адрес храма, расписание богослужений, описание
Путешественники, выбирая уникальное местечко для духовного просвещения и обогащения внутреннего мира, зачастую останавливаются на городе Таганрог. Никольская церковь, относящаяся к постройкам XVIII века, подарит посетителям удивительный безмолвный рассказ об истории края, его подвигах и легендах. Словно восставшая из пепла, перенеся несколько войн и разрушений, взрывов и набегов, она в начале 90-х гг. ХХ столетия была воздвигнута из руин, согласно преданиям, фото и мифам. Сегодня это излюбленная обитель городских прихожан и желаемый быть увиденным туристами приход.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится Никольский храм в Таганроге?
Он обнаруживается в центральной части городской черты, но ближе к побережью, до которого отсюда около полукилометра. Неподалеку от церкви располагаются площадь Маяковского (с запада), сквер Петра I с памятником самодерждцу и Таганрогский морской торговый порт (с северо-востока), Политехнический музей (с севера).
На карте Таганрога Храм Николая Чудотворца расположен так:
История и поверья горожан
Согласно передающейся из уст в уста народной легенде, на месте, где основан Свято-Никольский храм, некогда располагалась палатка Петра I – в его первое посещение нынешнего города воинской славы Таганрога. Произошло это в 1696 г., когда царь вместе с соратниками сошел на мысе Таганрогского залива. Его задачей было определение участка будущей гавани, где расположился бы первый Российский ВМФ.
Строительство церкви стартовало в 1777 г. благодаря указу Ф. Клокачева. Он был главнокомандующим в здешнем порте и на всей Азовской флотилии. Сооруженный фундамент из камня и стены из дерева придавали строению небывалой величественности и статности. Возводилось оно на казенные средства с привлечением моряков, выполнено в классическом стиле храмового искусства того времени: под верхним куполом находилась восьмиугольная составная часть, расположенная на четырехугольной постройке.
Со временем храм дополнили:
- Трехъярусная звонница из кирпича.
- Трапезная.
- Благоустроенная территория.
В 1822 г. церковь Николая Чудотворца получила в распоряжение еще два дома для нужд школы и причта. Уже в 1844 г. ее колокольня подверглась реставрации на собственные средства, при ее модернизации использовалось дерево. 1855 г. ознаменовался появлением вражеских армий в пределах города. Храм этот — одно из тех многих сооружений, которые подверглись крушениям и разрухе, в нем образовалось 7 пробоин, наружные стены усеялись многочисленными следами пуль. Одно из ядер, застрявших в звоннице, впоследствии, согласно архитекторской задумке, так и было там оставлено в знак напоминания о том, что населенный пункт поборол неприятелей.
В период масштабных боевых действий, эвакуируя исторические предметы, из церкви были увезены иконы, золоченые предметы, немногочисленные драгоценные камни.
Не пропустите — Сергиевский храм (церковь) в городе Таганрог
Чем интересна церковь Святого Николая Чудотворца?
Возрождение ее приурочили к подготовке празднования 300-летия Таганрога. Горы мусора пришлось вывезти из центральной части сооружения, чтобы оформить площадку для нового строительства. Лишь в конце 1990-х гг., при поддержке государственного финансирования и целеустремленной деятельности настоятеля А. Клюнкова, на месте, где некогда сгорел храм, возвели новое основное церковное здание.
Внутреннюю планировку спроектировали так, чтобы можно было проводить богослужения, которые ведутся по установленному расписанию. Восстановленной оказалась и колокольня. Свято-Никольский собор – это еще и православное сердце духовного образования в Таганроге. Тут действует воскресная школа для взрослых и ребятишек. Общая картина христианской памятки – это ансамбль из трех зданий, являющийся памятником истории и культуры XVII века.
Благодаря неимоверной и занимательной истории сегодня множество туристов желают посетить Таганрог. Никольская церковь выделяется и уникальными святынями, важнейшей являлась икона Святого Николая Чудотворца, подаренная митрополитом Владимиром во второй половине XVIII столетия. Привезена она была им из Италии – из местечка Бари. В 1820 г. образ сменил свое месторасположения — его перевезли Киево-Печерскую Лавру. Мощи блаженного Павла Таганрогского хранятся в Свято-Никольском храме с концовки 90-х гг. ХХ века.
Как добраться (доехать)?
От автовокзала города Таганрог, что находится на пл. Восстания, 11, сюда вы доедите на маршрутке №6 – выходить нужно на остановке «1-й Крепостной переулок», после чего пройдите два квартала в южном направлении.
На машине доехать до достопримечательности от центра можно таким образом:
Контакты и расписание
- Адрес: улица Шевченко, 28, Таганрог, Ростовская область, Россия.
- Координаты: 47.201721, 38.940587.
- Телефон: +7-8634-361-557.
- Официальный сайт: http://pravtaganrog.su/
- Расписание богослужений: http://pravtaganrog.su/schedule/
Свято-Никольский храм в Таганроге – поистине удивительная достопримечательность, не сохранившая практически ничего от первозданного вида. Однако это вовсе не снижает интерес таганрожцев, приезжих и случайно заглянувших проезжающих, желающих воссоединиться с церковью и ощутить дух истории на своих плечах! В заключение предлагаем небольшое видео о ней, приятного просмотра!
Церковь Святого Николая Чудотворца (г.
Таганрог) Церковь Святого Николая Чудотворца, 1778 г. г.Таганрог, ул. Шевченко, 28
В 1777 году главнокомандующий Азовской флотилией и Таганрогским портом контр-адмирал Федор Алексеевич Клокачев обратился с ходатайством к архиепископу Славенскому Евгению о разрешении постройки храма во имя Святителя Николая в так называемых морских кварталах г. Таганрога. В 1778 году церковь была освящена; храм оказался по тем временам величественным и благообразным. Его фундамент был каменным, а стены — деревянными. Вскоре после окончания строительства храм был определен как соборный до постройки Успенского собора.
Выбор места для храма, именовавшегося сначала церковью Николы Морского, был сделан священником Иоанном Андреевым, и как говорили, было выбрано то самое место, где стояла палатка Петра Великого, когда он в первый раз прибыл на Таганий Рог и делал в море промеры. Храм был построен моряками, и прихожанами его были преимущественно рыбаки.
В 1844 году на средства церкви была построена новая деревянная колокольня, так как прежняя обветшала. В 1845 году к храму была пристроена 3-ярусная кирпичная колокольня во имя святой великомученицы Параскевы, была благоустроена прилегающая территория. Позже к приделу была пристроена трапезная. В архитектурно-художественном отношении здание представляет собой типичную приходскую церковь, выстроенную по классическим канонам. Колокольня и трапезная выполнены с деталями в стиле ампир.
Во время Крымской Войны 1855 — 1856 годов, 20 мая 1855 года в Таганрогский залив вошла вражеская эскадра. 22 мая Таганрог подвергся артиллерийскому обстрелу с кораблей противника во время обстрела противником по городу было выпущено около 10 тысяч разрывных и зажигательных бомб боевых пороховых ракет, гранат и картечи. Свидетельством этой бомбардировки являются застрявшие в северной стене Свято-Никольского храма.
Во время Великой Отечественной войны в 1941 году деревянная церковь полностью сгорела. В 1957 году верхние ярусы колокольни были взорваны. В начале 90-х годов по проекту СК ДП «Спецреставрация» была восстановлена колокольня и новое кирпичное здание храма на месте сгоревшего с размещением в нем административных помещений. Внутренняя планировка выполнена таким образом, чтобы в будущем здание было возможно использовать для богослужений. Храм охраняется как памятник истории и культуры 18-го века. Здание состоит из 3 частей, объединенных в общий ансамбль.
Говоря о храме Святителя Николая, нельзя не упомянуть о его прихожанине святом блаженном Павле Таганрогском. Им было собрано религиозное братство, которое под его авторитетом составили люди благочестивые, искренние и полные живого участия друг к другу. Более всего братья и сестры этой общины трудились для блага украшения храма. Святой Блаженный Павел Таганрогский был причислен к лику местночтимых святых Ростовской епархии 20 июня 1999 года. Его святые мощи ныне почивают в Свято-Никольском храме г. Таганрога.
ТАГАНРОГСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ — Древо
Таганрогский Никольский храм |
В 1777 году главнокомандующий Азовской флотилией и Таганрогским портом контр-адмирал Федор Алексеевич Клокачев обратился с ходатайством к архиепископу Славенскому Евгению о разрешении постройки храма во имя святителя Николая в «морских кварталах» Таганрога. Как говорили, для церкви было выбрано то самое место, где стояла палатка Петра Великого, когда он в первый раз прибыл на Таганий Рог и делал в море промеры. По получении разрешения началась постройка, которая продвигалась быстро, так как материал и рабочие были казенными, а средства предоставлены судовладельцами. В 1778 [1] году церковь была освящена. Храм оказался по тем временам величественным и благообразным: фундамент был каменным, а стены – деревянными.
В 1803 году колокола, иконы, церковная утварь, иконостас и прочие богослужебные предметы Никольской церкви были вывезены в Севастополь. В 1820 году храм перешел в ведение Екатеринославского епархиального начальства.
Для нужд школы и причта храму были пожертвованы два дома – в 1822 году матросом ластовой команды Дмитрием Ивановым, а также городским управлением по ходатайству старосты храма Смирнова в 1865 году
В 1844 году на средства церкви была построена новая деревянная [2] колокольня, так как прежняя обветшала.
Во время Крымской войны, 20 мая 1855 года в Таганрогский залив вошла вражеская эскадра, обстрелявшая город 22 и 24 мая. Никольская церковь, как и многие другие здания, получила немалый урон – в храме было семь пробоин, снаружи стены были усыпаны штуцерными пулями. Одно из ядер засевших в стене колокольни оставили после её перестройки по проекту городского архитектора Трусова 1866 года. По тому же проекту с западного торца храма был сооружён придел во имя святой великомученицы Параскевы с колокольней, а главный фасад украшен более сложными декоративными деталями. Позже к приделу была пристроена трапезная. Новые придел с колокольней и трапезная были эклектической пристройкой с преобладанием классических черт, с деталями в стиле ампир.
Храм был построен моряками, и прихожанами его были преимущественно рыбаки. Прихожанином Никольской церкви был также святой блаженный Павел Таганрогский, собравший вокруг себя религиозное братство, заботившееся о благоукрашении храмов.
Разрушение
В 1922 году из Никольской церкви реквизировали ризы с иконами, часть золочёной церковной утвари, а также бриллианты и золото в количестве шести золотников. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году деревянные части церкви полностью сгорели. В 1957 году верхние ярусы колокольни были взорваны, и в конце 1950-х церковь закрыта окончательно, кресты сняты и утварь вывезена. В церкви был сделан клуб игры в настольный теннис, затем она была отдано под автохозяйство, а в центральной части устроен склад рыбкоопа.
До 1985 года сохранились фундаменты, первый ярус колокольни, четыре стены, и часть кирпичной ограды которые к тому времени были помещены на учёт в качестве памятника истоии и культуры. Территория храма была завалена мусором.
Возрождение
В 1988 исполком горсовета народных депутатов ходатайствовал перед облисполкомом и Советом по делам религии при Совете Министров СССР «о разрешении на реставрацию Никольской церкви и открытие в ней православного прихода,» на что было получено разрешение Совета по делам религии 30 января 1989 года. Восстановление было сопряжено с подготовкой к 300-летию Таганрога.
Реставрацию пришлось начинать с очистки территории — только за первое время было вывезено 96 «КамАЗов» мусора. Первый алтарь был устроен в приделе святой Параскевы, который 26 апреля 1989 года освятил митрополит Ростовский Владимир. В начале 1990-х годов по проекту архитектора Владимира Николаевича Булкагова [3] была восстановлена колокольня и новое кирпичное здание храма. Храм был взят под охрану как памятник истории и культуры XVIII века. Благодаря активной деятельности настоятеля прихода протоиерея Александра Клюнкова и городских властей восстановительные работы были быстро завершены — городские власти оказали весомую поддержку в финансировании, привлекли помощь морского порта, заводов «Красный котельщик» и металлургического, других предприятий города. Рабочие завода «Красный гидропресс» изготовили в дар церкви крест для колокольни. Качество выполняемых работ контролировали специалисты муниципальной генеральной дирекции «Таганрогреконструкция. » Престол возрождённого храма был освящён архиерейским чином в январе 1993 года епископом Азовским Сергием.
В 1990-1991 годах, совместно с Таганрогским горкомом КПСС и издательством «Периодика Дона,» новообразованный приход участвовал в издании еженедельной общественно-политической газеты «Диалог» (тираж 5 тыс. экз.) [4]. Трудами отца Александра было также заново отстроено второе здание храмового комплекса с позолоченным куполом. В храме произведена настенная роспись, изготовлен иконостас, написан ряд икон, открылись богословские курсы и воскресная школа, а также библиотека духовной литературы.
20 июня 1999 года в Никольском храме совершилось прославление бывшего его прихожанина, блаженного Павла Таганрогского, в лике местночтимых святых Ростовской епархии. Тогда же его святые мощи были перенесены из Всехсвятской церкви в Никольскую, где почивают и поныне.
Духовенство
Настоятели
Священники
Диаконы
Святыни
Ранее в храме находились:
Литература
- Киричек Маргарита Сергеевна, Святые купола Таганрога.
Использованные материалы
- Назаренко И. В., «Никольская церковь,» Энциклопедия Таганрога, Таганрог: «Антон,» 1998, 369-370.
- Филевский П. П., История города Таганрога, Таганрог: изд-во «Сфинкс,» 1996 (репринт Москва: Типо-лит. К. Ө. Александрова, 1898), 172, 264-226.
- Страницы сайта Таганрогского благочиния Ростовской-на-Дону епархии:
- Чернобай Виктор, «Протоиерей-созидатель: Александр Клюнков,» Таганрогская Правда (газета), 4-10 ферваля 2011:
[1] По Филевскому, по сайту Таганрогского благочиния. По Назаренко – в 1779.
[2] По Филевскому, по сайту Таганрогского благочиния. По Назаренко – кирпичная трёхярусная.
[3] Андреенко С. А., «Булгаков Владимир Николаевич,» Энциклопедия Таганрога, Таганрог: «Антон,» 1998, 203.
[4] Малиновский А. А., «‘Диалог,'» Энциклопедия Таганрога, Таганрог: «Антон,» 1998, 248.
[5] Андреенко С. А., «Икона Николая Чудотворца,» Энциклопедия Таганрога, Таганрог: «Антон,» 1998, 277.
Никольский храм г. Таганрога | Таганрогское благочиние
С земли, на которой стоит Никольский храм, началась история нашего города. Здесь, по преданию, поставил свою палатку император Петр Первый, когда он приезжал на Таганий Рог, чтобы выбрать место для нового военно-морского порта и крепости.
В 1777 году главнокомандующий Азовской флотилией и Таганрогским портом контр-адмирал Федор Алексеевич Клокачев обратился с ходатайством к архиепископу Славянскому и Херсонскому Евгению (Булгарису) о разрешении постройки храма во имя Святителя Николая в так называемых морских кварталах г. Таганрога. Постройка продвигалась быстро и в 1778 году церковь была освящена. Храм оказался по тем временам величественным и благообразным. Его фундамент был каменным, а стены – деревянными. Они были построены из остовов захваченных турецких кораблей, а главный колокол для нового храма, в ознаменование славной победы, отлили из трофейных турецких пушек. После окончания строительства храм получил статус адмиралтейского собора, и до 1863 года храм был связан с историей создававшегося на Юге России военно-морского флота. Первым настоятелем храма был назначен священник из Воронежской епархии Исидор Ляхницкий. В 1845 году к храму была пристроена 3-х ярусная кирпичная колокольня во имя святой великомученицы Параскевы, благоустроена прилегающая территория. Позже к приделу была пристроена трапезная.
Во время Крымской войны 20 мая 1855 года в Таганрогский залив вошла вражеская эскадра. 22 мая Таганрог подвергся артиллерийскому обстрелу; с кораблей противника по городу было выпущено около 10 тысяч разрывных и зажигательных бомб, боевых пороховых ракет, гранат и картечи. Свидетельством этой бомбардировки являются два ядра, застрявшие в южной стене Свято-Никольского храма.
Во время Великой Отечественной войны деревянная часть церкви полностью сгорела. В эпоху хрущёвских гонений на Церковь храм подвергся практически полному разрушению. В 1957 году верхние ярусы колокольни были взорваны. На церковной территории поочерёдно располагались теннисный корт, конюшня, гаражи и автомастерская, деревообрабатывающий цех. В 1989 году здание храма было передано верующим. В начале 90-х годов была восстановлена колокольня и на месте сгоревшего было построено новое кирпичное здание. Храм охраняется как памятник истории и культуры XVIII века.
С историей Никольского храма неразрывно связаны жизни многих выдающихся сынов нашего Отечества. Так, во время службы в Таганроге офицером Азовской флотилии, прихожанином храма был Феодор Ушаков, впоследствии легендарный адмирал, причисленный Церковью к лику святых. Он единственный в мире флотоводец, не проигравший ни одной морской битвы и не потерявший ни одного корабля. Сейчас в Никольском храме находится икона святого праведного Феодора Ушакова с частицей его честных мощей.
В хоре Никольского храма, вместе с отцом и братьями, в детские годы пел А.П. Чехов. Но, пожалуй, самым удивительным прихожанином храма был святой праведный Павел Таганрогский.
В 1999 году состоялось прославление святого Павла в лике местночтимых святых, а его честные мощи были перенесены в Никольский храм. Так началась новая история храма. Со всех уголков России и ближнего зарубежья потянулись люди к святому праведнику.
В феврале 2016 года определением Освященного Архиерейского Собора Русского Православной Церкви состоялось общецерковное прославление Павла Таганрогского в лике праведных. Торжества по этому случаю прошли на площади перед храмом 11 июня 2016 г. В этот же день храму была передана точная копия колокола, который был вывезен вместе с уходом эскадры в Севастополь во время Крымской войны. Колокол был захвачен французами и долгое время находился в Париже на колокольне собора Парижской Богоматери, впоследствии был возвращен в Россию. Сейчас оригинал находится в Севастополе в музейном комплексе Херсонес.
Общецерковное прославление старца Павла, пока единственного прославленного подвижника благочестия на Юге России, сделало Никольский храм одним из центров духовной и культурной жизни Таганрога и всего Донского края.
В связи с тем, что множество паломников стремятся поклониться честным мощам святого в храме и посетить келью, где жил праведник, потребовалась реконструкция этих объектов. Насущной необходимостью стало расширение самого храма и поддержание в нем подобающего благолепия, благоустройство прилегающей к храму территории. Совместно с Южным федеральным университетом планируется создание на территории храма исторического музея, который будет включать в себя и экспозицию под открытым небом. В настоящее время ведутся работы по воссозданию исторического облика кельи старца Павла, которая является подворьем Никольского храма. Широкомасштабный проект по реконструкции и благоустройству святых мест, связанных с именем Павла Таганрогского значим не только для Церкви, но и для города в целом, так как Никольский храм и келья старца Павла стали одной из главных достопримечательностей Таганрога.
Сайт: pravtaganrog.su
Духовенство:
— настоятель протоиерей Алексий Лысиков
— иеромонах Герман (Погорелов)
— протоиерей Александр Фёдорович Клюнков
— протоиерей Алексий Сотрута
— иерей Константин Григорьевич Галацан
— иерей Георгий Владимирович Канча
— иеродиакон Ефрем (Устименко)
Почему мы часто не видим чудес Николая Чудотворца?
19 декабря Русская Православная Церковь празднует память святителя Николая Чудотворца. Этот святой издавна почитаем во всех славянских городах и странах, но в Таганроге – в особенности. Потому что святой Николай считается покровителем путешественников, моряков и рыбаков.
В Таганроге Свято-Никольский храм появился благодаря победоносной для России Русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Его строительство началось в 1777 году, а в 1778-м он уже был освящен. Адмиралтейская церковь, посвященная покровителю мореплавателей святителю Николаю, стала зримым символом победы Православия и России. Живо предание, что для этого храма выбрано то самое место, где стояла палатка Петра Первого, когда он впервые прибыл на мыс Таганрог и проводил в море промеры глубины. Таганрогский Свято-Никольский храм стал первой Адмиралтейской церковью Юга России.
Нашим собеседником стал помощник благочинного приходов Таганрогского округа священник Свято-Никольского храма иерей Георгий Канча.
— Отец Георгий, старейший таганрогский храм посвящен святителю Николаю Чудотворцу. Говорят, что этот наш святой часто помогает мусульманам, буддистам и даже атеистам. Всегда ли он помогает христианам?..
— Я не ставил бы вопрос именно так. Просто зачастую мы не всегда видим результат этой помощи. Потому что человек часто хочет и просит того, на что нет воли Божьей. Мы знаем, что однажды не было исполнено даже самое сильное прошение. Когда Христос молился в Гефсиманском саду, Он просил Бога Отца о том, чтобы Его миновала чаша страданий и смерти: Его человеческие природа и воля противились предстоящей мучительной смерти, не желали ее. Однако при этом Он добавлял: «Но да будет не Моя воля, но Твоя!» И христианин молится Богу о том, чтобы в его жизни совершалась Божья воля. Этим и отличается христианская молитва от магии, когда человек стремится управлять Богом: человек надеется совершить какой-то ритуал, в результате которого Бог исполнит его, человеческую волю. Так что никакая молитва к Богу и к Его святым без внимания не остается. И часто происходят чудеса, которые не только Бог творит, но и — Его силой и Его благодатью – святые. Бог часто являет чудеса неверующему человеку, чтобы убедить в Своем существовании, помочь ему на начальном этапе. А впоследствии человек должен уже и без этого научиться доверять Богу. Поэтому в нехристианской среде чудеса могут и чаще случаться: там должно быть свидетельство особенностей нашей веры.
— По поводу особенностей нашей веры. Ислам учит мусульман любви ко всем людям, не только к мусульманам, поскольку Бог всех людей создал братьями. Кроме того, мусульмане почитают Христа и Святую Деву Марию и, более того, верят во Второе Пришествие Христово. Так всё-таки – в одного ли Бога верят христиане и мусульмане?
— С мусульманами мы молимся одному и тому же Богу. Мусульмане принимают Иисуса Христа и Евангелие, кроме самого главного, что есть у христиан, – факта смерти на Кресте и Воскресения. Мусульмане считают, что Аллах не мог допустить смерти праведника, поэтому на кресте вместо Него распят был другой, а Христос не умирал и не воскрес, но вознесся и должен будет умереть, как все люди, чтобы вместе с ними воскреснуть. На событии Воскресения Христа основана наша вера в Его божественность. Две самые близкие друг другу религии расходятся в самом главном пункте. Мусульмане, со своей стороны, считают, что мы приписываем Богу что-то лишнее. Но в том, что мы, христиане, с мусульманами верим в Единого Бога по-разному, нет ничего удивительного. Ведь и сами-то мы, православные христиане, можем ходить в один и тот же храм, причащаться Святых Христовых Тайн из одной и той же чаши, слушать одни и те же проповеди, а при этом каждый может иметь свой религиозный опыт.
— Но мусульман смущает еще и то, что мы обращаемся с молитвами за помощью к другим людям…
— Это смущает и протестантов. Но сама суть нашего обращения к святым – это ведь просто свидетельство того, что Царство Божье зримо и достижимо. По православному пониманию святые уже соединены с Богом, и в силу этого могут совершать чудеса. И мы прославляем не других людей, а Божью благодать, которая на них почивает. Они творят чудеса не своей собственной силой. Они – не боги, ни в коем случае. Они – те, кто с Богом соединились. В этом цель христианства. Если по молитвам святых чудеса происходили при земной их жизни, почему же они не могут происходить после их смерти? И чудеса происходят. И в этом – свидетельство полноты Православия.
— Значит, храм на старом христианском таганрогском кладбище не зря освящен в честь всех святых?
— Конечно! Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) говорил о том, что у нас на этом кладбище похоронено очень много еще не известных миру святых.
Антон САХНОВСКИЙ
Таганрог. Церковь Николая Чудотворца / Taganrog. Church of St. Nicholas
report this ad- Российская Федерация
- Южный федеральный округ
- Ростовская область
- городской округ Таганрог
Флагманский спуск Шевченко 31. Пересеч… Памятная стелла Круговая панорама у … Домъ 31 по ул Шевчен… Никольская церковь Никольская 9 Таганрог. Церковь Ни… Флагманский спуск. Б… Вид на Никольскую це… Мощи Старца Павла Та… Богудония. пер Гариб… Таганрог. Церковь Ни… Таганрог. Церковь Ни… Таганрог. Памятник з… Огородики переулка Г… Никольская церковь с… Богудония. С улицы 4… Богудония. Группы , … Богудония. Дворы. Богудония. Пер Гариб… Гарибальди 75 Богудония. Пустырь. Таганрог. Свято-Нико… Богудония. Тропы. Никольская 2 Никольская церковь Церквушка Таганрог. Церковь Ни… Дворики Богудонии. Домъ 45 по Первому к… В Богудонию. Богудония. Домъ 82 п… Taganrog, Rostov Obl… Богудония. Зима. Неч… Гарибальди 57 Богудония. Разруха. Домовладение 74 по п… Никольская 10 Богудония. Улочки. Svyato Nikol’sky Tem… Таганрог. Статуя воз… Заборы флагманского … Богудония. Дороги и … Богудония. Зима. Богудония. Пер Гариб… Богудония. Домъ 73 п… Никольская 5 Памятник перед храмо… переулок Гарибальди 1-й Крепостной переулок улица Крепость 4 группа улица Шевченко 2-я Надгорная улица
Impressum
x
xЦерковь Николая чудотворца в таганроге
Церковь Святого Николая Чудотворца, 1778 г. г.Таганрог, ул. Шевченко, 28
В 1777 году главнокомандующий Азовской флотилией и Таганрогским портом контр-адмирал Федор Алексеевич Клокачев обратился с ходатайством к архиепископу Славенскому Евгению о разрешении постройки храма во имя Святителя Николая в так называемых морских кварталах г. Таганрога. В 1778 году церковь была освящена; храм оказался по тем временам величественным и благообразным. Его фундамент был каменным, а стены — деревянными. Вскоре после окончания строительства храм был определен как соборный до постройки Успенского собора.
Выбор места для храма, именовавшегося сначала церковью Николы Морского, был сделан священником Иоанном Андреевым, и как говорили, было выбрано то самое место, где стояла палатка Петра Великого, когда он в первый раз прибыл на Таганий Рог и делал в море промеры. Храм был построен моряками, и прихожанами его были преимущественно рыбаки.
В 1844 году на средства церкви была построена новая деревянная колокольня, так как прежняя обветшала. В 1845 году к храму была пристроена 3-ярусная кирпичная колокольня во имя святой великомученицы Параскевы, была благоустроена прилегающая территория. Позже к приделу была пристроена трапезная. В архитектурно-художественном отношении здание представляет собой типичную приходскую церковь, выстроенную по классическим канонам. Колокольня и трапезная выполнены с деталями в стиле ампир.
Во время Крымской Войны 1855 — 1856 годов, 20 мая 1855 года в Таганрогский залив вошла вражеская эскадра. 22 мая Таганрог подвергся артиллерийскому обстрелу с кораблей противника во время обстрела противником по городу было выпущено около 10 тысяч разрывных и зажигательных бомб боевых пороховых ракет, гранат и картечи. Свидетельством этой бомбардировки являются застрявшие в северной стене Свято-Никольского храма.
Во время Великой Отечественной войны в 1941 году деревянная церковь полностью сгорела. В 1957 году верхние ярусы колокольни были взорваны. В начале 90-х годов по проекту СК ДП «Спецреставрация» была восстановлена колокольня и новое кирпичное здание храма на месте сгоревшего с размещением в нем административных помещений. Внутренняя планировка выполнена таким образом, чтобы в будущем здание было возможно использовать для богослужений. Храм охраняется как памятник истории и культуры 18-го века. Здание состоит из 3 частей, объединенных в общий ансамбль.
Говоря о храме Святителя Николая, нельзя не упомянуть о его прихожанине святом блаженном Павле Таганрогском. Им было собрано религиозное братство, которое под его авторитетом составили люди благочестивые, искренние и полные живого участия друг к другу. Более всего братья и сестры этой общины трудились для блага украшения храма. Святой Блаженный Павел Таганрогский был причислен к лику местночтимых святых Ростовской епархии 20 июня 1999 года. Его святые мощи ныне почивают в Свято-Никольском храме г. Таганрога.
С земли, на которой стоит Никольский храм, началась история нашего города. Здесь, по преданию, поставил свою палатку император Петр Первый, когда он приезжал на Таганий Рог, чтобы выбрать место для нового военно-морского порта и крепости.
В 1777 году главнокомандующий Азовской флотилией и Таганрогским портом контр-адмирал Федор Алексеевич Клокачев обратился с ходатайством к архиепископу Славянскому и Херсонскому Евгению (Булгарису) о разрешении постройки храма во имя Святителя Николая в так называемых морских кварталах г. Таганрога. Постройка продвигалась быстро и в 1778 году церковь была освящена. Храм оказался по тем временам величественным и благообразным. Его фундамент был каменным, а стены – деревянными. Они были построены из остовов захваченных турецких кораблей, а главный колокол для нового храма, в ознаменование славной победы, отлили из трофейных турецких пушек. После окончания строительства храм получил статус адмиралтейского собора, и до 1863 года храм был связан с историей создававшегося на Юге России военно-морского флота. Первым настоятелем храма был назначен священник из Воронежской епархии Исидор Ляхницкий. В 1845 году к храму была пристроена 3-х ярусная кирпичная колокольня во имя святой великомученицы Параскевы, благоустроена прилегающая территория. Позже к приделу была пристроена трапезная.
Во время Крымской войны 20 мая 1855 года в Таганрогский залив вошла вражеская эскадра. 22 мая Таганрог подвергся артиллерийскому обстрелу; с кораблей противника по городу было выпущено около 10 тысяч разрывных и зажигательных бомб, боевых пороховых ракет, гранат и картечи. Свидетельством этой бомбардировки являются два ядра, застрявшие в южной стене Свято-Никольского храма.
Во время Великой Отечественной войны деревянная часть церкви полностью сгорела. В эпоху хрущёвских гонений на Церковь храм подвергся практически полному разрушению. В 1957 году верхние ярусы колокольни были взорваны. На церковной территории поочерёдно располагались теннисный корт, конюшня, гаражи и автомастерская, деревообрабатывающий цех. В 1989 году здание храма было передано верующим. В начале 90-х годов была восстановлена колокольня и на месте сгоревшего было построено новое кирпичное здание. Храм охраняется как памятник истории и культуры XVIII века.
С историей Никольского храма неразрывно связаны жизни многих выдающихся сынов нашего Отечества. Так, во время службы в Таганроге офицером Азовской флотилии, прихожанином храма был Феодор Ушаков, впоследствии легендарный адмирал, причисленный Церковью к лику святых. Он единственный в мире флотоводец, не проигравший ни одной морской битвы и не потерявший ни одного корабля. Сейчас в Никольском храме находится икона святого праведного Феодора Ушакова с частицей его честных мощей.
В хоре Никольского храма, вместе с отцом и братьями, в детские годы пел А.П. Чехов. Но, пожалуй, самым удивительным прихожанином храма был святой праведный Павел Таганрогский.
В 1999 году состоялось прославление святого Павла в лике местночтимых святых, а его честные мощи были перенесены в Никольский храм. Так началась новая история храма. Со всех уголков России и ближнего зарубежья потянулись люди к святому праведнику.
В феврале 2016 года определением Освященного Архиерейского Собора Русского Православной Церкви состоялось общецерковное прославление Павла Таганрогского в лике праведных. Торжества по этому случаю прошли на площади перед храмом 11 июня 2016 г. В этот же день храму была передана точная копия колокола, который был вывезен вместе с уходом эскадры в Севастополь во время Крымской войны. Колокол был захвачен французами и долгое время находился в Париже на колокольне собора Парижской Богоматери, впоследствии был возвращен в Россию. Сейчас оригинал находится в Севастополе в музейном комплексе Херсонес.
Общецерковное прославление старца Павла, пока единственного прославленного подвижника благочестия на Юге России, сделало Никольский храм одним из центров духовной и культурной жизни Таганрога и всего Донского края.
В связи с тем, что множество паломников стремятся поклониться честным мощам святого в храме и посетить келью, где жил праведник, потребовалась реконструкция этих объектов. Насущной необходимостью стало расширение самого храма и поддержание в нем подобающего благолепия, благоустройство прилегающей к храму территории. Совместно с Южным федеральным университетом планируется создание на территории храма исторического музея, который будет включать в себя и экспозицию под открытым небом. В настоящее время ведутся работы по воссозданию исторического облика кельи старца Павла, которая является подворьем Никольского храма. Широкомасштабный проект по реконструкции и благоустройству святых мест, связанных с именем Павла Таганрогского значим не только для Церкви, но и для города в целом, так как Никольский храм и келья старца Павла стали одной из главных достопримечательностей Таганрога.
Популярные темы:
- Воронеж казанская церковь
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери АДРЕС, ТЕЛЕФОНХрам в честь Казанской иконы Божией МатериВоронеж,…
- Церковь отцов пилигримов в роттердаме
Достопримечательности РоттердамаРоттердам часто называют «центром мирового распределения» из-за его громадного порта, куда швартуются грузовые танкеры…
- Храмы других религий
LiveInternetLiveInternet Храмы разных религий900-летняя церковь Borgund Stave(Боргунд Деревянная), НорвегияСтавкирка в Боргунне (Borgund Stave Church) –…
- Боянская церковь София
Фрески Ктиторский портрет Калояна и ДесиславыИз фресковой живописи в церкви сохранились: фрески XI—XII веков (сохранились…
- Церковь сент огюстен
Сент-ОгастинСент-Огастин (St. Augustine) — это город на побережье Атлантического океана на юго-востоке США в штате…
мероприятий, посвященных всеобщему прославлению святого блаженного Павла Таганрогского.
13 июня 2016 года: Павел Таганрогский стал первым и единственным святым на Юге России, удостоенным всеобщего почитания.Раньше святой блаженный Павел Таганрогский был местным почитаемым святым — Священный Синод Русской Православной Церкви канонизировал его в Ростовской епархии в июне 1998 года, после чего 20 июня 1999 года в городе Таганроге был канонизирован акт.
В последние годы специальная комиссия по канонизации Митрополии Дона изучила биографию святителя, самоотверженность и жертвенность, образ жизни религиозной общины, созданной им в Таганроге.Члены комиссии установили, что почитание блаженного Павла Таганрогского выходит за рамки канонических сфер Русской Православной Церкви.
Основу подготовили не только представители Русской Православной Церкви, но и десятки экспертов, в том числе антропологи, судебные медики, генетики, почвоведы, историки, культурологи, психологи, лингвисты, криминалисты, краеведы. , архитекторы, археологи и многое другое.Долгожданная церемония всеобщего прославления прошла 11 июня 2016 года в центре Таганрога между домом блаженного Старца Павла Таганрогского и храмом святителя Николая Чудотворца.
Для участия в мероприятиях в Таганрог приехали митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, представители Правительства Ростовской области и тысячи паломников. После молебна перед келей Павла Таганрогского крестный ход направился в сторону храма Святого Николая Чудотворца, где была совершена праздничная Божественная литургия.
В тот же день митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий освятил точную копию знаменитого «Херсонесского Туманного колокола», который иногда считается «одной из заграничных достопримечательностей Таганрога», и поставил перед храмом Святого Николая. . Его история восходит к временам русско-турецкой войны 1768-1774 годов, после которой он был отлит в 1778 году из трофейных турецких пушек, захваченных русской армией. На колоколе изображены святые покровители моряков: Святитель Николай и Святой Фока, а также можно прочитать следующую фразу: «Этот колокол отлит в церкви Святого Николая Чудотворца в Таганроге из трофейной турецкой артиллерии… вес … фунтов. 1778 год, август месяц, день … «
Колокол был отлит перед основанием Севастополя для храма Святого Николая Чудотворца в Таганроге, который в то время был военной базой ВМФ России. До 1803 года Свято-Николаевский храм находился в подчинении Морского министерства. После того, как Севастополь стал главной российской военно-морской базой на юге России, император Александр I приказал перевезти колокол в Севастополь для установки в церкви Св.Николая Чудотворца, другие колокола и церковная утварь также переданы городу Севастополю.
Во время Крымской войны колокол тумана был захвачен французами и установлен в соборе Парижской Богоматери. Много лет спустя был найден колокол с русской надписью, и, наконец, благодаря дипломатическим усилиям, предпринятым обеими сторонами, и особенно французским консулом в Севастополе Луи Ге, колокол был торжественно возвращен монастырю в Херсонесе 13 сентября 1913 года и был возвращен. размещены на временной деревянной колокольне возле Собора Св.Владимирский собор в Севастополе.
Производство копии колокола было инициировано и профинансировано Максимом Матусевичем, генеральным директором Торгово-производственной группы LEMAX.
Вернуться в раздел новостей
Церковь Св. Николая в Джуно: символ истории Аляски
Русская православная церковь Св. Николая Чудотворца была построена в 1894 году. Архитектурные планы, средства на строительство и внутреннее убранство были доставлены из России.
О какой архитектуре вы думаете, когда слышите фразу «Русские православные?» Может быть, массивный собор Василия Блаженного в Москве с его круглыми красочными шпилями, тянущимися к небу, или, возможно, более скромные, но все же величественные молитвенные дома с золотыми куполами, которые усеивают городские пейзажи в Соединенных Штатах.
Так что же делает миниатюрная версия одной из этих церквей в Джуно, Аляска? Ответ может вас удивить.
Русская православная церковь Святого Николая была построена в 1894 году для служения коренному тлинглитскому населению после того, как русская православная вера пустила корни во время пребывания Аляски в качестве российской территории.Молельный дом с деревянным каркасом функционирует и по сей день, это ценный и хорошо сохранившийся реликт эпохи становления в истории штата.
«Все, что вам нужно сделать, это войти и помолчать, и вы просто влюбитесь в это место», — говорит отец диакон Пол Эриксон, который служит в церкви около 10 лет.
Интерьер церкви
Церковь Святого Николая непрерывно функционирует с момента открытия, и история ее появления связана с коренным народом Аляски.Согласно местным преданиям, в 1890 году в Ситке, примерно в 92 милях, крестился вождь племени джуно тлинглит Ишханалых вместе с несколькими другими членами племени.
В 1892 году назначенный русский православный епископ Аляски, также по имени Николас, нанес визит в Джуно, чтобы встретиться с делегацией вождей, которые «заявили, что хотят креститься и пожертвуют землю, пиломатериалы и рабочую силу в обмен на церковь », согласно номинации здания в Национальном реестре.
Это рвение проистекало из общего видения, разделяемого многими членами племени, — невысокого белого бородатого пожилого человека, побуждающего их принять христианство.Когда им показали изображение святителя Николая Чудотворца, они узнали в нем человека из своих видений.
Епископ Николай оставил священника для служения растущему православному населению, что в конечном итоге привело к обращению около 700 тлинглитов. Епископ выделил деньги на строительство, вождь Ишханалых пожертвовал землю, а другие жители Джуно предоставили лес и рабочую силу. В начале 1894 года храм освятил епископ Николай.
В церкви до сих пор хранится множество артефактов и реликвий с момента ее основания, многие из которых были привезены из России.Исторические экраны с иконами, держатели для свечей и благовоний и купели со святой водой выставлены на видном месте в святилище церкви. Как отмечает отец Павел, несколько иконостасов в святилище были подарком последнего царя России Николая II.
Крыша приходского дома была заменена в 2013 году, а не историческое слуховое окно и металлическая кровля были сняты и заменены кедровой черепицей.
В последние годы в церкви идет активная работа по сохранению, — объясняет отец Павел.В 2013 году в ходе ремонта крыши в соседнем доме приходского священника было удалено не историческое слуховое окно, а гофрированный металл заменен на исторически достоверную кедровую черепицу. В настоящее время ремонтные бригады работают три месяца над проектом, который даст церкви более прочный фундамент, который включал подъем конструкции и заливку бетона под ней.
«Там что-то было вклинивалось», чтобы поддерживать стабильность, — говорит отец Павел, также отмечая, что подземные потоки заставляли церковь скатываться вниз по склону, на котором она была построена.Церковь также недавно получила грант от Национального фонда на финансирование проектов системы пожаротушения и новой электрической схемы.
Хотя небольшая община церкви — от полудюжины до 30 человек в каждое воскресенье — больше не является главным образом тлинглит, ее структура по-прежнему привлекает туристов, желающих изучить уникальную историю Джуно. .
Отец Павел, который часто проводит экскурсии по церкви и приходу священника, говорит, что не любит чрезмерно объяснять, что такого особенного в церкви — скорее, он говорит, когда люди входят, «мне лучше просто заткнись и дай им почувствовать это.”
Русские православные верующие стекаются в собор, чтобы увидеть останки святых: NPR
Более миллиона паломников посетили главный собор Москвы, чтобы увидеть останки святого Николая, епископа из Малой Азии, который, как говорят, вдохновил историю Санта-Клауса.
СТИВ ИНСКИП, ВЕДУЩИЙ:
Россия придает новый смысл фразе «Рождество в июле». Почти 2 миллиона русских православных верующих часами ждали у главного московского собора возможности увидеть мощи св.Николай Чудотворец. Эти реликвии взяты из Италии, где они хранились у Римско-католической церкви.
Святой Николай — почитаемый у россиян святой. И мы знаем его как вдохновителя Деда Мороза. Репортаж из Москвы Люсьена Кима из NPR.
(ЗВУК ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДА)
ЛЮСИАН КИМ, НАЛИЧИЕ: Чтобы добраться до московского храма Христа Спасителя, вы можете сесть на метро до станции «Площадь Кропоткина». Но когда я был там недавно, волонтер говорил паломникам, что им нужно сделать еще две остановки, чтобы дойти до конца очереди людей, ожидающих увидеть реликвии.
(ЗВУК ОБЪЯВЛЕНИЯ PA)
НЕИЗВЕСТНАЯ ЖЕНЩИНА: (говорит по-русски).
КИМ: Линия паломников змей по набережной Москвы-реки более двух километров. Константин Голубенков, дородный 44-летний мужчина, работающий в сантехническом и отопительном бизнесе, взял выходной, чтобы отдать дань уважения святому.
КОНСТАНТИН ГОЛУБЕНКОВ: (говорит по-русски).
КИМ: «В России мы любим Святого Николая, — говорит Голубенков, — и он действительно помогает.«
Он и его жена молились ему о втором ребенке. И …
ГОЛУБЕНКОВ: (говорит по-русски).
КИМ: «Вот живое чудо», — говорит Голубенков, указывая на свою шестилетнюю улыбающуюся дочь Василису.
ГОЛУБЕНКОВ: (Говорит по-русски, смех).
(ЗВУК РЕЛИГИОЗНОЙ СЛУЖБЫ)
НЕИЗВЕСТНЫЙ ЖРЕЦ: (Пение по-русски).
КИМ: Внутри гигантского собора верующие затмеваются парящим куполом, поскольку священники в золотых облачениях проводят молебен.Паломники подходят к гробу с ребром Святого Николая, целуют стакан на нем, прежде чем добровольцы в зеленых фартуках быстро утаскивают их. Весь процесс длится пару секунд, а часы ожидания прошли.
ВЛАДИМИР ЛЕГОЙДА: Это паломничество. А паломничество — это своего рода духовный опыт, который нужно преодолеть самому. Вы должны делать что-то, что, может быть, физически неудобно, но приносит какие-то духовные плоды.
КИМ: Это Владимир Легойда, представитель Русской Православной Церкви.100 лет назад церковь была одной из главных целей коммунистической революции. Храм Христа Спасителя был взорван Сталиным, а затем восстановлен после распада Советского Союза в 1991 году.
ЛЕГОЙДА: Знаешь, все это похоже на чудо. Сам факт того, что у нас более 1,5 миллиона человек, типа — для чего? — два месяца, это чудо.
КИМ: Православным верующим святитель Николай известен как Николай Чудотворец, христианский святой IV века, известный своей добротой и добрыми делами.На Западе его жизнь считается основой истории Санта-Клауса. Одной из паломников, Елене Водорезовой, эта идея не понравилась.
ЕЛЕНА ВОДОРЬЕЗОВА: (говорит по-русски).
КИМ: «Он для нас не Дед Мороз, — говорит она, — а Святой Николай. И мы молимся ему каждый день, чтобы спасти наши души».
Я встречаю пожилого джентльмена, выходящего из собора, увидев останки святого.
БОРИС ЧЕРНОВ: (говорит по-русски).
КИМ: Борис Чернов говорит: «Если вы с американского радио, то я простой российский пенсионер.«
ЧЕРНОВ: (говорит по-русски).
КИМ: Чернов говорит, что когда-то был атеистом и членом Коммунистической партии.
ЧЕРНОВ: (Говорит по-русски, смех).
КИМ: «Потом жизнь сделала такой поворот, — говорит он, — и я нашел Бога».
Люсьен Ким, Новости NPR, Москва.
(ЗВУК «ПАДЕНИЕ, ЛОВЛЕНИЕ» АГНЕСА ОБЕЛЯ)
Авторские права © 2017 NPR. Все права защищены. Посетите страницы условий использования и разрешений на нашем веб-сайте www.npr.org для получения дополнительной информации.
стенограмм NPR создаются в срочном порядке Verb8tm, Inc., подрядчиком NPR, и производятся с использованием патентованного процесса транскрипции, разработанного NPR. Этот текст может быть не в окончательной форме и может быть обновлен или изменен в будущем. Точность и доступность могут отличаться. Авторитетной записью программирования NPR является аудиозапись.
Церковь Святого Николая (Таганрог, Россия)
Никольский храм, главный, собственно, храм южнорусского Таганрога, был построен в 1778 году.Согласно легенде, он был воздвигнут на том месте, где император Петр Великий разбил свой лагерь, когда прибыл на мыс Таганный Рог, чтобы выбрать место для новой военно-морской базы. Само здание храма символизировало успехи России на море: его деревянные стены были построены из остовов трофейных турецких кораблей, а главный колокол отлит из трофейных турецких пушек. После завершения строительства и освящения храм получил статус адмиралтейского собора. В 1845 году к церкви была пристроена 3-ярусная кирпичная колокольня во имя святой великомученицы Параскевы, благоустроена прилегающая территория.Позже к часовне пристроили трапезную.Во время Крымской войны 20 мая 1855 года англо-французская эскадра вошла в Таганрогский залив. 22 мая Таганрог подвергся массированному артиллерийскому обстрелу. Пострадала и Свято-Николаевская церковь — до сих пор в одной из ее стен видны два застрявших ядра.
Во время Великой Отечественной войны деревянная часть церкви полностью сгорела. А в период послевоенных гонений на Церковь храм был практически полностью разрушен.В 1957 году были взорваны верхние ярусы колокольни. На территории церкви поочередно располагались теннисный корт, конюшня, гаражи и автомастерская, деревообрабатывающая мастерская.
В 1989 году здание храма было передано верующим. В начале 90-х колокольню отреставрировали, а на месте сгоревшей возвели новое кирпичное здание. Сейчас храм охраняется как памятник истории и культуры 18 века.
С историей Никольской церкви связаны жизни многих известных людей.Так, во время службы в Таганроге Феодор Ушаков был офицером Азовской флотилии, прихожанином храма, впоследствии ставшим адмиралом и канонизированным Церковью. Сейчас в Никольском храме находится икона святого праведного Феодора Ушакова с частицей его честных мощей.
Но, пожалуй, самым удивительным прихожанином храма был святой праведный Павел Таганрогский. В 1999 году состоялось прославление апостола Павла в лице местно-чтимых святых, а его благородные мощи были перенесены в Собор св.Николаевская церковь. К мощам святого направляются паломники со многих уголков мира.
В феврале 2016 года решением Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление Павла Таганрогского в лице праведников. Общецерковное прославление старца Павла, пока единственного прославленного подвижника благочестия на Юге России, сделало Свято-Николаевский храм одним из центров духовной и культурной жизни Таганрога и всего Донского края.
Перенос мощей святителя Николая Чудотворца из Миры в Бари
Святой Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийский. Перенос мощей из Миры Ликийской в Бари в Италии. Его жизнь найдена под 6 декабря.
В одиннадцатом веке Византийская империя переживала ужасные времена. Турки положили конец его влиянию в Малой Азии, они разрушали города и села, убивали жителей и сопровождали свое жестокое возмущение осквернением церквей, святых реликвий, икон и книг.Мусульмане также пытались уничтожить мощи святого Николая, глубоко почитаемые всем христианским миром.
В 792 году халиф Аарон аль-Рашид послал Хумейда во главе флота разграбить остров Родос. Заселив этот остров, Хумейд отправился в Миру в Ликии с намерением ограбить гробницу Святого Николая. Но вместо этого он ограбил другую гробницу, стоящую рядом со склепом святого. Как только им удалось совершить это кощунство, на море поднялся ужасный шторм, и почти все корабли были разбиты вдребезги.
Осквернение святынь потрясло не только восточных, но и западных христиан. Христиане в Италии особенно опасались мощей святого Николая, и среди них было много греков. Жители города Бари, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи Святого Николая.
В год 1087 купцов из Бари и Венеции отправились в Антиохию для торговли. И те, и другие предлагали взять мощи святителя Николая и на обратном пути перевезти их в Италию.В этом плане жители Бари поручили венецианцам высадить их в Мире. Сначала были посланы двое мужчин, которые, возвращаясь, сообщили, что в городе все спокойно. В церкви, где покоились прославленные мощи, встретились всего четыре монаха. Сразу же сорок семь человек, вооружившись, двинулись в церковь Святого Николая. Стражи, ничего не подозревая, показали им возвышающуюся площадку, под которой была спрятана гробница святого, и на которой они помазали иностранцев миррой от мощей святого.
В это время иноки рассказали им о явлении в тот вечер святителя Николая некоему старцу. В этом видении святитель Николай приказал бережно хранить свои мощи. Этот рассказ ободрил баронов, они увидели в этом видении признание за них и, так сказать, указ святого. Чтобы облегчить свою деятельность, они раскрыли свои намерения монахам и предложили им деньги, 300 золотых монет. Охранники отказались от денег и хотели предупредить жителей о грозящей им беде.Но пришельцы связали их и поставили у дверей свою охрану.
Разобрали церковную площадку над могилой с мощами. В этом стремлении юный Матфей проявил чрезмерное рвение, желая как можно скорее найти мощи святителя Николая. В нетерпении он сломал крышку, и бароны увидели, что саркофаг наполнен благоухающей священной миррой. Соотечественники баронов, жрецы Лупп и Дрогус, совершили ектению, после чего сделанная Матфеем брешь потекла миррой из саркофага святого.Это произошло 20 апреля 1087 года.
Увидев отсутствие сундука, священник Дрогус завернул мощи в ткань и в компании баронов перенес их на корабль. Освободившись, монахи оповестили город печальной новостью о похищении иностранцами мощей Чудотворца Николая. На берегу собралась толпа людей, но было уже поздно.
8 мая корабли прибыли в Бари, и вскоре радостная весть облетела весь город.На следующий день, 9 мая 1087 года, они торжественно перенесли мощи святителя Николая в храм святого Стефана недалеко от моря. Торжественное несение мощей сопровождалось многочисленными исцелениями больных, что внушало еще большее благоговение перед святым Божиим. Через год была построена церковь во имя Святого Николая, освященная папой Урбаном II.
Это событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особое почитание Чудотворца Николая и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая.Поначалу праздник Перенесения мощей святителя Николая отмечали только жители города Бари. Он не был принят в других землях христианского Востока и Запада, несмотря на то, что передача мощей была широко известна. Объясняется это обстоятельство средневековым обычаем поклоняться в первую очередь мощам местных святых. Более того, Греческая Церковь не учредила празднование этого поминовения, так как считала утерю мощей святителя Николая печальным событием.
Празднование Русской Православной Церковью памяти перенесения мощей святителя Николая из Миры в Ликии в Бари в Италии 9 мая было учреждено вскоре после 1087 года на основе уже установившегося почитания русским народом. великого святого Бога, привезенного из Греции одновременно с принятием христианства. Славные рассказы о чудесах, совершенных святителем на суше и на море, были широко известны русскому народу. Их неиссякаемая сила и изобилие свидетельствуют о помощи великого святого Бога страдающему человечеству.Образ святого Николая, могущественного чудотворца и благодетеля, стал особенно дорог сердцу русского народа, так как внушал ему глубокую веру и надежду на его заступничество. Вера русского народа в щедрую помощь святого Божия отмечена многочисленными чудесами.
Значительный объем литературы был составлен о нем в самом начале русской письменности. Свидетельства о чудесах святителя Николая, совершенных на Русской земле, были записаны очень рано. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Миры в Бари современником этого события была написана русская версия его жития и отчет о перенесении его святых мощей.Еще раньше было написано восхваление Чудотворцу. Каждую неделю в четверг Русская Православная Церковь особо чтит его память.
В честь святителя Николая были построены многочисленные церкви и монастыри, и русские люди привыкли называть своих детей его именем при крещении. На Руси сохранились многочисленные чудотворные иконы святого. Наиболее известны иконы Можайска, Зарайска, Волоколамска, Угрешска и Ратного. На Русской земле не было дома и храма, в которых не было бы иконы святителя Николая Чудотворца.
Значение заступничества великого святого Божия выражено древним составителем Жития, по словам которого святитель Николай «сотворил много славных чудес как на суше, так и на море, помогая обиженным в беде и спасая» утопление, перенесенное на сушу из морских глубин, поднимающее других от тления и возвращающее их домой, освобождающее от цепей и заточения, предотвращающее поражение мечом и освобождающее от смерти, и дающее исцеление многим; зрение для слепых, ходящих для хромых, слух для глухих и речь для немых.Он принес богатство многим, страдающим от крайней нищеты и нужды, он обеспечил голодную пищу, и для каждого в их нужде он явился готовым помощником, энергичным защитником, быстрым ходатаем и защитником, и, обращаясь к нему, он помогает и спасает. от невзгод. И Восток, и Запад знают этого великого Чудотворца, и все концы земли знают его чудотворение ».
Наш Святой Покровитель | Свято-Николаевская Русская Православная Церковь
Житие Св. Николая Чудотворца
Святой раб Христов Николай вырос в земле Ликийской.Он родился в городе Патара и получил имя Николас, что означает покоритель народов. После своего рождения, еще в купели, он стоял на ногах в течение трех часов, никем не поддержанный этим оказанием чести Святой Троице, Которой он позже покажет себя великим слугой и заступником. Возрастая с годами, юноша рос и в знаниях, совершенствуясь в добродетелях, которым его учили его благочестивые родители. Когда пришло время изучать Священные Писания, св.Николай, благодаря силе и остроте своего ума и помощи Святого Духа, за короткое время достиг большой мудрости и успехов в изучении книг, подобных хорошему пилоту корабля Христа и искусному пастырю разумных овец. Святой Николай сохранил истинное целомудрие, с чистым умом, всегда созерцающий Господа и усердно посещающий храм Божий, следуя псалмопевцу, который сказал: Я избрал быть изгоем в доме Бога моего. Старик, если проявляет юношеские наклонности, для всех посмешище; с другой стороны, если юноша имеет нрав старика, все уважают его с удивлением.Неуместна молодость в старости, но прекрасна и достойна уважения старость в юности.
Святитель Николай был рукоположен в сан священника рукоположением своего дяди епископа Николая Патарского. Святой Николай трудился к труду; бодрствуя и пребывая в непрестанной молитве и посте, он, будучи смертным, стремился подражать бестелесным. Получив наследство от родителей, святитель Николай раздал его нуждающимся. Ибо он не обращал внимания на материальные богатства.Его рука была протянута к бедным, на которых он обильно наливал милостыню, как река, наполненная водой, изобилует ручьями. Именно к этому периоду его жизни принадлежит знаменитая история предоставления приданого трем дочерям местного жителя, пережившего тяжелые времена. У естественного отца возникло искушение прибегнуть к безнравственным заработкам своих дочерей для заработка, истинный священник, духовно осведомленный, спас ситуацию как можно тише. После визита в Палестину святитель Николай вернулся на родину.Он приехал в основанный его дядей монастырь Святой Сион. Он надеялся провести здесь оставшееся время своей жизни, не выходя из дома. Но Бог подготовил его по-другому. И вот однажды святитель, стоя на молитве, услышал голос свыше: «Николай, если хочешь удостоиться от Меня венца, пойди и сражайся за благо мира». Услышав это, святитель Николай испугался и стал размышлять о том, чего этот голос желал и требовал от него. И снова он услышал: «Николай, здесь не поле, на котором ты должен принести плод, которого я ожидаю; но вернись и иди в мир, и да прославится в тебе имя Мое».После этого знаменательного события святитель Николай понял, что Господь нуждается в нем для служения людям для их спасения.
В то время умер епископ этого города Иоанн, архиепископ и главный иерарх всей земли Ликийской; и епископы Ликии собрались, чтобы избрать преемника. Собравшиеся посвятили себя молитве и посту. Самый старый из подарков получил откровение воли Бога. Человек в образе света сказал ему подойти ночью к дверям церкви и посмотреть, кто войдет раньше всех.«Это, — сказал он, — мой выбор; принять его с честью и поставить архиепископом; имя этого человека — Николай «. Таким образом, в кротости и в силу явленного имени Николай был признан, встречен с радостью и в конце концов убедил принять архиепископский престол.
Святитель жил словом Священного Писания: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Он действительно был «примером для верующих в слове, в разговоре, в любви, в духе, в вере и вере». в чистоте ».Его одежда была простой, его еда постная — он ел один раз в день по вечерам. Его дверь была открыта весь день, поскольку он делал себя доступным для нужд людей. Он правил усердно и мудро, будучи в своем лице отцом для сирот, милостивым подателем бедным, утешителем для скорби, помощником обиженным и действительно великим благодетелем для всех. Святой Николай был также среди 318 отцов на Никейском соборе 325 г. н.э. и в своем рвении мужественно сопротивлялся учению Ария.Вместе со святыми отцами Собора он утверждал и проповедовал все догматы православной веры. Его чудеса известны всем концам земли. Он заснул в Господе 6 декабря 343 года нашей эры.
См. Служба, Акафист, Жизнь и чудеса Святого Николая Чудотворца, Монастырь Святой Троицы, Джорданвилль, Нью-Йорк, 1988.
См. Также Охридский пролог епископа Николая Велимировича, Lazarica Press, Бирмингем, Англия, 1985.
.