#ДВХМ рядом | Дальневосточный художественный музей
У поклонников ДВХМ имя Константина Егоровича Маковского неразрывно связано с густотой атмосферы и шёпотом бархата на портрете его второй супруги, Юлии Павловны Летковой. Замечательный образец станковой живописи Константина Маковского поступил в ДВХМ в июле 1931 года из Государственного Русского музея и является ярким образцом салонной живописи художника, которой он отдавал предпочтения, в противовес, как ему казалось, сумрачным и ограничивающим его талант принципам передвижников. Молодая женщина с румянцем на щеках прямо и открыто смотрит на зрителя ясными глазами и элегантная поза, достойная графини, не мешает ясности и благородству, которым овеян её образ, как и слегка пухлая фигура Юлии Павловны, словно списанная с одной из муз эпохи Возрождения. Такой она и была для Константина Егоровича, музой, вдохновившей его на целый ряд женских портретов, и вернувшей художнику утраченное счастье…
Юлия Павловна была не первой женщиной художника. В 1866 году Константин Маковский обвенчался с артисткой драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге, Еленой Тимофеевной Бурковой. Молодая пара, имеющая общие интересы и духовное родство, жила счастливо. Елена немного рисовала и была увлечена музыкой и театром. Она внесла в рассеянную «богемную» жизнь Маковского много любви и душевного тепла, которые позже неизменно будут присутствовать на детских портретах кисти художника. Но их счастье резко оборвалось: сначала умирает новорожденный сын, а через два года, от туберкулеза умирает Елена.
Жадный до жизни Константин Маковский не будет носить долгий траур, но утрата любимой не будет для него простым испытанием. Однако не пройдет и года, как овдовевший Маковский повстречает на балу в Морском корпусе 15-летнюю Юлию Павловну Леткову, приехавшую в Петербург поступать в консерваторию. Влюбившись с первого взгляда, 35-летний профессор живописи не отходил от юной красавицы ни на шаг. Его покорила музыкальность юной особы, которая имела необыкновенно красивый тембр сопрано. Сам Константин Егорович обладал удивительно бархатистым баритоном, и пел как профессиональный артис
Афиша событий | Дальневосточный художественный музей
В ноябре 2020 Дальневосточный художественный музей приглашает посетить:
Постоянные экспозиции музея:
– Русское искусство
– Западноевропейское искусство
Выставочные проекты:
– Выставка «Музей шоколада Вашей мечты» (по 08.11)
– Выставка плакатов «Пин-ап. Девушка с обложки» (по 15.11)
– Выставка «Магия карнавала. Коллекция венецианских масок» (с 17.11)
– Выставка «Открытые фонды» (живопись из собрания ДВХМ) к 90-летию ДВХМ (по 25.11)
– Выставка «Ретроспектива. Выставка художника Ю.И. Быкова (г.Комсомольск-на-Амуре) (живопись, графика из фондов ДВХМ, Музея изобразительных искусств г. Комсомольск-на-Амуре) – к 92-ой годовщине образования Хабаровского края (по 29.11)
– Выставка к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «мир глазами художника-фронтовика» О. А. Еремеев (г. Санкт-Петербург) (с 27.11)
– Выставка интерактивная «Внутри человека» (с 14.11)
Тематические экскурсии в 15.00:
– 12 ноября – «Открытые фонды»
– 17 ноября – «Открытые фонды»
– 20 ноября – «Открытые фонды»
– 25 ноября – «Открытые фонды»
Мастер-классы в «Мастерской выходного дня» в 15.00:
–1 ноября – «Тыква» (акварель)
–7 ноября – «Танцующие чашки» (гуашь)
–8 ноября – «Улитка» (объемное оригами)
–14 ноября – «Вечерний пейзаж» (гуашь)
–15 ноября – «Расписная птица»
–21 ноября – «Синие рыбы» (гуашь)
–22 ноября – «Венецианские маски»
–28 ноября – «Закат» (гуашь)
–29 ноября – «Русская матрешка»
Проект «Прогулки по музею» в 16.00:
–1 ноября – «Шедевры ДВХМ»
–7 ноября – «Девушки с обложки»
–8 ноября – «Шедевры ДВХМ»
–14 ноября – «Художник Юрий Быков»
–15 ноября – «Художник Юрий Быков»
–21 ноября – «Карнавальные маски»
–22 ноября – «Карнавальные маски»
–28 ноября – «Художник-фронтовик О. А. Еремеев»
–29 ноября – «Художник-фронтовик О.А. Еремеев»
Лекторий «Азбука изобразительного искусства» в 13.30:
– 7 ноября – «Жанровая живопись Голландии»
– 21 ноября – «Голландский пейзаж XVII века»
Проект для самых маленьких «Детский час» (от 4 до 7 лет) в 12.00:
–1 ноября – «Матрешки»
–7 ноября – «Матрешки»
–14 ноября – Тематический мастер-класс
–21 ноября – Тематический мастер-класс
–28 ноября – Тематический мастер-класс
Проект «Школа экскурсоводов» в 15.00:
– 7 ноября – лекция «Реставрация в художественном музее»
– 14 ноября – «Сценическая речь»
Виртуальные проекты:
– 3 ноября – «Ночь искусств» в 19.00
– 4 ноября – Записки о художниках. Осмёркин Александр Александрович. «Ленинград. Фонтанка» в 13.00
– 11 ноября – Записки о художниках. Васильев Фёдор Александрович. «Работы в собрании ДВХМ» в 13.00
– 18 ноября – Записки о художниках. Чичерина Мина Григорьевна. «Работы в собрании ДВХМ» в 13.00
– 25 ноября – Записки о художниках. Яковлев Михаил Николаевич. «Натюрморт. Цветы» в 13.00
Неутомимый человек с открытой душой
В истории Дальневосточного художественного музея, самого первого на Дальнем Востоке России, различают два периода создания и становления — дореволюционный (1901–1917) и советский (1917—1941)1. Учрежденный приамурским генерал-губернатором Н. И. Гродековым в 1902 году как Хабаровский художественный музей, он около 30 лет существовал в стенах Хабаровского краевого музея (ныне им. Н. И. Гродекова).
Следующий этап в его истории наступил в 1931 году, когда Хабаровский крайисполком постановил создать художественный музей краевого уровня. В его основу были положены собрание картин и графики из Императорской Академии художеств, хранившихся с 1902 года в бывшем музее ПО ИРГО; переданные в музей по завещанию 1 400 работ уссурийского художника В. Г. Шешунова; более 1 000 работ, отобранных по разрешению Совнаркома в хранилищах центральных музеев Москвы и Ленинграда (Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее им. А. С. Пушкина, Государственном историческом музее и др.).
Именно в это время значительная роль в становлении Дальневосточного художественного музея по праву принадлежит его первому директору Петру Михайловичу Покровскому.
Покровский родился в октябре 1893 года в селе Красная Ляга Каргопольского уезда Северо-Восточной области (бывшей Вологодской губернии) в семье священнослужителя и сельской учительницы. Ему было два года, когда умерла мать Ольга Васильевна, и отец отдал его на воспитание в Каргопольское духовное училище. Затем годы учебы в Олонецкой духовной семинарии, где он с увлечением занимался в классе иконописи. После окончания духовной семинарии молодой Покровский поступил в Юрьевский (бывший Дерптский) университет на славянское отделение историко-филологического факультета.
Революционные события 1917 года и начавшаяся Гражданская война прервали обучение, П. М. Покровский вернулся в Каргополь. Используя приобретенные в университете и художественных мастерских навыки педагога и художника, здесь он заведовал внешкольным образованием, преподавал рисование в средней школе и педагогическом техникуме. Вскоре он женился, и уже через год в семье родился сын Анатолий. Любовь к искусству позволила сделать профессиональный выбор: в 1922 году Петр Михайлович стал директором Каргопольского краеведческого музея2, в котором проработал четыре года. В памяти земляков-каргопольцев Покровский остался человеком «открытой души» и разносторонних дарований. Он играл в народном театре, прекрасно пел и рисовал. А еще стойко переносил лишения тех лет. В письме директору Вологодского музея он писал: «Для прокормления себя и семейства пишу вывески для нэпманов и продаю необходимые вещи домашнего обихода.
В августе 1926 года Покровский с семьей приехал в Хабаровск и уже с 15 августа был зачислен в Хабаровский краевой музей заведующим отделом революции. С первых же дней проявились его деловые качества и практические познания в различных сферах музейной деятельности. Он быстро освоился с обязанностями заведующего отделом революции, проникся планами и заботами музея. В это же время в связи с передачей в Хабаровский музей более 1500 картин умершего уссурийского художника Шешунова Далькрайоно постановил открыть в Хабаровске картинную галерею в качестве самостоятельного отдела музея. Директор музея К. Я. Лукс, увидев в П. М. Покровском опытного музейного работника, искреннего и безотказного, поручил ему заняться дополнительно вопросами организации галереи. Буквально через четыре дня после зачисления на работу Покровский уехал в командировку в Никольск-Уссурийский для приема работ Шешунова. Осенью 1926 года для картинной галереи отвели здание бывшей синагоги4 на улице Фрунзе, 45, провели частичный ремонт и переделку помещений.
По решению ученого совета музея П. М. Покровский подготовил план размещения в картинной галерее художественных предметов, и уже в начале 1927 года она открылась большой выставкой. Галерея сразу стала местом общения художников, а центром их притяжения, несомненно, был П. М. Покровский, в котором они видели прежде всего художника, искусствоведа, единомышленника. Кроме того, он лично знал многих ведущих современных мастеров, с которыми общался в художественных мастерских.
Занимаясь организацией картинной галереи, Покровский заинтересовался предметами быта народов Амура из фондов музея. Его первое знакомство с искусством «туземцев», как их было принято называть в 1920-е годы, состоялось в конце 1926 года, когда Петра Михайловича командировали в непродолжительную экспедицию в стойбища гольдов (устаревшее название нанайцев) по реке Амур с целью сбора экспонатов для Всесоюзной выставке искусств в Москве.
По предложению П. М. Покровского в апреле 1927 года решением ученого совета Хабаровского краевого музея картинная галерея была переименована в художественный отдел музея, в его состав вошли произведения живописи, скульптуры и предметы национального искусства. Назначенный в 1927 году заведующим этого отдела Покровский занимался комплектованием и изучением предметов искусства народов Дальнего Востока, постоянно выезжал в этнографические экспедиции. Профессионализм, лидерские качества и высокая репутация в среде художников позволяли ему влиять на современные художественные процессы. По инициативе П. М. Покровского в Хабаровске 5 июля 1927 года создана Ассоциация хабаровских художников из двадцати человек.
Вскоре на первом организационном собрании юных художников Хабаровска П. М. Покровский выступил с предложением организовать художественную секцию молодежи при Хабаровской Ассоциации художников (ХАХ). Собранием было решено организовать кружок изобразительных искусств при комсомольском клубе как секцию молодежи ХАХа и провести общегородскую выставку молодежи, приурочив ее также к 10-летию Октября.
В июне 1927 года в Хабаровске организована краевая комиссия содействия Госакадемии художественных наук в организации выставки искусства национальных меньшинств СССР, которую готовили к открытию в честь предстоящего 10-летия Октября. В состав комиссии вошли представители президиума крайисполкома, Главнауки на Дальнем Востоке и краевых организаций. В задачу комиссии входили задачи выявления, собирания, обработки материала и отсылка в Москву экспонатов, наиболее характерных для отдельных народностей и «племен Дальнего Востока»: орнаментов, резьбы по кости, дереву, вышивки, скульптуры. Ответственным за организацию этой выставки утвердили П. М. Покровского. В Москве выставка прошла с огромным успехом. Совнарком СССР отметил выполненную П. М. Покровским работу грамотой и наградил его именными золотыми часами.
В 1929 году в здании художественного отдела Покровский организовал персональную выставку художника-карикатуриста Н. Наумова, очень популярного в дни Гражданской войны на Дальнем Востоке. Следующей стала выставка художников Дальнего Востока, среди которых хабаровские художники Бормотов, Косицын, Яницкий, Гусак, Холодов и другие, а также приглашенные Покровским из Москвы Борисов и анималист Ватагин. Выставка вызвала небывалый интерес, ее посетили свыше трех тысяч человек.
Представляя на ученом совете в ноябре 1928 года план развертывания подотдела туземного искусства, П. М. Покровский отметил, что этот вопрос совершенно новый. Необходимо собрать документированные материалы по искусству туземцев, обработать их, выявить особенности национального стиля и бороться за сохранение его чистоты и самобытности. Занимаясь искусством коренных народов Дальнего Востока, Покровский продолжал выезжать в экспедиции для комплектования художественного отдела музея предметами искусства туземцев. Благодаря этому музейная коллекция пополнялась образцами орнаментов и вышивок, халатами, торбасами, тапочками, предметами культа, орудиями труда. Им также был разработан конспект работы по искусству гольдов. На 1 октября 1930 года в художественном отделе числилось уже 1 782 предмета.
В декабре 1930 года П. М. Покровского избрали делегатом от Дальнего Востока на Всероссийский музейный съезд, где не только обсуждались многие проблемы музейной работы, но были и призывы к борьбе с реакционным рутинерством, к превращению музеев в «инструмент культурной революции». Возвратившийся из Москвы Покровский выступил с отчетом о работе съезда на ученом совете и с новыми силами приступил к работе в художественном отделе музея.
Восстановление картинной галереи, поступление большого количества предметов изобразительного искусства из Государственного музейного фонда в Хабаровский музей, родившаяся в ходе подготовки и проведения краевых выставок идея художников о том, чтобы в Хабаровске появился художественный музей — все это стало определяющими в решении краевых властей создать художественный музей регионального значения. Председатель Дальневосточного краевого исполнительного комитета А. Н. Асаткин лично договорился в Наркомпросе и Совнаркоме о выделении для Дальнего Востока крупного собрания художественных произведений из Государственного музейного фонда. Всего в 1930–1931 годах для Дальневосточного художественного музея (ДВХМ) было отобрано 1100 произведений изобразительного искусства из семи центральных музеев.
В 1931 году М. П. Покровского назначили первым директором Дальневосточного художественного музея. Требовали решения вопросы о выделении здания для музея, наборе штата, а тем временем из Москвы уже прибыли пять вагонов с художественными ценностями. Часть музейных грузов завезли в краевой музей, остальные распределили в красных уголках различных организаций, но так или иначе все они подвергались риску растраты или похищения. В итоге под давлением общественности краевые власти решили разместить художественный музей на улице Фрунзе, 45, в здании бывшего художественного отдела краевого музея.
В 1931–1937 годах П. М. Покровский, опытный музейный деятель и художник-педагог, способствовал не только становлению ДВХМ, но и ускоренному развитию дальневосточного изобразительного искусства, объединению художников вокруг музея. В это время среди научных сотрудников ДВХМ были хабаровские художники. Под руководством своего директора они приобретали музейные навыки: выполняли научное описание музейных предметов, выезжали в многочисленные экспедиции по стойбищам Амура для комплектования предметами народного искусства, читали лекции в заводских и красноармейских коллективах, проводили беседы и экскурсии для населения. Музейные сотрудники участвовали в подготовке краевых передвижных выставок, публиковали материалы к выставкам в краевых газетах, рисовали и издавали афиши и пригласительные билеты, писали сотни писем художникам-самоучкам и профессиональным дальневосточным мастерам и художникам Москвы и Ленинграда, приглашая участвовать в выставках. В декабре 1933 года при активном участии директора художественного музея в Хабаровске организовали производственно-кооперативное товарищество «Художник», которое участвовало в художественном оформлении города к праздникам и демонстрациям.
Практически все свое время П. М. Покровский отдавал работе: читал лекции по искусству коренных народов Севера комсомольцам и красноармейцам, разрабатывал экспозиционные планы, развивал общественные связи музея. Даже когда в 1936 году в семье Покровского родился третий ребенок — дочь Кира, он продолжал круглосуточно пропадать в музее, где проводил вечерние занятия с юными художниками, делал эскизы витрин к музейным выставкам, рисовал афиши или праздничные транспаранты для городских праздничных демонстраций, писал статьи в газеты, письма художникам.
По воспоминаниям дочери Покровского Ирины Петровны, Петр Михайлович был образцом человека и труженика. «Музейное дело — главное, любимое занятие моего отца. Ради него он готов был работать 24 часа в сутки, забывая о еде и сне. Наша семья жила в помещении художественного музея на втором этаже, рядом с хранилищем картин. Выставочный зал, рабочие комнаты, художественная студия (где папа тоже работал) были внизу. Я по нескольку раз в день бегала вниз, чтобы позвать его к обеду. И каждый раз он говорил: «Сейчас-сейчас», и тут же забывал. Ему всегда было некогда. А как любовно собирал папа экспонаты для музея! Многое приобретал на свои скудные средства. А чтобы как-то содержать семью (шесть человек), читал лекции, устраивал выставки, по его эскизам ежегодно украшали в праздники город. Главные черты Петра Михайловича — его высокая интеллигентность, порядочность, бескорыстие, величайшее трудолюбие. Не терпел халтуру и рвачество. «Халтурщина» — его ругательное слово»5.
П. М. Покровский взял на себя ответственность за организацию краевых художественных выставок, сплотив вокруг себя художников-единомышленников — научных сотрудников музея Г. В. Гусака, А. А. Васильева, А. А. Чистякова, И. В. Михайлову, А. В. Шишкина, В. Н. Высоцкого и других. Через печать, радио, афиши, обращения и письма музей повсеместно, от Читы до Чукотки, широко информировал население края о сроках приема на очередную выставку произведений профессиональных и самодеятельных художников, об условиях проведения выставок и премировании призовых работ.
В июле 1938 года в помещении Дальневосточного художественного музея открылась первая краевая художественная выставка детского творчества, в которой участвовали дети от 3 до 17 лет, представившие 365 экспонатов6. Подготовку к выставке, начатую П. М. Покровским, сотрудники музея продолжали в течение 1937–1938 годов. Директор не случайно обратился к теме детского творчества, потому что именно в детях он, как педагог, видел перспективу развития изобразительного искусства в крае, оторванном от цивилизованного европейского центра страны тысячами километров. В своем обращении по радио к юным слушателям о предстоящей выставке П. М. Покровский говорил: «Рисуйте на любую тему и чем угодно: карандашами, акварелью и масляными красками, цветными карандашами и тушью. Только не забывайте главного. Не срисовывайте с картинок. Рисуйте как можно больше с натуры, учитесь наблюдать и изучать окружающую вас природу и вещи…«7.
Проводимая под неустанным руководством Покровского выставочная деятельность Дальневосточного художественного музея — пять краевых художественных выставок с 1932 по 1938 год, выявила и сплотила большое количество профессиональных и самодеятельных художников края, национальных мастеров и детей, дала возможность молодым художникам и художникам-самоучкам практически учиться у профессионалов. Выставки положили начало систематическому общественному показу работ дальневосточных живописцев, графиков, скульпторов, стимулировали их, развивали профессиональный интерес, подчеркивали организующую роль музея в сплочении художественных сил края.
Выставочная деятельность музея, по мнению П. М. Покровского, дала возможность в условиях культурной революции 1930-х годов ускоренно решить главную проблему Дальнего Востока — «воспитание и создание творчески активной, социально устойчивой прослойки художественной интеллигенции». Колоссальным успехам музея в просветительской и художественно-образовательной работе способствовал факт полного отказа (с 1936 года) от политизированных тем в выставочной деятельности. Немалая заслуга П. М. Покровского в том, что он направил все усилия музея на методику раскрытия художественно-эстетических ценностей в экспонировавшихся произведениях изобразительного искусства. ДВХМ, органично вошедший в дальневосточную музейную сеть, способствовал выполнению важной роли в развитии культуры региона, в ускоренном развитии дальневосточного изобразительного искусства, в консолидации художественных сил края. Особая роль принадлежала музею в изучении, комплектовании и научной обработке предметов декоративно-прикладного искусства малочисленных народов Дальнего Востока. В 1937 году Покровский подготовил к изданию альбом «по искусству национальностей ДВК», который бесследно пропал8.
Творческую деятельность ДВХМ, органично вписавшуюся в культурную, художественную и музейную среду региона, нарушили новые политические репрессии на работников культуры и искусства. Кампания массовых чисток достигла небывалых размеров в 1937–1938 годы, когда на страницах печати публиковались отклики на показательные процессы над «врагами народа» — потомками дворян, духовенства, купцов и других непролетарских слоев населения. В дальневосточных музеях органы НКВД находили «контрреволюционеров» и «японских шпионов». Не избежал этого и художественный музей. Его директор был арестован 18 февраля 1938 года. В обвинительном заключении от 18 июля 1938 года говорилось, что Покровский П. М., «сын попа», с 1936 года являлся «руководителем шпионской организации, существовавшей в Дальневосточном краевом художественном музее», в которую привлек сотрудника музея и «которому давал специальное задание по сбору секретных сведений для передачи в пользу Японии». Кроме того, он проводил «антисоветскую агитацию против существующего советского социалистического строя». Поскольку обвиняемый виновным себя не признал, но был изобличен показаниями и очной ставкой другого обвиняемого, следователь постановил: дело по обвинению Покровского П. М. направить на рассмотрение тройки УНКВД по ДВК. В выписке из Протокола тройки УНКВД от 27 сентября 1938 года — постановление: «Покровского Петра Михайловича расстрелять. Имущество, лично принадлежащее осужденному, конфисковать»9. В выписке из акта имеется короткая запись: «Постановление тройки УНКВД по ДВК от 27 сентября 1938 года приведено в исполнение 11 октября 1938 года«10.
Все годы с момента ареста Петра Михайловича его родные преследовались как «враги народа». В 1941 году на фронтах Великой Отечественной войны погиб сын Покровского Анатолий. После смерти Сталина на запрос жены А. П. Покровской в 1955 году ей ответили, что П. М. Покровский умер в 1942 году. Через год, когда ею были написаны письма прокурорам СССР и Хабаровского края, в декабре 1956 года дело Покровского пересмотрели во 2-м отделе УКГБ по Хабаровскому краю. В качестве свидетелей допросили хабаровских художников И. А. Горбунова, А. В. Шишкина, В. Н. Высоцкого, бывшего научного сотрудника Дальневосточного художественного музея Н. У. Михальску. Они говорили о П. М. Покровском как о высоком профессионале, справедливом музейном руководителе, проявлявшем заботу о сотрудниках и художниках, пользовавшемся авторитетом среди рабочих и служащих, хорошем семьянине, чутком отце.
Определением военного трибунала ДВО № 4/348 от 18 марта 1957 года «постановление тройки УНКВД по ДВК от 27.09.1938 года было отменено и дело в отношении П. М. Покровского было прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления (ст. 4, п. 5 УПК РСФСР). Покровский П. М. был полностью реабилитирован посмертно«11.
В память об этом выдающемся человеке Дальневосточный художественный музей в 2006 году учредил премию П. М. Покровского. Она вручается юным талантам — победителям ежегодных конкурсных выставок «Новые имена», которые ежегодно проводит музей, продолжая традиции своего первого директора.
Светлана ЖУК
Фото из архива ДВХМ
Труды П. М. Покровского
- Дальневосточное общество краеведения // На культурном фронте. 1928. № 4. С. 68–70.
- Дальневосточный край // Советское краеведение. 1930. № 9. С.21—22.
- К вопросу об организации этнографических экспедиций на Дальнем Востоке // Советский музей. 1931. №4. С. 112–113.
- Покровский П. Выставка художников-самоучек // На рубеже — 1936 — №3.
Примечания
- Жук С. Ю. Первый художественный музей на Дальнем Востоке России (Создание и становление Дальневосточного художественного музея (1901–1941 гг.). Монография. Хабаровск: Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова, 2016. 176 с.
- С 1992 года Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей.
- Федоринова И. Их объединила любовь к прекрасному / Каргополье, 1994. 26 марта.
- На основании письма 17 хабаровских евреев, которые предложили передать здание еврейской синагоги в ведение музея для организации в нем картинной галереи, постановлением Горсовета от 7 июня 1926 года был расторгнут договор с общиной верующих иудеев и вынесено решение о закрытии синагоги, а Хабаровскому окрисполкому выдано разрешение использовать это здание для культурно-просветительных нужд.
- Крючкова М. «Все, что связано с отцом, для меня свято». / Каргополье, 1995. 20 мая.
- ГАХК (Государственный архив Хабаровского края. Ф. Р-1629. Оп. 1. Д. 13. Л. 4 об.
- Там же. Д. 29. Л. 1.
- В фондах музея сохранился макет обложки к этому альбому.
- АУФСБХК (Архив Управления Федеральной службы безопасности по Хабаровскому краю). Д. П-80723. Т.1. Л. 20.
- АУФСБХК. Д. П-80723. Т.1. Л. 21.
- АУФСБХК. Д. П-80723. Т.1. Л. 84.
Художественный музей
История Художественного музея начинается c 4 апреля 2004 года, когда на базе Общественного фонда и галереи «Артэтаж» был создан Музей современного искусства «Артэтаж-ДВГТУ». 21 января 2006 года музей впервые открыл свои двери для посетителей в помещении на улице Аксаковской.
В 2012 году Музей современного искусства «Артэтаж-ДВГТУ» вошел в состав Дальневосточного федерального университета. С января 2015 года на базе Художественного работает Центр современного искусства «СОЛЬ».
В 2017 году Художественный музей переехал в историческое здание на улице Пушкинской, построенное по проекту архитектора Андрея Гвоздиковского в 1899 гг. и являющееся памятником культурного наследия регионального значения. В начале прошлого века здесь располагался Восточный институт и мужская гимназия. До создания Дальневосточного федерального университета сооружение и прилегающие к нему корпуса занимал ДВГТУ. В настоящий момент помимо музея в этом здании находится Инженерная школа ДВФУ. Общая площадь помещения музея составляет 320,94 м2.
Программа развития Художественного музея ДВФУ предусматривает создание на новой площадке современного музейно-выставочного центра современного искусства, играющего важную роль в культурной жизни Азиатско-Тихоокеанского региона.Большой экспозиционный зал
Большой экспозиционный зал
Анисимов С. , 1987 г., «Белые дома»
Слепов С.П., 1993 г., «Портрет друга»
Шапранов В., 1990 г., «Запретный плод»
Майоров А., 1990 г., «Без названия»
Ионченко А., 1992 г, «Без названия»
Дивный мир 1. jpg
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск: отзывы в интернете, адрес
Основная информация о компании
Координаты GPS:
135.052668 48.473047
Адрес:
Телефон:
+7 ХХХ ХХХ-ХХ-ХХ
+7 (4212) 31‒48‒71
+7 ХХХ ХХХ-ХХ-ХХ
+7 (4212) 32‒83‒38
Официальный сайт:
Способы оплаты:
График работы:
Вт Ср Чт Пт Сб Вс
10:00 10:00 10:00 10:00 10:00 10:00
18:00 18:00 18:00 18:00 18:00 18:00
Виды деятельности
Творчество, культура, религияКарта проезда до организации
Шевченко, 7Ошибка? Отметка на карте показана неверно? Вы можете исправить ошибку в данных, указанных выше.
Дальневосточный художественный музей Instagram posts
Каждую среду, начиная с марта, мы делимся с вами историями из жизни художников, работы которых хранятся в собрании нашего музея. И сегодня — не исключение, знакомьтесь, новый рассказ в рубрике «Записки о художниках». ⠀ Ощущение дуновения ветра, запах цветов, тепло солнечного света, чувство счастья или безысходности, необъятность мира и свои переживания могут дать новый сюжет в творчестве. ⠀ Для Мины Чичериной эти ощущения были очень важны в поиске своего пути в искусстве. Бесконечные «пробы» новых форм выражения, выражения своих представлений о людях, истории, странах, наконец, Мире. ⠀ Человек сложной судьбы и невероятно трудного характера, она получила несколько мощных впечатлений, — это ее собственная судьба, ее знакомство с искусством Прибалтики 60-х гг. и, что особенно важно, — с личностью своего учителя — Е. Е. Моисеенко. ⠀ Мина родилась в одной из колоний в Карагандинской области Казахстана в 1940 г. и, как многие дети репрессированных, была сразу же разлучена с родителями и отправлена в детский дом. Оттуда начался долгий и сложный путь в нахождении и ощущении себя в этом большом мире. ⠀ Мина принадлежала к тому кругу школы шестидесятников, для которых мелочная детализация была не приемлема, форма рождалась в мощных сопряжениях цветовых аккордов, в резких контрастах теплого и холодного, света и тени. Уроки не только любимого учителя, но шире — П. Пикассо, П. Сезанна, Ван Гога и др. можно усмотреть в работах Чичериной тех лет. Четыре, реже пять цветов исчерпывали колорит ее палитры. И почти всегда в них присутствовал зеленый (почти изумрудный), желтый и красный. Иногда она строила работу на одном цвете, используя его широкую тональную гамму. ⠀ С середины 90-х годов ее индивидуальная манера все заметнее претерпевает изменения в сторону абстракции, в композициях с трудом улавливаются конкретные предметы «мчащегося» города: строения, колонны, машины, деревья. Эти работы — ощущения, которыми буквально переполнена Мина, это — непрекращающиеся фантазии, рожденные новыми впечатлениями. На фото: «Усадьба», 1983. Из собрания ДВХМ ⠀ #двхм #двхм_коллекция #искусство #музей #культурарф #хабаровскДальний художественный музей
Дальневосточный художественный музей
Телефон: (4212) 31-4871, 32-8338
Адрес: 680000, Хабаровский край, ул. Шевченко, 7, Хабаровск
Время работы: *
Интернет:
www.russianmuseums.info/M1620 — официальный сайт
Дальневосточный художественный музей — W1282, официальный сайт www ../
E-Mail:
Рекламный щит, мероприятия и экскурсии |
Дальневосточный музей искусства — крупнейшее в России государственное собрание произведений искусства, расположенное в западной части Тихоокеанского региона. Музей расположен в живописнейшем месте Хабаровска на высоком берегу реки Арнур, в здании бывшего Офицерского собрания. Тысячи хабаровчан, а также многочисленные российские и зарубежные гости города ежегодно посещают музей и наслаждаются подлинными старинными европейскими и русскими картинами, старинной керамикой, старинной русской росписью, произведениями искусства коренных народов Арнура и современных художников Дальнего Востока России. Коллекция превышает сейчас около 11000 экспонатов. Среди других музеев России музей отличился широкой выставочной деятельностью.Дальневосточный музей офлайн-искусств выставляет свои коллекции в других регионах России, представляет русское искусство в галереях Японии, Канады, США. |
Рядом с музеем:
гостиницы и рестораны
для музейных работников |
Административный телефон:
(4212) 32-7258, факс: (4212) 32-8338
Основание и день открытия:
основан: 1931 г.
Статус организации:
Государство Россия
Организационная форма:
некоммерческая
Тип организации:
культура для общества, научная
Классификация:
Исторический, Живописный
Площади:
выставочные залы 1124 2
временные выставки 146 2
музейный магазин 235 2
Номер сотрудника:
97
Среднее количество посетителей в год:
105000
Отдельные отделы:
архив, научная библиотека, группа специалистов, реставрационный отдел.()
Объем сборов:
12874, единиц редкой коллекции: 10879
Веб-сайты и CD-диски:
выше
Copyright (c) 1996-2019 Дальний художественный музей
Copyright (c) 1996-2020 Русские музеи .info
Международное общество нэцкэ — Музеи
- Дом
- Насчет нас
- Насчет нас
- Местные отделения
- Присоединяйтесь к нам
- Свяжитесь с нами
- Пожертвовать
- События и новости
- События
- Новости сайта
- Нэцкэ в новостях
- Прошедшие съезды (альбомы для вырезок)
- Конвенция INS 2017
- Фотоальбом с Балтиморской конвенции 2015 года
- Лондонская конвенция 2013 г.
- Конвенция Беверли-Хиллз, 2011 г.
- Нью-Йоркская конвенция 2009 г.
- 2007 Каппа Конвенция в Майами
- Конвенция в Сан-Франциско 2005 г.
- Лекция Такамадо в Кембридже
- Публикации
- Журналы INS
- Образцы статей
- Бедняк, нищий, богатый, вор! Крис Бимер — лето 2010 г.
- Момотаро — Персиковый мальчик Влад Быкориз — 2009
- Лето 2020: бесплатный журнал INS
- 2020 г.
- 2019 г.
- 2018 г.
- Образцы статей
- Журналы INS
Музей изящных искусств, Бостон
Перейти к основному содержаниюЗагрузка. ..
- Авторизоваться
- UserId Член
- Изменить счет
- Обновить интересы
- Выйти
- Просмотр корзины
- Просмотр корзины 0
- Оставшееся время: 0:00
Поиск
Меню учетной записи пользователя Мобильный
Загрузка…
- Войти
- UserId Член
- Назад
- Редактировать аккаунт
- Обновить интересы
- Выйти
- Просмотр корзины
- Просмотр корзины 0
- Оставшееся время: 0:00
Основная навигация
- Визит
- Назад
- Посетить
- Часы работы и вход
- Как добраться
- Назад
- Как добраться
- Стоянка
- Спланируйте свой визит
- Назад
- Спланируйте визит
- Сегодня в МИД
- Советы посетителям
- карта
- Обновления галереи
- Пространства для мероприятий
- Посещение с детьми и семьей
- Посещение из-за границы
- Назад
- Посещение из другого города
- Пакеты отелей
- Столовая
- Магазины
- Группы
- Назад
- Группы
- Взрослый и университет
- Групповые посещения школы
- Советы для групп
- Доступность
- Назад
- Доступность
- Доступные фильмы
- Питание и специальные мероприятия
- MFA Mobile
- Выставки
- Назад
- Выставок
- Текущие выставки
- Предстоящие выставки
- Прошедшие выставки
- Передвижные выставки
- Назад
- Передвижные выставки
- Доступные передвижные выставки
- Текущие и предстоящие передвижные выставки
- Нагоя
- Программ
- Назад
- Программы
- Галерея Мероприятия и туры
- Назад
- Мероприятия и туры в галерее
- Беседы в галереях
- Назад
- Разговоры в галереях
- Курируемые беседы
- Обсуждения в центре внимания
- Экскурсии
- Демонстрации художников
- Тележка для инструментов художника
- Рисование в галереях
- Лекции и курсы
- Назад
- Лекции и курсы
- Лекции
- Курсы
- Смотрим вместе
- Студийные художественные классы
- Назад
- Студия художественных классов
- Расписание для взрослых
- Расписание для подростков
- Детское расписание
- Учебники дома
- Информация и политика
- Студия партнерства
- Фильм
- Музыка
- Исполнительское искусство
- Особенные события
- Детские и семейные программы
- Назад
- Детские и семейные программы
- Даты игр МИД
- Назад
- Даты игр MFA
- Даты МИД дома
- Юные артисты
- Назад
- Юные артисты
- Юные художники дома
- Семейная тележка с искусством
- Искусство Связи
- День Рождения
- Недели школьных каникул
- Подростковые программы
- Назад
- Подростковые программы
- Совет Подросткового Искусства
- Команда STEAM
- Кураторский кабинет
- Назад
- Кураторский кабинет
- Пилотная программа и материалы кураторского кабинета
- Школьные программы
- Назад
- Школьные программы
- Групповые посещения школы
- Дистанционное обучение
- Профессиональное развитие педагога
- Автобусные гранты и отказы от допуска
- Программы колледжа
- Назад
- Программы колледжей
- Студенты
- Назад
- Студенты колледжа
- Мероприятия для студентов колледжа
- Преподаватели и сотрудники колледжа
- Назад
- Преподаватели и сотрудники колледжа
- Мероприятия для преподавателей и сотрудников колледжа
- Общественные программы
- Назад
- Общественные программы
- Коварные приключения
- Детеныши-разведчики
- Девушки-скауты
- Домашние школьные программы
- Назад
- Программы домашней школы
- Информация и политика
- Назад
- Информация и политика
- Списки поставок
- MFA Искусное исцеление
- Назад
- MFA Искусное исцеление
- За пределами спектра
- Инициатива общественного искусства
- Мастерские искусства и медицины
- Выездные программы
- Партнеры сообщества
- Запросить посещение сообщества
- Ресурсы
- Коллекции
- Назад
- Коллекции
- Коллекции Поиск
- Африка и Океания
- Назад
- Африка и Океания
- Искусство Королевства Бенин
- Америка
- Назад
- Америка
- «Обращение к великому духу» Сайруса Даллина
- Выставки Фонда Генри Люса
- Архив Джона Сингера Сарджента
- Назад
- Архив Джона Сингера Сарджента
- Поиск помощи
- Инициатива Art Bridges + Terra Foundation
- Древний Египет, Нубия, Ближний Восток
- Назад
- Древний Египет, Нубия, Ближний Восток
- Нубийское искусство
- Древняя Греция и Рим
- Азия
- Назад
- Азия
- Искусство японской открытки
- Современное искусство
- Назад
- Современное искусство
- Исполнительское искусство
- Европа
- Назад
- Европа
- Центр нидерландского искусства
- Ювелирные изделия
- Иудаика
- Фотография
- Назад
- Фотография
- Коллекция Говарда Гринберга
- Печать и рисунки
- Назад
- Рисунки и гравюры
- Открытки в МИД
- Музыкальные инструменты
- Назад
- Музыкальные инструменты
- Технические чертежи
- Текстиль и искусство моды
- Сохранение и управление коллекциями
- Назад
- Управление сохранением и коллекциями
- Азиатская студия охраны природы
- Лаборатория консервации мебели и каркаса
- Лаборатория консервации объектов
- Студия консервации картин
- Лаборатория консервации бумаги
- Лаборатория консервации текстиля
- Научно-исследовательская лаборатория
- Управление коллекциями
- Библиотеки и архивы
- Назад
- Библиотеки и архивы
- Библиотечная выставка
- Изображения MFA
- Назад
- Изображения МИД
- Лицензирование
- Назад
- Лицензирование
- Форма запроса на воспроизведение
- Архивные реплики
- Назад
- Архивные реплики
- Форма заказа архивных реплик
- Учеба и личное использование
- Назад
- Обучение и личное использование
- Запросить изображения для изучения и личного использования
- Место съемок
- Лицензирование товаров
- Популярные категории
- Использование Интернета и фотография в галерее
- Современная фотография
- Условия и положения
- Происхождение
- Назад
- Происхождение
- Исследование происхождения нацистской эпохи
- Разрешения собственности
- Политика приобретения и происхождения
- Древности и культурные ценности
- Назад
- Древности и культурные ценности
- Соглашение с Министерством культуры Италии
- Нигерийские древности
- Усталый Геракл
- Колониализм
- Публикации
- Членство
- Назад
- Членство
- Уровни и преимущества
- События участников
- Назад
- События участников
- Переговоры участников
- Подарочное членство
- Программа покровительства
- Назад
- Патронная программа
- События
- Новостная рассылка
- Путешествовать
- Совет музея
- Назад
- Совет музея
- События
- Новостная рассылка
- Встречи
- Кураторские круги
- Часто задаваемые вопросы
- Организационное членство
- Назад
- Организационное членство
- Корпорации
- Университеты
- Библиотеки и некоммерческие организации
- Дать
- Назад
- Дайте
- Передать в МИД
- Корпоративное партнерство
- Назад
- Корпоративное партнерство
- Корпоративное спонсорство
- Корпоративное членство
- Назад
- Корпоративное членство
- Текущие корпоративные члены
- Мероприятия для корпоративных членов
- Кураторский опыт
- Запланированная отдача
- Назад
- Планируемые раздачи
- Общество Сарджента
- Типы подарков
- Назад
- Виды подарков
- Завещания
- Благотворительный подарочный аннуитет
- Предоставление активов пенсионного плана
- Благотворительный перенос ИРА
- Новостная рассылка
- Подарки искусства
- Назад
- Дары искусства
- Как дарить искусство
- Рекомендуемые подарки искусства
- Общество Денмана Уолдо Росс
- Назад
- Общество Денмана Уолдо Росс
- Весенний этюд: семинары для коллекционеров
- Фонд наследия для разнообразной коллекции
- Фонд МИД
- Назад
- Фонд МИД
- Автоматическая отдача
- Часто задаваемые вопросы
- Соответствующие подарки
- Подарки ценных бумаг
- Запросить информацию
Утилита навигации
- Билеты
- Магазин
- Дать сегодня
Поиск
Утилита навигации
- Билеты
- Магазин
- Дать сегодня
Основная навигация
- Визит
- Часы работы и вход
- Как добраться
- Спланируйте свой визит
- Столовая
- Магазины
- Группы
- Доступность
- Питание и специальные мероприятия
- MFA Mobile
- Выставки
- Текущие выставки
- Предстоящие выставки
- Прошедшие выставки