Библиотека киноискусства имени с м эйзенштейна: Библиотека киноискусства имени Эйзенштейна

Содержание

Библиотека имени Эйзенштейна станет частью Музея кино — Культура

МОСКВА, 26 ноября. /ТАСС/. Библиотека киноискусства имени С. М. Эйзенштейна на улице Каретный ряд в Москве войдет в структуру Музея кино. Ее ждет обновление, после чего в 2019 году для посетителей откроется «библиотека нового типа», сообщил ТАСС директор департамента музеев Министерства культуры РФ Владислав Кононов.

«На днях вышло распоряжение правительства РФ о переводе данной библиотеки в ведение Министерства культуры РФ, ранее она была городской. Я уже встречался с коллективом, общался с директором. Библиотека войдет в структуру Музея кино. Важно подчеркнуть, что все сотрудники переводятся на работу в новое учреждение», — сказал Кононов.

Он отметил, что это не означает просто какие-то «административные управленческие решения». «У нас есть поручение министра культуры Владимира Ростиславовича Мединского сделать эту библиотеку в определенном смысле образцовой. Сейчас ее средняя посещаемость — 60 человек в день, но для учреждения культуры, расположенного в центре Москвы, это не самое большое число, библиотека может принять гораздо больше людей.

Просто нужно сделать комфортные условия — и в плане ремонта, и в плане тематического наполнения», — пояснил собеседник агентства.

В ближайшие две недели будет разработана концепция развития библиотеки. «Условно говоря, библиотеки нового типа. Как только концепция будет готова, мы приступим к ее реализации. Сначала обследуем состояние здания, где размещается библиотека, потом она на какое-то время закроется на ремонт. Мы завершим все работы в 2019 году», — добавил Кононов.

Планируется, что в обновленной библиотеке будут проходить специальные программы, лекции, мастер-классы, также заработает кафе. «Мы откроем библиотеку, в которой находиться интересно, полезно для ума и, в том, что касается молодежи, в определенной степени и модно», — отметил глава департамента музеев.

О Музее кино

Музей был основан в марте 1989 года на базе реорганизованного Музейного отдела Всесоюзного Бюро пропаганды киноискусства. С момента открытия и до ноября 2005 года Музей кино располагался в Киноцентре на Красной Пресне, где были созданы фондовые коллекции, отражающие кинокультуру России на протяжении всей истории ее развития, проводились регулярные показы шедевров мирового кино.

С конца 2005 года фондовые хранилища Музея кино располагались на территории киноконцерна «Мосфильм», а кинопоказы и другие музейные мероприятия проходили на различных площадках Москвы. С октября 2014 года одной из официальных площадок Музея кино стал Центральный Дом кино.

Музей обрел собственное здание в 2017 году. Он разместился в павильоне № 36 на ВДНХ в Москве, находится вблизи ресторана «Золотой колос». Здание было построено в начале 1950-х годов, а весной 2016 года начались работы по его капремонту и приспособлению под музейные нужды.

В постоянной экспозиции Музея кино представлены костюмы героев фильмов, фотографии со съемочных площадок, афиши и плакаты кинолент разных лет, диафильмы, эскизы, кино- и фототехника, живопись, рукописи и другие экспонаты. Также частью музея стал научно-мемориальный кабинет Сергея Эйзенштейна, в котором посетители могут увидеть подлинные личные вещи режиссера, его рисунки и рукописи.

О библиотеке

Библиотека киноискусства имени Эйзенштейна была создана распоряжением правительства Москвы от 30 апреля 2008 года в честь 100-летия национального кинопроизводства в России и 110-летия со дня рождения режиссера Сергея Эйзенштейна.

Основу собрания книг по киноискусству составила библиотека кинематографистов, существующая с 1934 года. Ее юридическая передача была осуществлена председателем Союза кинематографистов РФ Никитой Михалковым в июне 2009 года во время Московского международного кинофестиваля. Библиотека насчитывает более 100 тыс. единиц хранения.

Библиотека киноискусства им. С.М. Эйзенштейна

Библиотека киноискусства им. С.М. Эйзенштейна — культурный центр, первая в Москве и России публичная специализированная библиотека по кино, в которой можно познакомиться как с новыми, так и с редкими изданиями по кино и другим видам искусства.

Библиотека киноискусства им. С.М. Эйзенштейна

Основу собрания книг по киноискусству составила библиотека кинематографистов, существующая с 1934 года. Ее юридическая передача была осуществлена председателем Союза кинематографистов РФ Н.С. Михалковым в июне 2009 года во время Московского международного кинофестиваля.

27 августа 2008 года, в День российского кино, впервые принял зрителей зал электронного показа «Классика», ставший частью библиотечного пространства. В этот же день в Библиотеке стартовала акция «Подари городу книгу о кино», в которой приняли участие около 10 тысяч человек. Дарителями Библиотеки стали также известные деятели кино и представители выдающихся кинематографических династий.

Всего в дар Библиотеке было передано более 50 тысяч наименований книг, журналов, буклетов, монтажных листов, папок с газетными вырезками, открыток, связанных темой кинематографа. В настоящее время Библиотека насчитывает более 100 тысяч единиц хранения. 4 декабря 2008 года в Библиотеке киноискусства открылся кинофестиваль «Алексей Баталов и русская литературная классика», посвященный 80-летию выдающегося актера и режиссера.

