Церковь в варзуге: Храм Успения Пресвятой Богородицы в Варзуге Мурманской области

Содержание

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Варзуге Мурманской области

Строительство церкви пришлось на годы церковной реформы Патриарха всея Руси Никона и раскола верующих, когда большинство жителей Мурмана боролись против всяких нововведений. С этим связано то, что Успенская церковь была возведена в классическом шатровом стиле, несмотря на запрет Никона на строительство храмов такой формы.

Церковь была построена по принципу «золотого сечения». Основание её состояло из четырёхстенного сруба (четверика) в качестве центрального столпа и четырёх примыкающих к нему патрубков, за счёт чего основание церкви имеет в поперечном сечении форму креста. В верхнюю часть церкви входят: восьмистенный сруб (восьмерик), сам шатёр, основание купола (так называемая шейка)и купол-главка, увенчанный восьмиконечным крестом. Для украшения храма использовались многочисленные декоративные элементы: кокошники и чешуя — специальное покрытие купола и его основания. Высота церкви — 34 метра. Спустя три года после строительства был освящён иконостас церкви — 84 иконы. Часть икон были написаны специально для новой церкви в 1677 году иконописцами Антониево-Сийского монастыря, часть — работы соловецких мастеров, осталась от старой, стоявшей здесь ранее церкви.

В 1947 году Успенскую церковь исследовал известный советский архитектор А.В. Ополовников, а в 1961 году другим архитектором — мурманчанином Н.П. Быстряковым был создан точный макет церкви, хранящийся сейчас в Мурманском областном краеведческом музее, по состоянию на XVII век[8]. В 1968 году выдвигался проект по переносу храма из Варзуги в окрестности Мурманска, однако, ход этим планам так и не дали. К 300-летию церкви историк-краевед Иван Федорович Ушаков выпустил очерк «Успенская церковь в селе Варзуга».

После перестройки, в 1990 году, решением Совета по делам религий при Совете Министров СССР (протокол № 12 от 14 июля 1990 года), зарегистрировано «религиозное общество русской православной церкви с. Варзуги Терского района, Мурманской области». В 1999 году храм был передан в пользование русской православной церкви и закрыт на реставрацию, хотя ряд церковных служб проводился до 2004 года. Часть икон передали находящейся также в Варзуге Церкви Николая Чудотворца. В 2006–2008 году был проведён комплекс реставрационных работ, финансируемый РАО «ЕЭС России». Церковь была практически полностью восстановлена, оставалось провести косметический ремонт: восстановить двери и окна, завершить работу по внутренней отделке храма. На начало 2012 года настоятелем прихода Успенской церкви является игумен Митрофан (Баданин).

В 2009 году региональная телекомпания Мурманской области «ТВ-21» проводила конкурс «7 чудес на краю света», в ходе которого путём народного голосования было выбрано из 44 достопримечательностей области 7 самых главных. В список победителей попала и Успенская церковь Варзуги.

Успенская церковь в Варзуге — Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии — LiveJournal

Село Варзуга — самое древнее русское поселение на Кольском полуострове. И до сих пор село активно существует и, можно сказать, процветает, несмотря на удаленность от «цивилизации» — железнодорожной станции, и других жилых и промышленных объектов.
Об истории создания церкви можно посмотреть в очерке игумена Митрофана (настоятеля Успенской церкви Варзуги).
Церковь «Успения Пречистой Богородицы» — построено попечением жителей села в 1674 году мастером по имени Клемент, «при благоверном Царе и Великом князе Алексее Михайловиче и при Митрополите Великоновгородском Иоакиме» (Из Клировых ведомостей церквей Архангельской епархии).



Дальше карта из Google — по ссылке, можно посмотреть, где лежит этот «оазис» северной пустыни:

Просмотреть увеличенную карту

В ансамбль церковных строений западного берега реки Варзуги входят кроме Успенской церкви:
— теплая церковь свт. Афанасия Александрийского,
— 3-х ярусная колокольня,
и часовня на кладбище.
(есть еще и восточный берег, где тоже 2 храма — на фото ниже -справа в поле видны их купола, приготовленные для транспортировки вертолетом).

Перед капитальной реставрацией 2006-08 гг. (на средства РАО«ЕЭС России») этот ансамбль выглядел так:

А в XIX в. тот же комплекс имел следующий вид:

Что и натолкнуло реставраторов XXI в. на мысль обшить все здания тесом — сохранности памятника ради.
Это новое открытие реставраторов — поскольку многие памятники деревянного зодчества сильно пострадали после реставраций «в первозданном виде», а тесовая обшивка и дышит хорошо, и от лишней влаги сохраняет.
Интерьер Успенской церкви был частично погублен в годы Советской власти, хотя все еще хранит часть прежнего убранства.

Особенно пострадала тонкая резьба — в стиле северного барокко.

В книге А.В.Ополовникова «Сокровища русского Севера», М.1989 г. есть фото этого иконостаса, сделанное примерно в 70-х гг. ХХ в. Видно, что двери в жертвенник уже нет, а Царские врата — стоят на своем месте. Потом исчезли и они.
В современный иконостас были написаны новые врата, а след подлинных как-то запутанно потерялся…

А недавно в инете обнаружились очень похожие врата, но они уже — частная собственность:

Сходство просто поразительное:


Последняя надежда церкви в Варзуге ::: Хранители Наследия

Последняя надежда церкви в Варзуге

28.07.2020

Мурманская область может потерять одну из своих достопримечательностей. В Варзуге на Никольской стороне разрушается деревянная Петропавловская церковь.

«Еще весной у нее обрушилась часть кровли. Прошла половина лета, но никаких ремонтных работ до сих пор не ведется. Кто может решить эту проблему? Отзовитесь!» – бросила клич в соцсетях  Виктория Чунина

Как рассказывает в своей книге «Варзуга. Жемчужина Кольского Севера» митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан, церковь Петра и Павла была построена в 1864 году и стала самым певческим, «намоленным» и любимым приходом. С началом репрессий в 1937 году службы в ней совершать было запрещено. В Великую Отечественную войну в здании размещалась столовая для военнослужащих Варзужского военного аэродрома. После войны в храме организовали склад для продуктов. Богослужения в Петропавловской церкви возобновили только в 1999 году.

Время не пощадило древнее здание. И вряд ли даже с частью обвалившейся кровли 156-летний храм переживет предстоящую зиму. Однако призыв о помощи северянки все-таки услышали

Как сообщают местные СМИ, губернатор Мурманской области Андрей Чибис, обратился к своему заму Елене Дягилевой: «Отдельно прошу взять на контроль церковь Петра и Павла в Варзуге. Она юридически не является объектом культуры, но исторически, безусловно, представляет ценность. Принципиально важно в течение нескольких дней найти решение и финансовое, и юридическое, и сделать так, чтобы эту церковь сохранить». 


Региональный минкульт отчитался

о визите 26 июля и осмотре церкви в Варзуге.  Представители ведомства встретились с Поповым Геннадием Николаевичем, главой муниципального образования, и Заборщиковым Петром Прокопьевичем, краеведом, сподвижником сохранения уникальных объектов поморской культуры. Сообщается, что «Минкульт обеспокоен вопросом сохранения церкви. Здание давно не используется, в этом году обрушилась крыша. Обговорили меры для консервации здания, которые помогут предотвратить его разрушение и план дальнейшей реставрации».

Фото: Виктория Чунина  

от Баренцового до Белого на снегоходах ч.9 : Варзуга

Перед отправкой домой было немного времени и я прогулялся по Варзуге!

отБаренцового до Белого моря на снегоходах, март 2010.

Плясать я начал от печки: те от того места,где мы поселились.

Варзуга — село в Терском районе Мурманской области. Население — 351 житель (2002). Расстояние от районного центра 140 км.

Село расположено на двух берегах реки Варзуге в 22 км от ее впадения в Белое море. Левая, более древняя сторона села носит название Никольской, а правая — Пречистенской, или Успенской стороны (по названиям храмов).

Некогда Варзуга была крупнейшим селом Кольского полуострова. Одно из первых упоминаний о ней содержится в грамоте 1466 года, когда варзужанин Тимофей Ермолинич передал Соловецкому монастырю свои угодья в реке Варзуге и по морскому берегу — ловища и леса.


Дальше немного видов общих.
Поселок расположен на обоих сторонах реки,плюс на нескольких уровнях

В ранний период существования Варзуги важную роль в жизни селения играл Соловецкий монастырь, который построил в Варзуге подворье, стал вести в реке лов семги, а также в марте 1491 года была освящена церковь во имя Святого Николая Чудотворца — покровителя мореходов.

После падения самостоятельности Новгорода (1478 год) Терская земля перешла под власть Москвы. Варзуга именуется «волостью» — отдельной административной единицей, подчиненной двинскому наместнику великого князя с резиденцией в Холмогорах.

Подробные сведения о Варзужской волости содержатся в описи 1563 года. В государевом селе насчитывалось 167 семей в 124 дворах. По масштабам Русского Севера это — весьма многолюдное селение.

Промысловые и сельскохозяйственные угодья (луки и сенные покосы) в волости находились в совместном владении местной сельской общины, церковных (Соловецкий, Николо-Корельский и Антониев-Сийский монастыри) и светских собственников.

Очень популярны такие собачки,по крайней мере мне попалась парочка.

В 1568 селения Северо-Западного Беломорья подверглись опричному погрому, совершенному отрядом Басарги Леонтьева, Варзуга тоже не осталась в стороне. Это событие вошло в историю как «Басаргин правёж» (правёж — взыскание долгов или податей посредством мучений).

Донесения о правёже не сохранилось, но результаты и последствия этого злодеяния отчетливо видны в описи села, проведенной в мае 1575 года. Спустя семь лет после «Басаргина правёжа» в Варзуге было 79 пустых дворов и 33 поросших бурьяном места, на которых до погрома стояли крестьянские дома; никем не использовались 11 семужьих тонь, а Успенская и Никольская церкви «стояли без пенья».

В 1614—1619 годах Варзужская волость стала вотчиной Соловецкого и Новоспасского монастырей и Патриаршего Дома. За пользование тонями и покосами варзужские крестьяне платили своим владельцам оброчную подать.

Но Екатерина II в 1764 году своим указом ликвидировала духовные вотчины, перевела монастырских и патриарших крестьян в разряд государственных с передачей им в общинное владение всех волостных угодий. Деревня стала свободной и быстро разбогатела.
В поселке есть тир

По переписи 1897 года в Варзуге насчитывалось 793 жителя, а в 1910 в селе уже проживало 1001 житель, действовали училище Министерства народного просвещения и церковно-приходская школа.

Революция 1917 года не прошла для Варзуги незаметно. Жизнь начала перестраиваться и 1 мая 1930 года четырнадцать семей варзужан объединились в колхоз, который назвали «Всходы коммунизма».

Почти вся экономическая жизнь села связана с колхозом, который до сих пор носит название — «Всходы коммунизма». Колхоз имеет статус рыболовецкого и занимается производством, переработкой, сбытом сельскохозяйственной и рыбной продукции. Колхоз входит в Союз рыболовецких колхозов Мурманской области (Мурманский рыбакколхозсоюз), на учете в реесте мурманских судов состоит пять его промысловых судов: Жемчужина, Аметист, Катрин, Таврический, Усма, и три транспортных: Катран, Лоухи, Смольнинский. На них трудятся 300 моряков.
В большом здании даже есть ресторан

Новым направлением деятельности колхоза в 1990-х годах стало развитие рыболовного туризма. На реках Варзуга, Умба, Кица и других было возведено 14 спортивно-туристических лагерей для российских и иностранных туристов. Их посещают туристы из 97 стран мира, главным образом из Великобритании. Одним из известных гостей был Эрик Клэптон. Для обслуживания туристов имеется вертолёт. Колхоз внесен в единый федеральный реестр туроператоров Федерального агентства по туризму Российской Федерации (Свидетельство номер МВТ 002864).
В конце 2000-х годов колхоз решил расширить сферу любительского рыболовства и арендовал 12 озёр по всему Терскому берегу. Путевки на отлов рыбы распространяются, в основном, среди жителей Мурманской области; наиболее популярен зимний подледный лов.
Колхоз занимается также животноводством и переработкой сельскохозяйственной продукции. В селе производится масло, колбаса. Кроме того, он осуществляет жилищное строительство в селе, в его ведомстве находятся два детских сада, две общеобразовательные школы.

Теперь посмотрим на храмы:
Церковь Николая Чудотворца:
Церковь Николая Чудотворца — расположена на левом, Никольском берегу реки Варзуги. Первой приходской церковью Варзуги, «состоявшей под владением монастыря», как пишет архимандрит Досифей в своем «Описании Соловецкого монастыря» 1836 года, стал храм во имя Святого Чудотворца Николая с приделом Успения Пресвятой Богородицы. Местный краевед И. Ф. Ушаков пишет, что Никольская церковь была первым православным храмом на Кольском полуострове. Нынешнее здание церкви построено, предположительно, в XVIII веке. В советское время храм был закрыт, с него снесены все семь глав. С 30-х годов XX века он используется как колхозный магазин, причем вход в него прорублен через алтарь. В память о храме с западной стороны установлена икона Святого Николая.
Это первая увиденная мною церковь с номером дома

Большая колокольня:
Колокольня — расположена на правом, Пречистенском берегу реки Варзуги. Колокольня Успенского комплекса была построена одновременно с Успенской церковью.

Фотографии сохранили ее внешний облик: на четверик поставлен шестерик, завершенный шатром. Колокольня была разрушена в 1939 году.
подробнее

Новая колокольня была выстроена к 1 августа 2001 года. К храмовому празднику села — Успению Пресвятой Богородицы (15/28 августа) — были подняты на звонницу новые колокола, отлитые на Урале.

Новая колокольня возведена не в том же виде и не на том же месте, что и старая, причем при ее строительстве применен нетрадиционный для русского зодчества прием: четверик поставлен на восьмерик.

другой бок


икона

колокола:
Звонница имеет семь колоколов и два титановых била, воспроизводящих звучание колоколов в 2000 пудов и 300 пудов (32 тонны и 4,8 тонны соответственно).

Церковь Успенская:
Успенская церковь (1674) расположена на правом, Пречистенском берегу реки Варзуги. Представляет собой деревянный шатровый храм, и как многие храмы Русского Севера, сооружена «без единого гвоздя». Посвящена Успению Пресвятой Богородицы. Высота основного объёма Успенской церкви 13 метров, высота всей остальной надстройки — 21 метр.

Такое соотношение размеров определяется «золотым сечением». В плане здание церкви имеет вид равноконечного креста. Площадь, отведённая для молящихся, составляет 70 квадратных метров. Иконостас Успенской церкви, включавший 84 иконы, был освящён 3 августа 1677 года, спустя 3 года после окончания строительства церкви.

Особый интерес представляет деревянная резьба иконостаса с многочисленными фигурками летящих ангелов. В церкви имеется расписанное потолочное перекрытие — небо. Небо Успенской церкви — единственное, сохранившееся на территории Мурманской области. Церковь, признанная памятником русского деревянного зодчества XVII века, в 1973 году была реставрирована.

В ходе этой последней реставрации была обновлена вся её верхняя часть. В 1996 году храм был возвращён Русской Православной Церкви, и в нём возобновлено богослужение.


Церковь Святителя Афанасия Великого:
Афанасьевская церковь — расположена на правом, Пречистенском берегу реки Варзуги. Церковь во имя святителя Афанасия Великого основана соловецкими монахами в конце XV века. Нынешнее здание церкви возведено в 1854 году.

Церковь была закрыта в 1932 году. В ней находились ясли, позже мастерская по шитью лодок, а еще позже клуб. При этом была уничтожена глава церкви. Храм возвращен приходу и восстановлен в 1999 году. Второй престол церкви посвящен преподобным Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам. В храме проводятся регулярные богослужения.


Основным источником доходов местного населения во все времена были продажа сёмги, вылавливаемой в реке Варзуге. Кроме того, большое значение имел также «торосовый» (бой тюленя) и рыбный промыслы. В прошлом веке в селе Варзуге также существовала добыча жемчуга из раковин, водившихся как в Варзуге, так и в других реках. Кроме того, жители деревни занимались и скотоводством: разводили крупный рогатый скот, а также овец, лошадей и оленей. Растениеводство из-за сурового климата было развито плохо. Жители села сами строили свои дома, делали кирпич и клали из него печи. Мужчины строили («шили») лодки, женщины пряли и ткали. Также Варзуга остаётся одним из немногих мест, где хранится поморский устный фольклор.


Часовня открытая


Внутри


В настоящее время православный приход села Варзуги имеет в Успенской церкви главный престол. Настоятелем прихода является иеромонах Митрофан.

Крест в память о первопроходцах Кольского Севера установлен в Мурманской области / Новости / Патриархия.ru

7 августа 2009 г. 17:32

9 августа архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон совершит чин освящения поклонного креста «Золотой крест Варзуги», установленного на месте древнего Варзужского городища. Надпись на кресте гласит: «В память о первопроходцах Кольского Севера, монахах и мирянах Варзужского городища, отдавших свои жизни за веру Православную и державу Российскую в 1419 году от Р.X.».

Как сообщили ИА «Православие на Северной земле» в администрации сельского поселения «Варзуга» (Терский район Мурманской области), освящение креста станет центральным событием празднования 590-летия Варзуги — самого древнего русского поселения на Кольском полуострове.

Первое упоминание Варзугского поселения в летописных источниках относится к 1419 году. В этот год норвежцами был уничтожен монастырский погост на реке Варзуге. Об этих трагических событиях и будет напоминать восьмиметровый поклонный крест.

Кроме того, в дни празднования юбилея на Никольской стороне села Варзуга будет открыт «Центр по сохранению поморского культурного наследия», а также пройдут Вторые Феодоритовские чтения на тему: «Варзуга — колыбель Мурманской области».

Некогда Варзуга была крупнейшим селом Кольского полуострова. В ранний период существования Варзуги важную роль в жизни селения играл Соловецкий монастырь, который построил в Варзуге подворье, стал вести в реке лов семги. В марте 1491 года была освящена церковь во имя святителя Николая Чудотворца — покровителя землепроходцев и мореходов.

