Центр народных промыслов: Народные промыслы России — О культуре

Содержание

свистульки, гончарный промысел, росписью по металлу, плетение лаптей.

Вылепить глиняную игрушку, сплести липовые лапти или расписать поднос? Приглашаем вас в виртуальный тур по городам и селам, где традиции народных промыслов передаются по наследству. Знакомимся с уникальными ремеслами и #отдыхаемвРоссии.

Слобода Дымково (город Киров) — свистульки для «свистопляски»

Дымковская игрушка

Роспись дымковской глиняной игрушки

Дымковская игрушка

Больше 400 лет назад в слободе Дымково (сегодня — микрорайон города Кирова) появились первые обрядовые игрушки — свистульки. Их изготавливали из красной глины и речного песка к весеннему празднику «свистопляски». Так в Дымково зародился один из самых старинных художественных промыслов России. Знакомый нам облик дымковские игрушки приобрели в XIX веке: их стали расписывать характерными пестрыми узорами.

Туристы обычно приезжают в Дымково летом или осенью: весной здесь случаются паводки. В «вятской Венеции», как называют слободу местные жители, проходят фестивали, конкурсы, концерты, а также мастер-классы по лепке и росписи игрушек. В конце августа дымковчане отмечают Спасов день — главный праздник слободы.

В Кирове работает музей «Дымковская игрушка». Гости музея могут узнать историю старинного промысла, встретиться с мастерицами и вместе с ними вылепить знаменитые глиняные фигурки.

Село Коровино (Владимирская область) — посуда из «глиняного теста»

Посуда перед обжигом, сформованная мастером В.В. Караваевым из с. Коровино Меленковского района Владимирской области. Фото А.Г. Кулешова. 2010

Меленковская керамика. Горшочки для вторых блюд, изготовленные в мастерской Малаховых из с. Коровино Меленковского района Владимирской области. Фото А.Г. Кулешова. 2010

Меленковская керамика. Пивные кружки, изготовленные в мастерской Малаховых из с. Коровино Меленковского района Владимирской области. Фото А.Г. Кулешова. 2010

Мастера гончарного промысла из села Коровино использовали для работы местную глину — белую и красную. Керамику особым образом обжигали, а потом покрывали цветной контрастной глазурью. Прочная и красивая глиняная посуда пользовалась большим спросом на ярмарках Владимира, Суздаля, Мурома и Павлова.

По старинным технологиям изготавливают здесь керамику и сегодня. Мастера сами заготавливают глину. Сначала она хранится в специальных ямах и «дозревает» на солнце. Потом в нее добавляют воду и готовят «глиняное тесто». Вылепленную посуду мастера сушат, потом обжигают и украшают цветной или прозрачной глазурью. Мастера могут покрыть все изделие целиком, расписать его или декорировать «под мрамор», смешивая несколько цветов.

Гости села Коровино могут не только посмотреть на работу мастеров, но и взять несколько уроков по гончарному делу. Туристам здесь расскажут об истории местного промысла и научат основным его секретам.

Деревня Жостово (Московская область) — «цветущие» подносы

Жостовская фабрика декоративной росписи

Жостовский поднос

Жостовская фабрика декоративной росписи

Деревушка Жостово, которая находится недалеко от подмосковного города Мытищи, знаменита росписью по металлу. С начала XIX века жостовские мастера покорили Российскую империю подносами с живописными букетами.

Первую «лакерную мастерскую» открыл здесь крепостной графа Шереметьева Филипп Вишняков в начале XIX века. Сначала здесь расписывали изделия из папье-маше (кошельки, портсигары, табакерки), а к 30-м годам позапрошлого века сразу несколько местных мастерских стали выпускать металлические кованые подносы. Их украшали особой — «жостовской» — росписью: букетами полевых и садовых цветов, словно подсвеченных изнутри, и мелким золотым орнаментом по краю.

Читайте также:

Сегодня в Жостово все напоминает о старинном промысле: даже таблички на фасадах зданий и дорожные указатели выполнены в виде подносов. Многие местные жители открывают собственные мастерские или работают на фабрике декоративной росписи. В единственном в мире Музее подносов гости украшают металлические заготовки сами. После сушки в специальной печи и нанесения лака изделия можно забрать домой.