Библиотека киноискусства им. С.М. Эйзенштейна

В зале «Классика» Библиотеки киноискусства проходят творческие встречи с ведущими кинематографистами, показы фильмов разных жанров и направлений, ретроспективы по истории отечественного и зарубежного кинематографа, презентации новых книг и DVD-проектов, выставки работ художников кино и фотографов.

За время существования Библиотеки на благотворительной основе было проведено более 700 сеансов и творческих встреч, которые посетили около 80 тысяч человек.

Режим работы читального зала:

  • понедельник-суббота — с 12:00 до 17:00;
  • воскресенье — выходной день;
  • последний понедельник месяца— санитарный день.

Узнать подробности можно на официальном сайте: http://www.eisenstein.ru/

Поделиться ссылкой

Фотографии места

Отзывы про библиотека киноискусства им. С.М. Эйзенштейна

На нашем сайте вы узнаете всё необходимое про библиотека киноискусства им. С.М. Эйзенштейна. Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.

Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве .
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

В Москве отремонтируют Библиотеку киноискусства

Главгосэкспертиза России проверила достоверность определения сметной стоимости капитального ремонта Библиотеки киноискусства, расположенной на улице Каретный ряд в Москве. По итогам проведения государственной экспертизы выдано положительное заключение.

Государственная библиотека киноискусства имени С.М. Эйзенштейна – культурный центр и первая в России публичная специализированная библиотека, в которой можно познакомиться как с новыми, так и с редкими изданиями по кино и другим видам искусства. Библиотеку сформировали в 2008 году — в год столетия национального кинопроизводства в России и 110-летия со дня рождения выдающегося кинорежиссера Сергея Эйзенштейна. Библиотека насчитывает более 100 000 единиц хранения, а основу собрания книг по киноискусству составила библиотека кинематографистов, существовавшая с 1934 года.

В 2019 году вышло распоряжение Правительства Российской Федерации о переводе библиотеки в ведение Министерства культуры России, учреждение вошло в структуру Музея кино. Тогда же было принято решение о необходимости реновации библиотеки – как с точки зрения ремонта, так и в плане обновления ее концепции: планировалось, что после открытия здесь начнут проводить специальные программы, лекции и мастер-классы.

Согласно проекту, достоверность определения сметной стоимости которого проверила Главгосэкспертиза России, в помещениях библиотеки, которая занимает часть подвального и первого этажей жилого «сталинского» дома, будет проведен капитальный ремонт. Здесь расширят имеющиеся и устроят новые дверные проемы, внутренняя отделка выполнят в стиле «лофт» кирпичные стены оставят без отделки, а потолок окрасят в черный цвет. Также проведут и другие необходимые работы.

После их окончания в библиотеке будут действовать читальный зал и мини-ярмарка, заработают обновленный кинотеатр, лекторий и экспозиционный зал. Откроется в библиотеке и буфет для посетителей. Во всех помещениях будут созданы комфортные условия для людей с ограниченными физическими возможностями.

Финансирование капитального ремонта планируется осуществлять полностью за счет федерального бюджета. Проектную документацию подготовило АО «Строительная компания «ФЛАН-М».

Фото: Яндекс-карты

Библиотека киноискусства им. С.М. Эйзенштейна

«Библиотека киноискусства им. С. М. Эйзенштейна» – культурный центр, первая в Москве и России публичная специализированная библиотека по кино, в которой можно познакомиться как с новыми, так и с редкими изданиями по кино и другим видам искусства.

Библиотека киноискусства имени С. М. Эйзенштейна была создана распоряжением Правительства Москвы от 30 апреля 2008 года «в целях совершенствования библиотечного обслуживания населения в государственных публичных библиотеках города Москвы с учетом развития их специализации, создания условий для сохранения, научного исследования и популяризации архивного и современного творческого наследия российского киноискусства, а также в связи со 100-летием национального кинопроизводства в России и 110-летием со дня рождения выдающегося деятеля отечественного киноискусства С. М. Эйзенштейна, отмечающихся в 2008 году».

Основу собрания книг по киноискусству составила библиотека кинематографистов, существующая с 1934 года. Ее юридическая передача была осуществлена председателем Союза кинематографистов РФ Н.С. Михалковым в июне 2009 года во время Московского международного кинофестиваля.

27 августа 2008 года, в День российского кино, впервые принял зрителей зал электронного показа «Классика», ставший частью библиотечного пространства.

В зале «Классика» Библиотеки киноискусства проходят творческие встречи с ведущими кинематографистами, показы фильмов разных жанров и направлений, ретроспективы по истории отечественного и зарубежного кинематографа, презентации новых книг и DVD-проектов, выставки работ художников кино и фотографов. За время существования Библиотеки на благотворительной основе было проведено более 700 сеансов и творческих встреч, которые посетили около 80 тысяч человек.

Участие в мероприятиях библиотеки бесплатно. 


Режим работы читального зала:

Вторник — суббота: 10. 00-22.00
Воскресенье: 10.00-20.00
Понедельник – выходной день.
Последний вторник месяца — санитарный день.

Тел. читального зала: 8 495 699-41-78. Тел. зала «Классика»: 8 495 699-63-34

Избранные произведения. Т. 6 | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

Описание
Эйзенштейн, Сергей Михайлович (1898-1948).
    Избранные произведения : в 6 т. / [составители: П. М. Аташева и другие ; главный редактор: С. И. Юткевич ; вступительная статья: Р. Юренев]. — Москва : Искусство, 1964-1971. — 22 см. —
На суперобложке и корешке только фамилия автора: Эйзенштейн.
На обороте титульного листа: Институт истории искусств, Союз работников кинематографии СССР, Центральный государственный архив литературы и искусства СССР.
.
I. Аташева, Пера Моисеевна (1900-1965). II. Юткевич, Сергей Иосифович (1904-1985). III. Юренев, Ростислав Николаевич (1912-2002). IV. Институт истории искусств (Ленинград).1. Эйзенштейн, Сергей Михайлович (1898 — 1948). 2. Год российского кино (коллекция). 3. Россия в лицах (коллекция). 4. Народ (коллекция). 5. Художественные фильмы — СССР.
ББК 85.373(2)
Источник электронной копии: ПБ
Место хранения оригинала: Из частного собрания
    Т. 6 / [составители: М. И. Андроникова и другие ; вступительная статья: И. Вайсфельд ; комментарии: Н. И. Клейман]. — 1971. — 558, [1] с., [28] л. ил., портр. : ил., факс. —
Составители т. 6: М. И. Андроникова, Н. И. Клеман, Ю. А. Красовский. Автор вступительной статьи: И. Вайсфельд, автор комментариев: Н. И. Клейман.
Содержит: киносценарии: Броненосец «Потемкин» ; Октябрь ; Генеральная линия ; Que viva Mexico! Бежин луг ; Александр Невский ; Иван Грозный. — Библиография в подстрочных примечаниях. — Указатель произведений С. М. Эйзенштейна, вошедших в настоящее издание: с. 555-558.
. — 11700 экз. .
I. Андроникова, Манана Ираклиевна (1936-1975). II. Вайсфельд, Илья Вениаминович (1909-2003). III. Клейман, Наум Ихильевич (1937-).1. Эйзенштейн, Сергей Михайлович (1898 — 1948). 2. Год российского кино (коллекция). 3. Россия в лицах (коллекция). 4. Народ (коллекция). 5. Художественные фильмы — СССР. 6. Киносценарии.
ББК 85.373(2)
Источник электронной копии: ПБ
Место хранения оригинала: Из частного собрания

Хранители памяти. Библиотеки будущего — какие они?

Посещать библиотеки, похоже, снова входит в моду. Они переживают сегодня период трансформации, переставая быть простыми «хранилищами книг». Лучшие из них преобразовываются в качественно новые пространства, вбирая черты культурных центров, коворкингов и анти-кафе. Всероссийский день библиотек – одна из дат этой недели. Сегодня библиотеки есть не то, что в городе, почти в каждом ямальском посёлке. Но вопрос, как вернуть туда читателя, стоит остро. Наш корреспондент Евстолия Таранда прошлась по современным московским библиотекам и, кажется, нашла секрет их притяжения книголюбов.

Зал на 100 мест, вмещает и больше, если на творческую встречу приходит человек-легенда. Директор библиотеки вспоминает, здесь бывали Эльдар Рязанов и Людмила Гурченко, Владимир Хотиненко и Андрей Кончаловский.

Екатерина Хохлова — директор библиотеки киноискусства имени С.М. Эйзенштейна: «Приходят люди с конкретными просьбами, не могли бы вы организовать встречу с режиссёром, мы хотели бы посмотреть такой-то фильм. Мы стараемся по мере возможность выполнять».

В библиотеке киноискусства имени Сергея Эйзенштейна проходят выставки мультипликаторов, режиссеров, художников по костюмам. Фильмы здесь показывают с согласия правообладателя.

Екатерина Хохлова — директор библиотеки киноискусства имени С.М. Эйзенштейна: «Просят денег за это? Редко, но просят. Как правило, нам идут навстречу».

Фонд библиотеки собирается с 1934 года. Сейчас на его полках 130 тысяч экземпляров — книги, журналы, открытки и фотографии.

Екатерина Хохлова — директор библиотеки киноискусства имени С.М. Эйзенштейна: «Это — единственно, может быть, место в Москве и в стране, где мы стараемся сохранить интерес не только к литературе, но именно к литературе по кино. Мы стараемся, чтобы кинематограф оставался по-прежнему великим искусством».

Атмосфера —  это главное, считают в библиотеке имени Федора Михайловича Достоевского. Она — одна из 12, вошедших в эксперимент по обновлению столичных библиотек. Плотный ряд пыльных стеллажей, задернутые шторы и хмурый персонал остались в прошлом. То, что сейчас там все по-другому, заметно уже снаружи. Открытость — её главный нынешний концепт. Места в читальном зале расположены напротив друг друга, так людям легче знакомиться. Сегодня библиотека Достоевского — популярное место среди студентов и школьников, но заглядывают и пенсионеры, к которым здесь — особое доверие. Правило выдачи книг, не больше трёх в руки, на людей пожилого возраста не распространяется.

Александр Батищев — администратор библиотеки №19 имени Ф.М. Достоевского: «У бабулек уже толстенные формуляры, которые сами представляют собой книгу, там видно, что человек регулярно ходит, ходит давно и, скорее всего, ходить не перестанет, и живёт на соседней улице, почему бы нет».

Свою аудиторию собирают здесь кинопоказы, лекции и собрания литературных кружков. А этим летом, для удобства, столы вынесут на улицу, где устроят читальный зал.

Книги из библиотеки имени Ленина нельзя брать на дом. Читать их можно сколько угодно —  в зале со знаменитыми зелёными настольными лампами. Многие помнят их по фильму ‘Москва слезам не верит’, одна из героинь картины искала в читальном зале жениха, никто не запрещает делать это и сейчас. Между тем, за последние 20 лет, здесь изменилось не только название. Но, и внутренняя начинка.

Ольга Серова — заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки: «Здесь можно общаться, есть Wi-Fi, здесь собираются по интересам, приходят, в шахматы играют, есть возможность, как раз, в коммуникации. Библиотеки остались единственными местами, которые бесплатные, в отличие от других мест культуры».

‘Ленинка’- самая большая библиотека Европы. По книжным фондам занимает второе место в мире. В Национальной библиотеке-  46 миллионов книг.

Ольга Серова — заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки: «Обычно мы говорим, что если все книжки выстроить в ряд, то это будет дальше, чем Санкт-Петербург».

В библиотеке хранятся издания на 367 языках народов мира. Здесь можно найти ценные рукописные книги (их называют книги-памятники, например, Архангельское Евангелие, написанное в 1092) и современные издания со всех концов света, в том числе, в электронном виде.

Ольга Серова — заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки: «Мы не покупаем сами оригиналы, а покупаем доступ, это делается на календарный год и понятно, что у национальной библиотеки больше средств, чем в других библиотеках. Мы покупаем порядка 2,5 миллионов названий в год, доступ к таким изданиям».

Сотрудники библиотеки уже привыкли, что работая с книгой, читатели могут и вздремнуть. Тишина к этому располагает. До закрытия их никто будить не будет. И это тоже её несомненный плюс.

Хранители памяти. Библиотеки будущего — какие они?

Посещать библиотеки, похоже, снова входит в моду. Они переживают сегодня период трансформации, переставая быть простыми «хранилищами книг». Лучшие из них преобразовываются в качественно новые пространства, вбирая черты культурных центров, коворкингов и анти-кафе. Всероссийский день библиотек – одна из дат этой недели. Сегодня библиотеки есть не то, что в городе, почти в каждом ямальском посёлке. Но вопрос, как вернуть туда читателя, стоит остро. Наш корреспондент Евстолия Таранда прошлась по современным московским библиотекам и, кажется, нашла секрет их притяжения книголюбов.

Зал на 100 мест, вмещает и больше, если на творческую встречу приходит человек-легенда. Директор библиотеки вспоминает, здесь бывали Эльдар Рязанов и Людмила Гурченко, Владимир Хотиненко и Андрей Кончаловский.

Екатерина Хохлова — директор библиотеки киноискусства имени С.М. Эйзенштейна: «Приходят люди с конкретными просьбами, не могли бы вы организовать встречу с режиссёром, мы хотели бы посмотреть такой-то фильм. Мы стараемся по мере возможность выполнять».

В библиотеке киноискусства имени Сергея Эйзенштейна проходят выставки мультипликаторов, режиссеров, художников по костюмам. Фильмы здесь показывают с согласия правообладателя.

Екатерина Хохлова — директор библиотеки киноискусства имени С.М. Эйзенштейна: «Просят денег за это? Редко, но просят. Как правило, нам идут навстречу».

Фонд библиотеки собирается с 1934 года. Сейчас на его полках 130 тысяч экземпляров — книги, журналы, открытки и фотографии.

Екатерина Хохлова — директор библиотеки киноискусства имени С.М. Эйзенштейна: «Это — единственно, может быть, место в Москве и в стране, где мы стараемся сохранить интерес не только к литературе, но именно к литературе по кино. Мы стараемся, чтобы кинематограф оставался по-прежнему великим искусством».

Атмосфера —  это главное, считают в библиотеке имени Федора Михайловича Достоевского. Она — одна из 12, вошедших в эксперимент по обновлению столичных библиотек. Плотный ряд пыльных стеллажей, задернутые шторы и хмурый персонал остались в прошлом. То, что сейчас там все по-другому, заметно уже снаружи. Открытость — её главный нынешний концепт. Места в читальном зале расположены напротив друг друга, так людям легче знакомиться. Сегодня библиотека Достоевского — популярное место среди студентов и школьников, но заглядывают и пенсионеры, к которым здесь — особое доверие. Правило выдачи книг, не больше трёх в руки, на людей пожилого возраста не распространяется.

Александр Батищев — администратор библиотеки №19 имени Ф.М. Достоевского: «У бабулек уже толстенные формуляры, которые сами представляют собой книгу, там видно, что человек регулярно ходит, ходит давно и, скорее всего, ходить не перестанет, и живёт на соседней улице, почему бы нет».

Свою аудиторию собирают здесь кинопоказы, лекции и собрания литературных кружков. А этим летом, для удобства, столы вынесут на улицу, где устроят читальный зал.

Книги из библиотеки имени Ленина нельзя брать на дом. Читать их можно сколько угодно —  в зале со знаменитыми зелёными настольными лампами. Многие помнят их по фильму ‘Москва слезам не верит’, одна из героинь картины искала в читальном зале жениха, никто не запрещает делать это и сейчас. Между тем, за последние 20 лет, здесь изменилось не только название. Но, и внутренняя начинка.

Ольга Серова — заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки: «Здесь можно общаться, есть Wi-Fi, здесь собираются по интересам, приходят, в шахматы играют, есть возможность, как раз, в коммуникации. Библиотеки остались единственными местами, которые бесплатные, в отличие от других мест культуры».

‘Ленинка’- самая большая библиотека Европы. По книжным фондам занимает второе место в мире. В Национальной библиотеке-  46 миллионов книг.

Ольга Серова — заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки: «Обычно мы говорим, что если все книжки выстроить в ряд, то это будет дальше, чем Санкт-Петербург».

В библиотеке хранятся издания на 367 языках народов мира. Здесь можно найти ценные рукописные книги (их называют книги-памятники, например, Архангельское Евангелие, написанное в 1092) и современные издания со всех концов света, в том числе, в электронном виде.

Ольга Серова — заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки: «Мы не покупаем сами оригиналы, а покупаем доступ, это делается на календарный год и понятно, что у национальной библиотеки больше средств, чем в других библиотеках. Мы покупаем порядка 2,5 миллионов названий в год, доступ к таким изданиям».

Сотрудники библиотеки уже привыкли, что работая с книгой, читатели могут и вздремнуть. Тишина к этому располагает. До закрытия их никто будить не будет. И это тоже её несомненный плюс.

Броненосец «Потемкин» | фильм Эйзенштейна [1925]

Броненосец Потемкин , русский Броненосец Потемкин , советский немой фильм, выпущенный в 1925 году, посвященный первым русским революционерам режиссера Сергея Эйзенштейна и широко признанный шедевром международного кино .

Броненосец «Потемкин»

Кадр из кадра «Одесские ступени» из фильма « Броненосец Потемкин » (1925) режиссера Сергея Эйзенштейна.

Госкино / фотография, Музей современного искусства / Архив кинокадров, Нью-Йорк

Подробнее по этой теме

История кино: Советский Союз

… эпизод — мятеж броненосца «Потемкин» и массовое убийство жителей Одесского порта царскими войсками. Броненосец …

Фильм основан на восстании русских моряков против своего тиранического начальства на линкоре «Потемкин » во время революции 1905 года.Однако их победа была недолгой, так как во время их попыток заставить население Одессы (ныне находящейся в Украине) начать массовую революцию, прибыли казаки и опустошили мятежников, раздувая ветры войны, которые в конечном итоге привели к Возникновение коммунизма в Революции 1917 года.

Линкор «Потемкин»

Кадр из Линейный корабль «Потемкин» (1925 г. ).

Госкино / фотография, Музей современного искусства / Архив кадров фильмов, Нью-Йорк

Несмотря на то, что «Броненосец Потемкин » волнует до глубины души, это произведение необычайной живописной красоты и большой элегантности формы.Он симметрично разбит на пять частей или действий. В первом из них, «Люди и личинки», демонстрируется вопиющее жестокое обращение с моряками со стороны их офицеров, а во втором, «Драма на квартердеке», изображен настоящий мятеж и прибытие корабля в Одессу. «Воззвание мертвых» устанавливает солидарность одесситов с мятежниками.

Это четвертый эпизод, «Одесская лестница», в котором изображены массовые убийства горожан, благодаря которым Эйзенштейн и его фильм приобрели историческое значение, которое оба занимают сегодня.Это, несомненно, самый известный эпизод такого рода в истории кино, и Эйзенштейн демонстрирует свою легендарную способность передавать масштабные боевые сцены. Кадр детской коляски, падающей по длинной лестнице, был воссоздан во многих фильмах, в том числе в фильме Брайана Де Пальмы «Неприкасаемые » (1987). Сила этого эпизода такова, что финал фильма «Встреча с эскадрильей», в котором Potemkin в демонстрации братства позволяет пройти через эскадрилью целым и невредимым, выглядит неприятным.

Броненосец «Потемкин»

Спуск детской коляски в эпизоде ​​«Одесские ступени» с Броненосец «Потемкин» , Сергей Эйзенштейн (1925).

Любезно предоставлено библиотекой фильмов Розы Маделл; фотография из Музея современного искусства / архива кинокадров, Нью-Йорк, Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

«Одесская лестница» воплощает теорию диалектического монтажа, которую Эйзенштейн позже изложил в своем сборнике произведений The Film Sense (1942) и Film Form (1949).Эйзенштейн считал, что смысл кинофильмов порождается столкновением противоположных кадров. Основываясь на идеях советского теоретика кино Льва Кулешова, Эйзенштейн рассуждал о том, что монтаж работает в соответствии с марксистским взглядом на историю как вечный конфликт, в котором сила (тезис) и противодействие (антитезис) сталкиваются, создавая совершенно новое и более масштабное явление ( синтез). Он сравнил этот диалектический процесс монтажа фильма с «серией взрывов двигателя внутреннего сгорания, который движется вперед своим автомобилем или трактором.Сила «Одесской лестницы» возникает тогда, когда в сознании зрителя комбинируются отдельные, независимые кадры и формируется новое, отчетливое концептуальное впечатление, которое намного перевешивает повествовательную значимость снимков. Благодаря ускоренному манипулированию Эйзенштейном кинематографическим временем и пространством резня на каменных ступенях — где сотни горожан оказываются в ловушке между нисходящим царским ополчением наверху и казаками внизу — приобретает мощный символический смысл. С добавлением волнующей революционной партитуры немецкого композитора-марксиста Эдмунда Мейзеля агитационный призыв Battleship Potemkin стал почти непреодолимым; когда фильм был экспортирован в начале 1926 года, он сделал Эйзенштейна всемирно известным.По иронии судьбы фильм был в конечном итоге запрещен советским лидером Иосифом Сталиным из-за опасений, что он может спровоцировать бунт против его режима.

На протяжении многих лет Броненосец Потемкин был представлен с различными музыкальными звуковыми дорожками. Как заметил кинокритик Роджер Эберт, сила фильма часто напрямую зависит от соответствия саундтрека.

Сергей Эйзенштейн | Биография, фильмы и факты

Сергей Эйзенштейн , полностью Сергей Михайлович Эйзенштейн , также пишется Сергей Михайлович Эйзенштейн , (родился 22 января 1898 года, Рига, Латвия, Российская Империя — умер 11 февраля 1948 года, Москва. , Россия, U.С.С.Р.), российский кинорежиссер и теоретик, чьи работы включают три классических фильма: Броненосец Потемкин (1925), Александр Невский (1938) и Иван Грозный (выпущены в двух частях, 1944 и 1958). В его концепции киномонтажа изображения, возможно, независимые от «основного» действия, представлены для максимального психологического воздействия.

Подробнее по этой теме

История кино: Советский Союз

… его самыми блестящими учениками были Сергей Эйзенштейн, и Всеволод Пудовкин.

Эйзенштейн, еврей по происхождению от его бабушки и дедушки по отцовской линии, жил в Риге, где его отец Михаил, инженер-строитель, работал в судостроении до 1910 года, когда семья переехала в Санкт-Петербург. После учебы в 1916–18 в инженерно-строительном институте Эйзенштейн решил сделать карьеру в области пластических искусств и поступил в Школу изящных искусств.

С началом русской революции 1917 года он записался в Красную Армию и помогал организовывать и строить оборону, а также устраивать развлечения для войск.Найдя свое призвание, он поступил в 1920 году в Московский Пролеткульт в качестве ассистента декоратора. Он быстро стал главным декоратором, а затем содиректором. Таким образом, он разработал костюмы и декорации для нескольких известных постановок. В то же время у него возник сильный интерес к японскому театру Кабуки, который повлиял на его идеи о кино. Для постановки « Мудрец, » по пьесе Александра Островского он снял короткометражный фильм « Дневник Глумова » («Дневник Глумова»), который был показан в рамках спектакля 1923 года. Вскоре после этого все его внимание привлекло кино, и он выпустил свой первый фильм, Stachka ( Strike ), в 1925 году, после того как опубликовал свою первую статью о теориях редактирования в обзоре Lef под редакцией великого поэта. Владимир Маяковский. Там он сказал, что вместо статического отражения события, выраженного логическим развертыванием действия, он предложил новую форму: «монтаж аттракционов», в котором будут представлены произвольно выбранные изображения, не зависящие от действия. не в хронологической последовательности, а так, чтобы произвело максимальное психологическое воздействие.Таким образом, режиссер должен стремиться закрепить в сознании зрителей элементы, которые приведут их к идее, которую он хочет передать; он должен попытаться поместить их в духовное состояние или психологическую ситуацию, которая породила бы эту идею.

Этими принципами руководствовалась вся карьера Эйзенштейна. Однако в реалистичных фильмах, над которыми он работал, такая техника эффективна только тогда, когда в ней используются конкретные элементы, неявные в действии; он теряет актуальность, когда его символы навязываются реальности, а не подразумеваются ею. Так, в «Забастовке » , в которой рассказывается о подавлении забастовки воинами царя, Эйзенштейн сопоставил кадры косящего рабочих из пулеметов с выстрелами скота, забитого на бойне. Эффект был поразительный, но объективная реальность была сфальсифицирована.

Strike

Сцена из финального монтажа спектакля Strike (1925), постановка Сергея Эйзенштейна.

Фотографии из Дэвида Кука и Музея современного искусства / Архив кадров из фильмов, Нью-Йорк Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.Подпишитесь сейчас

Одержимый своей теорией, Эйзенштейн часто терпел поражение. Броненосец Потемкин ( Линкор Потемкин , также называемый Потемкин ) благополучно сбежал. По заказу ЦИК СССР в ознаменование революции 1905 года фильм, снятый в порту и Одессе в 1925 году, оказал огромное влияние и до сих пор остается одним из шедевров мирового кинематографа. (В 1958 году международный опрос критиков признал его лучшим фильмом из когда-либо созданных. ) Его величие заключается не только в глубине человечности, с которой рассматривается предмет, ни в его социальной значимости, ни в формальном совершенстве его ритма и редактирования; скорее, каждое из них усиливается и умножается на другие.

Броненосец «Потемкин»

Кадр из кадра «Одесские ступени» из фильма « Броненосец Потемкин » (1925) режиссера Сергея Эйзенштейна.

Госкино / фотография, Музей современного искусства / Архив кадров, Нью-Йорк

Получив признание этим достижением как эпический поэт советского кино, Эйзенштейн затем снял фильм под названием Октябрь ( Октябрь г.) или Десять дней, которые потрясли мир ), в котором в течение двух часов говорилось о смене власти в правительстве после революции 1917 года, появлении на сцене Ленина и борьбе между большевиками и их политическими и военные враги.Если фильм иногда вдохновлял, он также был разрозненным, хаотичным и часто запутанным.

Также неравномерно, но лучше сбалансировано, был снят фильм Старое и новое ( Старое и Новое , также называемый Генеральная линия ), снятый в 1929 году для иллюстрации коллективизации сельской местности. Эйзенштейн превратил это в лирическую поэму, столь же спокойную и обширную, как « Линкор Потемкин» был жестоким и компактным.

В 1929 году, извлекая выгоду из поездки в Париж, он снял Сентиментальный роман (1930; Сентиментальный романс ), сочинение, противопоставляющее образы и музыку.В 1930 году, нанятый студией Paramount, он уехал в Голливуд, где работал над экранизациями романов L’Or («Золото Саттера») Блеза Сендрарса и Американская трагедия Теодора Драйзера. Однако, отказавшись изменить свои сценарии для удовлетворения требований студии, он разорвал контракт и в 1932 году отправился в Мексику, чтобы снять Que viva Mexico !, с капиталом, собранным писателем Аптоном Синклером.

Фильм так и не был закончен. Бюджетные проблемы в сочетании с недовольством Сталина продолжительностью пребывания Эйзенштейна в Мексике и множеством других факторов остановили производство.Отношения Эйзенштейна с Синклером, и без того натянутые из-за задержек производства и проблем со связью, были разрушены, когда таможенные органы США обнаружили гомоэротические рисунки и фотографии, некоторые из которых включали религиозные образы, в общей партии его вещей и Синклера. Хотя сексуальные наклонности Эйзенштейна так и не были подтверждены, его долгое время подозревали в гомосексуализме — теория, подтвержденная обнаруженными материалами.

Почти 300 000 футов (91 440 метров) отснятого материала для Que viva Mexico! — запрещен к ввозу в США.С.С.Р. был вырезан и выпущен в США как фильмы Гром над Мексикой , Эйзенштейн в Мексике и День смерти (1933–34). В 1940 году по кадрам был снят четвертый фильм под названием « Время на Солнце ». Также была составлена ​​серия обучающих фильмов о Мексике с использованием отрывков с катушек. Ни одна из этих попыток отдаленно не похожа на первоначальную концепцию. Синклер пожертвовал большую часть отснятого материала Музею современного искусства в Нью-Йорке в 1954 году.Кинорежиссер Джей Лейда собрал по этой видеозаписи «Мексиканский фильм Эйзенштейна: эпизоды для исследования » (1958). Бывший соратник Эйзенштейна Григорий Александров отредактировал его в грубом соответствии с первоначальным наброском Эйзенштейна и выпустил как Que viva Mexico! (1979).

После возвращения в Москву в 1933 году Эйзенштейн взял на себя Бежинский луг ( Бежинский луг ). Однако за несколько недель до его завершения ему было приказано приостановить его производство.Уже снятые сцены были собраны Эйзенштейном, но фильм, который так и не был выпущен, подвергся критике как «формалистический» из-за его поэтической интерпретации реальности. Таким образом, Эйзенштейн страдал от той же государственной политики в отношении искусства, которая втягивала композитора Сергея Прокофьева, писателя Исаака Бабеля и многих других художников в проблемы с советской властью.

Выразив сожаление по поводу ошибок своих прошлых работ, Эйзенштейн смог снять фильм, рассказывающий о средневековой эпопее «Александр Невский », в соответствии со сталинской политикой прославления русских героев.Этот фильм, снятый в 1938 году, преобразил реальные исторические события, величественно приведя к окончательной резолюции, олицетворяющей торжество коллективизма. Как и в средневековых эпосах, персонажи были сильно стилизованными героями или полубогами легенд. Созданный в тесном сотрудничестве с Прокофьевым, написавшим музыку, фильм представляет собой смесь образов и музыки в единое ритмическое единство, неразрывное целое.

Во время Второй мировой войны Эйзенштейн создал произведение в том же стиле, что и Александр Невский , и даже более грандиозное — Иван Грозный ( Иван Грозный ) — о царе XVI века Иване IV, которым восхищался Сталин.Начатый в 1943 году на Урале, первая часть была закончена в 1944 году, вторая — в начале 1946 года. Планировалась третья часть, но Эйзенштейну, страдающему стенокардией, пришлось лечь в постель на несколько месяцев. Он собирался вернуться к работе, когда умер, вскоре после своего 50-летия.

Большинство критиков согласятся, что, хотя три величайших фильма Эйзенштейна намного выше других, все его работы значительны; их недостатки присущи художникам, пытающимся исследовать пределы своего ремесла.Может быть, за всю историю кинематографа ни один режиссер не превзошел его в понимании своего искусства.

С чего начать Сергей Эйзенштейн

Линкор Потемкин (1925)

Почему это может показаться непростым

У него может быть только относительно скудная фильмография, но Сергей М. Эйзенштейн считается одним из самых важных пионеров раннего кино, режиссером и теоретиком, чье наследие все еще ощущается сегодня.