После присоединения Новгорода к Москве (1478 год) Терская земля перешла под власть великого князя Ивана III. C этого времени Варзуга именуется «волостью» — отдельной административной единицей, подчиненной двинскому наместнику Москвы с резиденцией в Холмогорах.

В 1614-1619 годах Варзужская волость стала вотчиной Соловецкого и Новоспасского монастырей и Патриаршего дома, которым варзужские крестьяне платили оброчную подать. В 1764 году Екатерина II ликвидировала духовные вотчины и перевела монастырских крестьян в разряд государственных с передачей им в общинное владение всех волостных угодий.

В 1910 году в Варзуге проживал 1001 житель, действовали училище Министерства народного просвещения и церковно-приходская школа.

«Православие на Северной Земле»/Патриархия.ru

 

Фрески — LiveJournal

Владимир Дмитриевич Сарабьянов рассказывает о росписях 1313 года.
Интерьеры надвратных храмов Иоанна Богослова и Воскресения.
Конец XVII века.

Фрагмент стенописи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
1502 год. Дионисий с сыновьями.

На службе Великого Вторника читается 25 глава Евангелия от Матфея, где изложена Притча о десяти девах (Мф 25. 1-13). В ней говорится о девах, которые пошли встречать жениха, взяв светильники. Пять разумных дев не забыли взять для них запасного масла. После сна оказалось, что неразумным девам нечем заправить светильники, а разумные не могут с ними поделиться своим маслом. Пока неразумные девы искали, где купить масло, пришел жених, взяв разумных дев на брачный пир и затворив двери перед неразумными. Притча заканчивается словами: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».
 Иллюстрации притчи встречаются с VI века. Этот сюжет получил широкую популярность на Западе, а программы росписей восточно-христианских храмов вошел в XIV столетии. Особенность изображения притчи в соборе Ферапонтова монастыря – решение образа Христа в виде восседающего на троне Эммануила с двумя предстоящими ангелами, что подчеркивает и литургическую трактовку сцены, и идеи чистоты веры, необходимости покаяния и любви. 


Сегодняшний день омрачила печальная новость: после продолжительной болезни скончался один из старейших сотрудников нашего Центра — художник-реставратор темперной живописи высшей категории Адольф Николаевич Овчинников (1931–2021). 
Сложно подробно изложить здесь всю его творческую биографию — она насчитывает немало страниц, написанных кропотливым трудом и многочисленными победами на пути сохранения и изучения древнерусского и византийского искусства. Адольф Николаевич реставрировал древние иконописные памятники, многократно участвовал в экспедициях по России и странам зарубежья. На протяжении долгих лет он активно занимался научной деятельностью: неоднократно участвовал в международных научных симпозиумах и конгрессах, список его публикаций обширен. Ученики Адольфа Николаевича работают сегодня во множестве музеев, реставрационных и иконописных мастерских в России и некоторых бывших Советских республиках. 
После окончания в 1952 году монументально-декоративного отделения художественно-ремесленного училища № 64 он несколько лет проработал художником-оформителем на ВСХВ (ныне — ВВЦ). Позднее, отслужив в армии, Адольф Николаевич пришел в реставрационное дело. Недолго проработав в ГИМе, в 1956 году он перешел в отдел реставрации темперной живописи ГЦХРМ—ВХНРЦ, где уже через год ему была присвоена первая квалификационная категория.
 Участие в копировании росписей Успенской церкви в Мелётове (Псковская область) в конце 1950-х гг. под руководством Н.Н. Померанцева положило начало особому пути Адольфа Николаевича в реставрационном деле. Многие годы он, помимо прочего, ездил в рамках экспедиционных поездок в древние города России и Грузии, где занимался копированием целых ансамблей монументальных росписей церквей. Он внес неоценимый вклад в формирование принципов копии-реконструкции в материале и технике, приближенных к авторским. Им был существенно расширен опыт копирования, нацеленный на максимальное приближение к подлиннику, что позволяет современному зрителю увидеть то, что, казалось, было утрачено навсегда. Несколько лет назад Адольф Николаевич передал свое собрание копий-реконструкций Реставрационному центру имени Грабаря, благодаря чему была создана научно-реставрационная мастерская «Иконотека А.Н. Овчинникова».
 Результаты его трудов по реставрации и копированию представлялись на протяжении его многолетней деятельности на множестве выставок как в России, так и за рубежом (в Великобритании, Италии, Германии, Северной Македонии, Польше, Грузии, Японии, Южной Корее, на Кипре). Адольф Николаевич был награжден званиями «Заслуженный работник культуры» МК РСФСР и «Заслуженный деятель искусств РСФСР», медалью «Ветеран труда», орденом Почета, орденом Св. благоверного князя Александра Невского 1-й степени, Знаком отличия «За заслуги в укреплении сотрудничества со Счетной палатой РФ» и орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени. 
Мы никогда не забудем Адольфа Николаевича и память о нем сохранится в спасенных им от забвения произведениях! 
Светлая память!

— Источник —

О шедеврах и малоизвестных памятниках, непростой судьбе Берлинских музеев во время II Мировой войны, спасении великих творений и произведениях, которые погибли, наконец, о том, как воссоединившийся музей вернулся в родные стены после крушения Берлинской стены – в лекции египтолога Виктора Солкина, сопровождающейся уникальным авторским фоторядом.

Запись 20.12.2020 г. Москва.

Экспонаты выставки «Взгляд из ХХ века. Древнерусская храмовая живопись в копиях художников советского времени».

Равноапостольная Фекла Первомученица

Копиист М.В. Ломакина, 1927 год. 

Бумага, акварель, белила, карандаш; 41,5 x 31,5 см


О равноапостольной Фекле Иконийской говорится в апокрифических «Деяниях Павла и Феклы». Согласно этому тексту, святая жила в Иконии и была знатного происхождения. Услышав проповедь апостола Павла, отказалась от выгодного брака и приняла христианство. За это Павла изгнали из города, а святая ушла в Антиохию, а затем в Селевкию. В возрасте 90 лет она скрылась от язычников в пещере и там скончалась.

Изображение святой Феклы были распространены в монументальной живописи Византии и Древней Руси. В новгородской церкви Спаса на Нередице, расписанной в 1199 году, ее образ находился в нише северной стены. Росписи почти полностью погибли в 1941 году. Копия этого фрагмента была исполнена ученицей известных художников К.Ф. Юона и К.С. Петрова-Водкина Марией Владимровной Ломакиной (1886 – 1964) в 1927 году, чья дипломная работа была посвящена анализу различных художественных манер в росписях церкви на Нередице.

( +Collapse )

30 сентября – 15 ноября 2020 года
Галерея искусств Зураба Церетели
Москва, Пречистенка, 19

Выставка из фондов Музея имени Андрея Рублева в залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств посвящена теме копирования выдающихся древнерусских храмовых росписей в 1920–1980-е годы. На выставке представлены копии росписей самых знаменитых памятников древнерусской монументальной живописи: от Софийского собора в Киеве до стенописей знаменитого мастера Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Некоторые из оригиналов не сохранились до нашего времени, что делает выполненные с них копии особенно ценными.

В экспозицию включено около семидесяти работ авторства десяти художников. Для некоторых из них, таких как Н.И. Толмачевская, М.В. Ломакина, Н.В. Гусев, копирование древней живописи стало делом всей жизни. Другие — С.С. Чураков, А.П. Греков, Г.З. Быкова, А.И. Марампольский, А.Н. Овчинников – известны, прежде всего, как исследователи и реставраторы памятников древнерусского искусства. Их работы не только документируют древние стенописи, но и отражают взгляд на них человека той эпохи, демонстрируют разные подходы к копированию.


( Read more…Collapse )

Экспедиция «Терский берег — 2010». День шестой. Варзуга

Ночь была весьма беспокойной, крики дур-чаек, вой ветра, шум прибоя, под утро сильный ливень. Но спалось недурно.

Утром вышло солнце и Чаячья скала заиграла новыми красками:

На фоне тени статуи Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро (в оригинале, правда, руки растопырены):

Еще пара десятков километров по грейдеру, и вот мы в Варзуге.

Варзуга — село в Терском районе Мурманской области. Население — 351 житель (2002). Расстояние от районного центра 140 км. Село расположено на двух берегах реки Варзуге в 22 км от ее впадения в Белое море. Левая, более древняя сторона села носит название Никольской, а правая — Пречистенской, или Успенской стороны (по названиям храмов).

Некогда Варзуга была крупнейшим селом Кольского полуострова. Одно из первых упоминаний о ней содержится в грамоте 1466 года, когда варзужанин Тимофей Ермолинич передал Соловецкому монастырю свои угодья в реке Варзуге и по морскому берегу — ловища и леса.

В ранний период существования Варзуги важную роль в жизни селения играл Соловецкий монастырь, который построил в Варзуге подворье, стал вести в реке лов семги, а также в марте 1491 года была освящена церковь во имя Святого Николая Чудотворца — покровителя мореходов.

После падения самостоятельности Новгорода (1478 год) Терская земля перешла под власть Москвы. Варзуга именуется «волостью» — отдельной административной единицей, подчиненной двинскому наместнику великого князя с резиденцией в Холмогорах.

Подробные сведения о Варзужской волости содержатся в описи 1563 года. В государевом селе насчитывалось 167 семей в 124 дворах. По масштабам Русского Севера это — весьма многолюдное селение. Промысловые и сельскохозяйственные угодья (луки и сенные покосы) в волости находились в совместном владении местной сельской общины, церковных (Соловецкий, Николо-Корельский и Антониев-Сийский монастыри) и светских собственников.

В 1568 селения Северо-Западного Беломорья подверглись опричному погрому, совершенному отрядом Басарги Леонтьева, Варзуга тоже не осталась в стороне. Это событие вошло в историю как «Басаргин правёж» (правёж — взыскание долгов или податей посредством мучений). Донесения о правёже не сохранилось, но результаты и последствия этого злодеяния отчетливо видны в описи села, проведенной в мае 1575 года. Спустя семь лет после «Басаргина правёжа» в Варзуге было 79 пустых дворов и 33 поросших бурьяном места, на которых до погрома стояли крестьянские дома; никем не использовались 11 семужьих тонь, а Успенская и Никольская церкви «стояли без пенья».

В 1614—1619 годах Варзужская волость стала вотчиной Соловецкого и Новоспасского монастырей и Патриаршего Дома. За пользование тонями и покосами варзужские крестьяне платили своим владельцам оброчную подать. Но Екатерина II в 1764 году своим указом ликвидировала духовные вотчины, перевела монастырских и патриарших крестьян в разряд государственных с передачей им в общинное владение всех волостных угодий. Деревня стала свободной и быстро разбогатела.

По переписи 1897 года в Варзуге насчитывалось 793 жителя, а в 1910 в селе уже проживало 1001 житель, действовали училище Министерства народного просвещения и церковно-приходская школа.

Революция 1917 года не прошла для Варзуги незаметно. Жизнь начала перестраиваться и 1 мая 1930 года четырнадцать семей варзужан объединились в колхоз, который назвали «Всходы коммунизма», который и поныне носит это название.

Петляем по деревенским улочкам, какими-то околицами выбираемся к реке. Народу никого, но машины кое-где стоят. Весь берег реки как парковка — кругом лодки с моторами, моторы, надо заметить, так и висят, никто их не снимает и не уносит.

Разговариваем с мужичком, который приплыл на моторке с собакой:

Абориген вещает следующее:

Рыбы с каждым годом всё меньше и меньше. На ловлю надо покупать лицензию в рыб-колхозе. Спортивный лов — 700 руб, просто так с удочкой постоять — тоже какие-то деньги, забыл, но меньше гораздо. Платить должны все, даже местные. Числа с пятнадцатого рыба идёт на нерест, приезжает инспекция с ОМОНом и всех ябёть. Штрафы до ста тыщ, при этом в верховья забрасываются московские богачи на вертолётах и бьют рыбу прямо не нерестилище. А местному мальчонке, чтобы половить карася на удочку с поплавком, надо идти и платить. Такая вот российская действительность.

Про переправу сказал следующее — вот где мы стоим, обычно легковушка проезжает, но сейчас вода сильно поднялась.

Почесав репы, решаем пока не переправляться, а исследовать Кузомень и прилегающие достопримечательности.

А на сейчас у нас три цели: купить пожрать-выпить, заварить Кольку какую-то хуйню в машине, осмотреть-изучить собственно деревню Варзугу.

Выдвигаемся в расположение колхоза «Всходы коммунизма». Колёк тут же нашел аборигенов со сварочным апаратом, и сам полез под машину сваривать свою хуйню:

Остальные члены экспедиции разговорились с милыми тётушками у какого-то склада:

Вернувшись обратно на центральную «площадь» деревни, приступаем к этнографическим процедурам.

Общий вид на храмы:

Часовня на Успенском кладбище:

Часовенка есть совершеннейший новодел, и нарыть про неё подробности пока не удалось. Но часовня хороша, да.

Слева-направо: Колокольня Успенского комплекса, Успенская церковь, церковь святителя Афанасия великого:

Главная жемчужина Варзуги, Успенская церковь.

Строители стремились обеспечить зданию долговечность. Церковь срублена из наиболее стойкой местной древесины — сосны. Чтобы нижние ряды бревен менее гнили, для них отбирали особо смолистые деревья, пазы делали снизу, между бревнами клали два слоя бересты. Круто-покатые поверхности кровель — от главки до низу — обеспечивали быстрый стек влаги. Бревенчатый остов здания не намокал: он закрыт тесовой обшивкой, которую в случае обветшания можно было заменить новой. Отсутствие печей резко уменьшало опасность возникновения пожара. Крестообразно сделанные прирубы усиливали устойчивость здания.

Мастер Климент, строитель Успенской церкви в Варзуге, превосходно знал приемы и традиции поморского зодчества. Его творение в несколько измененном виде сохранилось до нашего времени и является главной достопримечательностью древнего села:

Успенская церковь представляет собой деревянный шатровый храм, и как многие храмы Русского Севера, сооружена «без единого гвоздя». Посвящена Успению Пресвятой Богородицы. Высота основного объёма Успенской церкви 13 метров, высота всей остальной надстройки — 21 метр. Такое соотношение размеров определяется «золотым сечением». В плане здание церкви имеет вид равноконечного креста. Площадь, отведённая для молящихся, составляет 70 квадратных метров. Иконостас Успенской церкви, включавший 84 иконы, был освящён 3 августа 1677 года, спустя 3 года после окончания строительства церкви. Особый интерес представляет деревянная резьба иконостаса с многочисленными фигурками летящих ангелов. В церкви имеется расписанное потолочное перекрытие — небо. Небо Успенской церкви — единственное, сохранившееся на территории Мурманской области. Церковь, признанная памятником русского деревянного зодчества XVII века, в 1973 году была реставрирована. В ходе этой последней реставрации была обновлена вся её верхняя часть. В 1996 году храм был возвращён Русской Православной Церкви, и в нём возобновлено богослужение.

Колокольня Успенского комплекса была построена одновременно с Успенской церковью. Фотографии сохранили ее внешний облик: на четверик поставлен шестерик, завершенный шатром. Колокольня была разрушена в 1939 году. Новая колокольня была выстроена к 1 августа 2001 года. К храмовому празднику села — Успению Пресвятой Богородицы (15/28 августа) — были подняты на звонницу новые колокола, отлитые на Урале. Звонница имеет семь колоколов и два титановых била, воспроизводящих звучание колоколов в 2000 пудов и 300 пудов (32 тонны и 4,8 тонны соответственно). Новая колокольня возведена не в том же виде и не на том же месте, что и старая, причем при ее строительстве применен нетрадиционный для русского зодчества прием: четверик поставлен на восьмерик:

Церковь во имя святителя Афанасия Великого основана соловецкими монахами в конце XV века. Нынешнее здание церкви возведено в 1854 году. Церковь была закрыта в 1932 году. В ней находились ясли, позже мастерская по шитью лодок, а еще позже клуб. При этом была уничтожена глава церкви. Храм возвращен приходу и восстановлен в 1999 году. Второй престол церкви посвящен преподобным Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам. В храме проводятся регулярные богослужения:

Вид с деревни на реку:

Идиоты водятся везде, это факт:

Не так давно колхоз постоил улицу однотипных домиков для своих работников. Выглядит нарядно:

Однако!

На крутом холме подле деревни стоят ещё дома, строится гостиница, расположена новая современная школа. На холм ведёт длинная крутая лестница, на которую не забраться всем скопом мы просто не смогли.

Встреченная нами женщина оказалась то ли завучем, то ли директором школы, и долго и с энтузиазмом рассказывала нам про историю села, про здешнюю жизнь, про нравы и обычаи. Видно было, что человек болеет за свою родину всей душой и с удовольствием делится знаниями. Пошлём ей лучиков счастья и удачи:

Вид на Варзугу, 18:

Вид на Варзугу, 50:

Вид на противоположный берег, на холме блестит Поклонный крест:

Вид на реку:

Варзуга — река на юге Кольского полуострова. Протекает из центральной части полуострова на юг. Впадает в Белое море. Отделяет Терский берег от Кандалакшского.

Длина — 254 км, площадь бассейна — 9840 км2. В среднем и нижнем течении Варзуга порожиста. Самый крупный порог называется Падун и имеет три водопада. Питание реки снеговое, весенние паводки поднимают уровень воды на 2—2,5 м. Средний расход воды — 77 м3/сек, в конце весны — до 300 м3/сек. Ледостав с октября по май.

Берёт начало в болотистой местности центральной части Кольского полуострова, на высоте свыше 189 м над уровнем моря. В верхнем течении именуется Малой Варзугой. Малая Варзуга проходит через озеро Варзугское, имеет приток Варзе и Варговый, после которого река именуется Большой Варзугой. На высоте около 146 м река проходит в 1,5 км от другой крупной реки Стрельны. На Большой Варзуге находится порог Падун. В реку на этом участке впадают реки и ручьи Фомин, Юзия, Кичисара. После Кичисары река на карте обозначается просто Варзугой. Далее в реку впадают реки Пана, Пятка, Кочкома, Военга, Кривец, Япома, Мельга, Серга, Кица и др. На реке более трёх десятков порогов, среди них Ревуй, Юзия, Малый Ретун, Ливка, Котельня, Тюверенга, Япомский, Ареньгский, Сечетинский, Оралиха, Медведь, Сережный, Студенцы, Порокушка, Собачий, Койтургов, Клетной и Морской. В нижнем течении, недалеко от устья в реке находятся несколько островов, крупнейшие из них Вичанной Курьи и Сиговец. Большая часть течения реки лежит за Полярным кругом.

Протекает в крутых скалистых горах, покрытых лесом. В 10 километрах от устья начинаются песчаные берега. Левый берег Варзуги здесь высокий. Кругом сосновый лес. Устье реки глубиной до 3 м и около 250 м в ширину; дно песчаное.

В реку на нерест заходит сёмга.

Большая часть реки и прибрежных земель находятся под охраной в составе Варзугского заказника.

Тааак… хуйню заварили, про село и реку всё разузнали, как раз сейчас откроется магазин, мы всё купим и поедем дальше.

Ага, купили, как же. Водки нет. Вообще. Продавцы говорят, что в глуби деревни есть ещё ларёчек, но там тоже водки нет. Понимаем, что у ребят просто нет лицензий, а местным продают из под прилавка. Засылаем Колька с Андрюхой за спиртным в ларёчек и за рыбой к местным жителям. Так и есть, вернулись в парой бутылок шнапса и двумя большущими горбушами. Добытчики. Ну а мы тем временем затарились колбасами, водами, пивом и прочими консервами.

В магазине на столе лежали письма, которые приходят местным, видимо, почтальон просто тут их выкладывает, чтобы по деревне не разносить. Одно из писем было таким вот суровым:

Я, как старый прожжёный филателист, чуя немеряную ценность гашёного письма, его тут же чуть было не спиздил, но вовремя по рукам дали.

И это только начало дня, а что будет дальше — опупеете!

Продолжение следует…

12.08.2010

Оглавление:

  • День первый. Дорога, выезд к Онеге
  • День второй. Пляж
  • День третий. Дорога, Белое море
  • День третий. Петрозаводск
  • День четвёртый. Дорога, Заполярье, Кандалакшский перевал
  • День четвёртый. Колвицкое озеро
  • День пятый. Умба, Кашкаранцы
  • День пятый. Мыс Корабль, Чаячья скала, аметистовый берег
  • День шестой. Варзуга
  • День шестой. Пустыня, Кузомень, устье Варзуги
  • День шестой. Гонка по морскому пляжу
  • День шестой. Стоянка на морском берегу
  • День седьмой. Заброшенная рыбацкоя тоня, собственно Терский берег
  • День седьмой. Дорога к Кандалакше, водопад Чёрный Падун на реке Колвица
  • Дни седьмой и восьмой. Стоянка на Белом море, «Кукушка»
  • День восьмой. Перегон через Кандалакшу, дайв-центр «Полярный круг», озеро Нильмозеро
  • День девятый. Киты
  • День девятый, десятый, одиннадцатый. Деревня Нильмогуба, озеро Лижменское, возвращение

Храм Успения Пресвятой Богородицы описание и фотографии — Россия — Северо-Запад: Варзуга

Храм Успения Пресвятой Богородицы описание и фотографии — Россия — Северо-запад: Варзуга. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Фото и описание

Храм Успения Пресвятой Богородицы — храм 17 века, расположенный в селе Варзуга Терского района, в юго-восточной части Мурманской области.Именно этот храм стал одним из величественных памятников деревянного русского зодчества и является неотъемлемой частью комплекса памятников в селе Варзуга. Примечательно, что церковь построена без единого гвоздя. Если посмотреть на Успенскую церковь издалека, кажется, что она удивительно идеальна по своим пропорциям и стройна. Силуэт церкви гармонично сливается с окружающей природой. Важно, чтобы все составные элементы церкви выглядели удивительно пропорционально, что придает памятнику деревянного зодчества торжественный и величественный вид.

Первые упоминания о церкви можно найти в летописях 1563 года, хотя они ничего достоверного не говорят. В «Полянной газете» за 1674 год говорится, что церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1674 году под руководством мастера Климента, что произошло во время правления царя Алексея Михайловича. На южной стене церкви висел деревянный крест, который в 1985 году перевезли на один из островов Высокий, что в 3 км от Варзуги, но этот крест не сохранился до наших дней.

Строительство храма происходило во время церковной реформы Великого Патриарха Всея Руси Никона, а также во время великого раскола верующих — именно в этот период наибольшее количество мурманчан отчаянно боролось с разного рода нововведениями. . Это обстоятельство коснулось Успенской церкви в виде классической шатровой крыши, несмотря на то, что Nikon запретил использование этой техники.

Строительство Успенской церкви велось по принципу так называемого «золотого сечения».Цоколь храма состоял из четырехугольника, выполненного в виде столба, расположенного в самом центре, и нескольких примыкающих к нему сопел — благодаря этой технике цоколь храма имеет форму креста в поперечном виде. Верхняя часть церкви состоит из восьмистенного бревенчатого дома, шатра, горловины купола и купола, венчание которого выполнено в виде восьмиконечного креста.

Для украшения храма использовались различные декоративные элементы, например, чешуя и кокошник — специально разработанное покрытие купола и его фундамента.Красота церковного здания достигалась за счет использования различного рода резных деталей, представленных оконными рамами, столбами притвора, коньками и бочками. а также узорчатые торцы кровли, обрамленные кружевом в нижней и верхней частях купола.

Общая высота церкви 34 метра. Бесплатная площадь для прихожан — 70 кв. Метров. Через три года после завершения строительства был освящен иконостас, в котором было 84 иконы.Часть икон была написана специально для новопостроенного храма в 1677 году иконописцами Антони-Сийского монастыря, а другая часть написана соловецкими мастерами и осталась от ранее находившейся здесь церкви.

Подавляющее большинство не только знатоков русского деревянного зодчества, но и историков и исследователей считают храм Успения Пресвятой Богородицы самым примечательным из всех памятников подобного рода, расположенных на Русском Севере.

В 1847-1848 годах в церкви проводились капитальный ремонт и реставрационные работы, при этом она была переделана и частично обшита досками. В 1860 г. обновлен церковный иконостас; в период с 1888 по 1895 год была проведена крупнейшая в истории церкви реконструкция, о которой на внутренней деревянной доске есть даже надпись Дмитрия Афанасьевича Заборщикова — сына главного мастера. В 1939 году Успенская церковь потеряла все свои колокола, которые были сняты и подготовлены к транспортировке по берегу реки, но так и не были приняты, потому что сильный прилив воды унес колокола в реку.Колокола вернуть не удалось. В 1973 году Успенская церковь была признана памятником деревянного зодчества, после чего ее снова отреставрировали. С 1996 года в Успенской церкви снова стали проводить службы.

В 1847-1848 годах в церкви проводились капитальный ремонт и реставрация, при этом она была переделана и частично обшита досками. В 1860 г. обновлен церковный иконостас; в период с 1888 по 1895 год была проведена крупнейшая в истории церкви реконструкция, о которой на внутренней деревянной доске есть даже надпись Дмитрия Афанасьевича Заборщикова — сына главного мастера.В 1939 году Успенская церковь лишилась всех своих колоколов, которые были сняты и подготовлены к транспортировке на берегу реки, но так и не были приняты, потому что сильный прилив унес колокола в реку. Колокола вернуть не удалось. В 1973 году Успенская церковь была признана памятником деревянного зодчества, после чего ее снова отреставрировали. С 1996 года в Успенской церкви снова стали проводить службы. В 1847-1848 годах в церкви проводились капитальный ремонт и реставрация, при этом она была переделана и частично обшита досками.В 1860 г. обновлен церковный иконостас; в период с 1888 по 1895 год была проведена крупнейшая в истории церкви реконструкция, о которой на внутренней деревянной доске есть даже надпись Дмитрия Афанасьевича Заборщикова — сына главного мастера. В 1939 году Успенская церковь потеряла все свои колокола, которые были сняты и подготовлены к транспортировке по берегу реки, но так и не были приняты, потому что сильный прилив воды унес колокола в реку. Колокола вернуть не удалось.В 1973 году Успенская церковь была признана памятником деревянного зодчества, после чего ее снова отреставрировали. С 1996 года в Успенской церкви снова стали проводить службы.

Также рекомендуем ознакомиться с описанием и фотографиями замка Германа (Hermanni linnus) — Эстония: Нарва

Тема: Церковь Успения Пресвятой Богородицы описание и фото — Россия — Северо-Запад: Варзуга .

Автор: Келли Костин

Фотографии архитектуры и быта на Русском Севере

Когда профессор Университета Тулейн Уильям Брамфилд рассказывает о своей новейшей книге о фотографиях из путешествий по Русскому Северу, он описывает это так: «Это путешествие вокруг Белого моря», представляющее собой примерно 18 000 миль путешествия за более чем два десятилетия. .

& # x201c; Я смог записать много вещей, которых больше нет. & # X201d; & mdash; профессор, фотограф и писатель Уильям Брамфилд

Этот лесной регион, расположенный за Полярным кругом, очень изолирован, но является домом для архитектурных чудес, от древних городов и ферм до деревянных и кирпичных церквей, некоторые из которых относятся к 16 веку. Брамфилд запечатлел их почти на 200 ярких цветных фотографиях в книге « Архитектура на краю земли: фотографии русского Севера ».Скоро он будет доступен в книжном магазине Тулейнского университета, а сейчас продается на Amazon.

Издатель, Duke University Press, описывает книгу как «одновременно художественную книгу, путеводитель и личный документ об открытии этого мрачного, но красивого региона России, который большинство читателей увидят здесь впервые. . »

Книга Брамфилда включает изображения деревенской жизни, а также изображения кладбищ, монастырей и других религиозных построек, многие из которых заброшены и находятся под угрозой обрушения, так что его документальные фотографии играют важную роль в сохранении истории.

«Сообщества в глухом лесу определялись наличием церкви, и этот район также был убежищем для религиозных инакомыслящих», — говорит он. «Время унесло огромные потери. Мне удалось записать много вещей, которых больше нет.

«Это судьба… Вы благодарны за то, что нашли то, что нашли, и что-то сохранили. Обнаружить следы этой культуры — замечательный опыт ».

У профессора славистики, который начал фотографировать Россию в 1970 году, в Национальной галерее искусств хранится 50 000 черно-белых негативов и 55 000 цифровых файлов.

С наступлением лета Брамфилд вернулся в Россию для дополнительных исследований, сказав: «Путешествие продолжается».


На Большом Соловецком острове на Белом море в России находится Спасо-Преображенский монастырь (16 век), с юго-запада на гавань Фелисити. Сцена спокойная, в 11 часов вечера после ливня. Снято 29 июня 1999 г. (Copyright William Craft Brumfield)


Рыбалка на лосося, река Варзуга

Несколько лет назад мы использовали свободное время для поездки на лосося на реку Варзуга.

Что из этого вышло — смотрите сюда! Благодарю Джона за эти чудесные фото !!!

Да, просто было весело !!!

Вид на церковь немного получше

После обеда мы уходили в баню, что-то вроде паровой бани — Фиодр зажег огонь, и он разогревается

Повезя дочь в школу, возвращается Фиодр. чтобы забрать нас вверх по реке, насколько позволит мелководье

И обратно на лодке в село Варзуга

И церковь в Козумене тоже ремонтировали

Река Варзуга

Еще один рыболовецкий лагерь

В конце каждого В день рыбалки собака Фиодра, Джексон (названная в честь Майкла, которого вы знаете-кого), встретила бы нас на пляже.В городе было полно больших, крепких и очень дружелюбных собак

Но засушливое лето и осень, кажется, зажгли листву

Дэвид собирается попробовать другой берег реки …

Последняя рыба Дэвида:

День 3 — Дэвид и я в одиночестве вернулись в нелегальную медовую нору; Кастинг Джона, как учил Василий

Не выяснил, сколько лет этому дому, но независимо от того, насколько он изношен, все они казались занятыми

Конец дня

За исключением пары рыболовных лагерей для жителей города, когда вы уезжаете город, только лес вдоль реки

Первая остановка в Козумене — Василий хотел купить водки и апельсинового сока; которую мы потом пили по-русски — в переулке, из бутылки, под опекой Василия.Это не заняло много времени.

Рыба (почти) исчезла!

Из окна спальни — город получает электричество от местного дизельного генератора (который не работал в ночь, когда мы приехали)

Едем домой. 3 часа (в том фургоне, припаркованном через реку) до асфальтированной дороги, затем еще 6 часов в более комфортабельном фургоне до Мурманска

Main Street, Козумен, Россия

Дом Козумена — да, все еще занят. Эта выпуклость впереди, с левой стороны — закрытый туалет с выгребной ямой

Майк и Скотт, и Фиодр у руля (большинство мужчин в деревне носили камуфляж как повседневную одежду)

О да — сухой или обгоревший.В любом случае — снова в деле

Один иконостас в церкви

Скотт намочил рубашку и рукава пальто — так что огонь был удобной сушилкой; Василий подогрел воду для чая или кофе в обед

Увидимся, Фиодр ….

Иногда приходится перезагорать — так у нас в России

Вот и лучше!

Лучшая работа по укладке дров, которую я когда-либо видел; это новое здание на территории церкви на заднем плане

Братаны наслаждаются костром и сигарой после обеда

Низкая вода означала, что лосось держался в Белом море, а не поднимался вверх по реке, как обычно на этот раз года

Порт Мурманск, впадающий в реку Кола.Мурманск был очень красивым городом с немного европейским колоритом и внешним видом.

Эта вода действительно мелкая …

Василий и Иоанн — отдыхают у костра (простоял пару часов в реке)

рыбалка, нахлыст, лосось, ловля лосося, Кольская рыбалка, рыбалка Кольский полуостров, рыбалка в россии, рыбалка, форель, морская форель, лососевая мушка, таймень, ловля тайменя, радужная форель, большой лосось, камчатка, тихоокеанский лосось, серебряный лосось, голец

#atlanticsalmon #fangvonlachsinRussland #grayling #kolascalmoniafishing # Варзуга # Варзинаривер # лососьCom Необычный Уильям Брамфилд сделал это снова, выпустив еще одну замечательную книгу о русской архитектуре. Брамфилд — легенда, и, несмотря на то, что он живет в Новом Орлеане, где он является профессором, Тулейн — национальное достояние России.

Книга вышла в конце июня и уже доступна на Amazon.

Первые 20 страниц книги доступны в Интернете в Duke University Press.

Вот несколько заметок:

«Русский север лежит за пределами американского воображения; и россияне представляют себе больше, чем об этом думают.Уильям Крафт Брамфилд сделал больше для открытия этой обширной и богатой культурой области, чем почти кто-либо из его поколения, будь то американец или, если на то пошло, русский. Брамфилд представляет собой регион огромного культурного богатства и природной красоты, который пострадал от превратностей истории. Его дань уважения архитектуре региона провозглашает миру, что никто не может понять Россию, не начав с севера ».

Новая книга Уильяма Брамфилда раскрывает чудесную архитектуру Русского Севера «В этом сочетании путешествий, дневника и истории Уильям Крафт Брамфилд оживляет северную территорию, которая во многих отношениях включает древнюю Русь со священными традициями, суровая зима и человеческая стойкость.Движимый страстью к русскому и редкой эстетической чувствительностью, Брамфилд предпринял трудное путешествие к Белому морю и, обладая яркими фотографическими навыками и ловким описанием, заново открыл и представил обширный культурный пласт церковной архитектуры, иконостасов, кладбищ и т. Д. простые деревянные хижины ».

(Джон Э. Боулт, автор книги «Москва и Санкт-Петербург 1900-1920: Искусство, жизнь и культура русского Серебряного века»)

«Бесстрашные исследования Уильяма Крафт Брамфилд самого отдаленного северного региона европейской России и их фотографические записи являются смиренное напоминание о том, что стремление к учености требует физической силы духа, а также интеллектуального любопытства.Путешествовать вместе с ним — по текстам и изображениям — и открывать для себя поразительное разнообразие и качество сохранившегося архитектурного наследия в этой иногда почти безлюдной зоне — приключение. Пока он сканирует замерзший горизонт в поисках луковичных куполов, мы в огромном долгу перед ним за его неустанные труды ».

(Джон Белдон Скотт, автор книги «Архитектура Плащаницы: Реликвия и ритуал в Турине»)


Ниже приводится предварительный обзор, опубликованный на RBTH в апреле:

Новая книга Уильяма Брамфилда раскрывает чудесную архитектуру Русского Севера

Полярный круг, Белое море и одинокие деревни, сэкономленные временем — Уильям Брамфилд, профессор славистики Тулейнского университета в Новом Орлеане, провел годы, путешествуя по этим самым изолированным регионам Русского Севера, фотографируя красота традиционной русской архитектуры.

Последняя книга Брамфилда «Архитектура на краю земли: фотографии русского Севера» содержит около 200 великолепных цветных фотографий легендарных многовековых построек и документирует различные аспекты русской архитектуры, от бревенчатых домов до величественных соборов.

На своих фотографиях деревянных церквей с луковичными куполами в Варзуге, массивного Спасо-Преображенского монастыря на Большом Соловецком острове и Софийского собора в Вологде Брумфилд подчеркивает значение региона для истории и культуры России.На протяжении десятилетий Брамфилд собирал материалы по строительному искусству на Русском Севере с древнейших времен до конца советской эпохи.

«Особенно важно сохранить уязвимые достижения местных мастеров-плотников, — говорит Брамфилд, — тем более что в некоторых деревянных церквях есть замечательные картины — иконы или настенные произведения искусства. Также важно помнить, что архитектура Русского Севера — это больше, чем просто деревянные постройки.Опытные каменщики, работая в самых тяжелых условиях, строили большие соборы и монастыри с массивными каменными и кирпичными стенами. Стиль всегда смелый и самобытный ».

Ученый Блэр Рубл, бывший директор Института русских исследований Кеннана в Вашингтоне, округ Колумбия, пишет в рецензии на книгу , : «Русский север лежит за пределами американского воображения; и россияне представляют себе больше, чем об этом думают. Уильям Крафт Брамфилд сделал больше для открытия этой обширной и богатой культурой территории, чем почти кто-либо из его поколения, будь то американец или, если уж на то пошло, русский.Брамфилд представляет собой регион с огромным культурным богатством и природной красотой, который пострадал от превратностей истории. Его дань уважения архитектуре региона провозглашает миру, что никто не может понять Россию, не начав с севера ».

* * *

Уильям Брамфилд, профессор славистики Тулейнского университета, историк, специализирующийся на русской архитектуре, фотограф, неутомимый защитник памятников, автор 35 книг и десятков статей по проблемам сохранение архитектуры России, в первую очередь Русского Севера.

Саженцы коммунизма. Почему коммунист бросился под трактор — Общество и культура

МОСКВА, 6 октября. / ТАСС /. Старинное село Варзуга в Мурманской области расположено на двух берегах реки Варзуги, впадающей в Белое море. Местный житель Петр Заборщиков видит свою жизненную задачу в сохранении традиций и культуры поморов. Он отреставрировал дом и организовал там музей, реконструировал дом начала 20 века. Борясь за сохранение красоты старых церквей, в 1990-х годах ему пришлось броситься под трактор.

Другой берег

«Правда ли, что здесь плавают коровы?» Я попросил лодочника, который водил нас на другой берег Варзуги, встретить Петра Заборщикова.

«Почему бы и нет! Вы видите остров посреди реки? Трава там самая лучшая, и они плывут к ней. Сейчас прохладно, поэтому коров держат подальше от воды, чтобы им было тепло, «Парень улыбнулся. Это Алексей Черсунов — лодочник и электрик в деревне.

На диком берегу — с трудом верится в увиденное — современная автобусная остановка.В нем мы видим расписание автобусов и телефон Алексея. Он единственный, кто вывозит людей из деревни на другой берег. Он берет 10 рублей (0,13 доллара США). Через реку никогда не было моста, поэтому в каждом доме есть лодка.

«Вы, должно быть, пришли познакомиться с Заборщиковым?» — спрашивает Алексей. Он выдающийся человек. Сейчас он работает в другом музее.

Ширина реки в этом месте около 200 метров. Моторная лодка доставила нас на другой берег всего за две минуты.Мы видим идущего к нам человека.

«Как ты здесь? Ну, пошли, я тебе покажу».

Довольно часто встречает гостей. Однако о себе он предпочитает не говорить. При этом его рассказы о поморах могут продолжаться часами.

Детство

Его отец погиб в Югославии в апреле 1945 года. За месяц до победы.

«Мы с братом врываемся в дом. На полу сидит мама.« У тебя теперь нет отца », — сказала она сквозь слезы.Я едва могу говорить о том дне. Больно », — сказал Петр, проводя нас к деревенскому мемориалу, который он поставил вместе с другими местными жителями.

До войны в селе проживало более 700 человек. 162 ушли на фронт. 75 так и не вернулись. Мемориал на левом берегу был приурочен к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. А еще через пять лет местные жители разместили на мемориале фотографии убитых солдат и их вдов.

«Спустя столько лет они выглядят рядом со своими мужьями как матери.Но мы здесь говорим, что они тоже были героями — они спасли детей, дома и заслуживают наших воспоминаний. Для своих детей они были мамами и папами, — его голос дрожал. — Наши родители, наши матери — наши корни ».

Деревня Варзуга и саженцы коммунизма

В 2019 году Варзуге исполнилось 600 лет. Расстояние от Мурманска до поселка — 500 километров. Район простирается с запада на восток вдоль Кандалакшского залива и Белого моря, занимая самую южную часть полуострова.

В 1896 году население составляло 396 мужчин и 426 женщин — большая деревня. Основным занятием была ловля лосося. Сюда привозили рыбу и поставляли на царскую кухню.

После революции 1917 года жители села продолжали ловить рыбу, кроме того выращивали овощи в теплицах и держали стадо коров.

Хутор села до сих пор называется «Саженцы коммунизма». Это основной работодатель в селе. В рыбном хозяйстве занято 300 человек.

«Это имя дал человек, который, как и другие, мечтал, надеялся, любил. Все люди ждали лучшей жизни, они верили в хорошее будущее. Зачем менять имена? Я не поддерживаю практику смены имен».

Почему коммунист спасал церкви?

Деревня известна своими церквями. Двое по обе стороны реки. Одна из них, деревянная церковь, была построена в 1674 году без единого гвоздя. Петр Заборщиков защищает эти священные церкви.

«Яма для строительства нового ресторана была выкопана в 30 метрах от Успенского собора.Тогда, в период перестройки, многие говорили — зачем здесь церкви? Я им говорю — вы с ума сошли? Пришлось броситься под трактор. Водитель растерялся и остановил машину. Чиновники сошли с ума. … Это было так противно. Это было преступлением. Как объяснить людям, что они должны заботиться о своем прошлом, о своих корнях, о памяти тех, кто создал эту красоту », — сказал Петр.

Однако церкви по-прежнему находятся в опасности. Одна из них, церковь Петра и Павла, построенная в 1864 году, не ремонтировалась и в любой момент может разрушиться.

Летом Петр принимал делегацию официальных лиц из Мурманской области, которая приехала в село встречать его по случаю юбилея. Высокопоставленные гости из местного министерства культуры обещали помощь в ремонте. На работы из местного бюджета выделено 650 000 рублей (8 300 долларов США). Таким образом, Заборщиков спасает еще один собор в родном селе. Хотя он никогда не ходит на службы. Какой парадокс!

«С детства не имею привычки», — сказал он.«Раньше я был членом Коммунистической партии Советского Союза, а сейчас поддерживаю коммунистов. В их программе много норм, аналогичных тем, что есть в Православной церкви: не убивать, не воровать…

Музей

Подходим к большому дому с резным крыльцом. Внутри него, как мы знаем, находится Музей поморской культуры, который Петр Заборщиков открыл в 2009 году. Экспозиция насчитывает более 1000 экспонатов. Деревянный дом 1904 года постройки.

«Как я уже сказал, моя профессия в первую очередь конструктор-реставратор — с юных лет мне посчастливилось иметь прекрасных учителей.Мы строили гидроэлектростанцию, и там я познакомился с великим мастером Василием Ивановичем, — рассказал Заборщиков.

Когда бывший руководитель фермы в последние годы своей жизни начал восстанавливать церкви и организовывать музеи, многие смеялись.

«Зачем тебе это нужно?» Петр улыбнулся. «Сюда придут люди, дети, и они узнают, как жили их предшественники. Что касается меня, моя жизнь продолжается в новых поколениях».

Другой дом, который удалось спасти Петру, — это старый дом, в котором жили поморы.Внутри дома все осталось неизменным: скамейки, полки, две печи, деревянные кровати. Все постройки во дворе сохранились. Дом 1905 года постройки.

«Великолепно построено! Как в далеком прошлом», — сказал Петр. «Никто в наши дни не может строить такие дома».

Местные говорят, что Петр работает и строит почти без перерывов. Когда местная ферма поддерживает его деньгами, он часто тратит деньги на тех, кто может ему помочь. Музей открыт для любого посетителя.Петр отказывается от платы, мотивируя это тем, что «здесь все публично. Практически все предметы переданы музею бесплатно».

Петр завершил строительство третьего музея — экспозиция посвящена хозяйству «Сеянцы коммунизма».

Река Варзуга: лосось и жемчуг

Секрет долгой жизни кроется в быстрых водах Варзуги. Река славится своим лососем, а также жемчугом.

«Вы спросите — а какая связь между рыбой и панцирем? Абсолютно прямая.Осенью примерно в это же время, в сентябре-октябре, лосось уходит на нерест в реку, а раковина жемчуга откладывает личинки. Они попадают в рыбу, когда она закапывает свое будущее потомство, икру, в яму на дне реки. И эти личинки живут там, не платя никаких налогов, пока не станут независимыми, затем они уходят и зарываются в дно реки и живут там еще несколько лет, пока не станут взрослыми. Эта раковина долговечна, ей почти 100 лет », — сказал помор.

Икра лосося выживает только в чистой воде.По данным Института развития биологии имени Кольцова, в 1992 году в реке обитало около 140 жемчужных раковин.

«Тогда ученые доказали, что эта экосистема существует тысячи лет. Поморы знали: лосось приходит в районы, где растет жемчуг. Они понимали, что рыба и раковины зависят друг от друга», — сказал Петр.

Поморы знали, как и где ловить рыбу, какое снаряжение использовать, чтобы не навредить природе.

«На протяжении веков это наследие сохранялось.И всего за три десятилетия нам удалось потерять все! — с горечью сказал Петр. — 30 лет назад местная ферма Communism Seedlings выловила 170 тонн лосося за один сезон и пропустила на нерест более 90 000 рыб. В 2017 году хозяйство выловило менее тонны — 300 штук! Таким образом, из моря в Варзугу пришло так мало рыбы, что можно сказать, что эта популяция почти мертва. Я местный, прожил здесь всю жизнь и вижу — здесь трагедия. Необходимо спасти дикого лосося.«

Поморы говорят, что действующие лицензии выдаются на время нереста. Они не могут понять этого решения официальных лиц и крайне сожалеют, что их возражения были проигнорированы.

«Раньше, в советские времена, река оставалась закрытой для туристов, и производство росло. Последнее крупное производство на Варзуге было в 1987 году. В конце 80-х, с перестройкой, реку вновь открыли. Туристы Приезжали они отовсюду, в основном ради сплава, не особо заботясь о том, где нерестится рыба.К счастью, недавно рафтинг был запрещен. Но браконьеры у нас по-прежнему страдают », — вздохнул Петр.

Мы собирались уходить, и Петр вдруг признался, что не мечтал о другой жизни для себя. Он отдал жизнь Варзуге и не жалеет об этом. Жалко только то, что у него нет последователей. Кажется, он последний местный житель, заботящийся о традициях, который не хочет, чтобы исчезла связь поколений.

Архитектура на краю земли: фотографирование русского севера: 0000822359065: Брамфилд, Уильям Крафт: книги

« Архитектура на краю земли — это одновременно книга по искусству, путеводитель и личный документ о открытие этого мрачного, но красивого края России, который большинство читателей увидит здесь впервые.

— Анна Сорокина — Россия вне заголовков Дата публикации: 14 апреля 2015 г.

«Необычный Уильям Брамфилд сделал это снова, выпустив еще одну замечательную книгу о русской архитектуре. Брамфилд — легенда, и, несмотря на то, что живет в Новом Орлеане где он является профессором Тулейна, национального достояния России ».

Православие

«Увлекательный текст Брумфилда и 200 цветных фотографий превосходны. Эта книга понравится читателям, интересующимся исторической церковной архитектурой или традиционной русской деревенской культурой.

— Дэвид Р. Конн — Библиотечный журнал

«Брамфилд запечатлел иногда разрушающиеся, иногда великолепные соборы, часовни и другие строения Русского Севера. Около 200 полноцветных изображений кирпичных и деревянных зданий в различной степени запущенности и содержание, а также путеводитель и тщательная, убедительная документация зданий объединены, чтобы предложить красивый и устрашающий портрет региона ».

— Мелани Уорнер Спенсер — New Orleans Magazine Опубликовано: 2015-09-06

«Эта работа — важный вклад в познание заброшенной области.Несмотря на то, что структуры подробно обсуждаются, отсутствие библиографии и указателя создает ложный вид книги с картинками, хотя это гораздо больше. Эта увлекательная книга должна иметь широкую популярность. Настоятельно рекомендуется. Все уровни читателей. »

— TJ McCormick — Choice Опубликовано: 2016-01-01

« Без сомнения, потрясающие фотографии — главная достопримечательность здесь, но книга также является путевым воспоминанием, и во многих отношениях, любовное письмо в эту дикую и часто недоступную часть России.. . . В крайнем случае, эта книга, как и многие другие работы Брамфилда, может оказаться наиболее ценной для документирования критически важной части культурного наследия России, части, которая понесла непоправимый ущерб, особенно в советские времена, и теперь ее ждет неопределенное будущее. «

— Дэниел Роуленд — Russian Review Опубликовано: 2016-10-01

» Без вклада Брамфилда фотографий этих северных деревенских церквей, до которых трудно добраться из-за тайги, вечной мерзлоты, климата и отсутствия проезжих дорог , существовала бы небольшая фотографическая архитектурная история этой региональной церковной архитектуры.Публикация этой книги фотографий и путевых заметок рассказывает о мире, почти потерянном для истории архитектуры. Рекомендуется для библиотечных собраний, включая русскую архитектуру, искусство, историю и культуру ».

— Кэтлин Дафф — ARLIS / NA Reviews Опубликовано: 2017-01-01

« [Брамфилд] подготовил текст, который является историческим, фактическим , и географически расположен. В то же время он «рисовал» картины словами. Эти описательные виды можно затем испытать на другом уровне благодаря артистизму превосходных фотографий, которые создают ощущение пространства в книге…. Этот том с элегантным оформлением и изданием подтверждает ценность печатной книги в наш электронный век. Это само по себе произведение искусства ».

— Наталья Берг — Восток-Запад Обзор Опубликовано: 2017-05-01

« Богатое, но находящееся под угрозой архитектурное наследие Русского Севера прекрасно представлено в этом большом -форматная книга ведущего англоязычного историка русской архитектуры Уильяма Брамфилда. Книга представляет собой результат десятилетий исследований труднодоступных мест у Белого моря и представляет собой элегическое путешествие по выдающимся архитектурным памятникам Русского Севера, особенно церквям…. Книга будет интересна всем, кто хочет больше узнать о русской архитектуре, региональной художественной самобытности и Русском Севере ».

— Susan Smith-Peter — Region Опубликовано: 2017-09-01

« Архитектура на краю земли — это великолепно успешное произведение, призванное запечатлеть на словах и сногсшибательной фотографией загадку Русского Севера: его архитектурные чудеса в безмолвной гармонии с пейзажами и людьми. Являясь частью монументального текущего проекта автора по отображению истории русской архитектуры, книга иллюстрирует, что эта обширная, но малоизвестная часть России — своего рода русская глубинка — категорически не «холодная и невесомая», а очаровательная, полная жизни. и тепло, а также грусть.»

— Юлия Константиновская — Соборность

» Книга завораживает, но при этом прекрасно читается. Повествование, наполненное приключениями, нежным юмором и деталями архитектурных чудес и удивительных встреч, представляет собой яркую историю, от которой невозможно оторваться. Это необходимо иметь — и носить с собой — каждому потенциальному путешественнику на Север России ».

— Юлия Константиновская — Богословский квартал Святого Владимира Опубликовано: 01.01.2017

» Это Книга примечательна во многих отношениях.Помимо того, что это плач по поводу исчезновения замечательных церквей Северной России, это одновременно и увлекательный отчет о захватывающих и трудных путешествиях, совершенных Брамфилдом в его попытках зафиксировать последние остатки этой культуры, и незаменимый отчет о том, что все еще выживает. . . . Достижение Брамфилда никогда не будет отменено: его список достижений будет неумолимо поглощен ходом истории человечества. Без с трудом завоеванных Брамфилдом записей и рассказов об этих церквях они бы полностью ушли из человеческой памяти.»

— Эндрю Лаут — Журнал церковной истории Опубликовано: 2018-12-15

✅ Маленькая деревянная церковь в Сергеево, Палех, Владимирская область, Россия Image Royalty Free

✅ Маленькая деревянная церковь в Сергеево, Палех, Владимирская область , Россия Image Royalty Free

Высокое разрешение JPEG Изображение Изображение деревянной церкви в Сергеево, Палех, Владимирская область, Россия stock photo

Размер изображения без лицензионных отчислений: маленький: 484 x 727 пикселей, средний: 837 x 1256 пикселей, большой: 1416 x 2125 пикселей, x_large: 2792 x 4189 пикселей, — Ориентация: вертикальная

Пожалуйста, купите коммерческую лицензию для коммерческого использования без указания авторства.
построенная структура На открытом воздухе Вертикальный Лето Золотое кольцо России Страна — географическая зона Часовня Поселок христианство День Scenics — Природа Восток Негородская сцена Сезон Дерево — Материал Пейзаж — Пейзаж Религиозный крест Церковь Внешний вид здания Архитектура Православная Церковь Владимир — Россия Фотография Россия Храм — Здание Красота Религия Направления для путешествий 2015 г. Нет людей Архитектурный купол

Связанные стоковые фотографии премиум-класса

Наша творческая команда хотела бы порекомендовать вам несколько фото из этой же категории:

Маленькая деревянная церковь в торговом центре Image Маленькая деревянная церковь в торговом центре Image Маленькая деревянная церковь в торговом центре Image Маленькая деревянная церковь в торговом центре Image Маленькая деревянная церковь в торговом центре Image s Маленькая деревянная церковь в торговом центре Image Николай Вуд Глотовский Николай Вуд Маленькая деревянная церковь в торговом центре Image Деревянная часовня Св. Деревянная часовня Св. Маленькая деревянная церковь в торговом центре Image s Церковный музей деревянного Церковного музея деревянного Моленна старообрядцы Польша Древний реконструирован Древний реконструирован Деревянная православная церковь Церковь Св. Деревянная церковь в лесу Деревянная православная церковь в Старая деревянная церковь в старой деревянной церкви в Русские храмы Украшают православные храмы Церковь апостола село Марсиаль Белые ночи на Колье Белые ночи на Колье Новая деревянная церковь в Новой деревянной церкви в г. Древняя деревянная церковь на Древняя деревянная церковь на Новая деревянная церковь в Новой деревянной церкви в г. Деревянная церковь Деревянная православная церковь в г. Деревенский деревянный православный Деревенский деревянный православный Древние святыни Руси Карелия Древняя Древний реконструирован Древний реконструирован Деревянная церковь Старая деревянная церковь Россия Деревянная Троицкая церковь на деревянной церкви Св.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *