Церковь успения пресвятой богородицы в кондопоге: Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге. Досье — Биографии и справки

Содержание

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге. Досье — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 августа 2018 года в городе Кондопога (Республика Карелия) сгорела деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом храме.

Успенская церковь была расположена на южной окраине современного города, в районе старинного села Кондопога, на берегу мыса в Кондопожской губе Онежского озера. Первый храм на этом месте появился в 1563 году. Современная церковь была возведена в 1774 году местными мастерами. Являлась уникальным памятником деревянного зодчества XVIII века.

Основной сруб представлял собой четверик (четырехгранное сооружение), на котором были установлены два расширяющиеся кверху восьмерика, увенчанные шатром. Общая высота храма составляла 42 м, длина — 24 м, ширина — 14,6 м. Внутри до пожара сохранялись иконостас в стиле барокко, потолок с уникальными росписями («Небо»).

Ранее церковь входила в состав храмового комплекса с колокольней (построена в 1831 году, сгорела в 1927 году или, по другим данным, разобрана в 1930 году) и зимней Рождественской церковью (построена в 1857 году, разобрана в 1960 году).

С момента постройки в XVIII веке церковь не перестраивалась, не обшивалась тесом, в отличие от большинства деревянных церквей в Карелии. В 1918 году Онежская экспедиция под руководством Игоря Грабаря поставила храм под охрану (статус был подтвержден постановлением Совета министром РСФСР от 30 августа 1960 года).

Первые научные реставрационные работы были проведены в 1927 году. В 1930 году храм был закрыт, последний священник — Иоанн (Лядинский) — расстрелян в 1937 году. В 1941-1944 годах церковь находилась на территории, оккупированной Финляндией. В это время в храме проводились православные и лютеранские службы.

В 1990-х годах в церкви возобновились воскресные службы. Последняя крупная реставрация была проведена в 1999 году. В 2015 году, согласно экспертизе технического состояния, Успенская церковь, особенно ее шатер, находились в неудовлетворительном состоянии, около 25% сруба имели повреждения.

Являлась памятником градостроительства и архитектуры федерального значения. Входила в состав муниципального учреждения культуры «Кондопожский музей». 

В Карелии дотла сгорела деревянная церковь XVIII века

В Карелии в городе Кондопога полностью сгорела церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1774 году. Об этом сообщает Интерфакс со ссылкой на региональное управление МЧС.

Три дня назад храм выглядел так:

Успенская церковь за 3 дня до пожара

В управлении по охране объектов культурного наследия Карелии сказали, что рассматривается несколько версий возникновения пожара, в том числе неосторожное обращение с огнем со стороны туристов.

Как написал глава Республики Карелии Артур Парфенчиков, пожар возник после посещения церкви группой туристов.

«Группу с экскурсоводом сопровождал сторож, который после экскурсии закрыл церковь. Предварительные экспертные выводы о причинах и месте возгорания пока в интересах следствия сообщать не буду. Но огонь распространился, судя по хронометражу событий, очень быстро. Сейчас с туристами работают следователи», – написал А.

Парфенчиков.

Церковь – объект культурного наследия федерального значения. Числилась на балансе местной епархии. Она является памятником Заонежской деревянной архитектуры и символом города Кондопога. Храм расположен на берегу Онежского озера. Его высота 42 метра.

На месте пожара работает группа следователей.

Глава Карелии А. Парфенчиков пытается утешить: «Несколько лет назад были проведены все работы по подготовке реконструкции церкви, сделаны все исследования и обмеры. Это, конечно, поможет ее восстановлению. Надеюсь, что значительная часть старых конструкций, уцелевших после пожара, будет использована при восстановительных работах». Как сообщила «Интрефаксу» руководитель управления по охране объектов культурного наследия республики Юлия Алипова, в ближайшие годы планировалось реставрировать этот объект культурного наследия федерального значения: «Собрано достаточно много архивных данных, есть проектно-сметная документация под реставрацию, поэтому мы сейчас решаем вопрос восстановления Успенской церкви».

Между тем реальные потери колоссальны. Вот как выглядел памятник внутри:

Внутренне убранство церкви – расписные небеса

«Невосполнимая потеря, как гибель любимого человека. Бог призывает не только лучших, но и лучшее, которого мы недостойны», – пишет историк Андрей Зубов.

Успенская церковь | Достопримечательности Карелии

История Успенской церкви


На окраине города Кондопоги стояла знаменитая Успенская церковь, по праву считающаяся вершиной деревянного шатрового зодчества. Не случайно специалисты называли церковь Успения в Кондопоге «лебединой песней» деревянного зодчества, так как построена она была в 1774 году, когда в традиционной деревянной архитектуре уже обозначились признаки упадка.

Удивительная и единственная в своем роде, она вместе с тем — типичный образец деревянных храмов местного прионежского типа. В основе всех основ деревянный сруб, бревна громадные, тяжелые, но они живут и дышат… Высота церкви 42 метра — небывалая для деревянных сооружений того времени.

Здание, хотя и суровое, но в то же время живописное, легкое, стройное. На расстоянии церковь удивляет своей соразмерностью, легкостью и простотой. И только приближаясь к ней, начинаешь в полной мере ощущать ее величие и монументальность. «Силуэт храма как будто бы зыбко дрожит, как пламя гигантской свечи, зажженной безвестным творцом над водами Онежского озера», — пишет А. Ю. Низовский в справочнике «Самые знаменитые монастыри и храмы России» (М., 2000).

В 1990 г. храм был возвращён Русской православной церкви и вновь освящён архимандритом Мануилом (будущим архиепископом Петрозаводским и Карельским).
С этого времени стал действовать православный приход в г. Кондопоге.
Богослужения в Успенской церкви проходили только летом в воскресные и праздничные дни.
Особенно торжественно здесь праздновался праздник Успения Пресвятой Богородицы (28 августа).

Успенская церковь сгорела

Летом 2018 года в Кондопоге сгорела Успенская церковь — важнейший памятник деревянного зодчества.

Власти Карелии намерены восстановить сгоревшую Успенскую церковь XVIII века — символ Кондопоги. Пока останки церкви законсервируют, а часть бревен захоронят — все это используют при реставрации.


Трагедия в Кондопоге: как горела Успенская церковь | Петрозаводск ГОВОРИТ | Газета «Петрозаводск» online

10 августа примерно в полдесятого утра редакционная машина выехала из Петрозаводска по просьбе жителей поселка Шуи, которые жаловались на коммунальщиков. Уже на трассе нас обогнали две машины МЧС, которые с сиреной промчались в сторону Кондопоги. Едва мы приехали в Шую, как раздался тревожный звонок из редакции: полыхает уникальная деревянная Успенская церковь в Кондопоге. Заскочив обратно в машину и на ходу извинившись перед растерянными жителями поселка, мы помчались в Кондопогу. 

Примерно за 300 метров от церкви Успения Пресвятой Богородицы все автомобили тормозили сотрудники патрульной службы. Впереди из-за деревьев виднелся столб огня, поднимавшийся в небо.

Со всех сторон к церкви шли люди. Вокруг церкви на разном расстоянии стояли пожарные машины, от которых тянулись шланги для подачи воды. Несколько машин качали воду прямо из Онежского озера. 

К церкви можно было подойти довольно близко, насколько позволял исходящий от храма жар. Пожарные отчаянно боролись с пламенем, сменяя друг друга, чтобы охладиться под струями воды. Но было понятно, что церковь уже не спасти. Огромные бревна с треском падали на землю. Зловещее пламя на глазах у десятков словно окаменевших в немом бессилии кондопожан пожирало деревянную жемчужину карельской истории. 

Только пожарные бегали вокруг церкви, не обращая внимания на граждан, пытающихся поближе подойти к охваченной огнем церкви.

Сергей опустился на траву, чтобы глотнуть воды. Он рассказал, что хоть и не должен был идти на работу, но, едва услышав о пожаре, побежал помогать товарищам.

Другой мужчина с обнаженным торсом подносил сотрудникам МЧС воду. Максим тоже оказался пожарным, у которого был выходной:

У меня дом находится прямо напротив церкви.

Примерно в половине десятого утра соседка сказала, что церковь горит. Я выбежал, стал помогать носить воду.

Его маленький сынишка пытался помочь отцу и его товарищам. Когда стало совсем жарко, мама увела мальчика подальше от опасной территории. 

Как рассказали дежурившие рядом с догорающим храмом медицинские работники, один из пожарных все же пострадал и его срочно увезли в больницу. Всего в тушении пожара приняли участие пять единиц техники и 35 сотрудников МЧС. 

На лавочке недалеко от входа на принадлежащую Кондопожскому музею церковную территорию в горестном оцепенении сидела Ольга Локтева, директор музея. Женщина плохо себя чувствовала. Подоспевшие врачи выдали ей таблетку от повышенного давления. С журналистами Локтева общаться наотрез отказалась, мол, сейчас не до комментариев. Но, конечно, до журналистов долетали обрывки разговоров.

Ольга Локтева — в темных очках и сиреневом платье

 

Судя по словам Локтевой, буквально на следующей неделе была запланирована встреча со спонсорами по поводу реставрации Успенской церкви. Уже и документация была полностью готова. Но, увы, не успели. Конечно, о том, чтобы восстанавливать церковь после пожара, пока говорить рано. Но в любом случае это будет «новодел». Церковь, которая простояла 244 года, пламя уничтожило меньше чем за час.  

И сотрудники МЧС, и смотритель церкви Владимир подтверждают, что пожарная сигнализация сработала. По словам Владимира, это произошло примерно в 9.27 — 9.28. Согласно официальным данным, первая пожарная машина прибыла на место ЧП в 9.41. 

Что же случилось? Почему вспыхнула церковь и кто в этом виноват? В ближайшее время этот вопрос будет мучить многих. Смотритель церкви Владимир, который восемь лет отработал в музее, прекрасно знает историю создания храма, провел множество экскурсий, наверное, самый важный свидетель страшного происшествия, уничтожившего шедевр деревянного зодчества. 

Нам удалось побеседовать с ним, хотя он очень неохотно рассказывал о событиях трагического утра, но готов был подробно вновь и вновь говорить об истории возникновения церкви. Рано утром храм посетили два молодых паломника, которые помолились и пошли осматривать церковь снаружи. Затем приехала группа туристов. После их отъезда Владимир осмотрел церковь, все было нормально. 

 Пожар начался через пять минут после того, как уехала тургруппа,

— утверждает смотритель.

Только мужчина решил выпить чашку чая, как увидел, что церковь горит. Владимир находился внутри храма — горел уникальный расписанный купол — «потолок-небо». Смотритель выбежал из церкви и, по собственному признанию, находился в шоковом состоянии, не зная, за что хвататься. Ему показалось, что до приезда пожарной машины прошло минут двадцать. Когда его впервые опрашивали сотрудники полиции, он называл именно это время. Хотя потом Владимир засомневался, списав неточности восприятия на свое состояние. 

Огонь подобрался к деревянному памятнику со стороны озера. Сотрудников МЧС, которые переговаривались по рации, предупредили, чтобы они никого не пускали на берег между озером и церковью, чтобы сохранить возможные улики. Естественно, официальных версий по поводу причин возгорания одной из самых удивительных деревянных церквей России и Европы пока нет. 

В заключение мы решили опубликовать рассказ Владимира о том, как создавалась и что представляла собой кондопожская церковь Успения Пресвятой Богородицы:

— В летописях упоминание о первой церкви, которая стояла на этом месте, относится к 1563 году в связи с тем, что она была разграблена и сожжена в результате шведско-ливонских набегов. Потом крестьяне построили здесь другую церковь, потому что, я так считаю, здесь было много язычников и сюда стекались беглые крестьяне, беглые каторжане. Здесь был крестьянский бунт, во время которого сгорела вторая церковь. Потом крестьяне построили на этом месте маленькую часовню.

Но скоро она не стала вмещать всех желающих, которые приезжали из других деревень, почти со всего уезда, и ее разобрали. Решено было построить деревянный храм. Его построили в 1774 году на народные деньги. Церковь была шатровая, хотя уже был указ Петра 1 строить на Руси церкви только с луковичными куполами.  

В это же время был написан иконостас, была написана большая икона Страшного суда, которую из церкви нельзя было вынести, так как она не проходила по габаритам дверей. Она была написана внутри самой церкви. 

После  церкви построили колокольню, которая была уничтожена в 1937 году. Успенская церковь была летней, ее построили без фундамента и без единого гвоздя. Она была рубленая, ее сделали из сосны. Сосна имеет свойство за зиму влагу отдавать земле и к весне наполняется смолой. Когда церковь строили, это учитывали. При ударе топора о сосну поры дерева закрываются и смола, которая есть внутри, не вытекает, остается внутри и со временем консервирует древесину. Все было сделано умно, поэтому церковь так долго и простояла.     