Линкор Потемкин (1925)

Мир немого советского кино может быть достаточно устрашающим, если бы не высокая репутация Эйзенштейна как «отца монтажа». Его идеи о том, как методы монтажа фильмов могут быть использованы для передачи гораздо большего, чем повествование, помогли сформировать будущее этого средства массовой информации. Одно из его самых известных эссе было посвящено пяти «методам монтажа», в которых описывались различные способы компоновки кадров для достижения различных результатов («метрический», «ритмичный», «тональный», «обертональный», «интеллектуальный»). ).Эффект от этих идей можно увидеть в быстрой нарезке современных последовательностей действий или ритмичном редактировании музыкальных клипов.

Период, в который работал Эйзенштейн, может быть еще одним потенциальным препятствием, как с точки зрения понимания раннего кино, так и с точки зрения откровенно пропагандистского характера его работ, учитывая, что он, несмотря на международное признание, продюсировал фильмы в Советский государственный строй.

Лучшее место для старта — Линкор Потемкин

Три кадра на линкоре «Потемкин», показывающие, как лев просыпается

Это может быть очевидный выбор, но это очевидный выбор по определенной причине. Это один из самых известных фильмов в истории медиа. Он входил в десятку лучших фильмов Sight & Sound каждое десятилетие до 2012 года, когда занял 11-е место. Он содержит один из самых широко известных и тщательно проанализированных эпизодов за все время. Лучшее — или, возможно, единственное — место для начала с Сергея Эйзенштейна — это броненосец «Потемкин» 1925 года.

Второй полнометражный фильм Эйзенштейна, изначально запрещенный в Великобритании из-за кажущейся мощи его послания, является революционной эпопеей во многих отношениях.Следуя театральной пятиактной драматической структуре, его история следует за восстанием моряков одноименного судна в 1905 году и последующим жестоким ответом царских солдат. Этот эпизод — массовое убийство мирных жителей на ступенях Одессы — является знаковым достижением фильма, сочетающим в себе многие новаторские приемы монтажа режиссера для создания кинетической, напряженной, жестокой и глубоко аллегорической декорации.

Для Эйзенштейна и многих его современников сила редактирования позволила объединить кадры вместе, чтобы создать совершенно новый смысл, которого не было в исходных кадрах. Среди наиболее известных примеров этого — три последовательных снимка статуй львов в разных состояниях покоя, которые, кажется, предполагают пробуждение льва ото сна — и, символически, пробуждение советских людей к их угнетению.

В отличие от голливудских фильмов, которые были тогда и сейчас, Эйзенштейн избегает сосредоточения внимания на одном центральном герое в пользу создания ощущения более широкого, сплоченного населения. Использование новых инструментов и идей, которые все еще находятся в зачаточном состоянии, делают «Броненосец Потемкин» интересным для взаимодействия с историческим текстом, особенно потому, что он позволяет провести такой тщательный анализ западного кино того периода, который проводил сам Эйзенштейн.

Однако не только механика метода делает этот фильм таким замечательным, но и его эффект. И режиссер, и политические деятели, финансирующие его работу, надеялись вызвать у своей аудитории инстинктивную и эмоциональную реакцию, и в результате «Броненосец Потемкин» остается таким же возбуждающим и лихорадочным, как и почти 100 лет назад.

Что смотреть дальше

Если во время просмотра «Потемкина» ваш интерес пробудил волнующий мятеж, то вам, возможно, лучше всего посоветовать поискать фильмы, которые он снял до и после него, — которые составляют своего рода свободную трилогию, окружающую мифологию революции 1917 года.

«Забастовка» (1925) — смелое экспериментальное изображение забастовок 1903 года в Ростове-на-Дону, задуманное как часть так и не законченного цикла из семи фильмов под названием «К диктатуре пролетариата». Как и в «Потемкине», «Удар» агрессивно использует монтаж для смысла — наиболее известный пример — сравнение убитых забастовщиков с забитым скотом посредством сопоставления изображений.

После Потемкина вышел фильм Эйзенштейна о самой революции «Октябрь: десять дней, потрясших мир» (1928), лихорадочный вихрь символизма, спровоцированный Сталиным.Эйзенштейн говорил о том, как революция привела его к искусству из его инженерного образования и как искусство, наоборот, привело его к революции. Это фильмы, вместе с Потемкиным, которые подтверждают эту связь.

После периода бездействия, в течение которого он провел десять лет без завершенного проекта, первым звуковым фильмом Эйзенштейна стала историческая драма «Александр Невский» (1938). Этот был сделан в стиле социалистического реализма, санкционированного государством, с установленными гарантиями (в виде бдительных коллег), чтобы не дать Эйзенштейну сбиться в формализм.В результате получилось более прямолинейное повествование о главном герое, возглавляющем войска для отражения вторжения тевтонских рыцарей, кульминацией которого стало потрясающее сражение на замерзшем озере.

Несмотря на менее изобретательный стиль, Невский все же позволял Эйзенштейну теоретизировать и экспериментировать. Известно, что музыка была написана Сергеем Прокофьевым, и хотя часть ее была написана на основе изображений фильма, некоторые разделы были отредактированы под заранее написанную музыку, что сделало ее новаторским двусторонним сотрудничеством.

Музыка также дала Эйзенштейну основу для новой теории о том, как звук и композиция отдельных изображений могут направлять взгляд зрителя.Он спланировал различные разделы фильма вокруг этой теории, нарисовав диаграммы того, где аудитория должна быть в центре внимания во время каждого кадра. Помогает то, что Александр Невский, как и его более поздний двухчастный эпос «Иван Грозный» (1944/58), также визуально великолепен.

Перейти к основному содержанию Поиск