Благовещенский собор, Гороховец
На городском посаде собор появился в начале XVII века. По переписным книгам Гороховца 1646 года соборная Благовещенская церковь уже числилась «в острожном месте» и была «древяна верх шатром».
В 1700 году вместо нее был воздвигнут каменный Благовещенский собор, увенчанный пятью главами и крытый железом на четыре ската. Он высится на центральной городской площади, как бы раздвигая в стороны все разностилье толпящихся рядом построек и перекрывая мощью своего эпического звучания суетную многоголосицу городской жизни.
Именно таким хотел его видеть «гостиной сотни человек» Семен Ершов, когда бил челом и давал немалые деньги на его постройку. Людям на загляденье, себе на прославленье! Одаривал собор купец как мог. Еще в 1685 году он сделал богатый по тому времени вклад в виде серебряных сосудов.
Не отставал от него и купец Иван Ширяев. Тот в 1710 году подарил серебряный ковчег в виде церкви и серебряную чару в виде виноградной кисти, о чем подробно повествуют соборные книги.
В советские годы часто фрески белили, так как собор стоит на центральной площади, где проходили праздничные демонстрации. Однако уже всего через неделю лики святых снова проступали.
Следует упомянуть и об уникальных западных дверях Благовещенского собора, которые ныне сняты и хранятся в запасниках Гороховецкого историко-архитектурного музея. Кованые створки их обложены крашеной слюдой красного и синего цветов по бересте, а сверху, как паутиной, обтянуты ажурными орнаментами из просечного металла. Только в нескольких городах России можно увидеть такое сказочное великолепие.
Рядом с собором расположена небольшая зимняя церковь Иоанна Предтечи, построенная в начале XVIII века. Пожалуй, наиболее полно всю значительность построек соборного ансамбля начинаешь ощущать, когда оказываешься под низкими, как бы придавленными сводами этого храма. Его интерьер камерный. Снаружи церковь более нарядна. Это достигается за счет богато оформленных наличников, имеющих стройные полуколонки с пышными коринфскими капителями и изысканные «раковины» на очелье.
В то же время, что и собор, построена отдельно стоящая колокольня. Стройная и высокая (ее высота 37 м), она занимает доминирующее положение не только в ансамбле соборных построек, но и во всем городе. Она шатровая, типа «восьмерик на четверике» и имеет необычно заниженный четверик по сравнению со стройным и легким по пропорциям восьмериком. Это чисто гороховецкая особенность постройки. Как и подобало, соборная колокольня была центром площади и имела представительный вид, чему немало способствовали установленные на ней когда-то городские часы-куранты.
К юго-востоку от собора находится часовня. Это самая поздняя постройка ансамбля. Она была возведена одновременно с несохранившейся оградой в 1887 году на средства купца М. Ф. Сапожникова в память об убитом императоре-освободителе Александре II, посещавшего Гороховец и делавшего вклады в главный городской собор.
Фотографии Благовещенского собора
Благовещенский собор, Гороховец. 2021. Отели рядом, фото, видео, как добраться
Благовещенский православный собор был возведен в XVIII веке. Ранее на этом месте стояла древняя Соборная церковь, срубленная из дерева. Деньги на храм выделил местный купец Семен Ершов, заказавший проект здания с размахом. На сегодняшний день — это самое высокое здание Гороховца. В основу собора была положена каноническая схема, по которой строилось множество православных церквей. Зодчие поставили храм таким образом, что он стал центральной частью будущего города.
В XVIII веке Гороховец был застроен в основном одноэтажными зданиями. Поэтому Благовещенский собор смотрелся величественно и торжественно. За годы существования он остался почти таким же, как и во время постройки. Типичная для своего времени кубическая форма венчалась крышей с пятью барабанами и небольшими главками. Фасады имели расписные детали, которые почти стерлись и не были восстановлены. Высота отдельно стоящей колокольни — 37 метров. Звонница заканчивается крышей в виде шатра с небольшой главкой. Архитекторы создали интересный контраст, противопоставляя основательному и тяжелому строению церкви легкую и стройную колокольню, устремленную ввысь своей острой главой. Мастера увязали в единый ансамбль такие разные по форме и воздействию архитектурные формы, придав им целостность и законченность.
Собору принадлежит часовня, построенная позднее основного здания в 1887 году. Она была возведена в память императора Александра II по воле благотворителя М. Ф. Сапожникова. Одновременно строилась и каменная ограда вокруг храма, сегодня она не сохранилась. По форме часовня напоминает куб с крышей в виде шатра, на котором находится небольшая главка. Фасады здания украшены каменным декором в русском стиле по моде своего времени. В наше время в часовне размещается сувенирная лавка.
Внутреннее убранство Благовещенского собора пополнялось и обновлялось до революции. Сегодня оно почти полностью утрачено. Храм гордился своими старинными намоленными иконами. Среди них особенно чтился лик Смоленской Богоматери, который не раз являл чудеса исцеления. В соборе хранились и дорогие подарки, преподносимые богатыми жителями города. Например, в 1710 году Семен Ершов подарил церкви серебряную посуду, а Иван Ширяев жертвовал позолоченную чару и ковчег из серебра.
Сегодня Благовещенский собор является частью краеведческого музея и пока закрыт. В запасниках музея хранится не так много подлинных драгоценных вещей из храма. Среди них имеется храмовая западная дверь — уникальное творение гороховецких мастеров. Она покрыта тонким листом железа с вырезанными узорами, сквозь которые просвечивается драгоценными камнями слюда. Жители Гороховца гордятся тем, что Благовещенский собор был показан в одной из картин Никиты Михалкова «Солнечный удар», снятый по мотивам произведений Ивана Бунина.
Гороховец, Владимирская область, Благовещенский собор, 1700 год.: lidushka_39 — LiveJournal
- lidushka_39 (lidushka_39) wrote,
lidushka_39
lidushka_39
Своеобразный холмистый рельеф местности придаёт пейзажу 850-летнего города (в 2018 году у Гороховца – юбилей) дополнительную живописность, а весьма высокая плотность архитектурных памятников на единицу площади делает Гороховец одним из интереснейших объектов изучения для знатоков и любителей отечественной как истории, так и архитектуры. От себя лично добавлю – незабываемых и неповторимых объектов.
Как раз тогда начинает раскручиваться маховик прогрессивных Петровских реформ, затронувших едва ли не все сферы государственного устройства, со страшным скрежетом развернувших впоследствии Россию-матушку в сторону Европы. Столичные новости о происходящих преобразованиях до провинции доходили не быстро – но верно, и безошибочное чутьё русское подсказывало – что-то грядёт. Особенно хорошо это чувствовали те горожане, коим по роду своей деятельности приходилось часто бывать в Москве – то есть, предприниматели.
Вот на Базарной площади мы для начала и остановимся. Слева – здание Торговых рядов и Городской думы (1893 г).
Снимок с нижнего пролета лестницы, ведущей по склону Пужаловой горы от Дома Ершова (мы его подробно изучили в прошлой части рассказа) в Нагорную (”верхнюю”) часть города. Снизу вверх взбираются крыши, кресты куполов взмывают в небеса. Здание с пустыми окнами, загораживающее Собор – дореволюционное Высшее начальное училище – построено в 1876 году, в советское время стало средней школой, переведенной в 1995 году в новое здание. Опустевший ветшающий памятник архитектуры портит пейзаж и требует основательного ремонта.
Вообще ходить по Гороховцу нужно только пешком (тем паче что дороги здесь убитые и авто лучше поберечь), не торопясь, имея возможность остановиться и осмотреться на 360 градусов вокруг — чтобы не пропустить ничего.
Город очень хорош. Нетронут. Уютен. Лекарство для сокрушенных сердцем…Для любителей русской старины просто кладезь пейзажей. Фоном — шатры и купола, древние, огромные. И в любом уголке старого Гороховца — несколько эпох «в одном флаконе».
Заказчиком строительства Сретенской монастырской церкви, построенной ранее, в 1689 году (на следующем снимке её северный фасад), стал всё тот же Семен Ершов — есть возможность сравнить архитектуру двух зданий.
Традиционное русское жизнерадостное каменное узорочье, оконца с наличниками, изящные барабаны, главы которых покрыты уникальным многоцветным глазурованным лемехом, просторная трапезная, нарядное крыльцо с полуарками и фактурными столбами.
Но вернемся к собору. Чтобы сделать следующий снимок, нужно перейти Клязьму по наплавному мосту и на противоположном берегу встать напротив Благовещенского собора спиной к Знаменскому монастырю:
А вот этот кадр – на разрыв сердца:
Глядя на него, хочется всё бросить, взять отпуск, оставить кошку на домашних, собрать в рюкзак фотокамеру, ноутбук и паспорт, забронировать места в “Сапсане” и “Ласточке” – и обратно, к этим пронзительным куполам в закатных лучах, в тихий вечерний покой, где безлюдно, где леса до горизонта, где простор, свобода и воздух, где остался кусочек сердца…
Сейчас будет один из моих любимых снимков:
Всё смешалось в прекрасном Гороховце — земное и вечное соседствует рядом. Храмы невероятной мощи — и развешанное во дворе неподалеку бельё) Жительница выйдет, и пока вы пытаетесь уместить 37-метровое шатровое чудо в кадр, расскажет, как девчонкой она лазила на эту колокольню. А потом кот об ноги потрется и поклянчит курицу с бутерброда)
Ну вот мы вплотную подошли к Благовещенскому собору – самое время внимательно рассмотреть его в деталях.
С момента создания (1700 год) в архитектуре собора не произошло никаких перестроек, поновлений, перепланировок и реконструкций. Храм дошел до наших дней именно таким, каким его хотел видеть (и увидел) ”Гостиной сотни человек” Семен Никифорович Ершов. Без вычурной отделки. Строгим, аскетически суровым, мощным, величественным и торжественным. Настоящим Монументальным Городским Собором – отличным от остальных культовых построек Гороховца той эпохи. Храм четырехстолпный, трехапсидный, крестово-купольный, мощный куб увенчан массивным пятиглавием, центральная глава которого в поперечнике обведена серебристой лентой, а пять барабанов прорезаны продольными окнами – для достаточного освещения подкупольного пространства (нынче частично заложены).
Все барабаны декорированы изящным колончатым поясом и узорным карнизом. Покрытие собора четырехскатное (и таковым и было изначально), фасады здания делятся пилястрами на три прясла, в каждом из которых расположены по одному-два окна, утопленные в толщу стен.
К немногочисленному фасадному убранству можно отнести ажурный пояс, обрамляющий алтарные апсиды, а также межапсидные изящные полуколонки. К южному входу храма пристроено крыльцо, опирающееся на круглые столбы.
В полукружьях декоративных закомар сохранилась живопись, датируемая началом 20 века – поблекшие от времени изображения.
Говорят, при Советской власти их многократно пытались забелить, но роспись каждый раз проступала вновь.
Наставление предков потомкам, на стене древнего храма в маленьком провинциальном городке, прозрачные полустертые образы — лики, крылья, нимбы, простертые длани…А зритель, задрав голову, наблюдает это с бренной земли — посреди заросшего сорняками и кустарником двора двухэтажного деревянного дома, почти упирающегося в стену храма. В Гороховце всё рядом, впритык, легенды и будни, очарование и рутина…
Фреска на сюжет Успения Богородицы, в руках Иисуса Христа бессмертная Её душа, которую Он сопровождает на небеса. Вокруг — апостолы, скорбеющие о Её кончине.
Интерьер собора также расписан – судя по манере письма, в конце 19 века, живопись, конечно же, в чудовищном состоянии, но сюжеты кое-где вполне просматриваются. И даже можно разобрать две надписи над входными проёмами – в первой говорится о том, что ”вместо деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в конце семнадцатого столетия построен сей собор гороховлянином посадским человеком Семеном Никифоровичем Ершовым и освящен 13 июня 1700 года”. Вторая надпись извещает, что в августе 1837 года Его Императорское Высочество наследник Российского престола Александр Николаевич “изволил удостоить сей собор своим высочайшим посещением ”. (В то время года в Гороховце, по пути из Владимира в Нижний Новгород, побывал будущий император Александр II в рамках своего масштабного турне по городам европейской части Российской империи).
После запрета богослужений в 1920-х годах пустому храму долго не могли найти подходящего применения и в 1934 году уже решились было взорвать – но, к счастью, рука не поднялась, приспособили под ”склад торга”.
Сейчас внутрь Благовещенского собора попасть невозможно – на дверях замок. А посмотреть там есть на что. Сим-сим, ну откройся же, я за тысячу верст сюда приехала)
Одновременно с возведением собора рядом строилась шатровая 37-метровая колокольня – все гороховецкие колокольни той поры похожи друг на дружку, словно сестры-близнецы.
Единый проект предусматривал сооружение высоченного, крытого шатром, восьмерика на чересчур заниженном основании-четверике. Что удивительно — ту же конструкцию имеют некоторые деревянные колокольни наших русских северных храмов, в частности, в Согиницах в Ленобласти в 900 км отсюда – эх, и невелика же, однако, Россия-матушка))) Возможно, зодчий был северянином – по Волге и Шексне до Белого озера добраться можно, а там уже и Архангельская волость рядом.
В отличии от собора, для колокольни не пожалели традиционных русских каменных декоративных элементов, сосредоточенных на ярусе звона и шатре – плоскости восьмигранника завершены поперечным поясом ширинок, по паре на грань, над которыми обустроены восемь же арок с кокошниками. На гранях шатра – люкарны в два яруса (верхний ярус – глухие). Ребра многогранников выделены профильной тягой на шатре и лопатками на восьмерике.
Вполне возможно, что колокольню и собор строили два разных зодчих – Ершов мог себе позволить пригласить новомодного столичного архитектора. Похоже, чтобы уходя оставить о себе память, он так и сделал…К 1700 году Семену Никифоровичу было уже за шестьдесят, жизнь клонилась к закату. Помните огромный трехэтажный каменный особняк, о котором я рассказывала в прошлой гороховецкой статье, превращенный нынче в Музей купеческого быта?
Дом строился с размахом, явно для большой семьи – вместительный и добротный. НО. В конце 1690-х годов братья Семен и Михаил Ершовы сперва продают свои винокурни – ”золотую жилу”, источник их баснословного богатства. Не передают детям (если таковые имеются), как обычно поступают родители, с целью продолжения семейного дела, а продают своим же конкурентам, тоже братьям, и тоже гороховчанам Ивану и Григорию Ширяевым. Еще одну винокурню оставляют … своему бывшему работнику и ближайшему помощнику. Разве это не странно?
Громадные каменные жилые ершовские хоромы примерно в те же годы проданы тому же Ивану Ширяеву (вместе с винокурнями), потомство которого (действительно обширное и шумное) жило в доме еще лет семьдесят.
Ладно, Бог с ним, с бизнесом – но ведь дом-то явно детям должен был остаться. У самих Ершовых наследников не было? Грустно, но именно эта мысль приходит в голову. А одинокий человек, даже сказочно богатый и могущественный, остаётся, увы, одиноким – никакие деньги и почести не заменят семью. Герой нашего рассказа, гороховецкий купец и благотворитель Семен Никифорович Ершов, уходит из жизни в начале 1700-х годов. Построив напоследок Благовещенский собор. Для начала продав заводы, часть средств раздает монастырям, а на оставшуюся сумму нанимает московских зодчих, объяснив им, что добрую память о себе оставить хочет на родной земле – достойную, благолепную и благородную. Столичные же строители, вполне в духе своего времени, учитывая новые заморские веяния, собор построили, какого в Гороховце и не было доселе. Строгий, внушительный и подавляющий своей мощью.
…Так ли оно было на самом деле – сейчас и не скажешь. Есть версия, что наш герой перед уходом принял монашеский постриг – на Руси немало богатых людей завершали свой век, сменив суету мира на тишину келий. А Семен Никифорович жертвовал монастырям серьезные суммы – словно заранее обитель себе присматривал…
Вплотную к Благовещенскому собору Ершова в 1710-х годах (пока еще не наложен 27-летний запрет на любое каменное строительство по всей Руси) была пристроена миниатюрная “теплая” церковь Иоанна Предтечи (на следующем снимке) – меценатом стал уже другой гороховецкий «миллионщик», Иван Ширяев, скупивший у Ершовых заводы и каменный особняк – считай, всё их наследство.
Мне кажется, Предтеченский храм (стиль зодчества которого в те годы был уже архаикой – век узорочья ушел в прошлое) тоже в память построен. Возможно, из какой-то далекой обители весть пришла о кончине Семена Никифоровича Ершова…
Таганрог, ул. Карла Либкнехта, д. 49, 1860-е (?) гг.
Миниатюрный таганрогский неоренессанс последней трети (?) XIX в. Не найден в списках объектов культурного наследия — что является, скорее, нормой,…
Мариенбург, ул. Рыбакова, д. 27, начало 1900-х гг.
Июль 2021 г в Ленобласти определённо удался, +35 ◦ С и солнцепёк. Бродить в поисках архитектурных раритетов – самое время: световой…
Таганрог, Донской переулок, д. 18. 1900-е гг.
Шикарно сохранившийся, лаконичный таганрогский модерн. Расположен в тишайшем Донском переулке — и резко выделяется своим экстерьером на фоне…
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
Благовещенский собор (Гороховец) |
Гороховец. Благовещенский собор и колокольня 1700
«СОБОРНУЮ ЦЕРКОВЬ УЧИНИЛИ КАМЯНУ И ЗВОННИЦУ ИЗРЯДИЛИ».
Соперничество, а скорее всего прямая борьба на фронте наживы, между Ершовыми и Опариными получила своеобразное отражение в архитектуре города. Почти одновременно с постройкой дома Опариных, немного позднее, возводится каменный Благовещенский собор (освященный в 1700 г.). Он сменил древнюю соборную церковь, которая была «древяна», построена «клецки», «главы обиты чешуею деревянною». Расположенный в шестидесяти с небольшим метрах от маленького дома, возведенный «иждивением» все того же Семена Ершова, он подавлял своей массой опаринское здание. Он как бы наглядно демонстрировал силу и могущество Ершова, который в 1690 году принимается в гостиную сотню. Трудно было примириться с этим Опариным, еще не забыты высокомерные речи Семена сына Никифора Ершова, еще не изгладилась обида, нанесенная тяжбой. Как бы отворачиваясь от строения Ершова, загородившего домик, Опарины переносят крыльцо на другую сторону, к реке, и делают его каменным. Крыльцо сильно выдвигается вперед, его светелка ставится на приземистые, мощные опоры, очень близкие по формам столбам у входов в Благовещенский собор. Оно гордо несет девичий теремок, его преувеличенный масштаб иносказательно говорит о возросшем общественном весе рода Опариных. Так еще раз история столкнула именитых гороховецких купцов. Памятники неотделимы от людей, они мертвы без них. Для того чтобы их оживить, надо оживить людей, их помыслы и художественные идеалы.
Благовещенский собор был сооружен по канонической схеме, по какой строили на Руси сотни культовых зданий. И все-таки какое-то необъяснимое чувство подсказало зодчим решение, которое придало ему определенную индивидуальность, а главное, связало этот храм со всем обликом Гороховца. В отличие от монастырских церквей собор необычайно монументален, он главенствует над площадью. Строители Благовещенского собора размещают верхние и нижние окна в общей достаточно широкой нише. Крупные лаконичные формы ниш, созвучных широким, массивным лопаткам, придают сооружению монументальность.
Подобно великану, возвышается собор среди малоэтажной застройки. Ощущению огромной силы от объема храма способствует противопоставленная ему стройная колокольня. Если собор зрительно придавлен тяжелым пятиглавием с огромными «луковицами» на широких барабанах, то колокольня, наоборот, дерзко и легко вздымается вверх. Впечатление взлета достигается низким четырехугольным основанием и более вытянутыми пропорциями. В то же самое время колокольня сохраняет традиционные для Гороховца построение и формы. Талант мастера проявился в умении найти необходимый художественный контраст, усилить его, изменив соотношения отдельных элементов и увязав их в единое гармоничное целое.
Интерьеры Благовещенского собора «поновлялись» в дореволюционные годы и утратили первоначальный вид. В храме имелось несколько старинных икон. Особенно почиталась икона «Смоленская богоматерь», которой приписывались священнослужителями чудотворные свойства. Хранились под соборными сводами и драгоценные дары высокопоставленных прихожан. И снова перед нами фамилии Ершовых и Ширяевых. Семен Ершов делает богатый вклад в 1685 году, а Иван Ширяев в 1710 году. Ершов жертвует серебряные сосуды, и Ширяев не отстает в своем усердии; он преподносит серебряный ковчег в виде церкви и вызолоченную чару наподобие виноградной кисти. Среди церковной утвари заслуживает упоминания и напрестольный крест с изображением Макария Желтоводского, подаренный в 1653 году Г. И. Кувалдиным. Это произведение прикладного искусства лишний раз свидетельствует о большой роли в жизни гороховецкого купечества Макарьевской ярмарки.
Совершенно уникальным произведением местных умельцев является западная дверь Благовещенского собора. Она покрыта железными листами с тонким прорезным рисунком орнамента, сквозь который сверкают, как драгоценные камни, кусочки подложенной слюды. Как хорошо читается это красочное пятно на фоне белой стены. Рисунок орнамента сравнительно прост и в то же самое время достаточно выразителен. Поражает художественная продуманность замысла. Издали хорошо читается членение дверных полотнищ на крупные квадраты, выполненное объемными элементами. Подходя ближе, начинаешь воспринимать более мелкий рисунок, который носит плоскостной характер. Кто подсказал мастеру противопоставить для остроты художественного звучания крупный масштаб мелкому, рельефные детали плоскостным? Это подлинное произведение искусства почему-то заколотили досками. А его необходимо показывать всем и каждому. Ведь это гордость Гороховца, его вклад в сокровищницу древнерусского искусства. Вклад, который надо ценить и оберегать, но не таким образом. Тем более что от других художественных ценностей древнего Гороховца фактически ничего не осталось. Историческое лицо города сегодня — это его архитектурные памятники. Они тем более интересны, что почти все возникли в какие-нибудь полвека и создают замечательный ансамбль, редкий, чрезвычайно редкий ансамбль, в который входят как культовые постройки, так и гражданские. Гороховец единственный в своем роде город, который сохранил достаточно много различных типов каменных посадских домов — это подлинный музей древнерусского жилого зодчества. Музей, который надо популяризировать, экспонаты которого надо сделать более доступными для осмотра. Каждый древнерусский жилой дом — это живая история. К своему стыду, мы подчас хорошо знаем структуру итальянского палаццо эпохи Возрождения и плохо представляем бытовую организацию нашего русского жилья времен Ивана Грозного. Как это ни парадоксально, но жилище более древних периодов, известное по фрагментам, бережно расчищенным археологами, изучено лучше, чем единичные, но сохранившиеся памятники жилого зодчества XVI—XVII веков. А сколько интересного могут рассказать эти живые свидетели о русских людях, об обычаях наших далеких предков, их быте и нравах.
Перед отъездом побродите еще по уютным Гороховецким улочкам, пройдитесь по набережной, перейдите на левый низкий берег и полюбуйтесь оттуда панорамой города. Особенно красив Гороховец в вечерние часы, когда ласковые лучи солнца мягко окрашивают верхушки зданий в теплые тона, а на побуревших склонах гор сгущаются лиловатые тени, и силуэты колоколен и церквей, вросшие в береговые контуры, четко читаются на светлом, с желтовато-зеленоватым отливом, небе. Если у вас есть время, то дойдите до Знаменского монастыря, а еще лучше сходите в лес — приклязьменские леса славятся своей красой. Еще и сейчас среди бурелома в таинственном полумраке зеленого покрова можно встретить лося, а еще недавно нередким гостем был медведь. Жалко покидать Гороховец! Этот неприметный на карте городок обладает удивительными чарами, он пробуждает любовь к отечественной истории, к скромной красоте русских пейзажей, к своеобразному, выразительному языку древнего зодчества и позволяет еще острее воспринять гигантские перемены, происшедшие в нашей стране.
Источник: А. А. Тиц. По окраинным землям Владимирским (Вязники, Мстера, Гороховец)
Достопримечательности Гороховца: что посмотреть, фото, описание
Достопримечательности Гороховца на карте
Гороховец – один из древнейших городов Владимирской области, сохранивший на небольшой площади 7 роскошных купеческих палат XVII века (четвертое место в России по количеству сохранившихся гражданских строений этой эпохи – больше только в Москве, Пскове и Выборге), а также храмов, которые по роскоши убранства и богатству истории могут соперничать с самим Владимиром – региональным центром области, в которой расположен город. На площади всего 13 км2 находится почти двести памятников архитектуры, четверть которых имеет федеральное культурное значение. Очень часто Гороховец служит натурой для съемок фильмов о дореволюционной России, а живописные пейзажи уже больше двухсот лет притягивают художников со всей России.
Гороховец расположен на правом берегу Клязьмы на естественной возвышенности – неудивительно, что первые поселения в этом выходном стратегическом месте появились еще в VI веке. Их владельцами были финно-угорские племена, которые к X веку были вытеснены и ассимилированы славянами, превратившими небольшой населённый пункт рыбаков в настоящую крепость к XII веку. Вероятнее всего, постоянное поселение было заложено в 1168 году Андреем Боголюбским (официальная дата, с которой ведет свою историю город) во время похода на Волжскую Булгарию. Но первое летописное упоминание относится к 1239 году, когда Гороховец был сожжен войсками татаро-монголов.
Этимология названия «Гороховец» у историков до сих пор вызывает споры. С одной стороны, топоним может восходить к финно-угорским наречиям — «Хорроховесь» в переводе на русский язык означает «Дремлющая в снегах деревня». Но наиболее распространённая версия, что Гороховец восходит к славянскому Гора-ховец (Гора-могила) – историческое урочище располагалось на современной Ярилиной горе.
Возрождение города началось во время Золотой Орды – помимо крепости появились торговые и ремесленные лавки. Вообще город находился на пограничье – сначала с Волжской Булгарией, затем с Казанским ханством – и выступал не только в качестве форпоста, но и как таможенный центр русских княжеств, взимавших пошлины с торговых караванов. В конце XIV века Гороховец входит в состав Московского княжества и становится также религиозным центром распространения христи анства на восток. В 1352 году основывается обитель Василия Кесарийского (в подчинении Суздальского Спасо-Ефимиева монастыря), а позже пустынь Святого Георгия (в подчинении Троице-Сергиевой Лавры).
В 1539 году город переживает набег казанских татар, но быстро восстанавливается – в 1545 году Гороховец уже успешно выдерживает осаду и отбивает все атаки войск неприятеля. В конце XVI века становится уездным городом. После Смутного времени Гороховец теряет свое стратегическое оборонное значение, но получает мощный импульс к развитию торговли и ремесленных искусств. К XVII веку формируются купеческие династии Ершовых, Шумилиных, Селиных, Сапожниковых, Ширяевых, Судоплатовых и Канонниковых, разбогатевших на торговле по Клязьме, Оке и Волге. Развивается винокуренное и кожевенное ремесленное производство, а город начинает отказываться от деревянных строений в пользу каменного зодчества – именно эти постройки и дошли до наших дней и притягивают тысячи людей в небольшой провинциальный современный Гороховец.
Первое промышленное предприятие было открыто в городе относительно поздно – в 1892 году начал работу завод по производству металлических емкостей, судов и иных металлоконструкций. На этом предприятии была спущена на воду самая большая для своего времени нефтеналивной баржа «Марфа Посадница», спроектированная известным инженером Владимиром Шуховым (позже он станет автором знаменитой Шуховской башни в Москве и основоположником технологии сетчатой оболочки при возведении зданий).
В годы советской власти город продолжил свое развитие в качестве судостроительного центра Владимирской области – после Великой Отечественной войны начал выпускать морские суда. Кроме этого Гороховец получил крупнейший в регионе завод подъёмно-транспортного оборудования, выпускавший мостовые краны, конвейера, тали и другую продукцию. В 1970 году Гороховец включен в список исторических городов России, что дает городу мощный импульс в развитии внутреннего туризма. В 2010 году Гороховец включён в перечень исторических поселений федерального значения, а в 2017 году вошел в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО.
1. Дом Ершова (Сапожникова)
Белокаменный трехэтажный дворец был построен в 1680-х годах самым богатым купцом Гороховца – Семеном Ершовым. Архитектура здания, похожего на древнерусский терем, считается самой роскошной из сохранившихся до наших дней. До XVIII века домом владели купцы Ершовы, после он был продан купцам Ширяевым, а 1820-е годы владельцем становится купец Сапожников, семья которого была последними частными хозяевами роскошных палат вплоть до 1918 года, когда помещение было национализировано и превращено в многоквартирный дом (5 отдельных помещений), одно из которых занимали наследники знаменитой династии.
Для современного человека дом Ершова (Сапожникова) – это уникальный способ прикоснуться к быту и интерьеру купеческой жизни XVII века – сейчас в доме Ершова расположен Гороховецкий историко-архитектурный музей (открыт в 1981 году). На первом и втором этажах располагается экспозиция, знакомящая посетителей со спальней и залом торжественных приемов с богатым интерьером, который могли позволить себе только зажиточные люди. Третий этаж содержит коллекцию игрушек и личных вещей, принадлежащих различным купеческим династиям Гороховца.
Дом Ершова был обнесен высоким забором с трехметровыми дубовыми воротами, которые дошли до наших дней и являются единственным памятником деревянного зодчества XVII века во Владимирской области.
Адрес: Нагорная ул., 4, Гороховец, Владимирская обл., 601480
2. Благовещенский собор
Главный и самый большой православный храм Гороховца – Благовещенский собор – был построен в 1700 году при полной финансовой поддержке купца Ершова, который и определил его внешний вид и убранство. Несмотря на позднее время постройки, Благовещенский собор является самым «древнерусским» в архитектурном плане – пятиглавый храм на довольно внушительном кубическом основании, к которому примыкает 37-метровая колокольня, ставшая новой доминантой Гороховца. Место его расположения было выбрано более, чем удачно для центрального религиозного учреждения города – между зданиями Торговых рядов и городской думы Гороховца. До сих пор Благовещенский собор является самым высоким зданием города, который видно практически из каждой его точки.
В 1930-е годы храм был закрыт, но не был разграблен, как многие другие подобные постройки. На сегодняшний день он является действующим собором, в котором размещается художественная галерея Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Адрес: Школьный пер., 1, Гороховец, Владимирская обл., 601480
3. Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь
Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь располагается на Пужаловой горе, где были найдены первые поселения на территории Гороховца, и где в XII веке находился самый восточной форпост Владимиро-Суздальского княжества. Обитель была основана в XVII веке по указу царя Михаила Романова и представляла собой небольшой деревянный храм, разрушенный вскоре большим пожаром. Новые здания монастыря строились из камня, а центральный Троицкий собор был возведен в 1681-1689 годах на пожертвования купца Сапожникова. Удивительным образом главный храм монастыря сохранился до нашего времени.
В 1920-е гг. Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь был упразднен, а часть исторических построек разрушена. На его территории размещался детский дом, в Троицком храме – склад кино и фотодокументов. С развалом СССР началось возрождение обители (1993 год), которое продолжается и по сей день. Сюда стремятся приехать паломники со всей Владимирской области и смежных регионов., чтобы поклониться одной из главных святынь монастыря — частице мощей преподобного Сергия.
Адрес: Пролетарская ул., 12, Гороховец, Владимирская обл., 601480
4. Дом Ширяевых
Самый необычный особняк Гороховца принадлежал купцам Ширяевым, отличающимся высоким уровнем образования и хорошими знаниями культуры и архитектуры Европы. Дом, возведенный в XVII веке, с виду ничем не выделялся из классических жилищ зажиточных россиян той эпохи – элементы русского зодчества с барокко. Но планировка и интерьер дома был сделал в европейской манере – анфиладное расположение комнат было крайне нетипичным.
Нетипичным можно назвать и месторасположение дома Ширяевых – он примыкает к стене Сретенского монастыря – особая благодарность за активный вклад в возведение обители и Казанской церкви Гороховца.
Здание сохранилось практически в первозданном виде. В первоначальном исполнении были два каменных этажа и последний из дерева, перестроенный в камне в XIX веке. В 1980 году дом Ширяевых прошел капитальную реконструкцию, в ходе которой были возвращены все утраченные декоративные элементы фасада. Сейчас он принадлежит Сретенскому монастырю, но пройти на территорию, примыкающую к дому, и ознакомиться с фасадом здания никто не помешает.
Адрес: Советская ул., 9, Гороховец, Владимирская обл., 601480
5. Дом Морозова
Гороховец – это не только каменные особняки XVII века, но и великолепная деревянная архитектура в стиле модерн начала XX века. К таким памятникам относится дом Морозова, построенный в начале XX века судовладельцем и купцом Шориным и подаренный зятю – купцу Морозову. Здание представляет собой одноэтажное строение светло-зеленого цвета с башенками на крыше и большим количеством резьбы в декоре фасада. В ясный солнечный день, несмотря на некоторую «усталость», дом Мороза выглядит как сказочный терем посреди величественных каменных построек Гороховца.
В настоящее время здание используется в административных целях – в его помещениях располагается детская библиотека.
Адрес: ул. Ленина, 83, Гороховец, Владимирская обл., 601480
6. Лысая гора
Одно из самых загадочных мест Гороховца – Лысая гора. получившая свое название из-за полного отсутствия крупной растительности в виде кустарников и деревьев. Она возвышается над Клязьмой на 100 метров и открывает живописные виды на пойму реки, заливные луга и бескрайние леса, окружающие древний город.
Лысая гора привлекала внимание местных жителей всю известную летописную историю, а отсутствие крупной естественной растительности породило множество легенд. Одна из них гласит, что это место издревле использовали ведьмы и колдуны для шабаша, после диких плясок и обрядов которых не растет даже трава. По другой версии, долгое время на возвышенности находилось языческое капище, которое вызывало темные силы, убивающие все живое на Лысой горе.
Долгое время бытовало мнение, что это насыпной курган – в 1545 году под Гороховцом было разбито войско казанского хана Аманака, а сам он погиб. Его похоронили с великими почестями, а каждый его воин принес горсть земли. Людей, желающих отправить в последний путь своего правителя, было так много, что они создали рукотворный холм. Но, в 1920-х годах в результате археологических раскопок О.Н. Бадеры, было установлено, что Лысая гора имеет естественное происхождение, а первые поселения тут стали появляться в первом тысячелетии нашей эры. А в VI-V веках да нашей эры тут находилась стоянка племен, не знавших металлических орудий труда – сохранилось большое количество артефактов их культуры из глины и кости.
Адрес: ул. Горького, 96-106, Владимирская обл., 601482
7. Сретенский монастырь
Сретенский женский монастырь был основан по указу патриарха Никона в 1658 году и расположился на центральной площади Гороховца напротив Благовещенского собора. Первоначально все постройки обители были деревянными, но уже с 1689 года началось каменное строительство. Земельных владений у монастыря не было, и он содержался на благотворительные пожертвования и за счет продажи изделий монашеского рукоделия.
В 1764 году по церковной реформе Екатерины II Сретенский монастырь был упразднен, и монахини были переведены в Арзамасский монастырь Св. Николая Чудотворца. Все здания и помещения были переданы на баланс городских властей. Так, в XIX в. в них размещались уездные присутственные места, городская тюрьма, винные и соляные магазины и склады. В 1930-е годы ансамбль Сретенского монастыря был отнесен к памятникам архитектуры высшей категории, и начались реставрационные работы. В 2002 году женская обитель была возрождена.
Наибольшую ценность на сегодняшний день имеют следующие памятники архитектуры:
- Сретенский собор 1689 года постройки. Построен на пожертвования купца Семена Ершова.
- Церковь Сергия Радонежского, конец XVII века.
- 35-метровая колокольня, расположенная над центральным входом в монастырь. 1689 год постройки.
Адрес: Советская ул., 5, Гороховец, Владимирская обл., 601480
8. Дом Пришлецова
Одна из визитных карточек Гороховца и самое нарядное историческое здание города – это дом купца Пришлецова (председателя земской управы), построенный в 1915 году в новорусском архитектурном стиле. Фасад здания поражает богатством декора и тонкой работой по дереву – наличники представляют собой уникальные произведения плотнического искусства начала XX века. Для сюжета наличников была выбрана виноградная лоза, тесно переплетенная с экзотическими растениями, на ветвях которых сидят русалки и диковинные птицы.
Главный вход в дом Пришлецова украшает невысокая башня квадратной формы, а крыша здания покрыта черепицей и украшена шпилем. Необычна и крыша дома – благодаря треугольным слуховым оконцам и ступеньками, поднимающимся к коньку кровли.
Адрес: ул. Ленина, 38, Гороховец, Владимирская обл., 601480
9. Дом искусств и ремесел (дом М.И. Шорина)
В Гороховце сохранилось большое количество памятников гражданской архитектуры конца XIX – начала XX веков, но особое место среди них занимает дом судовладельца М.И. Шорина. Он был построен в начале прошлого столетия по проекту архитектора Ю.Ф. Бруни, сумевшего соединить модный в то время стиль «модерн» с любимым многими богатыми россиянами «псевдорусским стилем». Главная «изюминка» дома – изящные башенки по углам и плавные линии оконных рам с причудливым остеклением.
На сегодняшний день в «сказочном тереме» Шорина находится Дом искусств и ремесел, открытый тут в 1994 году. Посетители могут окунуться в быт и культуру гороховчан, узнать основы популярных ремесел и попробовать изготовить собственными руками настоящий сувенир! Также тут проходят регулярные мастер-классы по народному прикладному творчеству, и действуют постоянные творческие кружки для детей и взрослых.
Адрес: ул. Ленина, 18, Гороховец, Владимирская обл., 601480
10. Озеро Сингер
Самое любимое место отдыха жителей Гороховца на природе – это озеро Сингер, расположенное в деревне Гашкино, недалеко от города. Его длина составляет 1,5 км, а глубина едва достигает 26 метров. Тем не менее, у него есть удивительная особенность – питаемое большим количеством родниковой воды, богатой ионами серебра, озеро Сингер остается кристально чистым круглый год и не подвергается цветению в самый жаркий период года.
На берегу озера расположено несколько баз отдыха, организован пляж, мангальни и централизованная рыбалка. Местные воды богаты плотвой, окунем и даже щукой!
Адрес: Гашкино, Владимирская обл., 601470
Гороховец 2021
Город в России, административный центр Гороховецкого района Владимирской области. Население — 14 тыс. жителей (2005). Расположен в Волжско-Окском междуречье, на правом берегу Клязьмы, в 12 км от железнодорожной станции Гороховец (д. Великово) на линии Ковров — Нижний Новгород, в 157 км к востоку от Владимира.
История
Город известен с 1158 г. Земли вокруг уже в XI веке были заселены славянами. Его первоначальное ядро составлял детинец, расположенный на Никольской горе. Высота его земляных валов, сооружённых в XII веке, достигала пяти метров.
В 1239 г. город был сожжён монголо-татарами дотла, после чего жизнь в нем надолго замирает. В XV веке он принадлежал нижегородскому, а затем московскому князю и числился центром волости.
В 1539 г. волость пережила набег казанских татар и была разорена. Согласно легенде, когда враги осаждали Гороховец, над горой в лучах заходящего солнца появился образ огромного воина с мечом в руках. Враги в панике отступили, а место с той поры называется Пужаловой горой. Это возвышенность, отделённая от древнего детинца глубоким оврагом, сейчас на ней расположен городской парк.
В XVII-XVIII веках здесь был построен Никольский монастырь. В его облике доминирует двухэтажный Троицкий собор (1681-1689).
В 1778 г. сделан уездным городом Гороховецкого уезда Владимирской губернии. В 1883 г. в нем было 24 каменных дома и 381 деревянный; лавок — 69, 5 церквей и 1 монастырь, Николаевский. В ризнице монастыря хранились 6 грамот царских и патриарших. Жителей в 1897 г. — 2 824; промышленность не развита; в 1883 г. было 3 кирпичных завода и одна красильня. Было много садов; жители занимались огородничеством и прядением тонких ниток. Город содержал вместе с земством городское и женское училища, богадельню, земскую больницу на 12 кроватей с амбулаторией.
Достопримечательности
- Никольский монастырь;
- Благовещенский собор;
- Сретенский монастырь;
- Дом Ершова;
- Дом купцов Ширяевых;
- Дом Опарина;
- Дом Канонникова;
- Знаменский монастырь (XVII-XVIII века).
Нескучная жизнь: Гороховец. Храмы.
На Руси существовала традиция строить копии святых мест, описанных в Библии. Например, Вифлеема, где родился Христос. В Вифлееме было 12 храмов.
В Гороховце, учитывая разрушенные, тоже было 12 храмов.
В Свято-Троице-Никольском монастыре:
1.Троицкий собор
2. Церковь Иоанна Лествичника
3. Надвратная Покровская церковь (не сохранилась)
В Сретенском монастыре:
4.Храм Сретения Пресвятой Богородицы
5.Церковь Сергия Радонежского
В Знаменском монастыре:
6.Храм Знаменя Пресвятой Богородицы
7.Придел Иоанна Богослова
Комплекс Благовещенского собора:
8.Храм Благовещения
9.Церковь Иоанна Предтечи
Комплекс Воскресенской церкви
10.Храм Воскресения Христова
11.Церковь Трех Святителей (не сохранилась)
12.Церковь иконы Казанской Божией Матери
Про монастыри я уже рассказала, сегодня очередь Гороховецких храмов.
К сожалению, в наш приезд практически все храмы города были в строительных лесах. Поэтому свои фотографии я буду чередовать с фотографиями из интернета, чтобы показать как выглядели они до реставрации.
В самом центре города находится главный храм Гороховца – собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был построен в начале 17 веке на пожертвования купца Ершова.
В настоящее время это самое высокое здание города — колокольня собора высотой 37 метров.
Храм построен в виде прямоугольника, его венчают пять куполов.
Закомары по фасадам имели росписи по всему периметру с изображением 12 главных христианских праздников в году.
Рядом с собором расположена небольшая зимняя церковь Иоанна Предтечи, построенная в начале 18 века. Украшением церкви являются красивые наличники в форме раковин.
С 1972 года в здании расположен историко-архитектурный музей.
Рядом с собором находится часовня. Построена она в 1887 году в память об убитом императоре-освободителе Александре II, который бывал в Гороховце и посещал Благовещенский собор.
У подножья Пужаловой горы недалеко от Никольского монастыря находится Свято-Воскресенский храм.
Он был основан в конце 17 века на средства купца Ершова.
Церковь состоит из двух этажей. Ее фасад отличается сдержанностью и монументальностью. Незначительное количество декоративных элементов и небольшие окна придают ей аскетичный вид. Белоснежные стены венчают пять куполов. Железная крыша коричневого цвета дополняет суровый облик храма.
Оригинальность постройке придает галерея в виде аркады с фигурными опорами-колоннами.
В годы правления советской власти колокольня и старинная ограда были разрушены, а сама церковь закрыта. После масштабных реставрационных работ двери храма снова были открыты для прихожан.
Церковь Казанской иконы Божией Матери построена в 1708 году в стиле позднего классицизма в виде четверика в два этажа со сферическим куполом.
По сторонам он окружен фронтонами и увенчан 5 луковичными главами, установленными на восьмиконечных барабанах с окнами.
Звонница трехъярусной колокольни обрамлена арочными кокошниками. В ходе ремонта почерневшую медную кровлю заменили на анодированную черепицу из нержавеющей стали, теперь малые главы сияют ярко-синим кобальтовым цветом, а центральная глава, шатер над колокольней и кресты блестят анодированным золотом.
Церковь закрывалась только на 10 лет, поэтому до сих пор сохранился оригинальный интерьер более чем трехсотлетней давности! Невероятной красоты иконостас, множество удивительных икон, волшебная аура намоленного веками места!
В церкви сохранилась особо чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы, убранная в парчовую ризу, расшитую золотом и жемчугом.
От большого и богатого церковного кладбища сохранилась часть могильных плит.
Описание и фотографии Благовещенского собора — Россия — Золотое кольцо: Гороховец
Описание Благовещенского собора и фотографии — Россия — Золотое кольцо: Гороховец. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.
Фото и описание
Благовещенский собор расположен в городе Гороховец Владимирской области, это главный православный храм города. Он был построен в 1770 году на месте старой деревянной церкви.Деньги на строительство собора выделил местный купец Семен Ершов. Именно он определил внешний и внутренний облик храма. В те времена у купцов считалось престижным строить храмы. Так богатые люди приобрели известность и увековечили свои имена в русской истории.
Благовещенский собор выполнен в сдержанном строгом стиле, с минимальным количеством декоративных элементов, но в то же время его внешний вид отличается величественностью и крупными формами.Собор возведен на краю главной площади в самом центре города. И по сей день здание Благовещенского собора является самым высоким зданием Гороховца.
В плане Благовещенский собор представляет собой правильный прямоугольник, перекрытый крестово-купольными сводами. Его стены украшены лопатками. Венчают церковь пять куполов, поставленных на стройные высокие барабаны. Значительная высота стен придает храму монументальность.Массивные столбы здания широко расставлены и имеют округлую форму.
Благодаря крупным и четким формам архитектурных элементов собор имеет величественный и строгий вид. В храмах до сих пор сохранились старинные фрески. В глаза бросается своеобразие орнамента апсиды храма.
К храму пристроена 37-метровая колокольня с восьмиугольным основанием. По традициям того времени его венчает высокий шатер со слуховыми окнами, расположенными над колокольней в три ряда.Наверху шатра небольшой купол, увенчанный крестом.
Внешне каменная церковь практически не изменилась на протяжении двух столетий.
В храме два престола: один Благовещения Богородицы, другой — Макария Желтоводского (пристроен в 1864 году в честь одноименной часовни, существовавшей еще при деревянной церкви).
GI Кувалдина в 1653 г., второй крест — с частицами мощей, перенесен в храм в 1704 г . ; старинная икона Смоленской Божьей Матери; серебряные сосуды, переданные в 1685 году С.Ершов; сосуды позолоченные и серебряные с эмалью, перенесенные посадским человеком А.И. Холкин в 1732 году; серебряный ковчег, подаренный храму в 1710 году Авдотием Ширяевым; чара в виде виноградной грозди, позолоченное серебро, также передано Ширяевым; серебряный черпак с надписями.
Вместе с Баптистской церковью, часовней и шатровой колокольней Благовещенская церковь составляла единый комплекс.
К Благовещенской церкви как главному храму города относили и несколько поместных церквей: деревянная кладбищенская церковь Всех Святых, Сретенский монастырский храм.
Также рекомендуем ознакомиться с описанием и фотографиями Форте-де-Сан-Жулиао-да-Барра — Португалия: Каркавелуш
Тема: Описание и фото Благовещенского собора — Россия — Золотое кольцо: Гороховец .
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
Благовещенский собор — Москва, Россия
Благовещенский собор ( Благовещенский собор ) — собор в Московском Кремле. Первоначально это была царская часовня московских царей, настоятель Благовещенского собора был личным духовником царской семьи до начала 20 века.
История Благовещенского собора
Благовещенский собор построен на Соборной площади псковскими архитекторами в 1484–1489 . Он возведен на месте более старого собора — треугольной кирпичной церкви в раннемосковском стиле.
Первоначально Благовещенский собор имел три купола (два из них построены примерно в 1572 году). Он был окружен парвисами с трех сторон. В 1562-1564 годах над арочными частями надстроили четыре одноглавых придела.
Иван Грозный должен был войти в храм с юго-восточного притвора, построенного специально для него. Это потому, что он был женат втрое больше (всего шесть жен) и, следовательно, по правилам Православной церкви ему не разрешалось входить в церковь через главный вход.
Что посмотреть в Благовещенском соборе
Северный и западный входы со стороны парвиса украшены порталами из белого камня XVI века.В резьбе явно прослеживается влияние итальянского Возрождения. Медные двери северного и западного порталов украшены золотой фольгой.
Внутренние стены покрыты блестящими фресками русского художника Феодосия (1508). Пол выложен плиткой из агатовой яшмы, которая, как говорят, была подарком персидского шаха в 16 веке.
Но изюминкой Благовещенского собора является поразительный иконостас . Иконы второго и третьего яруса написаны одними из величайших мастеров России: Андреем Рублевым, Феофаном Греком, Прохором Городецким.
Факты о Благовещенском соборе
Примечание. Эта информация была точной на момент первой публикации, и мы делаем все возможное, чтобы постоянно обновлять ее, но такие детали, как часы работы и цены, могут измениться без предварительного уведомления. Чтобы избежать разочарования, пожалуйста, уточняйте информацию на сайте перед тем, как совершить особую поездку.Дополнительная информация
Благовещенский собор Московского Кремля
На гребне Боровицкого холма, в южной части Соборной площади, возвышается Благовещенский собор.
Первая церковь была построена на этом месте еще в 1397 году по приказу великого князя Василия I. Нынешнее здание датируется 1484 годом, когда Иван III (Великий), великий московский имперостроитель, приказал построить на этом месте новый собор. . Его завершили в 1489 году псковские каменщики Кривцов и Мишкин, которые смешали в своем оформлении греческий и русский стили.
Поколения князей и царей дополняли и изменяли собор. Иван IV (Грозный) перестроил собор в 16 -х годах века и добавил четыре небольшие боковые часовни, каждая с одним куполом, еще два купола были добавлены в задней части здания, и все девять куполов были позолочены.Царь был подвергнут церковному покаянию, когда женился в четвертый раз (три — максимум, что могла бы выдержать церковь), и ему не разрешили войти внутрь. Это привело к постройке нового крыльца, под которым он мог стоять во время богослужений.
Собор знаменит своим великолепным иконостасом, скрывающим священную часть церкви от взора. Иконки различных художников от 14 -х до 19 -х веков составляют экран. Иконы на ярусе диесиса (молитвы) приписываются легендарному русскому живописцу Андрею Рублеву, величайшему из русских иконописцев (работы которого также можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее), и Греку Феософану, возможно, наставнику Рублева, с которым он часто сотрудничал.
Благовещенский собор изначально строился как домашний храм великих князей и царей и соединялся (вместе с Архангельским собором) переходами с личными покоями царской семьи. Собор использовался для празднования именин, свадеб, крещений и т. Д. Благовещенский собор сильно пострадал во время революции, когда Кремль подвергся артиллерийскому обстрелу. В 1918 году собор был закрыт как место поклонения, и теперь он официально функционирует как музей.
.