Неужели начинают сбываться самые мрачные прогнозы аналитиков? Цветочки «арабской весны» — демократические преобразования на Ближнем Востоке, неоднократно одобренные и подержанные президентом США Бараком Обамой, начинают преподносить первые плоды.
Всенародно избранная нижняя палата египетского парламента приступила к работе. Но ее первые решения пришлись явно не по нраву ни США, ни их ближайшему союзнику Израилю.
Подавляющим большинством голосов египетские депутаты приняли беспрецедентно недружественное решение по отношению к своему соседу, потребовав «в знак протеста против развязанной агрессии против сектора Газа» выдворить посла Израиля из Каира и отозвать из Тель-Авива главу египетского представительства.
Реализация этого решения будет означать полное прекращение дипломатических отношений между двумя странами и поставит под сомнение существующее мирное соглашение.
Кроме того, депутаты выступили за немедленное прекращение поставок египетского газа в Израиль и призвали все арабские страны «вернуться к глобальной блокаде Израиля». Впрочем, ожидать иного решения от парламента, более чем на половину состоящего из активистов ранее запрещенной партии «Братья-мусульмане» и салафитской «Ан-Нур», не приходилось.
Находившиеся с 1954 года в подполье «Братья-мусульмане» всегда стояли на стороне крайних антиизраильских группировок, а правящие в Египте режимы иначе как предателями не называли. Символично, что первыми, кто приветствовал победу оппозиционеров, стали представители террористической организации ХАМАС.
Правда, в Израиле еще год назад прогнозировали подобный исход «арабской весны». Министр по стратегическим делам Израиля Моше Яалон, выступая в феврале прошлого года на пресс-конференции в Москве, назвал движение «Братьев-мусульман» наиболее организованной силой в Египте и предсказал им победу на предстоящих парламентских выборах. Уже тогда же в правительстве Израиля разгорелись дискуссии о том, как себя вести в случае смены режима Мубарака антиизраильскими силами.
Как всегда, столкнулись две силы. «Голуби» в МИДе, благословляя нового посла Израиля в Каире Яакова Амитая, напутствовали его так: «Мы должны пойти на все, чтобы объяснить, что мы не враги египетского народа и не враги палестинцев. Палестинцы не могут вечно крутить арабский мир за хвост...»
В то же время министр обороны Израиля Эхуд Барак, анализируя итоги выборов, назвал ситуацию «очень, очень тревожной». Комментируя эти тревоги, газета The Jerusalem Post рассказала, что в вооруженных силах Израиля существуют опасения в отношении по крайней мере двух возможных сценариев, предусматривающих развертывание египетских вооруженных сил на Синайском полуострове, который в соответствии с мирным договором от 1979 года является демилитаризованной зоной. Хотя в армии считают, что, даже несмотря на победу «Братьев-мусульман», пройдет еще некоторое время, прежде чем Египет сможет угрожать Израилю снова, как это было в дни, предшествовавшие войне Судного дня в 1973 году. По этой причине, пишет газета, «израильская армия весь уходящий год была сосредоточена главным образом сдуванием пыли со старых военных карт и концептуальной подготовкой к неизбежному будущему».
Опасения такого будущего усиливает и тот факт, что на предстоящих в мае президентских выборах две крупнейшие исламистские группировки Египта — «Братья-мусульмане» и объединение салафитов решили выдвинуть общего кандидата Хуссама аль-Гарьяни, в настоящее время занимающего пост председателя Высшего судебного совета Египта. По предварительным прогнозам, он лидирует среди других кандидатов. В случае его победы уже вся вертикаль власти будет принадлежать исламистам, а это значит, что они получат и полный контроль над египетской армией.