Поселок Кубачи Дахадаевского района (Дагестан) — золотая инкрустация

Кинжалы конца XIX — начала XX века. Насечка золотом по кости и железу. Фото П.Р. Гамзатовой. 2013

Стремена конца XIX — начала XX века. Насечка золотом по железу. Фото П.Р. Гамзатовой. 2013

Кинжалы конца XIX — начала XX века. Насечка золотом по кости и железу. Фото П.Р. Гамзатовой. 2013

Дагестанское селение Кубачи известно своими традиционными промыслами. «Златокузнецы» изготавливают кольчуги, украшения, посуду из разных материалов: стали и железа, серебра и бронзы, кости и рога. Их инкрустируют цветными металлами. Орнаменты на изделия наносят специальными острыми инструментами, потом в насечку маленьким молоточком вбивают золотую или серебряную проволоку. Самый популярный у ювелиров узор — традиционный растительный, но в декоре используют и геометрические элементы, изображения животных и птиц, национальные орнаменты.

При Кубачинском художественном комбинате работает музей. Здесь хранится сабля персидского полководца Надир-шаха, произведения искусства работы известных местных мастеров и изделия с советской символикой. Изделия кубачинских «златокузнецов» хранятся в Государственном историческом музее и Эрмитаже, а за рубежом — в Лувре (Париж), Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Музее Виктории и Альберта (Лондон).

Село Преображеновка (Липецкая область) — липовые лапти

Лапти

Лапти из липового лыка

Лапти

Главным промыслом села Преображеновка (Липецкая область) были лапти из липового лыка. Волокнистую часть коры здесь заготавливали дважды в год. Ее высушивали и хранили, скатав в мотки. Когда мастера не были заняты на сезонных полевых работах, они распаривали или вымачивали лыко и изготавливали из него лапти. Обувь, созданная в так называемой технике косого плетения, была аккуратной и прочной, покупать ее приезжали из многих окрестных сел и деревень.

Лапти в Липецкой области носили вплоть до середины ХХ века. Как вспоминают местные жители, в военные годы и сразу после войны выбора не было. Сегодня лапти изготавливают только на заказ — для фольклорных ансамблей или в качестве сувениров.

Материал подготовлен порталом «Культура.РФ» и фондом «Перспектива» в рамках Всероссийской акции Общественной палаты РФ #отдыхаемвРоссии.

Музеи народных промыслов России. Знакомимся с историей павловопосадских платков, тульских пряников, елецких и вологодских кружев

Музей вологодского кружева. Вологда. Фотография: Julia Shepeleva / фотобанк «Лори»

Музей вологодского кружева

Музей кружева в Вологде открылся в 2010 году. Он расположился в двухэтажном каменном здании, которое было построено в конце XVIII столетия. Основная экспозиция занимает восемь залов и начинается с коллекции европейских кружев XVII–XVIII веков. В ней представлены работы немецких, испанских, французских, польских мастеров, в том числе изделия из золотых и серебряных нитей.

Остальная часть музейного собрания состоит из нескольких тематических разделов. Гости музея могут увидеть кружева, которые украшали наряды вологодских крестьянок, работы знаменитых мастериц XIX века, изделия текстильных объединений ХХ века. Первый этаж здания занимают залы для временных выставок, художественный магазин и мастерская, где проходят уроки кружевоплетения.

Первые коклюшечные кружева на Вологодчине изготавливали еще в XVI–XVII веках. Крепостные мастерицы, которые работали в усадьбах помещиков, плели из тонких нитей отделку для платьев, скатертей и постельного белья. К XIX веку кружево появилось и в праздничных крестьянских нарядах. В то время в Вологде работали выпускницы петербургской Мариинской школы — Анфия и Софья Брянцевы, Рахиль Фиолетова, Анна Чурина. Вместе они обучили более 1000 молодых мастериц. В 1928 году в Вологде открылась первая профессионально-техническая школа кружевниц, а в 1960-м появилось текстильное объединение «Снежинка», которое работает по сей день.


«Дом елецкого кружева»

Еще один музей коклюшечного кружева находится в городе Ельце Липецкой области. С XVIII столетия в этих краях плели тонкие воздушные изделия с растительными орнаментами, не такие плотные, как вологодские. В 1873 году их впервые показали на международной выставке в Вене. К тому времени работы мастериц из Ельца были самыми популярными в России.

Музей «Дом елецкого кружева» открыл в 2000 году коллекционер Евгений Крикунов. В собрание вошли как старинные изделия, так и работы современных мастеров — шали и косынки, ленточная отделка для простыней и скатертей, ажурные воротнички и манжеты, платья и блузки. Сейчас музей принадлежит фирме «Елецкие кружева», которая работает в Липецкой области с 1974 года. Кроме основной экспозиции несколько залов отведены под временные выставки. В музее проходят тематические экскурсии для взрослых и детей, мастер-классы, праздники и фестивали.


Павловопосадский Музей истории русского платка и шали

В городе Павловском Посаде Московской области находится единственный в России Музей истории русского платка и шали. Его основал в 2002 году коллекционер Владимир Шишенин. Он подарил городу собрание платков, изготовленных с XVIII столетия по начало ХХ века.

В Павловском посаде уже более 150 лет производят знаменитые шали с набивным цветочным рисунком. Гости музея могут увидеть традиционные павловопосадские платки из шерсти, шелка и льна. Кроме них, в экспозицию входят изделия из других губерний — Калужской, Нижегородской, Вологодской, Костромской. Здесь представлены шали с вышивкой, золотой и серебряной отделкой, вязаной или кружевной каймой. Экскурсоводы рассказывают о том, откуда в работах русских мастеров взялись разные виды иностранных узоров: персидские лотосы, лебеди и павлины, иранские «бобы», французский рисунок «мильфлёр», похожий на цветочный букет.

В музее также можно увидеть памятные платки, посвященные разным знаменательным событиям: победам в битвах, коронациям и свадьбам императоров, рождению наследников престола, 300-летнему юбилею династии Романовых. Такие изделия выпускали по специальному заказу монаршей семьи. Их дарили приближенным царя, вручали вместе с наградами, раздавали на праздничных гуляньях. Памятные платки принято было хранить и беречь, как семейную реликвию.


Музей «Тульский пряник»

Музей «Тульский пряник» — один из самых молодых в Туле. Он открылся в 1996 году во флигелях братьев Лялиных, знаменитых тульских самоварщиков и оружейников. Экспозиция занимает две комнаты. В нее входят упаковки для пряников разных времен, предметы обстановки и инструменты из пряничных мастерских. Здесь можно увидеть пряничные доски — резные деревянные заготовки, с помощью которых выпекали разные изделия, украшали их узорами и надписями. Во время экскурсии гости музея узнают, какие пряности и начинки добавляли в тесто, как отмеряли нужное количество ингредиентов, какие традиции и ритуалы соблюдали во время выпечки.

В коллекции представлены и сами тульские пряники — от самого маленького экземпляра величиной с 50-копеечную монету до самого большого в России, весом около 16 килограммов. Многие пряники посвящены памятным событиям из российской истории: подвигу Ивана Сусанина, Бородинскому сражению, коронации Николая II. Экскурсоводы традиционно угощают гостей музея чаем со свежей выпечкой и дарят на память шоколадные медали.


Государственный музей палехского искусства

Село Палех в Ивановской области — древний центр иконописи и лаковой миниатюры. В 1931 году писатель Максим Горький и искусствовед Анатолий Бакушинский предложили открыть здесь музей палехского искусства. Основой экспозиции стали предметы из комнаты образцов при Артели древней живописи. Хранить работы разных лет художникам посоветовал тот же Горький, который увлекался палехской росписью.

Музей открылся в 1935 году, к 10-летию со дня основания художественной артели Палеха. В экспозицию вошли старинные иконы, лаковые миниатюры, эскизы к изделиям и театральным декорациям. Все эти предметы дарили сами мастера или члены их семей.

В 1938 году палехский музей возглавил Герман Жидков. Он считал, что экспозиция должна быть не просто хранилищем образцов народного промысла, но и культурным центром, где художники могли бы познакомиться с произведениями мирового искусства. Поэтому распорядился создать в музее коллекцию российских, голландских, итальянских картин XVI–XIX веков.

Сейчас в палехском музее хранятся старинные русские иконы, картины, образцы лаковой миниатюры: расписные шкатулки, пудреницы, подставки для письменных принадлежностей и другие предметы. В состав музейного комплекса входят и мемориальные квартиры знаменитых палехских художников ХХ века — Ивана Голикова, Павла Корина, Николая Дыдыкина, Николая Зиновьева.


Музей мастеров Шевелевых и каргопольской глиняной игрушки

Город Каргополь находится в Архангельской области. С давних времен местные мастера изготавливали посуду из красной глины и продавали ее на ярмарках. Из остатков материала лепили глиняные фигурки-свистульки: коней, птиц, солдат и барынь, мифических кентавров. Сначала на них процарапывали орнамент, затем стали расписывать.

В ХХ веке одной из самых известных художественных династий Каргополя была семья Шевелевых. Ее основателями стали супруги Дмитрий и Клавдия Шевелевы, которые родились в начале 1900-х годов. Секреты изготовления каргопольских игрушек они передавали детям и внукам.

С 2003 года в доме, где жили Шевелевы, работает Музей мастеров Шевелевых и каргопольской глиняной игрушки. Его основателем и директором стал потомок первых мастеров династии — Владимир Шевелев. В экспозиции представлены работы мастеров разных поколений, старинная глиняная посуда, изделия из дерева и бересты, гончарные круги и другие приспособления для лепки. При музее работает мастерская, где детей и взрослых обучают работе с глиной и росписи игрушек. Кроме того, посетители музея могут побывать на лекциях о гончарном искусстве.


Музей «Филимоновская игрушка»

В Тульской области находится единственный музей филимоновской глиняной игрушки. Он открылся в поселке Одоев в 2009 году. Здесь можно увидеть традиционные свистульки, которые изготавливали в этих краях с XIX века: длинношеих коней и оленей, барынь с младенцами на руках, бравых солдат с гармонью или птицей под мышкой, парные или групповые композиции.

Филимоновские игрушки традиционно лепили из цельного куска синей глины, которая после обжига белела. Чтобы материал не трескался во время сушки, его несколько раз выглаживали мокрой рукой, поэтому фигурка приобретала характерную вытянутую форму. После обжига изделия расписывали яркими красками: красной, желтой, зеленой, реже синей.

Гости музея могут познакомиться с биографиями и работами известных филимоновских мастеров, узнать, как добывали и готовили глину перед лепкой, что означают цвета и узоры на свистульках. Также в здании работает мастерская, где можно увидеть весь процесс создания игрушки или слепить ее своими руками.


Автор: Ирина Кирилина

Центр народных художественных промыслов и ремесел (ЦНХП) в СПб

В связи со сложнейшей эпидемиологической ситуацией Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге — оператор национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — юридическое лицо совещательного органа при губернаторе Санкт-Петербурга — Общественного Совета по развитию малого предпринимательства, запускает чат для предпринимателей «В помощь бизнесу». Чат будет размещен на сайте www.fond-msp.ru. Цель чата стать эффективной коммуникационной площадкой между бизнесом и властью.

Уважаемые коллеги, вы оказались наиболее уязвимой социальной категорией в сложившихся обстоятельствах. Коллективы Совета и Фонда считают своим долгом сделать все от них зависящее для сохранения каждого предпринимателя Санкт- Петербурга. Для этого уже сформулированы и отправлены обращения в федеральные органы государственной власти, содержащие антикризисные предложения бизнес-сообщества нашего города. Есть много инструментов поддержки на региональном уровне, которые мы вместе с Вами будем формулировать и направлять губернатору и Правительству города. Руководство города готово к продуктивному диалогу с бизнесом.

Для работы чата будут привлечены сотрудники Фонда – юристы, эксперты, консультанты. Планируется также участие исполнительных органов власти Санкт-Петербурга: Комитета по промышленной политике инновациям и торговле, Комитета имущественных отношений, Комитета по государственному заказу, Комитета по труду и занятости населения, а также инфраструктур поддержки предпринимательства: Фонда содействия кредитованию, Центра поддержки предпринимательства.

Вопросы, требующие внесения изменений в нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, будут направляться в городской штаб по поддержке бизнеса.

Уверена, что вместе мы сможем преодолеть все трудности!

Председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, директор Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге

Елена Церетели

Центры ремёсел — Путеводитель по русским ремёслам

Архангельская область

Вологодская область

ВЕЛИКИЙ УСТЮГ
Один из древнейших городов на русском Севере, сохранивший богатое культурное наследие

Воронежская область

КАРАЧУН
Былой центр карачунской игрушки

Дагестан

БАЛХАР
Балхар — село в Акушинском районе Дагестана, известный центр народной художественной керамики

Костромская область

КОСТРОМА
Город прославился ювелирным, иконописным, текстильным и другими промыслами

Курская область

КУРСК

Старинный город, центр Курского края, где издавна развиваются местные ремёсла и промыслы 

Московская область

ЖОСТОВО
Жостово — деревня в городском округе Мытищи Московской области Российской Федерации

Смоленская область

ТАЛАШКИНО
Значительный центр российской художественной жизни, сопоставимый с Абрамцевым

Челябинская область

КАСЛИ
Крупный индустриальный и культурный центр, а также центр народного промысла Каслинского художественного чугунного литья

Магазин «Русские ремесла» — интернет-магазин, где вы можете заказать изделия русских народных художественных промыслов 24/7/365.

Мы вам позвоним или напишем, уточним заказ и договоримся о доставке.


Поделиться ссылкой:

  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
  • Послать это другу (Открывается в новом окне)
  • Нажмите для печати (Открывается в новом окне)

Понравилось это:

Нравится Загрузка. ..

Русские народные промыслы

С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.

 

Содержание:

 

Гжельская роспись

С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века.

Керамическая посуда из Гжели

Формирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.

Чайный сервиз из Гжели

Специалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Это работы таких  художников, как Азарова, Денисов, Неплюев, Федоровская, Олейников, Царегородцев, Подгорная, Гаранин, Симонов и другие. Каждый из этих  мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает. Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования.

 

Жостовская роспись

В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю — выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.

Поднос с жостовской росписью

Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).

Поднос с жостовской росписью

Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.

 

Палехская миниатюра

В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области. В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. (Примечательно, что в этих краях проживал известный старообрядческий отшельник Вавила. Родом из Франции, он пришел на владимирскую землю, чтобы принять Старую Веру и вести уединенный образ жизни. Подробнее о Вязниковском уезде читайте в статье «Приключения француза в старообрядческой России»).

Палехская лаковая миниатюра

После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.

Палехская лаковая миниатюра

Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.

 

Федоскинская миниатюра

Федоскинская миниатюра — это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше. В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная».

Федоскинская миниатюра

Федоскинская миниатюра зародилась в конце XVIII века в селе Федоскино Московской губернии. Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.

Федоскинская миниатюра

В XIX веке федоскинская миниатюра служила в большей степени декоративным целям. В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться.

 

Хохлома

На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.  

Хохломская роспись

Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия  серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.

Хохломская роспись на разделочной доске

Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.

 

Городецкая роспись

Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города.

Городецкая роспись

Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки.

Городецкая роспись

Вот что говорит В.С. Воронов о городецкой росписи:

Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи.

 

Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.

Мезенская роспись на подносе

Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Мезенская роспись на разделочной доске

В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Москве.

 

Вологодское кружево

Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). Как отдельное ремесло со  своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.

Вологодское кружево

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен.

Вологодское кружево

Сюжеты вологодского кружева самые разные — от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику.

 

Елецкое кружево

Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на коклюшках. Этот вид кружева возник в начале XIX века в городе Елец.

Елецкое кружево

Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.

Елецкое кружево

Считается, что елецкие кружева более легкие и изящные, нежели вологодские.

 

Мценское кружево

Мценское кружево — вид русского кружева, которое плетется на коклюшках.

Мценское кружево

Мценское кружево появилось в городе Мценске Орловской области в XVIII веке. Это стало возможным благодаря местной помещице Протасовой, которая собрала мастериц из разных уголков России и  основала  мануфактуру — самое крупное на тот момент производство кружева в России.

Мценское кружево

Отличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом, узор в нем менее плотный и насыщенный, как пишут специалисты — более «воздушный».

 

Вятское кружево

В начале XVIII века в Вятской губернии появляются мастерицы, занимающиеся изготовлением кружева. Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель.

Вятское кружево

Наиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности.

Вятское кружево

В условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске (бывшая слобода Кукарка), была закрыта. Только совсем недавно, в 2012 году, в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», мало-помалу возрождающий традиции старинного ремесла.

 

Оренбургский пуховый платок

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного на специальную основу (х/б, шелк или другой материал).

Оренбургский пуховый платок

Этот промысел возник в Оренбургской губернии в XVIII веке. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.

Крупнейший оренбургский пуховый платок в России

В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические  условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края. 

 

Павловопосадские платки

В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки — это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором.

Павловопосадские платки

В 70-х гг. XIX века формируется привычная нам палитра платков, расширяется ассортимент платков с натуралистическими цветочными мотивами. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам.

Павловопосадские платки

До 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.

 

Крестецкая строчка

Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия.

Крестецкая строчка

Крестецкая строчка — это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка.

Крестецкая строчка

Вышивка выполнялась на ткани изо льна, причем нити, основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.

 

Каслинское литье

Каслинское литье — художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли.

Каслинское литье

Этот завод основал в 1749 году купец-старообрядец Яков Коробков, прибывший сюда c семьей из Тулы. Он руководствовался указом Петра I, гласившим:

Соизволяется всем и каждому, дается воля, какого бы чина и достоинства не был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить, чистить всякие металлы и минералы.

Скульптура «Россия» Н.А. Лаверецкого, каслинское литье, 1896 г.

Большую часть работников завода также составили старообрядцы, прибывшие из разных мест на Уральскую землю, где были не так ощутимы гонения на старую веру.

Каслинское литье

Традиции Каслинского литья — графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов — сложились в XIX веке. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году.

 

Шемогодская прорезная береста  

Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду.

Шемогодская прорезная береста

Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом».

Шемогодская прорезная береста

В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате (Вологодская область). И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды.

 

Варнавинская резьба по кости

Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа.

Варнавинская резьба по кости

Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни), шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров.

Варнавинская резьба по кости

Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.

 

Абрамцево-кудринская резьба

Абрамцево-кудринская резьба — это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.

Абрамцево-кудринская резьба

С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.

Абрамцево-кудринская резьба

Расцвет этого промысла приходится на советский период времени — 20-40-е годы. Заказы работникам кудринской артели «Возрождение» поступали даже от Третьяковской галереи. Исторические и современные изделия, сделанные в стиле абрамцево-кудринской резьбы, были представлены на международной выставке в Париже в 1937 году. После распада СССР фабрика кудринской резьбы была закрыта. Сегодня промысел сохраняется благодаря работе частных мастеров.

 

Гусевский хрусталь

История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.

Гусевский хрусталь

Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.

Гусевский хрусталь

Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.

 

Филигрань

Филигрань (или скань) — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.

Шкатулка. Скань

Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.

Казаковская филигрань. Шкатулка

Центрами сканного дела сегодня являются:

  • Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань.
  • Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка и другое.
  • Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.

 

 Финифть

Финифть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зеленый.

Вологодская (усольская) финифть

Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Промысел возник в XVII веке в Сольвычегодске. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические. Однако в начале XVIII века стала популярна однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 1970-е годы XX века началось возрождение «усольской» многоцветной финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.

Ростовская финифть

Также существует ростовская финифть — русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростове Великом Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняют на эмали прозрачными огнеупорными красками, которые были изобретены в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.

 

Малахитовые изделия

Малахит — зеленый минерал с богатыми оттенками, хорошо поддающийся обработке. Камень может быть от светло-зеленого до черно-зеленого цветов, а первая поделка насчитывает более 10 тысяч лет. Плотные разновидности малахита хорошего цвета и с красивым рисунком высоко ценятся, их с конца XVIII века употребляли для облицовки плоских поверхностей.  С начала XIX века малахит используется для создания объемных произведений — ваз, чаш, посуды.

Малахитовая шкатулка

Широкую известность за пределами России малахит получил благодаря заказам Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, подготовленной А.Н. Демидовым. Благодаря Демидовым с 1830-х годов малахит начинают использовать как материал для архитектурной отделки: первый малахитовый зал был создан по заказу П.Н. Демидова архитектором О. Монферраном в особняке в Санкт-Петербурге на ул. Б. Морская, 43. Роскошные интерьерные работы с малахитом были выполнены в Исаакиевском соборе. Также малахит используют для изготовления ювелирных украшений. Техника облицовки малахитом называется «русская мозаика». В ее основе лежит принцип, который использовался европейскими мастерами для снижения стоимости изделий из лазурита еще в XVII веке: тонко напиленными пластинками камня покрывают поверхность предмета из металла или дешевого камня. Так создается иллюзия резьбы из монолита.

Малахитовые колонны иконостаса

Малахитовому промыслу посвящены сказки русского писателя Павла Петровича Бажова, который начинал свою карьеру учителем в школе  глухой уральской деревни Шайдуриха, заселенной старообрядцами. От них писатель перенял немало интересных историй и легенд, связанных с жизнью на Урале и фольклорными обычаями местного населения.

МБОУ ДО ЦРТ «Народные ремесла» Чунский

В России формируется Главный интернет-сервис продвижения конкурентноспособных направлений культурно-досуговой деятельности субъектов Российской Федерации.

Руководствуясь задачей содействия развитию культуры и сохранения народных традиций, — важного условия укрепления государственности, обозначенного Президентом РФ на первом заседании Государственной Думы Собрания Российской Федерации седьмого созыва 5 октября 2016 года, ИОА «Новости России» и редакция журнала «Экономическая политика России» формируют Главный интернет-сервис продвижения конкурентноспособных направлений культурно-досуговой деятельности субъектов Российской Федерации.

Целями формирования данного бесплатного ресурса является:

  • демонстрация творческих проектов, направленных на пропаганду народных традиций регионов и муниципальных образований, а также на приобщение детей и взрослого населения к достижениям отечественной и мировой культуры;
  • освещение инновационных методик учреждений и организаций культурно-досуговой направленности в работе с населением;
  • презентация лучших практик органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в создании качественной культурной среды, доступных культурных благ, равных условий для творческой деятельности, увеличении охвата населения учреждениями культурно-досугового типа;
  • выявление конкурентных преимуществ учреждений, организаций и предприятий в улучшении культурного имиджа, повышении эффективности оказываемых услуг в системе культурно-досуговой деятельности регионов России;
  • размещение информации о работе учреждений и организаций в направлениях приобщения детей и молодежи к участию в познавательных, творческих, краеведческих, благотворительных организациях, объединениях и коллективах, внедрения перспективных проектов, связанных с различными видами культурно-досуговой деятельности.

Пользователями Главного интернет-сервиса продвижения конкурентоспособных направлений культурно-досуговой деятельности субъектов Российской Федерации являются государственные федеральные и региональные органы управления, а также учреждения, организации и предприятия системы культурно-досуговой деятельности всех видов муниципальных образований с учетом добавлений Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136−ФЗ (сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район).

Зарегистрированные на портале учреждения, осуществляющие управленческие функции, музеи, театры, библиотеки, кинотеатры, парки культуры и отдыха, выставочные залы, дома культуры, образовательные и другие организации системы культурно-досуговой деятельности субъектов РФ могут обсуждать новые направления регионального развития и территориального планирования с целью повышения роли объектов культурного наследия городов и поселений, программы развития благоприятной для становления личности информационной среды, размещать новости о своих успехах в развитии социально-значимых  проектов на местах, а также публиковать актуальные предложения качественных услуг населения. 

 Предоставление бесплатной юридической помощи в Иркутской области

Из опыта работы педагога ДО Черной Анны Ибрагимовны

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях разновозрастной группы


Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности.

Л. И. Швецова

На протяжении всего периода работы в Центре «Народные ремесла» ко мне приходят обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  Я расскажу о работе с такой категорией детей, наших достижениях. Читать далее

Ремесленный Центр — Модные Ремесла Роскоши.

Таких уникальных вдохновений на то, чтобы пройти качественный курс с вашими экскурсионными подарками в этом году. Во-первых, качественный подарок показывает ту сумму, которую вы о нем думаете! Вы отказываетесь от стремления сделать что-то новое для получателя одобрения, и они будут уважать знак, не обращая внимания на то, что представляет собой подарок. Во-вторых, создание умеренных, кропотливо собранных обогащений — это четкий метод, который расширит ваши планы о расходах до 4-х дней.Рождественский сезон может быть очень дорогим, и подарки, а не их получение, в целом избавят вас от сожжения.

Мыло для декупажа

Очищающее средство для декупажа? Я никогда не знал о таком чуде, как это! В любом случае, эти кусочки мыла оказались такими очаровательными, и на их изготовление уходит несколько минут. Кроме того, действительно, очищенное средство будет оставаться установленным на протяжении всего срока службы очищающего средства!

Доска сообщений в рамке с изображением

Листы сообщений — это популярный домашний стилистический шаблон в настоящее время, и их совсем не сложно сделать своими руками! Вы можете сделать свой собственный подарок в качестве благословения, используя старый рисунок, немного веревки и несколько очаровательных этикеток с благословениями.

Держатель ключей для деревянных плит

Вот идеальный подарок для очаровательных пустых голов на всю жизнь. ; -) Дайте им приятное и практичное место, где можно повесить ключи! Мне нравится сочетание крашеного и неокрашенного дерева в готовом изделии.

Пробковая доска с зубчатыми краями

Подарите своим друзьям и семье пожертвование ассоциации в этом году! Вы можете найти пробки для недорогих долларовых магазинов и секонд-хендов. На этом этапе все зависит от вас, а все необходимое — это немного художественной краски! Я считаю эту зубчатую структуру привлекательной, но вы можете нарисовать любой план, какой захотите.

Бомбы для ванн Rainbow Sprinkle

Бомбочки для душа собственной сборки всегда приносят необычайное благо! Они сделаны с радужной посыпкой, чтобы сделать их значительно более увлекательными.

Меньше, чем ожидалось Рамочные магниты

Кажется, у меня никогда не бывает достаточно магнитов для ледяных ящиков для всего, что мне нужно повесить, поэтому я бы постепенно купил пару этих магнитов! Вы можете сделать тонну из них за короткий промежуток времени, поэтому они будут необычным решением, если у вас будет большое благословение в этом году.

Подставки под плитку

Для каждой табуретки нужна пара подкладок, и у каждого есть концевой столик! Эти подкладки для плитки слишком важны, и вы можете переделать их, чтобы они соответствовали стилю того, кому вы их предлагаете.

Праздничные кружки с ручной росписью

Мне никогда не бывает достаточно кружек. Эти расписанные вручную чашки станут необычным подарком для всех, кто любит эспрессо и горячее какао на всю жизнь!

Окрашенные бутылки

Мне нравятся эти расписные контейнеры, и ваш получатель благословения может использовать их с разных точек зрения! Они могли использовать их как банку для новых или засохших цветов, или как чашку для карандашей, или что-то подобное как красивую стильную вещь.

Официальный веб-сайт уполномоченного по развитию (ремесла), Министерство текстиля, правительство Индии

Центр содействия торговле и музей ремесел, Варанаси

Вручение Shilp Guru и национальной премии мастерам-мастерам за 2016 год

Вручение Shilp Guru и национальной премии мастерам-мастерам за 2016 год

Церемония открытия выставки Textiles India 2017 в Гандинагаре, Гуджарат, 30 июня 2017 года.

Сделать в Индии

Оптовая продажа украшений из рогов и лака

    • Регистр
    • Логин