.

Его наследник С.М. Рукавишников решил превратить Усадьбу на Верхне-Волжской набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо. Для осуществления этой идеи были приглашены архитектор П.С. Бойцов, который выполнил проект реконструкции старого дома — превращения его в здание дворцового типа и художник из Петербурга М. О. Микешин, автор богатого фасадного декора.

Сохранив несущие стены старого здания, архитектор пристроил к нему крылья и надстроил третьим этажом, с южной стороны пристроил мраморную парадную лестницу к двухсветному залу, богато декорированному лепниной и росписью. Все внутренние помещения особняка отличаются пышностью отделки стен и дорогим художественным паркетом.

Музей-Усадьба Рукавишниковых

 

Здание обильно украшено лепниной, балкон 2-го этажа поддерживают атланты, оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид. По второму этажу особняк связан с двухэтажным кирпичным флигелем. Внутренний дворик с фонтаном и верандой — уютное место отдыха. По завершении реконструкции, в 1877 г ., Дом Рукавишникова стал самым заметным и богатым в Н. Новгороде. В целом, это — пример хорошо сохранившегося крупного городского усадебного комплекса последней четверти ХIХ в.

В 1924 г. в особняке бывшей усадьбы купца С.М. Рукавишникова на Верхне-Волжской набережной получил свою постоянную прописку краеведческий музей, ныне Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Именно с этим домом многие поколения нижегородцев связывают понятие Музей, где посетитель всегда мог познакомиться с отечественным и зарубежным культурным наследием.

За более чем столетнюю свою историю музеем накоплены богатейшие (более 320 тыс. единиц хранения) коллекции. Среди них музейные предметы из частных собраний дворян Абамелик-Лазаревых, Шереметевых, из коллекций представителей купеческого сословия В.М. Бурмистровой (урожденной Рукавишниковой), Д.В. Сироткина, из собрания нижегородского фотографа А.О. Карелина и многих других.

Музей-Усадьба Рукавишниковых

В течение 16 лет (с 1994 г .) двери парадного подъезда рукавишниковского палаццо были закрыты. В 2010 году реставрационные работы на красивейшем здании Верхне-Волжской набережной завершены. Предпринятое максимально возможное восстановление первоначально богатой и изысканной отделки интерьеров, выявленной в ходе исследования здания, во многом подтверждает свидетельства современников строительства особняка.

Главный дом усадьбы — объект культурного наследия, интереснейший памятник гражданской архитектуры последней четверти ХIХ в. , в наши дни стал таким же, каким он был ярко и самобытно представлен в художественном произведении одного из потомков знаменитого купеческого рода.

В наши дни объектами показа являются архитектурные особенности здания, эстетические качества его интерьеров — их стильность, характер и насыщенность отделок, художественная цельность. В ходе экскурсии прозвучит история знаменитого дома и его обитателей.

Музей-Усадьба Рукавишниковых

7 сентября 2010 года началось знакомство горожан и гостей нашего города с дворцом Рукавишниковых, с новой страницей в истории знаменитого особняка. Благодаря комплексной реставрации особняка Рукавишниковых посетителям предоставлена уникальная возможность совершить экскурсию по залам дворца.

Интересные факты:

Одна из главных тайн — дом в доме. Шпиль на крыше усадьбы указывает, где был старый дом. Сергей Рукавишников спрятал его во время постройки своей царственной усадьбы. Если несколько версий такого решения, одна из которых состоит в том, что владелец поддался на уговоры своей матери, пожелавший сохранить старый дом. Другая — экономический расчет, что выгодней надстроить новый дом вокруг старого. А в своем романе Иван Рукавишников подробно рассказывает историю тетушки, которая категорически отказывалась его покидать, и оттого дом пришлось сохранить, оставив тетушка жить там. Кстати, в существовании старого дома можно убедиться самостоятельно, так как западное крыло дворца полностью сохранило планировку старого дома.