Рядом построили зимнюю церковь на фундаменте и уже в соответствии с петровским указом с луковичными куполами. Ее снесли в 60-х годах, когда к власти пришел Хрущев. Тогда тоже были гонения на церковь.  

В Успенской церкви помимо иконостаса XV111 века была икона Святого Филиппа, было расписное купол-небо. Церковь имела высоту 42 метра, она входила в десятку самых высоких деревянных церквей Европы и России. 

…Увы, теперь об уникальной Успенской церкви мы будем говорить только в прошедшем времени.  

Особенности иконографической программы росписи церкви Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге | Кижский вестник. Выпуск 13| Электронная библиотека

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге известна, прежде всего, как уникальный памятник деревянного зодчества. Множество исследований посвящено особенностям ее архитектуры и уникального местоположения на узком мысу, окруженном с трех сторон водами Онежского озера. «Лебединой песней» народного зодчества, «лучшей деревянной церковью России» [1] называл реставрировавший ее А.В.Ополовников. В ее простых архитектурных формах – восьмерик на четверике, стройный шатер с главкой, приземистая трапезная с висячими крыльцами, крытый бочкой алтарный прируб – он видел некий итог «многовекового пути становления образа русского деревянного зодчества» [2] .

На Севере почти не осталось памятников, дающих такое полное представление о системе иконописного украшения деревянного храма. Весь комплекс «неба» дошел до нас целиком, в 2005–2006 гг. его иконы были отреставрированы. Но судить о первоначальном облике расписного потолка церкви мы не можем, пока иконы собраны не в авторской последовательности, а живопись тябл находится под толстым слоем темно–синей краски. Намного серьезней в военные и послевоенные годы пострадал иконостас: утрачен средник и находившийся слева от него образ пророческого ряда, неизвестно местонахождение пяти икон левой стороны праздничного. От первоначального местного ряда осталась лишь подписная Тихвинская икона 1709 г., происходящая, вероятно, из церкви–предшественницы, и северная алтарная дверь с изображением Архидиакона Стефана, находящаяся в фондах Музея изобразительных искусств Республики Карелия (далее – МИИРК). Почти полностью под реставрационной заклейкой икона «Страшный Суд» («Образ страшного Христова пришествия»), помещавшаяся в северных храмах либо на западной стене наоса, либо, как в Успенской церкви, в трапезной. Сведения о составе иконостаса существующего храма согласно Описи 1873 г. содержатся в статье В.Г.Платонова [3] . Работа карельского исследователя особенно интересна тем, что на основании впервые опубликованных выдержек из Писцовых книг 1563, 1616/1617, 1628–1623 гг. восстанавливаются облики церквей–предшественниц нынешней постройки, композиции их иконостасов. Эти же архивные данные, но немного более подробно были опубликованы и несколько позже, в 1999 г., в статье И. Черняковой, В. Шевцова и Г. Пудышева [4] . Авторы обеих статей приходят к выводу, что существующая церковь, четвертая по счету, была построена в 1774 г. Предположение о написании икон и «неба» в 1774 г. впервые высказал Л.Петтерссон, автору иконописного убранства Успенской церкви финский исследователь приписывал и создание местного ряда Преображенской церкви в Кижах. Его точка зрения была принята многими специалистами, изучавшими кижские памятники.

Живописная система каменного храма постепенно раскрывала картину Божественного домостроительства сверху, из купола, через паруса, подпружные арки, конху абсиды, вниз, на столбы, стены. В деревянной церкви подобной плавности не получается: в сравнительно небольшом помещении лишь два ярких, несущих на себе повышенную декоративную и смысловую нагрузку живописных центра – высокий иконостас и «небо». Возникновение живописных «небес» в северных церквах и часовнях исследователи относят к XVII в. и связывают с появлением новых типов храмов, с увеличением их объемов, с желанием создать подобие купола в интерьере, в подражание каменным церквам. Северный иконостас довольно традиционен, окончательно сформировавшийся к концу XVII в., он обычно состоял из четырех рядов, «сочетающих в сложном единстве ветхозаветную (пророческий чин), евангельскую (праздники), эсхатологическую (деисус), литургическую (царские врата, северная алтарная дверь…) тематику» [5] . По наблюдениям В.Г.Платонова, северный иконостас начал формироваться как двухрядный (местный и Деисус), позже появляются праздники, затем пророки.

В кондопожском иконостасе особо выделен размерами второй сверху, деисусный ряд (высота икон 116 см, высота икон праздничного ряда – 74 см). Все персонажи этого тринадцатифигурного чина, «относящегося к «апостольскому» типу» [6] , изображены в полный рост. Подобные «апостольского» типа Деисусы с Богоматерью Параклесис были в иконостасах обеих кижских церквей. В руках Богоматери белый свиток с надписью: «Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, услыши молитву Матере Своея, елико моляшися Тебе, презри на моление раб своих». На иконе, происходящей из кижской Покровской церкви, этот же текст, но в менее пространной редакции, он заканчивается словами: «Матере Своея». Надписи на свитках Богоматери Параклесис – это один из вариантов диалога Христа и Марии, который впервые встречается в «памятниках рубежа XI–XII вв. и существует затем в двух письменных традициях – греческой, и с начала XIV в. южно–славянской. В первой из них… обнаруживает редкую устойчивость на протяжении нескольких столетий… Славянские же памятники отличает значительная вариативность текста в зависимости от места и времени создания храмового ансамбля» [7] . Молитвенное обращение Богородицы к Сыну о помиловании грешного человечества концентрирует в себе один из главных смыслов Деисуса. В кондопожском иконостасе монументальные пропорции фигуры Богоматери, как бы с трудом умещающейся на плоскости доски, особенно богато украшенная одежда подчеркивают Ее царственную природу. Это уже не просто «Заступница», «Молитвенница», «Утешительница», как переводили это греческое именование на русский, а Царица Небесная, ближе всех предстоящая Престолу Божию. Образ Иоанна Крестителя по левую руку от Христа должен уравновешивать композицию, но в кондопожском иконостасе его низкий поклон контрастирует с полной царственного величия позой Богоматери. Даже размеры его фигуры ощутимо меньше Богородицы, названной гимнографами «Ширшей небес». Интересно, что изображение Иоанна не центрировано, Креститель почти прижат к правому краю иконы, будто благоговейно останавливается, не подходя вплотную к Вседержителю. На свитке Предтечи слова из 1 главы Евангелия от Иоанна: «Сей Агнец Божий, вземляй грехи всего мира». Помимо сильного наклона вперед, в иконе из Успенской церкви обращает на себя внимание его благословляющий жест с пореформенным перстосложением. Подобная не совсем традиционная для деисусного ряда иконография встречается на Севере с конца XVI – начала XVII вв.: сильно наклонившийся вперед Иоанн со свитком в левой и благословляющий двумя перстами правой руки изображен в Деисусах, происходящих из Покровской церкви на острове Кижи (конец XVI в.), из деревни Тукса (XVI в.) и из села Челмужи (начало XVII в.).

Главная икона Деисуса – Спас в силах – центральный и самый большой образ иконостаса. К традиционному для «Спаса в силах» колориту, «построенному на сочетании двух основных цветов: красного и синего, символизирующих соединение во Христе антиномических начал – божественной и человеческой природ Спасителя, небесного царства и мира земного, милости и истины, огня Духа и воды Живой…» [8] – добавлена третья составляющая – золото, образ Нетварного Света. Это одна из немногих золотофонных икон этой мастерской и единственная из сохранившихся в кондопожском комплексе. Символическая модель вселенной, обозначаемая в произведениях данной иконографии двумя ромбами и овалом, написана как бы погруженной со всех сторон в золото Благодатного Света, пронизывающего ее и изнутри (нимб Христа, престол, ассист на одежде). Текст в раскрытом Евангелии призывает каждого лично стать причастным к этой благодати: «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы, возьмите иго мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф.11:28). Этот наиболее распространенный вариант текста в руках «Спаса в Силах» как нельзя лучше подходит для кондопожского Деисуса, в центре которого преображенная Христовым Светом вселенная.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Историческая значимость происходящего не только вербализована текстами, читающимися в руках трех центральных фигур, но и усилена изображением свитков и кодексов в руках апостолов и евангелистов. Эсхатологическая тематика деисусного чина, центральный образ которого представляет Христа в момент Его второго пришествия, в более пространном варианте раскрывается в иконе «Страшного суда», расположенной в трапезной. Этот огромный образ практически целиком под реставрационной заклейкой, свободна только самая верхняя его часть, изображающая Саваофа на престоле из огненных серафимов и херувимов, по сторонам от Него медальоны с Царицей Небесной и Собором Архангелов. Немного ниже написан многофигурный Деисус с ангельским воинством и апостолами, в руках Спасителя уже не раскрытое Евангелие со словами о Его кротости, а меч. По сравнению с более ранним «Страшным судом» этой же мастерской из Покровской церкви на острове Кижи кондопожское «второе пришествие» более торжественное и трагическое. Кижская икона напоминает увлекательный рассказ о Конце Истории с множеством занимательных подробностей, таких как синелицые «арапляне», крылатые и рогатые черти, на ней несколько раз встречается жизнеутверждающий сюжет «ангел господень несет праведные души в рай». Было бы необыкновенно интересно сравнить эти два образа после реставрации кондопожской иконы. В поздней иконографии «Страшного суда» на Севере представлены практически все сюжеты иконописи данного периода, многочисленные детали помогают понять специфическую картину мироустройства, свойственную крестьянскому сознанию.

К сожалению, самый верхний пророческий ряд иконостаса Успенской церкви еще целиком под реставрационной заклейкой, а своеобразие икон праздничного ряда требует отдельного исследования. Поэтому для выявления иконографической программы наиболее интересным, на наш взгляд, будет анализ живописного «неба», недавно отреставрированного и установленного на своем историческом месте (рис.). Хотелось бы отметить, что во время монтажа первоначальная последовательность икон была нарушена. Как нам кажется, смысл композиции «неба» раскрывается только в своей исторической последовательности, поэтому, описывая иконографию, мы пользовались изначальным местоположением изображений, зафиксированным на фотографиях XX в. Точно такие же состав и расположение икон были и на более раннем «небе» Варваринской церкви в деревне Яндомозеро (1650 г.).

Самой распространенной программой росписей деревянных потолков Т.М.Кольцова называет изображения ангельских чинов, к более частному варианту этой иконографии она относит композицию «Божественная литургия». Единственное «небо» с подобным сюжетом, находящееся сейчас в храмовом интерьере, – «небо» Успенской церкви в Кондопоге. Изображение ангелов, несущих богослужебную утварь, на потолке кондопожской церкви исследователи определяли и как «Божественную литургию» (Э.С.Смирнова, М.А.Витухновская), и как «Великий Вход». Т.М.Кольцова считает «Великий Вход» разновидностью композиции «Божественная литургия». Как нам кажется, некоторые иконографические особенности, которые мы более подробно рассмотрим ниже, указывают на то, что здесь представлен «Великий Вход» во время Архиерейской Литургии, совершаемой Самим Христом.

На выстроенных по кругу трапециевидных досках «неба» Успенской церкви представлено шествие шестнадцати ангелов (над каждой фигурой чередуются надписи «Ангел» и «Господень»), облаченных в дьяконские и священнические одеяния. Это движение, несколько наивно, передано направлением их маленьких шагающих ножек в разноцветных сапожках. Шествие ангелов по кругу один раз меняет свое направление и дважды останавливается, и обе остановки происходят на центральной оси храма «запад – восток».

На традицию изображения ангелов служащими должно было повлиять само определение ангельской сущности. Систематизатор греческой патристики св. Иоанн Дамаскин так сформулировал представление об умных духах: «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу». Еще в ветхозаветных текстах они различались между собой по степени совершенства и по роду своего служения. Наряду с посланничеством («ангел» в переводе с греческого «вестник»), они присутствовали и при совершении ветхозаветного жертвоприношения (два «херувима с распростертыми вверх крыльями» (Исх.37:9) были изображены на крышке Ковчега Завета). В христианском богословии представление о том, что ангельские чины участвуют во время Евхаристии, складывается примерно в одно время с формированием текста Литургии. Самым знаменитым на Руси сочинением, «ставшим одним из главных источников для иконографии литургии» [9] , было «Слово откровение о святей службе истолковано», приписываемое св. Григорию Богослову. С.Муретов отмечал, что в этом произведении особенно наглядно выражена мысль о присутствии бесплотных сил при совершении литургии. Композиции, изображающие Великий Вход, появились в купольной части, а чаще в конхе абсиды русских каменных храмов в XVI в. Изображение ангелов на «небе» деревянных храмов Русского Севера связано с желанием воспроизвести систему купольных росписей каменных церквей. Но, как нам кажется, на северный вариант композиции «Великий Вход» большее влияние оказало почти дословное понимание херувимской песни, евхаристических молитв и действий клира, чем тексты толкований Литургии.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

В самом начале исполнения херувимской песни дьяконы кадят храм, изображающие диаконов ангелы на кондопожском «небе» с кадилами как бы подготавливают путь для процессии. Каждение в народном сознании воспринималось не только как символ вознесения молитвы к Богу, но и как изгнание нечистых духов. В «Слове» Григория Богослова перед началом Литургии Верных ангел изгонял из храма злобного демона, «стоящего у дверей церковных, держа в зубах стрелу острую и скрежеща зубами» [10] . Следующий ангел–диакон стоит прямо над дверью, строго напротив алтаря, над головой он держит ярко–красный покров с крестом и буквами «Ю ХС» под титлами. Вероятнее всего, так изображен покровенный дискос, что опять дословно иллюстрирует чинопоследование Великого Входа. Тогда подходящий к нему ангел–священник с непокрытой Чашей изображает иерея, несущего потир. За ним следуют еще шесть ангелов–священников. В руках у них крест, лжица, копие, сосуд с пятью хлебами, большая свеча, плат со Спасом Эммануилом. Три первых предмета богослужебной утвари вполне традиционны для Великого Входа на литургии, в которой участвуют несколько иереев. Атрибут следующего ангела, на первый взгляд, не соответствует иконографии Великого Входа: он несет в чаше, наподобие широкого потира, пять круглых просфор, употребляющихся на проскомидии. Просфоры эти, из которых вынимаются частицы, символизирующие всех членов Церкви, и земной, и Небесной, написаны еще целыми. Все предыдущие персонажи воспроизводили строгую последовательность Великого Входа во время соборного служения, а появление ангела с просфорами как будто нарушает чинопоследование. Но проскомиса–ние во время Херувимской песни – один из отличительных моментов епископского служения. «Вторая» архиерейская проскомидия появляется лишь в XVII в.: «древние чины ничего не говорят об изъятии частиц из просфор… перед великим входом; это поздний греч. обычай» [11] . Если в современной богослужебной практике нет единого сценария епископского проскомисания (от полноценной проскомидии до поминовения только живых и усопших и покрытия Даров на жертвеннике), то в XVIII в. должно было существовать еще больше вариантов изымания частиц предстоятелем. Поэтому, как нам кажется, ангел с пятью просфорами лишь символизирует архиерейскую проскомидию. Он мог быть изображен и в самом начале процессии, но мастер располагает его вслед за ангелом, несущим копие, которым и совершается заклание Агнца и изымание частиц.

Следующий ангел–иерей со свечой представлен прямо над треугольной доской, выполняющей в деревянном храме роль паруса, на которой написан евангелист Лука. Во время Великого Входа служитель выносит свечу перед Дарами, что иногда трактуется как символическое изображение Иоанна Предтечи, предварившего своим служением деяния Христа. На «небе» Успенской церкви ангел со свечой показан в самой середине процессии, но подобное местоположение может быть оправдано именно тем, что он изображен прямо над апостолом Лукой, начавшим свое благовествование с истории зачатия и рождения пророка Иоанна Крестителя.

Смысл двух следующих изображений также раскрывается при их рассмотрении в храмовом пространстве, при сопоставлении с образами иконостаса. Христос Эммануил, рождение которого было предсказано Исайей, написан прямо над иконой, изображающей этого пророка.

Над утраченным средником верхнего ряда стоит ангел, держащий Убрус. Фигура ангела с Нерукотворным образом обозначает некую паузу в движении шествия, он остановился прямо над центром иконостаса. Как неоднократно писали исследователи, треугольные иконы Евангелистов, соединяющие грани «неба» с углами здания, выполняют функцию парусов каменного храма. Традиция помещения Убруса в замке подпружной арки, возможно, восходит к преданию о том, что Мандилион и Керамион, перенесенные из Эдессы, были подвешены в особых золотых сосудах на арках в церкви Богоматери Фаросской [12] . Наиболее древняя русская фреска на этот сюжет – «Спас Нерукотворный» во лбу арки Нередицкой церкви. С появлением в наших храмах высокого иконостаса, устанавливаемого чаще всего на уровне восточных столбов, Нерукотворный Образ оказывался написанным прямо над центром иконостаса. В северных храмах, где процесс формирования высокого иконостаса проходил несколько медленнее, в первой трети XVII в., «композиция иконостаса завершалась иконой Спаса нерукотворного» [13] . Большой Московский Собор 1666–1667 гг. предписал «ставить наверху иконостаса вместо икон Спаса Нерукотворного или Саваофа деревянный крест с изображением на нем распятого Христа» [14] . В XVIII в. Нерукотворный Образ в завершении иконостаса практически не встречается, но северная иконопись, отличающаяся своим особым отношением к традиции, могла донести отголосок прежней иконографической программы. В кондопожской церкви ангел с Убрусом, стоящий строго над центром иконостаса, скорее всего, нес ту же символическую нагрузку, что и изображение Спаса Нерукотворного над высокой алтарной преградой или в центре подпружной арки. Ангел–священник с платом не только участвует в Великом Входе, но и венчает иконостас церкви.

Замыкают шествия четыре ангела–дьякона с трикириями и рипидами. Ангелы с рипидами присутствуют во многих композициях Великого Входа, они, как правило, находятся рядом с Агнцем или его символическим изображением. Помещение их в конец процессии может указывать не столько на непонимание автором росписи связи веянья рипидами над[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Дарами со словами серафимской песни, а скорее на соблюдение последовательности в иллюстрации Литургии. Дьяконы веют над чашей во время Пресуществления Даров, которое происходит после Великого Входа.

Общая композиция «неба», построенная по принципу сужающихся окружностей, является как бы проекцией шатра церкви в интерьер, плотность изображений увеличивается ближе к центру, создавая иллюзию ракурсного сокращения пространства. Христос Архиерей, окруженный двумя кольцами херувимов и серафимов, становится не только центральной, но и самой высокой точкой всей композиции (рис. ).

Еще в ранневизантийском искусстве изображение Пантократора в куполе стало почти каноном. «Христос как Вседержитель мира изображался в окружении «небесных сил»» [15] . Образ Христа на «небе» Успенской церкви буквально окружен кольцом из восьми пылающих херувимов. Вокруг этого кольца выстраивается еще одно, состоящее из серафимов и херувимов, написанных на самой узкой части каждой из досок с ангелами, под ногами которых также изображены крылатые силы, образующие третье ярко–красное кольцо. По наблюдениям Л.А.Щенниковой, в иконописи «отличительные признаки серафимов и херувимов соединяются, становятся общими для обоих чинов» [16] . Источник подобных изображений она видит в первой евхаристической молитве литургии Иоанна Златоуста, «в которой эпитеты «многоочитый» и «шести–крылатый» поставлены в конце – после обоих имен» [17] . Автор «неба» Успенской церкви называет красные головки, окруженные шестью крыльями, и «серафимами» и «херувимами», независимо от того, как он пишет их лица: фронтально или в профиль. Одной из функций херувимов, основанной на тексте видения пророка Иезекииля (10:1), было несение престола Божия; отголоском этого видения может служить изображение красных херувимов на центральном опорном кольце «неба», конструктивная роль которого заключается в креплении иконы «Христа Великого Архиерея за престолом».

Изображение Христа в образе Великого Архиерея, совершающего литургию, стоя за Св. трапезой, появляется в Греции в XIV в. [18] Е. М. Саенкова пишет, что наиболее ранняя композиция этого типа представлена в алтаре церкви Богоматери Перивлепты в Мистре. На русских алтарных фресках XVI-XVII вв., изображающих Великий Вход, за престолом чаще всего представлены три святителя – Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий. По мнению исследователя, «изображения Великого Входа, размещенные за высокими алтарными преградами, больше предназначались для священнослужителей» [19] . «Небо», венчающее наос деревянного храма, было открыто взорам всех присутствующих на литургии, прихожане видели над собой уже не святителей, подражать которым призваны пастыри, а самого Христа за Св. трапезой. Спаситель оказывался и центром, и началом, и концом всей композиции: и благословлял начало шествия, и встречал его у престола. На греческих фресках Христа часто изображали дважды и у жертвенника, и у престола (монастырь Варлаама в Метеорах, в церквах Св.Феодоры и Св.Василия в Арте). В нашем случае Господь Архиерей написан один раз, Он центр, самая суть богослужебного круга, вокруг Него и к Нему движется ангельская процессия.

Композиция центральной иконы не совсем традиционна: сквозь окруженные облаками или клубами дыма распахнутые двери Царских врат виден благословляющий двумя руками Спаситель. Перед Ним на престоле, покрытом пурпурной и белой одеждами, лежат крест, покровенный потир, Евангелие и покровенный дискос. Наиболее близкой к этой композиции с Христом–Архиереем, стоящим за престолом, можно назвать центральную часть иконы из Благовещенского собора Сольвычегодска «Иже херувимы тайно образующе» (1570–1580, ГТГ). Возможно, добавление к традиционной иконографии Спаса–Архиерея престола с Дарами связано, с одной стороны, с общей тенденцией усложнения иконографических типов в конце XVI – начале XVII в. , с другой – с повышением иллюстративности, с желанием изобразить как можно подробней текст, лежащий в основе изображения. Мысль о Первосвященстве Христа, заложенная в нескольких главах Послания апостола Павла к Евреям, легла в основу традиционных изображений Спаса–Архиерея. Звучащая в Послании идея первосвященнической жертвы, в качестве которой Господь приносит Сам себя, наиболее ярко выражена в песнопении, заменяющем Херувимскую песнь, в Великую Субботу: «Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным…» В Варваринской яндомозерской церкви, «небо» которой, возможно, послужило образцом для кондопожского комплекса, на замковом кольце центральной иконы «Спас Архиерей» было написано именно это песнопение [20] . Возможно и более упрощенное толкование этой композиции: Сам Христос благословляет дискос и чашу на престоле – происходит Пресуществление св.Даров, кульминация всей Литургии. До реставрации «неба» кондопожской церкви центральная икона была ориентирована в сторону алтаря. Хлеб и вино, возносимые над деревянным престолом, становились Телом и Кровью Бога–Сына, благословляемые Самим Первосвященником–Христом перед Престолом Небесным.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Живопись «неба» не просто иллюстрирует тексты Херувимской песни и евхаристических молитв, являет сослужение ангелов во время Великого Входа, но и показывает «идею мистического соединения в литургии Земной и Небесной Церкви» [21] . Сотериологическая тематика высокого иконостаса дополнялась и расширялась литургической идеей живописного «неба». В пространстве деревянного северного храма последовательно раскрывался Смысл Божественного Домостроения в исторических и богослужебных образах, т.е. участвующий в литургии человек понимал, что Спасение совершается не только в Библейской истории, но и в таинстве Евхаристии.

  • [1] Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония. Образы древнерусского деревянного зодчества. М., 1998. C.131.
  • [2] Там же. С.136.
  • [3] Платонов В.Г. Иконостас Успенской церкви в Кондопоге по архивным данным // Успенская церковь в Кондопоге: Сб. ст. по материалам конференции. Кондопога; Спб., 1996. С.60.
  • [4] Чернякова И., Шевцов В., Пудышев Г. Успенская церковь в Кондопоге: День нынешний и век минувший: (К истории церковного прихода) // Краевед. 10 лет. Петрозаводск, 1999. С.36–51.
  • [5] Платонов В.Г. Иконостас Успенской церкви в Кондопоге… С.60.
  • [6] Платонов В.Г. Иконостас Успенской церкви в Кондопоге. С.60.
  • [7] Бутырский М.Н. Богоматерь Параклесис у алтарной преграды: происхождение и литургическое содержание образа // Иконостас. Происхождение – развитие – символика. М., 1999. С.212.
  • [8] Языкова И.К. Священное Писание в иконе на примере иконографии «Спас в силах» и некоторых других изображений Христа [Электронный ресурс]. http://www.bible-center.ru/article/icons.
  • [9] Саенкова Е.М. О некоторых особенностях иконографии Великого Входа в древнерусском монументальном искусстве // Искусство христианского мира. Вып.8. М., 2004. С.148.
  • [10] Цит. по: Муретов С. О поминовении безплотных сил на проскомидии. М., 1897. С.166.
  • [11] Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. http://www.pravenc.ru/text/76524.html.
  • [12] Колпакова Г.С. Искусство Византии. Поздний период. 1204–1453 гг. СПб., 2004. С.288.
  • [13] Платонов В. Г. Иконостасы храмов Обонежья по Писцовой книге 1628–1629 гг. и некоторые вопросы развития иконостасных композиций в XVII-XVIII веках // Чтения по исследованию и реставрации памятников культуры Северной Руси памяти художника–реставратора Н.В.Перцева (1902–1981). Архангельск, 1992. С.130.
  • [14] Кольцова Т.М. «Небо» и его росписи в памятниках деревянной культовой архитектуры Русского Севера // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Столица и провинция. М., 1994. С.63.
  • [15] Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995. С.38–39.
  • [16] Щенникова Л.А. Силы Небесные: иконография и литургические тексты // Восточно–христианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С.182.
  • [17] Там же.
  • [18] Саенкова Е.М. О некоторых особенностях иконографии Великого Входа… С.145.
  • [19] Там же. С.149.
  • [20] Фролова Г.И. «Небеса» Заонежья. Иконы из собрания музея–заповедника «Кижи». Петрозаводск, 2008. С.39.
  • [21] Квливидзе Н.В. Фрески церкви Троицы в Вяземах. Программа и иконография в контексте идейных движений эпохи: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 1999. С.21.

// Кижский вестник. Выпуск 13
Под науч. ред. И.В.Мельникова, В.П.Кузнецовой
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 296 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Успенская церковь (Кондопога) — это… Что такое Успенская церковь (Кондопога)?

Координаты: 62°10′32″ с. ш. 34°17′12″ в. д. / 62.175556° с. ш. 34.286667° в. д. (G) (O)  Картах»>(Я)62.175556, 34.286667

Це́рковь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы (Успе́нская церковь) — православный храм в городе Кондопога Кондопожского района Республики Карелия. Церковь расположена в исторической части города, в бывшем селе Кондопога, на берегу Кондопожской губы Онежского озера на мысе, вдающемся в Чупа-губу.

Успенская церковь является памятником заонежской деревянной архитектуры и филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. Во время православных праздников в церкви проводятся службы, в основном в летнее время[1]. Регулярные богослужения проходят в Сретенской церкви, которая была перестроена местным архитектором из трансформаторной будки[2].

История

Храм был построен в 1774 году — уже на закате деревянного зодчества. Принадлежит к прионежской школе шатрового зодчества. Церковь была построена в память о погибших участниках Кижского восстания 1769-1771 г., в котором принимали участие и крестьяне Кондопожской волости.

В Кондопожском приходе, на Петровско-Повенецком почтовом тракте деревянная церковь Еспения Богородицы, шатровая, одноглавая, построенная в 1774 году. Над олтарем крыша овальная, над папертью — на два ската. Вход в паперть с двух сторон — северной и южной, по крыльцам 18 ступеней. Длина —12 саженей, ширина — 5 саже­ней, олтарь 11/2 с[ажени].
ЦГИА, ф.789. оп.7. д.8[3]

По Декрету от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства» и инструкции 1920 года Наркомюста и отдела по делам музеев «по его применению», все церковное имущество «переходило в заведывание отдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины Наркомпроса».

В августе 1926 года церковь осмотрела Онежская экспедиция под руководством И. Э. Грабаря, в которой участвовали архитектор П. Д. Барановский, реставратор Г. О. Чириков, Н. Н. Померанцев и фотограф А. В. Лядов[4].

Церковь не перестраивалась, однако реставрировалась в 1927 году, в 1950-х годах и в 1999 году[5].

Летом 1960 года решением Совета Министров РСФСР церковь была поставлена на государственную охрану.

Утраченные здания

Рядом с Успенской церковью стояли ещё два деревянных здания, которые исчезли в советское время, — зимняя церковь Рождества Богородицы (1857) и шатровая колокольня (XVIII век)[6].

В 1829—1831 годах, рядом с Успенской церковью на средства прихожан была построена деревянная колокольня, а в 1857 году — зимняя церковь во имя Рождества Богородицы. Колокольня была разобрана в 1930 году, а зимний храм — в 1960-е годы.[7]

Архитектурные особенности

Шатровая деревянная церковь. Основной объём — два восьмерика с повалом, поставленные на четверик, с прямоугольным алтарным прирубом и двумя висячими крыльцами.

Высота церкви — 42 метра. Высота шатра и сруба башни, двух восьмериков и четверика, а также высота четверика и его ширина находятся в отношении примерно 1:2.[8]

Иконостас и небо

В Успенской церкви сохранился иконостас в стиле барокко и иконописный потолок-небо. Небо кондопожской церкви Успения — единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви. В центральном медальоне неба — образ «Христос Великий Архиерей».Непосредственно вокруг Христа, на рамке центрального кольца, и на 16 гранях, херувимы с серафимами и ангелы в дьяконском облачении с литургическими атрибутами в руках, движущиеся по кругу с запада на восток.

  • Небесная литургия

  • Христос Великий Архиерей. Центральный медальон неба

  • Ангел

  • Угловая грань (парус) с изображением евангелиста Матфея

Фотографии

  • Купол на фасаде церкви

  • Лестница церкви

  • Церковь зимой. Вид со стороны озера.

Примечания

Ссылки

Следствие и суд: Силовые структуры: Lenta.ru

В Карелии задержали 15-летнего подростка, подозреваемого в поджоге уникальной деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы (Успенской церкви) в городе Кондопоге. Об этом в понедельник, 13 августа, сообщила пресс-служба Следственного комитета.

По версии следствия, мальчик гостил у бабушки, живущей недалеко от храма, и утром 10 августа поджег его.

«Исходя из обстоятельств произошедшего, для определения вменяемости несовершеннолетнего по делу назначена судебная психолого-психиатрическая стационарная экспертиза. С учетом возраста фигуранта он помещен в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Карелия», — говорится в сообщении.

В настоящее время проводятся следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств случившегося. Возбуждено уголовное дело.

В ходе расследования будут устанавливаться причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Ранее 13 августа информированный источник сообщил, что подозреваемый причисляет себя к сатанистам. «Якобы церковь ему просто не понравилась», — отметил он.

Подозреваемый — Игнат Ш. «Мальчик во всем признался и написал явку с повинной. Говорит, что поджег церковь из-за ненависти к православию, а сам он ярый поклонник сатанизма», — пишет Telegram-канал 112.

По данным МЧС, церковь начала гореть снаружи. Огонь стал распространяться с северной стороны храма, поэтому церковный сторож не сразу заметил пожар, сообщили в ведомстве.

Пожар произошел 10 августа. Сообщение о возгорании поступило в 09:33 мск. Через восемь минут на место прибыли пожарные. К тому времени постройка уже была практически вся объята пламенем. «Церковь сгорела полностью», — уточнили в МЧС.

Построенная в 1774 году церковь Успения Пресвятой Богородицы — объект культурного наследия федерального значения. Это выдающийся памятник народного деревянного зодчества конца ХVIII века и одна из главных достопримечательностей региона. Ее высота 42 метра, она считалась одной из самых высоких деревянных церквей на Русском Севере.

Больше важных новостей в Telegram-канале «Лента дня». Подписывайтесь!

По мере того, как россияне собирают средства для Нотр-Дама, критики указывают на разрушенные исторические церкви в России

Россияне выразили свою поддержку Франции после разрушительного пожара в соборе Парижской Богоматери в понедельник как соболезнования, так и денежные пожертвования.

Тем не менее, несмотря на то, что Министерство культуры объявило о планах призвать российскую общественность собрать средства для восстановления собора XII века, российские критики указали на несколько исторических церквей в России, которые все еще ждут средств на реставрацию.

Вот некоторые из исторических соборов России, которые сильно пострадали от пожаров в последние годы:

Успенская церковь, Ивановская область (2015)

Успенская церковь Викикоммоны / Youtube

Построенная в конце 17 века и перенесенная на нынешнее место в 1905 году, в ноябре 2015 года пожар полностью уничтожил деревянную церковь в Иванове.Уникальное культурное сооружение было отреставрировано всего за два года до этого. Пожарным удалось вынести из костра 63 литургических объекта, в том числе иконы. Местные власти решили построить точную копию церкви, используя уцелевшие части первоначального здания.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Республика Карелия (2018)

Церковь Успения Пресвятой Богородицы rk.karelia.ru

Считающаяся одной из самых важных достопримечательностей города Кондопога на севере России, церковь сгорела в результате пожара, в результате которого была снесена ее 42-метровая башня в августе 2018 года. Следователи подозревают в поджоге 15-летнего подростка. Церковь собрала около 6,4 миллиона рублей (100 000 долларов) на восстановление церкви.

Казанская церковь, Рязанская область (2019)

Казанская Церковь Викикоммонс / Youtube

Пожар возник в феврале во время строительных работ на основании купола Срезневской церкви.Затем купол рухнул и упал на алтарь внизу, хотя сам алтарь не был сильно поврежден. Ни люди, ни иконы не пострадали, несмотря на площадь пожара в 64 квадратных метра.

Церковь Михаила Архангела, Пензенская область (2019)

Церковь Архангела Михаила Пензенская епархия

В ночь на 10 марта возник пожар, который охватил колокольню, крышу и стены деревянной церкви в селе Кочетовка.Пока духовенство и местные жители пытались бороться с пламенем, пламя распространилось слишком быстро, чтобы спасти здание. Сообщается, что пожарные прибыли через 30 минут после тушения пожара. Сообщается, что пожар начался в результате неисправности электросети.

Шелеховская церковь евангельских христиан-баптистов, Иркутская область (2019)

Шелеховская церковь евангельских христиан-баптистов 5-тв.RU

2 февраля пожар уничтожил эту двухэтажную церковь в сибирском городе Шелехов. К моменту прибытия пожарных вся церковь была охвачена пламенем, сообщают местные СМИ. Общая площадь пострадавших от пожара составила 300 квадратных метров; однако сообщений о пострадавших не поступало, а причина пожара до сих пор не подтверждена.

Новости

Огонь Нотр-Дама символизирует упадок Европы, говорят российские обозреватели

Прочитайте больше

В Кондопоге продолжаются работы по консервации Успенской церкви

В Кондопоге продолжаются работы по сохранению останков храма Успения Пресвятой Богородицы, передает корреспондент телеканала «Культура» Олег Горновский.Этим летом практически полностью сгорел уникальный памятник деревянного зодчества Заонежья.

По крыше стучат молотками, а нижний слой уже берут на работу. Деревянный навес, завершающий алтарь Успенской церкви, позволит реставраторам работать в любую погоду и внимательно осмотреть то, что осталось от памятника XVIII века.

«Специально разработан дизайн щита для того, чтобы специалисты-реставраторы должны были пройти по этим подмостям, непосредственно и без строительных лесов, чтобы эти элементы храма исследовать», — сообщила Юлия Алипова, начальник отдела охраны объектов культурного наследия г. Карелия.

О том, что Церковь должна хотеть выздороветь, заговорили сразу после пожара. Произошло это 10 августа, когда подросток облил бензином стену старинной церкви. Храм был не в считанные минуты. Всю осень эти завалы разбирали волонтеры — студенты архитектурных вузов. Оставил даже самые поврежденные бревна, надеясь найти им применение.

«Часть бревна, сейчас есть идея, которую можно было бы использовать повторно, но не в корпусе бревенчатого дома, а, например, сохранившаяся добротная часть могла бы стать материалом для иконостаса будущего.Согласитесь, в этой идее есть свои достоинства, — говорит реставратор высшей категории Виталий Скопин.

То, что осталось после пожара, отправляется на склад. Его предоставил один из местных предприятий. Благотворительный фонд собирает пожертвования. Таким образом осуществляется консервация объекта. Правительство Карелии подготовило заявку на финансирование по государственной программе «Развитие культуры и туризма». Очень много сложных работ: подготовка проекта и реставрация. Мастера вернут к жизни один из красивейших храмов Русского Севера.Для восстановления Успенской церкви потребуется более ста миллионов рублей. Но деньги — это еще не все. Нужны высококлассные специалисты и время. По самым оптимистичным оценкам, на восстановление храма уйдет десятилетие.

Кондопожская церковь Успения Пресвятой Богородицы, разрушенная пожаром, можно увидеть на фотографиях Уильяма Брамфилда на cultinfo.ru

В пятницу, 10 августа, в городе Кондопога (Республика Карелия) пожар уничтожил уникальную деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы — памятник культурного наследия федерального значения XVIII века. Церковь была построена в 1774 году на берегу Кондопожского залива Онежского озера и являлась крупным памятником деревянного зодчества, исторической кульминацией развития «шатровых» башенных церквей в Онежской школе. Сайт Кондопожского краеведческого музея, курировавшего храм, называет его «апогеем деревянного« шатрового »башенного зодчества в России». Это была четвертая церковь, построенная на этом месте; почти все его предшественники также погибли в результате пожара. Внутри церкви находился четырехуровневый иконостас с иконами XVIII и XIX веков, а также расписной наклонный потолок.Причины пожара, от которого памятник архитектуры сгорел дотла, не установлены, но среди вероятных версий — поджог. Как бы то ни было, этот уникальный деревянный храм с почти 250-летней историей возврату не подлежит.

«Это просто трагедия», — так отозвался на происшествие американский ученый-архитектор Русского Севера, профессор Уильям Брамфилд. «Я был в той церкви 18 лет назад, в 2000 году, и сделал много фотографий как снаружи, так и внутри.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *