#ДВХМ рядом | Дальневосточный художественный музей
У поклонников ДВХМ имя Константина Егоровича Маковского неразрывно связано с густотой атмосферы и шёпотом бархата на портрете его второй супруги, Юлии Павловны Летковой. Замечательный образец станковой живописи Константина Маковского поступил в ДВХМ в июле 1931 года из Государственного Русского музея и является ярким образцом салонной живописи художника, которой он отдавал предпочтения, в противовес, как ему казалось, сумрачным и ограничивающим его талант принципам передвижников. Молодая женщина с румянцем на щеках прямо и открыто смотрит на зрителя ясными глазами и элегантная поза, достойная графини, не мешает ясности и благородству, которым овеян её образ, как и слегка пухлая фигура Юлии Павловны, словно списанная с одной из муз эпохи Возрождения. Такой она и была для Константина Егоровича, музой, вдохновившей его на целый ряд женских портретов, и вернувшей художнику утраченное счастье…
Юлия Павловна была не первой женщиной художника. В 1866 году Константин Маковский обвенчался с артисткой драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге, Еленой Тимофеевной Бурковой. Молодая пара, имеющая общие интересы и духовное родство, жила счастливо. Елена немного рисовала и была увлечена музыкой и театром. Она внесла в рассеянную «богемную» жизнь Маковского много любви и душевного тепла, которые позже неизменно будут присутствовать на детских портретах кисти художника. Но их счастье резко оборвалось: сначала умирает новорожденный сын, а через два года, от туберкулеза умирает Елена.
Жадный до жизни Константин Маковский не будет носить долгий траур, но утрата любимой не будет для него простым испытанием. Однако не пройдет и года, как овдовевший Маковский повстречает на балу в Морском корпусе 15-летнюю Юлию Павловну Леткову, приехавшую в Петербург поступать в консерваторию. Влюбившись с первого взгляда, 35-летний профессор живописи не отходил от юной красавицы ни на шаг. Его покорила музыкальность юной особы, которая имела необыкновенно красивый тембр сопрано. Сам Константин Егорович обладал удивительно бархатистым баритоном, и пел как профессиональный артис
Афиша событий | Дальневосточный художественный музей
В ноябре 2020 Дальневосточный художественный музей приглашает посетить:
Постоянные экспозиции музея:
– Русское искусство
– Западноевропейское искусство
Выставочные проекты:
– Выставка «Музей шоколада Вашей мечты» (по 08.11)
– Выставка плакатов «Пин-ап. Девушка с обложки» (по 15.11)
– Выставка «Магия карнавала. Коллекция венецианских масок» (с 17.11)
– Выставка «Открытые фонды» (живопись из собрания ДВХМ) к 90-летию ДВХМ (по 25.11)
– Выставка «Ретроспектива. Выставка художника Ю.И. Быкова (г.Комсомольск-на-Амуре) (живопись, графика из фондов ДВХМ, Музея изобразительных искусств г. Комсомольск-на-Амуре) – к 92-ой годовщине образования Хабаровского края (по 29.11)
– Выставка к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «мир глазами художника-фронтовика» О. А. Еремеев (г. Санкт-Петербург) (с 27.11)
– Выставка интерактивная «Внутри человека» (с 14.11)
Тематические экскурсии в 15.00:
– 12 ноября – «Открытые фонды»
– 17 ноября – «Открытые фонды»
– 20 ноября – «Открытые фонды»
– 25 ноября – «Открытые фонды»
Мастер-классы в «Мастерской выходного дня» в 15.00:
–1 ноября – «Тыква» (акварель)
–7 ноября – «Танцующие чашки» (гуашь)
–8 ноября – «Улитка» (объемное оригами)
–14 ноября – «Вечерний пейзаж» (гуашь)
–15 ноября – «Расписная птица»
–21 ноября – «Синие рыбы» (гуашь)
–22 ноября – «Венецианские маски»
–28 ноября – «Закат» (гуашь)
–29 ноября – «Русская матрешка»
Проект «Прогулки по музею» в 16.00:
–1 ноября – «Шедевры ДВХМ»
–7 ноября – «Девушки с обложки»
–8 ноября – «Шедевры ДВХМ»
–14 ноября – «Художник Юрий Быков»
–15 ноября – «Художник Юрий Быков»
–21 ноября – «Карнавальные маски»
–22 ноября – «Карнавальные маски»
–28 ноября – «Художник-фронтовик О. А. Еремеев»
–29 ноября – «Художник-фронтовик О.А. Еремеев»
Лекторий «Азбука изобразительного искусства» в 13.30:
– 7 ноября – «Жанровая живопись Голландии»
– 21 ноября – «Голландский пейзаж XVII века»
Проект для самых маленьких «Детский час» (от 4 до 7 лет) в 12.00:
–1 ноября – «Матрешки»
–7 ноября – «Матрешки»
–14 ноября – Тематический мастер-класс
–21 ноября – Тематический мастер-класс
–28 ноября – Тематический мастер-класс
Проект «Школа экскурсоводов» в 15.00:
– 7 ноября – лекция «Реставрация в художественном музее»
– 14 ноября – «Сценическая речь»
Виртуальные проекты:
– 3 ноября – «Ночь искусств» в 19.00
– 4 ноября – Записки о художниках. Осмёркин Александр Александрович. «Ленинград. Фонтанка» в 13.00
– 11 ноября – Записки о художниках. Васильев Фёдор Александрович. «Работы в собрании ДВХМ» в 13.00
– 18 ноября – Записки о художниках. Чичерина Мина Григорьевна. «Работы в собрании ДВХМ» в 13.00
– 25 ноября – Записки о художниках. Яковлев Михаил Николаевич. «Натюрморт. Цветы» в 13.00
Неутомимый человек с открытой душой
В истории Дальневосточного художественного музея, самого первого на Дальнем Востоке России, различают два периода создания и становления — дореволюционный (1901–1917) и советский (1917—1941)1. Учрежденный приамурским генерал-губернатором Н. И. Гродековым в 1902 году как Хабаровский художественный музей, он около 30 лет существовал в стенах Хабаровского краевого музея (ныне им. Н. И. Гродекова).
Следующий этап в его истории наступил в 1931 году, когда Хабаровский крайисполком постановил создать художественный музей краевого уровня. В его основу были положены собрание картин и графики из Императорской Академии художеств, хранившихся с 1902 года в бывшем музее ПО ИРГО; переданные в музей по завещанию 1 400 работ уссурийского художника В. Г. Шешунова; более 1 000 работ, отобранных по разрешению Совнаркома в хранилищах центральных музеев Москвы и Ленинграда (Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее им. А. С. Пушкина, Государственном историческом музее и др.).
Именно в это время значительная роль в становлении Дальневосточного художественного музея по праву принадлежит его первому директору Петру Михайловичу Покровскому.
Покровский родился в октябре 1893 года в селе Красная Ляга Каргопольского уезда Северо-Восточной области (бывшей Вологодской губернии) в семье священнослужителя и сельской учительницы. Ему было два года, когда умерла мать Ольга Васильевна, и отец отдал его на воспитание в Каргопольское духовное училище. Затем годы учебы в Олонецкой духовной семинарии, где он с увлечением занимался в классе иконописи. После окончания духовной семинарии молодой Покровский поступил в Юрьевский (бывший Дерптский) университет на славянское отделение историко-филологического факультета.
Революционные события 1917 года и начавшаяся Гражданская война прервали обучение, П. М. Покровский вернулся в Каргополь. Используя приобретенные в университете и художественных мастерских навыки педагога и художника, здесь он заведовал внешкольным образованием, преподавал рисование в средней школе и педагогическом техникуме. Вскоре он женился, и уже через год в семье родился сын Анатолий. Любовь к искусству позволила сделать профессиональный выбор: в 1922 году Петр Михайлович стал директором Каргопольского краеведческого музея2, в котором проработал четыре года. В памяти земляков-каргопольцев Покровский остался человеком «открытой души» и разносторонних дарований. Он играл в народном театре, прекрасно пел и рисовал. А еще стойко переносил лишения тех лет. В письме директору Вологодского музея он писал: «Для прокормления себя и семейства пишу вывески для нэпманов и продаю необходимые вещи домашнего обихода.
В августе 1926 года Покровский с семьей приехал в Хабаровск и уже с 15 августа был зачислен в Хабаровский краевой музей заведующим отделом революции. С первых же дней проявились его деловые качества и практические познания в различных сферах музейной деятельности. Он быстро освоился с обязанностями заведующего отделом революции, проникся планами и заботами музея. В это же время в связи с передачей в Хабаровский музей более 1500 картин умершего уссурийского художника Шешунова Далькрайоно постановил открыть в Хабаровске картинную галерею в качестве самостоятельного отдела музея. Директор музея К. Я. Лукс, увидев в П. М. Покровском опытного музейного работника, искреннего и безотказного, поручил ему заняться дополнительно вопросами организации галереи. Буквально через четыре дня после зачисления на работу Покровский уехал в командировку в Никольск-Уссурийский для приема работ Шешунова. Осенью 1926 года для картинной галереи отвели здание бывшей синагоги4 на улице Фрунзе, 45, провели частичный ремонт и переделку помещений.
По решению ученого совета музея П. М. Покровский подготовил план размещения в картинной галерее художественных предметов, и уже в начале 1927 года она открылась большой выставкой. Галерея сразу стала местом общения художников, а центром их притяжения, несомненно, был П. М. Покровский, в котором они видели прежде всего художника, искусствоведа, единомышленника. Кроме того, он лично знал многих ведущих современных мастеров, с которыми общался в художественных мастерских.
Занимаясь организацией картинной галереи, Покровский заинтересовался предметами быта народов Амура из фондов музея. Его первое знакомство с искусством «туземцев», как их было принято называть в 1920-е годы, состоялось в конце 1926 года, когда Петра Михайловича командировали в непродолжительную экспедицию в стойбища гольдов (устаревшее название нанайцев) по реке Амур с целью сбора экспонатов для Всесоюзной выставке искусств в Москве.
По предложению П. М. Покровского в апреле 1927 года решением ученого совета Хабаровского краевого музея картинная галерея была переименована в художественный отдел музея, в его состав вошли произведения живописи, скульптуры и предметы национального искусства. Назначенный в 1927 году заведующим этого отдела Покровский занимался комплектованием и изучением предметов искусства народов Дальнего Востока, постоянно выезжал в этнографические экспедиции. Профессионализм, лидерские качества и высокая репутация в среде художников позволяли ему влиять на современные художественные процессы. По инициативе П. М. Покровского в Хабаровске 5 июля 1927 года создана Ассоциация хабаровских художников из двадцати человек.
Вскоре на первом организационном собрании юных художников Хабаровска П. М. Покровский выступил с предложением организовать художественную секцию молодежи при Хабаровской Ассоциации художников (ХАХ). Собранием было решено организовать кружок изобразительных искусств при комсомольском клубе как секцию молодежи ХАХа и провести общегородскую выставку молодежи, приурочив ее также к 10-летию Октября.
В июне 1927 года в Хабаровске организована краевая комиссия содействия Госакадемии художественных наук в организации выставки искусства национальных меньшинств СССР, которую готовили к открытию в честь предстоящего 10-летия Октября. В состав комиссии вошли представители президиума крайисполкома, Главнауки на Дальнем Востоке и краевых организаций. В задачу комиссии входили задачи выявления, собирания, обработки материала и отсылка в Москву экспонатов, наиболее характерных для отдельных народностей и «племен Дальнего Востока»: орнаментов, резьбы по кости, дереву, вышивки, скульптуры. Ответственным за организацию этой выставки утвердили П. М. Покровского. В Москве выставка прошла с огромным успехом. Совнарком СССР отметил выполненную П. М. Покровским работу грамотой и наградил его именными золотыми часами.
В 1929 году в здании художественного отдела Покровский организовал персональную выставку художника-карикатуриста Н. Наумова, очень популярного в дни Гражданской войны на Дальнем Востоке. Следующей стала выставка художников Дальнего Востока, среди которых хабаровские художники Бормотов, Косицын, Яницкий, Гусак, Холодов и другие, а также приглашенные Покровским из Москвы Борисов и анималист Ватагин. Выставка вызвала небывалый интерес, ее посетили свыше трех тысяч человек.
Представляя на ученом совете в ноябре 1928 года план развертывания подотдела туземного искусства, П. М. Покровский отметил, что этот вопрос совершенно новый. Необходимо собрать документированные материалы по искусству туземцев, обработать их, выявить особенности национального стиля и бороться за сохранение его чистоты и самобытности. Занимаясь искусством коренных народов Дальнего Востока, Покровский продолжал выезжать в экспедиции для комплектования художественного отдела музея предметами искусства туземцев. Благодаря этому музейная коллекция пополнялась образцами орнаментов и вышивок, халатами, торбасами, тапочками, предметами культа, орудиями труда. Им также был разработан конспект работы по искусству гольдов. На 1 октября 1930 года в художественном отделе числилось уже 1 782 предмета.
В декабре 1930 года П. М. Покровского избрали делегатом от Дальнего Востока на Всероссийский музейный съезд, где не только обсуждались многие проблемы музейной работы, но были и призывы к борьбе с реакционным рутинерством, к превращению музеев в «инструмент культурной революции». Возвратившийся из Москвы Покровский выступил с отчетом о работе съезда на ученом совете и с новыми силами приступил к работе в художественном отделе музея.
Восстановление картинной галереи, поступление большого количества предметов изобразительного искусства из Государственного музейного фонда в Хабаровский музей, родившаяся в ходе подготовки и проведения краевых выставок идея художников о том, чтобы в Хабаровске появился художественный музей — все это стало определяющими в решении краевых властей создать художественный музей регионального значения. Председатель Дальневосточного краевого исполнительного комитета А. Н. Асаткин лично договорился в Наркомпросе и Совнаркоме о выделении для Дальнего Востока крупного собрания художественных произведений из Государственного музейного фонда. Всего в 1930–1931 годах для Дальневосточного художественного музея (ДВХМ) было отобрано 1100 произведений изобразительного искусства из семи центральных музеев.
В 1931 году М. П. Покровского назначили первым директором Дальневосточного художественного музея. Требовали решения вопросы о выделении здания для музея, наборе штата, а тем временем из Москвы уже прибыли пять вагонов с художественными ценностями. Часть музейных грузов завезли в краевой музей, остальные распределили в красных уголках различных организаций, но так или иначе все они подвергались риску растраты или похищения. В итоге под давлением общественности краевые власти решили разместить художественный музей на улице Фрунзе, 45, в здании бывшего художественного отдела краевого музея.
В 1931–1937 годах П. М. Покровский, опытный музейный деятель и художник-педагог, способствовал не только становлению ДВХМ, но и ускоренному развитию дальневосточного изобразительного искусства, объединению художников вокруг музея. В это время среди научных сотрудников ДВХМ были хабаровские художники. Под руководством своего директора они приобретали музейные навыки: выполняли научное описание музейных предметов, выезжали в многочисленные экспедиции по стойбищам Амура для комплектования предметами народного искусства, читали лекции в заводских и красноармейских коллективах, проводили беседы и экскурсии для населения. Музейные сотрудники участвовали в подготовке краевых передвижных выставок, публиковали материалы к выставкам в краевых газетах, рисовали и издавали афиши и пригласительные билеты, писали сотни писем художникам-самоучкам и профессиональным дальневосточным мастерам и художникам Москвы и Ленинграда, приглашая участвовать в выставках. В декабре 1933 года при активном участии директора художественного музея в Хабаровске организовали производственно-кооперативное товарищество «Художник», которое участвовало в художественном оформлении города к праздникам и демонстрациям.
Практически все свое время П. М. Покровский отдавал работе: читал лекции по искусству коренных народов Севера комсомольцам и красноармейцам, разрабатывал экспозиционные планы, развивал общественные связи музея. Даже когда в 1936 году в семье Покровского родился третий ребенок — дочь Кира, он продолжал круглосуточно пропадать в музее, где проводил вечерние занятия с юными художниками, делал эскизы витрин к музейным выставкам, рисовал афиши или праздничные транспаранты для городских праздничных демонстраций, писал статьи в газеты, письма художникам.
По воспоминаниям дочери Покровского Ирины Петровны, Петр Михайлович был образцом человека и труженика. «Музейное дело — главное, любимое занятие моего отца. Ради него он готов был работать 24 часа в сутки, забывая о еде и сне. Наша семья жила в помещении художественного музея на втором этаже, рядом с хранилищем картин. Выставочный зал, рабочие комнаты, художественная студия (где папа тоже работал) были внизу. Я по нескольку раз в день бегала вниз, чтобы позвать его к обеду. И каждый раз он говорил: «Сейчас-сейчас», и тут же забывал. Ему всегда было некогда. А как любовно собирал папа экспонаты для музея! Многое приобретал на свои скудные средства. А чтобы как-то содержать семью (шесть человек), читал лекции, устраивал выставки, по его эскизам ежегодно украшали в праздники город. Главные черты Петра Михайловича — его высокая интеллигентность, порядочность, бескорыстие, величайшее трудолюбие. Не терпел халтуру и рвачество. «Халтурщина» — его ругательное слово»5.
П. М. Покровский взял на себя ответственность за организацию краевых художественных выставок, сплотив вокруг себя художников-единомышленников — научных сотрудников музея Г. В. Гусака, А. А. Васильева, А. А. Чистякова, И. В. Михайлову, А. В. Шишкина, В. Н. Высоцкого и других. Через печать, радио, афиши, обращения и письма музей повсеместно, от Читы до Чукотки, широко информировал население края о сроках приема на очередную выставку произведений профессиональных и самодеятельных художников, об условиях проведения выставок и премировании призовых работ.
В июле 1938 года в помещении Дальневосточного художественного музея открылась первая краевая художественная выставка детского творчества, в которой участвовали дети от 3 до 17 лет, представившие 365 экспонатов6. Подготовку к выставке, начатую П. М. Покровским, сотрудники музея продолжали в течение 1937–1938 годов. Директор не случайно обратился к теме детского творчества, потому что именно в детях он, как педагог, видел перспективу развития изобразительного искусства в крае, оторванном от цивилизованного европейского центра страны тысячами километров. В своем обращении по радио к юным слушателям о предстоящей выставке П. М. Покровский говорил: «Рисуйте на любую тему и чем угодно: карандашами, акварелью и масляными красками, цветными карандашами и тушью. Только не забывайте главного. Не срисовывайте с картинок. Рисуйте как можно больше с натуры, учитесь наблюдать и изучать окружающую вас природу и вещи…«7.
Проводимая под неустанным руководством Покровского выставочная деятельность Дальневосточного художественного музея — пять краевых художественных выставок с 1932 по 1938 год, выявила и сплотила большое количество профессиональных и самодеятельных художников края, национальных мастеров и детей, дала возможность молодым художникам и художникам-самоучкам практически учиться у профессионалов. Выставки положили начало систематическому общественному показу работ дальневосточных живописцев, графиков, скульпторов, стимулировали их, развивали профессиональный интерес, подчеркивали организующую роль музея в сплочении художественных сил края.
Выставочная деятельность музея, по мнению П. М. Покровского, дала возможность в условиях культурной революции 1930-х годов ускоренно решить главную проблему Дальнего Востока — «воспитание и создание творчески активной, социально устойчивой прослойки художественной интеллигенции». Колоссальным успехам музея в просветительской и художественно-образовательной работе способствовал факт полного отказа (с 1936 года) от политизированных тем в выставочной деятельности. Немалая заслуга П. М. Покровского в том, что он направил все усилия музея на методику раскрытия художественно-эстетических ценностей в экспонировавшихся произведениях изобразительного искусства. ДВХМ, органично вошедший в дальневосточную музейную сеть, способствовал выполнению важной роли в развитии культуры региона, в ускоренном развитии дальневосточного изобразительного искусства, в консолидации художественных сил края. Особая роль принадлежала музею в изучении, комплектовании и научной обработке предметов декоративно-прикладного искусства малочисленных народов Дальнего Востока. В 1937 году Покровский подготовил к изданию альбом «по искусству национальностей ДВК», который бесследно пропал8.
Творческую деятельность ДВХМ, органично вписавшуюся в культурную, художественную и музейную среду региона, нарушили новые политические репрессии на работников культуры и искусства. Кампания массовых чисток достигла небывалых размеров в 1937–1938 годы, когда на страницах печати публиковались отклики на показательные процессы над «врагами народа» — потомками дворян, духовенства, купцов и других непролетарских слоев населения. В дальневосточных музеях органы НКВД находили «контрреволюционеров» и «японских шпионов». Не избежал этого и художественный музей. Его директор был арестован 18 февраля 1938 года. В обвинительном заключении от 18 июля 1938 года говорилось, что Покровский П. М., «сын попа», с 1936 года являлся «руководителем шпионской организации, существовавшей в Дальневосточном краевом художественном музее», в которую привлек сотрудника музея и «которому давал специальное задание по сбору секретных сведений для передачи в пользу Японии». Кроме того, он проводил «антисоветскую агитацию против существующего советского социалистического строя». Поскольку обвиняемый виновным себя не признал, но был изобличен показаниями и очной ставкой другого обвиняемого, следователь постановил: дело по обвинению Покровского П.
М. направить на рассмотрение тройки УНКВД по ДВК. В выписке из Протокола тройки УНКВД от 27 сентября 1938 года — постановление: «Покровского Петра Михайловича расстрелять. Имущество, лично принадлежащее осужденному, конфисковать»9. В выписке из акта имеется короткая запись: «Постановление тройки УНКВД по ДВК от 27 сентября 1938 года приведено в исполнение 11 октября 1938 года«10.
Все годы с момента ареста Петра Михайловича его родные преследовались как «враги народа». В 1941 году на фронтах Великой Отечественной войны погиб сын Покровского Анатолий. После смерти Сталина на запрос жены А. П. Покровской в 1955 году ей ответили, что П. М. Покровский умер в 1942 году. Через год, когда ею были написаны письма прокурорам СССР и Хабаровского края, в декабре 1956 года дело Покровского пересмотрели во 2-м отделе УКГБ по Хабаровскому краю. В качестве свидетелей допросили хабаровских художников И. А. Горбунова, А. В. Шишкина, В. Н. Высоцкого, бывшего научного сотрудника Дальневосточного художественного музея Н. У. Михальску. Они говорили о П. М. Покровском как о высоком профессионале, справедливом музейном руководителе, проявлявшем заботу о сотрудниках и художниках, пользовавшемся авторитетом среди рабочих и служащих, хорошем семьянине, чутком отце.
Определением военного трибунала ДВО № 4/348 от 18 марта 1957 года «постановление тройки УНКВД по ДВК от 27.09.1938 года было отменено и дело в отношении П. М. Покровского было прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления (ст. 4, п. 5 УПК РСФСР). Покровский П. М. был полностью реабилитирован посмертно«11.
В память об этом выдающемся человеке Дальневосточный художественный музей в 2006 году учредил премию П. М. Покровского. Она вручается юным талантам — победителям ежегодных конкурсных выставок «Новые имена», которые ежегодно проводит музей, продолжая традиции своего первого директора.
Светлана ЖУК
Фото из архива ДВХМ
Труды П. М. Покровского
-
Дальневосточное общество краеведения // На культурном фронте.
1928. № 4. С. 68–70.
- Дальневосточный край // Советское краеведение. 1930. № 9. С.21—22.
- К вопросу об организации этнографических экспедиций на Дальнем Востоке // Советский музей. 1931. №4. С. 112–113.
- Покровский П. Выставка художников-самоучек // На рубеже — 1936 — №3.
Примечания
- Жук С. Ю. Первый художественный музей на Дальнем Востоке России (Создание и становление Дальневосточного художественного музея (1901–1941 гг.). Монография. Хабаровск: Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова, 2016. 176 с.
- С 1992 года Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей.
- Федоринова И. Их объединила любовь к прекрасному / Каргополье, 1994. 26 марта.
-
На основании письма 17 хабаровских евреев, которые предложили передать здание еврейской синагоги в ведение музея для организации в нем картинной галереи, постановлением Горсовета от 7 июня 1926 года был расторгнут договор с общиной верующих иудеев и вынесено решение о закрытии синагоги, а Хабаровскому окрисполкому выдано разрешение использовать это здание для культурно-просветительных нужд.
- Крючкова М. «Все, что связано с отцом, для меня свято». / Каргополье, 1995. 20 мая.
- ГАХК (Государственный архив Хабаровского края. Ф. Р-1629. Оп. 1. Д. 13. Л. 4 об.
- Там же. Д. 29. Л. 1.
- В фондах музея сохранился макет обложки к этому альбому.
- АУФСБХК (Архив Управления Федеральной службы безопасности по Хабаровскому краю). Д. П-80723. Т.1. Л. 20.
- АУФСБХК. Д. П-80723. Т.1. Л. 21.
- АУФСБХК. Д. П-80723. Т.1. Л. 84.
Художественный музей
История Художественного музея начинается c 4 апреля 2004 года, когда на базе Общественного фонда и галереи «Артэтаж» был создан Музей современного искусства «Артэтаж-ДВГТУ». 21 января 2006 года музей впервые открыл свои двери для посетителей в помещении на улице Аксаковской.
В 2012 году Музей современного искусства «Артэтаж-ДВГТУ» вошел в состав Дальневосточного федерального университета. С января 2015 года на базе Художественного работает Центр современного искусства «СОЛЬ».
В 2017 году Художественный музей переехал в историческое здание на улице Пушкинской, построенное по проекту архитектора Андрея Гвоздиковского в 1899 гг. и являющееся памятником культурного наследия регионального значения. В начале прошлого века здесь располагался Восточный институт и мужская гимназия. До создания Дальневосточного федерального университета сооружение и прилегающие к нему корпуса занимал ДВГТУ. В настоящий момент помимо музея в этом здании находится Инженерная школа ДВФУ. Общая площадь помещения музея составляет 320,94 м2.
Программа развития Художественного музея ДВФУ предусматривает создание на новой площадке современного музейно-выставочного центра современного искусства, играющего важную роль в культурной жизни Азиатско-Тихоокеанского региона.-
Большой экспозиционный зал
-
Большой экспозиционный зал
-
Анисимов С.
, 1987 г., «Белые дома»
-
Слепов С.П., 1993 г., «Портрет друга»
-
Шапранов В., 1990 г., «Запретный плод»
-
Майоров А., 1990 г., «Без названия»
-
Ионченко А., 1992 г, «Без названия»
-
Дивный мир 1.
jpg
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск: отзывы в интернете, адрес
Основная информация о компании
Координаты GPS:
135.052668 48.473047
Адрес:
Телефон:
+7 ХХХ ХХХ-ХХ-ХХ
+7 (4212) 31‒48‒71
+7 ХХХ ХХХ-ХХ-ХХ
+7 (4212) 32‒83‒38
Официальный сайт:
Способы оплаты:
График работы:
Вт Ср Чт Пт Сб Вс
10:00 10:00 10:00 10:00 10:00 10:00
18:00 18:00 18:00 18:00 18:00 18:00
Виды деятельности
Творчество, культура, религияКарта проезда до организации
Шевченко, 7
Ошибка? Отметка на карте показана неверно? Вы можете исправить ошибку в данных, указанных выше.
Дальневосточный художественный музей Instagram posts
Каждую среду, начиная с марта, мы делимся с вами историями из жизни художников, работы которых хранятся в собрании нашего музея. И сегодня — не исключение, знакомьтесь, новый рассказ в рубрике «Записки о художниках». ⠀ Ощущение дуновения ветра, запах цветов, тепло солнечного света, чувство счастья или безысходности, необъятность мира и свои переживания могут дать новый сюжет в творчестве. ⠀ Для Мины Чичериной эти ощущения были очень важны в поиске своего пути в искусстве. Бесконечные «пробы» новых форм выражения, выражения своих представлений о людях, истории, странах, наконец, Мире. ⠀ Человек сложной судьбы и невероятно трудного характера, она получила несколько мощных впечатлений, — это ее собственная судьба, ее знакомство с искусством Прибалтики 60-х гг. и, что особенно важно, — с личностью своего учителя — Е. Е. Моисеенко. ⠀ Мина родилась в одной из колоний в Карагандинской области Казахстана в 1940 г.

Дальний художественный музей
Дальневосточный художественный музей
Телефон: (4212) 31-4871, 32-8338
Адрес: 680000, Хабаровский край, ул. Шевченко, 7, Хабаровск
Время работы: *
Интернет:
www.russianmuseums.info/M1620 — официальный сайт
Дальневосточный художественный музей — W1282, официальный сайт www ../
E-Mail:
Рекламный щит, мероприятия и экскурсии |
Дальневосточный музей искусства — крупнейшее в России государственное собрание произведений искусства, расположенное в западной части Тихоокеанского региона. |
Рядом с музеем:
гостиницы и рестораны
для музейных работников |
Административный телефон:
(4212) 32-7258, факс: (4212) 32-8338
Основание и день открытия:
основан: 1931 г.
Статус организации:
Государство Россия
Организационная форма:
некоммерческая
Тип организации:
культура для общества, научная
Классификация:
Исторический, Живописный
Площади:
выставочные залы 1124 2
временные выставки 146 2
музейный магазин 235 2
Номер сотрудника:
97
Среднее количество посетителей в год:
105000
Отдельные отделы:
архив, научная библиотека, группа специалистов, реставрационный отдел.()
Объем сборов:
12874, единиц редкой коллекции: 10879
Веб-сайты и CD-диски:
выше
Copyright (c) 1996-2019 Дальний художественный музей
Copyright (c) 1996-2020 Русские музеи .info
Международное общество нэцкэ — Музеи
- Дом
-
Насчет нас
- Насчет нас
- Местные отделения
- Присоединяйтесь к нам
- Свяжитесь с нами
- Пожертвовать
-
События и новости
- События
- Новости сайта
- Нэцкэ в новостях
-
Прошедшие съезды (альбомы для вырезок)
- Конвенция INS 2017
- Фотоальбом с Балтиморской конвенции 2015 года
-
Лондонская конвенция 2013 г.
- Конвенция Беверли-Хиллз, 2011 г.
- Нью-Йоркская конвенция 2009 г.
- 2007 Каппа Конвенция в Майами
- Конвенция в Сан-Франциско 2005 г.
- Лекция Такамадо в Кембридже
-
Публикации
-
Журналы INS
-
Образцы статей
- Бедняк, нищий, богатый, вор! Крис Бимер — лето 2010 г.
- Момотаро — Персиковый мальчик Влад Быкориз — 2009
- Лето 2020: бесплатный журнал INS
- 2020 г.
- 2019 г.
- 2018 г.
-
Образцы статей
-
Журналы INS
Музей изящных искусств, Бостон
Перейти к основному содержанию
Загрузка. ..
- Авторизоваться
-
UserId Член
- Изменить счет
- Обновить интересы
- Выйти
- Просмотр корзины
- Просмотр корзины 0
- Оставшееся время: 0:00
Поиск
Меню учетной записи пользователя Мобильный
Загрузка…
- Войти
-
UserId Член
- Назад
- Редактировать аккаунт
- Обновить интересы
- Выйти
- Просмотр корзины
- Просмотр корзины 0
- Оставшееся время: 0:00
Основная навигация
-
Визит
- Назад
- Посетить
- Часы работы и вход
-
Как добраться
- Назад
- Как добраться
- Стоянка
-
Спланируйте свой визит
- Назад
- Спланируйте визит
- Сегодня в МИД
- Советы посетителям
- карта
- Обновления галереи
- Пространства для мероприятий
- Посещение с детьми и семьей
-
Посещение из-за границы
- Назад
- Посещение из другого города
- Пакеты отелей
- Столовая
- Магазины
-
Группы
- Назад
- Группы
- Взрослый и университет
- Групповые посещения школы
- Советы для групп
-
Доступность
- Назад
- Доступность
- Доступные фильмы
- Питание и специальные мероприятия
- MFA Mobile
-
Выставки
- Назад
- Выставок
- Текущие выставки
- Предстоящие выставки
- Прошедшие выставки
-
Передвижные выставки
- Назад
- Передвижные выставки
- Доступные передвижные выставки
- Текущие и предстоящие передвижные выставки
- Нагоя
-
Программ
- Назад
- Программы
-
Галерея Мероприятия и туры
- Назад
- Мероприятия и туры в галерее
-
Беседы в галереях
- Назад
- Разговоры в галереях
- Курируемые беседы
- Обсуждения в центре внимания
- Экскурсии
- Демонстрации художников
- Тележка для инструментов художника
- Рисование в галереях
-
Лекции и курсы
- Назад
- Лекции и курсы
- Лекции
- Курсы
- Смотрим вместе
-
Студийные художественные классы
- Назад
- Студия художественных классов
- Расписание для взрослых
- Расписание для подростков
- Детское расписание
- Учебники дома
- Информация и политика
- Студия партнерства
- Фильм
- Музыка
- Исполнительское искусство
- Особенные события
-
Детские и семейные программы
- Назад
- Детские и семейные программы
-
Даты игр МИД
- Назад
- Даты игр MFA
- Даты МИД дома
-
Юные артисты
- Назад
- Юные артисты
- Юные художники дома
- Семейная тележка с искусством
- Искусство Связи
- День Рождения
- Недели школьных каникул
-
Подростковые программы
- Назад
- Подростковые программы
- Совет Подросткового Искусства
- Команда STEAM
-
Кураторский кабинет
- Назад
- Кураторский кабинет
- Пилотная программа и материалы кураторского кабинета
-
Школьные программы
- Назад
- Школьные программы
- Групповые посещения школы
- Дистанционное обучение
- Профессиональное развитие педагога
- Автобусные гранты и отказы от допуска
-
Программы колледжа
- Назад
- Программы колледжей
-
Студенты
- Назад
- Студенты колледжа
- Мероприятия для студентов колледжа
-
Преподаватели и сотрудники колледжа
- Назад
- Преподаватели и сотрудники колледжа
- Мероприятия для преподавателей и сотрудников колледжа
-
Общественные программы
- Назад
- Общественные программы
- Коварные приключения
- Детеныши-разведчики
- Девушки-скауты
-
Домашние школьные программы
- Назад
- Программы домашней школы
-
Информация и политика
- Назад
- Информация и политика
- Списки поставок
-
MFA Искусное исцеление
- Назад
- MFA Искусное исцеление
- За пределами спектра
- Инициатива общественного искусства
- Мастерские искусства и медицины
- Выездные программы
- Партнеры сообщества
- Запросить посещение сообщества
- Ресурсы
-
Коллекции
- Назад
- Коллекции
- Коллекции Поиск
-
Африка и Океания
- Назад
- Африка и Океания
- Искусство Королевства Бенин
-
Америка
- Назад
- Америка
- «Обращение к великому духу» Сайруса Даллина
- Выставки Фонда Генри Люса
-
Архив Джона Сингера Сарджента
- Назад
- Архив Джона Сингера Сарджента
- Поиск помощи
- Инициатива Art Bridges + Terra Foundation
-
Древний Египет, Нубия, Ближний Восток
- Назад
- Древний Египет, Нубия, Ближний Восток
- Нубийское искусство
- Древняя Греция и Рим
-
Азия
- Назад
- Азия
- Искусство японской открытки
-
Современное искусство
- Назад
- Современное искусство
- Исполнительское искусство
-
Европа
- Назад
- Европа
- Центр нидерландского искусства
- Ювелирные изделия
- Иудаика
-
Фотография
- Назад
- Фотография
- Коллекция Говарда Гринберга
-
Печать и рисунки
- Назад
- Рисунки и гравюры
- Открытки в МИД
-
Музыкальные инструменты
- Назад
- Музыкальные инструменты
- Технические чертежи
- Текстиль и искусство моды
-
Сохранение и управление коллекциями
- Назад
- Управление сохранением и коллекциями
- Азиатская студия охраны природы
- Лаборатория консервации мебели и каркаса
- Лаборатория консервации объектов
- Студия консервации картин
- Лаборатория консервации бумаги
- Лаборатория консервации текстиля
- Научно-исследовательская лаборатория
- Управление коллекциями
-
Библиотеки и архивы
- Назад
- Библиотеки и архивы
- Библиотечная выставка
-
Изображения MFA
- Назад
- Изображения МИД
-
Лицензирование
- Назад
- Лицензирование
- Форма запроса на воспроизведение
-
Архивные реплики
- Назад
- Архивные реплики
- Форма заказа архивных реплик
-
Учеба и личное использование
- Назад
- Обучение и личное использование
- Запросить изображения для изучения и личного использования
- Место съемок
- Лицензирование товаров
- Популярные категории
- Использование Интернета и фотография в галерее
- Современная фотография
- Условия и положения
-
Происхождение
- Назад
- Происхождение
- Исследование происхождения нацистской эпохи
- Разрешения собственности
- Политика приобретения и происхождения
-
Древности и культурные ценности
- Назад
- Древности и культурные ценности
- Соглашение с Министерством культуры Италии
- Нигерийские древности
- Усталый Геракл
- Колониализм
- Публикации
-
Членство
- Назад
- Членство
- Уровни и преимущества
-
События участников
- Назад
- События участников
- Переговоры участников
- Подарочное членство
-
Программа покровительства
- Назад
- Патронная программа
- События
- Новостная рассылка
- Путешествовать
-
Совет музея
- Назад
- Совет музея
- События
- Новостная рассылка
- Встречи
- Кураторские круги
- Часто задаваемые вопросы
-
Организационное членство
- Назад
- Организационное членство
- Корпорации
- Университеты
- Библиотеки и некоммерческие организации
-
Дать
- Назад
- Дайте
- Передать в МИД
-
Корпоративное партнерство
- Назад
- Корпоративное партнерство
- Корпоративное спонсорство
-
Корпоративное членство
- Назад
- Корпоративное членство
- Текущие корпоративные члены
- Мероприятия для корпоративных членов
- Кураторский опыт
-
Запланированная отдача
- Назад
- Планируемые раздачи
- Общество Сарджента
-
Типы подарков
- Назад
- Виды подарков
- Завещания
- Благотворительный подарочный аннуитет
- Предоставление активов пенсионного плана
- Благотворительный перенос ИРА
- Новостная рассылка
-
Подарки искусства
- Назад
- Дары искусства
- Как дарить искусство
- Рекомендуемые подарки искусства
-
Общество Денмана Уолдо Росс
- Назад
- Общество Денмана Уолдо Росс
- Весенний этюд: семинары для коллекционеров
- Фонд наследия для разнообразной коллекции
-
Фонд МИД
- Назад
- Фонд МИД
- Автоматическая отдача
- Часто задаваемые вопросы
- Соответствующие подарки
- Подарки ценных бумаг
- Запросить информацию
Утилита навигации
- Билеты
- Магазин
- Дать сегодня
Поиск
Утилита навигации
- Билеты
- Магазин
- Дать сегодня
Основная навигация
-
Визит
- Часы работы и вход
- Как добраться
- Спланируйте свой визит
- Столовая
- Магазины
- Группы
- Доступность
- Питание и специальные мероприятия
- MFA Mobile
-
Выставки
- Текущие выставки
- Предстоящие выставки
- Прошедшие выставки