Пол с секретом. Интерьер комнаты самый обычный, а вот паркет с загадкой. Стоит отойти к двери и присмотреться, как вы увидите, что обычный пол будто приподнимается и становится объемным. А если отойти к другой двери — паркет опять меняет свой рисунок и напоминает плитку шоколада.

Дворник на крыше. Посетители усадьбы частенько удивляются необыкновенному объекту — около винтовой лестницы на чердак притаился дворник! А разгадка в том, что в свои времена Рукавишниковы нанимали огромный штат прислуги, — ведь дом большой и требовал особого ухода. И даже дворника для крыши! В сильные снегопады он каждый день расчищал сугробы на крыше особняка, чтоб снег не скапливался, не подтекал и не разрушал потолки здания.

Режим работы:

  • вторник-четверг — с 10:00 до 17:00;
  • пятница,суббота, воскресенье и праздничные дни — с 12:00 до 19:00.
  • Выходной день-понедельник, последний четверг месяца — санитарный день.
  • Касса закрывается за 40 минут до окончания работы музея.

Телефоны: 8(831)422–10–50, 422–10–8

Узнать подробности можно на официальном сайте: http://www.ngiamz.ru/filialy/usadba-rukavishnikovykh

Поделиться ссылкой

На нашем сайте вы узнаете всё необходимое про музей-Усадьба Рукавишниковых. КудаНижний Новгород — это интерактивная афиша самых интересных событий Нижнего Новгорода.

КудаНижний Новгород в курсе всех событий, которые пройдут в Нижнем Новгороде .
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

Город наизнанку. Нижний Новгород. ч. 7. Усадьба Рукавишниковых.: history_russia — LiveJournal

Сегодня знакомимся с Усадьбой Рукавишниковых на Верхневолжской набережной Нижнего Новгорода. Это одно из красивейших зданий города.

Само здание, конечно же знакомо многим, до 1994 года здесь располагался краеведческий музей. Моя задача показать, что внутри этого здания сейчас.

Усадьба Рукавишниковых является объектом культуры регионального значения. Была построена владельцем первого в Нижнем сталелитейного заводаМ. Г. Рукавишниковым. Его наследник С. М. Рукавишников решил превратить усадьбу на Верхневолжской набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо.

Здание обильно украшено лепниной, балкон поддерживают атланты, а оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид.

С 1924 года в особняке располагается краеведческий музей (ныне — Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник).

История постройки здания

Первоначально 2-х этажный каменный особняк на Верхне-Волжской набережной принадлежал купцу 3-й гильдии Серапиону Везломцеву и перешел за долги в 1840-х гг. владельцу первого в Нижнем Новгороде сталелитейного завода и крупному ростовщику — процентщику М. Г. Рукавишникову.


Фасад главного дома усадьбы Серапиона Везломцева. 1840-е гг. Копия с архивного чертежа (Центральный архив Нижегородской области)

Его наследник С.М. Рукавишников решил превратить Усадьбу на Верхне-Волжской набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо. Для осуществления этой идеи были приглашены архитектор П.С. Бойцов, который выполнил проект реконструкции старого дома – превращения его в здание дворцового типа и художник из Петербурга М.О. Микешин, автор богатого фасадного декора. Сохранив несущие стены старого здания, архитектор пристроил к нему крылья и надстроил третьим этажом, с южной стороны пристроил мраморную парадную лестницу к двухсветному залу, богато декорированному лепниной и росписью. Все внутренние помещения особняка отличаются пышностью отделки стен и дорогим художественным паркетом. Здание обильно украшено лепниной, балкон 2-го этажа поддерживают атланты, оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид. По второму этажу особняк связан с двухэтажным кирпичным флигелем.


Схема показывает, что старое здание 1840-х гг.составляет всю правую часть особняка С. М. Рукавишникова.
Граница старой и новой частей дома видна на первом этаже: в кабинете С. М, Рукавишникова есть наклонный переход в маленькие комнаты. С них и начинается «старое здание» 1840-х гг.

По завершении реконструкции, в 1877 г ., Дом Рукавишникова стал самым заметным и богатым в Н. Новгороде. В целом, это – пример хорошо сохранившегося крупного городского усадебного комплекса последней четверти ХIХ в.

В годы Великой Отечественной войны экспозиция была перевезена в село Тонкино Горьковской области. Как показали архивные исследования, в эти годы под Верхневолжской набережной располагался бункер Сталина. И главная его часть скрывалась под зданием музея. Подробнее об этом рассказано в одной из серий цикла «Искатели».

После войны и вплоть до 1994 года в здании находился краеведческий музей.


Внутренний дворик с фонтаном и верандой — уютное место отдыха

В течение 16 лет (с 1994 г .) двери парадного подъезда рукавишниковского палаццо были закрыты. В 2010 году реставрационные работы на красивейшем здании Верхне-Волжской набережной завершены. Предпринятое максимально возможное восстановление первоначально богатой и изысканной отделки интерьеров, выявленной в ходе исследования здания, во многом подтверждает свидетельства современников строительства особняка.


Главный дом усадьбы в наши дни становится таким же, каким он был ярко и самобытно представлен в художественном произведении одного из потомков знаменитого нижегородского купеческого рода. И.С. Рукавишников – писатель и поэт, придерживаясь до некоторой степени известных биографических сведений о семье, в романе «Проклятый род» (выходил в 1912 и 1914 гг. , переиздан в 1999г.) с большой долей точности и достоверности описывает творение своего отца – овеянный легендами дворец Рукавишниковых на Волжском откосе.

Войдем же внутрь этой усадьбы.

Первое, что видишь попадая в это здание — это широкая парадная лестница с огромным зеркалом наверху.


Стены лестницы богато украшены лепниной.

Потолок расписан  в стиле барокко

И конечно, главное украшение лестницы — зеркало

К моему великому сожалению, большинство залов запрещено снимать. Поэтому пофотографировать в них мне не удалось. А там много интересного. Музейные смотрители ссылаются на запрет местного руководства снимать экспонаты, якобы они могут придти в негодность  из-за вспышек фотоаппаратов. Хотя как может вспышка испортить, например, чугунную пушку или кресла, которых, кстати сказать, в экспозиции великое множество, мне непонятно.

На мой взгляд это прямое нарушение Указа Президента о доступности музейных ценностей.

В Интернете нашлось лишь пара фоток одного из залов. Видимо запрет на съемку выполняется неукоснительно.

Следующий зал который разрешают фотографировать -сиреневая гостиная

Потолок изумителен! Просто не оторвать взгляда.

Стены  покрыты барельефами в том же стиле

Центральное место в гостиной занимает стол в виде бублика

Следующим помещением, в котором дозволена съемка, оказался танцевальный зал. Конечно он производит неизгладимое впечатление.

Весь зал, стены и потолок украшены лепниной.


На полу зала — наборный паркет из различных пород дерева

На одной из стен опять же огромнейшее зеркало, площадью, более 10 кв. м. (оно слева на следующей фото)

После осмотра танцевального зала посетители выходят обратно на парадную лестницу

На самом выходе из здания нас провожает еще одно произведение искусства — тамбур, выполненный из резного дерева.

Такой мы увидели Усадьбу Рукавишниковых в воскресенье.

Посты по теме:

Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.1. Храм адвентистов седьмого дня.http://milutkin.livejournal.com/37788.html
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.2. Армянская церковь http://milutkin.livejournal.com/37918.html
Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.3. Храм евангельских христиан-баптистовhttp://milutkin.livejournal.com/44366.html

Город наизнанку. Нижний Новгород. ч.4. Синагога http://milutkin.livejournal.com/44786.html
Город наизнанку. Нижний Новгород.ч. 5. Церковь пятидесятников http://milutkin.livejournal.com/44966.html

Город наизнанку. Нижний Новгород. ч. 6. Католический храм http://milutkin.livejournal.com/46040.html

ⓘ Рукавишниковы — московская купеческая династия, позже

Пользователи также искали:

братья рукавишниковы, династия рукавишниковых, усадьба рукавишниковых история, усадьба рукавишниковых нижегородская область, усадьба рукавишниковых описание, усадьба рукавишниковых отзывы, усадьба рукавишниковых, железный старик рукавишников, усадьба купца м. н. смирнова, купца, Смирнова, смирнова, Усадьба, афиша, меню, история, миасс, дом купца смирнова афиша, дом купца смирнова меню, Усадьба купца М Н Смирнова, рукавишниковых, усадьба рукавишниковых, усадьба, рукавишниковы, Рукавишниковы, династия рукавишниковых, братья рукавишниковы, железный старик рукавишников, усадьба рукавишниковых описание, усадьба рукавишниковых отзывы, нижегородская, область, династия, братья, железный, старик, рукавишников, описание,

. ..

Особняк Рукавишникова

Особняк Рукавишникова


Телефон: (831) 422-10-57

Адрес: 603005, Нижегородская область, Нижний Новгород, Верхне-Воложская наб., 7

Время работы: *

Интернет:
www.russianmuseums.info/M636 — официальный сайт
Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник — W1316, официальный сайт ngiamz.ru /

E-Mail:

Рекламный щит, мероприятия и экскурсии



Описание:
Первоначально двухэтажный кирпичный особняк на Верхне-Волжской набережной принадлежал купцу первоклассной гильдии Серапиону Везломцеву. В 1840-х годах Везломцев не выплатил всю сумму долга, и особняк перешел в руки М.Рукавишников, владелец первого в Нижнем Новгороде сталелитейного завода и крупный ростовщик. Его наследник Сергей Рукавишников предпочел превратить дом в величественный комплекс в стиле итальянского палаццо на Верхне-Волжской набережной. Он пригласил П.С. Бойцов, архитектор из Москвы и М.О. Микешин, художник из Санкт-Петербурга, известный отделкой фасадов богатой отделкой. Было решено реконструировать старый дом, оставив несущие стены, к которым были пристроены два крыла — западное и восточное.Помимо старой постройки надстроен третий этаж. С южной стороны пристроена мраморная входная лестница в главный банкетный зал с двухъярусными окнами. Стены и потолок зала отличаются богатой лепной отделкой и росписью. Интерьер особняка отличается великолепием, высоким качеством отделки и художественным паркетом. Фасады дома украшены лепниной, основными элементами которой являются скульптуры, микробы, маски, парапеты с установленным рядом балясин. Кариатиды, статуи женских фигур, занимают оконные опоры. Атласы служат опорой балкона второго этажа. Все они выполнены по эскизам М. Микешина и вызывают ассоциации с итальянским палаццо в стиле барокко.

Особняк сообщается с двухэтажным кирпичным флигелем крытой галереей на уровне второго этажа. Флигель отличается простотой, уравновешенностью и сдержанным использованием декора.

Внутренний двор с верандой и фонтаном — уютное место для отдыха.

С 1924 года в бывшем особняке Рукавишникова на Верхне-Волжской набережной размещается Краеведческий музей, ныне Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Именно здесь многие поколения посетителей могли найти постоянную экспозицию, полностью посвященную истории города Нижнего Новгорода, и узнать интересные факты о российском и зарубежном культурном наследии.

За более чем столетний период музей собрал разнообразную и обширную коллекцию, насчитывающую более 320 экземпляров.000 объектов. Экспонаты поступили в музей из разных регионов огромной территории. Среди них уникальные произведения русской и западноевропейской культуры, переданные в музей от нижегородской знати, например, Абамелек-Лазаревых, Шереметьевых, а также из купеческих семей, таких как Бурмистровы, Сироткины. Дальнейшие существенные дополнения к музею были внесены за счет частных пожертвований, в том числе и вклада известного местного фотографа А. Карелина. Коллекции формировались за счет многочисленных пожертвований, покупок и материалов, полученных в ходе собственных экспедиций музея.В 1920-1930-е годы сюда из Государственного фонда были переведены многочисленные коллекции из реорганизованных или закрытых музеев.

С 1994 года в особняке Рукавишниковых — шедевре архитектуры русской эклектики XIX века — ведется реконструкция. Осенью 2010 года работы были закончены. Теперь музей, отреставрированный в своем первоначальном великолепии, открыт для всех.

Жители и гости нашего города узнают новые факты из истории знаменитого особняка, написанные ныне нашими современниками.

В особняке Рукавишниковых регулярно проходят экскурсии, концерты, всевозможные театральные и праздничные мероприятия, презентации, творческие встречи, научные конференции, программисты для юных посетителей.


Здание (а) музея:
Первоначально двухэтажный каменный особняк на Верхне-Волжской набережной принадлежал купцу первоклассной гильдии Серапиону Везломцеву.В 1840-х годах Везломцев не выплатил всю сумму долга, и особняк перешел в руки М.Г. Рукавишникова, крупного ростовщика и владельца первого в Нижнем Новгороде сталелитейного завода. Его наследник, старший сын Сергей Рукавишников, предпочел превратить дом в величественный комплекс в виде итальянских палаццо. Это был архитектор П.С. Бойцова, разработавшего проект реконструкции старого дома. Знаменитый петербургский художник М.О. Микешина привлекли к работам по отделке и украшению фасада прекрасными скульптурами. Старый дом был расширен двумя боковыми крыльями и надстроен третьим этажом, оставив старые несущие стены. С южной стороны входная мраморная лестница пристроена к главному банкетному залу с двумя ярусами окон с каждой стороны, обильно украшенными лепниной и расписными медальонами. Интерьер особняка отличается великолепием, высоким качеством отделки и художественным паркетом. Фасад дворца не уступает интерьерам по декору. На фасаде представлены скульптуры, микробы, маски, парапеты с установленным рядом балясин.Кариатиды, статуи женских фигур, занимают оконные опоры. Атласы служат опорными столбами балкона второго этажа.

Особняк сообщается с двухэтажным каменным флигелем через крытый переход второго этажа. Флигель отличается простотой, уравновешенностью и сдержанным использованием декора.

Внутренний двор с верандой и фонтаном — уютное место для отдыха.

Строительство олицетворяет престиж и могущество рукавишниковской столицы.50 комнат дворца предназначались для семьи из восьми человек. Стоит процитировать роман Ивана Рукавишникова «Проклятая семья», когда богатый наследник повествует о своей сокровенной мечте: «Будущий дом будет большим и великолепным. Тысяча каменотесов построят его. Проекты и планы будут проработаны. в Москве и Петербурге. Ничего подобного дворцу на 100 комнат, включая холл с двумя рядами окон и мраморной лестницей, не будет больше нигде ». Этот дворец будет стоить миллион.Пусть ахнет весь город. Пусть сюда съезжаются люди со всей Волги, чтобы полюбоваться им »

Услуги музея:
музейный магазин, музейное кафе

В музее:
Теартр, фольклорный ансамбль

Рядом с музеем:
гостиницы и рестораны

для музейных работников

Административный телефон:
(831) 422-10-52, 422-10-50, факс: (831) 422-10-52

Основание и день открытия:
основан: 1896 г.
открыто: 1896.

Статус организации:
Государство Россия

Организационная форма:
некоммерческая

Тип организации:
культура для общества, научная

Классификация:
Архитектор и памятники, Естествознание, Историческое, Музей-заповедник, Живопись


Площади:
выставочных залов 936,6 2
музейный магазин 1280,1 2

Номер сотрудника:
100 (кураторов: 30)

Среднее количество посетителей в год:
53000

Отдельные отделы:
научная библиотека, реставрационный отдел.

Веб-сайты и CD-диски:
выше

Copyright (c) 1996-2019 гг. Особняк Рукавишникова

Copyright (c) 1996-2020 гг. Русские музеи .info


Усадьба Рукавишниковых, Нижний Новгород. Что посмотреть в Нижнем Новгороде

Что посмотреть в Нижнем Новгороде, подробно расскажут путеводители, путеводители и рекламные буклеты многочисленных туристических агентств. Один из старейших городов Европы с каждым годом привлекает все больше туристов.История Нижнего Новгорода очень интересна, особенно страницы, связанные с купеческим сословием.

Знаменитая фамилия

Имя Рукавишникова в России очень хорошо известно — миллионерам-меценатам, писателям, поэтам, художникам и космонавтам. В царские времена было как минимум две известные династии, одна из них — Нижегородская. Они оставили о себе память не только в литературе и справочниках. Осталась красивая усадьба Рукавишников. В окрестностях Нижнего Новгорода (в селе Подъязье Богородского района) есть еще одна усадьба династической фамилии, которая также является памятником истории и архитектуры.Очевидно, можно указать, о каком именно особняке идет речь, в скобках указать город или село, в котором он находится.

«От грязи к королям»

Династия Рукавишников, относящаяся к Нижнему Новгороду, началась с Михаила Григорьевича (1811–1874), который был купцом I гильдии, входил в попечительский совет тюрем. Кроме того, ему было присвоено почетное звание мануфактуры-советника, которое соответствовало VIII классу в табеле о рангах и давало право потомственного дворянства (дедушка Михаила Григорьевича был простым крепостным, сделавшим свой первоначальный капитал за счет смекалки. ).Этот титул получили крупные промышленники и купцы России. По другим данным, основатель династии был владельцем первого металлургического завода в этом городе и крупным ростовщиком-дольщиком.

Поместье в проценты

Вследствие такой разносторонней деятельности по отношению к нему в 1740 году за долги достался особняк купца III гильдии Серапиона Везломцева, ныне известный как музей-усадьба Рукавишникова. Нижний Новгород, пятый по величине город России, в те времена не был маленьким городом.Новгородские купцы даже III гильдии могли позволить себе владеть особняками, в которых богатая семья города проживет 37 лет. Один из сыновей, последовавший по стопам отца, а именно Сергей Михайлович Рукавишников, будучи не только миллионером, но и одним из самых богатых людей России, решил перестроить особняк, превратив его во дворец.

«Купцом и товарами»

Для этого был приглашен архитектор П.С. Бойцова, а из Петербурга — художника М.О. Микешин, специалист по дворцовому оформлению усадеб. Задача, которую ставят перед мастерами, — максимально показать и подчеркнуть возможности и мощь хозяина. Пристроенные флигели и возведенный 3-й этаж вместе со старым домом должны были предоставить 50 комнат, в которых могла бы проживать семья из 8 человек. Цель была достигнута, именно этот особняк на набережной Верхней Волги, известный как Усадьба Рукавишниковых (Нижний Новгород), на долгие годы (презентация состоялась в 1877 году) стал самым роскошным домом в городе, известным далеко за пределами Нижнего. Новгородская губерния.

Роскошь как самоутверждение

Дворец ничем не уступал столичным собратьям. Здесь было все, что олицетворяло роскошь — мраморная лестница и атланты, поддерживающие балкон, патио с фонтаном и веранда, возникшие в результате присоединения двухэтажного каменного флигеля к расширенному второму этажу. Фасад был украшен горельефом (фигура на плоскости больше половины объема) изображениями кариатид, богатой лепниной и росписью. С дворцами его близнецы и двухцветные, бело-голубого цвета.Даже в столицах обсуждалась общая художественная целостность особняка, высокое эстетическое качество интерьеров, стиль и богатство отделки здания, его архитектурные особенности. Одним словом, усадьба Рукавишникова (Нижний Новгород) стала «городской притчей во языцех».

«Пойдем другой дорогой …»

Однако сыновья Сергея Михайловича, Иван и Митрофан, выросшие в этой роскоши, не только не пошли по стопам отца (один стал писателем, второй скульптор), поэтому первый из них, прозаик и поэт-символист, написал роман «Проклятый вид», который, как теперь сказали бы, стал бестселлером и лишил его миллионного наследства.Иван Рукавишников считался среди поэтов Серебряного века «мастером триолета» (стихотворение из восьми стихов на два стихотворения), ну то есть вовсе не купец. Его брат Митрофан, ставший известным скульптором, знаменит тем, что вместе с Кольцовым по его собственному проекту были изготовлены гипсовые фигурки муз для ниш Большого театра после их разрушения в 1942 году в результате бомбардировки. .

Дом-памятник

Семья распалась, но дом остался и не пострадал от революции, а в 1924 году особняк на Нижегородском спуске стал краеведческим музеем и больше не менял владельцев.Разве что его переименовали в Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Годы перестройки не обошли стороной — с 1994 года на 16 лет особняк был закрыт. И вот здесь, прекрасно отреставрированный, в 2010 году он распахивает свои двери для посетителей и становится одной из главных достопримечательностей города. В народе его называют музеем Рукавишникова, потому что Митрофан и Иван Сергеевич сделали все, чтобы открыть его в 1896 году (сначала на Дмитриевской башне Кремля). В нынешнем виде отреставрированный особняк во всей красе представляет собой очень хорошо сохранившийся большой городской усадебный комплекс, относящийся к последней трети XIX века.Его фонды насчитывают 300 тысяч экземпляров, накопленных за почти 100-летнюю историю существования, а 8 филиалов разбросаны по региону.

«… Ладно, если море маловато, а какое чудо на свете …»

Сама усадьба Рукавишниковых (Нижний Новгород) — память и об успешных купцах — в некоторых залах на На постоянной основе работает выставка «Прилично заниматься своим делом …». Разумеется, особняки должны были соответствовать обороту капитала и положению владельца в обществе.Выставка рассказывает о самых ярких новгородских купцах и предпринимателях — Каменских, Сироткиных и Рукавишниковых. Купеческая Русь (особенно Новгород) всегда была знаменита. Воспевался в былинах (легендарный новгородский купец Садко). Часто купцы были дипломатами и пионерами (Афанасий Никитин), очень часто меценатами (Третьяков, Морозов, братья Щукины — все купцы из купечества или «темного царства» по Добролюбову).

Еще одно, не менее известное имение

Как уже отмечалось выше, в Новгородской области находилась еще одна усадьба Рукавишниковых.Подвязка — село, расположенное в 15 км от райцентра Богородска. История ее последнего появления такая же, как и у города. «Миллионер» Сергей Рукавишников покупает у дворян Приклонское имение и перестраивает его в соответствии со своим статусом и мировоззрением. Но произошло это не сразу, а только в 1879 году. S

На главную | Nikis House

×

ПОЛИТИКА COOKIE

ПЕЧЕНЬЕ

Файлы cookie — это крошечные текстовые файлы, которые хранятся на вашем компьютере при посещении определенных веб-страниц, которые мы используем для отслеживания того, что у вас есть в корзине, и для запоминания вас, когда вы вернетесь на наш сайт.Итак, что это такое и почему мы их используем?

COOKIES ТРЕТЬИХ СТОРОН

Когда вы посещаете наш веб-сайт, вы можете заметить некоторые файлы cookie, не связанные с нами. Если вы перейдете на веб-страницу, которая содержит встроенный контент, например, с YouTube, вам могут быть отправлены файлы cookie с этих веб-сайтов. Мы не контролируем настройку этих файлов cookie, поэтому, пожалуйста, посетите сторонние веб-сайты, чтобы получить дополнительную информацию об их файлах cookie и способах управления ими.

ИНСТРУМЕНТЫ «ПОДЕЛИТЬСЯ»

Если вы воспользуетесь возможностью «поделиться» нашим контентом с друзьями через социальные сети, такие как Facebook и Twitter, вам могут быть отправлены файлы cookie с этих веб-сайтов.Мы не контролируем настройку этих файлов cookie, поэтому, пожалуйста, посетите сторонние веб-сайты, чтобы получить дополнительную информацию об их файлах cookie и способах управления ими.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О COOKIES

Если вы хотите узнать больше о файлах cookie в целом и о том, как ими управлять, посетите сайт aboutcookies.org (открывается в новом окне). Если вы хотите отказаться от файлов cookie, перейдите на веб-сайт Network Advertising Initiative (открывается в новом окне). Обратите внимание, что мы не несем ответственности за содержание внешних веб-сайтов.

НАША ПОЛИТИКА В отношении файлов cookie

Чтобы в полной мере использовать возможности онлайн-покупок и персонализированные функции на нашем веб-сайте, ваш компьютер, планшет или мобильный телефон должен будет принимать файлы cookie, поскольку мы можем предоставить вам только определенные персонализированные функции этого веб-сайта, используя их. Наши файлы cookie не хранят конфиденциальную информацию, такую ​​как ваше имя, адрес или платежные реквизиты: они просто содержат «ключ», который после входа в систему связывается с этой информацией. Однако, если вы предпочитаете ограничить, заблокировать или удалить файлы cookie с нашего или любого другого веб-сайта, вы можете использовать для этого свой браузер.Все браузеры индивидуальны, поэтому проверьте меню «Справка» в вашем конкретном браузере (или в руководстве к мобильному телефону), чтобы узнать, как изменить настройки файлов cookie.

Александр Рукавишников Знаменитый скульптор :: люди :: Россия-ИнфоЦентр

Профессор Александр Рукавишников — народный художник Российской Федерации, заслуженный деятель искусств РСФСР и Киргизской ССР, действительный член Российской Академии художеств. Он известен как мастер монументальных и станковых работ, скульптурных портретов.

Александр Рукавишников — автор уникального калейдоскопа образов, сияющих многогранной самостоятельностью целого. Центральным предметом его искусства является само искусство. Он один из немногих современных художников, для которых понятие стиля соответствует, прежде всего, своеобразию духовного проявления индивидуальной личности.

Произведения Александра Рукавишникова вобрали в себя соки великого наследия культуры разных народов. Возрождая забытые традиции, скульптор следует формуле французского философа и писателя: «Мы существуем, чтобы жить; искусство существует для того, чтобы оживать… »Он ищет и находит адекватные образные реминисценции, пластические решения, системные звенья семантического диапазона, позволяющие ему исследовать внутренний смысл, духовную миссию искусства в развитии своего стиля.

Александр Рукавишников родился в Москве, в семье скульпторов И. М. Рукавишникова (1922 — 2000) и А. Н. Филипповой (1923 — 1988). Александр — третий в династии потомственных скульпторов. В 1974 году с отличием окончил Московский государственный художественный институт им. Сурикова. Дипломная работа «Северный рыбак» принесла ему диплом с отличием.

В 1984 г. присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. С 1993 года — заведующий отделением скульптуры Суриковского художественного института.

В 1997 году стал действительным членом Российской Академии художеств.

Александр Рукавишников — постоянный участник всероссийских и международных художественных выставок. Персональные выставки Рукавишникова проходили в ЦДХ и Российской Академии художеств в Москве, в Музее современного искусства Нассау (США), в галерее Дилеманна (Бельгия) и в других музеях и выставочных залах мира.

Произведения Рукавишникова хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Музея Людвига, Siemens, Hermes, Джона Вильсона, а также в многочисленных частных и корпоративных коллекциях.

В 2012 году открылась Московская студия Александра Рукавишникова на Земляном Валу. Скульптор живет и работает в Москве.

Его самые известные работы: :

1984 — Памятник Владимиру Высоцкому на Ваганьковском кладбище (Москва)

1985 — Памятник Микешину (Смоленск)

1997 — Памятник Федору Достоевскому у РГБ (Москва)

1998 — Памятник Василию Татищеву в Тольятти

1999 — Памятники Льву Яшину (Москва)

2000 — Памятник Юрию Никулину перед Цирком Никулина на Цветном бульваре (Москва) 2003 — Памятник Иосифу Кобзону (Донецк)

2004 — Памятник Александру II (Москва)

2007 — Памятник Шолохову (Москва)

2008 — Памятник Александру Зассу (Оренбург)

2011 — Памятник Муслиму Магомаеву (Москва)

2011 — Памятник Героям Мастера и Маргариты (книга Булгакова)

2012 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *